рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Пётр первый

                         К концу царствования Петра в России существовала развитая многоотраслевая промышленность с центрами в Петербурге, Москве, на Урале. Крупнейшими предприятиями были Адмиралтейская верфь, Арсенал, петербургские пороховые заводы, металлургические заводы Урала, Хамовный двор в Москве. Шло укрепление всероссийского рынка, накопление капитала благодаря меркантилистской политике государства. Россия поставляла на мировые рынки конкурентоспособные товары: железо, полотна, юфть, поташ, пушнину, икру.

                      Тысячи россиян проходили в Европе обучение разным специальностям, и в свою очередь иностранцы – инженеры-оружейники, металлурги, мастера шлюзного дела нанимались на российскую службу. Благодаря этому Россия обогащалась самыми передовыми технологиями Европы.

                          В результате Петровской политики в экономической области за сверхкороткий срок была создана мощная промышленность, способная полностью обеспечить военные и государственные нужды и ни в чем не зависящая от импорта.

4.   Социальная политика

                         В первой  четверти ХVIII в. произошло слияние двух форм феодальной земельной собственности – вотчины и поместья. В 1714 г. был издан указ о единонаследии. Отныне поместье, как и вотчина, передавались по наследству старшему сыну. Другие сыновья должны были идти в военную или гражданскую службу. Дворянская служба при Петре I была пожизненной. Поместье нельзя было продавать и закладывать.

                        Дворяне обычно начинали службу в гвардии солдатами, затем служили в гвардии или армии офицерами, или же несли гражданскую службу в новых учреждениях. Дворянская служба получила теперь более правильный порядок. В 1722 году была введена «Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных». Табель отделила гражданскую службу от военной, каждый вид службы был разделен на 14 классов, или степеней, по которым проходила служебная карьера дворянина. В военной службе к 14 классу был отнесен чин прапорщика, следующими были подпоручик, штабс-капитан и т. д. Высшими военными званиями  были фельдмаршал и генералиссимус. Табелью было положено начало выслуги чинов продолжительной и безупречной службы, вместо получения их в зависимости от знатности. В табели о рангах  Петр писал, что без прохождения службы с низших чинов даже сыновья знатнейшего дворянства не будут получать чины: «Мы для того никому никакого ранга не позволяем, пока они нам и отечеству никаких услуг не покажут». Лица не дворянского происхождения, дослужившиеся до обер-офицерского чина, получали дворянское звание.

                      Северная война еще более усилила потребность государства в деньгах. Правительство буквально изощрялось в поисках новых объектов налогообложения. Ими занимались специальные люди, которых называли прибыльщиками. Налогами были обложены дубовые гробы, бани, улья, рыбные ловли, барки, бороды и т.д. В 1718-1724 гг. Петр I ввел подушную подать, заменившую существовавшие ранее подворное налогообложение. Душа мужского пола была не реальной плательщицкой единицей, а счетной, так как подушная подать (74 коп. платили помещичьи крестьяне, 1 руб.14 коп. – государственные) взималась и с мальчика-младенца, и с дряхлого старика, и с давно умершего, но числившегося в ревизских сказках. Ревизии впоследствии проводились примерно раз в 20 лет. Подушная подать превышала платежеспособность населения, что вызывало рост недоимок. В 1732 г. они составили 15 млн. руб. и вдвое превышали сумму доходов.

                                       5. Административные реформы                

 

                          Рассматривая перестройку центральных и местных органов  управления, административных учреждений, следует сказать о значительном влиянии на их организацию и становление западноевропейских институтов (Англии, Голландии, Швеции и других государств). Начиная с 1699 г., Петр I приступил к осуществлению комплекса административных реформ, в результате которых сложилась централизованная система управления страной. Ее структура, функционирование, бюрократических характер во многом оставались неизменными вплоть до начала ХХ в.                         

                         Из всех преобразований Петра центральное место занимала реформа государственного управления, реорганизация всех его звеньев, так как старый приказный аппарат унаследованный Петром, был не в состоянии справится с усложнившимися задачами управления.

                       В России царь управлял при  содействии Боярской думы и посредством целой системы центральных учреждений, называвшихся приказами. Между приказами не было правильного распределения дел, среди них имелись приказы, ведавшие определенным кругом дел, но рядом с ними были областные приказы, управлявшие из центра, из Москвы, всеми делами отдельной части страны.

                       Первым учреждением нового типа явился Преображенский приказ, задачи которого было преследование политических преступлений, какими являлись «бунт», измена, заговоры против государственной власти, высказывания против царя. Преображенский приказ выполнял эти задачи с 1695 года. Это был первый шаг к созданию централизованных учреждений.

                     Для сосредоточения государственных средств по возможности в одном или немногих учреждениях в 1699 году была учреждена Бурмистерская  палата или Ратуша. Она являлась органом самоуправления посадского (городского) населения и вместе с тем была центральным финансовым учреждением. Ратуша лишила доходов ряд крупных и мелких приказов, терявших тем самым свое значение. Но вместе с  тем возникли новые приказы, основанные в связи с новыми потребностями: Адмиралтейский приказ ведал сооружением флота, Военный приказ – армией, Рудный – управлял горной промышленностью.

                        В 1718 году приказы были упразднены и взамен их созданы новые учреждения, получившие названия коллеги. Деятельность каждой  коллегии, в отличии от приказов распространялась на всю территорию России.

                      В  начале ХVIII в. фактически прекращается деятельность Боярской думы, управление центральным и местным аппаратом переходит к временному совету начальников  важнейших правительственных ведомств. В думе в начале царствования Петра было 182 члена, в 1699 году – 112, а в 1702 году – только 86. Старые бояре умирали, а новых пожалований в бояре Петр почти не проводил.

                     Создание и функционирование Сената явилось следующим уровнем бюрократизации высшего управления. Уезжая в 1711 году в Прутский поход против турок, Петр распорядился учредить Сенат из девяти членов – сенаторов, который должен был заменять царя в его отсутствие. Сенату, как писал Петр, все должны были подчиняться, как «нам самому». Это было высшее бюрократическое учреждение. Сенату поручалось прежде всего руководить сбором налогов и других доходов, так как «деньги суть артерии войны», – говорил Петр. Сенат был занят рекрутскими наборами, надзором за судом, наблюдением за службой дворян, устройством казенной продажи соли, дававшей большой доход казне, торговлей с Китаем и с Персией. Постепенно задачи Сената уточнялись, он стал высшим исполнительным и распорядительным учреждением по делам внутреннего управления.

                        На Сенат была возложена подготовка новых законов, которые представлялись на утверждение царю. Сенат был также высшим судебным учреждением. Ему принадлежал надзор над судами, в Сенат можно было подавать ходатайства о пересмотре судебных решений. Одновременно с учреждением Сената введена новая должность – « фискалов», которые должны были осуществлять контроль и надзор за деятельностью властей, в особенности в отношении казенных расходов и доходов. Во главе их стоял обер-фискал, состоявший при Сенате. В помощь обер-фискалу были определены четыре фискала, два из которых были из дворян и два из купечества. На местах в каждой губернии также назначались по четыре фискала.

                      Кроме того был устроен прокурорский надзор. Прокуроры вместе с фискалами были подчинены генерал – прокурору. Генерал-прокурор созывал сенаторов, руководил заседаниями и являлся начальником сенатской канцелярии. Надзор генерал-прокурора распространялся на всю страну через прокуроров и фискалов.

                     Это была высшая бюрократическая должность. Генерал-прокурор проводил надзор за всеми учреждениями, начиная с Сената.

                     Государственная власть в это время должна быть определена как абсолютизм, или самодержавие. В 1716 году в воинском уставе в следующих словах была определена сущность абсолютизма: «Его величество есть самовластный монарх, который никому на свете в своих делах ответу дать не должен», и управляет государством «по своей воле и благомнению». Петр I полновластно правил при помощи новых чиновничье – дворянских учреждений. Самодержавная власть и чиновники должны были укрепить государство дворян, а также содействовать обогащению купечества. Новые учреждения должны были огородить эксплуататорские классы от повторения народных восстаний и подавлять недовольство народных масс.

                                    6. Церковная реформа

                   Вместе с реформой центральных правительственных органов было изменено управление церковью. Патриарх Андриан, глава русской церкви умер в 1700 году. Петр не назначил ему приемника, а поручил руководство церковными делами рязанскому митрополиту Стефану Яворскому в качестве «местоблюстителя патриаршего престола». В 1721 году была учреждена «духовная коллегия», или Синод, по образцу других коллегий с президентом, вице-президентом и другими членами, назначенными из духовенства. Синод должен был заменить патриарха.

                 Значение этой меры заключалось подчинением церкви светской власти, усиления самодержавия. Борьба патриарха Никона в ХVII столетии стремившегося поставить патриаршую власть выше царской власти, была еще у всех в памяти. Теперь высшая церковная власть в лице Синода, как одна из коллегий, была подчинена светской власти. Теперь для управления церковными и монастырскими имениями было учреждено особое ведомство – Монастырский приказ, во главе которого стояло не духовное лицо, а светский чиновник.

                               7. Реформы местного управления

                  Местное управление также было преобразовано. Власти на местах должны были обеспечить взимание налогов, ловили беглых крестьян и возвращали владельцам, должны были подавлять крестьянские восстания. Страна бала подразделена на уезды, число которых достигло 150. Каждый уезд управлялся воеводой, сносился по всем делам непосредственно с центром, со столичными приказами. С конца 

ХVII и в первой четверти  XVIII в. постепенно происходило множество в местном управлении , нарушавших прежнюю уездную систему. Во время азовских походов началось строительство флота на реке Воронеже. Для этого был устроен Адмиралтейский приказ, которому были подчинены соседние уезды в административном отношении.

                        Незаметно расстраивалось старинное уездное деление и складывались будущие губернии. В 1708 году было указано «для всенародной пользы учинить восемь губерний» : Московскую, Ингерманландскую (из новых присоединений прибалтийских районов с Петербургом), Киевскую, Казанскую, Архангельскую, Азовскую, Смоленскую, Сибирскую. Впоследствии число губерний было доведено до десяти.

                         В 1719 году вместо губерний страна была разделена на 50 провинций. Каждая из провинций в свою очередь делилась на «дистрикты». В дистрикте было от 1500 до 2000 дворов крестьянского населения. Провинции и дистрикты  явились новым, более правильным и единообразным территориальным делением страны.

                       Каждой провинцией управлял воевода, важнейшей задачей которого был сбор податей и понуждение населения провинции к выполнению рекрутской и других государственных повинностей. Дистриктом управлял земский комиссар, ведавший сбором налогов, он же в качестве полицейского чиновника должен был бороться с нарушением законов. Эти должности заполнялись дворянами.

         

                                          8. Судебные реформы

                       Суд также был преобразован. В крупных городах были учреждены надворные суды. Они состояли из председателя и нескольких членов, были коллегиальными. Председателем являлся губернатор или воевода.  В остальных городах учреждены «нижние», или провинциальные суды. Высшей судебной инстанцией стал Сенат, а непосредственно судами ведала Юстиц-коллегия. Впервые судьи воеводы должны были получать казенное жалование. Однако за скудностью казны жалование почти не выдавалось, судейские чиновники и сами судьи по–прежнему «питались от дел», получали от просителей взятки.

                       Новые учреждения заполнялись чиновниками большей частью из дворянства, а частью за счет притока «разночинцев». Суд носил классовый характер, защищал дворян, тогда как крестьяне и даже купечество оставались беззащитны. 

                        Классовый характер новых государственных учреждений отчетливо проявился в деятельности Преображенского приказа и Тайной канцелярии. Задачи этих учреждений являлась борьба с политическими преступлениями. За 1695-1709 годы было привлечено к суду Преображенского приказа 106 дворян и 223 крестьянина. При этом из числа крестьян были оправданы только 6 человек, а из дворян – 52.

                       Судебная процедура в Преображенском приказе проходила таким образом, что крестьяне были почти лишены возможности оправдаться. Их чаще пытали, и при этом пытки применялись как к обвиняемым, так и к свидетелям. Дворян – свидетелей редко пытали, и они получали меньше число ударов под пыткой. Крестьянам обычно набивали колодки и держали их в грязных и душных помещениях, тогда как дворяне часто оставались под домашним арестом.

                                9.  Реформы в городском управлении

                       Также было преобразовано городское управление. Посадское (городское) население издавна имело свое самоуправление, собиралось на посадский сход. Посад делился на слободы и сотни.

                       На посадских сходах избирались старосты с целовальниками, ведавшие сбором налогов и выполнением купеческих служб. Над ними стояли воеводы подчинявшиеся приказам.  Купечество тяготилось зависимостью от произвола воеводы и других чиновников.

                      После присоединения Азова в 1696 году было преступлено к строительству флота для Азовского и Черного морей. Корабли строились на средства дворянства, монастырей и купечества. Для выполнения этой повинности купечество избрало комиссию из пяти богатейших московских купцов, или  гостей, которая стала называться Корабельной палатой. Она явилась предшественницей более широкого постоянного купеческого учреждения. В 1699 году был издан указ об устройстве в Москве для руководства всем купечеством и городскими делами Бурмистерской палаты, или Ратуши. Она состояла из выборных от купечества бурмистров, и во главе ее находился в качестве президента «гость» Иван Панкратьев, до того возглавлявший Корабельную палату. Члены ее, бурмистры, выбирались на сходах московскими купцами и ремесленниками.  Во всех городах было введено такое же самоуправление (земские избы). Суд над городским населением и сбор налогов изымались из ведения чиновников и передавались этим выборным людям. Новые выборные учреждения -–Ратуша в Москве и земские избы в других городах – соответствовали интересам наиболее богатой части купечества. Но с учреждением губерний Ратуша и земские избы потеряли свое значение и стали подчиняться губернаторам.

                      В 1718-1720 годах, в городах были введены магистраты, которым поручались суд  над посадским населением, раскладка налогов, и других повинностей, городское благоустройство и выполнение некоторых полицейских обязанностей.

                     Для руководства городскими магистратами был учрежден Главный магистрат, который наравне с коллегиями подчинялся Сенату. Во главе Главного магистрата стоял князь Трубецкой, а его помощником был купец Исаев. В регламенте главному магистрату ставилась задача собрать «всероссийское купечество, яко рассыпанную храмину».

                         Эти преобразования имели классовый характер, они содействовали дальнейшему возвышению дворянства и укрепляли нарождавшуюся буржуазию.

                                    10. Военные реформы

                       В  XVII в. регулярной, правильно обученной армии не существовало. Все дворяне были обязаны служить начиная с 15 лет. Они составляли кавалерию, делившуюся на полки, причем дворянство каждого уезда входило в особый полк. Каждый являлся на службу со своими крепостными слугами.

                       Предшественником регулярной армии были так называемые «солдатские», «рейтарские», «драгунские» полки, они также частью распускались в мирное время и собирались на учения лишь осенью. Кроме того, военное время собирались «даточные», то есть ополченцы, по одному человеку с определенного числа крестьянских дворов.

                      Правильно обученная регулярная армия была создана при Петре I. Ее основой были «потешные» Семеновский и Преображенский полки, хорошо обученный и показавший себя с отличной стороны не только на больших маневрах, но и под Азовом и в сражении под Нарвой, где эти два полка крепко бились со шведами.

                     Накануне войны со шведами было положено основание новому порядку набора в армию. С 1699 года были установлены правильные рекрутские наборы, заключавшиеся в том, что все «тяглое» население (крестьяне и посадские) должно было выставлять по одному рекруту с каждых 20-30 дворов. Рекруты оставались на военной службе всю жизнь или до инвалидности. Они проходили тщательное военное обучение, получали казенное обмундирование и вооружение. Служба была тяжела. Для борьбы с побегами рекрутов клеймили, накалывая на левой руке крест и затирая его порохом.

                        Дворяне служили все, они начинали службу рядовыми в гвардейских или других полках или проходили обучение в особых школах. Часть дворян посылалась за границу, в особенности для обучения морскому делу.

                       В 1716 году был издан воинский устав, который определял порядок в армии в военное и мирное время. Устав требовал от офицеров активности и самостоятельности.

                      В этот период возник русский военно-морской флот. Сначала корабли строились в расчете на плавание на Азовском и Черном морях, а затем началось сооружение Балтийского флота. К концу первой четверти XVIII века в Балтийском флоте было до 40 крупных линейных кораблей, 16 фрегатов, 100 более мелких судов и большое количество галер. Состав морского экипажа превышал 27 тысяч человек.

                      В 1720 году был издан «Устав морской», являвшийся сводом законов о распорядке морской службы в мирное и военное время. В предисловии к уставу указывалось на необходимость для России иметь сильный флот: кто «едино войско сухопутное имеет – одну руку имеет, а который и флот имеет – обе руки имеет».

11.   Преобразования в области культуры и быта

                     Основным содержанием петровских преобразований в области культуры и быта, охвативших все стороны общественной жизни, являлось формирование и развитие светской национальной российской культуры, решительный отрыв светского, особенно специального образования от церковного, кардинальные изменения в организации быта и в сфере культурно-нравственного воспитания, поворот к общеевропейским обычаям и нравам, осуществляемый главным образом декретивно-насильственными  методами.

                    Развитие торговли и промышленности, создание регулярной армии и флота, формирование совершенно новых структур чиновничье-бюрократического аппарата абсолютизма и другие реформы в стране требовали коренной перестройки всей системы образования, подготовки большого числа квалифицированных специалистов. Уже в 1699 г. в Москве была основана Пушкарская школа, а в 1701 г. в здании Сухаревой башни открылась «школа математицких и навигацких наук», ставшая предшественницей созданной в 1715 г. в Петербурге Морской академии. Были открыты Медицинская школа (1707), а также инженерные, кораблестроительные, штурманские, горные и ремесленные школы. В провинции начальное образование осуществлялось в трех типах школ: 46 епархиальных, подготовки местных священнослужителей; 42 цифирных – для подготовки местных мелких чиновников; в гарнизонных школах – для обучения солдатских детей. Помимо этого в 1703-1715 гг. в Москве работала особая общеобразовательная школа-гимназия пастора Э. Глюка, в которой обучали в основном иностранным языкам.

                    Светское образование потребовало новых учебников. В 1703 г. вышла в свет «Арифметика, сиречь наука числительная …» Л.Ф. Магницкого, в которой были введены арабские цифры вместо буквенных, а затем Магницкий и английский математик А. Фарварсон выпустили «таблицу логарифмов и синусов».

                    Параллельно с реформой в сфере образования в первой четверти ХVIII в. бурное развитие получило издательское дело. В 1708 г. Петр I ввел новый гражданский шрифт. Для печатания светской учебной, научной и специальной литературы, а также законодательных актов были созданы новые типографии в Москве, Петербурге, и других городах, выпустившие в свет в годы правления Петра свыше 600 названий книг и других изданий.

                    Развитие книгопечатания повлекло за собой начало организованной книготорговли, а в 1714 г. в Петербурге была открыта государственная библиотека, заложившая основу для Библиотеки Академии наук. С декабря 1702 г. стала выходить первое в России печатное  периодическое издание – газета «Ведомости», информировавшая читателей о важнейших событиях внутренней и международной жизни, о ходе боевых действий.

                    В основе развития науки и техники в Петровскую эпоху лежали в первую очередь практические потребности государства. Большие успехи были достигнуты в геодезии, гидрографии и картографии, изучении недр и в поиске полезных ископаемых.

                  Русские моряки-гидрографы предприняли значительные усилия для составления карт Азовского, Каспийского, Балтийского и Белого морей. Значительными географическими достижениями отмечены экспедиции в Сибирь и на Дальний Восток, в Среднюю Азию.

                  За три недели до своей кончины, в январе 1725 г., Петр подписал указ об отправке первой Камчатской морской экспедиции под командованием В.И. Беринга и А.Л. Чирикова для выяснения вопроса, где Камчатка «сошлась с Америкой». Эта экспедиция продолжалась с 1725 по 1730 г.

                   Широкий размах приобрели геологические изыскания. Особенно активно велись поиски железных и медных руд на Урале и в Сибири при  содействии местных крестьян. В петровское время было положено начало разведке каменного угля в Подмосковье, Донбассе и Кузбассе, нефтяных  месторождений в районе Ухты и Западной Сибири.

                 Большими успехами была отмечена деятельность русских изобретателей, особенно в области механики, создании новых станков и механизмов.

                 По инициативе Петра I в России было положено начало собиранию научных коллекций. В 1718 г. вышел указ, предписывавший населению предъявлять «как человеческих, так и скотских, звериных и птичьих уродов», а также «старые надписи на каменах, железе или меди или какое старое необыкновенное ружье, посуду, и прочее все, что зело старо и необыкновенно». Фактически с этого момента началась организация отечественного музееведения. В 1719 г. для всеобщего обозрения была открыта Кунсткамера, собрания «раритетов» которого послужило основой для коллекций будущих музеев: Эрмитажа, Артиллерийского, Военно-морского и др.

                   Итогом достижений в области науки и образования стало созданная (по указу 1724) в Петербурге Академии наук, открытой после смерти Петра I. Академия наук создавалась не только как всеобщенациональный научный цент, но как база для подготовки научных кадров. При ней были открыты университет и гимназия. Важнейшие социально-экономические и политические сдвиги в общественной жизни России в Петровскую эпоху нашли яркое отражение в литературе и публицистике.

                   Ко времени Петра I относится попытки создания публичных театров в Москве и Петербурге, где ставились пьесы на исторические темы и комедии. Появляются и первые русские драматические произведения : «Владимир», «Слава Российская» и другие.

                 В области изобразительного искусства в первой четверти ХVIII в. активное развитие получает светская живопись, особенно такой ее жанр, как портрет. Произведение художников-граверов А.Ф. Зубова, А.И. Ростовцева и И. Пикара донесли до нас архитектурный облик обеих российских столиц.

                 Новым явлением в русской культуре стало распространение культурных композиций, что особенно ярко проявилось при создании дворцово-парковых ансамблей (Летний сад в Петербурге).

                 В Петровскую эпоху в градостроительстве осуществляется переход к регулярной застройке городов, созданию крупных архитектурных ансамблей в основном гражданского назначения. Наиболее ярким проявлением этой тенденции стало строительство Петербурга.

                В эпоху Петра I коренной ломке подверглись все традиционные представления о бытовом укладе жизни российского общества. Указами царя в приказном порядке вводилось брадобритие, европейской одежды, обязательное ношение мундиров для военных и гражданских чиновников. Поведение молодых дворян в обществе регламентировалось с западноевропейскими нормами, изложенными в переводной книге «Юности честное зерцало».

               Петровские преобразования в сфере культуры, быта и нравов носили ярко выраженный политический характер, вводились зачастую насильственными методами. Во главу угла этих реформ были поставлены интересы государства, которое строилось по жесткому плану монаршей воли. Чисто внешние атрибуты Петровской эпохи, проявившиеся в декретивном введении европейских обычаев и нравов, в отказе от вековых традиций русской культуры должны были подчеркивать принципиальное отличие созданное за четверть века Российской империи – великого государства европейского типа.

                                               Заключение

                       Время Петра, его преобразования, личный вклад в строительство государства, укрепление его позиций, увеличение славы российской не могут не вызвать пристального внимания. При всех недостатках, ошибках и деформациях эпохи реформ Петра I, Россия при нем заметно продвинулась вперед по пути развития, сократив свою отсталость от передовых стран Западной Европы.

                      Говоря о значении реформ Петра I, следует отметить, что они означали начало процесса модернизации и европеизации в мировом масштабе.

                     Петр I, обуздав российское общество, заставил его сократить  его отрыв от Европы и преодолеть путь от патриархальной  Московии к европейской Петербургской державе.

                     Всю государственную деятельность Петра условно можно разделить на два периода: с 1695 по 1715 и с 1715 по 1725 годы.

                     Важной особенностью преобразовательской деятельности первого периода является ее обусловленность прежде всего задачами внутреннего переустройства, вызванными нуждами ведения Северной войны. Реформы проводились в основном насильственными методами и сопровождались активным вмешательством государства в дела экономики (регулирование торговли, промышленности, налогово-финансовой и трудовой деятельности). Многие реформы носили непродуманный, поспешный характер, что было вызвано как неудачами в войне, так и отсутствием кадров, опыта, давлением старого консервативного аппарата власти.

                     Во второй период, когда военные действия уже были перенесены на территорию противника, преобразования стали более планомерными. Шло дальнейшее совершенствование аппарата власти, мануфактуры уже не только обслуживали военные нужды, но и производили потребительские товары для населения, государственное регулирование экономики несколько ослабло, торговцам и предпринимателям предоставлялась определенная свобода действий.

                  Анализируя в целом преобразования Петра (цели, характер, темпы, осуществления, значение), следует подчеркнуть, что реформы были подчинены интересам не отдельных сословий, а государства в целом: его процветанию, благополучию и приобщению к западноевропейской цивилизации.

                  Система государственного управления, созданная в первой четверти ХVIII в. сохранялась и после смерти Петра I. Во второй четверти ХVIII в. в нее вносились лишь частичные изменения, не затрагивавшие главных принципов управления.

                

                                  Используемая литература:

1. 1.Б.Б. Кафенгауза  “Очерки истории СССР”   Москва, Издательство “Учпедгиз”, 1962 г.

2.М.Н. Зуева “История России с древности до наших дней”, Москва, “Высшая школа”, 1994

3.История России  Пособие по отечественной истории для старшеклассников, абитуриентов и студентов. Санкт-Петербург, Издательский дом “Нева”, 1996 г.

4. Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов  “История России”, Москва Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М 1998г.

 

                   

   

                     

                         


Страницы: 1, 2


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.