![]() |
|
|
Реферат: Быт и настроения политической каторги и ссылки Сибири в 1900 - 1917 годахФ. Радзиловская и Л .Орестова подтверждают, что “из всех радостей в тюрьме - возможность углубленно мыслить и заниматься больше всего захватывала и волновала.... Такое углубление в науку, такую радость занятий, трудно, конечно, представить на воле, где сама жизнь требует огромного напряжения и отнимает и физические, и психологические силы”.[xc] А. Пирогова подытоживает: “И теперь, когда мы говорим гордые слова, что мы сумели превратить наши тюрьмы в университеты, вышли лучше вооруженными, чем вошли в тюрьмы, - мы не договариваем до конца: эти университеты были спасительными кругами, и не будь их, нас ждало бы безумие и вымирание. К этим alma mater нет сыновней привязанности у их подневольных студентов, так как знания куплены в них слишком дорогой ценой, -ценой молодости, здоровья, личной жизни.”[xci] Не отставала от мальцевитянок и мужская каторга, и если в женской тюрьме обсуждать политической вопросы было не принято, то в мужских тюрьмах революционные идеи постоянно находились в центре внимания. Политическое руководство принадлежало партийным фракциям, причем иногда наблюдался резкий антагонизм между беспартийной массой и партийцами. В этом были виноваты все фракции. Зерентуй в это время был настоящей фабрикой учебы, "вольным" университетом, вокруг которого складывалась вся культурно-политическая работа среди почти 500 политических заключенных.[xcii] В камерах читались публичные лекции (например, Р.И. Малецким), велась политико-просветительская работа (эсерами П. Прошьяном, Столяровым, Е. Созоновым), свою работу вела социал-демократическая фракция (Плесков, Малоземов, доктор Попов (Бритман) и другие).В Плесков упоминает, что лекторское поле оставалось почти всегда за социал-демократами, причем тут не было различий между меньшевиками и большевиками: фронт социал-демократов был всегда объединенный.[xciii] В те же годы фракции вели деятельную переписку с партийными центрами на воле. Кое-что делали и сами политкаторжане, например, посылали в столицу корреспонденции и доклады в думскую социал-демократическую фракцию, просили новостей. Не обходилось здесь и без курьезных случаев. Однажды В. Плескову дали письмо со штемпелем тюремной конторы: "просмотрено". Письмо просматривал старый помощник начальника тюрьмы Островский и он был подслеповат. На листке почтовой бумаги мелким почерком был записан целый реферат о положении рабочего класса в России, о борьбе профсоюзов, о легальных формах движения. Под письмом стояла подпись Ю. Мартова. [xciv] Дерзость каторжан в то время доходила даже до того, что они из тюрьмы снабжали троицкосавскую партийную организацию полученной из-за границы литературой и писали для нее прокламации.[xcv] Конечно, Зерентуй 1907-09 годов был счастливым исключением среди каторжных централов, это признают и сами заключенные, но даже при самом лучшем режиме можно было получить пулю от часового и быть убитым за безделицу на прогулке или у окна ночью. И то и другое было и в Зерентуе.[xcvi] Как бы то ни было, здесь прослеживаятся определенное различие между женской и мужской каторгами. Очевидно, что более чем 500 членов политического коллектива Зарантуйской тюрьмы было необходимо контролировать, что называется, “изнутри”. Именно поэтому, как нам кажется, политическая активность мужской каторги находилась на высоте и не допускала того “разброда”, который наблюдался на женской каторге. К тому же, руководителям партийных фракций в среде каторжан удавалось на редкость грамотно проповедовать свои политические идеи, не допуская серьезных расколов внутри политического коллектива. c) Моральное положение политической каторги и ссылки накануне 1917 года. Репрессии начала 1910-х годов существенно подорвали моральный дух заключенных. По признанию очевидцев, “многие вышедшие с каторги глядели потухшим взглядом и даже жизнь и революция не пахнули на них своим знойным дыханием, а встречены были ими, как чужие.[xcvii] Если для обывателя свержение царизма было и завершением революции, то для политических каторжан и ссыльно-поселенцев минутная радость победы сменялась тяжелым раздумьем над завтрашним днем. ё Не у всех революционный максимализм каторги сохранился надолго, и последующая борьба размежевала бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев. Для многих приобщение к политической действительности стало трагедией, так как их максимализм оказался не нужен партийным организациям. Впрочем, и сами бывшие ссыльнопоселенцы и политкаторжане в итоге стремились отмежеваться от политической деятельности, в особенности если она была как-то связана с Сибирью. Например, после февральской революции 1917 года, смену власти в Якутии сделали главным образом по инициативе социал-демокра-тической группы ссыльных, которая, пролучив вести о революции, выдвинула идею свержения якутского губернатора и сделала это без особого труда. Социал-демократ Г.П. Петровский стал якутским областным коммисаром, из Якутского гарнизона был образован Якутский Совет Солдатских Депутатов, а также Якутский Комитет общественной безопасности и Совет рабочих депутатов. Якутская городская дума была переизбрана, а ссыльно-поселенцы стали ее гласными, сделавшись таким образом "отцами города". Однако, с открытием путей сообщения социал-демократы устремились "на континент", сдав таким образом власть в руки эсеров. Например, после отъезда социал-демократа Г.И. Перовского, коммисаром был назначен эсер Соловьев. До отъезда Виленского хозяйственная власть оставалась в руках социал-демократов, но испытывала постоянные "атаки". Позднее влать полностью перешла эсерам, а вся Якутская социал-демократическая организация была арестована и брошена в тюрьму. Еще раз отметим, что социал-демократы сами отдали власть. Измотанные каторгой и последующей ссылкой, они использовали любой повод, чтобы покинуть места своего вынужденного поселения. Так, занимавший ответственный пост в новой структуре власти ссыльнопоселенец Виленский признается, что он выехал из Якутии под уважительным предлогом не собираясь возвращаться назад: “Я выехал их Якутии на всероссийское демократическое совещание. Но это был, конечно, предлог, и я и товарищи понимали, что вряд ли мне захочется вернуться в гибельные места Якутии.”[xcviii] Впоследствии Виленский отошел от политической деятельности посвятив себя науке. Немалая часть ссыльных и бывших политкаторжан шла "по наклонной" к пьянству, разврату, уголовным преступлениям, - “организованная” часть политической ссылки старалась всячески от них отмежеваться. И все же, по поступкам опускавшихся “на дно” ссыльных во много судили о моральных качествах политической ссылки вообще. Как пишет в своих воспоминаниях М. Константинов, “эти люди,типичные представители морально разложившейся части ссылки, ничего общего не имели ни с “организованной” частью ссыльного общества, ни с политической ссылкой вообще.”[xcix] Один из них, Калугин, непрерывно кутил, женился на якутке, обзавелся детьми, устраивал скандалы на весь поселок, и "имел клеймо предателя на лбу". Второй, ссыльный солдат,- снабжал местных спекулянтов спиртом из якутского казенного военного склада. Третий - некто Браиловский, административный политссыльный, приехав в поселок совершенно не скрываясь открыл производство и торговлю самогоном. С "истинными" политическими ссыльными эти трое не контактировали, что не мешало им перед проезжавшими и местными активно афишировать себя в качестве политических ссыльных, революционеров, анархистов и так далее. В то же время, Браиловский еще с Ленской ссылки активно служил иркутскому охранному отделению.[c] О “неорганизованной” части политических ссыльных пишет и проходивший по уголовной статье П. Васильев, который после работы на Новотроицких золотых рудниках был отправлен в вольную команду, где встретился с политическими ссыльными. Один из них, Андрей Агеев, рабочий-железнодорожник, социал-демократ, “был страшно озлоблен на всё и на всех: и на то, что вот он на уголовном положении, а другие, по существу, такие же, как и он, "беспечально как баре" (его слова) коротают дни в разных там Зерентуях и Акатуях”[ci] Другой, юный эсер Павел Поляков, осужденный за убийство провокатора, тоже опускался "на дно". Общего между собою "товарищи" ничего не имели: “Не было и намека на коллектив. Каждый дул в свою дудку”.[cii] Между тем, образ жизни и поведение "неорганизованной" части ссылки зачастую расценивалось как характерное для всей “политики”,что ей не прибавляло авторитета. Между "организованной" и “неорганизован-ной" частями ссылки постоянно шла борьба. На наш взгляд, правительство добилось своих целей, поскольку упадок морального духа политических ссыльных и политкаторжан, по существу, наблюдался повсеместно. Казалось бы, бывшие заключенные после освобождения были готовы к активной борьбе. Но на деле, адаптация к реальным условиям Российской политической борьбы в Европейской части страны была крайне тяжелой. Не случайно, большое количество ссыльных совершало побеги и уезжала за границу, чтобы заодно порвать и с ссылкой, и с необходимостью продолжать идейную борьбу в России. Профессиональных революционеров, оставшихся на политической арене страны после 1917 года, по отношению к общему числу политических ссыльных и каторжан Сибири, было крайне мало. Политику к 1917 году делали партийные организации Европейской России, и пришедшим из Сибири товарищам оставалось воспользоваться плодами их трудов, а также получить должный почет и уважение за принесенную во благо высших идеалов жертву. Заключение. Итак, вряд ли следует рассматривать сибирскую политическую ссылку и каторгу 1900 - 1917 гг. как "кузницу кадров" для революции. Советские исследователи справедливо признавали, что тяготы и лишения ссылки, материальное, правовое и моральное положение ссылки не способствавали росту политической активности заключенных и ссыльных. Было необходимо активное стимулирование этой активности извне, а затем долгая адаптация бывших ссыльных (закончивших срок заключения, либо совершивших побег) к реальной жизни. В нашей работе мы показали, что изъятие революционно настроенных людей из бурнокипящей политической обстановки предреволюционной России и посылка их на поселение в отдаленные уголки Сибири, а также суровое каторжное наказание, заставляло многих пересматривать собственные взгляды на политическую борьбу и, зачастую, отказываться от ”высших идей”. Как мы видим, эта ситуация, с некоторыми отклонениями, в целом была характерна в течение всего рассматриваемого нами периода. Несмотря на возникавшие межфракционные и межпартийные разногласия, ссыльные в первую очередь отмечали, что во-первых, на местах поселения буквально было нечем заняться, и это повергало их в уныние, и во-вторых , что необходимость думать о заработке и обустройстве вытесняла из головы все мысли о политической борьбе. То же самое мы можем отнести и к политической каторге, где в бегстве от рутины каторжного бытия заключенные углублялись в штудирование научных трудов, и были к тому же вынуждены вести неравную изматывающую борьбу против произвола тюремных властей. Таким образом, цель настоящей работы - определить, как условия жизни в ссылке и на каторге влияли на моральный настрой самих ссыльных, а также выделить характерные для всего рассматриваемого нами периода черты - нам кажется выполненной. В заключение, хотелось бы еще раз отметить значимость изучения мемуаров бывших политических ссыльных и каторжан. На наш взгляд, широкий анализ этих источников личного происхождения позволяет осветить достаточно большой спектр вопросов. Здесь необходимо более глубоко привлекать наработки социологии и психологии, для того, чтобы понять процессы становления обыденного сознания политических заключенных. Воспоминания политкаторжан и ссыльнопоселенцев остаются по прежнему во многом неиспользованным историческим источником, и нами была освещена лишь незначительная часть вопросов, ждущих своего исследователя. [i] Соколов А.И. Идейно-политическая борьба в сибирской ссылке в период между двумя буржуазно-демократическими революциями (современная историография проблемы) // Ссыльные революционеры в Сибири (XIX в. – февраль 1917 г.) - Иркутск, 1989 - Выпуск 11 - С.81 [ii] Шерстянников Н.А. Идейно-политическая борьбв большевиков против меньшевизма в сибирских колониях политических ссыльных. // Ссыльные революционеры в Сибири (XIX в. – февраль 1917 г.) - Иркутск, 1989 - Выпуск 11 - С.192-202; Рощевская Л.П. Западносибирская политическая ссылка в период реакции 80-х годов XIX века // Ссылка и общественно-политическая жизнь в Сибири (XVIII - начало XX в.) - Новосибирск, 1978 -С.141 -159; Марголис А.Д. Система сибирской ссылки и закон от 12 июня 1900 г. // Ссылка и общественно-политическая жизнь в Сибири (XVIII - начало XX в.) - Новосибирск, 1978 - С. 126 - 140 и др. [iii] Хазиахметов Э.Ш. Положение политических ссыльных между революциями 1905 и февраля 1917 гг. // Ссыльные революционеры в Сибири (XIX в. - февраль 1917 г.) - Иркутск, 1974 - Выпуск 2 - С. 175-193; Хазиахметов Э.Ш. Массовые источники по истории сибирской политической ссылки 1905 -1917 гг. // Политическая ссылка в Сибири XIX - начало XX в. Историография и источники - Новосибирск, 1987 - С.150-161 и др [iv] Соколов А.И. Идейно-политическая борьба в сибирской ссылке в период между двумя буржуазно-демократическими революциями (современная историография проблемы) // Ссыльные революционеры в Сибири (XIX в. – февраль 1917 г.) - Иркутск, 1989 - Выпуск 11 - С.79-95; Соколов А.И. Роль центральных партийных изданий в борьбе ссыльных большевиков против оппортунизма в межреволюционныейпериод (к историографии проблемы) // Ссыльные революционеры в Сибири (XIX в. – февраль 1917 г.) - Иркутск, 1991 - Выпуск 12 - С.68-82 и др. [v] Шерстянников Н.А. Идейно-политическая борьбв большевиков против меньшевизма [vi] Пронин Ю.В. Издания Всесоюзного общества бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев о деятельности восточносибисрких организаций РСДРП периода революции 1905-1907 годов.// Ссыльные революционеры в Сибири (XIX в. – февраль 1917 г.) - Иркутск, 1991 - Выпуск 12 - С.33 [vii] Биценко А. В Мальцевской женской каторжной тюрьме (к характеристике отношений // Каторга и ссылка - 1923 - №7 - С. 192 - 208 ; Васильев П. Новотроицкие золотые промыслы. // Каторга и ссылка. - 1930 - №1 - С. 120 -140; Холщевников И.В. Чита в 1905 году // Каторга и ссылка. - 1926 - №1 - С.35-62 и др. [viii] Плесков В. "Вольный университет" и культработа на каторге // Каторга и сñûëêà - 1930 -¹10 - Ñ. 164 -176 [ix] Биценко А. В Мальцевской женской каторжной тюрьме (к характеристике отношений... и др. [x] Кон Ф.Я.. На поселении в Якутской области (продолжение) // Каторга и ссылка - 1929 - №1 - С. 95-103; Кон Ф.Я.. На поселении в Якутской области (окончание) // Каторга и ссылêà - 1929 - ¹2 - Ñ. 93 - 98 è äð. [xi]Виленский (Сибиряков) В. Последнее поколение якутской ссылки // Каторга и ссылка - 1923 - №7 - С. 129 -141; Виленский (Сибиряков) В. 12 марта // Каторга и ссылка - 1925 - №2 - С. 9 -13; Константинов М. Мартовские дни у Ледовитого океана (из записок политического ссыльно-каторжанина) // Каторга и ссылка - 1925 - №2 - С.14 - 48 [xii] Черкунов А.Н Жизнь политической ссылки и тюрьмы по перехваченным письмам. По материалам Иркутского губ. жандармского управления за 1912 год (Иркутское Губ. Архивное Бюро) // Каторга и ссылка. - 1926 - №1 - С.171 -185 [xiii] Марголис А.Д. Система сибирской ссылки и закон от 12 июня 1900 г.... С. 128 [xiv] Там же. С . 130-134 [xv] Там же. С. 135 [xvi] Там же С. 137 [xvii] Там же. С. 138 [xviii] Там же. С. 140 [xix] Хазиахметов Э.Ш. Положение политических ссыльных... С. 177-178 [xx] Хазиахметов Э.Ш. Организация побегов политических ссыльных... С. 59 [xxi] Èñòîðèÿ Ñèáèðè : Ë.,1968 Ò.2 - Ñ. 328 [xxii] Хазиахметов Э.Ш. Положение политических ссыльных... C. 176 [xxiii] Там же C. 177 [xxiv] Рощевская Л.П. Западносибирская политическая ссылка... С.151 [xxv] А.Н. Черкунов Жизнь политической ссылки и тюрьмы по перехваченным письмам. По материалам Иркутского губ. жандармского управления за 1912 год (Иркутское Губ. Архивное Бюро) // Каторга и ссылка. - 1926 - №1 - С.171 [xxvi] Там же. С. 174 [xxvii] Там же. С. 175 [xxviii] Радзиловская Ф., Орестова Л. Мальцевская женская каторга... С. 140 [xxix] Там же. С. 138 [xxx] Спиридонова М.А. Из жизни на Нерчинской каторге // Каторга и ссылка - 1925 - №3 - С. 127 [xxxi] Там же. С. 128 [xxxii] Хазиахметов Э.Ш. Положение политических ссыльных... C.177 [xxxiii] Радзиловская Ф.Ф. Мальцевская вольная команда... С.143 [xxxiv] Виленский (Сибиряков) В. Последнее поколение якутской ссылки... С. 136 [xxxv] Виленский (Сибиряков) В. Последнее поколение якутской ссылки... С. 136 [xxxvi] Катин-Ярцев В. В тюрьме и ссылке (окончание)... С. 137 [xxxvii] А.Н. Черкунов Жизнь политической ссылки... С. 174 [xxxviii] А.Н. Черкунов Жизнь политической ссылки... С. 174 [xxxix] Катин-Ярцев В. В тюрьме и ссылке... С. 137 [xl] Хазиахметов Э.Ш. Положение политических ссыльных... C.179 [xli] Хазиахметов Э.Ш. Положение политических ссыльных... C.180 [xlii] Хазиахметов Э.Ш. Положение политических ссыльных... C.181 [xliii] Радзиловская Ф. Мальцевская вольная команда... С. 140 [xliv] Там же.С. 145 [xlv] Пирогова А. На женской каторге // Каторга и ссылка - 1929 - №10 - С. 151 [xlvi] Каховская А. Из воспоминаний о женской каторге. // Каторга и ссылка - 1926 - №1 - С. 154 [xlvii] Радзиловская Ф., Орестова Л. Мальцевская женская каторга 1907 - 1911 гг... С. 138 [xlviii] Там же. С. 116 [xlix] Там же [l] Там же [li] Там же С.118 [lii] Спиридонова М.А. Из жизни на Нерчинской каторге (продолжение)... С. 181 [liii] Пирогова А. На женской каторге... С. 152 [liv] Плесков В. "Вольный университет" и культработа на каторге // Каторга и ссылка - 1930 -№10 - С. 166 [lv] Там же С. 166 [lvi] Сломянский М. В Алгачах // Каторга и ссылка - 1930 - №8/9 - C. 145 [lvii] Там же C. 146 [lviii] Пирогова А. На женской каторге... С. 165 [lix] Хазиахметов Э.Ш. Положение политических ссыльных... C.185 [lx] Виленский (Сибиряков) В. Последнее поколение якутской ссылки... С 133 [lxi] Там же С 134 [lxii] Биценко А. В Мальцевской женской каторжной тюрьме (к характеристике отношений // Каторга и ссылка - 1923 - №7 - С. 192 [lxiii] Там же С. 193 [lxiv] Там же С. 194 [lxv] Там же С. 194 [lxvi] Там же С. 201 [lxvii] Там же С. 196 [lxviii] Там же С. 196 [lxix] Там же С. 196 [lxx] Там же С. 197 [lxxi] Там же С. 198 [lxxii] Там же С. 199 [lxxiii] Там же С. 207 [lxxiv] Там же С. 204 [lxxv] Там же С. 205 [lxxvi] Там же С. 206 [lxxvii] Кон Ф.Я.. На поселении в Якутской области // Каторга и ссылка - 1929 - №2 - С. 93 [lxxviii] Катин-Ярцев В. В тюрьме и ссылке... С. 138 [lxxix] Виленский (Сибиряков) В. Последнее поколение якутской ссылки... С. 133 [lxxx] Кон Ф.Я.. На поселении в Якутской области... С. 98 [lxxxi] Черкунов А.Н. Жизнь политической ссылки... С. 173 [lxxxii] Черкунов А.Н. Жизнь политической ссылки... С. 173-174 [lxxxiii] Кон Ф.Я.. На поселении в Якутской области (окончание)... C.96 [lxxxiv] Григорьев Р. В местах отдаленных // Каторга и ссылка - 1930 - №11 - С. 146 [lxxxv] Григорьев Р. В местах отдаленных... С. 155 [lxxxvi] Радзиловская Ф., Орестова Л. Мальцевская женская каторга 1907 - 1911 гг... С. 125 [lxxxvii] Там же С. 126 [lxxxviii] Там же С. 127 [lxxxix] Там же С. 129 [xc] Там же С. 129 [xci] Пирогова А. На женской каторге... C. 167 [xcii] Плесков В. "Вольный университет" и культработа на каторге... С. 167 [xciii] Там же С. 171 [xciv] Там же С. 173 [xcv] Там же С. 173 [xcvi] Там же С. 176 [xcvii] Спиридонова М.А Из жизни на Нерчинской каторге... С. 129 [xcviii] Виленский (Сибиряков) В. Последнее поколение якутской ссылки... С. 141 [xcix] Константинов С.М. Мартовские дни у Ледовитого океана (из записок политического ссыльно-каторжанина)... С. 14 [c] Там же С.12 [ci] Васильев П. Новотроицкие золотые промыслы... С. 136 [cii] Там же- С. 136 |
![]() |
||
НОВОСТИ | ![]() |
![]() |
||
ВХОД | ![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |