рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Отечественная история (полный курс)

В середине XVII века на Украине запылало пламя народной войны против панской Польши под руководством Богдана Хмельницкого. Война началась весной 1648 года. Русский народ сочувствовал борьбе украинцев за свою свободу. Отряды донских казаков, русских крестьян и горожан участвовали в этой борьбе. Русское правительство помогало восставшей Украине оружием и продовольствием. Хмельницкий обратился к царю Алексею Михайловичу с просьбой принять Украину в состав Русского государства. В Москве согласились а предложение Хмельницкого и отправили на Украину посольство. В городе 1ереяславле собрали общую раду (совет). Переяславская рада 1654 года остановила: Украине воссоединиться с Россией, "чтобы навеки все едино были". Польша пыталась отвоевать Украину, но ее попытки были неудачными.

В XVII веке проходит и ещё один чрезвычайно важный процесс: начатое Ермаком покорение Сибири активно продолжается и в царствования Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича. Русские землепроходцы достигают Чукотки, Камчатки, Курильских островов и Амура. В XVII веке начинается активное хозяйственное освоение новых территорий: строятся города, кроме казаков и стрельцов в Сибирь начинают переселяться и крестьяне.

В царствование Алексея Михайловича происходит ряд народных волнений. Это медный и соляной бунты в Москве в 1648 и 1662 годах, цепь городских восстаний 1650 - 1652 годов, в 1667-1671 гг. - крестьянская война под руководством Степана Разина. Волнения вызваны были как отдельными действиями администрации (налог на соль, злоупотребления при введении медных денег), так и общим ухудшением жизни, связанным с оформлением крепостного права, увеличением налогов и т.д. Нельзя забывать, что Россия должна была постоянно выдерживать большое военное напряжение, военные расходы во второй половине века достигали 67% от общих расходов казны. Поддерживать боеспособную армию численностью не менее 100 - 150 тысяч человек, а именно такая численность и отвечала нуждам страны, учитывая постоянную опасность со стороны Крымского ханства и угрозу с Запада, за счёт казённых средств было не под силу государству. Поэтому единственным выходом явился перевод самой многочисленной части вооружённых сил на самообеспечение - имеется в виду дворянское ополчение, ратники которого содержали себя за счёт пожалованных земель и крестьян, на них работающих. Военными нуждами, в первую очередь, и объясняется введение крепостного права. При этом нельзя забывать, что не только крестьяне попали в зависимость - дворяне точно также были обязаны военной службой государству. За исполнением её следили неукоснительно, вплоть до отбирания поместий. Естественно, крестьяне не разбирались во всех этих тонкостях, а отвечали бунтами на ухудшение своего положения.

Одним из проявлений социального напряжения и недовольства явились события, связанные с деятельностью патриарха Никона по исправлению церковных книг и приведшие к расколу. Исправлению подверглись незначительные детали православного богослужения, не затрагивавшие ни в коей мере сути самого вероучения. Но совершенно неожиданно эта реформа вызвала яростное сопротивление в широких массах; главным оппонентом патриарха выступил протопоп Аввакум, явившийся духовным лидером раскольников, как назвали последователей старой веры. Под знаменем раскола проходили такие крупные движения, как Соловецкое восстание, крестьянская война под руководством Степана Разина и многие другие. Дело в том, что народные массы ухудшение жизни связывали с изменениями в религиозной обрядности и восставали, скорее, против увеличения тягот и поборов, а не столько за саму веру, хотя всё это и облекалось в религиозную форму. Не случайно, все обличения Аввакума в адрес Никона и самого царя постоянно имели социальный подтекст, он никогда не критиковал только церковные порядки. С раскольниками жестоко расправлялись, их преследовали, они уходили в леса, создавая там свои скиты, некоторые группы староверов совершали массовые самосожжения. В целом, XVII век совершенно правильно охарактеризован современниками как "бунташный", закрепощение населения происходило при его яростном сопротивлении.

В этом же веке произошли и важные изменения в экономической жизни страны: в России начинает складываться всероссийский рынок, именно в это время наделе преодолеваются следы прежней раздробленности в экономической сфере.

Алексей Михайлович умирает в 1676 году, ему наследует его старший сын Фёдор, который правит недолго, до 1682 года. После этого власть формально переходит к сыновьям Алексея Михайловича - Ивану (умер в 1696 г.) и Петру, но реально страной правит его старшая сестра царевна Софья. За годы правления Софьи, несмотря на многие замыслы и проекты, ничего существенного сделать не удалось, Москву потрясли два стрелецких восстания, одно из них - знаменитая "Хованщина" (1682 год). В 1689 году Софья пытается поднять стрельцов с целью низложения Петра, но эта попытка завершается неудачей: большая часть солдатских полков переходит на сторону законного царя, и с этого момента начинается его самостоятельное правление.

 
Тесты к теме 3

XVII век – новый период русской истории: от смуты к реформам

1. Какие из перечисленных территорий вошли в состав России в XVII веке?

    а) Левобережная Украина;

    б) Казанское ханство;

    в) Смоленская земля.

2. Кто из названных пар исторических деятелей были современниками?

    а) Алексей Михайлович Романов и патриарх Никон;

    б) Иван Болотников и Иван IV;

    в) Михаил Федорович Романов и Степан Разин.

3. Первым царем, избранным Земским собором, стал:

    а) Борис Годунов;

    б) Михаил Романов;

    в) Василий Шуйский.

4. Правление Бориса Годунова:

    а) не реализованная возможность контролируемых преобразований в обществе;

    б) умеренная и непоследовательная.

5. Лжедмитрий I:

    а) проповедовал свободу совести, ввел свободу торговли;

    б) подчеркивал превосходство европейцев над русскими;

    в) упивался незаконной властью.

6. Избрание царем королевича Владислава:

    а) попытка части московского боярства реализовать переход России на 

        европейский путь развития;

   б) отступление перед лицом военной польской угрозы.

7. Смута показала, что большинство населения:

   а) привержено традициям общинности, коллективизма, сильной

       централизованной власти;

   б) демократическому выбору.

8. В 1666-1667 гг. заседал церковный Собор, выступивший за:

   а) разделение светской и духовной сфер деятельности;

   б) превосходство духовной власти над светской.

РЕФОРМЫ ПЕТРА 1

В момент получения всей полноты власти Петру исполнилось 17 лет. Огромное влияние на характер Петра оказало знакомство с жителями Немецкой слободы в Москве, где селились все иностранцы, и от которых он получил представление о жизни в Европе, развитии ее техники, науки и культуры. Особенно выделялся швейцарец Франц Лефорт. С самого раннего детства Пётр проявлял интерес к военному делу, для него специально были созданы так называемые "потешные" полки, Преображенский и Семёновский, ставшие основой русской регулярной армии. На Плещеевом озере под Переяславлем молодой царь строит потешную флотилию, где постигает основы кораблестроения и навигации, военно-морской тактики.

Но постепенно от забав Пётр переходит к серьёзным государственным делам, в частности, в области внешней политики. В наследство от предыдущих времён ему досталась традиционная для России татарско-турецкая проблема, и, первую очередь, Пётр берётся за её решение. В 1695 -1696 годах он совершает два Азовских похода, в результате чего сильнейшая в устье Дона турецкая крепость зов пала. Азов вместе с частью побережья Азовского моря перешел в руки России. Причём, взять её удалось с помощью флота, построенного Петром в течении одной зимы под Воронежем. Таким образом, у России появляется флот а Азовском море. Но это не давало свободного выхода в Черное и Средиземное оря, так как Керченский пролив остался в турецких владениях. Предстояла новая - упорная борьба.

Для продолжения войны против Турции Россия стала искать союзников. С гой целью, а также для найма иностранных специалистов и обучения своих, Пётр отправляет за границу Великое посольство, при котором и сам следует инкогнито. В итоге посольства у Петра созрела идея о необходимости бороться со Швецией за выход к Балтийскому морю. Вернувшись в 1698 году в Россию, царь начинает подготовку к войне со Швецией, для этого производится рекрутский сбор, кроме того, в армию призывают и "охочих" людей. В 1700 году начинается Северная война, которая длится до 1721 года, когда был заключён Ништадтский мир.

Большая часть царствования Петра Первого, таким образом, прошла в обстановке ведущейся войны. И на проведённых им реформах военная обстановка отражалась самым непосредственным образом. Так, создание регулярной армии повлекло за собой необходимость организации производства вооружения, снаряжения и обмундирования. Регулярные рекрутские наборы требовали точного знания о численности населения, в результате чего была сведена перепись. Содержание постоянной и многочисленной армии и создание военно-морского флота потребовали регулярного сбора налогов, что влекло за собой упорядочение системы местного управления, создание губерний и т.д. постоянные отлучки Петра вызвали к жизни учреждение Правительствующего Сената, который решал все текущие дела в отсутствие царя. Развитие промышленности было невозможно, или крайне затруднительно без собственной сырьевой базы, отсюда заботы Петра о поисках месторождений руд, всемерная поддержка уральских заводов, которые при нём же и начали основываться. Проведение в жизнь всех этих нововведений было невозможно при сохранении старого бюрократического аппарата, имевшего в своей основе приказную систему, поэтому постепенно Пётр заменяет приказы коллегиями, которые имели коллективное руководство. Нельзя сказать, что у царя с самого начала был конкретный план преобразований, часто он действовал по наитию, но нельзя его преобразованиям отказать во внутренней логике, хотя некоторые нововведения не прижились в России.

Во время его правления общая сумма тягот, ложившихся на население, заметно возросла, что вызвало целый ряд восстаний: стрелецкие мятежи, Астраханское восстание, волнения башкир, и, наконец, крестьянская война и восстание казаков под руководством Кондратия Булавина. Все они были жестоко подавлены. Лозунгом большинства движений был возврат к старине, многими руководили раскольники. Как это было и в период реформы Никона, мишенью служили внешние признаки преобразований - внедрение иноземной одежды, бритьё бород, появление многочисленных иностранцев, курение табака, употребление кофе и т.д. Но причины недовольства были гораздо более глубокими.

Деятельность Петра стоила народу больших жертв, кроме непосредственно военных потерь много народа погибло при строительной деятельности: на Воронежских верфях, строительстве Таганрога, Петербурга, Кронштадта, Рогервика и т.д. Пётр в 1710 году переносит столицу государства в город Санкт-Петербург, основанный в 1703 году. Этот акт переноса столицы в только что завоёванный край должен был продемонстрировать серьёзность намерений царя. Кроме того, в новом городе не так ощущалась инерция старой боярской аристократии, которая сопротивлялась нововведениям.

Во внешней политике наряду с блестящими результатами были и провалы, например, Прутский поход, когда только дипломатическая ловкость Шафирова спасли и царя, и армию. Неудачным можно признать и Персидский поход, который стоил больших жертв, но существенных результатов не принёс. Но все эти неудачи с лихвой компенсируются тем успехом, который Россия одержала на главном - шведском театре военных действий. Начатая неудачей, с полного разгрома русской армии под Нарвой, война постепенно, со становлением регулярной армии, приняла иной характер. Главные силы шведской армии во главе с королём Карлом XII были разгромлены в 1709 году под Полтавой, после чего война переносится в Германию, Финляндию, а в 1719 - 1720 годах в Швецию. По мирному договору к России отходит значительная часть Прибалтики, государство получает выход к морю, за который она боролась ещё во время Ливонской войны при Иване Грозном.

В результате деятельности Петра Первого Россия становится важнейшим фактором европейской политики. Внешним выражением этого положения явилось преподнесение Петру титула императора. С этого момента Россия становится империей.

При Петре в Россию начинают активно проникать западноевропейские знания и культура, формируется прослойка общества, которая получает европейское образование, ориентируется на прогрессивные веяния. Нельзя сказать, что до этого на Руси не было людей, стремившихся к внедрению прогрессивных идей. Особенно очевидным для думающих людей было отставание России в военной сфере. Уже в царствование Михаила Фёдоровича при подготовке Смоленской войны 1632 -1634 годов были набраны первые солдатские и рейтарские полки, обученные по-европейски, с европейскими же офицерами. Но у государства в то время не было финансовых возможностей содержать постоянно такую армию, поэтому вплоть до конца XVII века основным по численности видом вооружённых сил было дворянское ополчение.

В 1721 году Пётр указом прикрепляет крестьян в заводам и рудникам, то есть крепостное право распространяется на промышленную сферу. Таким образом, нарождающаяся русская буржуазия лишается важнейшего стимула для борьбы против царской власти. В Западной Европе буржуазия выступает за освобождение рабочих рук, чтобы их можно было использовать в промышленности, в России крепостное право не мешает развитию индустрии, а, наоборот, стимулирует его, поскольку существовала необходимость в большом количестве неквалифицированного труда. А этот труд доставался заводчикам совершенно бесплатно. В этом одна из причин столь долгого существования в России крепостного права, и слабости русской буржуазии, которая не имела давних традиций противодействия власти для защиты своих интересов.

Говоря о петровской эпохе, нельзя не отметить и коренные преобразования в культурной сфере. Петр 1 явился основоположником светского просвещения России. В страну вызывались европейские учителя многих специальностей, направлялись за границу на учебу русские молодые люди. Создается светская школа, печатались книги светского содержания, начиная от азбук, учебников, календарей и кончая историческими сочинениями и политическими трактатами. Петр 1 положил начало и периодической печати. С его царствования начинается и процесс формирования русской интеллигенции.

В отечественной исторической литературе реформаторская деятельность Петра 1 оценивается далеко неоднозначно: в том время как одни историки делают акцент на преданности Петра 1 отечеству, его реальном вкладе в проведение масштабных преобразований в стране, другие - в большей степени подчеркивают жестокость и насилие в реализации петровской программы реформирования всей жизни страны, критикуют Петра 1 за слепое перенесение опыта Западной Европы на российскую почву.

Как бы не оценивалась деятельность Петра I, одно бесспорно: в России был дан мощный импульс развитию промышленности, армии и флота, науке и культуре. В стране был сформирован дееспособный государственный аппарат. При Петре 1 Россия получает широкое международное признание.

 
Тесты к теме 4

Реформы Петра I

1. Правление какого царя из династии Романовых знаменует начало реальной подготовки реформ Петра I?

   а) Алексея;

   б) Михаила;

   в) Федора.

2. Россия в первой четверти XVIII в. становится великой европейской державой в результате:

   а) естественного общественно-исторического развития

   б) слабости европейских государств.

3. Петр I при разработке и проведении своих реформ руководствовался:

   а) своим пониманием блага и достоинства России;

   б) потребностями мобилизации сил в ходе Северной войны;

   в) идеями своего окружения.

4. Формирование абсолютизма и империи, превращение России в одну из великих европейских держав, начало раскола происходит:

   а) в царствование Петра Алексеевича;

   б) в результате смуты начала XVII в.;

   в) в царствование Алексея Михайловича.

XVIII ВЕК - ВЕК ДВОРЦОВЫХ ПЕРЕВОРОТОВ

После смерти Петра в 1725 году на престол взошла его жена Екатерина, во многом благодаря молодым офицерам гвардии. Так началась эпоха дворцовых переворотов. Царствование Екатерины ничем особенным не примечательно. В стране безраздельно распоряжался Меньшиков, а императрица государственными делами практически не занималась. В 1727 году она умерла, императором стал внук Петра Великого, Пётр II. Всевластию Меньшикова был положен конец. Ведущую роль при императоре-подростке стали играть Долгорукие.

В 1730 году император умирает, заболев оспой, и на престол вступает Анна Иоанновна - старшая дочь брата Петра Первого, до того прозябавшая в Курляндии. До восшествия ее на престол Верховный тайный Совет из числа самых влиятельных вельмож вручает ей "кондиции", которые, по сути, означали серьёзное ограничение абсолютной власти монарха. Но по прибытии в Москву Анна публично разорвала эти кондиции. В этом действии её поддержало дворянство, опасавшееся чрезмерного усиления старых боярских родов.

Правление Анны характеризуется небывалым усилением роли иностранцев при дворе и в государственном управлении вообще. Проведя долгое время вне России, Анна, естественно, не доверяла русским вельможам и старалась окружить себя иноземцами, в основном, немцами. Особое влияние при ней приобрёл Бирон. Руководителем внешней политики государства был канцлер Остерман, а армия находилась в руках Миниха. При Анне Иоанновне Россия участвует в войне за польское наследство в 1734 году, где русские войска впервые лицом к пицу встречаются с французскими, ведёт войну с турками в 1735 - 1739 годах. Обе войны были победоносными, хотя и с большими жертвами, особенно последняя.

После смерти Анны Иоанновны в 1740 году императором стал младенец Иоанн Антонович, которому было от роду несколько месяцев, а регентшей при нём стала его мать Анна Леопольдовна. Через несколько месяцев, в 1741 году, произошёл дворцовый переворот, в результате которого на престол взошла дочь Петра Первого, Елизавета. Переворот был совершён несколькими гвардейскими ротами. Лёгкость подобных перемен объясняется тем, что гвардия, по сути, была представителем дворянства страны, а именно это сословие и определяло ее судьбы. Поэтому всё то, что делала гвардия в столице, поддерживалось большинством дворян.

При Елизавете Петровне России пришлось вести войну со Швецией, которая началась ещё при Анне Леопольдовне в 1740 - 1741 гг., а также участвовать в Семилетней войне (1756 - 1763 гг.), когда впервые после правления Петра Великого Россия опять проявила себя как активный участник европейской политики. В ходе этой войны русским войскам несколько раз удалось разбить лучшую армию Европы того времени - прусскую. Крупнейшее поражение в своей жизни Фридрих II Прусский потерпел именно от русской армии в 1759 году. Во время этой войны русские войска занимают Берлин. К сожалению, воспользоваться плодами побед России не пришлось, так как после смерти Елизаветы в 1762 году на престол взошёл её племянник, Пётр III, бывший страстным почитателем прусского короля. Россия заключает с Пруссией не только мир, но и союз, что совершенно не отвечало национальным интересам страны. Очередной дворцовый переворот, проведённый гвардейскими офицерами в пользу жены Петра III, Екатерины, положил конец этому недолгому царствованию.

"ВЕК ЕКАТЕРИНЫ" И ПРАВЛЕНИЕ ПАВЛА 1

Урождённая Софья Фредерика Августа Ангальт-Цербстская, вошедшая в нашу историю под именем Екатерины II, обладала незаурядными способностями к государственному управлению. Она быстро выучила русский язык, легко располагала к себе людей, умела подбирать себе помощников. Будучи при этом очень трудолюбивой и образованной, она, вне всякого сомнения, может быть отнесена к разряду выдающихся государственных деятелей.

При ней России удалось решить две вековые задачи, традиционно стоявшие перед русской внешней политикой. После того, как Пётр Первый отвоевал у Швеции выход к Балтийскому морю, осталось решить татарско-турецкий вопрос, где главным было прекращение набегов татарских войск на южные губернии России, и завершить возвращение русских земель, находившихся под властью польского государства, начатое ещё при Иване III. В результате ряда войн (две с Турцией, две с Польшей) России удалось решить эти проблемы. Кроме того, в войне со Швецией удалось отстоять территориальные приобретения, которые получил Пётр Первый по Ништадтскому миру.

В ходе этих войн окончательно оформилась национальная школа военного искусства, виднейшими представителями которой были Петр Румянцев, Григорий Потёмкин, Александр Суворов, Григорий Спиридов, Федор Ушаков. Русской армией и флотом были одержаны многочисленные победы, внесшие вклад в развитие военного искусства. Среди них можно назвать победы Румянцева над турками у Ларги и Кагула, разгром турецкого флота при Чесме под руководством адмирала Спиридова, неоднократные победы эскадры Ушакова над турецким флотом на Чёрном море (Фидониси, Тендра, Керченский пролив, Калиакрия), победы Суворова при Фокшанах и Рымнике, взятие им Измаила. К выдающимся достижениям можно отнести и военно-административную деятельность фаворита Екатерины Потёмкина. Основой развития русской военной школы явились специфические качества русского солдата и русской армии, на которые традиционно опирались лучшие наши полководцы, начиная с Александра Невского. К ним относятся беззаветная храбрость в бою, временами достигавшая масштабов массового героизма, стремление поддержать в бою товарища даже ценой собственной жизни, готовность умереть за Родину. Поддержанию высокого морального духа в армии способствовал и способ пополнения армии, и принцип формирования отдельных частей. Армия комплектовалась и пополнялась путём рекрутских наборов, а не вербовкой, как это было в то время принято в большинстве стран Европы. Части же формировались по принципу землячества, характеризующемуся взаимопомощью и взаимовыручкой. Не случайно для русской армии того времени практически не существовало проблемы . дезертирства, особенно вне пределов России. Все это делало русскую армию очень опасным противником даже при весьма посредственном руководстве, тем более, когда во главе её стояли выдающиеся полководцы. Понимание солдатом основных задач, стоявших перед армией в целом и в каждом бою, высокая мотивация к победе позволяли пренебрегать некоторыми формальными требованиями устава, а действовать сообразно обстановке. Именно на развитие инициативы, энергии, смекалки подчинённых и были направлены воспитательные устремления таких прекрасных военных педагогов, как Румянцев, Суворов и Ушаков. Одним из сильнейших элементов воздействия было внушение солдатам уверенности, что для них нет ничего невозможного. И блестящим подтверждением правильности такого воспитания и обучения войск явились Итальянский и Швейцарский походы Суворова и Средиземноморская экспедиция Ушакова в 1799 году, когда была неоднократно разбита лучшая на тот момент в Европе французская армия. В Северной Италии Суворов победил французов при Адде, Требии и Нови, после чего совершил беспримерный переход через Альпы, про который один из самых способных маршалов Наполеона Массена сказал, что он бы отдал все свои победы за один Швейцарский поход Суворова. Ушаков в это время рядом молниеносных операций очистил от французов Ионические острова, а затем Южную и Центральную Италию, при этом штурмом была взята считавшаяся неприступной крепость Корфу.

Внутренняя политика Екатерины II может быть охарактеризована как период укрепления и окончательного оформления дворянской империи. Манифест о вольности дворянства, выпущенный ещё Петром III в 1762 году и подтверждённый Екатериной в 1785 году, освобождал дворянство от обязательной военной или гражданской службы, разрешал в любое время выходить в отставку. На местах, в провинции, дворяне составляли дворянское собрание во главе с избранным ими же предводителем дворянства. "Жалованная грамота городам", вводившая элементы самоуправления, тоже отдавала преимущества дворянскому сословию. Со времени принятия "Соборного Уложения" прошло больше ста лет. Поэтому Екатерина созвала "Уложенную комиссию" для выработки новых законов, но, оставив огромный материал, комиссия работу свою не завершила, а была распущена. Правда, в дальнейшем законодательные инициативы Екатерины показывают, что она активно пользовалась этими материалами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.