рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Общественная педагогия

В 1859 году некто Ефим Дымман издал любопытную книгу для назидания русского юношества под заглавием "Наука жизни". Свою "Науку" автор основал на трех своеобразных началах: угождении, смиренности и труде. Он внушал молодежи, что не только иначе невозможно, но по самой строгой справедливости нельзя не уважать того, у кого много средств к жизни, потому что если он сам приобрел этих свидетелей ума, то нет сомнения, что он человек умный, а умных людей нужно уважать. Если же средства к жизни он получил по наследству, то из уважения к его умному деду и прадеду, равно как и к самим средствам, находящимся в его распоряжении, нельзя не уважать его. Угождение есть божественный дар, небесный отвод всех неудач и препятствий. Угождать нужно всем и каждому, с кем имеешь дело и с кем, может быть, более не встретишься, — своему слуге, мужику, в том святом убеждении, что в каждом человеке, каков бы он ни был, лучше припасти для себя доброе расположение, чем ненависть. Врагам своим нужно угождать вдвое, чтобы превратить их в друзей. Каждому юноше мудрый автор советует завести книгу, в которую вписывать по алфавиту имена и отчества всех начальников, товарищей и знакомых, чтобы, перечитывая их время от времени, можно было каждого называть по имени и отчеству, что будет учтиво и внимательно, и чрезвычайно приятно тем, кого будут так величать. В свое время об общественном значении этой книги Добролюбов заметил: "Этой цели (коренному изменению ложных общественных отношений) могут способствовать и творения, подобные книге г. Ефима Дыммана: серьезно и добродушно, в систематическом порядке, с убеждением и даже пафосом излагают они кодекс отвратительной морали, при которой одной только и возможен житейский успех в современном обществе".

Но в тех же самых книгах, в которых так ясны еще следы старых понятий, так живы идеалы минувшего времени, нередко встречаются идеи совсем другого характера — идеи, навязанные Западом, более или менее научного свойства.

Так, например, отец Владиславлев восстает против телесных наказаний и называет их преступными. Если глава семьи — отец представляет собою образ Христа, если жена отображает в себе церковь Христову, а дети суть чада церкви, то как можно согласить с этими понятиями побои детей? Телесные наказания обличают недостаток в родителях нравственной силы. Из семейных взысканий допускаются следующие: возбуждение чувств раскаяния, выражение неудовольствия и гнева со стороны родителей, удаление детей с глаз родителей и, наконец, самое тяжкое — лишение родительского благословения. Неудобны и награды. Задача христианской педагогии состоит в том, чтобы приучить ребенка стремиться к истинно доброй и полезной деятельности не ради внешних корыстолюбивых и честолюбивых побуждений, а ради самого добра. В той же книге встречаются замечания о необходимости гигиеничности всей воспитательной обстановки, о свободе, простоте и естественности как весьма важных условиях правильного образования и другие подобные же здравые мысли 9. Даже у отца Михайловского можно найти совершенно правильные замечания, например, о важности нянь, их главнейших свойствах и о некоторых других предметах.

Усвоение и распространение подобных идей нужно поставить в прямую заслугу упомянутым авторам, так как усвоение новых идей западной педагогии шло туго. Например, "Педагогический журнал" просуществовал всего два года и перестал издаваться вследствие полного равнодушия педагогов к такому изданию, да и к идеям, излагавшимся в журнале. А журнал был хороший, обстоятельно знакомил с западной педагогией. Педагогические журналы, появившиеся в 50-х годах, существовали также недолго, и отношение педагогов к идеям, которые проповедовались в журналах, было не всегда благоприятным. Так, один из педагогических журналов 50-х годов — "Журнал для воспитания" проповедовал такие новые истины: способ преподавания должен быть приспособлен к индивидуальности учащегося; не сообщение той или иной суммы сведений есть главное в преподавании, а вообще умственное и нравственное развитие ученика, укрепление и усовершенствование его способностей; в учении необходимо предоставить ученику как можно более свободы и самостоятельности, чтобы он привыкал сам наблюдать и мыслить, потому что всякая сила развивается только от упражнения, а от бездействия глохнет; механическое заучивание уроков по книжке никуда не годится, потому что убивает мыслительные силы учащегося, приучая его относиться к предмету пассивно и лишая его случая попытать собственные силы; одно теоретическое учение без практики малополезно, как и практика без теории, а потому всякое сведение немедленно должно прилагаться к практике и т. п. "Вообразите себе удивление наших педагогов, — говорит педагогический обозреватель "Учителя" (1864, ноябрь), — когда они услышали все эти диковинные вещи! Они сначала ушам своим не верили (мы были свидетелями многих случаев, подтверждающих эти слова); иные сомнительно покачивали головами и, думая, что все, что ни пишется в "Журнале для воспитания", принадлежит самому редактору, спрашивали друг друга: "Да уж он не того ли?" — и при этом многозначительно указывали себе на лоб. Как бы то ни было, однако ж эти неслыханные вещи, вычитанные нашими педагогами из "Журнала для воспитания", возбудили в их головах непривычный для них процесс мышления. Мало-помалу они стали смекать, что и действительно оно как будто бы лучше делать так, как советует "Журнал для воспитания", новые воззрения готовы были перейти в действительность, приложиться к делу!..."

Если так относились к новым идеям педагоги, то чего же было ожидать от общества, от отцов и матерей? Очевидно, восприятие ими научных педагогических идей было еще более затруднительным и тугим, всякого рода предрассудки по отношению к воспитанию детей у них были еще многочисленны и крепки. В 1843—1845 годах доктор медицины и хирургии Грум издал в трех томах "Руководство к воспитанию, образованию и сохранению здоровья детей". В нем автор, между прочим, сообщал, что совсем доношенное дитя, или девятимесячное, имеет в длину приблизительно от 18 до 21 дюйма, весу от 5 до 8 фунтов и т. д. Приведя эти данные из книги Грума, педагогический обозреватель "Учителя" (1862, октябрь) говорит: "Вообразите себе молодую женщину, готовящуюся стать матерью и мечтающую о том, каким херувимчиком будет младенец, который у нее под сердцем. Муж дарит ей книгу г. Грума с тем, чтобы подготовить ее к ее будущим обязанностям. Она раскрывает отдел "Новорожденное дитя" и читает выписанныя нами строки. Как вы думаете, читатель, будет ли она читать дальше? По нашему мнению, едва ли. Помилосердуйте! Мерить и весить ее херувимчика, как кусок говядины. Да это покажется ей на первых порах чуть-чуть не святотатством... Конечно, от руководства нельзя ожидать, чтобы в нем принимались в расчет все причуды материнской любви; но не менее того во всякой книге необходимо принять во внимание склонности, настроение и степень развития публики, которой дается руководство".

Таким образом, мысль о том, что нужно измерить длину новорожденных детей и взвешивать их, казалась слишком новой и удивительной не только матерям, которые считали чуть не святотатством производить такие измерения и взвешивания их "херувимчиков", но и самому обозревателю, так как он считает необходимым пощадить матерей от таких советов. Если бы он сам был убежден в целесообразности подобных мероприятий, то он, конечно, признал бы, что рано или поздно нужно эти мероприятия проделывать, и чем скорее, тем лучше, и таким образом столкнуться с предрассудками матерей. Если же не оспаривать ложных воззрений матерей и не указывать им более правильного отношения к детям, то как же и когда исчезнут материнские предрассудки? Ведь нельзя же было ждать внезапного просветления и озарения голов матерей по этому предмету свыше.

Вообще педагогическое двоеверие было столь же необходимо, как в свое время и религиозное двоеверие. Это был необходимый момент в развитии общественного педагогического сознания. Новые научные педагогические идеи лишь постепенно проникали в общество и, завладевая умами, помаленьку ослабляли и вытесняли старые начала. А эти старые начала еще очень долгое время были живы. Общественное увлечение новыми идеями ярко выразилось в одном сильном движении, которое привело к созданию воскресных школ.

В конце 50-х—начале 60-х годов прошлого столетия, с началом освободительной эпохи, совершался такой подъем в русском обществе, царило такое громадное оживление, была такая жажда деятельности, что это время было замечательным и редким на всем тысячелетнем протяжении истории русского народа. Современник сравнивает состояние тогдашнего русского общества с состоянием влюбленности. "Что влюбленному всегда кажется? Кажется, что он ни говори своей возлюбленной, что ни делай, что ни предпринимай целый день, какими полубезумными глазами на нее ни гляди — все мало, все мало. Во сто раз надо еще больше!... Так-то вот точь-в-точь было с русскими людьми в конце 50-х и начале 60-х годов. Они были все точно влюбленные, точно женихи и невесты, у которых кровь кипит и виски бьются, а глаза горят. Никому не сиделось на месте. Метались словно в любовном чаду, поднимающем все силы и устремляющем на чудные речи и дела" 10.

Как такое общество могло отнестись к беспросветной темноте русского народа, к его почти поголовной безграмотности? Очевидно, оно не могло равнодушно смотреть на это явление, не могло мириться с ним, и в результате возникли воскресные школы. Они как нельзя более гармонировали с высокоприподнятым настроением общества. Заводить обыкновенные школы и ждать, пока через них пройдет все подрастающее население, было бы очень долго. Нужно было действовать скорее, нужно было победить безграмотность и невежество решительным дружным ударом, следовало сейчас же дать невежеству генеральное сражение — и дело будет сделано в короткое время. Для этого выбрали воскресные школы.

Воскресные школы возникли почти одновременно в различных местах — в Киеве, Петербурге и других городах. Из городов они перешли в деревни, но в весьма небольшом числе. Всех воскресных школ в этот период (1859—1862) было открыто приблизительно 300 11. В воскресную школу шел каждый желающий учиться. Шли дети, и их учили чтению, письму, закону Божию, вообще начаткам; шли взрослые безграмотные, с ними занимались тем же; приходили окончившие народную школу, и с ними двигались дальше, сообщали сведения о виде земли, о воздушных явлениях, планетах, кометах, местностях России, краткие описания жизни различных народов, статистические указания, занимались наглядной геометрией, рисованием, ремеслами, в женских школах — рукоделием. Учителя и учительницы были даровые, представители самых различных сословий и видов умственного труда — студенты, профессора, военные, школьные учителя и учительницы, священники, дамы из общества, вообще добровольцы всякого рода. За педагогической подготовкой к учительству не гнались, ценили свободное желание, готовность послужить святому делу народного образования. По точным сведениям о преподавателях и распорядителях шести воскресных школ в пределах одной губернии в начале 60-х годов, обучением занимались 5 священников, 1 дьякон (он же распорядитель школы), 1 судебный следователь (с университетским образованием), 1 девица 25 лет, окончившая курс в институте, 1 врач, 1 полковник из гвардейской батареи, 1 капитан, 2 поручика. Остальные преподаватели, составлявшие огромное большинство в личном составе школ, были штатные смотрители и учителя уездных и приходских училищ. Словом, учительский персонал был весьма пестрый, но постоянно даровой, сначала очень многочисленный (на 370 учащихся бывало до 150 учителей) и необычайно воодушевленный. Из Уфы писали в то время: "В Уфе сконфузились перед Бирском (в Бирске раньше открыли воскресную школу) и потому сильно хлопочут о воскресной школе; было уже одно литературное утро в пользу ее. Гимназисты соглашаются быть преподавателями; некоторые из них обрадовались до остервенения".

Помещения для воскресных школ были также даровые. На первых порах разные официальные ведомства отнеслись к воскресным школам сочувственно, предоставляя им даровые помещения в своих учебных заведениях. Так, Министерство народного просвещения разрешило давать помещения для школ в своих низших и средних учебных заведениях; воскресные школы помещались нередко в зданиях военного ведомства; Министерство внутренних дел рекомендовало губернаторам помогать открытию этих школ; другие ведомства относились к делу столь же сочувственно, по мере возможности поощряя их открытие и занимающихся в них. Что касается других необходимых средств — на оборудование помещений, учебные пособия, бумагу и прочее, — то они добывались путем пожертвований, устройством концертов и литературных учений и подобными мероприятиями, вплоть до обложения себя податью на этот предмет самими преподавателями.

Таким образом, воскресные школы держались единственно одушевлением общества, его благородным порывом; каких-либо определенных средств существования, своих помещений, определенного преподавательского персонала, даже определенных учащихся у воскресных школ не было. Можно сказать, что они висели в воздухе и легко могли упасть и разбиться. Внутренняя организация их была весьма гуманной и, сколько было возможно при данных условиях, педагогичной: учащиеся делились на группы разной численности, соответственно своей подготовке и обстоятельствам; школы управлялись собраниями преподавателей, на них разрешались все вопросы — и хозяйственные и педагогические; деятели воскресных школ чрезвычайно заботились об образовании тесной связи между учащими и учащимися, ради чего были изгнаны всякие наказания, а необходимые внушения и разъяснения делались всем, а не провинившейся отдельно личности; принято было обращаться со всеми учащимися на "вы"; методы преподавания создавались самими учащими на основании существующих руководств, например, применялся при обучении грамоте звуковой метод Золотова; школы разделялись на мужские и женские; посещать школу и наблюдать, что в ней делается, имел право каждый желающий; школы имели ясный общеобразовательный характер и тем отличались от воскресных школ, существовавших в значительном числе в Западной Европе и в наших остзейских провинциях и бывших строго конфессиональными учреждениями, т. е. простыми пособниками при преподавании закона Божия; успехи учащихся в воскресных школах были, по свидетельству Н. П. Пирогова, "изумительны": грамота усваивалась почти вдвое и даже втрое скорее, чем в приходских и других училищах, посещаемых ежедневно; читая, ученики всегда понимали, что читают, — явление, не часто наблюдавшееся в других тогдашних школах. Вообще "различие между воскресною и казенными школами и в приемах, и способах учения, и в обхождении учителей с учениками было разительное" 12.

Судьба, постигшая воскресные школы, не может удивить никого, знающего русские порядки. В этих порядках строгое соблюдение полицейско-политической благонадежности — самое главное. А как же было ее приобресть и сохранить воскресным школам, детищу общественной любви, увлечения, порыва, привлекшему массу горячих деятелей из молодежи, за осмотрительность и благонадежность которых в полицейском смысле ручаться было трудно? Удивительно еще, как они сохранились от погрома несколько лет! Если в тогдашнем обществе было много защитников воскресных школ, то много было и врагов. Общественный порыв увлек многих против их воли, стыдно было отказаться от участия в таком благородном деле, стыдно было ничего не жертвовать на школы, не преподавать (даром) в единственный, может быть, свободный день — в воскресенье. А начальство сначала призывало к сочувствию. Не удивительно, что среди преподавателей воскресных школ и жертвователей на них были и принципиальные противники этих учреждений. И о ком хлопочут, кого учат? Вчерашних рабов, лакеев, горичных, приказчиков, фабричных; им и их детям говорят "вы"! И торговцы, и хозяева разных заведений должны отпускать своих молодцов, работающих у них подростков и прислугу в праздники в такие либеральные школы, в науку! Атмосфера вражды всегда и везде сопровождала воскресные школы и помаленьку сгущалась. В 1862 году, еще до закрытия школ, уже являлись некоторые признаки охлаждения интереса к ним в обществе и ослабления общественной энергии: в школах стал ощущаться недостаток в преподавателях, число учащихся становилось меньше, начали говорить, что это школы для городского меньшинства, потому что деревенские жители почти совсем лишены их. В чутких сердцах начались уже опасения и тревога за судьбу воскресных школ, знамением чего была статья В. Водовозова в "Отечественных записках" в начале 1862 года под заглавием: "Неужели упадут воскресные школы?" А вредить им ведь было очень легко, они вообще висели в воздухе.

В 1860 году отношение правительства к воскресным школам начало изменяться. В мае 1860 года министр народного просвещения по согласованию с министром внутренних дел сообщил циркулярно попечителям учебных округов общие правила, которые следовало иметь в виду при основании воскресных школ и наблюдении за ними со стороны учебного начальства, "дабы предупредить возможность уклонения столь полезных учреждений от прямого пути, указываемого им самим их назначением, т.е. распространять грамотность в ремесленном и рабочем классе". В циркуляре предлагалось следить, чтобы "воскресные школы не выступали из границ определенного им круга действия, т. е. чтобы учение в них ограничивалось Законом Божьим, чтением, письмом и первыми правилами арифметики" (а иногда в воскресных школах преподавались даже иностранные языки — французский и немецкий). Преподавать в воскресных школах рекомендовалось по учебникам, одобренным министерством народного просвещения, и "особенное внимание обращать на то, чтобы учредители и распорядители были люди вполне благонадежные". В воскресные школы в 1861 году были назначены священники, и попечителям учебных округов предлагалось обеспечить неослабленное наблюдение за воскресными школами. Вследствие всех этих мер число учащихся со второй половины 1861 года начало уменьшаться.

Конечно, некоторая хаотичность в организации воскресных школ и их необеспеченность педагогическая и материальная с течением времени могли быть устранены; несочувствовавшие отпали бы от дела, а сочувствующие помогли бы школам стать твердо на собственные ноги. Но грянула беда: из бывшего III отделения еще в декабре 1860 года начали появляться доклады и записки начальству, в которых выражалось опасение в отношении общественного движения, вызвавшего к жизни воскресные школы, и разъяснялось, что "правительство должно необходимо принять безотложные и деятельные меры, дабы стать во главе сего движения и предупредить всякую возможность уклонения к вредным началам, коих присущность очевидна... Правительство не может допустить, чтобы половина народонаселения была обязана своим образованием не государству, а себе или частной благотворительности какого-либо отдельного сословия. Средний слой общества и расчитывающие на силу оного невидимые двигатели стали произвольно во главе сего важного дела". Предлагалось правительству забрать в свои руки воскресные школы, а для этого самому открывать их, сосредоточить у себя пожертвования на них, привлечь к надзору за воскресными школами представителей высшего сословия, ограничить программы преподавания и немедленно издать правительственные книги для народного чтения.

Надзор за воскресными школами был усилен, объем преподавания стремились сократить, но правительству не удалось взять в свои руки и направить к своим целям то общественное движение, которое породило воскресные школы. Зато доверия к ним, как не государственным, не было, и они были подвергнуты опале при первом подходящем случае. По Высочайшему повелению 10 июня 1862 года все существовавшие в России воскресные школы были закрыты впредь до преобразования их на новых основаниях. Повод к закрытию офицально был объявлен такой: "Надзор, установленный за воскресными школами и народными читальнями, оказался недостаточным. В последнее время обнаружено, что, под благовидным предлогом распространения в народе грамотности, люди злоумышленные покушались в некоторых воскресных школах развивать вредные учения, возмутительные идеи, превратные понятия о праве, собственности и безверие. В отношении к читальням равным образом обнаружено стремление пользоваться этими учреждениями не для распространения полезных знаний, а для проведения того же вредного социалистического учения".

От нанесенного удара воскресные школы долго не могли оправиться. Особенно повредило им сокращение программ преподавания, поставившее их на один уровень с начальными школами и, следовательно, лишавшее их самобытного, своеобразного характера. С 80-х годов прошлого столетия воскресные школы начали открываться снова с пробуждением интереса к народному образованию, в 90-х годах стали умножаться и расширять свою программу. В настоящее время, помимо частных лиц и обществ, их заводят и поддерживают земства. Самая известная из воскресных школ это — харьковская, руководимая Х. Д. Алчевской 13.

Список литературы

1. Формаковский В.И. Начальная школа Министерства народного просвещения. СПб., 1990. С.5-6.

2. Песковский М.Л. Барон Н.А.Корф, его жизнь и общественная деятельность. СПб., 1893. С.34.

3. Сборник материалов и статистических сведений по народному образованию в Тамбовской губернии. Тамбов, 1901. С.5.

4. Отчет Бердянской уездной земской управы о народном образовании. Бердянск, 1899. С.3-5.

5. Ушинский К.Д. Вопросы о народных школах // Собр. пед. Соч. Т. 2-й, дополнительный (редакция Чернышева В.). СПб., 1909. С.131-141.

6. Собрание педагогических сочинений. Т. 2, статья "О средствах распространения образования посредством грамотности". Статья первоначально была напечатана в "Сыне Отечества" в январе 1858 г.

7. Михайловский С.В. О религиозном воспитании детей до школы. СПб., 1875.

8. Базаров О. О христианском воспитании. Карлсруэ, 1860.

9. Владиславлев В.Ф. Уроки по классу христианской педагогики. М., 1875. Пар. 13, 26, 35, 75 и др.

10. Стасов В.В. Воспоминания о моей сестре // Книжки недели. 1986, апрель. С. 165-166.

11. Вахтеров Г. (внешкольное образование народа. М., 1896. С. 160) считал воскресных школ лишь 90, но неизвестно, на каких основаниях. Более правильно указанное число, определяемое г.Абрамовым (Наши воскресные школы. СПб., 1900. С. 57).

12. Пирогов Н.И. Сочинения. Т. 1. (изд. 1910 г.). Статья "О воскресных школах".

13. О воскресных школах см.: Абрамов. Наши воскресные школы. СПб., 1900; статью в энциклопедии Брокгауза и Ефрона г.Рубакина; Чехов Н.В. Народное образование в России с 60-х годов XIX века. М., 1912; много было о них статей в разных педагогических журналах.


Страницы: 1, 2


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.