рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Мусульманский мир: модель экономической организации общества

Исламская экономика: концепции и реальность

«Уже при первых попытках современного осмысления классической экономической доктрины обнаружились серьезные расхождения в подходе исламских идеологов к наиболее важным вопросам. Большая часть авторов исходила из идеи о применимости норм раннего ислама к современным потребностям. Представители других точек зрения настаивали на необходимости учитывать современную специфику, отмечая, что не все положения, сформулированные в средневековье, могут быть применимы в нынешних условиях»[24].

Результаты полемики между представителями различных направлений «исламской экономической теории» практически не внесли ничего нового в обоснование экономической интеграции мусульманских стран.

Концепция исламской экономики разрабатывалась в рамках всех пяти мазхабов, причем различия точек зрения обусловлены не столько приверженностью авторов той или иной юридической школе, сколько их социально-экономическими взглядами в целом. Характерно, что даже те исламские идеологи, которые ратуют за возврат к «пе6рвоначальной чистоте ислама», фактически приходят к модернизации традиционных положений шариата. Эта тенденция становится тем более ощутимой, чем ближе автор переходит от общетеоретических рассуждений к попыткам построения практических моделей «исламской экономики». На характер исламских экономических концепций наложил отпечаток и тот факт, что многие авторы (как это нередко бывало и в эпоху средневековья) не принадлежат к числу официальных служителей культа. Но даже и последние нередко сочетают духовную и светскую деятельность.

Исследуя современные концепции исламской экономики, западногерманский ученый Ф.Ниенгауз предложил следующую классификацию, сводя их к четырем основным категориям[25]:

·     прагматические – опирающиеся, в целом, на экономические методы. Они, однако, фактически не имеют «исламского содержания»;

·     рецитативные – авторы которых пытаются обосновать экономические процессы с помощью максимально возможного количества цитат из Корана и Сунны. Они являются противоположностью предыдущему типу, поскольку за исламским содержанием полностью отсутствует собственно исламский смысл;

·     утопические концепции – характеризуются попытками создать всеобъемлющую «исламскую систему» с помощью не только апелляции к классической доктрине, но и  осмысления отдельных современных процессов. В основе их лежит представление об идеальном исламском обществе, характеризуемом экономической и социальной гармонией;

·     адаптивные (или модернистские) концепции сочетают в себе традиционную аргументацию и содержательные теоретико-экономические высказывания.

Данная классификация ясно показывает тщетность современных мусульманских идеологов «втиснуть» экономику в «исламские рамки», а так, где такие попытки делаются, исламская аргументация носит этический характер.

Большинство исламских идеологов делают акцент на исправление исламского общества не столько путем собственно экономических мер. Сколько с помощью мероприятий социального характера. Так, по мнению известного шиитского автора Мухаммада Бакира ас-Садра[26], первостепенными задачами исламских государств являются:

·     приведение доходов в строгое соответствие с «усилиями» и потребностями членов общества;

·     справедливое регулирование цен на труд и товары путем антимонополистических мероприятий;

·     стирание различий в уровнях жизни членов общества с помощью установления минимума материального благополучия и ликвидации сосредоточения богатств (капитала) в руках немногих;

·     возрождение «естественной функции» денег как средства обращения и обмена;

·     преобразование банков из инструмента роста капитала в институты, служащие повышению благосостояния общества при одновременном запрещении ростовщичества как способа наживы;

·     выделение не менее 20% доходов нефтедобывающих стран на нужды установления социальной справедливости

М.Б. ас-Садр не ставит под сомнение возможность существования банков, а настаивает лишь на преобразовании их функций. Он также проводит грань между «осуждаемым» риба, являющимся одним из способов получения наживы, и риба «дозволенным», служащим повышению благосостояния общества. Причем аргументация в пользу этих положений черпается автором в классической «исламской социально-экономической доктрине».

Анализируя современные точки зрения на роль исламских принципов в экономику, профессор Каирского университета Аль-Азхар-Шауки аль Фанджари выделяет следующие основные положения[27]:

·     поскольку всякая экономическая деятельность должна служить интересам общества, она строго регулируется канонами шариата (ограничение монополий, запрет ростовщичества, накопление капитала для его производительного использования и т.д.);

·     регулирование экономической деятельности подразумевает самое широкое участие государства;

·     вместе с тем. Частная собственность, являющаяся результатом человеческого труда, берется под защиту исламского государства (хотя и размеры частной собственности должны быть ограничены);

·     обеспечение социальной справедливости через систему закята (что, по мнению аль-Фанджари, в современной терминологии соответствует социальному обеспечению);

·     строгое регулирование распределения в обществе с целью недопущения сосредоточения «чрезмерных богатств в одних руках»;

·     необходимость осуществления экономического планирования со стороны государства

Большинство авторов современных концепций исламской экономики уделяют пристальное внимание положению классической доктрины о труде как источнике всех материальных благ, основанному на ряде коранических высказываний, откуда выводится принцип «трудовой собственности в исламе». Исходя из понимания собственности как продукта трудовой деятельности, мусульманские идеологи предлагают модели «таухидной[28] экономики», «смешанной экономики» и др., суть которых сводится к различным сочетаниям частной и государственной собственности (последняя нередко именуется общественной).

Базируясь в целом на концепциях исламской экономической доктрины, современные теоретики «исламской экономики» основное внимание уделяют вопросам собственности, производства и распределения, роли государства в хозяйственной жизни, финансово-экономическим проблемам, связанным с риба.

Право владения

Согласно Корану, аллаху принадлежат все богатства. Человек – лишь заместитель бога, и поэтому его право на собственность ограничивается правом на использование ее[29].

Имущество в исламском обществе выполняет социальную функцию. Оно должно использоваться  в интересах общества и содействовать его благосостоянию. Даже если ислам допускает существование частной собственности, право владения носит ограниченный характер и имущество может быть конфисковано. Это положение действует в случае, если право владения или имущество используются неправильно, если имущество изымается из оборота и не выполняет своей социальной функции, если имеет место расточительство[30].

Таким образом, право на собственность не является абсолютным. Если использование имущества находится в противоречии с нормами Корана, то оно должно быть конфисковано или распределено среди нуждающихся. Если имущество управляется правильно, то права на него сохраняются.

Допускается концентрация частной собственности, если имущество приобретается в соответствии с нормами Корана.

Природные богатства принадлежат всему обществу, и государство обязано справедливо делить ресурсы и доходы между гражданами.

Проценты и прибыль

Ислам занимает отрицательную позицию в отношении ссуды и долга. Поэтому каждому мусульманину не следует, по возможности, залезать в долги. Ссуду нужно брать только в случае крайней необходимости. Если ссуда все же необходима. Она должна быть беспроцентной и безвозмездной – «кадр хасан». Лицо, получившее ссуду, может, однако, добровольно выплатить сумму сверх размера ссуды, но это не ставится условием при заключении договора. Коран детально описывает, как должно формулироваться долговое обязательство в отношении срока, свидетелей и обязательств получателя ссуды[31]. Интересы заимодавца хорошо защищены. Должник, например, не должен участвовать в священной войне без согласия заимодавца. Если он умирает как мученик. Он не будет прощен на небесах до тех пор. Пока заимодавец не освободит его от долга.

Строгое отношение к ссуде и долгу вместе с взглядом ислама на капитал и деньги определяют исламское представление о проценте и прибыли. Капитал рассматривается не как отдельный фактор производства, а скорее как часть «предприимчивости». Деньги сами по себе не являются ресурсами. А лишь символами товаров и факторов производства.

В исламе не проводится формального разграничения между процентами и ростовщичеством. Оба явления называются «риба» и находятся под запретом в Коране. Риба истолковывается по-разному. Современные исламские мыслители, приспосабливаясь к западной экономической теории, подразделяют риба на проценты и ростовщичество и полагают, что Коран запрещает ростовщичество, но не проценты. Проценты считаются законными, когда они берутся правительством для создания фонда накопления, финансирования торговли, наказания должников, если они не выполняют своих обязательств, и производительного финансирования. Индексирование как защита от инфляции также разрешается. Было бы несправедливо, если бы заимодавец получил обратно ту же самую сумму в условиях инфляции.

Консервативные мыслители отвергают любую. Форму заранее обусловленного увеличения первоначального размера ссуды. Это основывается на том, что ислам рассматривает все в жизни как подлежащее обесцениванию, только Аллах вечен. Поэтому не следует позволять капиталу возрастать, если его владелец не способствует росту капитала своей работой или если он лично не рискует. Согласно исламу, было бы не справедливо, если бы лицо, берущее ссуду, было бы вынуждено платить проценты независимо от того, принес ли капитал прибыль или нет, в то время как заимодавцу гарантировалась бы прибыль вне зависимости от личного вклада и степени напряженности работы.

Это строгое толкование получило распространение с развертыванием исламизации финансовой системы в мусульманских странах. Получение любой формы процентов подверглось осуждению.

Прибыль, в отличие от процентов, допускается. И владелец капитала, и подрядчик страдают, если появляются убытки. Так как существует риск убытка, владелец капитала должен следить за тем, как используется капитал.

Покупка и продажа в рассрочку представляют собой особый случай. И прибавка к первоначальной цене обычно разрешается. Это мотивируется тем, что прибавка связана с товаром, а не со ссудой. Таким образом, отсутствует возможность для эксплуатации. Приращение, однако, незаконно, если оно превышает покупную цену товара. Некоторые фундаменталисты считают неправильным приращение при продаже в рассрочку, так как люди подвергаются искушению заключать соглашения о мнимой покупке[32].

Одно из последствий отмены процентов – запрещение в странах с исламским законодательством финансовых институтов. Функционирующих по западному образцу, – например, банков и страховых обществ.

В исламской концепции банковского дела имеется недвусмысленное запрещение страхования от возможного финансового риска, поскольку это было бы попыткой предохраниться от событий будущего, которое, согласно исламу, находится во власти аллаха.

Так, в Саудовской Аравии, где банки действуют в соответствии с шариатом, запрещена регистрация страховых компаний, однако сама Саудовская Аравия является совладельцем некоторых иностранных компаний на Дальнем Востоке.

Но, несмотря на этот запрет в ОАЭ Исламский банк развития создал свою страховую организацию – Арабскую исламскую страховую компанию. Доходы от страхования вкладываются в соответствии с требованиями шариата, наибольшая сумма наличных денег сохраняется для непредвиденных расходов. В случае, если значительное число клиентов обратится в страховую компанию, участники соглашаются оказать помощь путем повышения подписного капитала, который, как правило, по мнению организаторов компании, и выражает принцип «исламской солидарности».

Распределение доходов и налоги

Государство не играет такую же центральную роль в исламе, как на Западе. Оно служит, прежде всего, средством распространения исламского учения и способствует обеспечению покорности и единению с волей Аллаха – «ат-таухид».  Поэтому Коран не содержит большого числа законов и правил о том, как должно управляться государство[33].

Хотя в исламе нет формальной налоговой системы, вопрос об обязанностях богатых в отношении бедных занимает центральное место. В соответствии с исламским учением, Аллах создал богатство для распределения его среди верующих, использования его ими. Вместе с тем богатство не подлежит равномерному распределению, но каждый мусульманин имеет право получить часть богатства, чтобы достигнуть определенного уровня жизни – «нисаб».

Эти обязательства и являются основанием для взимания налогов в исламском мире. Коран предписывает сбор закята, который рассматривается как обязанность богатых в отношении бедных. Кроме того, в Коране говорится о «джизья» – налоге как наказании для немусульман в исламских странах. Имеется и другая разновидность налога – «аль-харадж», который существовал до ислама и все еще сохраняется.

Закят не является налогом в строгом, европейском понимании этого термина, его скорее можно назвать религиозной обязанностью. Он – один из пяти «столпов» ислама и не считается бременем для верующего. Закят включает в себя милостыню. Закят должен передаваться нуждающимся. Богатство считается незаконным, если сосед испытывает нужду.

Закят означает «очищать». Выплачивать закят – это очищаться от грехов. Поэтому, по мнению шиитов, должна быть указана точно цель закята. Он не должен идти на общественные нужды. Считается, что закят должен непосредственно передаваться от богатых к бедным.

С другой стороны, сунниты придерживаются мнения, что собирать и распределять закят должно государство. Закят следует собирать даже в том случае, если в обществе нет нуждающихся. Денежные средства должны храниться в государственной казне – «бейт аль-маль» и использоваться государством в соответствии с его планами, в том числе и для удовлетворения общественных потребностей[34].  Закят – форма обязательного налога.

Аль-джизья – налог, взимаемый с немусульман в мусульманских странах (за исключением женщин и детей). Необходимость налога джизья мотивируется тем, что немусульмане должны платить за свое неверие и за защиту, представляемую им мусульманским государством, - немусульмане не должны отбывать воинскую повинность, так как защита страны – религиозный долг мусульманина. Так как немусульмане не выплачивают закята, исламский закон требует, чтобы они делали своей вклад, который соответствовал бы исламскому налогу.

Размер джизьи зависит от платежеспособности. Немусульмане подразделяются на три группы: бедняков, средний класс и богатых. Джизья – регрессивный налог: с богатых он не превышает 0,5% их состояния, со среднего класса – 12% и с бедных – еще большей суммы.

В отличие от закята и джизьи, харадж – «нейтральный» налог: он может взиматься и с мусульман и с немусульман – в зависимости от статуса их земли. (Захваченная земля считается военным трофеем, но если землевладельцы не оказывали сопротивления и не было никакой борьбы, земля не конфисковывалась, но землевладельцы взамен должны были платить налог). Исконная арабская земля освобождается от хараджа: с нее взимается ушр – десятина. Объем ушра колеблется от 5 до 10% (в зависимости от плодородности земли).

Харадж можно разделить на две части: поземельный налог, основывающийся на налоге на имущество, и налог на доход. Величина дохода на имущество определяется в зависимости от размера земельной собственности, почвы, системы орошения, числа деревьев и т.д. Подоходный налог –пропорциональный и достигает 20–50%, находясь в зависимости от величины урожая и рыночных цен.

Так как харадж не упоминается в Коране, исламское государство имеет большую свободу действий в отношении его взимания и размера. Объем хараджа определяется в соответствии с консенсусом (иджма) между четырьмя религиозными правовыми школами (ханафитской, шафиитской, маликитской и ханбалитской) и экономическим положением страны.

Исламские банки

Структура

Теоретики исламского банковского дела критически относятся к принципам функционирования банка, так как деятельность последнего противоречит шариату, запрещающему предоставление денег под проценты.

Что бы банковская система соответствовала исламской философии и идеологии, она должна придерживаться следующих принципов:

·     ведущая роль в аккумуляции капитала должна принадлежать государству. Никакие банковские вклады в частные секторы экономики не допускаются;

·     исламское правительство в накоплении банковского капитала не стремится к получению фиксированного процента, а исходит из своей экономической доктрины;

·     запрещается взятие процента, накопление и трата золота и серебра. Такая, на первый взгляд, двойственная позиция объясняется отношением доктрины к денежному обращению, в соответствии с которой, предпочтительной является, говоря современным языком, бартерная система торговли;

·     утверждение принципа «закята»;

·     воспитание в духе ислама, порицающего страсть к наживе.

Поскольку представления в исламе о роли и функциях банков не совпадают с реальной ситуацией в международном банковском деле сегодня, возникла необходимость в адаптации норм шариата к формам и методам банковских операций.

Как уже отмечалось. Исламская банковская система запрещает взятие риба, поскольку шариат рассматривает это как прибыль, полученную без приложения производственных усилий.

К разрешенным шариатом банковским операциям («халаль») относятся следующие виды сделок с участием исламских банков:

·     «мудараба» («спекуляция»; в банковском деле – участие в прибыли) – в соответствии с этой формой сделки владелец избыточных средств доверяет их лицу, обладающему необходимыми возможностями для их эффективного использования. Доход от средств, распределяется в соответствии с акадом (специальным договором). Убытки несет обладатель средств, а доверенное лицо в таком случае не получает вознаграждения. Исламские банки могут выступать в качестве как доверяющего, так и доверенного лица;

·     «мушакара» (партнерство или соучастие). Капитал вносят как банк, так и клиент. При этом заключается специальное соглашение, в соответствии с которым, клиенту отчисляется часть прибыли, а оставшаяся часть делится между ним и банком в соответствии с их долями в финансировании;

·     «мурабаха» (перепродажа, биржевая игра). Банк покупает сырье или оборудование от имени клиента и впоследствии перепродает ему же, но по повышенной цене. Эта разница заранее оговаривается;

·     «иджара» (сдача в аренду). Представляет собой контракт. Очень часто контракт об аренде дополняется актом о покупке, в соответствии с которым клиент платит в рассрочку и  становится, со временем, собственником данного оборудования, выплатив стоимость как оборудования, так и аренды.

Структура исламских банков, то есть отношение между банком с одной стороны, и собственником капитала и подрядчиком с другой стороны, основывается на принципе мудараба. В отношениях с заимодавцем – совладельцем в предприятии. В отношении с берущим ссуду подрядчиком, банк действует как пассивный совладелец. Таким образом, в «исламской экономике» существует активный треугольник отношений между владельцем капитала, банком и подрядчиком.

Исходный пункт деятельности исламских банков заключается в том, что любая форма процента в исламском обществе запрещена. Поэтому, исламские банки функционируют в соответствии с принципом разделения прибыли и убытка[35]. При финансировании проекта банк, выступающий в роли заимодавца, заключает соглашение с подрядчиком в заранее обусловленной пропорции. Одновременно имеется соглашение между банком и владельцем его капитала, гласящее, что прибыль банка делится согласно заранее обговоренным квотам. Владелец капитала банка может забрать или прибыль, полученную при осуществлении специфического проекта, или всю прибыль банка. Собственная чистая прибыль банка – это разница между квотами прибыли. Банк делит прибыль с подрядчиком, а затем свою долю с владельцем капитала.

В области депозитных операций исламские и обычные банки имеют в значительной мере одну и ту же структуру. Банковские операции в целом можно свести к трем счетам: счет капиталовложений, счет амортизационных отчислений и счет текущих операций.

Счет капиталовложений соответствует счету отчислений на инвестиции в обычных банках. Банки вкладывают средства с этого счета в различные проекты. Прибыли и дивиденды подсчитываются ежегодно или каждые 6 месяцев. Некоторые банки подсчитывают итоги по каждому проекту, в котором имеет интересы владелец капитала. Часть прибыли, например от 5 до 10%, помещается в резервный фонд для компенсации возможных убытков.

Счет амортизационных отчислений используется и как сфера инвестирования капитала, и как источник средств на случай непредвиденных расходов. Средства с этого счета вкладываются банками в краткосрочные проекты или облигации. Вкладчики делят годовую прибыль. Некоторые банки отчитываются каждый квартал.

Счет текущих операций не приносит прибыль, так как его функция заключается не в прибыльном помещении, а в обслуживании расчетных операций.

Банк не получает прибыли, когда предоставляет кредит предприятиям и частным лицам, которым не хватило ликвидных средств[36]. Однако банк может получить вознаграждение для покрытия расходов, связанных с операциями по предоставлению ссуды.

Одалживая деньги, исламские банки финансируют области торговли, промышленности и сельского хозяйства. Они также продают государственные облигации и предоставляют потребительские кредиты. Все сделки, к которым банки имеют отношение, основываются на принципе мудараба. Банки становятся совладельцами в реализации проектов, и итоговая сумма распределяется на основе разделения прибыли и убытков.

Долгосрочные ссуды предоставляются банками посредством сертификата мудараба и удостоверения об участии. Предоставив ссуду, банк обычно получает взамен сертификат мудараба. Сертификат имеет постоянную стоимость и может передаваться. Если сертификат предназначается на продажу на рынке, то правление общества получает преимущество на покупку. В конце каждого года правление определяет сумму прибыли, подлежащей передаче владельцу мудараба. Если убытки превышают 50% номинального капитала, общество мудараба ликвидируется. Принципы западных компаний стали одним из источников принципа мудараба, и, в общем, сертификат мудараба имеет те же особенности, что и обычные акции.

Удостоверение об участии – еще один способ предоставления долгосрочных ссуд. Назначение удостоверения – заменить приносящие проценты облигации. Кроме того, удостоверение об участии основывается на принципе разделения прибыли и убытков. Оно имеет постоянную стоимость, ограничено по времени (обычно 10-ю годами), может передаваться и отдаваться под залог. Владелец удостоверения об участии получает часть прибыли предприятия согласно договоренности с его руководством. Если имеет место убыток, он покрывается сначала за счет резервного фонда. Кроме того, убытки разделяются между владельцами удостоверения об участии в соответствии с вкладом. Свидетельство об участии также может быть превращено в сертификат мудараба.

Страницы: 1, 2, 3


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.