рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Правление Екатерины II

Губернские учреждения Екатерины-II и грамоты 1785 года.

Губернские учреждения императрицы Екатерины составили эпоху в истории местного управления России.

Мы уже говорили что, Екатерина отняла полномочия у Сената, какими он пользовался при Елизавете. Сенат получил эти полномочия как бы в наследство от Кабинета Анны, но Екатерина не восстановила Кабинета и не держала при себе совета из 9 человек, какой был сформирован при Петре-III.  В государственном управлении вообще ничего не было выше Сената. Только с 1768 года, по случаю начавшейся войны с турками, у неё появилась мысль устроить при себе совет на манер Конференции Елизаветы. Этот совет существовал, но не влиял заметно на управление. Этим и ограничивалась реформаторская деятельность Екатерины относительно центральных учреждений.

В 1775 году были изданы «Учреждения для управления губерний». Вместо прежних 20 губерний в 1766 по этим “учреждениям о губерниях “ в 1795 году была организована 51 губерния. Прежде губернии делились на провинции, а провинции на - уезды, теперь губернии делятся прямо на уезды. Прежде областное деление производилось случайно и выходило так, что численный

штат администрации для разных губерний, отличающихся количеством, проживающих людей, был приблизительно одинаков. При новом административном разделении, было принято  за правило, чтобы в  каждой губернии было от 300 до  400 тыс. жителей, а в уезде - от 20 до 30 тыс. При большей дробности новых административных округов нужно было и больше административных центров, поэтому возникло много новых городов, созданных совершенно искусственно.

Изменив областные границы, учреждение о губерниях  изменило и устройство областного управления. До 1775 года  главным органом управления в губерниях, провинциях  и уездах были губернаторы и воеводы  со своими канцеляриями. Земский элемент, введенный в областное управление Петром Великим, удержался только в городском самоуправлении и исчез из губернского управления, почему местная администрация стала бюрократической. Суд ,отделенный при Петре  от администрации вновь слился с ней. Таким образом, бюрократизм и смешение ведомств стали отличительными признаками местного управления; при этом состав администрации был малочислен и слаб. Эта слабость ясно сказалась во время Московского бунта  в 1771году, происшедшего под впечатлением  чумы. Московский главнокомандующий граф Салтыков писал Екатерине “Я один в городе и Сенате, помощников нет, команды военной недостает ... помочь мне некому. ” Еще сильнее сказалась слабость администрации  во время пугачевского бунта (1773-1774г.г.) Этот бунт возник среди казачества на Урале и был последней попыткой его борьбы с режимом государства. Этот бунт, поддержали крестьяне Поволжья, шла война с Турцией, и администрация не могла сдержать крестьянские волнения и обезопасить себя от любых случайностей. При таких условиях Пугачев под именем Петра-III овладел огромными пространствами от Оренбурга до Казани, началась упорная война. После нескольких битв Пугачев был

пойман и казнен в 1774 году, но волнения утихли не скоро. Под впечатлением этих волнений Екатерина выработала свои учреждения о губерниях. Екатерина стремилась увеличить силы администрации, разграничить ведомства и привлечь к управлению земские элементы. Прежняя уложенная комиссия, официально ликвидированная в 1766 году, оставила после себя наследие – завершенные проекты трёх из четырёх запланированных частей:

 «О суде»(51 глава). В ней регламентировались принципы судоустройства и порядок рассмотрения дел в судах, излагались полномочия суда, права судей, общий порядок подачи челобитной и вызова в суд, порядок рассмотрения дела вынесения решения и исполнения приговора, порядок обжалования и повторного рассмотрения дела.

Проект исходил из единства судебных и административных функций и перечислял более 50 центральных учреждений, осуществлявших судебные функции (Синод, коллегии, особые канцелярии, конторы и др.), и местных органов (епархиальные, воеводские, провинциальные канцелярии).

Высшими судебно-административными органами объявлялись Сенат, коллегии иностранных дел, военная, Адмиралтейство.

Принцип законности проявлялся как в подробной регламентации процессуальных действий (подача иска, вызов в суд, назначения поверенного, стряпчего, отвод судей, дача ответов и объяснений, разбор и оценка доказательств, порядок вынесения и составления приговора, его исполнение и т.д.), так и в личных требованиях к судейскому аппарату (честность, совестность, беспорочная жизнь, профессионализм и т.д.).

В проекте сохранялись принципы процесса, закреплённые в указе «О форме суда»(1723 года). Перечень доказательств включал собственное признание, письменные доказательства, свидетельские показания, повальный обыск, вольную и невольную присягу.

Существовали две формы судопроизводства: формальное (административно-бюрократическое) и упрощенное (для крестьян). Для купеческо-ремесленного населения словесный суд был разрешен в 1754 году. Проект предусматривал возможность мирового соглашения  сторон и третейский суд.

Новым для судопроизводства было введение единых норм судебных пошлин, издержек и единого порядка исполнения решения.

Запрещался перенос дела в другой суд, пересмотр дела в другом суде (до исполнения решения), новое судебное рассмотрение решаемого дела. Пересмотр допускался только при наличии вновь открывшихся обстоятельств.

«О розыскных делах». Книга включала свод норм уголовного и Уголовно-процессуального права (63 главы). Первые пятнадцать глав регламентировали судебное следствие, остальные относились к области материального права. Процессуальные нормы относились к сфере розыска (а не суда как в первой части). Много  внимания было уделено процедурам

«допроса с пристрастием» и следственной пытке. Последняя оценивается чрезвычайная мера, которую не следует применять «без нужды», но лишь в случаях, когда наказаниями могли стать смертная казнь, каторга или ссылка. В проекте  регламентировались условия и порядок применения  пытки, возрастные или иные её ограничения.

Классификация преступлений, сделанная в проекте Уложения, была традиционной, закрепленной в действующем праве. То же можно сказать и о системе наказаний. Однако уголовно-правовая политика ориентировалась на ужесточение и проведение государственного интереса, на приоритет государственных целей.

Предусматривались простые и квалификационные (сожжение, колесование, четвертование) виды смертной казни. В проекте конкретизировано понятие политической смерти (гражданской смерти): лишение чинов, шельмование, ссылка, признание «в гражданском обществе за мертвого». Предусматривались также такие наказания, как каторга, ссылка, тюремное заключение или монастырское, наказание кнутом, плетьми, штрафы. Проект отказывался от членовредительства (осталось лишь вырывание ноздрей приговоренных к каторге).

Целями наказания были устрашение, пресечение возможности повторных преступлений, отчуждение преступника (изоляция). Возмездие как цель наказания отходит на задний план.

В проекте предусматривались возможность альтернативного наказания: оно зависело от тяжести совершенного преступления или от наличия умысла. Отсутствие умысла смягчало наказание. Наличие умысла уравнивало наказание для соучастников: исполнителей, пособников, недоносителей. Иногда соучастие наказывалось строже, чем само преступление (например, подстрекательство при убийстве с особыми признаками – убийство родителей путём отравления).

При определении наказании учитывались сословные признаки: крестьянин, убивший дворянина, наказывался смертной казнью, помещик, убивший крестьянина, - штрафом. Выезд без паспорта за границу наказывался: для прочих кнутом, для крестьян (квалифицировался как побег) – смертной казнью. Сословный характер показаний демонстративно декларировался в проекте Уложения.

В каждом губернском городе были установлены:

1.Губернское правление во главе с губернатором. Имело административный характер ,представляло правительственную власть, являлось ревизором всего управления.

2.Палаты уголовная и гражданская - высшие органы суда в губернии.

3.Палата казенная - орган финансового управления.    

Все эти учреждения имели коллегиальный характер, но реально вся власть принадлежала губернатору.

4.Верхний земской суд - судебное место для дворянских тяжб и для суда над дворянами.

5.Губернский магистрат - судебное место для лиц городского сословия  по искам и тяжбам на них.

6.Верхняя расправа - судебное место для однодворцев и государственных крестьян.

Эти суды имели коллегиальный характер, состояли из председателей - коронных судей и заседателей, представителей того сословия, делами которых занималось учреждение. Эти учреждения считались сословными, но действовали под руководством коронных чиновников.

7.Совестной суд - для решения тяжб и для суда над невменяемыми преступниками и непреднамеренными преступлениями.

8.Приказ общественного призрения - для устройства школ, богаделен, приютов  и т.п.

В обоих этих местах председательствовали коронные чиновники, заседали представители всех сословий и ведались лица всех сословий. Так, не будучи сословными, эти учреждения не были бюрократическими.

В каждом уездном городе находились:

1.Нижний земский суд - ведавший уездную полицию и администрацию, состоявший из исправника(капитана -исправника)и заседателей ;и тот, и другие избирались из дворян уезда. Исправник считался начальником уезда и был исполнительным органом губернского управления.

2.Уездный суд - для дворян, подчиненный Верхнему земскому суду.

3.Городской магистрат - судебное место для горожан, подчиненное губернскому магистрату (городская полиция была вверена коронному  чиновнику -городничему ).

4.Нижняя расправа - суд для государственных крестьян, подчиненный верхней расправе.

 

Все эти учреждения по своему составу были коллегиальными и сословными местами (из лиц того сословия, дела которого ведали); только председатель нижней расправы был назначаем от правительства

Кроме перечисленных учреждений следует заметить еще два:  для попечения о вдовах и детях дворян была установлена Дворянская Опека (при каждом Верхнем

земском суде), а для призрения вдов и сирот горожан сиротский суд  (при каждом городом магистрате.)

И в том и другом учреждении членами были сословные представители. В Дворянской Опеке председательствовал предводитель дворянства, (они стали существовать со времени Екатерининской комиссии.), а в сиротском суде - городской глава.

Такова была система местных учреждений Екатерины-II. При обилии новых учреждений выдерживается модный в 18 веке принцип разделения ведомств и властей: администрация в них отделена от суда, суд - от финансового управления. Местные общества получили на сословном принципе широкое участие в делах местного управления. Местная администрация приняла вид земского самоуправления, под контролем немногих правительственных лиц и бюрократических органов. Екатерина думала, что она достигла своих целей:

усилила состав администрации, правильно распределила ведомства между органами управления и дала широкое участие земству в новых учреждениях. О самоуправлении говорили в комиссии 1767-1768. Но недостатком местного учреждения 1775года явилось прежняя система в центральном управлении, обязанность руководства и общего наблюдения. Падение прежней системы в управлении центральном произошло при правлении Павла-I и закончилось учреждением Министерств - при Александре-I.

Таковы были главные меры Екатерины относительно управления. За исключением двух  учреждений (совестного суда и приказа общественного призрения), все остальные были органами какого-нибудь одного сословия. Самоуправление получило строго сословный характер: оно не было новостью для горожан, зато громадной новостью было для дворянства.

Сословия.   

Становясь привилегированным и обособленным сословием, дворянство  не имело ещё сословной организации, а с уничтожением обязательной службы могло потерять и служебную организацию Учреждения

1775 года, давая дворянству самоуправление, этим самым давали ему внутреннюю организацию. Каждые три года, для избрания должностных лиц дворяне должны были съезжаться всем уездом ,избирали уездного предводителя, капитана - исправника и заседателей в различные учреждения. Дворянство каждого уезда становилось целым сплоченным обществом и  через своих  представителей управляло всеми делами уезда; и полиция, и администрация находились в руках дворянского учреждения (нижний земский суд). По своему сословному положению дворяне становились с 1775 года не только землевладельцами уезда, но и его администраторами.

Так как громадное число чиновников принадлежало к дворянству, то не только уездное, но и губернское управление  вообще сосредоточивалось в  дворянских  руках. Дворянство из своих рядов поставляло главных деятелей в центральные

учреждения. Таким образом, с    1775 года вся Россия от высших до низших ступеней управления (кроме разве городовых магистратов) стала управляться дворянством: вверху они действовали в виде бюрократии: внизу - в качестве представителей дворянских самоуправляющихся обществ. Такое значение имели для дворянства  реформы 1775года, они дали ему сословную организацию и первенствующее административное значение в стране. В «Учреждениях для управления губерний», организация данная дворянству и её влияние на местное самоуправление рассматриваются как факты, созданные в интересах государственного управления, а не сословий. В 1785 году Екатерина издала Жалованную грамоту дворянству. Здесь уже начала сословного самоуправления рассматриваются как сословные привилегии, наряду со всеми правами и льготами, какие дворяне имели раньше. Таким образом, Жалованная грамота 1785 года явилась подтверждением закона о дворянстве и в ней было добавлено - признание дворянства уже не одного уезда, но и целой губернии за

отдельное общество с характером юридического. Грамотой 1785 года завершен был процесс сложения и повышения дворянского сословия, какой мы наблюдали  в VIII веке.

При Петре-I дворянин определял обязанностью бессрочной службы и правом личного землевладения, причем это право принадлежало ему не исключительно  и не вполне.

При императрице Анне дворянин облегчил  свою государственную службу и увеличил землевладельческие  права.

При Елизавете  он достиг первых сословных привилегий в сфере имущественных прав и положил начало сословной замкнутости.

При Петре-III снял с себя служебную повинность и получил некоторые исключительные личные права.

При Екатерине-II дворянин стал членом губернской дворянской корпорации, привилегированной и державшей в своих руках местное самоуправление. Грамота 1785 года установила, что дворянин не может иначе, как по суду, лишиться своего звания, передает его детям и жене, судится только равным себе, свободен от податей и телесных наказаний. Владеет как неотъемлемой собственностью всем, что находится в его имении; свободен от государственной службы, но не может принимать участия в выборах на дворянские должности, если не имеет «офицерского чина». Таковы главнейшие права всякого дворянина. Помимо этого дворянские общества имели все права юридических лиц. К таким результатам дворянство пришло к концу 18 века; исключительные личные права, широкое право сословного самоуправления и сильное влияние на местное управление - вот результаты, к каким привела

дворянское сословие политика императрицы. К этим результатам следует причислить и прогресс крепостного права. Мы видели, что положение крестьян непрерывно ухудшалось в 18 веке. Екатерина мечтала о крестьянском освобождении, строила его проекты, но она взошла на престол и правила с помощью дворянства и не могла нарушить союз свой с господствующим сословием. При Екатерине крепостное право росло и в смысле его силы и широты его распространения. Но вместе с тем росли и думы о его уничтожении и в самой императрице, и в людях, шедших за течением века. Законодательство о крестьянах времени Екатерины по-прежнему направлялось к дальнейшему ограничению крестьянских прав и усилению власти над ними помещика. Но такой взгляд на крестьянство не повёл к полному уничтожению гражданской личности крестьян: они продолжали считаться податным классом общества, имели право искать в судах и быть свидетелями на суде, могли вступать в гражданские обязательства и даже записываться в купцы с согласия помещика. Казна даже допускала их к откупам за поручительством помещика. В глазах закона, таким образом, крестьянин одновременно был и частным рабом и гражданином. Такая двойственность законодательства в отношении крестьян указывала на отсутствие твёрдого взгляда на них у правительства. У правительства было уже два известных нам направления в вопросе о крестьянах : императрица хотела их освобождения, окружающие её - дальнейшего развития помещичьих прав. Вот почему в положении крестьянского вопроса при Екатерине наблюдается ряд противоречий. Рассмотрим некоторые из них. Рядом указов Екатерина старалась ограничить распространение крепостного права и прямо запрещала свободным людям и вольноотпущенным вновь вступать в крепостную зависимость. Учреждая новые города из сёл, населённых крепостными, правительство выкупало крестьян и обращало в горожан. Вся масса, около миллиона крестьян, принадлежащих духовенству, была окончательно изъята из частного владения и превращена в особый разряд государственных крестьян под именем экономических (1763). Но рядом с этим Екатерина щедро раздавала приближённым людям имения, и число новых крепостных в этих имениях достигало громадной цифры.  Далее, во всё свое царствование Екатерина искренне строила проекты освобождения крестьян; уже во вторую половину её царствования видели проект закона о том, чтобы объявить свободными всех крестьян рождённых после Жалованной грамоты 1785 года. Но наряду с этим Екатерина воспретила свободный переход малорусских крестьян и тем формально водворила в Малороссии крепостное право, хотя надо сказать, что сама жизнь до неё уже подготовила его. Результатом таких противоречий было не прекращение или ограничение крепостного права, а ещё больший его расцвет. Исследователи истории крепостного права замечают, что век Екатерины был веком наибольшего развития крестьянской зависимости. И как раз в это же самое время общественная мысль обратилась к теоретическому обсуждению крепостного права. В обществе явился так называемый крестьянский вопрос и два взгляда на него: один в пользу освобождения крестьян, другой против освобождения. Екатерина допустила обсуждение этого вопроса  не только в правительственных кругах, где судьба крестьянства давно составляла вопрос, но и в сфере общественной жизни. В Петербургском Вольном Экономическом Обществе, устроенном в 1765 году для поощрения полезных знаний в области сельского хозяйства, был поднят вопрос  о быте крестьян. Г.Г. Орлов предложил публично обсудить вопрос о крепостной зависимости и о правах крестьян. Было рассмотрено большое количество трактатов из России и заграницы.  Премия была присуждена ученому Беарде-Делабею, который высказался в освободительном духе. Таковы были главнейшие факты законодательной деятельности императрицы Екатерины. В противоположность Петру Великому Екатерина выступила на поле деятельности с широким преобразовательным планом, в основание которого легли отвлеченные принципы. Она не успела выполнить своего плана целиком и не провела последовательно своих  идей. Мысли Наказа не перешли в практику, законодательство не было перестроено на новых основаниях, отношения сословий  остались по существу, прежними и развивались в том направлении, какое было дано в предшествующее время. Развитие крепостного права и сословность самоуправления прямо противоречили тем отвлеченным теориям, каким поклонялась императрица, но соответствовали влиятельному сословию - дворянству. Екатерина всегда уступала действительности во всех её важных делах. Это ещё раз доказало бессилие личности изменить общий ход событий. Как исторический деятель, Екатерина осталась верна тем началам русской жизни, какие ей были завещаны, временами предыдущими, она продолжала свою деятельность в том же направлении, в котором работали её предшественники, хотя иногда не желала действовать как они.

Часть 5

Государственная система России в конце XVIII.

                ИМПЕРАТОР (ИМПЕРАТРИЦА)

 


СЕНАТ (ВО ГЛАВЕ С ГЕНЕРАЛ-ПРОКУРОРОМ),

(судебные, административно-управленческие функции)

 


ДЕПАРТАМЕНТЫ                                             КОЛЛЕГИИ

          МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ

                    НАМЕСТНИЧЕСТВО

     (2-3 ГУБЕРНИИ; ВО ГЛАВЕ – НАМЕСТНИК)

 


                          ГУБЕРНИИ

                       (ГУБЕРНАТОР)

                            УЕЗДЫ

                (КАПИТАН-УПРАВНИК)

                            ГОРОДА

                      (ГОРОДНИЧИЙ)                                  

Вывод:

Историческое значение деятельности Екатерины II определяется довольно легко на основании того, что было сказано выше об отдельных сторонах екатерининской политики. Мы видели, что Екатерина по вступлении на престол мечтала о широких внутренних преобразованиях, а в политике внешней отказалась следовать за своими предшественниками, Елизаветой и Петром III. Она сознательно отступала от традиций, сложившихся при Петербургском дворе, а между тем результаты её деятельности по своему существу были таковы, что завершили собой именно традиционные стремления русского народа и правительства. В делах внутренних законодательство Екатерины II завершило собой тот исторический процесс, который начался при временщиках. Равновесие в положении главных сословий, во всей силе существовавшее при Петре Великом, начало разрушаться именно в эпоху временщиков (1725-1741), когда дворянство, облегчая свои государственные повинности, стало достигать некоторых имущественных привилегий и большей власти над крестьянами - по закону. Наращение дворянских прав наблюдали мы во время и Елизаветы, и Петра-III. При Екатерине же дворянство становиться не только привилегированным сословием, имеющим правильную внутреннюю организацию, но и сословием, господствующим в уезде  ( в качестве землевладельческого сословия) и в общем управлении ( как бюрократия ).  Параллельно росту дворянских прав и в зависимости от него падают гражданские права владельческих крестьян. Расцвет дворянских привилегий в ХVIII веке необходимо соединялся с расцветом крепостного права. Поэтому время Екатерины II было тем историческим моментом , когда крепостное право достигло полного и наибольшего своего развития. Таким образом, деятельность Екатерины II в отношении сословий (Не забудем, что административные меры Екатерины II носили характер сословных мер) была прямым продолжением и завершением тех уклонений от старорусского строя, какие развивались в XVIII веке. Екатерина в своей внутренней политике действовала по традициям, завещанным ей от ряда ближайших её предшественников, и довела до конца те, что они начали.

     Напротив, в политике внешней Екатерина, как мы видели, была прямой последовательницей Петра Великого, а не мелких политиков XVIII века. Она сумела, как Пётр Великий, понять коренные задачи внешней русской политики и умела завершить то, к чему стремились веками русские государи. И здесь, как в политике внутренней, она довела до конца своё дело, и после неё русская дипломатия должна была ставить себе новые задачи, потому что старые были исчерпаны и упразднены. Если бы в конце царствования Екатерины появился в России московский дипломат  XVI или XVII вв., то он бы почувствовал себя вполне удовлетворённым, так как увидел бы решёнными удовлетворительно все вопросы внешней политики, которые так волновали его современников. Итак, Екатерина - традиционный деятель, несмотря на отрицательное отношение к русскому прошлому, несмотря, наконец, на то, что она внесла новые приёмы в управление, новые идеи в общественный оборот. Двойственность тех традиций, которым она следовала, определяет и двоякое отношение к ней потомков. Если одни не без основания указывают на то, что внутренняя деятельность Екатерины узаконила ненормальные последствия тёмных эпох XVIII в., то другие преклоняются перед величием результатов её внешней политики. Как бы то ни было, историческое значение екатерининской эпохи чрезвычайно велико  именно потому, что в эту эпоху были подведены итоги предыдущей истории, завершились исторические процессы, раньше развивавшиеся. Эта способность Екатерины доводить до конца, до полного разрешения те вопросы, какие ей ставила история, заставляет всех признать в ней первостепенного исторического деятеля, независимо от её личных ошибок и слабостей.      

 СТАТИСТИКА:

  1. Устроено губерний по новому образцу: 29

Построено городов: 144

Конвенций и трактатов заключено: 30

Побед одержано:78

Замечательных указов издано: 88

Указов для облегчения народа: 123; итого, 492 дела.

Отвоёваны у Польши и Турции земли с населением до 7 млн. человек.

Население империи увеличено с 19 млн. человек  (1762 г.) до 36 млн. (1796 г.).

Армия с 162 тыс. человек усилена до 312 тыс.

 Флот с 21 линейных кораблей и 6 фрегатов усилен до 67 линейных и 40 фрегатов.

Сумма государственных доходов с 16 млн. рублей поднялась до 69 млн. рублей.

Число фабрик увеличилось с 500 до 2 тыс. .

Увеличен ввоз - вывоз внешней балтийской торговли  с 9 млн. до 44 млн. рублей.

Увеличен ввоз - вывоз внешней черноморской (созданной Екатериной) торговли с 390 тыс. до 1 900 тыс. рублей.


Страницы: 1, 2


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.