рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: ФРГ и ГДР В 50—70-х гг.

Правительство Брандта начало интенсивные переговоры с СССР, Польшей и Чехословакией, завершившиеся подписанием «восточных договоров» (Московский договор 12 августа 1970 г., Варшавский договор 7 декабря 1970 г., Пражский договор 11 декабря 1973 г.). Участники этих соглашений признавали нерушимость послевоенных границ, в том числе по Одеру – Нейсе, подтверждали свой отказ от территориальных претензий и применения силы в международных отношениях.

В ноябре 1971 г. было подписано четырехстороннее соглашение США, Франции, Великобритании и СССР по Западному Берлину. Оно вступило в действие с 1972 г. и предусматривало отказ от применения силы в решении вопроса о Западном Берлине, подтверждало права и обязанности заинтересованных сторон, установленные послевоенными договорами. Соглашение подтверждало, что Западный Берлин не является частью территории ФРГ, и устанавливало тройной механизм взаимоотношений между компетентными органами ГДР, Западного Берлина и ФРГ по вопросам регулирования транзитных перемещений граждан, транспортного, телефонного и телеграфного сообщения и пр. Но на Западный Берлин были распространены международные соглашения и договоренности, заключенные ФРГ. ФРГ получила право на представительство интересов жителей Западного Берлина в международных организациях по вопросам, не касающимся безопасности и статуса города. В остальных случаях полномочия по представительству Западного Берлина на международном уровне сохранили США, Великобритания и Франция.

Заключение компромиссного соглашения о статусе Западного Берлина послужило толчком для подписания Договора об основах отношений между ГДР и ФРГ (21 декабря 1972 г.). ГДР была признана боннскими властями как суверенное самостоятельное государство. Обе стороны подчеркивали, что намерены развивать добрососедские отношения, руководствоваться принципами суверенитета, нерушимости границ и отказа от дискриминации. Договор зафиксировал, что ни одно из немецких государств не может представлять другое в международной сфере и действовать от его имени. Произошел обмен дипломатическими представительствами. Вскоре последовало вступление ФРГ и ГДР в ООН.

Внешнеполитический курс Брандта вызвал яростные попытки оппозиции добиться отставки правительства. Первая атака последовала 27 апреля 1972 г., когда депутаты ХДС/ХСС внесли на голосование в Бундестаге вотум недоверия Брандту, предложив на роль канцлера нового лидера христианских демократов Райнера Барцеля. Но для успеха оппозиции не хватило двух голосов. На следующий день при голосовании по проекту бюджета установилось уже равенство голосов – 247:247. В этой ситуации Брандт использовал свое право инициировать роспуск парламента. Новые выборы состоялись 19 ноября 1972 г. и принесли убедительную победу правящей коалиции. СДПГ поддержали 45,8% избирателей, что составило 230 мандатов. Значительно усилили свои позиции свободные демократы, получившие 8,4% голосов и 41 мандат. У ХДС оказалось 35,2% голосов и 177 мандатов, у ХСС – 3,7% и 48 мандатов.

Не в силах поколебать преимущество правящей коалиции, оппозиция предприняла шумную обвинительную кампанию лично против канцлера. Осуждению подвергались различные факты из биографии Брандта, его прежние связи с дискредитировавшими себя государственными и общественными деятелями. Обсуждались и действительные промахи правительства в сфере экономической политики. Развязка наступила после разоблачения референта канцлера М. Гийома как агента спецслужб ГДР. Уже в ходе расследования возник и скандал личного характера – выяснилось, что во время официального визита в Норвегию Гийом организовывал встречи Брандта с девушками. 5 мая 1974 г. Брандт подал в отставку. Его преемником на посту канцлера стал Гельмут Шмидт. Сменился и лидер СвДП. После избрания Шееля президентом партию возглавил Ганс-Дитрих Геншер. В правительстве Геншер получил посты вице-канцлера и министра иностранных дел. Политическое руководство социал-либеральной коалиции приобрело более умеренный, прагматичный характер. Жесткий, деловой, рациональный стиль руководства Шмидта, получившего прозвище «железного канцлера» покончил с эпохой реформаторского романтизма.

Правительству Шмидта пришлось действовать в чрезвычайно сложной экономической ситуации. С 1974 г. в ведущих странах Запада начался циклический кризис перепроизводства, открывший длительный период структурной перестройки индустриальной модели производства. В ФРГ в 1974 г. ВВП снизился на 4%, уровень промышленного производства – на 7,5%. Безработица увеличилась до 1,2 млн человек, но уже с 1975 г. положение стабилизировалось, а к 1977 г. экономика ФРГ превзошла докризисный уровень. В целом ФРГ пострадала в годы кризиса значительно меньше, чем остальные ведущие западные страны. Сказалась и общая эффективность западногерманской экономики, и удачные действия правительства.

Основу антикризисной программы Шмидта составили меры по структурной модернизации промышленности, рационализации трудовых отношений, укреплению финансовой системы. Правительство отказалось от широкой практики государственного планирования и прямого производственного инвестирования. Ставка была сделана на стимулирование свободного предпринимательства (к началу 80-х гг. общий уровень корпоративного налогообложения снизился почти на четверть). Особое внимание уделялось кредитной поддержке малого и среднего бизнеса. В середине 70-х гг. в ФРГ насчитывалось около 1,9 млн. мелких предпринимателей, и благодаря правительственной политике их численность в кризисные годы даже начала увеличиваться. В среде малого бизнеса в эти годы начинает формироваться прослойка венчурных кампаний, взявших на себя разработку многих новейших технологических проектов. Правительство оказывало активную поддержку в подготовке научно-исследовательского персонала для таких кампаний, стимулировало их связи с государственными исследовательскими учреждениями. В рамках НИОКР правительство отдавало приоритет разработкам микропроцессорной техники, систем коммуникации, энергосберегающих технологий. Еще одним новшеством структурной политики стало поощрение переноса за рубеж части промышленного производства, главным образом малорентабельных или экологически вредных предприятий, а также предприятий конвейерной сборки (машиностроения и электроники).

Для рационализации системы трудовых отношений правительство Шмидта призывало профсоюзы отказаться от практики заключения коллективных договоров. После принятия в 1976 г. «Закона о соучастии рабочих в управлении промышленными предприятиями» профсоюзы утратили возможность оказывать решающее влияние на деятельность наблюдательных советов предприятий.

В начале 80-х гг., на фоне нового циклического кризиса перепроизводства последовал ряд непопулярных шагов. В 1980 г. предприниматели получили право на коллективные увольнения. В начале 1982 г. был введен новый порядок тарификации рабочей силы – созданы пять квалификационных категорий с дифференцированной оплатой и жесткими правилами аттестации. Правительство предпринимало шаги по совершенствованию системы трудоустройства безработных, но отказалось от увеличения пособий по безработице. Уровень безработицы в эти годы составлял примерно 4 -4,5% трудоспособного населения (около 1 млн чел.), что было значительно ниже, чем в других ведущих странах Запада.

Правительство Шмидта попыталось остановить нарастание инфляции и отказалось от использования бюджетного дефицита как инструмента политики. В 1975 г. был принят закон об «улучшении структуры бюджета». В соответствии с ним были значительно сокращены расходы на социальные программы. В финансировании пенсионных и страховых фондов увеличилась доля физических лиц. После выхода из кризиса кредитно-денежная политика несколько смягчилась. В 1977 г. была принята «Программа будущих инвестиций», сосредоточившая государственные расходы на решение проблемы занятости, городского строительства, развития общественной инфраструктуры, защиты окружающей среды. Но стабильность финансовой системы оставалась важнейшим приоритетом политики правительства. Во второй половине 70-х гг. были предприняты меры по накоплению золотовалютных резервов. Их общий рост составил около 40 млрд марок. По сравнению с американским долларом курс марки вырос в 1972–1979 гг. на 85%, с французским франком – на 48%, с фунтом стерлингов – на 98%. Марка превратилась в распространенное средство международных расчетов, заняв место в валютных запасах различных стран.

Экономический императив во многом определял и внешнеполитический курс правительства Шмидта. Вместе с французским президентом В. Жискар д' Эстеном Шмидт внес большой личный вклад в развитие европейского интеграционного процесса. Результатом их усилий стало формирование европейской финансовой системы с вводом расчетной денежной единицы ЭКЮ, европейской системы скоординированных валютных курсов («валютной змеи» ЕЭС). Солидаризируясь с Францией Шмидт занял жесткую позицию по поводу притязаний Великобритании на изменение порядка финансирования бюджета Сообществ и сельскохозяйственной политики ЕЭС. Результатом франко-западногерманского сотрудничества в те же годы стало укрепление наднациональных органов Сообществ, в том числе ввод прямых выборов в Европарламент, расширение полномочий Европейского Совета. Шмидт поддержал также инициативы стран Бенилюкса по разработке проекта Европейского союза («план Тиндеманса»). Министр иностранных дел ФРГ Геншер вместе со своим итальянским коллегой Коломбо в 1981 г. выдвинули совместный проект «Европейского акта», призванного объединить правовую базу Европейских Сообществ и сформулировать новые направления интеграционного процесса. Реализация «плана Геншера – Коломбо» началась уже с 1983 г.

В вопросах глобальной мировой политики правительство Шмидта попыталось следовать «стратегии равновесия». В 1975 г. ФРГ присоединилась к решениям Хельсинкского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. В 1978 г. Бонн с официальным визитом посетил Л. Брежнев, а спустя два года ответный визит в Москву правительственной делегации ФРГ привел к подписанию первого в истории двух стран долгосрочного договора о сотрудничестве. Но одновременно Шмидт предпринял шаги по сближению с США. Поворотным моментом стало принятие в июне 1974 г. Брюссельской сессией НАТО новой Декларации об атлантических отношениях, предполагающей достижение более равноправного партнерства в блоке. В 1976 г. ФРГ удалось добиться прекращения выплат на содержание американских войск, размещенных на ее территории. В том же году именно ФРГ выступила инициатором принятия натовской концепции «обороны на передовых рубежах», предусматривавшей не только размещение ядерного оружия на территории европейских стран альянса, но и привлечение их к разработке стратегии использования ядерного оружия, управлению ракетными войсками.

ФРГ активно выступила в поддержку модернизации ядерных вооружений НАТО после размещения в восточноевропейских странах советских ракет СС-20. Но результат явно превысил ожидания западногерманской дипломатии. США начали настаивать на размещении в Западной Европе нового класса ракет средней и малой дальности. Соответствующее решение было принято на Брюссельской сессии НАТО в 1979 г. На территории Западной Германии предстояло сосредоточить 108 «Першингов-2» и 96 крылатых ракет. Шмидт сумел лишь настоять на «двойном решении» – размещение ракет при продолжении переговоров о разоружении с СССР. Вскоре последовал новый виток в нарастании международной напряженности. Вместе с партнерами по Североатлантическому альянсу ФРГ жестко осудила агрессию СССР против Афганистана. Немецким спортсменам было рекомендовано не участвовать в Московской олимпиаде 1980 г. Впрочем, это не помешало самому Шмидту именно летом 1980 г. совершить официальный визит в Москву и попытаться выступить в роли посредника для начала переговоров по проблемам международной безопасности. Западногерманская дипломатия поддержала начало советско-американских переговоров 1981 г. в Женеве и выразила озабоченность их срывом.

Правительству Шмидта удавалось сохранять политическую стабильность в стране на протяжении всей второй половины 70-х гг. Парламентские выборы 1976 и 1980 гг. продемонстрировали явное преобладание социал-либеральной коалиции. СДПГ оставалась наиболее популярной партией, получив в 1976 г. 42,6% голосов и 214 мандатов, а в 1980 г. – 42,9% и 218 мандатов. В. Брандт, занимавший по-прежнему посте ее председателя, стал в 1976 г. президентом Социалистического Интернационала. Вместе с У. Пальме, Б. Крайским, П. Моруа, Ф. Гонсалесом он составил руководящее крыло нового поколения социал-демократов. Международный престиж СДПГ и ее лидера в эти годы значительно возрос, а в самой партии утихли межфракционные распри.

Еще более упрочились позиции СвДП. Свободным демократам удалось получить на выборах 1976 г. 7,9% голосов и 39 мандатов, а на выборах 1980 г. – уже 10,3% и 52 мандата. Но в самой партии постепенно назревал раскол. Ее левое крыло активно поддерживало союз с СДПГ. Но Геншер в 1977 г. предложил новую коалиционную тактику. Сохраняя партнерство с социал-демократами в парламенте, свободные демократы начали выступать на выборах в ландтаги в ряде земель в коалиции с ХДС. Такая политика получила название «размягчения партийных фронтов». Наконец, правое крыло СвДП (так называемое «экономическое»), возглавляемое X. Фридериксом, М. Бангеманом и О. Ламбсдорфом, выступило за окончательное возвращение к альянсу с ХДС/ ХСС. Эта позиция возобладала на партийном съезде СвДП в Кельне в 1981 г., что значительно ослабило правящую социал-либеральную коалицию.

Блок ХДС/ХСС по-прежнему образовывал наибольшую партийную фракцию в парламенте, но пока не мог бороться за создание своего правительства. Непростыми оставались и взаимоотношения двух демохристианских партий. После поражения на выборах 1976 г. (ХДС получил тогда 38% голосов и 190 мандатов, а ХСС – 10,6% и 53 мандата) коалиция пережила наиболее серьезный кризис за всю историю своего существования. Новый председатель ХДС Гельмут Коль, избранный на съезде в Гамбурге в ноябре 1973 г., только начал модернизацию идеологической платформы партии. Первые контуры обновленной концепции ХДС появились в «Программе принципов», принятой в 1978 г. Коль пытался найти компромисс между традиционными установками своего движения и современными идеями. В программе оказались соединены принцип атлантической солидарности и признание важности укрепления общеевропейской безопасности под эгидой СБСЕ, объявлялся «открытым» германский вопрос, но заявлялось о необходимости соблюдать все договоренности, достигнутые между ФРГ и ГДР в последнее время, декларировалась верность концепции социального рыночного хозяйства, но доказывалась необходимость обновления национальной экономической системы. Поддержка Коля сыграла важную роль в избрании на пост президента в 1979 г. христианского демократа К. Карстена.

Глубокая организационная и идеологическая перестройка в ХДС стала сигналом к началу Ф.-Й. Штраусом решительной борьбы за пост лидера всей коалиции. В программе ХСС 1976 г. предпочтение было отдано традиционным идеям христианской демократии. ХСС рассматривался как «народная партия», верная идеалам порядка, стабильности, ответственности. Внешнеполитическая доктрина по-прежнему носила конфронтационный характер и исходила из противопоставления Запада и Востока в мировой политике. Радикальный европеизм сочетался с декларированием верности Североатлантическому альянсу. Под угрозой разрыва коалиции Штраус добился летом 1979 г. выдвижения себя кандидатом от ХДС/ХСС на пост канцлера. Однако выборы 1980 г. вновь принесли христианским демократам поражение, а вместе с ним – и крах личных амбиций Штрауса. Причем если ХСС сохранил свое положение в парламенте (10,6% голосов и 53 мандата), то ХДС получил лишь 34, 2% и 174 мандата.

Отличительной чертой внутриполитической ситуации в ФРГ в конце 70-х гг. оставалась активность так называемой «внепарламентской оппозиции». Все больший размах приобретало антивоенное движение, спровоцированное размещением в стране ядерного оружия. Серьезной оставалась угроза терроризма. Активизировались действия боевиков из РАФ и Б-2. В 1974 г. возникла первая праворадикальная террористическая организация «Военно-спортивная группа Гофмана», а в 1979 г. – феминистская террористическая группа «Революционные ячейки», объявившая своей целью борьбу с господством мужчин над женщинами.

Быстро укреплялось западногерманское движение «зеленых». Первая партия такого толка была учреждена в Нижней Саксонии в мае 1977 г. В 1978–1979 гг. партии «зеленых» были созданы в Баварии, Бремене, Гамбурге, Ба-ден-Вюртемберге и Гессене. В июне 1979 г. западногерманские «зеленые» сформировали союз «Особое политическое объединение – зеленые» и выставили единых кандидатов на выборах в Европейский парламент (получив поддержку 3,2% избирателей). В январе 1980 г. в Карлсруэ состоялся учредительный съезд федеральной партии «зеленых». Целью ее было объявлено преодоление общественных условий, при которых ориентация на экономический рост имеет преимущество перед экологическими, социальными и демократическими потребностями жизни человечества. Критикуя «экономику прибылей» и «индустриальное общество», «зеленые» выступили за децентрализацию производства, внедрение самоуправления на предприятиях, обеспечение полной занятости, равноправия мужчин и женщин, немцев и иностранцев, живущих в ФРГ, демократизацию системы образования. Особый упор делается на необходимость решения экологических проблем. Включаясь в парламентскую борьбу, «зеленые» добивались демократизации государственного аппарата и расширения прав местного самоуправления. Важнейшим принципом деятельности партии стал отказ от насилия. «Зеленые» выступили и против применения силы в международных отношениях, за ликвидацию военных блоков, против гонки ядерных вооружений. В 1980 г. «зеленые» впервые приняли участие в парламентских выборах, но первоначально добились скромных результатов и даже оказалась на грани раскола. В октябре 1980 г. от партии откололась правая группировка Г. Груля.

Политическая обстановка благоприятствовала сохранению социал-либеральной коалиции. Однако в 1980–1982 гг. положение правительства стало быстро ухудшаться. Начался новый циклический кризис перепроизводства, поразивший экономику всех ведущих стран Запада. В ФРГ его масштабы были даже большими, нежели в 1974–1975 гг. Существенно увеличилась безработица, превысив 9% работающих по найму (2,5 млн человек). В два раза вырос дефицит бюджета. Впервые в послевоенный период в Западной Германии прошла волна банкротств промышленных и финансовых кампаний. Попытки правительства использовать жесткие антикризисные меры спровоцировали дальнейший раскол в коалиции и прежде всего в рядах СвДП. Многие социал-демократы и левые группировки в СвДП были недовольны сворачиванием государственной системы социального обеспечения и переходом правительства к монетарной политике. Правое крыло СвДП, напротив, поддерживало подобную политику, но считало, что ответственность за ее проведение должна взять коалиция свободных демократов и блока ХДС/ХСС.

Состоявшийся в апреле 1982 г. съезд СДПГ продемонстрировал, что Шмидт утратил консолидированную поддержку своей партии. Левое большинство делегатов съезда требовало проведения широких программ по увеличению занятости, наращивания государственных промышленных инвестиций, сокращения налоговых льгот предпринимателям. Развязка наступила в июле 1982 г. при обсуждении бюджета на следующий год. «Экономическая» группировка СвДП выдвинула собственный проект антикризисной политики, предусматривавший сокращение всех расходных статей бюджета на 5–10%, сокращение срока выплаты пособий по безработице, уменьшение доли государственного финансирования пенсионных фондов, отказ от регулирования уровня квартплаты, частичный переход от стипендий к кредитам на обучение. Поскольку руководство СДПГ заняло негативную позицию по отношению к этому проекту, правительство оказалось парализовано. Попытки Шмидта найти компромиссный вариант не увенчались успехом. 17 сентября 1982 г. СвДП объявила о разрыве коалиции с социал-демократами, а 1 октября поддержала при голосовании в парламенте конструктивный вотум недоверия Шмидту. Новым канцлером стал лидер ХДМ Гельмут Коль.

5. Социалистическое строительство в ГДР

Конституция Германской Демократической Республики была утверждена ННК в мае 1949 г. и вступила в действие 7 октября 1949 г. после образования временной Народной палаты. 10 октября СВАГ была преобразована в Советскую контрольную комиссию (СКК). 11 октября В. Пик был избран президентом республики, а 12 октября Народная палата утвердила правительство ГДР во главе с О. Гротеволем. 15 октября 1949 г. были установлены дипломатические отношениях между ГДР и СССР.

Конституция 1949 г. провозгласила создание в Восточной Германии «государства диктатуры пролетариата», но вместе с тем включила такие конституционные принципы, как народовластие, демократическая организация государства, его антифашистский характер. Конституция формально закрепляла демократические права и свободы, в том числе свободу слова, собраний, печати, обязанность государства по защите брака и семьи, прав национальных меньшинств. Признавалось и право собственности с возможностью его ограничения во имя общественных интересов.

В ГДР сохранилась многопартийная система, но она приобрела специфический характер. Все легальные партии (СЕПГ, Национально-демократическая партия, Крестьянская Демократическая партия, ЛДПГ, ХДС) были объединены в Национальный фронт. Для проведения выборов в Народную палату составлялся единый список всех партий Национального фронта, где представительство определялось заранее по определенным квотам (117 депутатских мест для. СЕПГ, 52 – для других партий). Итог выборов оказывался предопределен. По официальной статистике, явка избирателей, как правило, была почти стопроцентной, равно как и поддержка единого списка.

Избираемая в ходе прямых всеобщих выборов Народная палата являлась по конституции 1949 г. верховным государственным органом. Первоначально, на основе пропорционального представительства земель была сформирована и верхняя палата парламента – Палата земель. Но после административной реформы 1952 г., упразднившей прежнее деление территории Восточной Германии на пять земель, ее существование стало излишним. В 1958 г. Палата земель была окончательно упразднена, и парламент ГДР стал однопалатным. Был отменен в 1960 г. и пост президента. С 1949 г. до своей смерти в 1960 г. его занимал В. Пик. Впоследствии был образован особый орган, выполняющий функции главы государства на коллегиальной основе, – Государственный совет. Исполнительная власть принадлежала правительству – Совету министров, который так же, как и Государственный совет, избирался Народным собранием.

Рубежное значение для становления восточногерманского режима имел III съезд СЕПГ, состоявшийся в июле 1950 г. На нем Генеральным секретарем ЦК СЕПГ был избран В. Ульбрихт. Началось копирование политического и экономического опыта СССР, превращение СЕПГ в «партию нового типа», распространение партийного контроля на все стороны общественной жизни. Характерно, что именно партийный съезд подвел в 1950 г. итоги выполнения двухлетнего плана восстановления народного хозяйства и сформулировал задачу первого пятилетнего плана развития. В СЕПГ насаждались нормы политической жизни, свойственные ВКП (б), началась активная пропагандистская война против «шпионов и агентов» мирового империализма, троцкизма и титойзма. В том же 1950 г. было создано всесильное министерство государственной безопасности ГДР (ЗЬааСззкЬегЬеН:, «ЗглазЬ – Государственная безопасность, «Штази»).

С момента своего образования ГДР заняла привилегированное положение в рамках советского блока. Это было связано с негласным духом соревновательности во взаимоотношениях между двумя немецкими государствами. Успехи ГДР рассматривались как прямое доказательство преимуществ социалистического строя. Для поддержки проводимых в ГДР преобразований советское правительство в 1950 г. сократило вдвое размеры репарационных платежей, постоянно наращивало объемы поставок сырья и техники. В государственный сектор ГДР были переданы многие советские акционерные предприятия, созданные в первые послевоенные годы. Конференция восьми стран Восточной Европы, прошедшая в октябре 1950 г. в Праге, впервые заявила о возможности «участия Германии в объединенных вооруженных силах».

В 1952 г. в ГДР официально было объявлено о начале строительства основ социалистического строя. Это стало сигналом для осуществления широкой административной реформы, в ходе которой значительно усилилась степень централизации государственного управления. Проводилась политическая чистка кадрового состава полиции. Началось форсированное кооперирование деревни, широкое огосударствление промышленности. Однако успехи, достигнутые в восстановлении индустриального потенциала страны, нивелировались огромными социальными издержками. Уровень жизни населения оставался чрезвычайно низким. Ограничения индивидуальной предпринимательской инициативы, увеличение норм выработки для рабочих, повышение налогов, преследование духовенства и другие типичные для «построения основ социализма» процессы воспринимались исключительно болезненно.

Смерть Сталина позволила руководству ГДР попытаться внести коррективы в свою политику. 10 июня 1953 г. ЦК СЕПГ опубликовал решение о начале «нового курса» по исправлению «допущенных ошибок». Последовали меры по смягчению налоговой политики в отношении крестьян и ремесленников. Но это спровоцировало 16 июня выступления берлинских рабочих, требующих отмены повышенных трудовых норм. 17 июня волнения охватили многие города Восточной Германии. Лейтмотивом этого стихийного движения было выражение недовольства политикой СЕПГ, низким уровнем жизни, присутствием на территории страны советских войск. Для подавления этих выступлений использовались советские танковые части. Количество жертв составило от 25 до 300 человек.

События 17 июня заставили руководство СЕПГ внести коррективы в ход реформ. Используя кредиты и материальную помощь СССР удалось снизить цены на розничные товары и повысить заработную плату рабочим и служащим. Увеличились инвестиции в легкую промышленность и жилищное строительство. Более последовательно проводился принцип добровольного вступления в сельскохозяйственные кооперативы. Произошел заметный «откат» в отношении мелкотоварного частного производства. Более 3 тыс. конфискованных частных магазинов было возвращено их владельцам. Впоследствии в ГДР так и не произошло тотального огосударствления экономической системы, хотя приоритет общенародной собственности и плановости развития народного хозяйства сомнениям не подвергался. Политическим же следствием кризиса 1953 г. стало усиление позиций ортодоксального крыла СЕПГ. Отказавшись от радикального курса в социально-экономической сфере, группировка Ульбрихта использовала сложившуюся ситуацию для дискредитации реформаторского крыла партии.

Руководство ГДР заняло весьма жесткую позицию и по вопросу об урегулировании общегерманской проблемы (на Западе эта политика получила название «доктрины Ульбрихта»). В день подписания Общего договора (26 мая 1954 г.) правительство ГДР объявило о решении создать «запретную зону» на всем протяжении границы с ФРГ. Она приобрела вид укрепленного района с колючей проволокой, постами, патрулями и т.д. Срыв переговоров между СССР и западными странами по германской проблеме в 1953–1955 г. способствовал окончательной интеграции ГДР в советский блок. В 1954 г. СССР отказался от получения оставшейся части репараций и передал ГДР находившиеся в его собственности восточногерманские промышленные предприятия. ГДР были предоставлены дополнительные кредиты на реализацию экономических программ и сокращены ее выплаты на содержание советского военного контингента. В марте 1954 г. между СССР и ГДР было заключено соглашение о предоставлении ГДР полного государственного суверенитета. СССР сохранил лишь обязательства по контролю над безопасностью и внешней политикой ГДР, предусмотренные соглашениями четырех держав. В 1955 г. ГДР стала членом ОВД.

С конца 50-х гг. политическая ситуация вокруг ГДР вновь обострилась. 10 ноября 1958 г. в речи на митинге советско-польской дружбы Хрущев высказался относительно целесообразности отказа от «остатков оккупационного режима в Берлине». В нотах правительствам США, Великобритании и Франции, а также ГДР и ФРГ от 27 ноября было выдвинуто предложение о превращении Западного Берлина в «демилитаризованный вольный город». СССР объявил о намерении пересмотреть порядок транспортного сообщения между Западным Берлином и ФРГ. В январе 1959 г. советское правительство выступило и с требованиями ускорить разработку мирного договора с Германией, что требовало окончательного решения вопроса о статусе обоих германских государств и Западного Берлина. Женевское совещание министров иностранных дел четырех держав по этому вопросу завершилось безрезультатно. После инцидента с американским У-2, срыва Парижского совещания в верхах и неудачных переговоров Хрущева и нового американского президента Кеннеди в июне 1961 г. ситуация вокруг ГДР стала взрывоопасной.

С лета 1961 г. из ГДР начался массовый исход населения через открытую границу в Берлине. Если в 1959 г. ГДР покинули 144 тыс. человек, в 1960 г. – 203 тыс., то только в июле 1961 г. в ФРГ бежали 30 тыс., а за две первые недели августа – 48 тыс. человек. В ночь с 13 на 14 августа 1961 г. произошло возведение стены между восточными и западными секторами Берлина. Эти меры правительство ГДР объяснило необходимостью укрепления государственной границы и пресечения действий «западных агентов». Берлинская стена стала символом «железного занавеса», разделившего Европу на два противоборствующих лагеря.

В 60-х гг. развитие ГДР было схоже с процессами, происходившими в Венгрии и Чехословакии. В 1963 г. VI съезд СЕПГ принял программу партии, где объявлялось о начале этапа социалистического развития ГДР, ставились задачи повышения производительности труда и эффективности народно-хозяйственного комплекса, установления «социалистических отношений» между гражданами, восстановление национального единства Германии. С 1963 г. началось осуществление экономической реформы, призванной создать модель «социалистического рынка». Сокращались государственные дотации на промышленную продукцию. Народные предприятия переводились на хозрасчет, повышалась их производственная самостоятельность. ГДР достигла высоких темпов развития и превратилась в одно из лидирующих государств социалистического содружества.

Поддерживая новые идеологические веяния в СССР, Ульбрихт начал рассматривать социализм как «относительно самостоятельную формацию» в отличие от классического марксистско-ленинского определения его как переходного этапа к коммунистическому обществу. На этом основании руководство ГДР пыталось обосновать изменение статуса своей страны в рамках «социалистического содружества». Высказывалось мнение о необходимости отказаться от излишнего политического и идеологического диктата со стороны СССР, который оправдан лишь в отношении стран, находящихся на начальной стадии социалистического развития. Именно такой смысл был вложен в решение VII съезда СЕПГ 1967 г. о переходе к этапу построения «развитой общественной системы социализма». Новая конституция, принятая в 1968 г., объявила ГДР «социалистическим государством немецкой нации». Сохранив прежнее государственное устройство, конституция 1968 г. более четко закрепила роль СЕПГ. Ульбрихт и его единомышленники считали, что партия должна являться руководящей идейно-политической силой, но административное управление может быть сосредоточено под эгидой Государственного совета. В руководстве самой СЕПГ в этот период значительно уменьшилось влияние аппаратных работников и увеличилось представительство технократов, профессиональных экономистов. Вместе с тем, ни о какой радикальной политической реформе речь не шла. Показательным стало отношение руководства ГДР к событиям «пражской весны» 1968 г. Ульбрихт поддержал самые жесткие шаги стран ОВД в отношении Чехословакии, а восточногерманский контингент принял участие в военной операции.

Весной 1971 г. Ульбрихт был освобожден «по собственной просьбе» с поста Первого секретаря ЦК СЕПГ, став почетным председателем партии. Новое руководство ГДР во главе с Эрихом Хонеккером отказалось от любого фрондерства в отношении СССР. Был взят курс на ужесточение идеологического контроля над обществом при сохранении активной экономической и социальной политики. Укрепляя единство в рядах СЕПГ и усиливая давления на некоммунистические партии, расширяя полномочия службы госбезопасности, Хонеккер пытался добиться социального спокойствия в обществе и за счет повышения уровня жизни. В 70-х гг. в ГДР периодически происходило повышение заработной платы и увеличение пенсионных выплат при сохранении стабильных цен, осуществлялось форсированное жилищное строительство. Несмотря на неблагоприятную мировую экономическую конъюнктуру, национальный доход в первой половине 70-х гг. вырос на треть.

Режим Хонеккера существенно изменил отношение к общегерманскому вопросу. В 1971–1972 гг. был осуществлен прорыв в отношениях двух германских государств и решении проблемы Западного Берлина. Но поддержав эти новации, Хонеккер впоследствии взял курс на «обособление». Официально была принята концепция социалистической немецкой нации. Из новой редакции Конституции ГДР (1974 г.) было изъято упоминание о восстановлении единства Германии как цели государственной политики. Взамен было внесено положение о том, что ГДР – «неотъемлемая часть социалистического содружества», а союзнические отношения с СССР «вечны и нерушимы». Прошла широкая кампания по устранению из названий учреждений и организаций слов «Германия» и «германский». Осуществлялась массированная пропаганда социалистического образа жизни, в том числе за счет создания знаменитой восточногерманской «спортивной машины». Были ограничены контакты населения двух германских государств. На границе с ФРГ участились случаи расстрела перебежчиков. Членам СЕПГ запрещалось поддерживать неофициальные «западные связи». Граждане ФРГ и Западного Берлина, посещавшие родственников в ГДР, были обязаны обменивать по невыгодному для них курсу определенное количество дойчмарок пропорционально длительности пребывания. Впрочем, политика «обособления» не помешала восточногерманскому руководству продолжать «торговлю заключенными»: за выкуп освобождались и отправлялись в ФРГ лица, осужденные в ГДР за «государственные преступления». Практика эта началась еще в 60-е гг. по инициативе ФРГ, но именно в период правления Хонеккера приобрела особо широкий характер. Всего в 1964–1989 гг. таким образом были «проданы» 33 тысячи человек по средней «цене» 95 847 дойчмарок.


Страницы: 1, 2, 3


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.