рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Государство и право в России

Курсовая работа: Государство и право в России

Политическая организация восточных славян в 1-м тысячелетии нашей эры

Политорганизация возникает на определенном этапе развития и именно 1-ое 1000-летие предшествовало образованию государства и государственности у восточных славян (но на этот период существует множество различных точек зрения). Но именно в это время они пришли из центральной части Европы.

Именно в это время образовываются “союзы союзов”, которые по сути есть союзы племенных союзов, которые по отношению к внешним племенам были единым целым, но изредка враждовали между собой.

В этих племенах и появился институт старейшин, проводились племенные собрания, появились родовые традиции, но до сих пор нет отдельно армии, нет территории.

В первой половине 1-го 1000-летия шло освоение восточно-европейской равнины и заселение ее княжествами, которые были подчинены принципу военной демократии. Там селились племена:

словени, на территории Новгорода

поляне, на территории Киева

северяне, древляне и т.д.

Восточные путешественники того времени выделяют 3 государства (или предгосударства ?) на территории России в IX веке

Куявия – на территории Киева

Славия – на территории Новгорода

Арсения – точно не ясно

Эти государства были центрами тогдашней цивилизации на территории Руси. В тот период появились первые датируемые славянские летописи, из которых мы узнаем, что поляне – платят дань хазарам (которые создали хазарский каганат) и что славени зависят от полян.

Образование Киевской Руси

Главный признак – от родовой общности перешли к территориальной. Следующий признак – наличие власти группы лиц над другими находящимися на этой территории. Появилась группа лиц – аппарат – которые занимались только управлением. Возникли налоги. Многих этих признаков не было у предыдущих союзов племен.

Словени находились под влиянием норман, но в середине IX века произошел сброс этого ига с новгородских земель. Согласно летописи это не привело к улучшению, по прежнему продолжались волнения и группа жителей направляется к варягам, которых называли русичами. Прибыв к ним делегация предложила избрать из числа варяг правителя, который бы княжил на их земле, мотивируя это предложение отсутствием порядка. В результате Рюрики дали согласие и с несколькими десятками своих человек пришли княжить в Новгород. Затем братья Рюрика умирают и он остается единственным правителем Руси. Нельзя сказать, что все сразу образовалось, но Рюрик укрепился у власти и умер оставив после себя малолетнего наследника – Игоря, которого по малолетству заменил Олег (получивший прозвище Вещий). Вещий Олег в 882 году отправился в поход на юг, где он захватывает Киев и много других земель на пути “из варяг в греки”, в результате чего и происходит объединение Руси. Позднее ее территория расширяется за счет присоединения соседей или их захвата. Олег перенес столицу в Киев (поэтому все князья – “великие киевские”). Так образовалась Русское государство.

Норманизм и антинорманизм.

Это две версии образования Киевского государства. Автор первой версии – Байрон, который сделал свои выводы на основе прочитанных рукописей. Автор второй – Ломоносов.

Первая заключается в том, что государство возникло при помощи норманн, а по второй  - Рюрики не нормандцы.

Позднейшие исследования косвенно подтвердили норманнскую версию (в XIX веке).

Русское государство IX - XII веках.

Киевская Русь появляется (по обще распространенной точке зрения) как раннефеодальное государство или варварское государство (так как там нет сословий, классов форм собственности и т.п.).

В возникающем государстве как раз и появляются классы, так как власть, неизбежно возникающая, заинтересована в своем сохранении, причем наследственном. Именно из-за появления власти появляется потребность во владении землей (для обретения независимости). Последняя возможность медленно но верно переползает с князей на другие, мене значимые слои населения.

По форме правления на Руси была монархия, но не абсолютная и не ограниченная. Так как в ней присутствовали элементы каждой из монархий, то ее назвали раннефеодальной монархией. Ее признаками являются:

наследственность

юридическая безответственность

нет постоянных институтов

не установлен механизм передачи власти по старшинству (от отца к старшему сыну)

существует совет при князе, но без статуса

было вече, но он был чрезвычайным органом

городское собрание, которое могло ограничивать законную власть

Но никаких установившихся государственных органов, которые решали строго отведенные ему и только ему задачи в тот период не было.

Форма государственного устройства была также чем то неопределенным. Наиболее близко подходит унитарная (но не строго унитарная). Относительно Киевской Руси употребляется такое название как относительно единое государство, так как полного единства не было, органов власти на местах не было (кроме местного князя или его наместника, которые находились в родственной связи с Великим князем), но в то же время существовали свои князья (например у древлян). Великий князь признавался всеми другими князьями, но отношения между ними не всегда были простыми. Понятно, что единство такого государства сохранялось только за счет сильного Великого князя, а в период слабого правления наступает ослабление государства. Кроме сильной дружины никаких других сплачивающих факторов не было, что и послужило предпосылкой раздробленности в будущем.

Политический режим в Киевской Руси не существовал как таковой, это критерий гораздо более позднего времени.

Право в Киевской Руси.

Источники права и их ???.

Первые упоминания – в договорах Руси и Византии 911 года. Законодательства тогда еще не было.

Основной (и практически единственный) правовой источник – правовой обычай или обычное право. О чем свидетельствует договор с Византией в котором помянуто, что с убийцей по русскому закону нужно поступать так-то, а по Византийскому иначе. То есть была ссылка на какой-то русский свод правил защищаемых Киевской Русью.

В XI веке наблюдается добавление еще ряда источников (но до XX века обычное право остается основным источником права на Руси) таких как международный договор (которые подписывались с различными целями), другие договоры (например между князьями), прецеденты. Первые варианты “Русской правды”- сборники прецедентов князей в судебной деятельности). И последний источник права – “княжеское право” и “церковное право”, которые часто входили в противоречия между собой. “Княжеское право” было обязательно к выполнению на всей территории Руси и первое из этих правд называлось “Русской правдой”.

“Русской правды” до нас дошло более 100 текстов под таким названием. Но условно все ее тексты делят на три группы:

краткая редакция (первая по времени)

пространная редакция (121 статья)

сокращенная редакция

Все эти правды шли сплошным текстом без деления на статьи, разделили ее позднее в XVIII веке. Краткая редакция состоит из 2-х частей (43 статей):

правда Ярослава (во время его правления 1015-1054 годы)

правда Ярославичей (его сыновей в  60-х годах X века)

В целом  же краткая редакция появилась в конце XI века.

В XII веке при Владимире Мономахе стали переделывать краткую редакцию и в результате она стала состоять из других двух частей:

Суд Ярослава (гл. образом краткая редакция с некоторыми изменениями)

Устав Владимира Мономаха (преимущественно нововведения)

Эта “Русская правда” и называлась пространной редакцией. Ею пользовались очень долго, вплоть до XIV, XV веков и даже в период раздробленности в большинстве русских княжеств, как и во время татаро-монгольского ига, эта редакция была основным источником права.

Сокращенная редакция возникла во второй половине XV века при Иване-3, который начал заниматься кодефикацией права. К тому времени пространная “Русская правда” потеряла свое значение, но наиболее важные и не потерявшие своей актуальности статьи были добавлены Иваномом-3 в свою, сокращенную редакцию. Но эта последняя редакция не стала законом, а рассматривалась как законопроект.

Но надо отдавать себе отчет, что далеко не все отношения регулировались “Русскими правдами”.

В XI веке начинает образовываться феодализм на Руси, и конечно его главным признаком – неравенством различных слоев населения:

князья, стояли над законом; в праве даже не предусматривалось наказание за покушение на него

бояре, они подчинялись закону и именовались княжьими людьми; существовала норма предусматривающая наказание за убийство княжьего человека (как их еще называли); сами княжьи люди тоже делились , например, конюх (приближенный к царю) был наголову выше, чем мечник, жизнь которого приравнивалась к жизни свободного человека перед законом

духовенство так же обладала определенным статусом; князья духовенство не судили, как и людей церкви, с которыми разбирался свой церковный суд

простые свободные люди (купцы, смерды и некоторые другие). Смерды – какая-то часть крестьян, имеющих землю, коней и т.п., но они принижены по сравнению с другими свободными людьми, например за убийство смерда штраф был много меньше нежели за простого свободного человека, да и наследство смерда всегда отходило князю

закуп (от купы – своеобразного договора займа – закуп должен был работать на давшего в долг до полной выплаты ); это временно зависимый человек, но в случае попытки побега он становился холопом (то есть рабом), если он отказывался работать или работал плохо хозяин имел право бить его, но с другой стороны если хозяин пытался выдать закупа за холопа и продать его, то закуп освобождался и сам хозяин мог быть наказан

рядовичи (от слова “ряд” - договор) – те, кто заключает договор о своем временном холопском положении, а жизнь его оценивалась в 5 гривн (как и закупа). Быть рядовичем – не всегда плохо, он мог оказаться ключником или распорядителем

холопы – рабы классического типа (говорящие вещи), по другому из называли челядинами, а женщин – рабой.

Система права Киевской Руси.

Оно отличается от современного, там не было кодификации. Там право делилось на:

светское

церковное

Причем специфика права зависела от территории, фактически везде по разному. Тогда явно не выделялись, уголовное гражданское или процессуальное.

Уголовное право возникло, пожалуй, первым. Именно с него и начиналась правда Ярослава, в которой перечислялись преступления и наказания за них. Самого понятия “преступление” - не существовало, но существовало понятие “обида” которое часто и фигурировало в праве, как основание или критерий деления наказания:

“в обиду” - в отместку

“в разбое” - в результате разбойного нападения

“у клети” - защищая добро хозяина

При Ярославе еще существовал институт кровной мести, но уже при Ярославичах он был отменен или сильно ограничен.

Наиболее распространенным наказанием был штраф (вира)=40 гривнам за свободного человека, двойной вире за княжьего и 5 гривнам – за смердов и холопов. Смертной казни теоретически почти нет, но на практике это конечно не так.

Характерной особенностью для того времени была слабая юридическая техника (то есть не было понятия “телесное повреждение”, а наказывали за отсечение руки – так-то, за отсечение ноги - иначе). В следствии этого очень часть применяется прием аналогии.

Процесс во времена “Русской правды” делился на две категории. Он носил состязательный характер. Существовало несколько способов ведения следствия:

гонения (куда выведет след)

??? (человек должен был явиться на площадь и заявить о пропаже вещи, а встретив после эту вещь у кого-нибудь, то он обязан сказать о своих подозрениях последнему и предложить ему пойти на свод, то есть к тому, у кого он взял эту вещь; в случае отказа или неспособности это сделать вина считалась доказанной)

Гражданское право трудно охарактеризовать по “Русской правде”. В ней было ограничение на проценты (если долг – 100 гривен, то проценты должны быть меньше 100 гривен), но других законов почти не было. Более подробно рассматривается наследственные права, которые носят типично феодальный характер. У бояр, в случае отсутствия наследника, наследовала все девочка, а у смердов – все имущество переходило князю.

Русское государство и право в период феодальной раздробленности

Особенности феодальной раздробленности на Руси

Феодальная раздробленность – после второй четверти XII века, после Мстислава (сына Мономаха) в 1132 году не одному из правителей не удавалось, даже номинально, объединить Русь. В каждом княжестве все зависит  от силы дружины, но каждый стремится посадить в Киеве своего человека, то есть это было престижно.

В это время были и совместные походы (против Половцев), но это был такой же эпизод как и борьба князей друг и с другом. Во всех городах появились свои династии (полоцкие князья, смоленские князья и т.д.) всего 12 княжеств. Но на этом дробление не закончилось и к началу татаро-монгольского нашествия было уже около 50 княжеств , а процесс этот продолжался  и некоторые называют число 250. Некоторые из княжеств существовали годы, другие на протяжении всего периода раздробленности.

Специфика Руси в том, что здесь все происходило более мягко, законно, без особой узурпации. Князь делил всю свою землю, как оружие, одежду, между сыновьями, что и препятствовало централизации.

Вторая специфика связана с игом. С 1240 года единого пространства Руси – не было, вся земля была подчинена; западная часть – польско-литовскому государству, а восточная – от Золотой Орды, которая не считала русскую землю своей территорией, но считала зависимой. С XIII до XV века все князья получали свое назначение в Золотой Орде.

В результате сохраняя вроде бы автономию, Русь была вассальным государством.

Феодальный иммунитет – право феодала иметь свою дружину, свое право, назначать свои налоги и т.п., а подчинение Великому князю сводилось  к вассальному признанию, плате дани и необходимости участия в совместных боевых действиях.

Именно тогда появились вольные, которые могли свободно метаться между князьями, причем с полным сохранением земли и другого имущества.

С укреплением Московского княжества феодальный иммунитет был слегка придушен (в XVIII веке)

Особенность феодального периода на Руси – подвижность людей, так как никакого прикрепления к земле не было.

Московское княжество выросло из Ростово-Суздальского княжества.

Новгородское княжество.

Высший орган – вече. Предпосылки к появлению республики в Новгороде сложились еще до периода раздробленности. Еще во времена Владимира-Ярослава Ярослав отказался платить дань своему отцу – Киевскому князю Владимиру, на сто последний хотел ответить походом, но умер. В Новгороде всегда верховодили очень близкие  Киевскому князю люди, поэтому в нем не образовалось династии князей.

Киев окончательно утратил роль главенства в государстве и в 1132 году Русь распадается . Новгородцы решили, что князь над ними – не князь и в 1136 году собрали вече и выгнали князя Всеволода. После чего в Новгороде устанавливается правление вече, а князь становится приглашенным (но из княжеского рода, например, Александр Невский). Князь находился под вече, то есть вече могло выгнать его в любой момент.

На вече сходилось все взрослое мужское население и вместе решали все дела на вечевой площади (если судить по размерам площади, то можно предположить, что вече было избираемым). Решение принималось на вече единогласно (возможно голосование проходило криками).

Иногда в вече мнения разделялись и тогда могло дойти до кровопролития.

Кроме вече существовал боярский совет: “господа”, там был наследственный принцип и представляли интересы некоторой группы населения – одного из “концов” (вся земля делилась на 5 “концов” и 5 десятин). Он состоял из князя, архиепископа (который возглавлял “господу”), посадский, писальщик, старые посадские (посадники). Совет – высший исполнительный орган, который готовил решения для вече и надзирал за их выполнением.

В Новгороде существовало 2 администрации: посадская и княжеская, которые разделяли власть.

Князь должен был заключать договоры с Новгородом о том, что он может и чего не может.

Псков – был окраиной Новгорода, и стал самостоятельным только в 1348 году. В нем была та же структура управления, что и в Новгороде, только возглавлял “господу” - князь, не было писицкого, но были соцкие ...

Характеристика Новгородской и Псковской судебных грамот.

Новгородская грамота дошла до нас не полностью, в отличие от Псковской. Деление на статьи в нем отсутствует (приблизительно можно разделить на 120 статей), но оно было дополнением к существующей “Русской правде”. Это документ не одного года, в ней присутствует преамбула в которой фигурирует дата принятия (1397 год), кем принят, кем одобрен, но дата противоречит некоторым фактам текста. В ней мало норм уголовного права (так как их много в “Русской правде”), но появилась ответственность за убийство родственников (раньше это дело рассматривалось церковью); проступают зачатки понятия государственного преступления (за побег в стан врага); появляется особая ответственность за храмские кражи (кражу из Псковского кремля); наказание за третью кражу – смертная казнь (рецидив).

В гражданском праве появляется понятие изборника (пахари, рыболовы), которые близки к институту закупов но в более цивилизованной форме. Немало статей посвящено наследственному праву, теперь все жители имеют право получать наследство. Регламентируется порядок заключения договора (когда просто в письменной форме, а когда в особом порядке и т.п.), появилось понятие залога.

Процессуальное право – тот же состязательный процесс (так же как в “Русской правде”), но больше внимания уделяется вызову в суд. Появляется институт боя – поединок между истцами (теперь нет ответчика, оба - истцы), в некоторых случаях (оговаривалось каких) можно выставлять вместо себя наймитов на поединок. Существует “суд братнины” – объединения вместе пирующих лиц (нечто вроде клуба), он рассматривает драки при употреблении и сделки под этим делом.

Вопросы мер и весов – под юрисдикцией церкви.

Образование Российского централизованного государства.

Феодальная раздробленность продолжает существовать в XIV, XV веках. Процесс объединения начался в XIV веке. Существует множество великих княжеств Новгородское, Тверское, Рязанское, Московское. В Москве складывались деспотичные черты будущего государства. Ее укреплению помогло перенос (Иваном Колетой) метрополии из Владимира в Москву и удобное расположение последней. Но настоящее объединение началось после 1380 года, когда все князья объединились и дали отпор татарам на Куликовом поле, что подняло моральный дух. Огромную роль в объединении сыграла церковь, которая крепла не смотря на иго (ее земли не облагались ханской десятиной). Русские князья стремились к объединению еще из-за торговой и других выгод, поэтому процесс объединения происходил медленно и растянулся на XIV, XV век и шло далеко не гладко, а скорее, железом и кровью. Свою роль сыграл и принцип единонаследия который сначала стихийно сложился в Москве, а потом уже поддерживался сознательно (начиная с Ивана 3).

В конце XIV века происходит ослабление золотой орды (после нашествия Тимура) и распад ее на отдельные ханства. (казанское, астраханское, крымское и т.д.). в связи с этим русские князья отказываются платить дань (после противостояния на реке Угре когда обе стороны бежали) после чего орда распалась окончательно.

На этот же период приходится уния православной церкви и католической западной церкви подписанная византийско-константинопольским патриархом. С этого времени Россия единственное православное государство, отсюда теория Москва – Третий Рим. В результате в XV веке большая часть Российских земель с одной стороны – внешне независимы, а с другой стороны объединены под властью князя московского.

Централизация. Князь московский относился к присоединенным княжествам, как царь всея Руси (впервые). В 1478 году после присоединения Новгорода  окончательно освободились от ига. В 1485 году присоединяется Тверь, Рязань и т.д. С Литвой – постоянная борьба (Речь посполита).

После объединения присоединенные удельные князья контролировались ставленниками из Москвы, подобные наместники присылались и в каждую волость. Подсудность по особо важным делам переходит от удельных князей к высокому князю. В Московском княжестве создается новый класс – дворяне (из бывших служителей двора) , которые являлись основными воинами великого князя, поэтому он награждал их землей, но на условиях службы.

Государственный строй в России того времени. Определенно сказать трудно:

1.                  существует уже опыт правления Золотой Орды , появилось понятие царя, то есть все вассалы царя

2.                  центр управляет окраинами помимо деления князей через наместника монарха

3.                  появляется термин “самодержавие”

Отношения великого князя и боярской думы. Тогда зародился принцип местничества (то есть определенной должности соответствует человек с определенными заслугами его родителей). Само понятие боярства  меняется, теперь это титул тех людей которые приближены к великому князю. Дума приобретает  формальный характер; утверждается принцип: царь сказал – бояре приговорили.(то есть уже проглядывают черты абсолютизма).

Судебник 1497 года.(“Великокняжеский судебник”) Право в это время еще слабо развито. Раньше, право – уставные грамоты дающиеся наместникам земель. Русская правда перестает действовать. То есть появилась потребность в создании новых законов. Судебник и был призван удовлетворить их. В нем были такие нормы, как “.. судить суд боярам и охотничьим и быть при суде дьякону”.

Сословно-представительная монархия в России.

Органы сословно-представительной монархии в России

В XV веке в условиях самодержавия возникла сословно-представительная монархия. Началом, условно, этого периода считается созыв первого русского собора 1549 года (в этот период происходят прогрессивные реформы Ивана-4 и многое другое, что подготовило новую эру в развитие государственного аппарата и права). На этот же период приходится принятие 2-х важнейших законодательных актов:

судебника 1550 года

сборник церковного законодательства 1551 года

Концом сословно-представительной монархии считается время правления Алексея Михайловича, когда он перестает собирать земский собор (вторая половина XVII века). Последний собор был созван в 1653 году по поводу изменения границ (?) России. Другие авторы относят конец этого периода на 70-е годы XVII века.

Особенность периода сословно-представительной монархии – сочетание самой сословного представительства с яркой деспотией азиатского типа характерной для Ивана-4. Опричнина – особый период его правления  -  террор против бояр и большинства простого населения, то есть период, когда все учреждения мешавшие монарху либо распускались, либо уничтожались (например: избранная рада). Деспотизм характерен не чуть не меньше, чем органы сословного представительства.

Царь – сохранил функции высшего органа власти.

Боярская дума – была очень основательно придушена и не могла ограничивать царя. Даже в период “семибоярщины”, когда бояре опираясь на польское государство концентрировали власть в своих руках, не изменил соотношение сил. И при династии Романовых этот орган оставался при царе, а не над царем. Этот орган имел постоянную тенденцию к росту количественного состава.

Земский собор – в разные годы выполняли разные функции. В период с 1549 до 80-х одна, до 1613 года чуть другая (появилась возможность избирать царя) и последний период (до 1622 года) характеризуется, как самый активный в деятельности собора. Далее до 50-х годов происходит затухание их деятельности.

Земские соборы на протяжении всего периода характеризовались:

состояли из различных сословий: боярство, духовенство, дворяне, городское население (в лице посадской верхушки – купцов и зажиточных ремесленников)

Страницы: 1, 2


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.