рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Реформы Петра I

  государства, а после окончания Северной войны должна была упростить

  процесс размещения и обеспечения регулярных войск.  В конце 1707 г.

  начинается осуществление новой реформы, а в 1708 г. провозглашается

  создание восьми губерний, которые в свою очередь подоразделялись на

  провинции: Московской,  Ингерманландской (впоследствии Санкт-Петер-

  бургской), Киевской,  Смоленской,  Архангелогородской,   Казанской,

  Азовской и  Сибирской.  Во  главе пограничных губерний стояли гене-

  рал-губернаторы, остальных - губернаторы. Провинции управлялись во-

  еводами, при  губернаторах и воеводах находилась земская канцелярия

  как орган,  приводящий в исполнения распоряжения и приказы;  с 1710

  г. воеводы  стали называться уездными комендантами.  В подчинении у

  губернатора были вице-губернатор (заместитель),  ландрихтер, ведав-

  ший судом,  провиантмейстер и другие чиновники. Таким образом,  гу-

  бернская реформа фактически упразднила преобразования  1699  г.,  а

  Московская ратуша превратилась из общегосударственного в губернское

  учреждение.

     В 1710 г. была проведена подворная перепись населения и была ус-

  тановлена особая платежная единица в 5536  дворов,  которая  должна

  была обеспечивать одну "долю" средств, необходимых для покрытия во-

  енных расходов. Коменданства упразднялись, а вместо них создавались

  новые "доли"  во главе с ландратами - в больших губерниях по 12, в

  средних - по 10,  в меньших - по 8.  Предусматривалось, что в соот-

  ветствии с количеством "доль" каждая губерния будет содержать опре-

  денленное количество полков.

     Однако и  эта реформа не дала желаемого эффекта,  Северная война

  затянулась, и разместить в губерниях приписанные  к  ним  полки  не

  удалось. Денег по-прежнему не хватало, что создало благодатную поч-

  ву для различных махинаций.  Так, губернатор Казанской губернии Ап-

  раксин придумывал суммы "доходов" и предоставлял царю фальшивые ве-

  домости по ним, демонстрируя падение о казенной прибыли.

     Эти две реформы вызвали полное расстройство государственного уп-

  равления. В результате губернской  реформы была уничтожена  система

  приказов, в начале XVIII в. Россия фактически осталась без столицы,

  так как Москва перестала ею быть,  а Санкт-Петербург еще  не  стал.

  Вся власть оказалась по-прежнему сосредоточенной в руках "команды",

  которая называлась то "ближней канцелярией",  то "консилией минист-

  ров".

     Поворотным моментом стал Указ от 2 марта 1711 г.,  провозгласив-

  ший создание  нового  органа государственной власти - Сената.  Фор-

  мальной причиной послужил отъезд Петра на  войну  с  Турцией.  Указ

  гласил:

     "Указ, что по отбытии нашем делать.

     1. Суд иметь нелицемерный и неправедных судей наказывать отняти-

  ем чести и всего имения,  тож и ябедником да последует; 2. Смотреть

  во всем государстве расходов и ненужные а особливо напрасные,  отс-

  тавить; 3. Денег, как возможно, збирать, понеже деньги суть артери-

  ею войны;  4. Дворян собрат молодых для запасу в афицеры, а наипаче

  тех, которые кроются,  сыскать; також тысячю человек людей боярских

  грамотных для того ж; 5. Вексели исправить и держать в одном месте;

  6. Товары,  которые на откупах или по канцеляриям и губерниям,  ос-

  мотреть и посвидетельствовать; 7.О соли старатца отдать на откуп и

  потщитца прибыли у оной; 8. Торг китайской, зделав компанию добрую,

  отдать; 9.  Персицкой торг умножить и армян,  как возможно, прилас-

  кать и облехчить,  в чем пристойно, дабы тем подату охоту для боль-

  шева их приезду. Петр".

     В первое время Сенат состоял из девяти ближайших сотрудников ца-

  ря, и Петр настаивал на признании Сената высшим государственным ор-

  ганом, которому все лица и учреждения должны повиноваться,  как са-

  мому царю.

     Для установления жесткого контроля за управлением Петр в 1711 г.

  создает систему фискалов,  которые подчинялись обер-фискалу. В обя-

  занности им вменялось доносить Сенату и царю о всех злоупотреблени-

  ях и неблаговидных поступках должностных лиц.  Фискалы были практи-

  чески безнаказанны,  но если их донос подтверждался, фискал получал

  половину имущества виновного.  Институт фискалов создал условия для

  расцвета коррупции и дал широкие возможности для  сведения  счетов.

  Стал печально  известен  этим обер-фискал Нестеров.  Однако на этом

  Петр не остановился - в 1722 г. вводится должность генерал-прокуро-

  ра для руководства фискалами. Гланая его роль заключалась в надзоре

  за Сенатом,  теперь только он мог предлагать Сенату вопросы для об-

  суждения. Таким  образом,  роль  Сената  как органа государственной

  власти была резко снижена.

     Но новый  централизованный  аппарат  власти с учреждением Сената

  еще только начинал создаваться,  и образцом для дальнейшей  реформы

  государственного управления  Петр  избрал  шведское государственное

  устройство. Рассматривая эту реформу, как и многие другие преобразо-

  вания Петра, нельзя не коснуться вопроса о степени заимствования им

  западноевропейского опыта.

     Шведская государственная система была построена на принципах ка-

  мерализма - учения о бюрократическом управлении,  получившего расп-

  ространение в  Европе в XVI-XVII вв.  Камерализм содержал ряд черт,

  весьма привлекательных для Петра:

     1) Это функциональный принцип управления, который предусматривал

  создание учреждений, специализировавшихся в какой-либо сфере;

     2) Это устройство учреждения на началах коллегиальности,  четкой

  регламентации обязанностей чиновников,  специализации канцелярского

  труда, установления единообразия штатов и жалованья.

     Используя шведский опыт и шведские образцы,  Петр,  как правило,

  вносил обусловленные особенностями России изменения.  Указ Петра от

  28 апреля 1718 г. гласит: "Всем колегиям надлежит ныне на основании

  шведского устава сочинять  во всех делах и порядках по пунктам,   а

  которыя пункты в шведском регламенте неудобны, или с сетуациею сего

  государства несходны и оныя  ставить по своему разсуждению. И, пос-

  тавя об оных, докладывать, так ли их быть".

     В 1712  г.  у Петра появляется идея создать по шведскому образцу

  коллегии. Первая заметка царя о количестве коллегий относится к  23

  марта 1715 г. - только шесть коллегий без расшифровки их обязаннос-

  тей: Юстиции,  Иностранных дел,  Адмиралтейская, Воинская, Камер и

  Коммерц-коллегии. Реформа  началась в конце 1717 - начале 1718 гг.,

  когда Петр составил своеобразную программу предстоящих преобразова-

  ний: он определил число и компетенции коллегий, а также укомплекто-

  вал их руководящим составом.  Указом от 15 декабря 1717 г. назнача-

  ются президенты и вице-президенты коллегий:

     Документ от 12 декабря 1718 года: " Реестр коллегиям. О должнос-

  ти, что в которой управляти надлежит...

     1. Чужестранных дел (что ныне Посольский приказ).  Всякия иност-

  ранныя и  посольския дела и пересылка со всеми окрестными государс-

  твы и приезды послов и  посланников,  и  приезды  курьеров  и  иных

  иноземцев.

     2. Камор (или казенных сборов).  Всякое расположение  и  ведение

  доходов денежных всего государства.

     3. Юстиция (то есть расправа гражданских дел).  Судныя и розыск-

  ныя дела, в той же коллегии в ведении и Поместный приказ.

     4. Ревизион. Счет всех государственных приходов и расходов.

     5. Воинской. Армия и гарнизоны и все воинские дела, которые были

  ведомы в Военном приказе и которые прилучаются во всем государстве.

     6. Адмиралтейской. Флот со всеми морскими воинскими служители, к

  тому принадлежащими морскими делами и управлении.

     7. Коммерц. Смотреть над всеми торгами и торговыми действии.

     8. Штатс-контор (Казенный  дом).  Ведение  всех  государственных

  расходов.

     9. Берг и Мануфактур.  Рудокопные заводы и все прочия ремесла  и

  рукоделия, и заводы оных, и размножение, притом же и артиллерия".

     С появлением коллегий прекращали свое  существование  многие  из

  сохранившихся еще приказов, а некоторые из них вошли в состав новых

  учреждений, так, в Юстиц-коллегию вошли семь приказов. Особенностью

  коллегиальной системы  стало  более  четкое разграничение сфер дея-

  тельности и совещательный порядок ведения дел.  Сам Петр писал:  "В

  коллегии предложенную  нужду разбирают умы многие,  и,  что один не

  постигнет, то постигнет другий,  а чего не увидит сей, то оный уви-

  дит". Коллегиальная система имела недостатки, и состав коллегий при

  жизни Петра неоднократно изменялся.  В 1721 г.  была образована Ду-

  ховная коллегия - Синод,  который был выведен из подчинения Сената,

  в 1722 г.  Берг и Мануфактур-коллегия была разделена на Берг-колле-

  гию и Мануфактур-коллегию,  была образована Малороссийская коллегия

  для улучшения управления Украиной, а Вотчинная контора Юстиц-колле-

  гии получила статус коллегии.

     В 1720 г. был принят Генеральный регламент - документ, определя-

  ющий штаты  коллегий,  окончательно  разграничивавший  их функции и

  компетенцию. Формирование коллегиальной системы было завершено. Она

  функционировала почти столетие - с 1717 по 1802 г.

     После учреждения коллегий Петр решил по шведскому образцу рефор-

  мировать и местное управление.  Началась очередная реформа местного

  административно-территориального устройства.  В 1719-1720  г.  были

  отменены "доли" и должности ландратов,  губернии теперь делились на

  провинции, а те,  в свою очередь,  на дистрикты,  во главе  которых

  стояли земские комиссары, назначаемые Камер-коллегией.

     Городское управление было  передано  в  руки  городских  верхов.

  Должность бурмистров  отменялась.  Все посадское население делилось

  на три части:  1-ю гильдию (богатые купцы и  владельцы  ремесленных

  мастерских), 2-ю гильдию (мелкие торговцы, зажиточные ремесленники)

  и "подлый люд", составлявший подавляющее большинство городского на-

  селения.  Правом выбора  в новые органы городского самоуправления -

  магистраты - получили лишь представители "регулярного" населения  -

  члены гильдий,  избираться могли лишь члены 1-ой гильдии.  Деятель-

  ность всех городских магистратов контролировал созданный в 1720  г.

  Главный магистрат.

     Наряду с разделением городского населения, были проведены преоб-

  разования и  в отношении многочисленного класса некрепостного насе-

  ления - оно объединялось в  сословие  государственных  крестьян  со

  значительным сужением прав и возможностей.  Переписью 1719-1724 гг.

  было ликвидировано  холопство  путем  слияния  его  с   крепостными

  крестьянами.

     Новая система органов управления создала мощный слой  чиновничь-

  его дворянства в России,  сложился разветвленный дворянско-бюрокра-

  тический аппарат. После полного уравнения земельных владений дворян

  (поместий) и  бояр  (вотчин)  дворянское землевладение окончательно

  превратилось в господствующее,  причем указ о майорате 1714 г. пре-

  дотвратил дроблений владений.  Но эта мера полностью реализована не

  была.

     Своеобразным итогом административных преобразований Петра I ста-

  ла принятая в 1722 г.  Табель о рангах - свод законов о порядке го-

  сударственной службы. Табель обязывала всех дворян служить и объяв-

  ляла службу единственным способом получения любого государственного

  чина, причем открывались возможности продвижения по службе и выход-

  цев из "подлого люда", а достижение восьмого ранга означало присво-

  ение дворянства, в чем заключалась известная демократизация системы

  управления. Петр отмечал в указе о Табели:  "Мы для того никому ни-

  какого ранга  не позволяем,  пока они нам и отечеству никаких услуг

  не покажут и за оные характера не получат". По Табели все должности

  делились на шесть частей -  военные (сухопутные,  гвардия, артилле-

  рия, морские), статские и придворные, и на 14 классов или рангов.

     Многие историки считают административные преобразования наиболее

  слабым местом   Петровских  реформ.  Известный  российский  историк

  В.Я.Уланов писал: "Все эти преобразования, непрерывным потоком сле-

  довавшие одно за другим...  не тоько не вели население к материаль-

  ному и нравственному преуспеянию, но были гнетом, мало чем уступав-

  шим войне Петровского времени".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Церковная реформа.

     Важную роль  в  утверждении абсолютизма играла церковная реформа

  Петра. Во второй половине  XVII  в.  позиции  Русской  православной

  церкви были весьма прочными, она сохраняла административную, финан-

  совую и судебную автономию по отношению к царской власти. Последние

  патриархи Иоаким (1675-1690 гг.) и Адриан (1690-1700) гг. проводили

  политику, направленную на укрепление этих позиций.

     Церковная политика Петра, как и его политика в других сферах го-

  сударственной жизни, была напрвлена прежде всего на как можно более

  эффективное использование церкви для нужд государства, а если конк-

  ретнее - на выжимание из церкви денег на государственные программы,

  прежде всего на строительство флота ("кумпанствах").

  После путешествия Петра в составе Великого посольства его  занимает

  еще и проблема полного подчинения церкви своей власти.

     Поворот к новой политике произошел после смерти патриарха Адриа-

  на. Петр распоряжается провести ревизию для переписи имущества Пат-

  риаршего дома.  Воспользовавшись информацией о выявленных  злоупот-

  реблениях, Петр  отменяет выборы нового патриарха,  поручая в то же

  самое время митрополиту Рязанскому Стефану Яворскому пост  "местоб-

  люстителя патриаршего  престола". В 1701 г. образуется Монастырский

  приказ - светское  учреждение - для  управления делами церкви. Цер-

  ковь начинает терять свою независимость от государства,  право рас-

  поряжаться своей собственностью.

     Петр, руководствуясь просветительской идеей об общественном бла-

  ге, для которого необходим продуктивный труд всех членов  общества,

  разворачивает наступление на монахов и монастыри. В 1701 г. царский

  указ ограничивает число монахов:  за разрешением на постриг  теперь

  нужно было  обращаться  в Монастырский приказ.  Впоследствии у царя

  появилась идея использовать монастыри как приюты для отставных сол-

  дат и нищих. В указе 1724 г. количество монахов в монастыре ставит-

  ся в прямую зависимость от числа людей, за которыми они ухаживают.

     Сложившиеся отношения  между церковью и властью требовали нового

  юридического оформления.  В 1721 г. видный деятель Петровской эпохи

  Феофан Прокопович составляет Духовный регламент,  котрый предусмат-

  ривал уничтожение института патриаршества и образование нового  ор-

  гана - Духовной коллегии, которая вскоре была переименована в "Свя-

  тейший правительственный Синод",  официально уравненный в правах  с

  Сенатом. Президентом стал Стефан Яворский, вице-президентами - Фео-

  досий Яновский и Феофан Прокопович. Создание Синода явилось началом

  абсолютистского периода русской истории, так как теперь вся власть,

  в том числе и церковная,  была сосредоточена в руках Петра.  Совре-

  менник сообщает,  что когда русские церковные деятели пытались про-

  тестовать, Петр указал им на Духовный регламент и заявил:  "Вот вам

  духовный патриарх, а если он вам не нравится, то вот вам (бросив на

  стол кинжал) булатный патриарх".

     Принятие Духовного регламента фактически превратило русских свя-

  щеннослужителей в государственных чиновников,  тем  более  что  для

  надзора за Синодом было поставлено светское лицо - обер-прокурор.

     Реформа церкви осуществлялась параллельно с  податной  реформой,

  проводились учет и классификация священников, а низшие их слои были

  переведены в подушный оклад. По сводным ведомостям Казанской, Ниже-

  городской и Астраханской губерний (образованы в результате членения

  Казанской губернии), от подати было освобождено только 3044 священ-

  ника из 8709 (35%). Бурную реакцию среди священников вызвало Поста-

  новление Синода от 17 мая 1722 года,  в котором  священнослужителям

  вменялось в  обязанность  нарушать тайну исповеди,  если у них была

  возможность сообщить какие-либо важные для государства сведения.

     В результате  церковной  реформы церковь потеряла огромную часть

  своего влияния и превратилась в  часть  государственного  аппарата,

  строго контролируемую и управляемую светской властью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экономические преобразования.

     В Петровскую эпоху российская экономика,  и прежде всего промыш-

  ленность совершила гигантский скачок.  В то же время  развитие  хо-

  зяйства в первой четверти XVIII в. шло путями, намеченными предыду-

  щим периодом.  В Московском государстве  XVI-XVII  в.  существовали

  крупные промышленные  предприятия  - Пушечный двор,  Печатный двор,

  оружейные заводы в Туле,  верфь в Дединове и др.  Политика Петра  в

  отношении экономической  жизни  характеризовалась  высокой степенью

  применения командных и протекционистских методов.

     В сельском  хозяйстве возможности совершенствования черпались из

  дальнейшего освоения плодородных земель,  возделывания  технических

  культур, дававших  сырье для промышленности,  развития животноводс-

  тва, продвижения земледелия на восток и юг, а также более интенсив-

  ной эксплуатации  крестьян.  Возросшие  потребности  государства  в

  сырье для российской промышленности привели к широкому  распростра-

  нению таких культур,  как лен и конопля. Указ 1715 г. поощрял выра-

  щивание льна и конопли,  а также табака,  тутовых деревьев для шел-

  копрядов. Указ 1712 г.  предписывал создавать коневодческие хозяйс-

  тва в Казанской,  Азовской и Киевской губерниях,  поощрялось  также

  овцеводство.

     В Петровскую эпоху происходит резкое разграничение страны на две

  зоны ведения феодального хозяйства - неурожайный Север, где феодалы

  переводили своих крестьян на денежный оброк, зачастую отпуская их в

  город и другие сельскохозяйственные местности на заработки, и  пло-

  дородный Юг,  где дворяне-землевладельцы  стремились  к  расширению

  барщины.

     Также усиливались государственные повинности крестьян. Их силами

  строились города  (на  строительстве  Петербурга  работали  40 тыс.

  крестьян), мануфактуры,  мосты,  дороги; проводились ежегодные рек-

  рутские наборы, повышались старые денежные сборы и вводилсиь новые.

  Главной целью политики Петра все время являлось получение как можно

  больших денежных и людских ресурсов для государственных нужд.

     Были проведены две переписи - в 1710 и 1718 гг. По переписи 1718

  г. единицей обложения становилась "душа" мужского пола, вне зависи-

  мости от возраста, с которой взималась подушная подать в размере 70

  копеек в год (с государственных крестьян - 1 руб.  10 коп.  в год).

  Это упорядочило податную политику и резко подняло доходы  государс-

  тва (примерно  в 4 раза;  к концу правления Петра они составляли до

  12 млн. руб. в год).

     В промышленности   произошла   резкая  переориентация  с  мелких

  крестьянских и ремесленных хозяйств на мануфактуры.  При Петре было

  основано не менее 200 новых мануфактур, он всячески поощрял их соз-

  дание. Политика государства была также направлена на ограждение мо-

  лодой российской промышленности от конкуренции со стороны западноев-

  ропейской путем введения очень высоких таможенных пошлин  (Таможен-

  ный устав 1724 г.)

     Российская мануфактура, хотя и имела капиталистические черты, но

  использование на ней преимущественно труда крестьян - посессионных,

  приписных, оброчных и др. - делало ее крепостническим предприятием.

  В зависимости от того, чьей собственностью они являлись, мануфакту-

  ры делились на казенные,  купеческие и помещичьи. В 1721 г. промыш-

  ленникам было предоставлено право покупать крестьян для закрепления

  их за предприятием (посессионные крестьяне).

     Государственные казенные заводы использовали труд  государствен-

  ных крестьян, приписных крестьян, рекрутов и свободных наемных мас-

  теров. Они в основном обслуживали тяжелую промышленность  -  метал-

  лургию, судоверфи, рудники. На купеческих мануфактурах, выпускавших

  преимущественно товары широкого потребления,  работали и посессион-

  ные, и оброчные крестьяне,  а также вольнонаемная рабочая сила. По-

  мещичьи предприятия  полностью обеспечивались силами крепостных по-

  мещика-владельцами.

     Протекционистская политика  Петра  вела к появлению мануфактур в

  самых разных отраслях промышленности,  зачастую появлявшихся в Рос-

  сии впервые.  Основными были те,  которые работали на армию и флот:

  металлургические, оружейные, судостроительные, суконные, полотняные,            

  кожевенные и т.п. Поощрялась предпринимательская деятельность,

  создавались льготные условия для людей, которые создавали новые ма-

  нуфактуры или брали в аренду государственные.  В 1711 г.  в указе о

  передаче московским купцам А.Турчанинову и С.Цынбальщикову полотня-

  ной мануфактуры  Петр писал:  "А буде они оной завод радением своим

  умножат и учинят в нем прибыль, и за то они... получат милость".

     Возникают мануфактуры  во многих отраслях - стекольной,  порохо-

  вой, бумагоделательной,  парусинной, полотнянной, шелкоткацкой, су-

  конной, кожевенной,  канатной,  шляпной,  красочной,  лесопильной и

  многих других.  Огромный вклад в развитие металлургической  промыш-

Страницы: 1, 2, 3


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.