рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Лекции по курсу истории Отечества

Говоря об  экономическом  развитии  русских земель,  мы   должны учитывать и то отрицательное  влияние,  которое  было   оказано на него татаро-монгольским завоеванием.  Монгольское   нашествие привело к падению  роли  городов  в  экономической   жизни Руси,  к резкому сокращению населения, к оттоку значительной доли прибавочного продукта в Орду в виде дани,  хотя   монголы отказались  от  прямого  включения  русских земель в   состав Золотой Орды и не посягнули на православную веру.

Таким образом, мы видим, что особенности природно-климатических условий во многом предопределили особенности формирования русского централизованного государства. В отличие от стран Западной Европы, рост городов, развитие торговли, формирование единого  национального рынка и складывание на этой   основе экономического единства не являлись основными  причинами образования  централизованного  государства  на  Руси в   рассматриваемый период.

б) Социально-политические факторы

Централизация - процесс не стихийный.  Его осуществляли   конкретные исторические субъекты - люди, группы людей, народы, наделенные  разумом и волей.  Кто же был заинтересован в   объединении земель ?  Для того,  чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим,  что  собой представляло русское общество в   XIII-XIV вв.

 Крупные землевладельцы .  -  вотчинники - князья,  бояре,   духовенство.  Иерархия . - великие князья; удельные князья; бояре и  служилые князья;  слуги под дворским (управяющим княжеским хозяйством) - княжеская  администрация,  впоследствии   называемая дворянством.  Землевладение на вотчинном и условном держании островками вкрапливалась  в  море  крестьянских   общин. до  конца  XV в.  в Северо-Восточной Руси преобладали   так называемые черные земли.  Для черных земель было  характерно общинное  землевладение крестьян с индивидуальным владением приусадебным участком и пашенной землей.  Отношения в   общине регулировались  посредством  выборного  крестьянского   волостного самоуправления под контролем представителей  княжеской администрации - наместников и волостелей.

В XIV веке вместо многих терминов, обозначавших различные   категории  крестьянства,  появляется   новый  термин "крестьяне". В его  среде  выделялись  две категории: чёрные   крестьяне, жившие  общинами  в селах, не  принадлежавших отдельным  феодалам, и крестьяне  владельческие, жившие на надельных землях в системе  феодальной вотчины. Чёрные крестьяне платили налог.

Крестьяне владельческие были лично зависимы от феодала,   но степень этой феодальной зависимости была различной. В период формирования   централизованного  государства  основной формой зависимости становится полевая барщина.

В конце XIII-XIV вв. с постепенным ростом владельческих   и удельных земель возникает потребность в рабочих руках  для   их обработки - в полевой барщине. Крестьяне, оставаясь в массе в этот период еще свободными и будучи вынужденными в поте   лица трудиться  на свою землю (вспомним низкую урожайность и   короткий цикл полевых работ), физически не могли и не хотели   работать на  поле  помещика.  Нужна была сила,  способная их   заставить. Такой силой могла стать  крепкая  государственная   власть. Однако  прикрепление  крестьян  к земле еще не стало   главной целью землевладельцев.  Они в тот период были больше   заинтересованы в  привлечении  на свои территории свободного   земледельческого и ремесленного населения,  в освоении новых   земель, в колонизации. В этом смысле колонизация населения в   Северо-Восточные земли находила поддержку у тех,  кто  стремился к  единению  земель  и созданию единой государственной   власти. На почве экономической и политической  необходимости   у феодальной знати начинает складываться общий центростремительный интерес. И вот этот эгоистичный, своекорыстный интерес господствующего   сословия   действительно,   как  писал   В.О.Ключевский, встретился с народными нуждами и стремлениями. И не только на почве колонизации.  Прежде всего на почве   борьбы с внешней опасностью, с татаро-монгольским игом, сковывавшим исторические силы народа,  мешавшим его дальнейшему   развитию.

Процесс объединения  русских  земель  вокруг Москвы был трудным. Александр Ярославич Невский был  последним  князем,   обладавшим сильной властью в пределах Северо-Восточной Руси.   После его смерти в 1263 г.  великокняжеская столица Владимир   пришла в упадок, и в борьбу за обладание  владимирской короной вступили младшие князья из периферийных княжеств. Основным содержанием   начального  этапа . объединительного процесса   (конец XIII-первая половина XIV вв.) было появление в  Северо-Восточной Руси  крупных  феодальных  центров  и выделение   среди них сильнейшего. Главными соперниками в борьбе за роль  центра  объединения стали  Москва и Тверь, превратившиеся из   столиц небольших периферийных княжеств в крупные экономические и политические центры Северо-Восточной Руси. Экономическому подъему и политическому возвышению этих  княжеств  способствовало быстрое  увеличение их населения за счет притока   в эти менее доступные для грабительских набегов татар  земли   крестьян  и  ремесленников. Существенную  роль в этой борьбе   играла Орда. Перед ней  стояла дилемма: чтобы держать Русь в   повиновении и черпать из нее доходы,  нужна была централизованная  власть. Но сильный  князь  был бы опасен, а единство   Руси под его властью - прямая угроза  владычеству Орды. Поэтому Орда не могла  допустить усиления одного князя и постоянно вмешивалась  в соперничество московских и тверских князей, искусственно подогревая его.  После драматической борьбы   Юрия Даниловича  Московского и Михаила Ярославича Тверского,   закончившейся гибелью обоих в Орде, пришло время  Ивана Даниловича Калиты . (брат Юрия, 1328-1340, внук Невского).

Время, исторический процесс требовали появления на Руси личности, способной понять ордынскую политику, найти ее сторону, нейтрализовать  её губительное  действие. Иван  Калита очень  точно  уловил, что  нужно  Орде  в тот  момент, когда   тверской князь убил его брата: регулярный и всё возрастающий   сбор дани хану, минуя ордынских вельмож, успевающих перехватить значительную долю того, что предназначалось хану. Необходимо было  упорядочить сбор дани. Личные интересы Калиты победа над Тверью, получение ярлыка - требовали мирных отношений с  Ордой. Он воспользовался  восстанием в Твери против   татарского  баскаческого отряда во главе с Чол-Ханом и пошел   с татарами карать Тверь. 50-тысячное ордынское войско жестоко расправилось с тверичами и подвергло все Тверское княжество  такому погрому, что тверские князья надолго выключились   из борьбы за политическое  господство. Иван  Калита  получил   ярлык на великое княжение и право собирать  ордынский выход.   На некоторое время наступила тишина на русской земле.

Важное значение имело перемещение главы Русской православной церкви в Москву. Со времени киевского князя Владимира   Русская земля имела одного митрополита. Место его пребывания   было для князей очень важным делом.  Город,  в  котором  жил   глава  русской  церкви, считался  столицей  Русской земли. В   1299 г. митрополичий престол с митрополитом Максимом был переведен из Киева во Владимир. Во время феодальной войны между Москвой и Тверью князья,  конечно,  стремились заручиться   поддержкой митрополита.  Дальновидный Иван Данилович, распоряжавшийся в Москве еще  при  жизни  своего  старшего  брата   Юрия, в 1326 г.  построил в городе первую каменную церковь Успенский собор и предложил митрополиту Петру,  подолгу жившему в Москве, совсем покинуть Владимир. Пётр согласился, но   в том же году умер и был погребен в Москве. Его приемник Феогност окончательно  сделал  Москву центром русской митрополии. Поэтому перенос столицы из Владимира в Москву некоторые   историки относят к 1326 г.

Калита добился очень нужного  для  московской  политики   союза с мятежным и сепаратистским Новгородом.  Этот союз был   закреплен в 1335 г. в результате поездки в Москву по приглашению Калиты  новгородских властей - посадника,  тысяцкого и   архиепископа.

С первого  и до последнего дня своего великого княжения   Иван Калита поддерживал тесные связи с Золотой Ордой,  ездил   в Орду, жил там по нескольку  месяцев, щедро  одаривал хана,   его жен, исправно  платил дань, чем заслужил  полное доверие   Орды, не упуская при этом возможности утаивать часть ордынской  дани. Это позволяло ему  укрепить  позиции  Московского   княжества, заложить  основы его могущества. Калиту  называют   первым собирателем земли русской, положившем начало возвышению Москвы. Он уделял много времени и внимания строительству   новой столицы Русской земли - Москвы. После Успенского собора  вскоре были выстроены  Архангельский собор, ставший усыпальницей  московских князей, и придворная  церковь Спаса на   Бору. После  пожаров в 1331 и 1337 гг., уничтоживших  старый   Кремль, Иван Калита в 1339-1340 гг. соорудил  новую крепость из дубовых брёвен. К сожалению, от Кремля Ивана Калиты ничего не сохранилось.

Умер Иван Данилович в 1340 г., приняв монашество. История помнит его как мудрого политика, заложившего первые камни фундамента русского централизованного государства. Мощным   союзником его  политики была  православная  церковь. И такая   политика, позволявшая мирно трудиться,  находила поддержку в   народе. Со второй половины XIV в. Северо-Восточные земли с центром в Москве  получили  название "Великая  Русь". Отсюда и   происходит наименование "великорусский народ". Со второй  половины XIV в. начинается  второй . этап  объединительного  процесса, основным  содержанием  которого  был   разгром Москвой своих основных политических соперников и переход от  утверждения за Москвой её политического главенства   на Руси к государственному объединению  вокруг  неё  русских   земель и  организации  общенародной  борьбы за свержение ордынского ига.

Другим выдающимся  деятелем эпохи образования централизованного государства, возглавившим борьбу с татаро-монголами, был   Дмитрий Иванович Донской .  (1369-1389). Он родился в   1350 г. и значительную  часть своей молодости провел в Золотой Орде. Дмитрий Иванович успешно продолжал дело своего деда Калиты - крепил  могущество Москвы. В этом огромную  поддержку ему  оказывал  митрополит  Алексей, оставшийся верным   московской династии и использовавший  авторитет  церкви  для   предотвращения княжеских усобиц.

Отличительной чертой московского  князя  была  воинская   доблесть. В 1362 г. одиннадцатилетним  юношей он выступил со   своим войском против недруга Москвы - суздальско-нижегородского князя, который  вынужден  был уступить  великокняжеский   стол Москве. С той поры в период  княжения Дмитрия Ивановича   войны почти не прекращались. Московский  князь смело вступил   в борьбу с сильными врагами - Тверью, которая вновь окрепла,   Рязанью, Литвой. После страшного московского пожара 1366 г.,  уничтожившего  Кремль, Посад, Загородье, Заречье,  Дмитрий  Иванович,   предвидя упорную  борьбу со своими противниками, решил укрепить столицу. Менее чем за два года на месте  сгоревшей крепости были воздвигнуты белокаменные стены. Были  укреплены и   дальние подступы  разросшейся столицы - построены крепости монастыри.

Утвердив  свою  власть  над русскими князьями, подчинив   Москве Тверь и Рязань, Дмитрий Иванович  решился вступить  в   борьбу с  главным  врагом  Руси - Золотой Ордой. В 60-е годы   XIV в. в Золотой  Орде  власть захватил  темник  Мамай. Став   фактическим  правителем Орды, Мамай сумел объединить большую   часть прежней территории Золотой Орды и отчасти восстановить   её военное могущество. Подготовка к решающему походу на Москву заняла у Мамая  два года. За это время он провел широкую   мобилизацию  не только в Орде, но и в подвластных  ей землях   Поволжья и Северного Кавказа, затратил большие деньги на наём воинов в генуэзских колониях в Крыму. Им была создана могучая боевая  армия с авангардом, флангами, тылом, вооружённая и подготовленная для тысячевёрстного броска. Орду тревожило усиление Руси, где шёл процесс  образования единого государства. Первая  победа, одержанная  русскими над татаро монголами на реке Воже в 1378 г., показывала силу этого государства.

Великий князь Дмитрий Иванович заблаговременно готовился к отражению  Мамаевых полчищ, укрепляя  единство  страны,   собирая  общерусское войско. На  его  зов  ко  всем  русским   князьям собраться у Коломны с войсками и воеводами откликнулись, по свидетельству летописца, 23 князя. Огромное моральное, духовное воздействие на боевой дух русских войск сыграло благословление преподобного Сергия Радонежского - игумена   Троице-Сергиева  монастыря, самого  влиятельного  церковного   деятеля общерусского масштаба.

В 1380 г. у притока Дона реки Непрядвы состоялось великое сражение. 150-тысячная русская армия противостояла 180 тысячному  татарскому войску. Потеряв две трети своей армии,   Мамай  бежал. Сражение на Куликовом поле было едва ли не самой кровавой битвой в русской истории. Однако победа не привела к немедленному возрождению независимости Русского государства. Но миф о непобедимости  Орды был развеян. Кроме того, победа  общерусского войска под руководством Московского   князя, благославленная православной церковью, стала сильнейшим фактором духовного единения всех русских. В.О.Ключевский   с полным основанием считал, что Московское государство родилось на поле  Куликовом. Среди сказаний и песен, сложенных в   честь  Куликовской битвы, выделяются  два  сочинения - поэма   "Задонщина" и "Сказание о Мамаевом  побоище". Оба  памятника   были составлены в монастырских  стенах и содержат наибольшее   количество сведений о битве.

После Куликовской битвы Орда, несмотря на поход  Тохтамыша  в 1382 г., не смогла  восстановить  в  прежнем  объёме   власть над русскими землями. Она была вынуждена признать политическое главенство Москвы на Руси. Перед  смертью Дмитрий   Донской передал  своему  старшему сыну Василию I Дмитриевичу   (1389-1425) по завещанию великое княжество Владимирское  как   "отчину" московских князей, не признавая тем самым право хана выдавать ярлык. Процесс слияния Владимирского княжества и   Московского завершился. С этого момента  Москва утвердила за   собой роль и значение территориального и национального центра формировавшегося  русского  государства.  Ещё при Дмитрии   Донском были  присоединены Дмитров, Стародуб, Улич и Кострома, обширные территории в Заволжье. В конце  XIV в. потеряло   независимость  Нижегородское княжество. Не  дала  результата   попытка удельных князей во главе с галицкими князьями приостановить ликвидацию порядков феодальной раздробленности. Поражение удельных  князей  создало условия для перехода к завершающему этапу объединения.

Вопрос №2. Оформление государственности в Московском княжестве. Политический строй и социальные отношения.

   Значительный вклад в укрепление русского централизованного государства внёс Иван III (1462-1505). Ивану Васильевичу (правнуку Донского) шёл 23-й год, когда власть над  Северо-Восточной Русью  перешла в его руки. Современники  свидетельствуют, что он был худощав, высок ростом, с правильными,   даже красивыми  чертами  мужественного  лица.  К концу жизни   Иван III сосредоточил в руках  необъятную власть, которой не   обладал ни  один  европейский  государь. Этому  послужило не   только его честолюбие, но и поддержка  всех  сословий. Эпоха   Ивана III - это эпоха сложнейшей работы  русской дипломатии,   эпоха укрепления русского войска.

Опираясь  на  поддержку  церкви, дворянства, посадского   населения, крестьян, Иван III смог заложить основу империи и   довести до  конца борьбу  против чужеземного ига. Московские   наместники  водворились в бывших княжеских столицах - Нижнем   Новгороде, Суздале,  Ярославле, Ростове, Стародубе, Белоозере. В 1478 г. Иван III завоевал Новгородскую феодальную республику, что  определило  весь ход дальнейшего политического   развития Руси.Вслед за Новгородом московские войска завоевали Тверское Великое княжество. Почти одновременно, в 1480 г.   произошло свержение монголо-татарского ига. Властитель одного из остатков распавшейся Золотой Орды - Ахмед-Хан заключив   союз  с польским  королём  Казимиром IV, вторгся  на русскую   землю, чтобы снова заставить Московского великого князя платить дань. Положение  осложнялось вспыхнувшим мятежом удельных  князей - братьев Ивана III. Проявив незаурядное политическое мастерство, крайнюю  осмотрительность и осторожность,   Иван III сумел  справиться с мятежниками, не допустить участия Казимира IV в союзе с Ахмед-Ханом и избежать генерального сражения с Ордой. " Стояние на реке Угре" кончилось освобождением  Русской земли от татаро-монгольского  ига. Однако   оставались ещё выросшие из Золотой Орды Казанское, Астраханское и Крымское ханства. Борьба с ними была впереди.  

В юношеские годы  Ивана III опекал митрополит Иона, который решительно  выступал  против  сепаратистской  политики   удельных князей, за создание сильного  централизованного государства, за освобождение его от ордынского ига, против любых  притязаний  Литвы и Польши. В  1461 г. Иона на смертном   одре напутствовал  Ивана  III разуметь государствование своё   как служение, крепить державу свою, скинуть татарскую власть.   Иван III выполнил  заветы своего  духовного  наставника - он   объединил  почти всю Русь и стал первым действительным  ГОСУ . ДАРЕМ ВСЕЯ РУСИ ..

При Иване III произошли крупные  перемены  в  структуре   землевладения и господствующих классов,  значительно выросло   служилое дворянство и  поместное  (условное)  землевладение.   Реформы затронули и армию. Вместо феодальных дружин, поставляемых боярами, армия комплектовалась дворянскими ополчениями, дворянской конницей, пешими полками с огнестрельным оружием (пищалями). Был сформирован  аппарат  централизованного   управления  с участием  дворянства - Боярской думы, Большого   Дворца и Казны.

По мере роста поместного землевладения и роста дворянского сословия (Иван III помещал московских служилых людей на   конфискованных землях  удельных бояр), неизбежно  должен был   усилиться  нажим на крестьянство, холопов, кабальных  людей.   Потребность в рабочих руках росла. Складывание  новых экономических и социально-политических отношений требовало создания  нового  законодательного  порядка. Поэтому из всех новшеств Ивана III наиболее значительной была  судебная реформа .,   обнародованная в 1497 г. в виде специального  сборника законов "Судебника". Вместо многих  местных уставных и  судебных   грамот, по которым осуществлялось судопроизводство, Иван III   ввел единое общерусское законодательство. Он запретил посулы   (взятки) за  судопроизводство  и установил единообразные судебные пошлины за все виды судебной деятельности.

По Судебнику на территории всего государства действовали: суд великого князя и его детей, суд бояр и  окольничьих, суд наместников  и волостелей (территория страны делилась на   уезды, уезды на волости и станы. Власть в уездах принадлежала  княжеским  наместникам, а в волостях и станах - волостелям). Судебник установил  обязательность присутствия дьякона   на боярском суде, целовальников (дворских, старост) и лучших   людей на суде на местах. Но в Судебнике  сохранились и некоторые нормы  старого права. Так, жалобники могли решать спор   "полем", то есть судебным поединком на дубинах. Судьи должны   были наблюдать, чтобы один не убил другого.

По Судебнику давнее правило перехода крестьян от одного владельца к другому в течение двух недель в году стало общегосударственной нормой. В единый срок  перехода - неделя  до   26 ноября  и  после - крестьянин мог уйти только уплатив все   долги и "пожилое". Судебник  запрещал кабалить в холопы свободных людей.

Иван III провёл реформу календаря. С 1472 г. (с 7000 г.   от сотворения мира) Новый год стали отмечать не 1 марта, а 1   сентября.

Иван III, по мнению  большинства историков, был достойным потомком Московских князей - собирателей русских земель.   Если в 1462 г. Иван III наследовал  княжество, размеры которого едва ли превышали 430 тыс.  кв. км, то уже при вступлении на престол его внука Ивана IV в 1533 г.  государственная   территория  Руси возросла более чем  в  шесть  раз, достигая   2800 тыс. кв. км с населением в несколько миллионов человек.   Причем основные приобретения были сделаны в  годы  правления   Ивана III. С могущественным русским государством отныне должны были считаться  крупнейшие европейские и ближневосточные   страны. В годы его правления отчетливо вырисовывались четыре   аспекта русской внешней политики: северо-западный ( балтийская проблема), западный (литовский вопрос), южный (крымский)   и восточный (казанский и ногайский).

В соответствии  с  новым  политическим положением в качестве государя над объединённой русской землёй Иван  III  в   официальных  сношениях называл себя "государем всея Руси", а        иногда "царём". С титулом "государь" было соединено представление о неограниченной власти, термин "царь" применялся ранее на Руси по отношению к византийскому императору и татарскому  хану и соответствовал  титулу " император". При Иване   был принят  новый герб в виде двуглавого орла. Внешним выражением преемственности с Византийской  империей были "бармы"   (оплечье) и шапка Мономаха.

Последние годы  завершающего  этапа объединения русских   земель пришлось на начало княжения  Василия III  (1505-1533) ..   Василий III  был  прозван "последним собирателем земли русской".

Вопрос №3. Башкирия в XIII – сер. XVI вв.

Вопрос о племенном происхождении башкир является в науке весьма спорным. Одни Штраленберг, Гумбольдт и др., а в новейшее время Уйфальви) признают их за народ угро-финского племени, только впоследствии принявший монгольский тип; киргизы называют их истяк (остяк), из чего также выводят заключение о финском их происхождении; некоторые историки производят их от булгар. В простонародии, особенно в Пермской губернии, башкир называют татарами и вообще не отличают их от татар. Д.А.Хвольсон производит башкир от вогульского племени, составляющего отрасль угорской группы народов, или часть большой алтайской семьи и считает их родоначальниками мадьяр. Путешественники XIII века, посещавшие страну башкир, называли ее "Великой Венгрией". Один из них, Рубруквис, рассказывает, что великая река Ягаг (Яик) течет с севера из земли Паскатир (башкир), что язык у этих паскатиров один и тот же с венграми, и что из этой страны паскатиров вышли некогда гунны, прозванные впоследствии венграми. Само имя башкиры, Д.А.Хвольсон, основываясь на сказаниях восточных писателей, производит от баджгард (башгард, башкарт, башкирт, башкир), также как и название мадьяр (баджгард, баджгар, моджгар, маджгар, мадьяр). Согласно этому взгляду древние башкиры говорили на мадьярском языке, и только впоследствии, под влиянием татар, отуречились и приняли свой нынешний язык, весьма близкий к татарскому (казанско-оренбургскому). О сновываясь на языке и других этнографических признаках (одежда, пища, жилища, развлечения) В.М.Флоринский приходит к тому заключению, что башкиры - племя тюркского происхождения, и даже не отличает их от татар (которых не следует смешивать с монголами). Что башкиры весьма близки татарам, подтверждается и анатомическими данными и краниологическими исследованиями Н.Малиева (см.ниже). Название же башкир многие производят от татарского слова баш - голова и тюрко-татарского - курт, означающего многих насекомых, например пчелу, или же от башка-юрт - отдельное племя. Первое об'яснение считается более правдоподобным на том основании, что башкиры лесистых и горных местностей исстари занимались пчеловодством. Заняв новый край, башкиры разделили землю по родам. Одним достались горы и леса, другим привольные степи. Страстные охотники до лошадей, они держали у себя и бесчисленные стада рогатого скота, а степные - и верблюдов. Кроме того лесные башкиры занимались и звероловством и бортничеством. Лихие наездники, они отличались смелостью и безграничным удальством; всего выше ставили личную свободу и независимость, были горды и вспыльчивы. У них были князья, но с весьма ограниченной властью и значением. Все важные дела решались не иначе как в народном собрании (джиин), где всякий башкир пользовался правом голоса; в случае войны или набега джиин никого не принуждал, а каждый шел по доброй воле. Такими были башкиры до Батыя, такими остались и после него. Найдя в Башкирии соплеменников, Батый дал им тамги (знаки) и разные преимущества. Вскоре при хане Узбеке (1313-1326) в Башкирии утвердился ислам, который еще раньше проник сюда. Позднее, когда Золотая Орда распалась на отдельные царства, башкиры платили ясак различным властителям: одни, жившие по рекам Белой и Ику, - царям казанским, другие, кочевавшие по реке Узеню, - царям астраханским, а третьи, обитатели гор и лесов Урала - ханам сибирским. Сбором одного ясака и ограничивались отношения ордынцев к башкирам; внутренний быт и самоуправление остались неприкосновенными. Горные башкиры еще более развили свои силы и всецело сохранили свою независимость; степные обратились в мирных кочевников, а те из них, которые породнились с уцелевшими от татарского погрома болгарами (волжскими), начали даже привыкать к оседлой жизни. Киргизы, непримиримые враги башкир, трепетали при одном имени "горцев", а на степняков делали набеги часто с успехом. Это обстоятельство дало возможность ногаям утвердиться в степной Башкирии, над которой они господствовали и которую они защищали от киргизов. С русскими башкиры пришли в соприкосновение еще задолго до покорения Казани. Несомненно, что предприимчивые новгородцы завели торговые сношения с башкирами, так как соседняя Вятская страна стала заселяться новгородскими выходцами еще в 12 веке, а реки Вятка, Кама и Белая служили лучшим естественным путем для сношений между народами, по ним обитавшими. Но, чтобы новгородцы имели на берегах Камы постоянные селения - это сомнительно. Затем имеется известие, что в 1468 г. в царствование Иоанна III, воеводы его, "воюючи казанские места", ходили воевать и в Белую Воложку, т.е. проникли до реки Белой. После похода 1468 г. нет никаких указаний, чтобы русские вторгались в Башкирию и только в 1553 г., по завоевании Казани, русская рать усмиряла народы, зависевшие от Казанского царства, и разоряла татарские жилища до отдаленных пределов башкирских. Тогда-то, вероятно, башкиры, теснимые набегами киргиз-кайсаков с одной стороны, с другой же, видя усиливающуюся власть московского царя, добровольно приняли русское подданство.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.