рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Формирование белорусской государственности (1917-1921 гг.)

Курсовая работа: Формирование белорусской государственности (1917-1921 гг.)

Международный гуманитарный экономический институт


Курсовая работа

по истории Беларуси

по теме:

«Формирование белорусской государственности (1917-1921гг.)»

Минск

2010


Содержание

Введение

1.  Понятие государственности

2.  Октябрьское восстание в Беларуси

3.  Революция и национальный вопрос

4.  Образование Белорусской Советской Социалистической республики

5.  Провозглашение Белорусской Народной Республики и деятельность её Рады

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Решение современных проблем государственного переустройства Беларуси, ставшей независимой республикой, предполагает учет исторического опыта пройденного пути. Знание логики развития государственно-правовых форм - одно из необходимых условий выработки реальной государственной политики вообще.

1991 год вошел в мировую историю как год развала Союза Советских Социалистических Республик - многонациональной сверхдержавы. Коммунистическая партия, семь десятилетий монопольно руководившая обществом и государством, временно оказалась под запретом. К власти пришли иные политические силы. Рыночная экономика, частная собственность, права человека объявлены основой общественной организации. Беларусь, как и другие субъекты бывшего СССР, провозгласила себя суверенным, независимым государством. Из названия республики убраны определения “советская социалистическая”, что было призвано символизировать коренное изменение политических и социально-экономических основ белорусской национальной государственности, провозглашенной 1 января 1919 г.

Все периоды в истории белорусского народа заслуживают пристального внимания исследователей. Но исключительно важно для понимания закономерностей общественного развития этапы истории, которые связаны с коренными поворотами в судьбе народа, повлекшие перемены во всех сферах общественной и государственной жизни. Таким периодом для Беларуси, как и для народов всей России, были 1917-1922 гг., увенчавшиеся образованием Союза Советских Социалистических Республик и оказавшие громадное влияние на ход мировой истории.

Решение современных проблем государственного переустройства Беларуси, ставшей независимой республикой, предполагает учет исторического опыта пройденного пути. Знание логики развития государственно-правовых форм - одно из необходимых условий выработки реальной государственной политики вообще.

Объектом исследования является процесс образования белорусской государственности.

Методы исследования общенаучные, а конкретнее – от общего к частному.

Краткая характеристика источников. Проблеме национального строительства посвящено огромное количество литературы. Согласно проблемам, поднимаемым в литературе, и периоду написания эту литературу можно разделить на два основных периода. Первый период – литература периода 1917-1920-х годов – литература, написанная современниками тех событий. Эта литература неоднозначна. Одни историки описывали события с точки зрения национального строительства, появления возможности образования своего государства. Другие - советские историки - расценивали события 1917-1922г. с точки зрения построения советского государства, образования Советского союза, с точки зрения большевистской идеологии. Ко второму периоду – советскому – принадлежит ряд трудов, которые написаны под значительным гнётом идеологии, хотя, в то же время они и содержат рациональное зерно. Третий период начался лишь в 1980-е годы и именно он содержит множество исследований по различным проблемам государственного строительства на территории Белоруссии.

К числу наиболее значительных работ по рассматриваемой теме принадлежат труды Игнатенко И., Юхо И., Сташкевича Н., Скалабана В., Михнюка В.Н., Платонова Р., Ракашевича В., Борановского Е., Стужинской Н., Симурова А., Кавко А., Мазец В., Богдановича Е., Савицкого В.И., Бригадина П., Ладысева В.И, Юхо Я. и др.

Актуальность темы обусловлена значимостью процессов становления национальной государственности для нашего государства

Основными понятиями темы являются: государственность, национальный вопрос, БНР, БССР.

Хронологические рамки исследования выбраны не случайно. 1917 год является годом, не только двух революций (Февральской и Октябрьской), но, что самое главное началом нового периода в истории народов, ранее проживавших на территории Российской империи. Последующие события доказали

Цель курсовой работы

Исходя из поставленной цели, задачами работы являются:

·  Исследование сущности событий 1917-1922г.;

·  Рассмотрение причин политических преобразований;

·  Исследование процесса государственного строительства на белорусских территориях;

·  Выяснение факторов, повлиявших на изменение намеченных целей.

Структура работы определена поставленными задачами и состоит из введения, пяти глав теоретического исследования, заключения и списка использованных источников.

Работа напечатана на 34 страницах компьютерного текста с использованием 29 источников.


1. Понятие государственности

Современная наука исходит из того, что в широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определённой территории. Оно тождественно стране и политически организованному народу.1 Вместе с тем государство нужно рассматривать в узком смысле, когда оно выступает как организация, система учреждений, используемых верховной властью на данной территории.

Зарождение и развитие государственности нельзя, как это делали учёные-марксисты, связывать только с классовыми противоречиями. Государство уже с момента своего возникновения выступало в качестве широкой организации, и его аппарат, административные и иные органы призваны были решать проблемы, касавшиеся всего населения.

Государственность, по мнению политолога К.С. Гаджиева, - это основная форма политической интеграции общества на строго ограниченной географической территории, подчинённой определённому виду политического господства. Оно является носителем власти, юрисдикция которой распространяется на всех членов общества и на всю территорию страны.2

Государственность на восточнославянских землях складывалась исторически, постепенно, и стала результатом тех объективных и длительных процессов, которые развивались у славян на последней стадии первобытного общества, стадии разложения этого общества. Основными предпосылками её возникновения стали углубление общественного разделения труда, возникновение частной собственности и связанных с ней новых социальных групп, рост численности и плотности населения, ряд других факторов, в том числе и внешнего характера.3

2.  Октябрьское восстание в Белоруссии

Вооруженное восстание, поднятое большевиками 24 октября 1917г. в Петрограде, положило начало новому этапу революции в России. Временное правительство с его администрацией на местах, возникшее после свержения царского самодержавия оказалось неспособным решать назревшие проблемы общественного переустройства.1

Демократизация общественной жизни способствовала поляризации политических сил. Образовавшиеся Советы рабочих, солдатских, крестьянских депутатов претендовали на государственную власть. Двоевластие усложняло политическую обстановку. Нарастала разруха, углублялся продовольственный кризис. Усиливалось антивоенное движение.

Часть территории Российской империи была захвачена Германией. В Белоруссии немецкие войска, противостоявшие Западному фронту русской армии вышли к линии – Поставы – Сморгонь – Барановичи - Пинск.

Восстание в Петрограде началось под лозунгом “Вся власть Советам!”. Второй съезд Советов рабочих и солдатских депутатов (состоялся 25-26 октября 1917г.) узаконил Советы в качестве органов государственной власти. Его знаменитые декреты о мире, земле, власти в концентрированном виде выражали устремления народных масс. Создание аппарата власти и ее вооруженной опоры - первейшее условие и важнейший рычаг в осуществлении революционных перемен. Сложилось так, что к началу восстания в Петрограде большинство Советов Беларуси находились под влиянием социалистов-революционеров (эсеров), социал-демократов (меньшевиков), бундовцев и других партий, именовавших себя социалистическими. Однако в Минске Совет рабочих и солдатских депутатов стоял на большевистских позициях. И это обстоятельство имело важное значение для утверждения новой власти в городе и во всей Беларуси. В Минске находилось управление армиями Западного фронта, различные организации, его обслуживавшие. В силу сложившихся исторических условий Минск - сравнительно небольшой губернский город - сыграл исключительно важную роль в победе большевиков во всей стране.

Уже 25 октября исполком Минского Совета рабочих и солдатских депутатов в своем знаменитом приказе №1 объявил населению города о переходе власти в Минске и его окрестностях к Совету. Совет обратился к революционным организациям и политическим партиям немедленно приступить к организации власти на местах.

В последующие несколько дней Минскому Совету пришлось выдержать сильнейший натиск сторонников Временного правительства, которые организовали “Комитет спасения революции”.

Для поддержки Минского Совета II армия направила в Минск бронепоезд. Комитет спасения, лихорадочно искавший выхода из критического положения, пытался помешать его прибытию в Минск. Операцией руководил сам председатель Комитета эсер Т.М.Колотухин. Все это было свидетельством бессилия сторонников Керенского повернуть в Белоруссии события вспять. Потерпела провал попытка и самого Керенского подавить революцию в Петрограде с помощью войск генерала Краснова. Наступила новая фаза борьбы. Главным теперь было повсеместная организация органов власти, нового государственного аппарата-орудия общественных преобразований. Первым поднявшим знамя социалистической революции Минский Совет, он взял на себя инициативу организации временного высшего органа власти в Белоруссии - Военно-революционного комитета Западного фронта. Нужен был авторитетный центр, который бы до избрания Советов объединил деятельность создаваемых в ходе переворота новых органов. Таким центром стал Военно-революционный Комитет, образованный по примеру Петроградского ВРК. В него вошли представители воинских частей. Красной гвардии. Советов, большевистских партийных организаций, профсоюзов.

Создавался аппарат Военревкома Западного фронта, образовывались различные отделы, сами называния которых отражали важнейшие направления его деятельности. В Бюро ревкома, оперативно решавшего неотложные вопросы, вошли К.И.Ландер (председатель), А.Ф.Мясников, М.И.Калманович, Н.И. Кривошеий, В.С.Селезнев, Н.В. Рогозинский, В.М.Фрейман. Члены бюро одновременно возглавляли отделы.

Из крупных городских центров Белоруссии позже других Советская власть была установлена в Могилеве. Находившаяся здесь Ставка верховного командующего во главе с Н.Н. Духониным и действовавшей заодно со Ставкой общеармейский комитет были опорой Временного правительства. В надежде создать, опираясь на армию, новое буржуазное правительство в Могилев съехались лидеры: В.М.Чернов, И.Г.Церетели, А.Р.Гоц, Н.Д.Авксентьев, М.И.Либер, М.И.Скобелев. Ставка отказывалась подчиниться Совету народных комиссаров, и прежде всего выполнить его директиву - немедленно начать переговоры с немецким командованием о перемирии. На это ее толкали и аккредитованные при Ставке главы военных миссий союзников - Англии, Франции, США. Однако, переход армии на сторону революции, в особенности Западного фронта, сделали Ставку бессильной осуществить свои планы. Власть в армии принадлежала руководимым большевиками военно-революционным комитетам.

Для занятия Ставки в середине ноября 1917 г. Советское правительство послало в Могилев войска под командованием прапорщика Н.В.Крыленко, который Совнаркомом был назначен главнокомандующим вместо Духонина. Духонин был убит на могилевском вокзале солдатами, учинившими над генералом самосуд. Победа большевиков в Могилеве способствовала укреплению новой власти в других городах, в местечках, а также деревнях Белоруссии.

Как видим, установление Советской власти в городах и селах Белоруссии органически соединялось с ходом революции в армиях Западного фронта, страны в целом. С первых дней восстания Западный фронт стал на сторону революции. Это была политическая сила, значение которой далеко выходило за рамки территории Белоруссии. Единство действий революционных сил как на фронте, так и в тылу под руководством большевиков, поддержка лозунгов Октябрьской революции солдатами Западного фронта, рабочими и беднейшим крестьянством Белоруссии обеспечили успех восстания. В виду прифронтового положения, Белоруссии суждено было сыграть исключительно важную роль в победе Октябрьской революции. Ставке и командованию Западного фронта не только удалось использовать армию в своих целях, но сам Западный фронт и его тыл с первых дней революции стали оплотом новой власти, оказав громадное влияние на ход утверждения власти Советов во всей стране.

Дальнейшим шагом в углублении и расширении революции явилось создание системы Советов во главе с областным центром. Это был новый этап в образовании аппарата власти. Особенно актуальным было слияние Советов рабочих и солдатских депутатов с Советами крестьянских депутатов. В каждой административно-территориальной единице должен был быть единый орган власти. Созидательный характер социалистической революции особенно убедительно проявлялся в организации системы органов власти государственного аппарата, в налаживании новой системы общественных отношений. При исполкоме Советов Западной области были созданы комиссариаты для руководства различными сферами политической, социальной, военной и хозяйственной жизни. Оперативным органом, который направлял, объединял, координировал и контролировал деятельность комиссариатов, являлся областной Совет народных комиссаров, созданный по образцу центрального Совнаркома. В то время в поисках организационных форм места обращались к опыту построения центральных государственных органов.

Новая власть, разумеется, не могла обойтись без вооруженной опоры. В закреплении завоеваний Октября не малую роль сыграла Красная гвардия. Заметно оживилась деятельность Советов Белоруссии всех уровней по организации отрядов Красной гвардии в декабре 1917 г., когда стал очевиден развал Западного фронта. Новой власти вообще необходимо было думать о целесообразных формах вооруженной организации государства. А пока ставка делалась на Красную гвардию.

Большевики отдали на слом, прежде всего, те части старого государственного аппарата, которые служили опорой противников Октября. В то же время новые органы власти, находившиеся в стадии формирования, не могли сразу объявить о ликвидации всех учреждений старой государственной машины, именно органов управления. Это касалось, прежде всего, таких учреждений, которые ведали социальным обеспечением, народным образованием, финансами, продовольственным снабжением и проч. Советы не могли одним ударом покончить также с органами старого местного самоуправления - думами и земствами. В начале отношение к ним было вполне терпимым. Декретом Совнаркома страны от 18 декабря 1917 г. “для объединения деятельности всех городских и земских учреждений” был создан Комиссариат по местному самоуправлению. Ему было передано Главное Управление по делам местного хозяйства Комиссариата внутренних дел. Одновременно в государственном банке открывался кредит в 200 млн. руб. для выдачи ссуд городам и земствам на покрытие неотложных расходов.

Процесс ликвидации самоуправлений принял затяжной характер. По всей стране они были упразднены, а их дела переданы Советам, к середине 1918 г. Старое местное самоуправление противники Октября, пытались превратить в опорные пункты борьбы с Советами. Минская городская дума. Минское губернское земство были особо активны в этом отношении.

В январе 1918 г. организационно окрепшие Советы Белоруссии берут все дело управления хозяйством, социальной сферой и т.д. в свои руки, ликвидируя оставшиеся части старого государственного аппарата. 22 января 1918 г. Минский Совет рабочих и солдатских депутатов постановил распустить городскую думу.

Как и во всей стране, в Белоруссии решительной ломке был подвергнут старый судебно-следственный аппарат. Не имея в своем распоряжении реальных средств принуждения, старый суд, следственный аппарат, прокуратура потеряли свой “авторитет” и были не в состоянии осуществить свои функции. Декрет о суде наметил конкретную программу деятельности Советов в области судебного строительства. Он нацелил Советы на полную ликвидацию старого судебно-следственного аппарата. Военные отделы и секции исполкомов Советов постепенно сосредотачивали у себя функции военно-административного управления.

Жизненность новой власти проявлялась в установлении революционного порядка. Без этого невозможно было ее упрочение, рост авторитета в глазах трудящихся.

Исключительно острой была борьба Советов и ревкомов Белоруссии против так называемого “мелкобуржуазного анархизма”. Волна разгромов, грабежей конфискованных помещичьих имений, а также казенного имущества, той или иной силы прокатилась повсеместно. В некоторых, уездах как, например, Чаусском, Городокском, Сенненском разгром имений принял массовый характер и причинил большой ущерб сельскому хозяйству. В губернские центры и на имя областных органов в Минск поступали телеграммы о бесчинствах на местах, содержались просьбы о посылке вооруженных отрядов для наведения порядка. Выдающуюся роль в установлении и обеспечении революционного порядка в Белоруссии сыграл Военно-революционный комитет Западного фронта. Комитет оказывал организационную и другую помощь уездным властям, по их просьбе направлял на места, вооруженные силы. Борьба с анархией осложнялась тем, что в деревне еще не окрепли новые органы власти. Земельные комитеты, в ведение которых переходили имения, часто оказывались недееспособными. Темнота, политическая отсталость, забитость деревни - все это крайне усложняло осуществление “Декрета о земле”.

Советская власть получила в наследство от старого строя, дезорганизованное народное хозяйство. Разруха коснулась всех сторон экономической жизни страны. Но ничто так болезненно не затрагивало жизненные интересы населения как продовольственные трудности. Борьба с голодом - труднейшая и ответственейшая задача новой власти. Нужно было принять действенные меры, направленные на организацию учета и контроля в области заготовки и распределения продуктов питания, предметов широкого потребления. Нередко спекулянты, имевшие хлеб крестьяне, оказывали вооруженное сопротивление органам, проводившим изъятие продовольствия. Серьезные беспорядки на почве реквизиции продовольственных продуктов произошли в Витебской губернии.

Всевозможные обвинения сыпались в адрес большевиков со страниц оппозиционной прессы. И, пожалуй, самым ходким обвинением, не сходившим со страниц печати, были обвинения большевиков в беззаконии, в произволе, в терроре, насилии, в отсутствии в стране “правовой жизни”. Яростным нападкам подвергались декреты Второго Всероссийского съезда Советов, Совета народных комиссаров. Их называли “никчемными”, “бестолковыми”, “курьезными” и т.д. Пропагандировалась идея, что рабочие и крестьяне неспособны, управлять государством. Раздавались призывы к неповиновению властям, к саботажу мероприятий Советов, к политическим действиям, демонстрациям.

Печать социалистический партий убеждала читателей в том, что только осуществление лозунга “Вся власть Учредительному собранию!” приведет к водворению в стране порядка и законности, решению экономических и социальных проблем, что это единственный путь, ведущий к ликвидации разрухи и голода, к прекращению гражданской войны.

По постановлению ВРК Западного фронта в Минске были закрыты или приостановлены издания таких газет как “Минская жизнь”, “Минская искра”, “Вечерние известия” и другие. Подобные меры проводились и в других губернских центрах Белоруссии. В Декрете о печати от 27 октября 1917 г. Совет Народных Комиссаров определил критерии, которые давали право центральным и местным органам Советской власти временно или постоянно закрыть тот или иной враждебный орган печати. Закрытию подлежали органы прессы:

а) призывающие к открытому сопротивлению и неповиновению рабоче-крестьянскому правительству;

б) сеющие смуту, клеветнически извращающие факторы;

в) призывающие к деяниям преступного уголовно-наказуемого характера.

Серьезную угрозу Советской власти в Белоруссии представлял Польский корпус под командованием генерала И.Довбор - Мусницкого, сформированный с разрешения Временного Правительства при активном содействии держав Антанты из поляков, находившихся в разных частях русской армии. Польские формирования в основном находились в районе Западного фронта. Ставка Верховного главнокомандующего рассчитывала использовать корпус для борьбы против революции. Размещение легионеров в Белоруссии отвечало и замыслам польских националистов, рассматривавших корпус как ядро будущей национальной армии, как силу, на которую можно будет опереться при воссоздании Польского государства.

В помещичьих кругах вынашивались планы превратить корпус в базу для создания мощной военной силы путем вербовки добровольцев в целях захвата Белоруссии и последующего присоединения ее к Польскому государству.

В первые дни революции И.Довбор-Мусницкий, угрожая применением оружия, пытался помешать смешению с поста главнокомандующего армиями Западного фронта генерала Балуева. На дислоцируемой территории командование корпуса противодействовало проведению в жизнь советских законов, разгоняла Советы и ревкомы, силой оружия подавляла попытки земельных комитетов взять на учет и произвести опись имущества имений, отнимало фураж и продовольствие у крестьян. Довбар-Мусницкий игнорировал приказы и распоряжения, исходившие от Революционной ставки. В ответ на ее требования о демократизации корпуса в “духе Русской армии”, беспрекословного подчинения командованию фронта, 12 января 1918 г. Довбор-Мунсницкий “объявил” о состоянии войны с Советской Россией. По сути это было заявление о начале мятежа, который следует рассматривать в тесной связи с политической обстановкой в стране в то время. Мятеж перекликался с восстаниями, поднятыми Красновым и Дутовым на Дону и на Урале, действиями Центральной украинской рады. Мятеж легионеров вызвал активизацию белорусских организаций, пытавшихся найти взаимопонимание с украинскими и польскими противниками Советской власти.

“Объявив войну”, командование легионеров предприняло меры к захвату Рогачева и Бобруйска. Для борьбы с мятежным корпусом областной Исполком организовал специальный штаб. Ликвидация мятежа шла успешно. От окончательного разгрома корпус спасло немецкое наступление, начавшееся 18 февраля 1918 г.

На выборах в Учредительное собрание в Белоруссии на первое место вышли большевики. Немалое значение имело влияние солдат на крестьянские массы и население городов. Солдат-фронтовик был, как отмечал В.Кнорин, основным большевистским агитатором в белорусской деревне. Фронтовые большевистские организации, насчитывавшие в своих рядах десятки тысяч членов партии и сочувствующих, выделили сотни агитаторов для агитационной работы в деревне.

На Западном фронте большевики получили 66,7 % - от общего числа голосов, в то время, как эсеры - только 18,7 %. По Минскому избирательному округу за большевиков отдали свои голоса 579087 избирателей. По Витебскому избирательному округу большевики получили две трети всех поданных голосов. В Гомеле большевики набрали 30 % голосов. Эсеры оказались на третьем месте и получили всего 14 % голосов. Сокрушительное поражение потерпели национально-демократические партии.

Выражением растущего недоверия народа к избранному Учредительному собранию были требования сходов, митингов, съездов о лишении депутатских полномочий представителей контрреволюционных партий, а также требование о безоговорочном признании Учредительным собранием декретов о мире, земле, рабочем контроле, национализации банков и других актов верховных органов Советской власти. “Учредительное собрание мы признаем лишь постольку, поскольку народ возлагает на него надежды и только до тех пор, пока оно-эти надежды осуществляет”, -говорилось в резолюции третьего Чрезвычайного съезда III армии Западного фронта, состоявшегося в начале декабря 1917 года. В наказе делегатам Ш Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов, принятом конференцией представителей Советов Западной области 4 января 1918 г. об Учредительном собрании говорится следующее: “Если по каким-либо вопросам Учредительное собрание разойдется с волей Советов и отступит от классовой политики рабочих и крестьян, то оно должно быть распущено”. Так оно и случилось в январе 1918г.1

Страницы: 1, 2, 3


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.