рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: История масонства

Дионийские Архитекторы распространились по всему региону Малой Азии, достигли Египта и Индии (на это свидетельствует историческая справка). Они утвердились почти во всех странах Средиземноморья и с возникновением Римской империи проникли в Центральную Европу и даже в Англию (см. дальше).

Одним из наиболее блестящих представителей данной организации был Витрувий (Всемирная история, Т.II, С.661). Он известен как автор «Десяти книг об архитектуре», а также как создатель «достижений строительной техники».

В различных разделах своего труда Витрувий делает намеки на философию лежащую в основе Дионийской концепции, принципов симметрии (см. Приложение). На что указывает свидетельства многих авторов. Сооруженные Дионийскими Строителями здания  и в самом деле были «проповедью в камне». Даже непосвященные, которые не были способны оценить космические принципы, заложенные в этих произведениях человеческого гения и мастерства, переполнялись чувством величия и симметрии, возникшим из совершеннейшего соотношения между колоннами, сводами, арками и купалами. Варьируя размеры, материалы, расположение украшений и цвета, строители преследовали цель вызвать в наблюдателе определенную чувственную или эмоциональную реакцию.

Высшее устремление Дионийских Архитекторов заключалось в постройке зданий столь гармоничных, сколь гармонична сама Природа. Они верили, что сооруженное подобным образом здание не будет подвержено разрушительному влиянию времени. И как логическое следствие такого философского подхода такое здание, находящееся в полном согласии и слиянии с космосом станет оракулом (местом, где предсказывают сказания Божества). Согласно исследованию Жозефа де Косты, «дионийские ритуалы имеют свое происхождение из астрономии». Согласно его точки зрения, посвященные этого ордена, совмещали свое строительное искусство с астрономическими принципами. Так многие воздвигнутые здания были основаны на геометрических структурах, заимствованных в звездном небе; отсюда храм мог быть спланирован или согласно созвездию Пегаса или Весов. Вместе с тем многие символы и терминология дионийской гильдии произошли по большей части от элементов архитектуры.

Интересным научным фактом служит то, что Дионийские Архитекторов, будучи язычниками по вере, принимали участие в возведении ранних христианских аббатств и соборов, чьи древние стены до сих пор несут в себе символы этих просвещенных строителей (к этому факту склоняются многие авторы истории масонства). Такие строительные инструменты как циркуль, угольник, линейка, деревянный молоток можно увидеть над входом церквей Старого Света или искусно изображенными на фресках. И в наши дни порталы Собора Нотр Дам, содержат в себе великую тайну. Большинство из них было разрушено во времена Французской революции, однако уцелевшие части, в частности барельефы, указывают на изображение розенкрейцеровских (см. дальше) и масонских эмблем.

Следом Дионийских Архитекторов является также пол в современных масонских ложах. Он представлен в виде черно-белой шахматной доски. Таким образом, пол несет в себе прежнюю символику, выросшую из метафизических доктрин античного общества.

Помимо оперативного аспекта организации Дионийских Архитекторов, масонство вобрало в свое учение их спекулятивный философский код. Здесь человечество рассматривается как грубый необработанный камень, добытый из недр Природы. Этот грубый блок является истинным приложением труда искусных камнетесов, которые ровняют, шлифуют, полируют его, превращая в прекрасное произведение искусства.

Так же как и Дионийские Архитекторы, Масоны почитают Божество под маской Великого Архитектора, а также мастера-ремесленника, «который добывает грубые валуны в полях пространства и обтесывает их во вселенные».

Исследования истоков масонского символизма свидетельствуют, что истоки масонской идеологии прослеживаются в древности, отсюда масонские ритуалы, символы должны сохранять многое от различных сект, обществ и институтов, через которые масонство прошло, прежде чем принять современный вид.

Поэтому мы встречаем в масонстве то, что я указала раньше, индийские, египетские, еврейские и христианские идеи, символы и термины.

Однако больше всего масонство «обязано» Дионийским Архитекторам, их культу, благодаря которому было заимствовано огромное количество символов и ритуалов архитектурной науки. По мнению Чарльза Хеккретона от этих древних и просвещенных ремесленников «воспринято наследство» незавершенного Храма Цивилизации — громадной невидимой структуры, над которой инициированные строители трудились со времени основания их братства (см. раздел Строительство Храма Соломона). В данном разделе начнем наше повествование с уяснения личности царя Соломона, тем божеством коим он представлен масонской мифологией. Из того свидетельства, что на нашем пути исследования масонства мы постоянно встречаемся и будем встречать упоминание о царе Соломоне, следует то, что этот человек и его деяния является важным для масонского символизма.

Как показывает «Всемирная История» (Т.II, С.503) «царь Соломон, сын Давида, был человеком острого ума, патриотом свей страны, который многое сделал во благо своего народа». Так вот этот самый царь, согласно Библейскому писанию решил построить храм, «коему равных бы не было в мире».

Масонская легенда о строительстве Храма Соломона сильно расходится с версией Библейского писания, особенно в том, что касается Хирама. Согласно Писанию, Мастер вернулся в свою страну, после завершения строительства. Однако в масонской аллегории он был убит. Однако по объяснению. Масонских идеологов, исторические детали не так уж существенны, здесь важна не история, а стоящая за ней аллегория. Отсюда рождена новая легенда о Мастере-Строителе, придуманная масонами (А. Уайт, Новая энциклопедия масонства). Хирам, как Мастер-Строитель, разделил рабочих на 3 группы, которые именовались Входящими Подмастерьями, Товарищами Ремесленниками и Мастерами Каменщиками (Мастерами Масонами). Каждой группе были присвоены отличительные знаки, слова и правила, с помощью которых можно было быстро определить принадлежность работника. Чтобы работа была сознательной, Адонирам знакомил работников с познаниями избранных мудрецов, предлагая им символы и изъясняя их; степень познания была соразмерна степеням Ученика, Подмастерья и Мастера. Однако согласно легенде, некоторые работники остались недовольны своим положением, они претендовали на более высокое  жалованье. Наконец, трое товарища, ремесленника решили силой выведать у Хирама пароль, возводящий в степень Мастера. Подкараулив Хирама и получив в ответ отказ на требование открыть слово Мастера, разбойники убили его линейкой, циркулем, молотком. Тело погребли под горой Мория, где на могиле посадили ветку акации. Узнав о гибели своего помощника, Соломон пришел в великую печаль, повелел найти тело Великого Мастера. В знак невиновности в убийстве, работники явились в белых перчатках. Тело было найдено, однако мастера из боязни, что древнее слово уже потеряло значение, решили его заменить первым, которое будет кем-либо из них произнесено при открытии тела погибшего Мастера. В то мгновение, когда они увидели тело, раздался возглас присутствовавших: «Плоть от костей отделяется», другими словами «Макбенак». Это-то выражение и было принято отличительным словом мастерской степени.

После смерти архитектора Соломон решает взять на вооружение принципы организации Хирама. Они нужны для создания всемирной организации строителей символического «храма Соломона». Так итальянский автор Франкогоччи в своей книге говорит о том, что Соломон утвердил корпорацию, избранных, которая, находясь на службе у Бога и царя, является инструментом порядка и исполнения справедливости (Francocci, op.113).

Наилучшим образом информированные масонские авторы понимали, что Храм Соломона есть представление в миниатюре Вселенского Храма[3], достижение которого практиковалось «вольными каменщиками».

А.Е. Уайт по этому поводу писал: «Храм является макрокосмическим по своему характеру, так что храм есть символ всей Вселенной, тип манифестации самого себя».

Таким образом, с точки зрения тех, кто считает масонство результатом продолжения деятельности секретных обществ архитекторов и строителей, которые в течение столетий объединялись в замкнутую касту мастеров-ремесленников. Хирам-Абифф был Великим Мастером не только города Тира, но и всего масонского учения.

 Как известно их философия лежала в использовании в пропорциях и украшениях храмов, дворцов, мавзолеев, крепостей и других общественных зданий. Каждому работнику давался пароль (иероглиф), которым он отмечал  камни, укладываемые в здание с тем, чтобы показать грядущему поколению, что таким образом он посвятил Великому  Архитектуру Вселенной совершеннейший «продукт» своего труда. Здесь можно привести утверждения историков, что подобными знаками (иероглифами) отмечены многие памятники архитектуры, сохранившиеся до нашего времени: римские стены, греческие храмы, камеры Великой Пирамиды, подземные стены Иерусалима, а также руины в Англии, Франции, Шотландии, Германии и других странах.

Отсюда легенда о Храме предстает перед нами как сосредоточение божественных Секретов Архитектуры в пропорциях земных строителей.

Подводя итог всему вышесказанному, я еще раз хотела бы подчеркнуть, что наследие масонства бесценно для человечества (как и любое другое учение, основанное на нравственно-этических началах). Прежде всего, оно становится бесценным при изучении своих философских символов, большинство из которых восприняло в себя учения мудрецов античности: мистиков, теософов, алхимиков.

Ритуалы и символы имеют существенное значение для уяснения масонской организации и преследуемые масонством целей. И масонские ритуалы, и масонские символы в наше время продолжают быть актуальными благодаря тому, что они были рождены боговдохновенными мыслителями и мудрецами античности. Многие науки и искусство внесли свой вклад в развитие масонского символизма.

Следует отметить, что масонская идеология не была чем-то исключительным, из ряда вон выходящим. Те же самые этические начала являлись принадлежностью и других многих нравственных учений. Однако, как и в любом учении, здесь присутствует какая-то изюминка, та своеобразность, непохожесть масонства заключается в том, что оно проводило в жизнь свои гуманитарно-философские идеи, воплощая их в целый ряд символов и обрядов.

В своем кратком перечислении обрядности "вольных каменщиков", я не задавалась целью проследить полностью возникновение обрядов, зарождение символов и их развитие, так как это представляет сложную задачу, требующую специальных знаний по античности. Прежде всего, я попыталась акцентировать внимание на той обрядности и символике более значимой, характерной для масонства.

Конечно, следует отметить, что все философские течения, шедшие параллельно с масонством, старались своим учением украсить жизнь человека, отвлечь его от жизненной рутины, быта. Но в них находились свои как положительные, так и отрицательные качества. Так обстояло и в масонстве.

В чем проявились эти отрицательные свойства учения, к чему они привели, составляет вопросы изучения в последующих главах данной работы.

И именно на этой кульминационной точке завершения главы я бы хотела привести слова масонского идеолога, профессора Уорда: "Масонство представляет университет вселенского масштаба, в котором учат свободным наукам и искусствам души тех, кто раскроет им свои сердца. Его кресла — обиталище мудрости, его столпы[4] поддерживают своды универсального образования, их чертежные доски заполнены вечными истинами всех веков и на тех, кто понимает их священную глубину лежит столь долго искомый ключ к тайнам, которые человечество стремилось раскрыть со времени возникновения человеческого разума".

В следующих глава я хочу рассмотреть фактическую историю возникновение ордена, а также деятельность масонских организаций в ряде стран Запада, там, где оно было наиболее влиятельно, оказало существенное влияние на общественную жизнь в том числе и в России. Сравнивая, выявляя общее и особенности, мы глубже поймем суть масонских идей.

2. Масонство на Западе

2.1. Английское оперативное масонство.

В эпоху средневековья дворцы и соборы строились десятилетиями, а то и на протяжении столетия. Так, собор Св. Петра в Риме строился 68 лет, Кельнский собор — 632 года.

При таких темпах работы камнетесам, каменщикам, архитекторам приходилось постоянно жить вблизи построек. Такое расположение вещей явилось причиной возникновения строительных артелей. Отсюда слово франк-масон (free mason) — т.е. "свободный каменщик" перешло из английского языка  в другие европейские языки. Таким словом в эпоху средневековья обозначали каменщиков-строителей XIV века. Первоначально в эпоху готического стиля это была известная в Англии артель — "каменотесы свободных камней". В отличие от обыкновенных каменотесов они работали с более мягкими каменными породами типа мрамора или известняка, которые употреблялись для более тонкой барельефной работы, отделки зданий. Путем сокращения free stone's mason и произошло английское слово free-mason.

В эпоху готики, данная категория мастеров признавалась как наиболее искусная и квалифицированная. Строительное искусство более всего процветало во Франции и в Северной Италии. Согласно документам средневековые ремесленники-масоны обладали привилегией свободно передвигаться по разным землям Европы. Занимаясь постройкой соборов, замков и дворцов масонская ремесленно-строительная организация принесла неоценимый вклад мировому искусству.

Первоначально оперативное (строительное) масонство не имело общей автономной организации. Постепенно с развитием гильдий в Англии, мастера-каменщики стали объединяться в корпорации, так называемые ложи. Впервые термин "ложа" появляется в 1278 году в бумагах, связанных со строительством королевского аббатства.

В оперативном масонстве Англии существовала практика кандидатского стажа, т.е. периода первоначального обучения, по окончании которого кандидат становился членом организации, полноправным участником корпорации (ложи). Степень мастера была доступной не для всех. Для ее получения нужно было иметь особую компетентность и квалификацию. Этот факт является существенным различием современного масонства, где на степень мастера мог претендовать каждый. Ритуальный компонент оперативного масонства появляется к 1598 году. Он находился на примитивном уровне и выражался в знаках и паролях данной ложи. Масоны средневековья ввели в свое учение различные аллегории, символы, связанные с культурой предшествующего языческого мира. Такое сочетание христианских и языческих символов переросло в понятийную структуру современного масонства. Строительные корпорации процветали в течение 2-х столетий.

Древнейшие из дошедших до наших дней документов, которые рисуют положение английских лож, относятся к середине XIV и началу XV века. Из уставов (законов) ложи показано, что работы подобных лож совершались в закрытом помещении. За порядком работы и за поведением каменщиков следил старший мастер. Известная популярность оперативного масонства, его устойчивость в обществе (т.к. члены лож всегда имели работу и получали достойный заработок), побуждало знатных представителей, а лице местных помещиков, баронов, богатого духовенства вступать в контакт с простыми каменщиками, часто выходцами из нищеты.

Строительные ложи, в независимости от рода своей популярности, окружили себя ореолом таинственности. Это проявлялось в стремлении сохранить, прежде всего, профессиональные тайны, какие-то производственные секреты, поэтому, вследствие этой причины, члены лож пользовались условными знаками и символами. Цеховая замкнутость способствовала выработке спаянности, взаимовыручки и взаимопомощи строителей.

 Знатных господ не смущало наличие низшего сословия, ведь среди них встречались известные мастера, художники как, например, Кристофер Рен, выдающийся зодчий Англии.

Одни вступали в ложу из-за своих честолюбивых интересов, в надежде, что это поможет ему на пути к карьере. Другие, представители ученых кругов, вступали в Орден по причине любознательности.

Вскоре, в результате реформ Генриха VIII, ремесленные гильдии были лишены многих своих привилегий (как-то вести разгульный образ жизни).

Постепенно строительные корпорации стали приходить в упадок. Масоны, отказавшись от своей организации, стали уходить на заработки в другие города, обозначив тем самым переход оперативного масонства в спекулятивный[5].

К 1620-1621 г.г. относятся первые сведения о приеме в английское масонство непрофессионалов. В последующие годы это явление получило широкое распространение не только в Англии, но и в других странах мира. По утверждению историков, ответвление оперативного масонства в спекулятивное происходило под влиянием отдельных личностей, связанных с масонским движением. Новый вид масонства состоял главным образом из масонов-теоретиков, носителей специального знания и моральной теории о духовном строительстве среди людей.

Филантропические и реформаторские тенденции XVII века, вместе с его склонностью к тайным обществам и символическому ритуалу, перешли к следующим поколениям и отразились на характере и судьбах современного масонства.

К возникшему новому течению устремилось огромное количество людей как знатного, так и среднего достатка. Уставшие от бесконечных смут и борьбы с властью, люди искали спокойного существования и поддержки. Постоянно находясь в обществе, привычка пребывания переросла в страсть к клубам и кружкам. Названия таких клубов говорили сами за себя: "Клуб красавцев и уродов" или "Орден лгунов". По обыкновению, такие клубы не  преследовали никаких общественных целей, однако, благодаря своим оригинальным уставом и ритуалом, подобные клубы отвлекали людей от обыденности, создавая тем самым иллюзию серьезного дела, занятости. Этого было достаточно, чтобы в короткий срок стать популярным.

 Со временем, к знати прибавились особы королевской крови. Масонство получило название "Царственного искусства", а "ему" не следовало существовать врозь друг от друга. Завсегдатаи лондонских таверн, клубов и кружков решили объединиться. И в 24 июля 1717 года в день святого Иоанна Крестителя произошло объединение всех масонских кружков в Великую ложу. С тех пор 24 июля признано днем рождения современного масонства, а Иоанн Креститель является его святым покровителем. В масонах видели новый вид розенкрейцерских братьев, а с другой стороны подозревали атеистов и политически опасных людей. Первоначально масонство было малочисленной организацией, но с течением времени оно стало быстро входить в моду.

Следствием популярности масонства, благодаря которой все больше и больше англичан вступало в новый Орден, стала "всеобщая, объединяющая всех людей религия, состоящая в обязанности каждого быть добрым и верным долгу, быть человеком чести и совести, связать музами искренней дружбы людей разного вероисповедания".

Поскольку масонство приобрело форму организации, понадобилось принять устав. Им явилась книга конституций 1723 года, опубликованная Дж. Андерсеном. В конституции излагались условия вступления в ложу, права и обязанности "вольных каменщиков", нормы поведения в ложе и вне ее, взаимоотношения между начальниками и подчиненными.

Таким образом, первый масонский устав провозглашал лояльность к феодальному строю, веротерпимость, религиозность, санкционировал деление людей на "достойных". Провел разграничения между избранными братьями и остальной массой — профанами. Братья занимались не только созерцательной деятельностью, проводя ее в беседах, спорах, но также и практической деятельностью: благотворительность составляла основное ее предназначение.

 После учреждения Великой Ложи Англии, начался бурный рост масонства. В 1724 году в подчинении Великой Ложи Англии находились 52 ложи. В 1725 году возникает ложа в Париже., в 1728 году — в Мадриде, в 1729 году — в Гибралтаре, в 1733 году — в Гамбурге, в 1735 году — в Гааге и Стокгольме, в 1738 году — создается польская ложа.

Влияние на масонские ложи великосветского элемента проявилось в усложнении первоначального ритуала — в появлении парадных костюмов, пышных церемоний, театральных процессий.  Но главное существенное изменение ритуала заключалось в появлении новых масонских степеней или званий. От старого учения были унаследованы степень ученика и рабочего (мастера). Со временем степень Мастера отделилась, благодаря чему возникла система 3-х степеней со специальным для каждой степени посвящением.

Как уже утверждалось ранее, масонство по своему идеологическому характеру остается везде одинаковым, оно не поддается изменению (как, например не существует японской или немецкой математики, математика везде одна и та же). То же дело касается и масонства. Однако, национальные, культурные, религиозные особенности общества, а также изобретательность отдельных лиц, накладывают на его формы и организационное строение.

Отсюда появляется целый ряд систем и повиновений, отличающихся названиями, количеством степеней посвящения. Обрядностью. Каждую систему ее создатели и руководители считали единственно правильной, называя другие ненастоящими, порчеными. Истинность систем определялось по преимуществу количеством градусов посвящения — чем выше градус посвящения, тем достойнее брат. Таким образом, установились вертикальная масонская иерархия. Она характерна не пышными названиями степеней, а сложностью подчинения нижестоящих вышестоящим братьям.

Сначала английские масоны учредили 3 степени посвящения: ученик, подмастерье и мастер. Эти степени образуют  иоанновское или символическое (голуб) масонство[6].

В соответствии со степенями учреждаются и ложи 3-х видов: ученическая, подмастерьев и мастеров. Нижестоящие братья не допускаются в ложи высших степеней посвящения, в то время как вышестоящие посещают и контролируют ложи низших степеней. Таким образом, в масонстве достигается  единство воли и железная дисциплина.

В каждой системе "братья" различных степеней отличаются друг от друга своими регалиями: фартуками с изображением соответствующей символикой, нагрудными лентами, перчатками, медалями. Чем выше степень, тем искуснее и богаче масонские наряды, т.к. все эти атрибуты способствуют чинопочитанию, и создает у "братьев" возвышенный психологический настрой.

Общеизвестно психологическое воздействие на личность, производимое повышением в должности или звании. Нередко в таком случае у одного человека возникает чувство отчужденности перед другим, а нередко чувство превосходства. Вот почему масонство нередко называют элитарной организацией.

Четвертой, более почетной степенью в системе английской ложи-матери появилась "Королевская арка". Стараниями шотландского барона М.Н. Рамзая и немецкого барона К.Г. фон Гунда степени стали множится. В клермонтской системе над тремя символическими степенями были воздвигнуты еще шесть: Шотландский мастер, Избранный мастер, Рыцарь Востока, Рыцарь розового креста, Рыцарь тройственного креста, Царственный –архитектор. Постепенно пирамида англосаксонского и французского масонства воздвигалась до 33 степеней.

Посвящение в степени, выборы руководящего состава лож и капитулов, другие вопросы решаются сообща, путем голосования. В действительности же масонство не демократично, а авторитарно, ибо сверху вниз спускаются беспрекословные повеления.

 Уставы "вольных каменщиков", структура соподчиненных лож и капитулов, во многих странах мира, сложная система степеней с централизованным управлением. Созданы не ради забавы людей, менее всего склонных к праздности и пустословию. Объединяясь в закрытых от общества союзах, Они преследуют какие-то цели, оправдывающие функционирование столь сложного и разветвленного механизма. Выяснить их — совсем не простая задача.

Уже в символической ложе человеку внушают необходимость "умереть" для былой и "возродиться" для новой, сверхъестественной жизни, любить и защищать непросто каждого, но и того "брата", который обычно придерживается других политических или религиозных воззрений и даже считается личным врагом. Словом, все масонские ритуалы, так или иначе, модифицируют посвящение и представляют элементы внушения, предварительного программирования (Косицкий).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.