рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Россия на рубеже ХIХ-ХХ веков

Монополия ограничивает действие свободного рынка. Официально регистрируются знаменитые монополии: “Продамет”, “Продвагон”, “Продуголь”, “Особая распределительная контора заказов спичечной промышленности”, контролировавшая 95% всего производства спичек.

Органы государственной власти в XIX-ХХ веках

Государственный Совет

Государственный Совет был учрежден 1810 г. Идея его созда­ния принадлежит М.М.Сперанскому, по проектам которого Со­вет должен был стать одним из главных звеньев исполнительной власти, а законодательная власть Должна была осуществляться совместно императором и выборной Государственной Думой. Государственный Совет был образован в составе 5 депар­таментов: законов, дел военных, гражданских и духовных дел, государственной экономии, наук, промышленности и торговли. Количество и значение департаментов не были постоянными, в 1832 г. был учрежден департамент по делам царства Польского, а с 1843 г., в связи с образованием Военного Совета, упало значе­ние департамента военного. Численный состав Госсовета не был строго определенным, в отдельные годы он достигал 80 членов, а иногда (в 1832 г.) состоял всего из 40 человек.

При Госсовете действовала Государствен­ная канцелярия, которая готовила дела, составляла мемории (т.е. выписки и доклады по делам), устанавливала очередность в их слушании, вела всю текущую переписку, отчетность.  При Гос. канцелярии действовала Государственная типография.

Сенат

Указ о правах Сената был издан 8 сентября 1802 г. Сенат объ­являлся верховным местом империи и наделялся большими правами:

1) власть Сената ограничивалась только императором;

2) Сенат был верховным местом империи по судебным делам, на его решения не было апелляции;

3) все императорские указы, общие и частные, в обязательном порядке направлялись в Сенат и им распубликовывались;

4)Сенату дано право входить с особым представлением к царю всякий раз когда среди издаваемых законов будет обнаружен такой, исполнение которого затруднено неясностью текста, несо­ответствием с существующими нормами;

5) Сенат ведал вопросами высшей полиции в государстве, следил и обеспечивал общий порядок в стране;

6) Сенату предоставлено право ревизии всех учреждений в го­сударстве;  

7) Сенаторы за свои преступные деяния были подсудны суду самого Сената.

По закону (ст. 4 Свода учреждений государственных) предсе­дателем Сената являлся император. Для надзора за производством дел и правильностью выноси­мых решений при каждом департаменте и каждом отделении стоя­ли обер-прокуроры; при общих петербургских собраниях Сената генерал-прокурор; при Московском общем собрании Сената - особый обер-прокурор. Сенату были приданы многочисленные канцелярии с огром­ным чиновничьим составом.

В сенатских канцеляриях, более чем где-либо, процветали подкупы, взяточничество, злоупотребления. Сенат, как государственный орган, осуществляющий волю, господствующих слоев страны, полностью оправдывал возложенные на него задачи по укреплению и охране основ феодально-крепостнического государства.

Комитет министров

Комитет министров был учрежден в 1802 г. одновременно с министерствами.

Формы деятельности Комитета министров вырабатывались на практике. Император председательствовал на заседаниях. Комитет обсуждал дела, которые во-первых, требовали общего соображения или содействия разных министров; во-вторых, пре­вышали пределы полномочий одного министра; в-третьих, в раз­решении или исполнении которых министры встречали сомнения.

Статья 11 учреждений государственных Свода законов Рос­сийской империи подразделяла полномочия Комитета министров на 2 категории дел: дела текущие и дела, специально отнесенные законом к компетенции Комитета министров. Все дела, относящиеся к ведению Комитета министров, посту­пали на рассмотрение по представлению министерств и главных управлений.

При Комитете министров действовала канцелярия, состоящая из нескольких отделений, общей экспедиции и архива.

Роль и значение Комитета министров повышались в периоды отсутствия императора в столице или вообще в стране. В таких случаях Комитет оставался фактическим правителем страны, а его ведению подлежали все вопросы внутреннего управления.

Комитет министров не стал центральным органом правления. Царизм не выпускал его из-под своего контроля. Комитет минис­тров не обладал правом законодательной инициативы, решения его получали законную силу лишь после утверждения их импера­тором. Комитет министров не имел силы исполнительной власти, а исполнение принятых им решений, проводилось соответствующими министерствами и ведомствами.

Министерства

Министерства, как постоянно действующие учреждения, были созданы в России в 1802 г.

Первоначально были созданы 8 министерств:

1) Военных сухопутных дел;

2) Морских сил;

3) Иностранных дел;

4) Юстиции;

5) Внутренних дел;

6) Финансов;

7) Коммерции;

8) Народного просвещения

Позднее были организованы: Министерство полиции, Главное управление путей сообщения и публичных зданий, Главное управление почт  и т.д.

Несмотря на все недостатки, наиболее действенными, рабочи­ми органами в системе царского самодержавия были именно ми­нистерства. Они оказались более, чем другие российские органы государственного управления, приспособленными к нуждам раз­вивающихся буржуазных отношений в стране.

Собственная    Его Императорского Величества канцелярия

Собственная канцелярия императора была учреждена во 2-й половине 1812 г., в чрезвычайных обстоятельствах военного вре­мени. В первые годы своего существования канцелярия занима­лась, в основном, военными вопросами. Позднее крут ее деятель­ности расширяется и включает многие вопросы гражданского управления. Канцелярию возглавлял А.А.Аракчеев.

В 1818 г. было составлено "Образование Собственной Его Ве­личества канцелярии", содержащее 11 глав. В составе канцелярии действовали два особых учреждения: 1) Комитет о службе членов гражданского ведомства; 2)Комитет о наградах и призрении заслуженных гражданских чиновников.

Временные комитеты

Это были неофициальные органы, не имеющие своих учреж­дений, т.е. официальных правил, определяющих цели и круг за­дач соответствующих государственных органов. В состав времен­ных комитетов входили высшие сановники государства, назна­чаемые лично императором.

Общие черты, свойственные системе правительственных сек­ретных комитетов, можно определить следующим образом:

1) Комитеты были правительственными органами чрезвычайного управления. В их состав входили высшие должностные лица империи, подбираемые царем для каждого комитета. Вре­менно действующие, он функционировали параллельно с обыч­ными органами государственного управления и во многом подме­няли их деятельность.

2) Создание этих комитетов свидетельствовало о стремлении самодержавия сосредоточить в своих руках все нити государ­ственного управления, найти необычные средства разработки вопросов, нуждающихся в решении.

3) Многие из разрабатываемых положений, проектов никогда не были осуществлены, а реализованные - не приносили желае­мых результатов, скорее всего потому, что для устройства госу­дарственных дел нужны были не полумеры, а решительное обновление всего феодально-крепостнического государства.

Общей тенденцией перестройки государственного управления во второй четверти XIX века была военизация государственного аппарата. Некоторые ведомства, например: горное, лесное, путей сообщения, - были военизированы. Обычное гражданское управ­ление также постепенно превращалось в управление - военное. К середине XIX в. во главе 41 губернии из 53 существовавших стоя­ли военные губернаторы.  Система управления страной достигла предельной централизации.

Число чиновников в России за первую половину XIX в. увели­чилось с 16 тысяч в 1801 г. до 76 тысяч к середине века. Этот слой становился практически бесконтрольным со стороны императора, не имеющего возможности следить за ежедневной работой госу­дарственного аппарата. Вместе с тем, отсутствовал контроль за деятельностью чиновничьего аппарата со стороны российского общества, а в результате страной правил не только Зимний дво­рец, но и бюрократия. Чиновничество, бессильное перед самодер­жавием в лице своих министров, становилось практически неуяз­вимым как самостоятельная сила.

Какой порядок существовал в Российском государстве по приему в государственную службу?

Общие положения о принятии в гражданскую службу учиты­вали следующие критерии:

1) состояние лица или его происхождение;

2) возраст;

3) познания.

I. В гражданскую службу по праву происхождения разрешалось вступать:

1) Дворянам родовым и детям личных дворян.

2) Детям финляндских чиновников недворян, занимавших в гражданских управлениях Финляндии классные должности.

3) Детям священников и дьяконов православного и армян­ского вероисповеданий, кроме рожденных до получения их отца­ми сего сана; также детям евангелических и реформатских пас­торов.

4) Детям купцов первой гильдии.

5) Детям приказных служителей, ученых и художников, не имеющих чинов.

Императорские указы 1762 и 1801 г. были направлены на при­влечение к государственной службе дворян и их детей.

II. Возраст, с которого начиналась государственная служба в начале XIX в., определялся 16 годами. Специальным положением, утвержденным в 1831 г., предписывалось воспитывать российское юношество от 10 до 18 лет либо в отечественных учебных заведе­ниях, либо под надзором родителей и опекунов (т.е. домашнее об­разование), но обязательно в России, в противном случае человек лишался права на вступление в гражданскую службу. Исклю­чение из этого правила допускалось лишь с разрешения импера­тора по каким-либо важным причинам.

III. Последний критерий - познания - требовал соответству­ющего свидетельства учебного заведения. Если же человек хотел вступить в гражданскую службу по праву своего происхождения, не имея соответствующего свидетельства об окончании учебного заведения, то  он был обязан на предварительном испытании-экзамене доказать, что имеет познания грамматики и арифметики. Причем, экзамен приходилось держать в том месте, куда желает определиться поступающий на службу, выдержав испытание, он принимался канцелярским служителем сообразно его происхож­дению. Все канцелярские служители гражданского ведомства по различию званий, из которых они поступали на службу, делились на 3 разряда званий при желании могли быть приняты по учебной и искусственной части в действительную службу и принять присягу на верность службы.

Все лица, имеющие право участвовать в государственной службе на основе аттестатов, выданных учебными заведениями, делились на З разряда:

1)   Лица, совершившие курс наук в высших в государственных заведениях и получившие установленные аттестаты.

2)   Лица, совершившие курс наук и получившие аттестаты средних учебных заведений и воспитанники и ученики, высших учебных заведений, не окончившие в них полного курса наук, но оставившие занятия по уважительным причинам н одобренные правительством в отношении нравственном.

3)   Лица, не имеющие аттестатов ни тех, ни других учебных заведений.

Лицам, имеющим право на вступление в службу по их происхождению, какое бы образование  не получили, давалось право сдать экзамен на получение учебного аттестата. Такой экзамен проводился в университетах. Для получения аттестата на вступление в первый разряд следовало сдать экзамен по учебным дисциплинам, составляющим курс учения университетского студента по одному из факультетов.

Испытание на получение аттестата по второму разряду проводилось по дисциплинам, составляющим курс обучения в гимназии. Лица, получившие такие аттестаты, при вступлении на государственную службу, определялись в канцелярские служители.

Учебными заведениями, которым отдавалось предпочтение при приеме в канцелярские служащие были следующие:

1) гимназии;

2) уездные училища;

3) училища для детей канцелярских служащих;

4) воспитательные дома;

5) Московский сиротский дом;

6) Ярославское и Полтавское отделения для приготовления писцов;

7) дом воспитания бедных детей, подведомственный Совету Императорского Человеколюбивого Общества. Лица, окончившие полный курс гимназии и удостоенные похвальных аттестатов, определялись на места канцелярских служителей высшего по жалованию разряда с чином 14 класса.

Воспитанники сибирских гимназий из детей тамошних чиновников, окончившие с успехом полный курс, принимались в службу 14 классом.

Какие учебные заведения готовили кадры для государственной службы?

Учебные заведения делились на три разряда:

 Первый разряд: Университеты, Главный Педагогический институт в Санкт-Петербурге, лицеи, Военная Академия, училища.

Второй разряд: гимназии, Московский Армянский Лазоревых Институт Восточных языков, Школа землемеров при Киевской Гимназии, Московский дворянский институт, корпуса, коммерческие училища.

Третий разряд: воспитанники всех прочих учебных заведений  причислялись к III разряду.

Лица, окончившие учебные заведения: университеты, духов­ные училища, лицеи, военно-учебные заведения и институт кор­пуса путей сообщения, определялись во все ведомства граждан­ской службы с классными чинами.

Ученые степени в российских университетах, открывающие путь к вступлению в гражданскую службу, были следующими:

1) студент;

2) кандидат;

3) магистр;

4) доктор.

 Вступая в какой-либо род государственной службы студенты и кандидаты зачислялись чинами 12 и 10 классов; магистры - чином 9 класса; доктора - чином 8 класса.

Какой был порядок для производства в чин на государственной службе?

С 1834 г. был установлен строгий порядок  производства в чин. Лица, имеющие ученые аттестаты общих высших учебных заведений, при доброй нравственности и похвальной службе производились за выслугу лет: из 14 класса в 12 - через 3 года; из 12 в 10 класс - через 3 года; из 10 в 9 класс - через 4 года; из 9 в 8 класс: а) дворяне родовые - через 4 года; б) не имеющие родового дворянства - через 6 лет; из 8 в 7 класс - через 3 года; из 7 в 6 класс - через 3 года; из 6 в 5 класс - через 4 года. За особые отличия порядок продвижения по служебной лестнице предусматривал сокращение срока "выслуги" с 3-х до 2-х лет.

Лица, окончившие средние учебные заведения и по происхож­дению своему, вступающие в канцелярское звание, производи­лись в чин 14 класса:               

1) из родовых дворян - через 1 год:

2) из детей личных дворян, купцов 1-й гильдии, священ­нослужителей - через 2 года;

3) из детей приказнослужителей, ученых и художников, не имеющих чинов, - через 4 года.

Воспитанники и ученики высших учебных заведений, не окон­чившие в них полного курса наук, сравнивались в преимуществах по  чинопроизводству  с лицами,  получившими  среднее образование.

Лица, не имеющие аттестатов учебных заведении, либо обучавшиеся только в низших заведениях и входящие в разряд канцелярских служителей, производились в 14 класс следующим  порядком:      

1)дворяне родовые - через 2 года:

2) дети личных дворян, купцов 1-й гильдии, священнослужителей - через 4 года;

3) дети приказных служителей, ученых и художников, не име­ющих чинов - через 6 лет. Чиновники III разряда, т.е. те: кто не имел свидетельств учебных заведений, либо обучавшиеся только в низших учебных заведениях, предоставлялись к производству из чина 1 класса до чина 9 класса включительно не ранее, как по выслуге 4 лет в каждом чине.

Иностранные дворяне, присягнувшие на подданство России и представившие соответствующие происхождению документы, обязывались прослужить до первого классного чина 6 лет.

Для производства в чины выше Статского Советника ника­кого срока не полагалось, а происходило только пожалование в данные чины и зависело такое решение единственно от Высо­чайшего усмотрения.

Правила для производства в чины по гражданской службе распространялись и на тех, кто служил по гражданскому ведом­ству, и на тех, кто перешел в оные из военной службы.

Какова форма присяги на верность государственной службе? Кому и как присягали?

При вступлении в службу каждый человек приводился к при­сяге по строго определенной форме: присяга на верность службы совершалась в ведомстве по месту будущей службы сначала сло­весно, а потом подписанием печатного присяжного листа. Прися­жные листы после подписания доставлялись из всех ведомств в Правительствующий Сенат.

Каковы права и обязанности государственных служащих?

Основные права:

1.   Каждый служащий пользовался правами и преимуществами, присвоенными его чину, причем эти права сохранялись и при вы­ходе в отставку или увольнении от службы.

2.   Никто из государственных служащих не мог быть лишен чи­нов, приобретенных службой, без утверждения судебного приго­вора императором.

3.   Никто не мог именовать себя Российским чином по званию, в иностранных службах полученному.

4.   Гражданским чиновникам запрещалось именоваться воен­ными чинами при переходе из военной службы в гражданскую. В равных чинах гражданские чиновники уступали место военным.

5.   Состоящие на службе в Российской империи и царстве Польском носили мундир, установленный специальным положением о гражданских мундирах в Империи от 30 марта 1834 г.

6.   Для каждого чина устанавливались различия в экипажах и ливреях.

7.   Жены чиновников пользовались личными правами и преиму­ществами их мужей.

8.   Лицам, состоящим в гражданской службе, для их содержания определялось жалованье, столовые и квартирные деньги или квартиры; канцелярские служащие получали сверх этого одежду и паек.

Обязанности государственных служащих:

1)   Здравый рассудок.

2)    Добрая воля к отправлениям порученного.

3)   Человеколюбие.

4)   Верность к службе Императорского Величества.

5)   Усердие к общему добру.

6)   Радение о должности.

7)   Местность бескорыстное воздержа­ние от взяток.

8)   Правый и равный суд всякому состоянию.

9)   По­кровительство невинному и скорбящему.

10)      Всякий служащий дол­жен поставить себе в непременную обязанность ведать все уставы и законы государственные.

11)      Всякую вверенную тайну, касающуюся службы и пользы Им­ператорского Величества, каждое состоящее в службе лицо обя­зано хранить свято и ненарушаемо.

12)      Никто из служащих не должен простирать своей власти за пределы, предназначенные оной законом.

13)      Всякое неуважение к начальству, изъявленное в делах службы письменно ли словесно, взыскивается строго по законам. 

Каковы преимущества службы в Сибири?

Всем классным чиновникам, направлявшимся  на государственную службу в Си­бирь, выдавалось безвозмездно денежное пособие на подъ­ем и обзаведение. Размер подъем определялся следующим образом:

а) для чиновников, оправляющихся на службу по предварительному назначению в должность - годо­вой оклад штатного сей должности звания;

б) для посылаемых в распоряжение местного начальства без предварительного назна­чения должности, годовой оклад жалованья, присвоенного месту прежней службы.

За каждые 5 лет усердной службы в Сибири чиновникам полагалась прибавка к жалованью по четверти оклада до тех пор, пока сумма такой прибавки не сравняется с полным окладом.            

Чиновникам, прослужившим в Сибири усердно и беспорочно не менее 3 лет, даруется сокращение 35-лет­него срока для получения Ордена Св. Владимира. Упомянутое со­кращение заключается в том, что 3 года службы в Сибири и Кав­казской области считаются за 4 года, с распространением сего преимущества за все время служения и на тех чиновников, кои впоследствии перейдут на службу в другие губернии.

               Культура, наука, образование.

          Прогресс русской культуры, культуры других народов России во второй половине XIX в. определялся общественно политическим подъемом в стране, отменой крепостного права, проведением реформ 60-70-х г.г., высокими темпами развития капитализма в промышленности и др.

          Определяя особенности развития культуры этого периода, следует назвать, во-первых, огромное воздействие демократических и социалистических идей на формирование культуры; во-вторых, неустанный философско-нравственный поиск русской интеллигенцией справедливости, правды – истины, ее веру в особую миссию русского народа; в-третьих, русская культура, с успехом вбиравшая достижения культур других народов, провозгласившая свободу, разум, счастье для всех людей, независимо от их социального происхождения и положения, языка и вероисповедания, вызвала к себе огромный интерес во всем мире.

           По подсчетам историков в середине XIXв. число грамотных людей составляло лишь 6% всего населения. Начальных школ насчитывалось 8227, в них обучалось 450 тыс. учащихся, в 75 гимназиях – 18 тыс., а в 6 университетах – 3,5 тыс. студентов. Восемьдесят процентов учащихся средней и высшей школ были дворяне.

В период школьных реформ 60-х г.г. для низших сословий расширилась сеть начальных школ, народных городских, сельских и уездных училищ, церковно-приходских школ. В городах также возникали новые учебные заведения – воскресные школы для взрослых. С конца 80-х г.г. их деятельность активизировалась.

Но основным звеном начального образования была земская общественная школа. В 1864-1874г.г. открылось около 10 тыс. земских школ, которые отличались лучшей, чем в государственных, методикой обучения.

В пореформенные годы были созданы всесословные женские гимназии, а также высшие женские курсы в Петербурге, Москве, Киеве. В 1882г. был открыт женский медицинский институт. К концу XIX в. в России функционировало более 60-ти государственных вузов, в которых обучалось около 30 тыс. студентов.

Тяга к знаниям народа была велика, поэтому большую долю расходов на начальное образование нес народ.

В целом возможности российского образования отставали от потребностей страны. Полиграфическая промышленность, ставшая во второй половине XIX в. отдельной отраслью капиталистического производства, увеличила выпуск продукции.

В 80-90-х г.г. крупными издателями были И.Д. Сытин (1851-1934), выпускавший большими тиражами дешевые книги для народа; братья А.Н. и И.Н. Гранаты, А.С. Суворин (1834-1912), Ф.Ф. Павленков (1839-1900), П.Г. Сойкин (1862-1938).

Во второй половине XIX в. по сравнению с предшествующим периодом возросло число специальных, научных, ведомственных и народных библиотек.

В Москве также были открыты Исторический, Политехнический музеи, Третьяковская галерея. В Петербурге в 1898г. был открыт Императорский Русский музей.

Несмотря на факторы, сдерживающие научный прогресс, вторая половина XIX в. – это период выдающихся достижений в науке и технике, позволивших русскую научно-исследовательскую деятельность ввести в мировую науку. Российская наука развивалась в тесной связи с европейской и американской наукой. Русские ученые принимали участие в экспериментальных и лабораторных исследованиях в научных центрах Европы и Северной Америки.

В стране возникали новые научные центры: Общество людей естествознания, антропологии и этнографии (1863), Общество русских врачей, Русское техническое общество (1866).

Крупным центром математических исследований стал Петербург, где сложилась математическая школа, связанная с именем выдающегося математика П.Л. Чебышева (1831-1894). Его открытия, до сих пор оказывающие влияние на развитие науки, относятся к теории приближения функций, теории чисел и теории вероятностей.

Гениальным ученым-химиком, создавшим периодическую систему химических элементов, был Д.И. Менделеев (1834-1907). Работа его “Основы химии” была переведена на многие европейские языки, а в России только прижизненно была издана 8 раз.

Страницы: 1, 2, 3, 4


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.