рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Проблемы и перспективы развития Союза Арабского Магриба

В апреле 2006 г. Кофи Аннан представил в СБ ООН доклад, касающийся урегулирования западносахарского конфликта. Генсек рекомендовал, в частности, Совету Безопасности продлить на шесть месяцев мандат МООНРЗС в Западной Сахаре (который истекал 30 апреля 2006 г.). В документ вошли предложения по урегулированию, сделанные личным посланником Генсека ООН по Западной Сахаре Питером Ван Валсумом по итогам его поездки в регион. Как заявил глава ККСС Халиханна ульд ар-Рашид, доклад Кофи Аннана «окончательно хоронит план Бейкера, который не учитывал позиции всех сторон». Фронт ПОЛИСАРИО выступил с критикой доклада Генсека ООН за то, что он «не предусматривает наложения санкций на Марокко за невыполнение резолюций ООН по Западной Сахаре».

В мае 2006 г. была принята предложенная Великобританией, Испанией, Россией и США резолюция Совета Безопасности ООН о продлении мандата Миссии ООН в Западной Сахаре до 31 октября 2006 г. Она призвала все вовлеченные в конфликт стороны «продолжать сотрудничество с ООН в поисках выхода из нынешнего тупика и сосредоточиться на усилиях по достижению политического решения проблемы». Кофи Аннан в своем докладе рекомендовал сторонам начать без всяких предварительных условий прямые переговоры между Марокко и Фронтом ПОЛИСАРИО. Марокко поддержало эту резолюцию. В заявлении министра иностранных дел Марокко, однако, вновь говорилось о предоставлении автономии «южным провинциям» в рамках национального суверенитета и территориальной целостности Королевства21.

Фронт ПОЛИСАРИО подтвердил свою позицию в пользу проведения референдума о самоопределении Западной Сахары на выдвинутых им условиях. Выступая на торжествах по случаю создания самопровозглашенной в феврале 1976 г. САДР, лидер Фронта Мохаммед Абдельазиз заявил, что иного пути решения западносахарской проблемы не существует и «рано или поздно референдум состоится»22.

В последнее время Фронт ПОЛИСАРИО вновь выступил с угрозами отказаться от соглашения о прекращении огня, если идея проведения референдума будет похоронена, и в очередной раз отверг предложения Рабата об автономии Западной Сахары. Таким образом, конфликт вокруг Западной Сахары пока не разрешен. Фронт ПОЛИСАРИО при поддержке Алжира добивается независимости западносахарских территорий, в то время как Марокко считает неприемлемым их отделение, допуская предоставление широкой автономии.

Следует признать, что между противоборствующими сторонами нет единого мнения по ряду вопросов. Десятки тысяч беженцев вынуждены проживать в палаточных лагерях. Ежегодно огромные средства – до 150 млн. долл. расходуются на деятельность миротворческого контингента. Идет одностороннее освоение территории Западной Сахары. В этой связи целесообразно рассмотрение экспертами вопроса о совершенствовании на ранней стадии процесса выработки обязательств сторон, участвующих в мирном процессе, в реализации мандата Совета Безопасности и, наконец, требуется совершенствование практики возвращения беженцев (чьи права юридически доказаны и неоспоримы) к родным очагам.

Несмотря на неурегулированность западносахарской проблемы, в последнее время предпринимаются усилия по активизации интеграционных процессов в рамках САМ. Инициатором усилий в этом направлении, как и прежде, является Тунис. Следует отметить, что Тунис в последние годы добился значительных успехов в экономическом развитии и по темпам экономического роста занимает второе место на Африканском континенте, уступая лишь ЮАР.

17 февраля 2006 г. президент Туниса Зин аль-Абидин Бен Али направил поздравления главам стран-участниц Союза по случаю 17-й годовщины образования САМ, в которых призвал активизировать усилия по возобновлению деятельности его механизмов. В послании говорилось, что «САМ открывает широкие перспективы для процесса интеграции стран Магриба, что является приоритетным направлением в условиях, когда в международной обстановке происходят серьезные изменения»23. Под «серьезными изменениями» президент Туниса подразумевал, очевидно, в первую очередь процесс глобализации. Видимо, пришло осознание того, что в новых реалиях лучше действовать сообща, объединив усилия пяти стран. В ходе встречи с генеральным секретарем САМ Хабибом Бен Яхьей, бывшим министром иностранных дел Туниса, Бен Али отметил, что курс на дальнейшую интеграцию «отвечает надеждам и чаяниям магрибинских народов».

Бен Яхья, в свою очередь, проинформировал тунисского президента о деятельности генерального секретариата САМ и о подготовке к заседанию глав МИД Алжира, Ливии, Марокко, Туниса и Мавритании, которое должно было состояться в мае 2006 г. в Триполи. Решение о проведении этой встречи было принято представителями пяти стран Союза на саммите Лиги Арабских Государств в г. Хартум. Идею активизации деятельности САМ поддержало руководство Марокко. Так, глава палаты советников королевства Мустафа Укаша, находясь с официальным визитом в Тунисе, заявил: «Тунис и Марокко являются локомотивом для стран САМ, способным сдвинуть процесс интеграции Алжира, Ливии, Мавритании, Марокко и Туниса и помочь странам региона принять вызовы современности»24. В ходе официального визита в Тунис марокканский спикер провел переговоры с тунисским коллегой Абдаллой Каллелем, по итогам которых стороны подписали соглашение о развитии сотрудничества. Главные усилия парламентарии двух стран направили на возобновление деятельности Консультативного совета САМ.

Президент Республики Мавритания Эли ульд Мохаммед Валь, пришедший к власти в августе 2005 г. в результате военного переворота, прибыл 18 мая 2006 г. в Тунис с двухдневным официальным визитом, в ходе которого руководители двух государств, помимо обсуждения возможностей расширения сотрудничества в разных областях, уделили большое внимание путям активизации деятельности САМ.

Практическим шагом в направлении укрепления региональной интеграции стало учреждение Магрибинского банка инвестиций и внешней торговли с капиталом 500 млн. долл. Соглашение об этом подписали министры финансов пяти стран в апреле 2006 г. в Тунисе. Участники заседания заявили, что целью создания этого банковского учреждения является «активизация строительства интегрированной магрибинской экономики, осуществление совместных проектов, благоприятствование инвестициям и поощрение движения капиталов между странами Магриба»25. Штаб-квартира магрибинского банка будет располагаться в Тунисе, все пять участников должны внести свои доли до февраля 2007 г. Учредительная ассамблея банка запланирована на март 2007 г. Следует напомнить, что решение о создании Магрибинского банка инвестиций было принято еще в марте 1991 г. в Триполи. Однако возникшие разногласия, главными из которых, как уже упоминалось, были противоречия между Марокко и Алжиром в отношении Западной Сахары, не позволили странам-участницам реализовать многие проекты интеграции. Утверждение статуса банка стало выполнением рекомендаций, принятых министрами иностранных дел САМ на встрече в Триполи 7 января 2006 года.

К сожалению, саммит Союза Арабского Магриба, который должен был состояться 25 мая 2006 г. в Триполи, перенесен на неопределенный срок из-за разногласий между Марокко и Алжиром и отказа короля Мохаммеда VI участвовать в саммите. По сообщению МИД Марокко, такое решение короля вызвано, в частности, последними заявлениями президента Алжира Абдельазиза Бутефлики, подтвердившего поддержку своей страны Фронту ПОЛИСАРИО.

Несмотря на провал очередной попытки созыва саммита САМ, парламентарии Алжира, Ливии, Мавритании, Марокко и Туниса не оставляют надежды возродить деятельность этой организации. В Тунисе планируется провести 6-ю сессию Консультативного совета САМ (Маджлис аш-Шура), на который соберутся 150 делегатов, представляющих парламенты пяти стран. На этом заседании руководство Советом перейдет к Тунису. Депутаты намерены использовать эту встречу, чтобы «углубить диалог между парламентариями Магриба, направленный на развитие Союза, а также на повышение эффективности его структур на благо народов региона». Повестка дня включает пленарные заседания, в ходе которых будут заслушаны доклады о деятельности структур САМ, в частности, самого Маджлиса аш-Шура. Постоянные комиссии Совета рассмотрят вопросы сотрудничества в политической, экономической, финансовой и юридической областях26.

Важным побудительным мотивом к объединению является стремление стран Магриба утвердить свои позиции на международной арене, использовать свой союз как средство для завоевания более достойного положения в системе мирохозяйственных связей, в политическом диалоге со странами Запада, добиваться более выгодных условий отчисления от прибылей ТНК, эксплуатирующих их природные богатства. Играет роль и осознание опасности остаться разобщенными перед лицом объединенной Европы.

Как считает российский ученый Ю.В. Шишков, «интеграция невозможна между странами, которые не достигли интеграционной зрелости. В экономике – это достаточно высокий уровень развития обрабатывающей промышленности, обеспечивающий широкую диверсификацию экспортно-импортных операций страны и глубокую вовлеченность ее в международное разделение производственного процесса, хорошо развитая финансовая инфраструктура. В политике – устоявшаяся демократия с четким разделением властей и верховенство закона…»27.

Однако в последние 20 лет в мировой экономике произошли большие изменения, особенно в развивающихся регионах. Либерализация торговли, приватизация и акцент на свободные рынки заменили политику лидирующей роли государства и импортзамещения. Многие развивающиеся страны стали выходить на мировой рынок в качестве экспортеров не столько аграрно-сырьевых товаров, сколько продукции обрабатывающей промышленности (например, Тунис). Это свидетельствует о повышении уровня их интеграционной зрелости.

Начавшиеся в 70–80-е годы либеральные экономические реформы в странах региона включали приватизацию части госсобственности, либерализацию инвестиционного кодекса, внешнеторговой сферы, реализацию программ поддержки частного сектора и другие меры рыночного регулирования, что создало условия для расширения участия арабских стран в межарабском экономическом сотрудничестве.

Среди рассматриваемых стран наиболее последовательно и организованно приватизация проводилась в Марокко. Здесь приватизация с первых этапов не только опиралась на специальную правовую основу – закон, принятый в 1989 г., но и направлялась специальным органом – министерством приватизации, основанным также в 1989 г. Таким образом, она являлась одним из важных приоритетов национальной стратегии социально-экономического развития. Приватизации подверглись и «стратегические отрасли», включая добычу фосфатов и других видов минерального сырья, обрабатывающую промышленность, являющиеся главным источником валютных поступлений. Существенным источником бюджетных поступлений стали доходы от приватизации государственных пакетов акций промышленных предприятий (особенно нефтеперерабатывающей, металлургической, горнодобывающей), кредитно-финансовой сферы, энергетики, транспорта и связи, гостиничного хозяйства. Только за 80–90-е годы благодаря приватизации было выручено 20 млрд. долл.

В Алжире реформы проводились непоследовательно. При отсутствии прочной общественной опоры главы крупных предприятий были вынуждены лавировать между конфликтующими национальными силами и центрами влияния, с одной стороны, а с другой, – зарубежными кредиторами. Но в конце 90-х годов под давлением этих последних они были вынуждены перейти к рыночным преобразованиям. Только в 1997 г. приватизации подлежало 400 предприятий, на которых было занято 1,7 млн. чел. Алжир пересмотрел горнорудный кодекс с тем, чтобы открыть для иностранных фирм отрасли по добыче фосфатов, железной руды, алмазов и пр. С 1998 г. был открыт доступ в страну иностранным финансовым учреждениям. Следует сказать, что реформы в Алжире осуществлялись в условиях социально-экономического и политического кризиса, что оказало негативное влияние на некоторые показатели социального развития. Несмотря на достаточно сложную и противоречивую внутреннюю обстановку из-за противостояния между режимом и исламистами, Алжиру в основном удалось преодолеть острейший финансово-экономический кризис.

В последние годы благодаря росту цен на нефть положение в экономике Алжира резко улучшилось. В 2005 г. доходы от экспорта энергоносителей составили 45,6 млрд. долл. Внешний долг сократился до 15,5 млрд. долл., а в 2006 г., по оценкам, должен снизиться до 5 млрд. долл. Запасы иностранной валюты превысят 63 млрд. долл. Темпы роста ВВП повысились до 5,8%. Такие высокие показатели позволили алжирскому правительству выделить 80 млрд. долл. на осуществление пятилетнего плана социально-экономического развития.

Приватизация в Тунисе прошла, пожалуй, самый длительный путь. Правящие круги Туниса выделяются наибольшим стажем своего опыта в области преобразований собственности, а также приверженности доктрине «смешанной экономики», оптимального сочетания форм собственности. Тунис к началу XXI в. пришел с лучшими результатами по количеству приватизированных предприятий (160 из 200 в 2002 г.)28. Большинство секторов экономики были открыты для иностранных инвестиций. Темпы роста ВВП составили в 2005 г. 4,2%. Тунис пользуется на Западе репутацией одной из наиболее стабильных и динамично развивающихся стран.

Ливия после снятия экономических санкций в апреле 2003 г. также приступила к проведению политики либерализации экономики. Более 360 компаний госсектора, в т.ч. нефтехимические, цементные, были выставлены в качестве объектов для разгосударствления. Приватизации подлежали два из пяти крупнейших государственных банков «Sahara Bank» и «Wahda Bank». Возобновлены поставки нефти в США.

Наименее развита в экономическом отношении Мавритания. ВВП (по паритету международной покупательной способности валюты) на 2002 г. составлял 5,4 млрд. долл., а на душу населения – 2 тыс. долл. Основой экономики является горнодобывающая промышленность. Обрабатывающая промышленность развита слабо и представлена главным образом рыбоперерабатывающими предприятиями Нуадибу. Их доля в создании ВВП – 4%. Сельское хозяйство находится в состоянии хронического кризиса в силу практически полной зависимости от неблагоприятных природно-климатических условий. Хозяйство ведется средневековыми методами. Благоприятные перспективы для развития экономики связаны с обнаружением на ее территории нефти. Запасы оцениваются в 500 млн. барр. С начала добычи в феврале 2006 г. Мавритания экспортировала 3,8 млн. барр. нефти. Ожидаемые доходы от продажи нефти оцениваются в 200 млн. долл. в 2006 г.

С середины 90-х годов в большинстве стран Магриба, особенно в Тунисе и Марокко, по целому ряду важнейших макроэкономических показателей наблюдались положительные сдвиги. Эти сдвиги улучшили инвестиционный климат как в этих странах, так и в субрегионе в целом, что создает дополнительные предпосылки для успешного развертывания интеграционных процессов на региональном пространстве.

Вместе с тем на пути интеграции стран Магриба имеется еще много препятствий. Им предстоит преодолевать сложившийся в течение многих десятилетий стереотип ориентации внешней торговли и ее географической направленности. Так, 2/3 внешнеторгового оборота стран Магриба приходится на соседние европейские страны, в основном Италию, Францию, Испанию. Между тем доля внутрирегиональной торговли стран-участниц в 1990 г. составляла всего 3%. На европейских рынках реализуется 60–70% экспортируемой нефти (в Ливии до 90%) и нефтепродуктов, 80% фосфатов и продуктов их переработки, а также различных видов промышленного сырья и продукции сельского хозяйства. Из стран Европы в страны Союза поступает 65–79% импортируемого промышленного оборудования и полуфабрикатов, готовых изделий, продовольственных товаров. Постоянно возрастает технологическая зависимость от западноевропейских государств. Товарооборот стран-участниц САМ только с Францией в 2005 г. увеличился по сравнению с предыдущим годом на 15% и достиг 23,4 млрд. евро. Статус основного партнера Франции сохраняет Алжир, товарооборот с которым увеличился до 8,4 млрд. евро29.

В Алжире имеется развитая транспортная инфраструктура, в нее входят 6,9 тыс. км трубопроводов, проложенных по территории страны, и международные газопроводы общей протяженностью 2,3 тыс. км. Есть две крупнейшие международные магистрали – трубопроводы Trans Mediterranean (Transmed) пропускной способностью 900 млрд. куб. футов в год (1 фут = 0,3 м) и Maghreb-Europe Gas (MEG) – 350 млрд. куб. футов в год. Магистраль Transmed проходит по территории Алжира и Туниса, а оттуда по подводному трубопроводу под Средиземным морем газ поступает в Сицилию и континентальную Италию. Крупнейшая итальянская газовая компания Snam приобретает 680 млрд. куб. футов в год по контракту, срок которого истекает в 2018 г. Запланированная модернизация трубопровода обеспечит увеличение его пропускной способности до 1 трлн. куб. футов в год. В свою очередь через MEG поставляется газ с месторождения Хасси р’Мель (460 млрд. куб. футов в год) на Пиренейский полуостров через Марокко. Протяженность этой магистрали 1,6 тыс. км, из которых 269 км проходят под Гибралтарским проливом. Газопровод соединяет Алжир с испанским городом Кордова и подключен к транспортным системам Испании и Португалии.

Кроме того, консорциум Medgas в 2006 г. намеревался ввести в строй новый трубопровод длиной 382 км между Алжиром и Испанией (282 млрд. куб. футов с последующим увеличением до 420 млрд. куб. футов в год). Алжир также крупнейший экспортер сжиженного газа (CПГ). В стране действуют два завода по производству СПГ суммарной мощностью 23 млн. т в год.

Ливия после выхода из международной изоляции и начала проведения рыночных реформ планирует стать крупнейшим поставщиком газа в Европу. Ее подтвержденные запасы составляют 46 трлн. куб. футов. Однако распределительная система Ливии, хотя и включает около 1 тыс. км трубопроводов, не может обеспечить нарастающий спрос. Поэтому разрабатываются планы строительства новых газопроводов. Итальянская компания ЭНИ и государственная энергетическая компания Энгаз (Engas) инвестировали 5 млрд. долл. в реализацию проекта Western Libyan Gas Project (WLGP). Ожидается, что начиная с 2006 г. WLGP позволит экспортировать 280 млрд. куб. футов газа в год с месторождения Мелита в Италию и Францию по трубопроводу, проложенному под Средиземным морем. Открытие газопровода протяженностью 540 км из Ливии (от г. Мелита) в Сицилию состоялось в октябре 2004 г. Компания Gaz de France и итальянские Edison Gas и Energia уже подписали соглашения о ежегодных закупках 140 млрд. куб. футов этого газа.

Ливия объявила о начале добычи природного газа на одном из крупнейших месторождений – Эт-Тахади в бассейне, открытом в мае 2005 г. По оценке экспертов, здесь можно добывать ежедневно до 7 млн. куб. м природного газа. Ливийское руководство одобрило выделение 2,6 млрд. долл. на разведку нефти и расширение инфраструктуры нефте- и газодобычи. Глава Ливийской национальной нефтяной компании (ЛИНОКО) заявил, что Ливия намерена инициировать третий с момента снятия в 2003 г. экономических санкций раунд предоставления лицензий иностранным нефтегазовым компаниям30.

Укреплению экономических связей стран САМ со странами ЕС будет способствовать и возрождение такого крупномасштабного проекта, как установление постоянного автомобильного и железнодорожного движения путем строительства туннеля под Гибралтарским проливом. Как заявил министр развития Испании, стоимость строительства туннеля от Пунта Палома в Южной Испании до Малабата вблизи Танжера в Марокко превысит 3 трлн. евро. Длина туннеля составит 38,5 км, а глубина на некоторых участках до 300 м. Испания и Марокко согласились детально изучить проект туннеля. Испания выделит на экспертную оценку проекта 27 млн. евро (33 млн. долл.). Однако, по заявлению министра транспорта Испании, строительство туннеля начнется не ранее 2008 г.31

Можно предположить, что сотрудничество стран-членов САМ с ЕС не только сохранится, но и будет расширяться. Но это не является препятствием для наметившейся тенденции к интеграции стран Магриба. Напротив, оно может быть выведено на качественно новый уровень «Сообщество» – «Сообщество». Но для этого странам-участницам САМ необходимо преодолеть существующие политические разногласия, добиться подлинной экономической интеграции для превращения Союза Арабского Магриба в конкурентоспособное региональное политико-экономическое объединение. Можно считать, что процесс сближения и сотрудничества магрибинских стран вступил в новую фазу. Достигнутые в последнее время договоренности свидетельствуют о возможности преодоления разногласий на путях выработки компромиссных решений на основе взаимоуважения и доверия.

Образование Союза Арабского Магриба было обусловлено целым рядом причин. Главная из них – объективная тенденция к интеграции в арабском мире, вызванная реалиями на международной арене, в первую очередь развертыванием процесса глобализации. Глобализация сегодня сопровождается другим процессом – регионализацией экономической деятельности. Как пишет бывший министр иностранных дел ФРГ Х.Д. Геншер, «новые региональные группировки во всех частях света выражают новую региональную идентификацию и создают возможности для инноваций в ответах на вызовы глобализации»32.

Растущая потребность в углублении интеграционных связей между странами-членами Союза Арабского Магриба обусловлена причинами политического, экономического, социокультурного порядка. В основе ее лежит принадлежность к единой арабской нации, единой исламской цивилизации. В начале 90-х годов были заложены предпосылки для укрепления интеграционных связей – созданы организационно-институциональные структуры, налажено торгово-экономическое сотрудничество, урегулированы некоторые политические разногласия. И хотя противоречия еще остаются, последние встречи и контакты свидетельствуют о стремлении стран-участниц к реальному Союзу. Развитие сотрудничества открывает перспективы для решения тех общих проблем, которые возникли между ними в последнее десятилетие.


Литература

союз арабский магриб таможенный

1.Ковтунов А.Г. Проблемы интеграции стран Магриба. М., 1998, с. 61.

2.Шишков Ю.В. Отечественная теория региональной интеграции. МЭ и МО. 2006, № 4, с. 56.

3.Африканская интеграция: социально-политическое измерение. М., 2003, с. 10.

4.Афонцев С.А. Проблема управления мирохозяйственной системой: теоретические аспекты. МЭ и МО, 2001, № 5, с. 69.

5.Шишков Ю.В. Отечественная теория региональной интеграции. МЭ и МО, 2006, № 4, с. 56.

6.Мальцев Ю. Страны Магриба в региональной и мировой политике. М., 1994, с. 59–75.

7.Конституция Сахарской Арабской Демократической Республики. СПб., 2001.

8.Компас, № 46, ИТАР-ТАСС, 13.11.2003.

9.Организация Объединенных Наций. Совет Безопасности S/2003/565; Компас, № 9, ИТАР-ТАСС, 27.02.2003.

10.Организация Объединенных Наций. Совет Безопасности S/2003/565. Приложение II.


Страницы: 1, 2


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.