рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Древнее иудейское право

Рассматривая отдельные принципы иудейского права, обладающие регулятивным потенциалом и в этом смысле выступающие в виде источников иудейского права, следует выделить прежде всего такой принцип, как принцип органическою сочетания в данной правовой системе религиозного начала с этническим, а позднее, по мере формирования нации, - с национальным началом.

Данный принцип прослеживается на протяжении всей истории развития иудейского права - со времени его возникновения и вплоть до наших дней. Разница между его ранним и более поздними периодами развития, включая современный период, заключается лишь в формах его выражения и проявления. Суть же этого принципа и его назначение во все времена существования иудейского права оставались без изменения.

На ранних этапах развития иудейского общества и его правовой системы эти проблемы решались исключительно на религиозном уровне, с помощью религиозных законов и заповедей.

Кроме жесткой регламентации семейно-брачных отношений, исключавших браки с чужеземцами, этнические, религиозные и иные проблемы, как они воспринимались иудеями на ранних стадиях развития их общества, государства и права, решались также и с помощью других средств. Например, с помощью законодательного закрепления далеко не одинакового статуса иудеев и проживающих на территории их государства иноземцев.

На более поздних этапах развития иудейского общества проблемы сохранения и укрепления иудейской общности, этнической и национальной идентичности, а также религиозной и национальной самобытности еврейского общества, для решения которых традиционно использовались многочисленные средства, включая рассматриваемый принцип, решались па только нерелигиозном, но и на государственно-правовом уровне.

Раньше этот вопрос решался исключительно на религиозном уровне и имел в основном социально-религиозный и этнический смысл. В более поздний период он стал решаться одновременно и на государственно-правовом уровне, приобретая наряду с религиозно-этническим также и государственно-правовой смысл.

Одним из основных принципов иудейского права является принцип мессианства и богоизбранности иудейского народа.

«Ты народ святый у Господа Бога твоего, - утверждается во Второзаконии в отношении иудейского народа, - и тебя избрал Господь, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле»[22].

Данный тезис-принцип в различных формах и вариациях прослеживается во многих священных книгах, законах и заповедях, составляющих основу иудейского права.

Говоря о принципе мессианства и «богоизбранности» иудейского народа, равно как о некоторых других принципах иудейского права, идеализирующих иудейское сообщество и выделяющих его среди других сообществ, необходимо иметь в виду следующее. Во-первых, что определенный элемент идеализации и самовозвышения, как одна из форм отражающих самоуважение, свойственен практически любой религиозной системе и соответственно любому построенному на ее основе сообществу, государству и праву. Главное, чтобы при этом не было противопоставления другим сообществам, государствам и правовым системам.

Принцип мессианства и «богоизбранности» иудейского народа как миф, библейская история, закрепленный в праве, имеет наряду с другими аналогичными мифами и библейскими историями определенный рациональный - культурный и познавательный смысл.

Среди принципов иудейского права выделяется принцип четкости и строгой последовательности в соблюдении законов, обычаев, обетов и заповедей.

По общему правилу, сложившемуся в течение последних столетий, данный принцип, известный под названием принципа строгого и неуклонного соблюдения законности и конституционности, относится скорее к правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности государственных органов и должностных лиц, нежели к самому праву.

Применительно к иудейскому праву все обстоит несколько иначе. А именно - требования строжайшего соблюдения правил, содержащихся в законах и иных источниках иудейского права, не только сами собой имеются в виду и подразумеваются, как это имеется во многих правовых системах, но и пронизывают собой все иудейское право.

Чтобы убедиться в этом, достаточно проанализировать содержание хотя бы нескольких священных Книг, составляющих основу признаваемого иудеями Ветхого Завета. Так, в Книге Левит содержится указание Бога иудеев соблюдать «постановления Мои и законы Мои» и не делать всех тех «мерзостей», которые позволяют себе чужеземцы. «Соблюдайте повеления Мои, - убеждает Бог иудеев, - чтобы не поступать по гнусным обычаям, по которым поступали прежде вас, и чтобы не оскверняться ими».

В Книге Второзакония наряду с повторением требования Бога к иудейскому народу соблюдать «заповеди, постановления и законы, которые тебе заповедую исполнять» содержится также обещание пророка Моисея научить правильному исполнению божественных указаний. «Итак, Израиль, - говорится в главе Л Второзакония, - слушай постановления и законы, которые я сегодня научаю вас исполнять, дабы вы были живы и размножились, и пошли, и наследовали ту землю, которую Господь Бог отцов ваших дает вам в наследство».

Кроме того, в данной Книге содержится весьма характерное в плане точного соблюдения законов Моисея предостережение иудеям - «не прибавляйте к тому, что я заповедую вам и не убавляйте от того», а также обоснование необходимости точного соблюдения содержащихся в них требований. Храните и исполняйте «постановления и законы», ибо «в этом мудрость ваша и разум ваш пред глазами народов, которые, услышавши о всех сих постановлениях, скажут: только этот великий народ есть народ мудрый и разумный».

В Третьей Книге Царств содержится имеющее обязательный характер и относящееся ко всем иудеям завещание царя Давида сыну Соломону - будущему царю иудеев - строго «хранить заветы» Господа Бога и соблюдать «уставы Его и заповеди Его и постановления Его, как написано в законе Моисеевом».

В Книге Неемии акцентируется внимание на покаянии иудейского народа перед Богом за то, что «цари наши, князья наши, священники наши и отцы наши не исполняли закона Третьего, и не внимали заповедям Твоим и напоминаниям Твоим, которыми ты напоминал им», а также содержится «твердое обязательство» в будущем строго соблюдать все божественные предписания.

Аналогичные положения и предписания, свидетельствующие о наличии и важности в системе иудейского права принципа четности и строгой последовательности в соблюдении законов, обычаев, обетов и заповедей содержатся и в других священных книгах и отдельных божественных писаниях.

В Книге Второзакония (гл.28) по поводу существования и реализации рассматриваемого принципа иудейского права красной нитью проводится мысль о «благословении - исполнителям закона» и проклятии - его нарушителям.

Заметную роль среди принципов иудейского права играет принцип поддержания верности своему Богу, «истинной вере» и своему народу.

Конкретное выражение данный принцип находит в законодательно-религиозном закреплении требований, касающихся, с однон стороны, святости и непогрешимости иудейского Бога, веры и религиозно-нравственной чистоты иудейского народа, а с другой - заведомой греховности (с точки зрения - «истинной веры») и приниженности неиудейских народов.

Говоря об эволюции принципа поддержания верности своему Богу, «истинной вере» и «богоизбранному» народу как принципа иудейского права, следует заметить, что он достаточно четко прослеживается не только на ранних этапах развития иудейского права, но и на всех последующих, вплоть до современного этапа. Отголоски его слышны и в современном израильском праве.

Так, закрепляя принцип свободы вероисповедания в стране, терпимости к гражданам Израиля, исповедующим другие религии и строгой ответственности за оскорбление религиозных чувств окружающих, Уголовный кодекс этого государства в то же время содержит статьи, предусматривающие уголовную ответственность за переход из одной религии в другую. Уголовная ответственность предусматривается также за искушение верующих одной религии (в практическом плане - прежде всего иудейской) перейти в другую религию, сопровождаемое предложением каких-либо материальных благ. Уголовная ответственность при этом предусматривается в отношении обеих сторон.

Среди принципов иудейского права выделяется принцип кровной мести - «кровомщения».

Несмотря на то, что одна из заповедей иудейского Бога, сказанных через Моисея всему его народу, гласила: «Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего своего, как самого себя», институт кровной мести, по мнению исследователей, у иудеев, «не знавших христианского всепрощения», был «совершенно обычным явлением жизни».

Причем он признавался и регулировался не только нормами религиозного права, но и нормами морали и распространялся как на иудеев - «сынов народа твоего», так и на иноземцев.

Кровомститель не является убийцей. «Мститель за кровь сам может умертвить убийцу: лишь только встретит его, сам. может умертвить его».

При этом поясняется, что речь идет о кровомщении за убийства - «по ненависти», «по вражде», за убийства «с умыслом».

У иудеев, как отмечают исследователи, согласно действующим законам, «всякое убийство (и намеренное, и ненамеренное) подлежало прежде всего формальному судебному расследованию» и только после этого кровомститель получал право на мщение. «Общество должно рассудить между убийцею и мстителем за кровь по сим постановлениям», - устанавливалось в законе.

В иудейском праве принцип кровной мести допуская возможность избежать кровомщения в том случае, если убийство было совершено «.без вражды» и «без умысла». .

Согласно действовавшим законам «невольный убийца» получал возможность избежать кровной мести со стороны родственников убитого, укрывшись в одном из шести так называемых городов-убежищ, существовавших в стране. Находиться там он должен был «до смерти великого священника, который помазан священным елеем». Со смертью первосвященника мститель лишался права кровной мести и «невольный убийца» получал все свои прежние права. «По смерти великого священника, - устанавливается в законе, - должен был возвратиться убийца в землю владения своего» .

В том же случае, если «невольный убийца», предусматривалось в законе, выходил до смерти великого священника «за пределы города-убежища, в который он убежал» и был «найден» и убит «его мстителем за кровь», то на последнем «не было вины кровопролития».

Особенность принципа кровной мести, закрепленного в иудейском праве, заключалась также в том, что оно, в отличие от религиозных правовых систем других стран древнего Востока, ни при каких условиях не допускало выкупа «за душу убийцы».

«И не берите выкупа за душу убийцы, который повинен в смерти,- говорится в Книге Числа, - но его должно предать смерти». Это касалось виновных в убийстве.

Но это же правило действовало и в отношении лиц, совершивших «без вражды» и «без умысла» и скрывавшихся от кровной мести в городах-убежищах. В священной Книге об эхом свидетельствует четко сформулированное правило; не брать, выкупа «за убежавшего в город убежища, чтобы ему позволить жить в земле своей прежде смерти (великого) священника».

Наряду с названными принципами, иудейское право базировалось также на целом ряде других принципов. Среди них: принцип органического сочетания законов, регулировавших отношения иудеев к своему Богу (порядок жертвоприношения и другие формы богопочитания), с одной стороны, и отношения в обществе друг с другом, с другой; принцип установления различного статуса и дифференцированного отношения к представителям иудейского и чужого рода; принцип божественного и шире - религиозного абсолюта, упования прежде всего на Бога, суд божий, а затем уже - на суд человеческий и др.

Особо выделяется в системе принципов иудейского права принцип уважительного отношения иудеев друг к другу, к священнослужителям и старшим, а также сострадания и великодушия к обездоленным, пришельцам и нищим.


2.3 Талмуд, религиозные традиции и обычаи, «наследие» и доктрина в системе источников иудейского права

Одним из важнейших источников иудейского права является Талмуд. В различных научных изданиях и словарях он определяется неодинаково. В одних из них обращается внимание на то, что это - собрание догматических по своему характеру религиозных, правовых и этических положений и текстов иудаизма, которые сложились в период с IV в. до н. э. и вплоть до V в. н. э. В других изданиях - Талмуд рассматривается как «толкования и дополнения раввинов жидовских к Ветхому Завету». В третьих же работах он представляется как «собрание священных писаний, формирующих иудейское гражданское и религиозное право и подразделяющихся на две группы - под названием Мишны (сами тексты) и Гемары (толкование этих текстов)».

Общим для всех этих и иных представлений о Талмуде как источнике иудейского права является то, что он, будучи собранием древних священных писаний, относящихся к периоду с IV в, до н. э. по V в. н, э., содержит в себе не только тексты этих писаний, но и тексты их раввинских толкований. В системе норм и догматов иудейского права последним, по мнению исследователей, придается, как правило, гораздо большее значение, чем первым. Кроме того, нередко под. сомнение ставится положение об одинаковой юридической и религиозно-духовной силе отдельных норм и догматов, содержащихся в Библии (Ветхом Завете) и Талмуде.

По замечанию исследователей, раввинские толкования буквально наводнили по мере развития иудейского права Талмуд. Известно, пишет по этому поводу Д. Рид, что «все, что где бы то ни было могло произойти пли случиться в жизни еврея, регулировалось законами Талмуда: браки, разводы, имущественные сделки, коммерческие операции, вся жизнь, вплоть до мельчайших деталей одежды и туалета». И поскольку в повседневной жизни постоянно происходят непредвиденные события, «вопрос о том, что законно и что незаконно» в каждом случае приводит к бесконечным дискуссиям, «результатом которых были наводняющие Талмуд объемистые протоколы, раввинских решений», - соответствующих толкований текстов заповедей.

Наряду с многочисленными и многотомными решениями раввинских судов данные, отчасти систематизированные толкования следует рассматривать о качестве важных источников иудейского религиозного права.

Высокую значимость этих источников израильские авторы объясняют тем, что хотя изначально, согласно замыслу творцов иудейского права оно «должно было охватывать и решать все возникающие в жизни иудейского общества проблемы», тем не менее практика показала, что это невозможно было сделать раз и навсегда. В силу этого по мере изменения жизненных обстоятельств время от времени возникала необходимость вмешательства в процесс реализации этого права с целью его соответствующей корректировки как со стороны выполняющих академические функции религиозных кругов, так и со стороны применяющих это право раввинов. Раввинское толкование стало объективной необходимостью и жизненной потребностью боговерных иудеев. Нередко оно заменяет сам текст иудейских богословных положений. Ибо даже тогда, когда раввинское толкование явно расходится с изначальным содержанием «библейских повествований и священных традиций», оно тем не менее сохраняет силу и влияние на поведение иудеев. При этом для объяснения и оправдания такого рода расхождений широко используется разработанная самими раввинами так называемая теория (идея) чрезвычайной власти, согласно которой в чрезвычайных условиях допускается весьма широкое толкование сложившихся канонов, а сама раввинская власть осуществляется помимо обычных религиозных норм.

Важными источниками иудейского права являются религиозные традиции и обычаи, Они сложились в течение многих столетий существования иудейского права и продолжают оказывать на него, а вместе с ним и на израильское светское право, значительное влияние и в настоящее время. Это традиции и обычаи, касающиеся религиозных праздников, бытовых и семейных отношений, публичной сферы жизни религиозного и светского сообществ, ритуальных жертвоприношений.

Свое влияние на жизнь иудейского общества и государства они оказывают как непосредственно, выступая в качестве регулятора общественных отношении, так и опосредованно, оказывая воздействие на них через соответствующие нормы светского права.

Последнее проявляется не только и традиционной дли иудейского религиозного права сфере приложении - сфере регулятивного воздействия семейного права, но и в сферах общественных отношений, опосредуемых нормами других отраслей нрава.

В качестве одного из примеров можно сослаться на несомненное воздействие иудейских традиций и обычаев на институт права собственности на землю в современном Израиле. Согласно Закону о земле (1969) право собственности на землю в этом государстве ограничивается не только такими свойственными законодательству других стран принципами, как непричинение вреда или недопущение разрушения имущества, принадлежащего другим собственникам (Разд. 14 Закона о земле), но и таким, весьма своеобразным принципом, как «принцип благопристойности», или «приличия» в процессе реализации данного права.

Данный принцип, с одной стороны; ограничивает право собственности на землю, а с другой - выделяет его и подчеркивает особый характер. Анализируя его, можно с полной уверенностью сказать, что в процессе разработки и принятия законодательства - о земле в значительной мере сказалось влияние старых иудейских традиций и обычаев, радикально ограничивавших и даже запрещавших куплю-продажу земли, а также право частной собственности на землю.

«Землю не должно продавать навсегда - назидательно говорит Бог иудеям, - ибо Моя земля», а вы являетесь «пришельцами и поселенцами у Меня». По всей земле «владения вашего дозволяйте выкуп земли». При этом устанавливаются в отношении каждого иудея следующие правила: а) если «брат твой обеднеет и продаст от владения своего, то придет близкий его родственник и выкупит проданное братом его»; б) если же «некому за него выкупить, то сам он будет иметь достаток и найдет сколько нужно на выкуп»; в) в этом случае «пусть он расчислит годы продажи своей и возвратит остальное тому, кому он продал, и вступит во владение гное»; и г) если же «не найдет рука его, сколько нужно возвратить, ему, то проданное им останется в руках покупщика до юбилейного года, а в юбилейный год отойдет оно, и он опять вступит но владение свое».

Любая купля-продажа земли юридически рассматривалась как временная сделка. Фактически она заменялась арендой, договор о заключении которой оставался в силе лишь до очередного юбилейного года, отмечавшегося иудеями каждые пятьдесят лет. Ибо если до наступления юбилейного года выкуп земли бывшим ее собственником оказывался невозможным, то в год юбилея она полностью возвращалась ему, причем без всякого выкупа.

Данное правило, наряду со всеобщим правом выкупа земли и ограничением ее продажи лишь в пределах определенного срока («известного числа лет жатв»), было направлено на предотвращение полного отчуждения земельных участков от их обедневших владельцев, на предотвращение их полного обезземеливания и еще большего обеднения. Иными словами, право собственности на землю, как и различные формы распоряжения ею преследовали не только и даже не столько сугубо коммерческие цели, выряжаясь современным языком, сколько общесоциальные и общегосударственные цели. Помимо всего прочего, это проявлялось в том, что под всякую сделку с землей, включая ее куплю-продажу, подводилась не только коммерческая, прагматическая, но и нравственная основа.

Данные и иные им подобные принципы, трансформировавшиеся по мере развития иудейского общества и традиции и обычаи, оказали определенное влияние не только ни эволюцию иудейского религиозного права, но и на процесс становления и развития в Израиле современного светского права.

Среди источников иудейского права особую значимость имеет такой, необычный для других правовых систем источник, как «наследие». В израильской научной литературе этот источник именуется также «культурным наследием» в широком смысле, «религиозным наследием» или же «иудейским правовым наследием».

Однако независимо от названия в понятие «наследие» как источника иудейского права в целом вкладывается один и тот же смысл.

О естественном характере права на возвращение евреев па свою историческую Родину, а также о том, что это право исторически заложено в самом «наследии» многократно повторялось вслед за Библией и в других, самых разнообразных источниках. В 50-е годы XX в. оно широко использовалось как важнейший аргумент в пользу разработки и принятия соответствующего законодательства.

Так, обосновывая необходимость принятия Закона о возвращении евреев, тогдашний премьер-министр Израиля Д. Бэн Гури-

он подчеркивал, в частности, что не государство «дарует это право

евреям, живущим за границей, на поселение в Израиле», а как раз

наоборот, «это право само создает условия для строительства израильского государства». Источник права на возвращение евреев,

отмечает автор, следует искать «в исторических и никогда не прерывавшихся связях еврейского народа с его Родиной. Возникновение у евреев права на возвращение на свою историческую Родину по времени «предшествовало возникновению государства».

Говоря о «наследии» как об источнике иудейского религиозного права, следует обратить внимание также на то, что оно в отдельных случаях может выступать одновременно и в качестве источника израильского светского права, По отношению к другим источникам израильского нрава, как свидетельствует теория и практика, «наследие» выполняет далеко не главную роль. Но тем не менее оно в практическом плане как источник права время от времени весьма активно проявляется и к тому же отдельных случаях даже законодательно закрепляется.

Одним из древнейших источников иудейского права является доктрина. Она понимается в самом широком смысле, а именно—и как писания богословов, и - как мнения различных иудейских академических школ, и как раввинские идеи и взгляды относительно понимания и толкования различных библейских положений и текстов.

На ранних стадиях развития иудейского права доктрина играла решающую роль. Поэтому, как не без оснований утверждает проф. 3. Фальк, изучая иудейское право с момента его зарождения, мы должны обращать внимание прежде всего именно на «литературные источники», в которых содержатся различные идеи, положения и взгляды, оказавшие на него доминирующее влияние. В этот период, констатирует автор, «ни государство, ни другие социальные структуры не играли решающей роли п процессе формирования норм иудейского права и институтов, Эту роль выполняли «труды ученых-богословов, которые зачастую осуществляли функции и законодателей и правоприменителей».

По мере развития иудейского права важность доктрины как источника права значительно уменьшилась. Она была вытеснена более прагматичными толкованиями раввинов и их судов. Однако тем не менее доктрина как источник иудейского религиозного права в настоящее время сохраняется, и вместе с доктринами израильского светского права (такими, например, как доктрина «благоразумия») она продолжает играть определенную правообразующую, правоприменительную и правоохранительную роль.


ГЛАВА III. Взаимосвязь и взаимодействие иудейского религиозного права и его источников с современным израильским правом и его источниками

Подобно тому, как взаимосвязь и взаимодействие национальных правовых систем с неизбежностью влечет за собой взаимовлияние их источников, так и внутринационального израильского права одна его составная часть - религиозное иудейское право и его источники оказывает постоянное влияние на вторую его составную часть - светское сионистское право и его источники и наоборот.

Говоря о проблемах определении основных путей и форм взаимосвязи и взаимодействия иудейского религиозного права и его источников с израильским светским правом и его источниками, многие авторы не без оснований акцентируют внимание пи двух следующих обстоятельствах.

Во-первых, на том, что взаимосвязь и взаимодействие двух рассматриваемых правовых подсистем - это не только «чисто» юридический, но и социально-политический процесс. По мнению проф. Б.Лифшитца, его «нельзя понять только с точки зрения чистого права». А, во-вторых, на том, что это не односторонний, а двусторонний процесс. Иудейское религиозное право, как и иудейская религия в целом, оказывает в различных формах и разными путями значительное влияние на израильское светское право. В свою очередь, последнее оказывает обратное воздействие на первое, равно как и на иудейскую религию в целом.

Страницы: 1, 2, 3, 4


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.