рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Перспективы развития американо-египетских отношений в начале XXI века

Египет стремится быть одним из ключевых посредников в процессе ближневосточного урегулирования. С одной стороны, это позволяет АРЕ поддерживать свое лидерство среди арабского сообщества, а с другой накладывает большую ответственность за положение дел в зоне палестино-израильского конфликта. Египет заинтересован в скором претворении в жизнь плана «Дорожная карта» и стоит на позициях «полного и безоговорочного выполнения обеими сторонами всех его положений. Египет, не будучи непосредственно автором плана, тем не менее является активным координатором претворения в жизнь его пунктов и всячески старается сблизить позиции израильского правительства и властей ПНА. Каир ставит целью обеспечить выполнение палестинской стороной своих обязательств в рамках «Дорожной карты», предусматривающих прекращение акций со стороны радикальных палестинских группировок, повышение безопасности в регионе и создание условий для возобновления мирного процесса. США поддерживают посреднические усилия Каира, направленные на достижение компромисса между правительством Израиля и радикальными группировками палестинского сопротивления.

Египет активно участвует в мирных инициативах, направленных на урегулирование ближневосточного конфликта, поскольку заинтересован в политическом решении этой проблемы, позволяющем надеяться на то, что арабо-израильские отношения перейдут из области конфронтации к взаимопониманию, мирному сосуществованию и в будущем сотрудничеству. Безусловно, Каир весьма заинтересован в скором урегулировании арабо-израильских противоречий и подписании соглашений, которые документально зафиксируют завершение вооруженного противостояния и переход к мирному сосуществованию и взаимовыгодному сотрудничеству. Это, с одной стороны подтвердит правильность выбранного Египтом курса по отношению к Израилю, с которым он первым из арабских стран подписал мирный договор в 1979 г., а с другой стороны, создаст условия для разблокирования потенциала экономических отношений на Ближнем Востоке. В этом случае роль Египта как ведущей арабской страны и геополитически сильного игрока в региональных отношениях еще больше возрастет.

В США понимают это и используют дипломатическую активность Каира для налаживания палестино-израильского диалога. Одержав серьезную стратегическую и дипломатическую победу в конце 70-х годов, когда Вашингтону удалось убрать из антиизраильского фронта самое сильное его звено – Египтет, США стремятся к реализации подобного рода планов и по отношению к другим арабским странам. Однако в то же время Вашингтон, принимая сторону Израиля по ряду ключевых вопросов, сводит на «нет» усилия египетского руководства. США, в частности, признают за Израилем право устранения лидеров палестинских группировок, называя это «правом на самооборону».

Раздувание кризиса вокруг Ирака, которое стал осуществлять Вашингтон в 2002 г., грозило серьезными политическими и экономическими проблемами для всего ближневосточного региона. В отличие от войны в Персидском заливе 1990–1991 гг., когда Египет в составе антииракской коалиции участвовал в восстановлении суверенитета Кувейта, захваченного армией Саддама Хусейна, ситуация 2002–2003 гг. для официального Каира представлялась совершенно иной. Ирак не был агрессором, а обвинения США в том, что Багдад обладает оружием массового поражения (ОМП), были бездоказательными. Кроме того, Ирак в последние несколько лет стал активно налаживать отношения с арабскими и европейскими странами, а Египет занимал одно из ведущих мест среди всех стран мира по объему торговли с Ираком в рамках программы ООН «Нефть в обмен на продовольствие».

Накануне начала военных действий официальные лица Египта неоднократно выступали с критикой правительства США, предлагавшего силой разоружить Ирак. Согласно занятой Египтом позиции по иракскому вопросу, ключевая роль в урегулировании данной проблемы должна принадлежать ООН24. Официальный Каир категорически отверг военное решение иракской проблемы и заявил, что не будет участвовать в войне против братского Ирака25. Глава египетского МИД А.Махер, видимо осознавая неизбежность силовой акции США в Ираке, заявил, что Египет не примет никакого участия в антииракской военной акции, даже если она будет санкционирована ООН26. Уже после окончания войны, в ходе своего турне по странам Аравийского полуострова осенью 2003 г. президент Египта заявил об отказе своей страны посылать войска в послевоенный Ирак27. Это было ответом на американские предложения к мировому сообществу принять участие в послевоенном обустройстве Ирака. Вместе с тем Хосни Мубарак призвал Соединенные Штаты сохранять свое военное присутствие в Ираке до избрания там законного правительства, поскольку в противном случае Ирак может оказаться полностью охваченным анархией и беспорядками. По мнению руководства Египта, в Ираке продолжают действовать силы, стремящиеся путем разжигания межэтнической и межконфессиональной вражды вызвать в стране гражданскую войну28.

Египет не устраивал режим Саддама Хусейна, как диктаторский и непредсказуемый. Как заявил X.Мубарак, «мы с болью наблюдаем за страданиями иракского народа, однако без всяких симпатий относимся к иракскому президенту Саддаму Хусейну»29. Он возложил ответственность на С.Хусейна за то, что тот своими действиями подверг опасности весь Ближний Восток, поставив регион на грань вооруженного конфликта. Во многом это произошло из-за того, что с 1990 г., когда Ирак вторгся в Кувейт, иракская политика способствовала наращиванию иностранного военного присутствия в регионе и дестабилизировала обстановку на Ближнем Востоке и в арабском мире30.

Каир был также против силового метода смены властей в Багдаде. Военный удар США и их союзников по Ираку был чреват серьезным экономическим уроном странам Ближнего Востока, в том числе и Египту, чьи доходы во многом зависят от зарубежного туризма, поступлений за эксплуатацию Суэцкого канала, от иностранных инвестиций – секторов экономики, тесно связанных с международной обстановкой в регионе. Говоря о внутриполитических негативных последствиях войны в Ираке, X.Мубарак отметил, что война в Ираке не даст ожидаемых результатов, породит новых «Бен Ладенов», подтолкнув мусульман еще ближе к экстремизму антизападного направления31, а также может стать катализатором гражданской и региональной войны.

Подавляющая часть египетского общества, равно как и в других арабских странах, яростно осуждала действия США и их союзников в Ираке, не санкционированные резолюциями Совета безопасности ООН. Пятничные молитвы в Каире и других крупных городах страны выливались в мощные антивоенные демонстрации, в которых четко звучали антиамериканские и антиизраильские лозунги. После начала войны в Ираке в египетской столице стали проходить одна за другой массовые антиамериканские манифестации. Демонстранты обращались к египетским властям с требованием разрешить им выехать в Ирак и в качестве добровольцев присоединиться к борьбе иракцев против американо-британских агрессоров32.

Ведущие арабские издания были единодушны во мнении, когда писали, что «арабы испытали шок, узнав о применявшихся американцами пытках и издевательствах над иракскими заключенными в тюрьме «Абу Грейб», включая изнасилования»33. Известия о пытках американских военных над иракскими пленными еще больше усилили антиамериканские настроения в Египте.

Однако несмотря на широкий общественный резонанс в арабских странах, который вызвала военная акция против Багдада, официальный Каир не пошел на осложнение отношений с Западом. Он, в частности, не стал закрывать Суэцкий канал для прохода кораблей США и Великобритании, направлявшихся в зону военных действий против Ирака34. Руководство страны сослалось при этом на действующие со дня открытия канала для свободного судоходства международные соглашения, согласно которым Египет имеет право на закрытие искусственной водной артерии только в случае, если египетское государство будет находиться в состоянии войны. В целом же надо отметить, что Египет выбрал тактику умеренной критики в отношении «иракского кризиса», заняв позицию «золотой середины» в арабском мире. Критикуя действия США и их союзников, Египет не позволял себе перейти ту грань, за которой могло бы последовать ухудшение отношений с Вашингтоном. Кроме того, Каир не мог не учитывать тот факт, что США ежегодно оказывают Египту колоссальную безвозмездную экономическую помощь в размере 2 млрд. долларов.

Уже в июле 2003 г. Египет и США подписали весьма важное для Вашингтона двустороннее соглашение, гарантирующее американским гражданам иммунитет перед лицом Международного уголовного суда в Гааге. Как заявил министр иностранных дел АРЕ Ахмед Махер, Египет принял обязательство, согласно которому «американцы, обвиняемые в преступлениях против человечества, будут направляться в американские суды»35. Стоит отметить, что данное решение Каира было продиктовано не только довольно высоким уровнем египетско-американских отношений, но и угрозами со стороны США лишить военной помощи все страны, которые отказываются подписать подобное соглашение. Для Египта как одного из крупнейших получателей военной помощи США предупреждение Вашингтона прозвучало как недвусмысленное предложение.

Реагируя на призывы представителей арабского сообщества заморозить отношения с США как с подельником Израиля в его антипалестинских действиях, X.Мубарак высказался против объявления бойкота этим двум странам. Он заявил: «В конце концов, бойкот негативно скажется на нашей экономике. Мы импортируем технологии промышленно развитого Севера, чтобы наш народ смог осуществить намеченный прогресс, а бойкот закроет для нас двери сотрудничества»36.

В своем обращении к открывшейся в мае 2002 г. в Каире конференции Организации арабских стран-экспортеров нефти (ОАПЕК) президент Египта призвал министров нефти арабских стран не превращать нефть в политическое оружие и не прекращать ее стабильные поставки на мировой рынок37. Мубарак не одобряет использование нефтеэкспорта в качестве инструмента давления на США. По его мнению, если арабские страны перестанут поставлять на Запад нефть, это негативно скажется на состоянии их экономик.

Учитывая сложную обстановку в районе арабо-израильского конфликта, принявшего перманентный характер, Египет совершенствует свои вооруженные силы, стремясь максимально упрочить свою национальную безопасность. Египет поддерживает особые отношения с США в области военно-технического сотрудничества. Символическим демаршем на начальном этапе этого сотрудничества стало участие приобретенных АРЕ американских самолетов «Фантом» в военном параде 6 октября 1979 г. Среди всех арабских стран Египет является крупнейшим получателем американской безвозмездной помощи со второй половины 70-х годов XX века. Ежегодно Египет получает от США 1,3 млрд. долл. безвозмездной военной помощи38. По этому показателю АРЕ занимает второе место после Израиля.

Негласная гонка вооружений, которая ведется между Египтом и Израилем, грозит стать еще одним источником накала напряженности в регионе. При этом США заинтересованы в том, чтобы Израиль имел преимущество перед Каиром на случай возможной войны. В том, что США оказывают Израилю огромную военную помощь, Египет видит угрозу для всего региона, полагая, что наращивание Израилем военной мощи может подтолкнуть граничащие с еврейским государством страны к «обладанию ядерным, химическим и биологическим оружием». И тогда, по мнению Мубарака, весь мир окажется на грани катастрофы39.

Египет считается одним из основных стратегических партнеров Соединенных Штатов в регионе. Начиная с 1981 г. Египет и США проводят совместные военные учения под названием «Сверкающая звезда». В октябре 2001 г. на средиземноморском побережье Египта прошли одиннадцатые по счету широкомасштабные военные маневры, в которых приняли участие около 70 тыс. военнослужащих (из них 43 тыс. египетских) из 10 стран.

С 1988 г. Египет имеет статус союзника США из числа стран, не входящих в НАТО40. Это позволило за последние годы существенно расширить сотрудничество в военной области, так как по американским законам страны, являющиеся главными союзниками США, пользуются льготным режимом экспортного контроля при закупках боевой техники. Такой же статус имеет и Израиль. Но характер отношений США с Египтом и Израилем различный. Если Израиль является для США одним из главнейших союзников в мире, интересы которого Вашингтон методично соблюдает в самых разных областях международных отношений, то «стратегический партнер» Египет – это в первую очередь влиятельный канал для общения с арабским миром, с которым у США диалог никак не получается. Для самого Египта такая роль, с одной стороны, почетна, поскольку признает за ним статус лидера в арабском мире, а с другой, рискованна, ибо закрепляет в сознании людей имидж Египта как большого друга ненавистной для большинства арабов Америки. Отсюда – стремление Каира балансировать между общеарабскими интересами и собственными планами укрепить лидирующие позиции в регионе.

Со своей стороны Белый дом стремится как можно больше расширить и углубить связи с Египтом, чтобы стать единственным стратегическим партнером этой арабской страны. В Каире в свою очередь понимают, что реальной альтернативы уровню партнерства с США в обозримом будущем не предвидится. За последние годы заметно активизировались торгово-экономические отношения между Египтом и США. Как заявил министр внешней торговли АРЕ Юсеф Бутрос Гали, экспорт египетских товаров в США в 2003 г. по сравнению с 2002 г. вырос более чем на 21% и составил свыше 1,1 млрд. долл., в то время как годом ранее он равнялся около 942 млн. долл.41 Вместе с тем масштабы египетско-американской торговли существенно меньше товарообмена между США и Саудовской Аравией42.

Не последнюю роль в развитии египетско-американских отношений играет религиозный фактор. Дело в том, что в США проживает довольно значительная община коптов – конфессиональная группа, насчитывающая в Египте, по некоторым данным, до 7 млн. человек. Так, отдельные средства массовой информации в США время от времени поднимают вопрос о притеснениях христиан-коптов в Египте. В Конгрессе США даже звучали требования снизить объемы ежегодной американской помощи Каиру в качестве наказания за гонения на религиозные меньшинства.

Глава коптов Египта Шенуда III не раз выступал с осуждением тех коптов за рубежом, прежде всего живущих в США, кто своими заявлениями по поводу притеснений христиан в Египте старается нарушить межконфессиональный мир в стране. Сами египетские копты считают подобные инсинуации попыткой влиять на внутриполитическую обстановку в АРЕ. Хотя отношения между Египтом и США остаются довольно тесными, Вашингтон, видимо, не прочь заполучить лишний рычаг давления на Каир на тот случай, если египетские власти решат проводить политику, отличающуюся от американского видения.

Стоит отметить, что критических замечаний со стороны коптов, живущих за пределами Египта, по поводу политики официального Каира в отношении религиозных меньшинств за годы правления Хосни Мубарака стало значительно меньше. Очевидно, что это произошло в результате достижения реальных успехов в деле создания атмосферы толерантности в египетском обществе и улучшения положения коптов.

В США пристально следят за внутриполитическими процессами в Египте. Вашингтон устраивает режим президента Хосни Мубарака, переизбранного 26 сентября 1999 г. подавляющим большинством голосов на очередной – уже четвертый – шестилетний президентский срок. На международной арене за более чем два десятилетия президентства Хосни Мубарак успел зарекомендовать себя как внушающая доверие политическая фигура. Именно Мубарак, став президентом в 1981 г., дистанцировался от Израиля, но не отошел от политики сотрудничества с США в различных областях.

Египет – страна, обладающая большим политическим весом в Арабском мире, стремится к закреплению в нем своего лидерства, хотя и не обладает теми колоссальными запасами углеводородного сырья, которые имеют страны Персидского залива. Во внешней политике Египет стремится стать одним из коспонсоров палестино-израильского урегулирования, ключевым звеном в системе безопасности как в северной Африке, так и в регионе Арабского Машрика.

Внутри страны власти делают ставку на масштабные национальные проекты, которые при успешной реализации могут решить внутренние задачи и существенно повысить престиж Египта на международной арене. Речь идет о планах стать одним из крупнейших поставщиков природного газа в мире, центром продвижения новейших информационных технологий, а также о намерении разрешить проблему водных ресурсов в бассейне реки Нил. Все это, безусловно, малореализуемо без солидной финансовой поддержки Запада, прежде всего США. Поэтому, стремясь укрепить свое региональное лидерство на Арабском Востоке, Египет в обозримом будущем обречен на тесное сотрудничество с Соединенными Штатами.

И Запад, и Израиль, и, разумеется, арабские страны заинтересованы в том, чтобы в Египте царили мир и спокойствие. Этого требует особая роль Египта, играющего роль посредника между Арабским миром и Западом, особенно в том, что касается насущных политических вопросов арабского сообщества. В этом смысле нынешний правящий режим во главе с опытным Хосни Мубараком многих устраивает. Учитывая в целом благоприятные отношения Каира с Западом, а также большой интеллектуальный потенциал «страны пирамид», на Западе нередко звучат прогнозы, что Египет – это будущий «тигр Нила», которого ждет быстрый и блестящий подъем, подобно некоторым странам Юго-Восточной Азии. США, заинтересованные в том, чтобы лидером арабского сообщества был их «стратегический партнер», всячески поддерживают такие мнения.

Египет является несущей конструкцией всей ближневосточной политики Вашингтона. Через Каир власти США стараются найти общий язык с теми арабскими режимами, с которыми у Вашингтона до сих пор не сложились отношения. Однако нынешняя арабская политика США вызывает у официального Каира опасения. На фоне углубления и укрепления отношений Сирии с Египтом Каир весьма болезненно воспринимает угрозы со стороны Израиля (поддерживаемые США) в адрес Дамаска. Египет резко осудил израильскую атаку на палестинские лагеря на территории Сирии 5 октября 2003 г.43 Официальный Каир, который также прилагает большие усилия для активизации межарабской интеграции, весьма негативно воспринял вызывающую акцию Израиля. Сирия была и остается одной из ключевых стран в арабском мире, а потому любые враждебные действия против нее воспринимаются египетским руководством, интеллигенцией и общественностью как попытка ослабить их собственные позиции.

Быстрыми темпами налаживаются отношения Египта с другим соперником США в регионе Ближнего и Среднего Востока – Ираном, а также с Суданом, который Вашингтон причисляет к государствам, поддерживающим международный терроризм. Все это говорит о том, что Каир стремится самостоятельно выстраивать свою региональную политику, и развивать политические и экономические отношения с государствами, максимально дистанцируясь от влияния США.

В то же время серьезную ставку на Каир делают в Вашингтоне в деле скорейшего преодоления последствий вторжения в Ирак. В ходе своего визита в Египет в августе 2003 г. помощник госсекретаря США по Ближнему Востоку Уильям Берне призвал египетские власти «поддержать политические процессы, проводимые под эгидой Временного управляющего совета Ирака (ВУСИ), такие как принятие конституции, проведение выборов, формирование правительства, поскольку это в интересах как США, так и Египта»44. По мнению американского дипломата, то же самое должны сделать и власти других арабских стран, а роль Египта заключается в том, чтобы донести до политических элит арабского мира необходимость признания и сотрудничества с властями постсаддамовского Ирака.

В ходе встречи с Джорджем Бушем в апреле 2004 г. президент Египта выразил «серьезную обеспокоенность в связи с нынешним положением дел в Ираке, в частности в сфере безопасности и гуманитарной области». Мубарак выступил за скорейшее возвращение суверенитета иракскому народу и отметил, что «усилия расширить роль ООН в этом процессе являются важным шагом вперед и заслуживают поддержки»45.

Официально Египет для США – «ключевой партнер по борьбе с терроризмом и процессу мирного урегулирования на Ближнем Востоке». На деле – мост для общения с арабским миром, а в будущем, быть может, и канал для внедрения американских идей по реформированию региона. В начале 2004 г. США выступили с инициативой, получившей название «Большой Ближний Восток»46. Она предполагала проведение широких политических, демократических и экономических реформ в 22 странах ближневосточного региона, включая Северную Африку, в обмен на масштабную финансовую помощь Запада. Фактически речь шла о планах коренного переустройства целого региона по образцу, предлагаемому Вашингтоном.

В марте 2004 г. в рамках ближневосточного турне в Каир прибыл заместитель государственного секретаря США по политическим вопросам Марк Гроссман с целью изложить египетскому руководству американскую инициативу «Большой Ближний Восток»47. Реакция на этот план в арабском мире была негативной. Местные обозреватели сразу обратили внимание на два неприемлемых для большинства арабских стран момента – инициатива США игнорирует конфликт с Израилем, который арабы считают главной причиной кризисного состояния в арабском мире, и навязывает внутренние реформы извне.

Заверения США в том, что «Соединенные Штаты не могут и не хотят навязывать преобразования» и что «реформы должны быть инициированы в самом регионе», не убедили правительства арабских стран. Как заявил министр информации Сирии Ахмед аль-Хасан на проходившем в Дамаске международном симпозиуме, обсуждавшем политику США в регионе, арабские страны должны активно противодействовать американскому плану «Большой Ближний Восток» и другим подобным планам, которые навязываются арабам извне48. Подводя итоги симпозиума, директор Арабского центра стратегических исследований Мунир аль-Хамаш отметил, что его участники были едины во мнении, что процесс политических реформ на Ближнем Востоке должен иметь внутренние корни, а не навязываться его народам из-за границы. Участники симпозиума подтвердили необходимость объединения усилий арабских народов для противодействия подобным планам, которые, по их мнению, в соответствии с международным правом не имеют какой-либо законной силы. Они отметили также, что американский план оставляет в стороне решение основных экономических и социальных проблем, которые стоят перед народами региона, и прежде всего главной проблемы – урегулирования ближневосточного конфликта.

Официальный Каир скептически отнесся к инициативе США. Как заявил президент Египта Хосни Мубарак, реформы должны вызреть в арабских обществах с учетом национальных особенностей, традиций, влияния религии и собственного политического опыта, а навязанные извне реформы могут привести к власти в арабских странах экстремистские исламские режимы49. В конце концов, план США не получил поддержки даже в Египте и Иордании – арабских странах, считающихся близкими партнерами Вашингтона в регионе Ближнего Востока. В итоге в конце марта США были вынуждены отозвать свою инициативу50.

В XXI век Арабская Республика Египет вступила в качестве крупнейшего по численности населения арабского государства, открыто претендующего на региональное лидерство. Весомая роль Египта в Арабском мире основывается на активности и разновекторности его внешней политики, старающейся охватить основные проблемы современных международных отношений. Особые отношения с США, мирный договор и дипломатические контакты с Израилем позволяют Египту играть роль проводника взаимных интересов между арабскими странами и Западом. Каир стремится быть активным посредником в процессе ближневосточного урегулирования, включающем в себя не только решение палестино-израильского конфликта, но и снятие напряженности в отношениях между Израилем и большинством арабских стран. В связи с этим египетско-американские отношения, регулярно затрагивающие эти и другие проблемы, приобретают особую важность для будущего региона.


Список источников и литературы

1.  Ражбадинов М.З. Радикальный исламизм в Египте. – М.: ИИИБВ, 2003. – С. 214.

2.  ИТАР-ТАСС. 12.09.2001.

3.  Аль-Ахрам. 12.09.2001.

4.  ИТАР-ТАСС. 09.10.2001.

5.  Юрченко В.П. Военно-техническое сотрудничество США с арабскими странами (конец XX – начало XXI вв.) // Ближний Восток и современность. Вып. 18. – М.: ИИИБВ, 2003. – С. 248.

6.  Пульс планеты. Ежедневный бюллетень международной информации. 06.08.2002.

7.  Примаков Е.М. Мир после 11 сентября. – М.: Мысль, 2002. – С. 83.

8.  РИА «Новости». 22.03.2004.

9.  www.arabicnews.com. Politics, 1 October 2003.

10.  РИА «Новости». 04.07.2003.

11.  Юрченко В.П. Армия и власть в Египте // Армия и власть на Ближнем Востоке. – М.: ИИИБВ, 2002. – С. 17.

12.  Юрченко В.П. Военно-техническое сотрудничество США с арабскими странами (конец XX – начало XXI вв.) // Ближний Восток и современность. Вып. 18. – М.: ИИИБВ, 2003. – С. 247.

13.  План «Большой Ближний Восток», предложенный США // Al-Siyassaal-Dawliya, Cairo, April 2004, Issue № 156. – С. 297–301.


Страницы: 1, 2


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.