рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Образование Древнерусского государства

С принятием  христианства  на  Руси  возникла церковь особая феодально-религиозная  организация. Во главе  русской   православной  церкви был  поставлен  митрополит, назначаемый   константинопольским патриархом. Отдельные области Руси возглавлялись епископами. Им подчинялись священники в городах.

Всё население  страны  было  обязано  платить  в пользу   церкви "десятину" (десятую часть доходов). Впоследствии размер налога изменился, а название осталось прежнее. Церковные   учреждения  получили большие земельные наделы и вскоре превратились в крупнейших  феодальных собственников. На протяжении XI в.были  основаны епископаты в Юрьеве, Белгороде, Новгороде, Ростове, Чернигове, Переяславле-Южном, Владимире-Волынском, Полоцке и Турове. В Киеве  возникло несколько крупных монастырей (первым в I половине  XI века был основан Киево-Печерский  монастырь, получивший  название  от подземных   пещер, в которых селились монахи). Всего в X в. было построено 10 деревянных и 1 каменная  церковь, в  XI в.- 700 деревянных и 19 каменных  церквей, 18 монастырей, в XII в. - 690   деревянных и 69 каменных  церквей, 37 монастырей, в XIII в.110 деревянных, 19 каменных церквей, 35 монастырей.  Народ встречал новую веру не всегда  дружественно, особенно греческих священников и церковные поборы. Процесс христианизации Руси происходил довольно сложно.

 С образованием государства складывалась правовая система. Сборником письменных законов  Древнерусского государства   является "Русская правда" (конец XI - нач. XII в.), принятая   при Ярославе Мудром и дополненная  при его потомках. "Правда   Ярослава" составляла первую часть краткой  редакции "Русской   правды". Законы  Ярослава  разбирали  споры между свободными   людьми и, прежде всего, среди княжеских дружинников. "Правда   Ярослава" не отменяла, а только  ограничивала  кровную месть   кругом ближайших родственников.

В конце 60-х - начале 70-х гг. "Краткая  редакция Русской правды" была дополнена рядом статей, получивших название   "Правды Ярославичей". Цель дополнений - защитить  право феодала на его  вотчину. Из "Правды  Ярославичей" мы  узнаем об   устройстве вотчины. Вотчина - это владение отдельного феодала, передаваемое по наследству. Господствующий  класс феодалов  сложился из местных  князей и бояр, попавших  в зависимость  от Киева, и из  мужей (дружинников) киевского  князя, которые  получили в держание (или в вотчину) земли. Киевские   князья сами имели  крупные  владения. Центром  вотчины  был   двор, где  находились  хоромы  феодала, жилые  помещения его   дворовой  челяди, конюшни, скотный  двор, а также  ближайшие   земли. Во главе управления  вотчиной стоял управляющий - огнищанин (от слова "огнище" - хозяйство). В состав  вотчинной   администрации входили: конюший, подъездной (сборщик налогов),   тиуны (приказчики), сельские старосты и т.д.

Богатство вотчины  составляли земли. Княжеская межа охранялась законом, за её нарушение  платили чрезвычайно высокий штраф. На земле  работали  феодально-зависимые  смерды,   холопы, челядь. Руководили работами ратанные (пашенные) старосты. В вотчине имелись также ремесленники.

Рост  феодальной  вотчины шёл за счет  крестьян. Земля,   ранее  являвшаяся  крестьянской  собственностью, попадала  в   собственность  феодала. Крестьян называли  смердами, людьми,   сябрами. Количество лично свободных смердов, плативших  дань   в княжескую казну, постепенно уменьшалось. Крестьяне разными   путями  попадали в зависимость  от феодалов. Одних крестьян,   лишенных средств производства, феодалы закабаляли, используя   их  нужду в орудиях  труда, инвентаре, семенах и т.д. Другие   крестьяне  принуждались  Киевским князем  силой к переходу с   землёй под вотчинную власть феодалов.

По мере расширения вотчин и закабаления смердов термин "челядь", ранее обозначавший рабов, стал распространяться на всех зависимых от феодалов  крестьян. Смерды  имели  свой  инвентарь ( соху, рало и   т.п.), незначительное количество скота: лошадь, корову, дветри овцы на крестьянский двор. После смерти зависимого смерда, не имевшего мужского потомства, его имущество переходило   к феодалу.

За побег  от феодала зависимые крестьяне превращались в   рабов (холопов), лишенных  всяких  прав. Феодал  имел  право   бить своих крестьян. Крестьяне  платили феодалу оброк (натурой) и отрабатывали на него барщину.

"Правда Ярославичей"  отменила  кровную  месть, усилила разницу в плате за убийство различных  категорий  населения,   отразив  тем  самым заботу феодального государства о жизни и   имуществе феодалов. Самый большой штраф платился за убийство   старших дружинников, огнищан, княжеских подъездных - 80 гривен. Жизнь свободных людей (мужей) оценивалась в  40 гривен,   жизнь сельских и ратанных старост, а также ремесленников - в   12 гривен, смердов, находившихся в феодальной зависимости, и   рабов - в 5 гривен. Формы социального протеста народных масс   против феодального закрепощения были разнообразными: от бегства от феодала  до вооруженного "разбоя", от нарушений границ феодальных имений (перепахивание  межей, уничтожения зарубок на деревьях) до открытого восстания. Средством  защиты   крестьян служила община (мир, вервь), которая  брала под защиту  своего  крестьянина, заплатив  за него  штраф " дикую"   (коллективную) виру. Массовые народные восстания прокатились   по Руси в 1068-1078 гг., в 1113г.

Наиболее сильным было  восстание в Киеве в 1068  г. Оно   вспыхнуло в результате  поражения, которое потерпели сыновья   Ярослава: Изяслав, Святослав и Всеволод от половцев  на реке   Альте. В Киеве состоялось вече, киевляне обратились с просьбой к киевскому  князю  Изяславу выдать  оружие, чтобы снова   сразиться с половцами. Ярославичи  отказали им в этом. Тогда   народ разгромил княжеский дворец, дворцы  богатых бояр. Изяслав  бежал в Польшу и только с помощью  поляков вернулся на   Киевский престол в 1069 г., учинив  кровавую расправу с восставшими. Массовые  народные  выступления  произошли также в   Новгороде, Ростово-Суздальской земле.

В 1113 г. вспыхнуло еще одно крупное восстание в Киеве.   Причиной восстания явилась ростовщическая деятельность Киевского  князя  Святополка (1093-1113 гг.). Он скупал  соль, а   затем продавал её по повышенной цене. После его смерти в Киеве вспыхнуло восстание. Восставшие  разгромили дворы тысяцкого, бояр, ростовщиков, духовенства. Напуганная  знать пригласила  княжить  в Киев  Владимира  Всеволодовича  Мономаха   (1113 - 1125 гг.), переяславского князя.  Мономах был вынужден пойти на уступки народу, издав "Устав Владимира Мономаха". Устав  упорядочил  взимание  процентов  ростовщиками,   улучшил правовое  положение  купечества, регламентировал запись в холопство. Устав  Владимира  Мономаха  вошел в состав   " Пространной  редакции "Русской  правды "  XII - XIII вв. В   "Пространной редакции" имелись новые статьи о купле-продаже,   займе, закладе, наследовании, опеке.

При княжении Владимира Мономаха древнерусское государство  достигло  высокого  уровня развития. Центрами  развитой   культуры были города. В них к XII в. насчитывалось 60 ремесленных специальностей.  Значительная часть ремёсел основывалась на металлургическом производстве. Если в деревне доменное производство еще не отделилось от кузнечного, то в городах в области  обработки железа и стали  появилось 16 специальностей. Ремесленники  применяли  сварку, литье, ковку металла, наварки и закалки  стали. В XI-XII вв. производилось   более 150 видов железных и стальных изделий.

Древнерусские ювелиры знали искусство  чеканки  цветных   металлов. В ремесленных  мастерских  изготавливались  орудия   труда ( лемехи, топоры, зубилы, клещи и т.д.), оружие (щиты,   кольчуги, копья, шлемы, мечи и др.). В области художественного ремесла русские мастера  освоили  сложную  технику  зерни   (выделки узоров из мельчайших зёрен металла), скани (выделки   узоров из тончайшей  проволоки),  фигурного  литья,  технику   черни  (изготовление  черного  фона для узорчатых серебряных   пластинок), перегородчатой эмали. Сохранились прекрасные изделия с инкрустациями золотом и серебром по железу и меди.

Значительное развитие  получили также  гончарное, кожевенное, древодельское, камнесечное ремесла. Владимир Мономах был внуком византийского императора Константина  Мономаха.С его княжением связано появление на Руси   короны русских царей - Шапки Мономаха.В его  княжение  была   составлена летопись "Повесть временных лет".

 на заказ и на рынок. Однако  общественное  разделение  труда в стране было еще слабым. Деревня жила натуральным хозяйством. Проникновение в деревню  из города  мелкорозничных   торговцев его не нарушало.

Центрами торговли  были города. Там имелись  рынки, где   продавались как продукты питания, так и ремесленные изделия.   Туда же  привозили свои  товары  иноземные  купцы. Одним  из   крупнейших  городов  Руси был Киев. При Ярославе Мудром Киев   соперничал с Константинополем. В нём было 400 церквей  и  8   рынков. В 1037 г. на месте, где  Ярослав  разбил кочевников,   был возведен  Софийский собор. Тогда же, при  Ярославе, были   сооружены Золотые ворота, парадный  въезд в столицу. Население Киева исчислялось десятками тысяч человек.

В XI в. на Руси было  90 городов. Крупные города: Киев,   Смоленск, Чернигов, Полоцк, Новгород и др. были  административными, судебными и военными  центрами. Расцвет древнерусских городов приходится на XI-XII вв.

Развитой была внешняя торговля Руси. Русские купцы торговали  во  владениях  арабского халифата.  Днепровский путь   связывал Русь с Византией. Русские купцы  ездили из Киева  в   Моравию, Чехию, Польшу, Южную  Германию; из  Новгорода и Полоцка - по Балтийскому морю в Скандинавию, Польское  Поморье   и дальше на запад. Вывозилось из Руси главным образом сырьё.   С развитием ремесла увеличился вывоз ремесленных изделий. На   внешний  рынок  поступали  пушнина,  воск, мед, смола,  лен,   льняные ткани, серебряные  вещи, оружие, замки, резная кость   и прочее. Ввозились предметы роскоши, фрукты, пряности, краски и пр. Товары на Русь поступали из Германии, Чехии, Польши, Швеции, Византии, из арабских стран. Князья специальными   договорами с иностранными государствами стремились  защитить   интересы  русских  купцов. В "Пространной  редакции "Русской   Правды" предусматривались некоторые меры по охране имущества   купцов от потерь, связанных с войнами и другими  обстоятельствами.  По договору с греками (911 г.) русские купцы  имели   право месяц жить бесплатно в Константинополе. В качестве денег ходили слитки серебра, иностранные  монеты. Князь Владимир  Святославович  и его сын Ярослав Владимирович выпускали   чеканную серебряную монету.

Русь  поддерживала  политические, торговые и культурные   связи  с Чехией,  Польшей,  Венгрией,  Болгарией, Византией,   Германией, Норвегией, Швецией, Францией  и Англией. О международном значении Руси свидетельствуют династические  браки,   заключавшиеся русскими князьями: Ярослав Мудрый был женат на   шведской принцессе, его дочери были  замужем за французским,   венгерским, норвежским королями. Сестра Ярослава вышла замуж   за польского короля. Внучка  Ярослава - за венгерского короля. Сын Ярослава  Всеволод  женился на дочери  византийского   императора  Константина Мономаха. Сын Всеволода Владимир женился на английской  принцессе. Его  сестра  вышла  замуж за   германского императора, его дочь - за венгерского короля.

2.Русские земли в период феодальной раздробленности.

   При правлении сына Владимира Мономаха - Мстислава (11251132 гг.) стало проявляться стремление  отдельных  земель  к   отделению от Киева. Ему ещё удалось на некоторое время удержать единство русских земель, однако  после  его смерти Русь   распалась на полтора десятка самостоятельных княжеств. Период  феодальной  раздробленности  начался с 30-х гг. XII в. и   продолжался до конца  XV столетия. К этому времени сложилось   крупное боярское землевладение, по богатству  часто не уступающее великокняжескому. Господство натурального хозяйства в   феодальных вотчинах приводило к тому, что все  основные потребности удовлетворялись  внутри вотчин, связи с рынком были   слабыми. Любой район страны  мог  просуществовать  самостоятельно. Феодалы были заинтересованы в твердой княжеской власти на местах, которая  быстро подавляла бы всякое неповиновение народа.

Главной политической силой  разъединительного  процесса   было  местное  боярство. Между  боярами  и местными князьями   возникали  противоречия, борьба  за власть. В разных  землях  она носила разный характер. В Новгороде и Пскове бояре сумели подчинить себе князя, там  установились боярские феодальные республики. В других землях, где князья  смогли подавить   бояр, власть установилась в форме монархии.

Феодальная раздробленность  явилась  новой формой государственно-политической организации, сменившей раннефеодальную монархию. Она была  неизбежным этапом в период феодализма. Киев стал равным среди равных княжеств.

Рассмотрим  историю  наиболее  крупных из них: Владимиро-Суздальской земли,  Галицко-Волынского  княжества, Новгородской республики.

 Владимиро-Суздальская земля . занимала территорию в  междуречьи Оки и Волги. Этот район был  богат плодородными почвами, хорошо  защищен  от  врагов.  Здесь проходили выгодные   торговые пути, соединяющие северо-восточную Русь со странами   Востока и Западной Европы.

В Суздальской  земле  княжил  сын  Владимира   МономахаЮрий(1125-1157) .. За постоянные стремления расширить территорию княжества его прозвали Долгоруким.  Всю  свою  жизнь  он   посвятил борьбе  за великокняжеский престол.  Он вел широкое   строительство укрепленных городов.  Под 1147 г.  в  летописи   впервые встречается  5  0упоминание о Москве,  5(*) 0 выстроенной на   месте бывшей  усадьбы  боярина  Кучки, конфискованной  Юрием   Долгоруким.

Захватив г. Киев, Юрий  Долгорукий  не забывал о  своих   Северо-Восточных землях. Туда  же влекло и его сына  Андрея,   который понимал, что  Киев утратил  свою  прежнюю  власть. В   1155 г. Андрей с приближенными бежал из Киева. Захватив святыню Руси икону Владимирской богоматери,  он поспешил в Ростово-Суздальскую землю,  куда  был  приглашён местным боярством. Так он стал князем Северо-Восточной Руси. На княжение   Андрея(1157-1174 гг.) приходится время   ожесточенной борьбы с местным  боярством. Он перенес столицу   из Ростова в небольшой городок  Владимир-на-Клязьме, который   застроил с необычайной пышностью. Здесь были сооружены белокаменные Золотые  ворота, построен величественный  Успенский   собор. В 6-ти км от столицы Андрей основал  свою  загородную   резиденцию  "Боголюбово", за  что  и получил прозвище "Боголюбский". Здесь в 1174 г. он был убит в результате  заговора   бояр, во главе которого стояли бояре Кучковичи,  бывшие владельцы Москвы.

Политику Андрея  продолжал  его  брат   Всеволод БольшоеГнездо (1176-1212 гг.) .. У него  была большая  семья, поэтому   он и получил  это прозвище. Всеволод  жестоко  расправился с   боярами-заговорщиками, убившими его брата. Власть в княжестве окончательно установилась в форме монархии. Всеволод значительно расширил территорию княжества. Автор "Слова о полку   Игореве" говорил  о  Всеволоде, что он может "Волгу  веслами   расплескать, а Дон шлемами вычерпать".

Владимиро-Суздальское княжество   сохраняло  первенство   среди  русских  земель и после  смерти  Всеволода. Однако  в   1238 г. оно было завоевано  монголо-татарами и распалось на   ряд более мелких земель.

Галицко-Волынское княжество .  занимало  северо-восточные   склоны Карпат и к югу от них территорию между реками  Днестр   и Прут.  Здесь были благодатные земли, обширные леса и большие запасы соли,  которые вывозили во все  соседние  страны.   Удобное географическое  положение  позволяло  вести активную   внешнюю торговлю. Как и во Владимиро-Суздальской земле здесь   наблюдался значительный экономический подъем.

В первые годы отделения от Киева Галицкое  и  Волынское   княжества существовали  отдельно.  Объединение произошло при   волынском князе  Романе Мстиславиче (1170-1205 гг.) . в 1199 г. В 1169 г. Андрей Боголюбский захватил Киев и правители Се 4веро-Восточной Руси стали носить титул великих князей.  

   В 1203  г.  он  захватил Киев и принял титул Великого князя.   Образовалось одно из крупнейших государств Европы.  Старшему   сыну Романа Мстиславича Даниилу (1221-1264 гг.) было 4 года,   когда умер отец. Ему пришлось выдержать длительную борьбу за   престол с венгерскими,  польскими, русскими князьями. Только   в 1238 г.  ему удалось утвердить свою власть в княжестве.  В   1240 г.,  захватив  Киев,  он вновь объединил Юго-Западную и   Киевскую Русь.  Однако в этом же году Галицко-Волынское княжество было  захвачено  монголо-татарами,  а  спустя сто лет   земли Галича оказались в составе Польши, а Волыни - в составе Литвы.

 Новгородская республика . - один из крупнейших политических центров периода феодальной раздробленности. Новгородская   земля занимала  огромную  территорию от Ледовитого океана до   верховьев Волги,  от Белого моря до Урала. Возвышению Новгорода способствовало  исключительно  выгодное  географическое   положение: город находился на  перекрестке  торговых  путей,   связывающих Западную Европу с Русью,  а через нее с Востоком   и Византией.  Новгородская земля находилась далеко от кочевников и не испытала бедствий от их набегов.

Новгород раньше других земель вел борьбу за свою  независимость от  Киева.  Используя  народное восстание 1136 г.,   новгородское боярство сумело  победить  князя  в  борьбе  за   власть. Власть  в  Новгороде установилась в форме феодальной   боярской республики. Высшим органом ее было вече, на котором   избиралось новгородское управление,  рассматривались важнейшие вопросы внутренней и внешней политики. Хозяевами на вече   были 300 крупнейших бояр Новгорода. Высшим должностным лицом   был посадник.  Он был главой правительства, в его руках было   управление и суд. Фактически в посадники избирались бояре из   числа крупных 4-х новгородских родов.  Другим  важным  лицом   новгородского управления  был  тысяцкий,  ведавший городским   ополчением и судом по торговым делам.  Вече  выбирало  также   главу церкви - епископа, распоряжавшегося казной и контролировавшего внешние сношения Новгорода. Вече приглашало князя,  который управлял  армией  во время военных походов.  К.Маркс   назвал Новгород "великой русской республикой средневековья".   Новгородской земле  удалось  отбить  натиск немецко-шведской   агрессии в 40-х гг. XIII в. В историю вошли знаменитая битва   на Неве в 1240 г. со шведами и на льду Чудского озера в 1242   г. с Ливонским орденом (Ледовое побоище),  где проявился талант молодого  20-летнего  полководца,  новгородского  князя   Александра, названного Невским.Нашествие монголо-татар затормозило развитие Новгородской республики.  Хотя они не смогли захватить город, тяжелая   дань, зависимость от Золотой Орды сильно сказались на  дальнейшем развитии республики.

В 1237-1241 гг.русские земли подверглись удару Монгольской империи - государства,  завоевавшего к середине XIII в.   огромные территории от Тихого океана до Центральной  Европы.   Значительная часть населения была истреблена,  многие города   разрушены и не возродились  вновь.  Над  Русью  установилось   почти на  250 лет монголо-татарское или золотоордынское иго.   Русские княжества не вошли непосредственно в империю Золотой   Орды. Зависимость  выражалась в уплате податей и в утверждении золотоордынским  ханом русских  князей на престол. В результате нашествия замедлилось развитие феодализма. Последствием нашествия стало ослабление южных  и  западных  русских   земель. В XIV - нач. XV вв. они были включены в состав Великого княжества Литовского и Польского  королевства.  Русская   государственность (под суверенитетом Орды) сохранилась в Северо-Восточной (Владимиро-Суздальской) Руси и в Новгородской   земле. В  результате прекратила существование единая древнерусская народность, характерная для Киевской Руси. На территориях Северо-Восточной   и  Северо-Западной  Руси  начинает   складываться русская (великорусская) народность,  а на  землях, вошедших  в  состав Литвы и Польши - украинская и белорусская народности.

3. Культура древней Руси. Под культурой мы понимаем совокупность  материальных  и   духовных ценностей, создаваемых человечеством в процессе его   общественно-трудовой практики. Говоря о материальной культуре, мы имеем в виду развитие орудий труда,  техники,  машин,   строительства и т.д.  К духовной культуре  относятся  наука,   образование, идеология, литература, искусство.

Культура Древней Руси имела высокий  уровень  развития.   Многие памятники древнерусской культуры до нас не дошли, они   погибли в огне пожаров, нашествий, войн. Сохранились преимущественно церкви,  соборы, иконы, литература, предметы религиозного культа.  В основе культуры Древней Руси лежит культурное наследие  восточнославянских  племен.  Влияние на нее   оказывали кочевые народы, варяги. Большое влияние на культуру Древней  Руси оказало принятие христианства,  а также Византия, страны Западной Европы.

Письменность на Руси существовала еще до принятия христианства (так например, текст договора Олега с греками в 911   г. был написан на русском и греческом языках). К моменту принятия христианства сложился алфавит.  Принятие  христианства   способствовало  распространению  грамотности, развитию письменности, просвещения.

О широком развитии письменности свидетельствуют надписи   на ремесленных изделиях: женщины подписывали прялица, гончары -  глиняные  сосуды,  сапожник  на колодках вырезал имена   своих заказчиков.

В 1951 г.  археологами впервые были обнаружены в Новгороде берестяные грамоты.  Найдено более 500 грамот  в Новгороде, Смоленске,  Москве,  Полоцке, Пскове и других городах.   Среди грамот есть хозяйственные документы, письма, завещания.

При Ярославе Мудром была открыта  школа  в  Киеве,  где   обучалось более  300 детей.  Получила образование его дочь Анна - одна из первых грамотных  женщин,  ставшая  королевой   Франции.

От XI - XII вв. до нас дошли 80 книг, 7 из которых имеют точную  дату написания.  Древнейшая из них - "Остромирово   евангелие", она была переписана в 1056-1057 гг.  для  новгородского посадника Остромира.

В то время писали на пергаменте, на специально выделанной телячьей коже.  Текст начинали писать с большой  красной   буквы -  заставки.  Книги  украшали рисунками - миниатюрами.   Сшитые листы книги переплетали, закладывали между двумя досками, которые  обтягивали кожей.  Книги стоили очень дорого,   их тщательно хранили, передавали по наследству.

Кроме переписки религиозных текстов, переводов на древнерусский язык с греческого и латыни, создавались также оригинальные сочинения русских авторов.  В отличие от европейских стран,  где латинский язык был признан  государственным,   на Руси писали на родном языке.

В этот период был создан целый ряд выдающихся  произведений. Среди них:  "Повесть временных лет", "Поучения Владимира Мономаха", "Моления Даниила Заточника" и др.

В период феодальной раздробленности ведущей идеей в литературе была идея единства  Русской земли. Описаниями  княжеских междуусобиц,  идеей  единой  сильной  великокняжеской   власти полны  "Псковская","Новгородская","Ипатьевская","Лаврентьевская" и др. летописи. Особое место среди произведений   этого периода занимает "Слово о полку Игореве", гордость нашей литературы.

Наряду с письменной литературой широкое распространение   имело устное народное творчество,  прежде всего былины,  повествующие о ратном и созидательном труде нашего народа.

Высокого уровня развития достигла архитектура. Сохранилось более 60 памятников архитектуры с домонгольского периода. До конца X в.  на Руси не было монументального каменного   зодчества. Постройки были деревянными.

Одним из первых каменных сооружений была двадцатипятиглавая церковь в честь Богородицы в  Киеве  (Десятинная  церковь), возведенная греческими мастерами в конце X в. В середине XI в.  при Ярославе Мудром был сооружен Софийский собор  с 13 куполами и Золотые ворота в Киеве.  Затем Софийские соборы были сооружены в Новгороде и Полоцке. На территории Руси известно 15 каменных храмов XI - нач.  XII вв.  подобного   стиля.

В период феодальной раздробленности  складывались  различные архитектурные  стили.  Большинство храмов одноглавые.   Мозаичные изображения уступают место фрескам.  Отличия в архитектуре в основном связаны со строительным материалом, используемым в той или иной местности.  Так в Новгороде широко   использовался известняк.  Наиболее древними памятниками Новгорода являются соборы монастырей Юрьева и  Антоньева,  церковь Спаса на реке Нередине.

В отличие от Новгорода и Киева во Владимиро-Суздальской   земле и  Галицко-Волынской Руси основным стройматериалом был   белый камень.  Характерные черты  белокаменной  архитектуры:   изысканность, стройность,  устремленность ввысь, богатая декоративность. Из памятников  архитектуры  Владимиро-Суздальской Руси  наиболее  известны  Золотые  ворота,  Успенский и   Дмитровский соборы во Владимире, остатки дворца Андрея в Боголюбове, храм Покрова на реке Нерли, соборы Переяславля Залесского, Суздаля, Юрьева-Польского.

Внутри храмов стены были богато украшены фресками и мозаиками. Фреска - это живопись водяными  красками  по  сырой   штукатурке. В Софийском соборе в Киеве сохранились изображения сыновей и дочерей  Ярослава  Мудрого,  бытовые  сцены  с   изображением охоты, скоморохов, ряженых и т.п.

Мозаика - изображение,  выполненное из кусочков  камня,   мрамора, керамики, смальты. Древняя Русь использовала смальту (специальный стекловидный материал).  В мозаике выполнена   огромная фигура богоматери Оранты (Киевская София).

Украшением храмов были иконы. Также как фрески и мозаики первые иконы на Руси были выполнены греческими мастерами.   Самой почитаемой на Руси была икона "Владимирской  богоматери", выполненная  неизвестным греческим художником на рубеже   XI-XII вв. (хранится в Третьяковской галерее). Иконы того  времени  являлись  принадлежностью храмов и   были больших размеров. До нас дошли имена иконописцев XI в.:   Олимпий, Олисей,  Георгий и др. С образованием самостоятельных княжеств-государств в живописи складывались местные школы, отличавшиеся манерой исполнения.

Монументальная скульптура языческих времен не  получила   распространения, так  как  преследовалась  церковью.  Первые   светские скульптурные памятники появились  на  Руси  лишь  в   XVIII в.

Выводы.

Таким образом,  IX-XIII века стали периодом складывания   русского государства, самого  крупного в средневековой Европе. Его создание проходило в условиях почти непрерывных войн   с кочевниками, нападавшими  с  Востока, с  германо-шведскими   феодалами, наступавшими  с Запада, с  Византией, осевшей  на   южных рубежах. Находясь  на середине  торговых путей СевероЗападной  Европы с Византией и Средней Азией, русское  государство  быстро  развивалось, крепло,  становилось могучим и   влиятельным. Период удельно-княжеской раздробленности и совпавшее по времени  нашествие монголо-татарских  завоевателей   привели к распаду Киевской Руси. Она была растерзана Золотой   Ордой, польско-литовскими  князьями  и прошла долгий и мучительный путь, пока не возродилась в лице Московского княжества, ставшего центром объединения русских земель, и не превратилась в Российскую империю.

Список литературы.

Карамзин Н.М. История государства Российского.- Т.I.- М.: 1989


Страницы: 1, 2


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.