рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Победа советской власти в Армении

Реферат: Победа советской власти в Армении

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. М. В. Ломоносова

Философский факультет

отделение политологии

Реферат по ИМПП

на тему:

«Победа советской власти в Армении»

Выполнил:

Москва 2000г.

Победа советской власти в Армении.

 

 

 

 

 

План:

1.   Армянский народ 

(краткая история, отношения с Россией до Октября)

2.1. Борьба Армении за советскую власть.

2.2. Майское восстание в Армении

2.3. Установление Советской власти

3. Используемая литература

1.    Армянский народ  (краткая история, отношения с Россией до Октября)

Армяне — один из древнейших народов мира. Его колыбелью было Армянское нагорье, ставшее еще в глубокой древности одним из центров мировой цивилизации.

Формирование армянской народности началось где-то на рубе­же второго и первого тысячелетий до нашей эры. Это был длитель­ный процесс, охвативший примерно пять-шесть веков. В это время в долинах Армянского нагорья распространяется наряду со ското­водством земледелие, складываются и распадаются племенные союзы, происходит образование классов, выделяется военно-рабо­владельческая знать.

В VI веке до нашей эры возникают Великая и Малая Армении как составные части обширной державы Ахеменидов. Впоследст­вии они становятся независимыми государствами.

При Тигране II, царствовавшем в 95—56-х годах до нашей эры, Великая Армения достигла наивысшего могущества. Присое­динив к себе многие сопредельные страны, она стала крупнейшим рабовладельческим государством эллинистического Востока.  Но еще при жизни этого царя были утрачены все завоеванные терри­тории. Тигран II вынужден был признать свою зависимость от по­бедителя, сохранив власть лишь в собственно армянских землях. Его преемнику Артавазду II удалось освободиться от римского владычества и даже объединить все армянские земли. Однако в дальнейшем Армения превращается в объект захватнических устремлений своих сильных и агрессивных соседей. В III веке но­вой эры она оказывается в подчинении у сасанидской Персии.

Лишь на короткий срок в IV веке Армения вновь обретает независимость. В это время там утверждается феодализм как гос­подствующий социально-экономический строй. Постепенно обособ­лялись местные властители-нахарары, ослабевала царская власть. В 387 году Армения подверглась разделу: восточная часть, почти три четверти территории страны, отошла к Персии, западная часть — к Византии. Но армянский народ никогда не мирился с иноземным гнетом. Восстания вспыхивали одно за другим. За­воеватели огнем и мечом беспощадно подавляли их. Казалось, что на опустошенных землях уже никогда не возникнет жизнь. Но Армения вновь поднималась из руин и пепла, возрождалась в ней жизнь, продолжали развиваться наука, литература, искусство.

В конце VII столетия Армению завоевали арабы. Чем тяжелее становилось новое иго, тем упорнее и яростнее боролся армянский народ за свою независимость.

В конце Х века господство арабов пало. Начался новый период в жизни Армении. Укрепилась ее экономика, оживилась полити­ческая жизнь, новых успехов добилась армянская культура. Сто­лица государства — город Ани вырос в крупный торговый и ремесленный центр.

Это был период наибольшего развития феодального хозяйства в Армении. С Х века особенно большое распространение получила барщина, Шло дальнейшее закрепощение крестьян. Все это не могло не отразиться на положении народных масс. Среди крестьян широко  распространилось учение тондракийцев, выступавших против со­циальной несправедливости. Обострилась классовая борьба. По Армении прокатилась волна крестьянских восстаний.

Когда в XI веке в Закавказье вторглись новые захватчики — турки-сельджуки, армянские и грузинские войска повели против них совместную борьбу. С помощью грузин многие армянские зем­ли были освобождены.

В начале XIII века на армянский народ обрушилось новое страшное нашествие татаро-монгольских завоевателей, а затем армянские земли подверглись опустошительным набегам полчищ Тимура. Позднее, в XVI—XVIII веках, Армения стала ареной кровавых вторжений персов и турок. Страна была поделена между захватчиками. Восточная часть Армении досталась Персии, западная — Турции. Это был один из самых мрачных периодов в истории армянского народа. Многие города и села были разрушены. Десятки тысяч армян угонялись в плен, продавались в рабство, подвергались неслыханному насилию. Замученный и истерзанный, армянский народ вел отчаянную освободительную борьбу. Но опыт вековой борьбы показал, что без внешней поддержки невозможно было добиться свободы. Много раз обращались армяне за помощью к папе римскому и западным державам, но не нашли у них поддержки. Наиболее дальновидные представители армянского народа видели спасение в России — в своем могущественном северном соседе.

Связи России с народами Закавказья, в частности с армянским народом, уходят в глубь веков. Академик Б. Д. Греков считает, что славяне общались с народами Кавказа еще в V—IV веках до нашей эры. Армянский историк XI века Степанос Таронци (Асохик) в своем труде «Всеобщая история» сообщает интересные данные о славянах и о крещении Руси. Известно также, что армянские воины служили в войсках Киевской Руси. И в дальнёйшем (например, в 1410 году в Грюнвальдской битве) вместе с русскими против тевтонских псов-рыцарей сражались и армяне.

Усиление торгово-экономических и культурных связей между Арменией и Россией способствовало образованию во многих рус­ских городах многочисленных армянских поселений. Уже в XVII—XVIII веках на юге России (в Астрахани, Кизляре, Ново-Нахичевани, Григориополе, в Крыму) возникла целая полоса ар­мянских колоний, которые сыграли весьма существенную роль в развитии экономических и культурных связей между русскими и армянами.

Все это создавало благоприятные условия для обращения ар­мян за помощью к России.

Русская ориентация армянского народа, оформившаяся в про­цессе его длительной борьбы против поработителей, благодаря Укреплению экономических, культурных и политических связей в конце XVII и начале XVIII века приняла уже более определен­ный характер.

Новый подъем волны освободительного движения народов За­кавказья был обусловлен походом русской армии в июле 1722 года в прикаспийские области. Особое значение имело восстание в Зангезуре во главе с известным полководцем Давид-Беком. Но в силу обострившегося международного и внутреннего положения русские войска тогда не пошли дальше прикаспийских районов. Освобо­дительная борьба была потоплена в крови.

Однако народы Закавказья не теряли надежду на освобожде­ние от чужеземного ига с помощью России. Отдельные и коллек­тивные послания русскому двору с просьбой о помощи не прекра­щались.

После персидского похода Петра усилился приток армянского населения в Россию. В Москве, Астрахани, на Северном Кавказе создавались армянские поселения. Жители армянских колоний в России являлись связующим звеном между населением Армении и русским правительством. Идея освобождения армянского народа с помощью России становилась все более популярной.

В начале 1784 года эчмиадзинский католикос Лука обратился к русскому правительству с просьбой избавить армян от рабства, а араратские мелики просили А. Аргутинского причислить их к тем, кто ждет защиты от «благословенной России». В августе 1784 года посланник от них Степан Саакян доставил в Петербург Екатерине II просьбу о помощи.

В 1795 году персидский шах Ага Мухаммед Каджар совершил разорительное нашествие на Закавказье, которое создало большую опасность для всех народов края. В Закавказье ждали прибытия русских войск во главе с фельд­маршалом Суворовым. В январе 1796 года по предложению Екатерины II Суворов принял командование русскими войсками. Готовившимися к походу в Закавказье. Они заняли ряд городов, но с приходом Павла I поход прекратился.

Британская дипломатия добилась того, что в июне 1804 года 70-тысячная персидская армия под командованием Аббас-Мирзы вторглась в Закавказье. В Эриванском ханстве началось преследование местного населения с намерением выселить в глубь Персии «всех жителей армян». Однако они предпочитали переселяться в районы, занятые царскими войсками. Армяне оказывали всяческую помощь русским солдатам, в которых видели свою единственную надежду на освобождение.

В результате побед русских войск 5 ноября 1813 года был за­ключен выгодный для России и народов Закавказья Гюлистанский мирный договор, по которому значительная часть Закавказья отошла к России. Однако население Эривани и большей части Армении по-прежнему находилось под гнетом турецких и персидских поработителей. К тому же русско-турецкая (1806—1812) и русско-персидская (1804—1813) войны полностью разорили многие провинции Закавказья. Положение подавляющего большинства армянского народа продолжало оставаться невыносимым.

Видный деятель армянского освободительного движения Нерсес Аштаракеци в июле 1826 года обратился к армянскому народу с призывом бороться против персидских войск. Он напоминал своим соотечественникам о том, что Россия «распростерла мощную десницу свою... для спокойствия и благоденствия» армянского народа, что Россия и раньше в случае надобности защищала ар­мян, тем более она это сделает теперь, когда признана «пред целым светом заступницею и покровительницею нации нашей...».

16 июля 1826 года 60-тысячное персидское войско во главе с Аббас-Мирзой, нарушив Гюлистанский мирный договор, внезапно вторглось на территорию Карабаха. Русские могли противопоста­вить ему лишь около 7 тысяч штыков пехоты и не более 3 тысяч регулярной кавалерии и казаков.

Начались ожесточенные бои. 48 дней продолжалась героическая оборона крепости Шуша. О ней сохранились воспоминания генерала русской армии И. Д. Лазарева, который, будучи тогда юношей, находился в стенах осажденной крепости. «Я помню армянина Арутюна Алтунова, — писал он, — с георгиевским крес­том и золотой медалью на шее, вызвавшегося тогда добровольно пробраться сквозь персидскую армию, чтобы доставить Ермолову сведения о положении осажденной крепости... Помню также,  как наши армяне по ночам на своих плечах носили тяжелые мешки с зерном на мельницу дёр. Шуши-Кент, где братья Юзбаши, Сафар я Ростом Тархановы быстро перемалывали зерно и доставляли его обратно. Без этой помощи гарнизону никогда не выдержать бы шестинедельной осады». Историк В. Потто, приведя эту цитату, добавлял: «Даже женщины их являлись героинями, и одну из них, по имени Хатаи, знал тогда весь Карабах...»

Мастеровые люди крепости готовили по 20—30 фунтов пороха в день и безвозмездно передавали его гарнизону крепости, а кре­стьяне окрестных сел отдали до 600 голов скота для нужд ее защитников.

Персидские войска не сумели захватить Шушу, но продолжали свой разорительный поход на Елизаветполь. Вскоре к Елизаветполю подоспели главные силы персидских войск. Елизаветпольское сражение принесло новую блестящую победу русской армии. Аббас-Мирза с остатками своих отрядов обратился в бегство. Народные ополченцы оказали существенную помощь русской армии, значительно облегчив ее победу.

22 февраля 1828 года был подписан Туркманчайский мирный договор, по которому Эриванское и Нахичеванское ханства вошли в состав России. Кроме того, армяне, жившие в Персии, получали право переселиться на родину и принять русское подданство. Не­оценимую роль в ведении мирных переговоров сыграл А. С. Грибоедов, который с марта 1827 года занимал должность заведующе­го дипломатическими сношениями с Турцией и Персией.

Армянский народ в лице русских видел своего освободителя, а «не победителя, не завоевателя». А. С. Грибоедов писал в днев­нике, что русские, освобождая армянских крестьян, ведут самую гуманную войну. Сохранились записки декабриста Лачинова, где есть волнующие места о том, как освобожденные армянские кре­стьяне, дети, женщины и старики с протянутыми руками бежали к русским солдатам, говоря: «Рус! Здрасти! Здрасти!», а солдаты повторяли: «Не бойтесь! Мы здесь!» Сами русские солдаты считали, что в Закавказье они пришли с освободительной миссией. Именно поэтому армяне принимали русских солдат как желанных гостей, как родных братьев, зная, что они теперь будут в безопас­ности.

Кавказ и Закавказье играли важную экономическую и стратегическую роль в международной политике, как царизма, так и западных держав. «Тот, кто держит в своих руках устье Дуная, — писал К. Маркс, — господствует и над самим Дунаем — этим путем в Азию... Если эта держава владеет к тому же еще и Кавказом, тогда ей принадлежит Черное море...». Именно это и привело к осложнению русско-турецких отношений. Столкновение этих двух государств становилось неизбежным. И произошло это не без под­стрекательства западных держав.

В. И. Ленин отмечал, что были войны прогрессивные, то есть такие, которые «приносили пользу развитию человечества, помо­гая разрушать особенно вредные и реакционные учреждения...». В этом отношении русско-персидская и русско-турецкая войны этого периода имели прогрессивное значение для армянского, гру­зинского, азербайджанского народов.

Великий Армянский просветитель Хачатур Абовян пророчески предсказывал: «Эта нерасторжимая связь, эта святая любовь останется между нами вековечно».

2.1.  Борьба Армении за советскую власть.

Вооруженное восстание в Петрограде победило. На экстренном за­седании Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов 25 октября 1917 года В. И. Ленин произнес  слова: «Товарищи! Рабочая и крестьянская революция, о необходимости которой все время говорили большевики, совершилась...»

В тот же день открылся II Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. На нем были приняты декреты о мире и земле, сформировано Советское правительство во главе с В. И. Лениным.

Советская власть дала свободу и равенство всем народам Рос­сии. Совет Народных Комиссаров принял Декларацию прав наро­дов России, в которой были изложены принципы советской нацио­нальной политики. Они основывались на началах: 1) равенства и суверенности народов России, 2) их права на свободное само­определение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства, 3) отмены всех и всяких, национальных и националь­но-религиозных привилегий и ограничений, 4) свободного разви­тия национальных меньшинств и этнографических групп, насе­лявших территорию России.

Это имело исключительно важное значение не только в деле сплочения в единый союз всех малых и больших народов, но и для укрепления их доверия к русскому народу. В составе Совет­ского правительства был образован Народный комиссариат по де­лам национальностей, в задачу которого входило последовательное проведение в жизнь ленинской национальной политики партии. При Народном комиссариате по делам национальностей в конце того же года был создан специальный Комиссариат по армянским делам. Его возглавили видный общественный деятель В. Аванесов и поэт-большевик В. Терян.

В Комиссариате имелись следующие отделы: 1) общий, 2) ли­тературно-издательский, 3) культурно-просветительный, 4) воен­но-агитационный, 5) беженцев, 6) информационный. В Саратове, Астрахани, в городах Северного Кавказа отделения Комиссариата развернули работу среди местных армян. Начал издаваться журнал Комиссариата по национальным делам «Коммунист». На          армянский язык переводилось большое количество марксистской литературы. Были напечатаны и распространены «Манифест Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса, Конституция РСФСР, ряд произведений В. И. Ленина.

Большую работу Комиссариат проводил среди армянских бе­женцев. Советским правительством для оказания им помощи было выделено более 6 миллионов рублей. Армянские беженцы и пере­селенцы в свою очередь активно защищали Советскую власть. В те годы в партийных и государственных органах Советской Рос­сии работало много армян-большевиков.

В 1918 году для работы в Западной Армении и среди беженцев-армян России была создана Коммунистическая партия Арме­нии, которая вела огромную работу по «высвобождению» трудящих­ся из-под влияния буржуазно-националистических партий и рас­пространению идей Советской власти. Весной 1918 года она издавала в Тифлисе свои газеты «Кармир орер» («Красные дни»). затем «Кармир дрошак» («Красное знамя»). Представители КП Армении Р. Айкуни и В. Терян были делегатами VIII съезда РКП (б). Представитель Компартии Армении Г. Айкуни участво­вал в работе I конгресса Коминтерна с правом решающего голоса и подписал от имени КП Армении в числе 17 делегаций «Мани­фест Коммунистического Интернационала к пролетариям всего мира».

   Борьба за социалистическую революцию в Армении и во всем Закавказье была связана с огромными трудностями. В первый пе­риод революции только в Баку и прилегающих к нему районах была установлена Советская власть. 2 ноября Бакинский Совет избрал новый исполнительный комитет, а 3 ноября объявил о пе­реходе всей власти в руки Советов.

В ноябре в Эривани, Александрополе, Джалалоглы, Караклисе, Карее и других городах состоялись демонстрации и митинги тру­дящихся, а также солдат, единодушно требовавших передачи вла­сти Советам.

11 ноября 1917 года на совещании представителей закавказ­ских контрреволюционных сил было принято решение не призна­вать Совет Народных Комиссаров и образовать независимый от него орган краевой власти, получивший название Закавказского комиссариата. В него вошли меньшевики, эсеры, дашнаки, муса­ватисты, действовавшие в тесном контакте с представителями за­падных союзных держав, а также с донской и кубанской контр­революцией.

10 декабря 1917 года в Тифлисе открылся второй съезд Кавказ­ской армии, работой которого руководили С. Шаумян, Р. Корганов, М. Цхакая, С. Алавердян, П. Арвеладзе и другие большевики. Если на первом съезде, состоявшемся полгода назад, они имели очень небольшое влияние, то на втором за ними и «левыми» эсе­рами уже шло большинство делегатов. Был избран новый Краевой Совет, в основном состоявший из большевиков и сочувствующих им. Председателем Совета стал большевик Р. Корганов. Краевой Совет Кавказской армии заявил, что будет всемерно поддержи­вать Советскую власть и ее декреты о мире, земле, рабочем кон­троле, призывал во всех войсковых частях и гарнизонах образо­вать военно-революционные комитеты.

18 декабря 1917 года Совнарком назначил С. Р. Шаумяна вре­менным чрезвычайным комиссаром по делам Кавказа. В январе 1918 года Шаумян прибыл в Тифлис и обратился с воззванием ко всем рабочим, солдатам и крестьянам Кавказа повсеместно созда­вать Советы, брать власть в свои руки «Советская власть на Кав­казе должна быть создана безотлагательно. Дело революции нигде в России в настоящее время не находится в такой опасности, как у нас на Кавказе, — отмечалось в воззвании. — Отныне и вплоть до полного торжества социализма к власти не должны быть допу­скаемы помещики и капиталисты. Вся власть в стране, все управ­ление государством в центрах и на местах должно принадлежать трудовым революционным классам — пролетариату и крестьянской бедноте... Кавказ стоит на краю пропасти. Спасайте его! Создайте здесь интернациональное рабоче-крестьянское правительство, кото­рое в тесном единении с российскими советскими центрами и с Советом Народных Комиссаров положит конец контрреволюции на Кавказе и поведет рабочее и крестьянское население края к светлому будущему, к царству социализма»

Назначение Шаумяна чрезвычайным комиссаром Кавказа сильно обеспокоило закавказских правителей. Был издан приказ о его аресте начались репрессии против большевиков, были за­крыты газеты «Кавказский рабочий», «Брдзола», «Банвори крив».

Военно-революционный комитет назначил во все учреждения своих комис­саров. 16 января 1918 года 30-тысячный митинг солдат под пред­седательством большевика Солнцева одобрил деятельность Совет­ского правительства. Военно-революционный комитет объявил в городе Советскую власть.

В это время контрреволюционные партии начали формировать национальные воинские части. Это вносило раскол в солдатскую массу, способствовало разжиганию межнациональной вражды. Но сознательная часть солдат не хотела мириться с подобной поли­тикой. Так, 8 декабря 1917 года на митинге в гарнизоне Амадана, где присутствовали около 300 армян, грузин, осетин и представи­телей других национальностей, была принята резолюция, в кото­рой, в частности, говорилось: «Мы не хотим отделяться от русских. Мы хотим жить вместе с русскими, как жили раньше, поэтому... не признаем буржуазный Закавказский комиссариат, который от­деляет нас от свободной России. Мы признаем только власть Со­вета Народных Комиссаров и Совета рабочих, солдатских и кресть­янских депутатов».

Националисты рассчитывали заменить уходящие войска Кав­казской армии своими заново сформированными частями. Но их нужно было вооружить. И лидеры закавказской контрреволюции решили силой отнять оружие у русских солдат. По их указанию в начале января 1918 года возле моста между станциями Долляр и Шамхор была разобрана часть железнодорожной линии и оста­новлены 10 воинских эшелонов. Бронепоезда и два эшелона с мусаватистскими войсками и разбойничьими шайками неожиданно напали на русских солдат. Телефонист станции Шамхор Архипов сообщал в Тифлис: «После продолжавшейся в течение двух часов пулеметной и оружейной сильной перестрелки на станции пало много солдат и тюрков. Положение тяжелое. Раненые, не получив помощи, умирают на наших глазах».

В этой кровавой акции контрреволюционеры добыли около 15 тысяч винтовок, 70 пулеметов, два десятка пушек и другое оружие. Несколько станций было разрушено. Вот что писали русские солдаты, уцелевшие при злодейском нападении на станцию Шамхор  «мы ехали с фронта, где были в продолжение четырех лет. Многое пришлось перетерпеть. Много ужасов видели мы в шты­ковых сражениях... И сейчас, едучи, домой, мы никак не могли даже подумать, что, уцелев на войне, выйдя невредимыми из столь­ких сражений, вдруг здесь, у себя дома, придется умереть, не повидавши своих близких».

Такое же нападение последовало на станциях Акстафа и Евлах. Лишь с помощью местных жителей русские солдаты вырвались из окружения.

В марте 1918 года один из лидеров дашнаков, А. Хатисян, со­звал в Тифлисе совещание с участием меньшевиков и эсеров. Об­суждался вопрос о разоружении возвращавшихся из Персии рус­ских войск. Совещание приняло решение разобрать железнодорож­ные рельсы, остановить эшелоны на участке Александрополь — Ани и разоружить их. На совещание был приглашен и генерал Андраник Озанян. Зная о его приверженности к русским, А. Хати­сян пытался уговорить Андраника согласиться с таким решением, Однако Андраник дал резкий отпор этому. Вот как он ответил Хатисяну: «Вы кто такие и почему хотите разоружить русских солдат?.. Россия нам оставила огромное количество боеприпасов и оружия, продуктов питания и обмундирования... Мы нуждаемся в дружбе русских. Ваше вероломство явится позором для нашей нации... Сожалею, что пришел сюда... я не хочу быть ответствен­ным за пролитие крови и разжигание вражды между двумя наро­дами». И заключил свой ответ словами: «Наш единственный друг—это Россия, а вы хотите с вашей злополучной затеей и ее тоже оттолкнуть от нас».

Андраник Озанян, общепризнанный герой национально-осво­бодительного движения армянского народа против османского ига, родился в 1865 году в Турции, в городе Шабин-Гарахисар. Еще в конце XIX века он возглавил партизанскую борьбу сасунских кре­стьян в Западной Армении. Своей преданностью освободительной борьбе и храбростью завоевал огромную популярность в народе.

Андраник был поборником русской ориентации, приветствовал черную русскую революцию 1905 года, считая, что она имеет боль­шое значение для армянского народа. Резко осуждая национали­стическую политику буржуазно-помещичьей партии дашнакцутюн, в 1907 году он писал: «Делайте что хотите, но двери России перед нами не закрывайте. Мы уже имеем много врагов, но не де­лайте нашим врагом и Россию, не давайте повода, чтобы кавказ­ские армяне дошли до положения турецких армян».

Зверское истребление русских солдат возмутило трудящиеся массы Закавказья и вызвало волну протестов. С. Г. Шаумян объявил: «Именем Совета Народных Комиссаров я требую немедлен­ного прекращения дальнейших попыток к разоружению…».

 Положение в Армении обострялось. Важнейшие социальные вопросы, волновавшие массы трудящихся, оставались нерешенны­ми. Это вызвало новую волну протестов. В конце 1917 года подня­лось аграрное движение в Азербайджане, охватившее и ряд армян­ских районов.

Страницы: 1, 2


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.