рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Франция в международном разделении труда

     В июне 1996 г. был опубликован правительственный доклад о налогообложении и объявлено о готовящейся масштабной налоговой реформе на 1997 - 2007 гг. Ее цель - привести налоговую систему в соответствие с европейскими стандартами и стабилизировать экономический рост.

     Правительство намерено, в частности, упразднить многие сложные налоговые скидки, снизить ставки подоходного налога до уровня других западноевропейских стран, провести широкую реформу налогов на компании, взимаемых центральными и местными органами власти. К 2001 г. предполагается уменьшить подоходный налог (на 75 млрд. фр.), снизить минимальный и максимальный уровни налогообложения (соответственно до 7 и 47% против 12 и 56,8% в 1996 г.), повысить обязательные отчисления в фонд социального страхования (до 3,4% против 2,4%).

     Были повышены косвенные налоги на бензин, алкоголь, сигареты, ликвидированы как изжившие себя некоторые фискальные привилегии для представителей около ста профессий. Власти решили создать новый пенсионный фонд с особыми фискальными льготами для тех, кто хотел бы увеличить размер получаемой пенсии; упразднить к 2001 г. налоги для 1,5 млн. семей, имеющих менее трех детей.

     Дефицит консолидированного государственного бюджета в 1996 г. должен составить 4,25% ВВП. Администрация пыталась улучшить ситуацию, заставив банки снизить процентные ставки по кредитам. На повестке дня дальнейшее сокращение расходов в 1997 г., так как в соответствии с маастрихтскими критериями дефицит госбюджета не должен превышать 3% ВВП.

     Повышенное внимание правительство уделяет состоянию системы социального обеспечения по двум причинам. Во-первых, расходы на социальное обеспечение составляют значительную часть бюджетной дыры, во-вторых, система на 85% финансируется не за счет налогов, а из отчислений, рассчитанных по платежным ведомостям предприятий. С ростом безработицы эти поступления снизились. Расходы на здравоохранение составляли примерно половину общего дефицита системы социального страхования, что было связано с ростом стоимости медицинских услуг и лекарств.

     В ноябре 1995 г. правительство объявило о реформе системы социального страхования. Это вызвало волну социального протеста. По призыву крупнейших профсоюзов ВКТ и «Форс увриер» забастовали железнодорожники, работники городского общественного транспорта и некоторые категории госслужащих. В ряде городов вспыхнули уличные беспорядки. По официальным оценкам, 24 дня забастовок обошлись бюджету страны в 7,8 млрд. фр. (0,1% ВВП в 1995 г.).

     После прекращения массовых забастовок социальная напряженность не спала. Правительство пошло на уступки - был сохранен специальный режим пенсионного обеспечения для некоторых отраслей госсектора, заморожен план реорганизации Национального общества железных дорог и сильно урезана запланированная реформа. Власти были вынуждены отказаться от жесткого увязывания размеров пособий с ежегодными налоговыми поступлениями в бюджет, от увеличения необходимого для получения полной пенсии стажа работы госслужащих, введения штрафов для врачей, превысивших ежегодный лимит медицинских страховок.

     Дальнейшие действия правительства по реформированию системы социального страхования некоторые комментаторы, явно преувеличивая, назвали кануном новой французской революции. В начале 1996 г., после 8 месяцев подготовительной работы, отставки первого кабинета А. Жюппе, жестких выяснений отношений с профсоюзами и забастовщиками и дебатов в Национальном собрании были приняты два первых правительственных закона. По первому на период 1996 - 2009 гг. был введен дополнительный всеобщий налог (0,5%) со всех доходов, идущий на возмещение долга кассы социального страхования. Ежегодно он должен приносить правительству 25 млрд. фр.

     Второй закон предусматривал срочные меры по сокращению годового дефицита кассы социального страхования с 60 млрд. фр., первоначально намеченных на 1996 г., до 17 млрд. Однако уже в середине 1996 г. были опубликованы правительственные оценки, согласно которым, дефицит кассы социального страхования составит в 1996 г. 48,6 млрд. фр.

     Публикация этих цифр вызвала новую волну социального недовольства. Профсоюзы, обеспокоенные грядущей потерей контроля за социальной кассой, потребовали прекратить «неэффективную антисоциальную» реформу. Наоборот, правительственные эксперты настаивали на ее продолжении, утверждая, что без принятых мер дефицит кассы социального страхования был бы не менее 80 млрд. фр. По оценкам, на конец 1996 г. он составил 51,6 млрд. фр. (67,3 млрд. фр. в 1995 г.).

     Правительство погашает дефициты системы социального обеспечения прямыми платежами и гарантирует банковские займы. Финансирование госдолга происходило за счет поступлений от приватизации. В 1993 - 1994 гг. были успешно приватизированы «Банк насьональ де Пари», два более мелких банка, химическая компания «Рон - Пуленк», нефтяная «Эльф - Акитен», страховая группа «ЮАП». Приватизация других компаний задерживалась из-за их убыточности, неблагоприятной общей и биржевой конъюнктуры, нежелания премьер-министра вступать в открытую борьбу с профсоюзами. Среди 17 компаний, понесших большие убытки, - компьютерная группа «Бюль», автомобилестроительная «Рено», металлургическая «Пешине», авиационная «Эр Франс» и банк «Креди лионне». В 1995 г. правительство начало приватизацию крупнейшей металлургической фирмы «Юзинор - Сасилор».

     Приватизацию Национального общества железных дорог и группы «Креди эндюстриэль э коммерсьяль», объединяющей 11 региональных банков и 6 финансовых институтов, правительство приостановило из-за мощного протеста служащих. В целом же программа приватизации на 1996 г. была выполнена. В частный сектор, кроме «Пешине», «Рено», части «Эльф - Акитен», перешли группа «Тоталь», банк «Креди локаль де Франс», страховая компания «Ассюранс женераль де Франс».

     В результате денационализации в 1995 - 1996 гг. в бюджет поступило 48 млрд. фр. вместо запланированных 60 млрд. фр., в том числе в 1996 г. - около 27 млрд. фр. вместо 40 млрд. фр. Несмотря на это, администрация повысила субсидии с 27 млрд. фр. до 35,6 млрд. фр. государственным предприятиям «ЖИАТ» и «Эр Франс», «Компани женераль маритим» и банку «Сосьете марсейез де креди». В 1996 г. государство по-прежнему предоставляло неотложную помощь предприятиям, которые должны были быть переданы в частные руки. Наиболее крупные субсидии получили компании «Томсон», «Эр Франс», Национальное общество железных дорог и банк «Креди лионне». Однако этих средств было явно недостаточно, чтобы улучшить их состояние перед передачей в частные руки.

     Государство является акционером всех приватизированных предприятий. За ним остается 0,8% акций «Рон - Пуленк», 0,75 - «Эльф - Акитен», 6,4 - «Ассюранс женераль де Франс», 11,5 - «Пешине», 12,5 - табачной фирмы «Сейтс», 9,8 - «Юзинор», 46% - «Рено». Часть акций остается в собственности самих предприятий.

     В 1997 г. и в последующие годы правительство, согласно утвержденной программе, денационализирует еще 10 предприятий - «Эр Франс», «Аэроспасьяль», «Бюлль», «СНЕКМА», страховую группу «ГАН» и компанию «Кесс сантраль де реассюренс», банки «Креди лионне» , «Кесс насьональ де кревуаянс», «Эрви» и «Сосьете марсейез де креди».

     В 1995 - 1996 гг. влияния внешнего спроса на оживление почти не ощущалось. С весны 1995 г. ухудшение деловой конъюнктуры и потрясения на европейских валютных рынках снизили конкурентоспособность французской продукции и ее долю на европейских рынках. Трудности в сбыте аэробусов и забастовки конца 1995 г. также привели к уменьшению экспорта; в 1996 г. ситуация несколько улучшилась, но позиции экспортеров не удалось восстановить. В то же время в 1994 - 1996 гг. доля иностранных товаров в общем объеме потребления повысилась, так как импорт повышался быстрее, чем внутренний спрос.

     Кризис в промышленности закончился еще в 4 квартале 1993 г., но начавшееся со 2 квартала 1994 г. оживление в промышленности, как уже указывалось, не переросло в подъем. Хотя в отраслях, выпускающих потребительские товары и промежуточную продукцию, оживление началось сразу (соответственно в 1 и 2 кварталах 1994 г.), в отраслях, производящих оборудование, за кратковременной, в течение двух кварталов, стабилизацией уровня производства последовал новый кризисный спад, продолжавшийся вплоть до 1 квартала 1996 г. В целом уровень промышленного производства в 3 квартале 1996 г. был выше кризисного минимума на 6,6% (после сокращения в 1990 - 1993 гг. на 7,1%), выпуск потребительских товаров - на 3,6 (7,1%), «промежуточной продукции» - на 11,2 (11,7%), в производстве оборудования  - на 2,6% (18,8%).

     Обозреватели отмечают, что в результате забастовок в конце 1995 г. особенно сильно пострадали мелкие и средние предприятия. По данным журнала «Экспресс», они составляют 99,8% общего числа предприятий и занимают 69,4% рабочих Франции. Французский мелкий бизнес понес потери в результате ограничения поставок субсидируемого сырья, роста транспортных расходов и т.п.

     По данным всеобщей конфедерации мелких и средних предприятий, в одном из основных экономических регионов Франции - Иль де Франс, - около 60% предприятий мелкого и среднего бизнеса зарегистрировали ухудшение основных показателей, а 27% вплотную подошли к банкротству. Тревогу властей и предпринимательских объединений за мелкий и средний бизнес руководство Французского общества кредитного страхования выразило следующим образом: «Затронута сердцевина экономической ткани Франции».

     Неудивительно, что правительство в конце 1995 г. срочно разработало план спасения мелких и средних предприятий. Он предусматривает для них снижение налогов, тарифов на электроэнергию, пошлин, взимаемых при передаче права собственности, реформу кредитования. Министерству мелких и средних предприятий, торговли и ремесел выделено из бюджета на их развитие 4 млрд. фр. Ужесточен контроль за деятельностью крупных торговых центров, которые выступают главными конкурентами мелкого и среднего бизнеса в торговле.

     Низкие заработная плата и цены на «промежуточную» продукцию способствовали сохранению невысокой себестоимости французской продукции, а жесткая конкуренция производителей также действовала на уровень цен конечной продукции. Потребительские цены увеличились в 1995 г. на 1,7%, а в 1996 г. - на 1,8%.

     Кредитно-денежная политика была направлена на поддержание стабильности франка по отношению к валютам других европейских стран, сдерживание роста денежной массы в обращении, общей задолженности. Краткосрочные процентные ставки снижались вместе с официальными ставками ссудного процента, а среднесрочные в сентябре 1996 г. упали до самого низкого уровня с 60-х годов. Это падение в значительной мере было связано с ослаблением кредитной политики Германии, но также и со значительным уменьшением к тому времени разницы в немецких и французских процентных ставках. Долгосрочные ставки падали и в мае 1996 г. сравнялись с немецкими. Тем не менее франк ослабляли большой дефицит государственного бюджета и высокая безработица. После июня 1995 г. Банк Франции смягчил кредитно-денежную политику. Средний курс по отношению к франку немецкой марки в 1996 г. составил 3,4 фр., а доллара США - 5,12 фр.

     В 1995 г. банковский сектор страдал от низкого спроса на кредиты, высоких операционных издержек и ставок рефинансирования, значительных затрат на покрытие безнадежных долгов. В результате прибыльность банковского сектора была ниже, чем в других странах. Государство оказало финансовую поддержку пяти банкам, особенно «Креди лионне», поддержало некоторые страховые компании, создало специальную корпоративную структуру, чтобы улучшить рефинансирование долгов.

     Государственный банк «Креди лионне» в 1992 - 1994 гг. терпел убытки, как утверждается в официальных заявлениях, из-за «неквалифицированного управления активами». Осуществляемый с 1995 г. план спасения банка базировался на государственных гарантиях, которые позволили покрыть его потери за длительный период. В 1995 г. банк получил кредит в 123,5 млрд. фр.

     Тем не менее банк и после поддержки имеет невысокий рейтинг надежности. Общие его убытки от неблагонадежных активов в 1995 г. составили 8,2 млрд. фр., а убытки от потери репутации превысили 11,7 млрд. В 1996 г. банк вновь понес значительные убытки и пострадал от пожара, поэтому ему вновь пришлось оказывать государственную поддержку.

     В 1996 г. в банковском секторе произошли важные изменения. «Креди насьональ» приобрел «Банк франсез де коммерс экстериор», а «Креди агриколь» - «Банк Эндосюэз» у бедствующей финансовой холдинговой компании «Сюэз». Снижение процентных ставок, увеличивая оборот кредитных учреждений, помогает им вновь стать рентабельными и облегчает финансирование дефицита государственного бюджета и долга.

     Одной из острейших социально - экономических проблем остается безработица. С началом оживления численность официально зарегистрированных безработных перестала увеличиваться (в конце 1996 г. 3,1 млн. человек). Уровень безработицы составил в 1994 г. 12,4%, в 1995 г. - 11,7%, в середине 1996 г. - 12,4%, к концу года он поднялся до 12,5%, в июне 1997 г. составил 12,6%. Нынешняя безработица носит застойный характер, увеличивается ее средняя продолжительность. По данному показателю Франция занимает одно из лидирующих мест в ЕС.

     В 1994 -1995 гг. новых рабочих мест создавалось мало и прежде всего в частном секторе. С осени 1995 г. их число по экономике в целом фактически не выросло, но в сфере услуг увеличилось благодаря росту численности временно и частично занятых и работающих по сокращенному графику. На подобную работу чаще всего нанимают молодежь.

     Правительство проводит структурные меры для улучшения функционирования рынка рабочей силы. Парламент принял ряд законов о поощрительных выплатах частным предпринимателям за наем молодежи на работу и за возвращение на работу уволенных. В 1996 г. принят долгосрочный план занятости и начато его осуществление в оговоренных зонах. Однако расходы правительства на снижение безработицы пока слишком малы.

     Официальные прогнозы на 1997 г. предполагают увеличение темпов роста ВВП до 2,2%, капиталовложений - до 3,8%, личного потребления - до 1,6%. Инфляция составит 1,8%. Частные прогностические организации тоже предсказывают невысокие темпы роста, вялую инвестиционную активность предприятий при незначительном повышении уровня запасов. Число безработных будет увеличиваться и достигнет 12,6% экономически активного населения. 

2.1  Внешнеэкономические связи Франции

В условиях происходящей в послевоенный период радикальной ломки хозяйственных структур страны все возрастающую роль, главным образом в последнее тридцатилетие, играют внешнеэкономические связи, и прежде всего внешняя торговля, являющаяся одной из наиболее динамичных отраслей экономики и ведущей формой участия Франции в системе мирохозяйственных отношений. Экономика Франции глубоко встроена в мировое хозяйство. Французским компаниям в 80-е гг. удалось несколько увеличить свою долю в мировом экспорте (6,5%) (4-е место) и сократить в импорте (6-7%) (3-4-е место).

Внешняя торговля занимает важное место в экономике Франции, поскольку она обеспечивает около трети экономического роста страны. Нынешние результаты внешней торговли являются ярким свидетельством того, что Франция сумела коренным образом изменить ситуацию конца 80-х  - начала 90-х гг., адаптировать свою экономику к конъюнктурным тенденциям в мире в последние четыре года и стабилизировать свой внешнеторговый баланс после долгого периода отрицательного сальдо.

Сальдо внешнеторгового баланса Франции в 1996 г. достигло рекордно высокого уровня +122,3 млрд. фр., что на 24,8 млрд. фр. превышает показатель 1995 г., который был самым высоким за всю историю страны. Однако в отличие от предыдущего года темпы роста импорта и экспорта в 1996 г. были несколько ниже. Так, французский импорт увеличился на 2,2% против 8,5% в 1995 г. и составил 1363,5 млрд. фр. Такой относительный слабый прирост объясняется вялыми темпами экономического роста страны: в 1996 г. он составил +1,5% против +2,2% в 1995 г. Кроме того, следует принять во внимание значительное удорожание импорта энергетических товаров - на 18 млрд. фр. или +23,7%, вызванные ростом цен на нефть. Очевидно, что французские предприниматели еще не приступили к прогнозируемым массированным инвестициям в производство, поскольку объем импорта оборудования увеличился лишь на 6,1%.

Прирост экспорта Франции в 1996 г. шел более динамично, чем прирост импорта: +3,5% против 9,3% в 1995 г. Объем продаж всех французских товаров и услуг за рубежом составил 1485,8 млрд. фр. в 1995 г.

Таким образом, высокий уровень положительного сальдо внешней торговли Франции отражает, с одной стороны, внутреннюю конъюнктуру, выразившуюся в недостаточном росте закупок за границей при довольно устойчивом росте экспорта. С другой стороны, позитивные результаты внешней торговли Франции на протяжении последних четырех лет свидетельствуют о возрастающей конкурентоспособности французских товаров.

В целом в 1996 г. Франция сохранила роль одной из ведущих торговых держав. По объему экспорта и импорта Франция занимает 4-е место в мире после США, Германии и Японии, хотя ее доля в мировой торговле несколько снизилась в 1996 г. (5,6% против 5,8% в 1995 г.).

В качестве приоритетных для развития внешнеэкономических связей Франция считает восемь стран (в алфавитном порядке): Бразилию, Индию, Индонезию, Китай, Мексику, Россию, ЮАР и Республику Корея.

Наиболее активно во внешней торговле участвует промышленность, на которую приходится до 4/5 национального экспорта товаров и услуг. Такие ведущие секторы индустрии, как химия и производство синтетических волокон, автомобиле-, судо- и авиастроение(экспорт составил 56% оборота, или 55,6 млрд. фр.), военная промышленность, направляют на экспорт более 40% своей продукции.

Высокими темпами развивается информатика. Оборот отрасли вырос с 16,2 млрд. фр. в 1978 г. до 80 млрд. фр. в 1990 г. Экспорт в 1990 году составил 34% оборота.

Высокоразвитой отраслью французской промышленности является производство электронного и электротехнического оборудования производственного и бытового назначения. Экспорт продукции в 1990 г. вырос до 143,9 млрд. фр. (около 48% оборота отрасли и 15,7% экспорта всей промышленной продукции). 

В целом в машиностроении можно отметить сильные позиции Франции в производстве оборудования для разведки, добычи и обустройства нефтяных и газовых месторождений, энергетического оборудования. В области станкостроения Франция занимает шестое место в мире. С 1987 г. эта отрасль развивается достаточно высокими темпами. Экспорт достиг в 1990 г. 141,4 млрд. долл. (15,4% промышленного экспорта). Одновременно импортировали продукции на 156,4 млрд. фр.

Франция является четвертой страной в мире по производству автомобилей. Французский автомобильный рынок относительно стабилен. Экспорт отрасли в 1990 г. составил 2,095 млн. шт., или более 55,6%, на сумму 151,3 млрд. фр. (12,9% всего объема французского экспорта, или 16,9 промышленного экспорта).

Франция является третьим в мире экспортером продукции для железнодорожного транспорта. Однако за последние несколько лет его объем резко сократился (с 4 млрд. до 1,8 млрд. фр. в 1990 г.), в то время как продажи на внутреннем рынке существенно выросли и достигли 8,4 млрд. фр. в 1990 г.

По производству электроэнергии Франция занимает седьмое место в мире. Национальное производство электроэнергии составило в 1990 г. 82,3%, а потребление-34,4%. В 1990г. экспорт электроэнергии достиг 52,4 млрд. кВт/ч, или 13% национального производства.

Во Франции представлены все секторы металлопроизводства - от стали и алюминия до золота, кобальта и т.д.

Черная металлургия испытала на себе тяжелые последствия кризиса 1972-1973 годов и последующей за ним структурной перестройки промышленности. Отрасль длительное время находилась в кризисном состоянии. С 1974г. производство металлопродукции  падало, достигнув в 1983 году уровня 1960 г. В 1984 г. падение прекратилось, и в последующие годы производство стабилизировалось. В 1988г. произошло заметное оживление спроса, загрузка мощностей значительно возросла. Сейчас Франция занимает девятое место в мире по выпуску металлопродукции, а также является одним из крупнейших в мире экспортеров и импортеров металлопродукции. В 1990 г. Франция экспортировала ее на 46,2 млрд. фр., а импортировала на 40,8 млрд. фр.

Несмотря на то что в стране нет крупных собственных запасов цветных металлов, она имеет достаточно развитую промышленность, функционирующую на импортируемом сырье. Эта отрасль достаточно стабильна и не знает проблем, с которыми сталкивается черная металлургия.

В последние годы наметился прогресс в эволюции цветной металлургии за счет усилий предприятий отрасли, направленных на совершенствование качества продукции (руд, металлов и полуфабрикатов) с целью удовлетворения современных потребностей рынка (новые сплавы и изделия, необходимые для электроники и машиностроения).

Сельское хозяйство - одно из важнейших направлений международной специализации Франции - реализует на внешнем рынке более 1/3 производимой продукции по сравнению с 12% во второй половине 50-х гг. По объему сельскохозяйственного экспорта страна в целом отстает только от США, занимая первое место в Западной Европе. В аграрном экспорте преобладают «массовые» продукты - пшеница, ячмень, кукуруза, молочные продукты. Доля продуктов высокой степени обработки - кондитерских, мясных изделий, шоколада, консервов - ниже, чем в других ведущих странах. Тем не менее во французской внешней торговле аграрной продукцией имеются уязвимые места: увеличение экспорта во многом происходило благодаря сырью, а не переработанной продукции; ухудшился баланс в торговле со странами ЕС, которые также добились самообеспеченности или даже стали экспортерами; значительная часть положительного сальдо объясняется дорогостоящей практикой субсидирования в рамках единой сельскохозяйственной политики ЕС и т.д. В 1990 г. объем экспорта сельскохозяйственной продукции составил 190,1 млрд. фр. Страна экспортировала 28 тыс. т зерновых, 619 тыс. т говядины, более 1 млн. т сахара, значительные количества масла, сыров, вина, консервов, фруктов и овощей, шоколадных и кондитерских изделий, муки. В то же время она закупает в больших объемах сельскохозяйственную продукцию - рапс, подсолнечник, свинину, баранину, конину, тропические фрукты и т.д. В 1990 г. эти закупки составили 132,9 млрд. фр. (11% национального импорта).

 Страна остается первым в мире экспортером переработанных пищевых продуктов (10,3%), опережая Нидерланды (8,9%) и США (7,9%).

Франция обладает крупнейшими в Западной Европе лесными ресурсами. Рынок лесоматериалов находится в последние годы на подъеме. Увеличивается производство целлюлозы, бумаги, картона. В то же время страна является импортером этих товаров. Так, экспорт необработанной древесины и пиломатериалов составил в 1990 г. 5,6 млн. т (4,6 млрд. фр.), а импорт - 2,8 млн. т (5,9 млрд. фр.), экспорт продукции целлюлозно-бумажной промышленности - 22,8 млрд. фр., импорт - 44,3 млрд. фр.

В сфере услуг отмечается значительное превышение экспорта над импортом (150%). По экспорту услуг Франция находится на 2-ом месте в мире (после США), ее доля в мировом экспорте - 12%.

Экспортная специализация Франции значительно уступает другим крупным странам. Так, в общем машиностроении только одно производство относится к высокому уровню специализации (реактивные двигатели) и ряд - к умеренному (насосы, паровые машины, ядерные реакторы, роторные электроэнергетические установки, холодильники, отопительное оборудование, сельхозмашины).

В последнее десятилетие в экономике страны значительно возрос импортный компонент (21% ВВП), что связано с усилением международного разделения труда и изменением конкурентоспособности французских товаров. Наиболее высока доля импорта в производстве продукции машиностроения и химической промышленности (40 - 60%). Это в значительной мере связано с особенностями развития научно - технического потенциала страны и внедрением научных достижений в производство. Франция отстает от своих конкурентов по доле НИОКР в ВВП (3,3% в 1991 г., тогда как у ФРГ - 3,6%). Характерной чертой научно - исследовательской деятельности выступает ее военная направленность. Доля средств, направляемая на военные исследования, достигает 19% всех расходов на НИОКР, а ФРГ - около 5%.

Франция проводит исследования по широкому кругу тем. По целому ряду из них она занимает ведущие позиции - атомная энергетика, авиационная техника, оборудование связи, некоторые виды электроники промышленного назначения. По другим сильно отстает - информатика, электроника, биотехнология. В настоящее время на долю электронной, авиакосмической, автомобилестроительной промышленности, химической и фармацевтической приходится более 60% ассигнований на НИОКР в промышленности. В то же время в таких отраслях, как общее машиностроение, металлообработка, пищевая промышленность и др. эти расходы незначительны. В машиностроении доля затрат на НИОКР значительно ниже, чем в других ведущих отраслях.

Многие французские компании относятся к рынку ЕС как своему внутреннему. Свыше 60% экспорта направляется в страны ЕС. Это самая крупная доля среди четырех ведущих стран Западной Европы. Главным торговым партнером Франции в этом регионе выступает ФРГ, на которую приходится 16% экспорта и 20% импорта. На втором месте Италия (12%). Среди других стран важным торговым партнером выступают США (6,1% экспорта). Доля развивающихся стран в торговле страны сократилась, в том числе доля Африки с 13,3 до 7,4% за 80-е гг. Недостатком географической структуры внешней торговли является значительная ориентация экспорта в страны с медленно расширяющимися рынками.

Французские компании прилагают большие усилия для расширения внешнеэкономической экспансии. Важным средством ее выступает экспорт капитала. На долю Франции приходится 5% общего объема заграничных прямых инвестиций. При этом в 80-е гг. произошло сокращение ее доли.

Экспорт капитала заметно переориентировался на промышленно развитые страны, где основным объектом приложения капитала является Западная Европа, но значение ее уменьшилась. В 1960 г. на страны Западной Европы приходилось 86,4% французских прямых инвестиций, а в 1986 г. их доля снизилась до 57%. За этот же период резко возрос удельный вес США - с 5,4% до 36,5%. В 80-е гг. французские компании вышли на шестое место среди иностранных инвесторов в США. В основном их инвестиции сосредоточены там в старых отраслях - металлургии, угольной, химической, нефтяной промышленности и производстве автомобильных шин. В Западной Европе основные объемы французского капитала инвестированы в ФРГ и Великобритании. Основная форма зарубежного вложения французских капиталов - приобретение иностранных фирм. В 1990 году было сделано 324 таких приобретения против 107 в 1988 году и 200 в 1989 году.

В развивающихся странах сосредоточено примерно 30% общего объема прямых инвестиций, что выше доли других стран. Африканский континент занимал ранее и продолжает занимать особое место. На его долю приходится свыше 50% французских инвестиций в «третьем мире». В основном они сосредоточены в странах зоны франка. Помимо сырьевых отраслей инвестирование осуществляется в обрабатывающие производства путем налаживания сборочных или автономных предприятий с ориентацией на местный рынок.

Франция также является крупным импортером капитала. Ведущее место среди иностранных фирм занимают американские (48%). Инвестиции каждой в отдельности европейской  страны значительно уступают им.

Крупный приток иностранного капитала начался в 60-е гг. На долю зарубежных фирм приходится более 1/4 суммарного оборота и около 1/3 товарного экспорта. Иностранный капитал сконцентрирован в ключевых, новейших отраслях промышленности, где он занимает нередко лидирующие позиции. Так, в нефтеперерабатывающей промышленности он контролирует 52% оборота отрасли, в химической - 55%, сельскохозяйственном машиностроении - 50%, производстве ЭВМ и средств информатики - 49%, точном приборостроении - 36%. Большинство иностранных инвестиций вложено в крупные предприятия, многие из которых входят в число первых десяти фирм в отрасли.

В обеспечении внешнеэкономической экспансии компаний на внешних рынках развивающихся стран важная роль отводится экономической помощи. За счет финансовой поддержки со стороны государства компании компенсируют свою слабость при освоении внешних рынков. По объему помощи Франция уступает только США и Японии, а по ее доли в ВВП превосходит все ведущие страны.

Несмотря на возрастание значения многосторонней помощи в связи с членством Франции в ЕС, приоритетное место остается за двухсторонней помощью. В условиях структурной перестройки экономики развивающихся стран и усиления процессов интернационализации производительных сил, увеличился объем технической помощи, которая стала важным средством обеспечения деятельности ТНК в обрабатывающих отраслях. Как и раньше, значительная часть помощи идет на сооружение объектов инфраструктуры, но увеличивается доля аграрных и обрабатывающих отраслей.

В области внешнеэкономической политики приоритет отдается развитию экспорта импортозамещающих производств. Наряду  с идеей «нового завоевания внутреннего рынка» выдвинута идея «нового завоевания западноевропейского рынка»

2.2  Торгово - экономические отношения Франции и России

Между Россией и Францией подписаны десятки межправительственных, межведомственных и других соглашений и договоров, создающих договорно-правовую основу развития деловых контактов между обеими странами.

Состояние российско-французской торговли характеризуется следующими данными:

                             1995 г.        1996 г.         1996 г.

                                                                  в %  к 1995 г.

                                          ( млн. долл.)

Оборот                2592,4          2857,6          110,2

Экспорт              1518,7          1596,6          105,1

Импорт               1073,7          1261,0          117,4

Сальдо                445,0            335,6               -

Источник:      Данные ГТК РФ

По данным ГТК РФ, товарооборот России с Францией составил в 1996 г. 2,86 млрд. долл., или на 10,2 % больше 1995г. Экспорт в 1996 г. возрос на 5,1% по сравнению с 1995г. (1,6 млрд. долл.), а импорт - на 17,4% (1,3 млрд. долл.). В результате превышения темпов роста импорта над экспортом положительное сальдо торгового баланса сократилось в 1996 г. до 335,6 млн. долл. против 445,0 млн. в 1995 г.

В 1996 г. товарная структура российско-французской торговли соответствовала сложившимся тенденциям. Сохраняется сырьевая направленность российского экспорта при сокращении поставок машин и оборудования.

В 1996 г. на энергоносители приходилось почти две трети стоимостного объема российского экспорта. Россия сохраняла высокий удельный вес в обеспечении Франции газом. Она также входит в число крупнейших поставщиков нефти в эту страну. Так, в 1996 г. во Францию было поставлено 12,4 млрд. куб. м природного газа и 272,2 тыс. т нефти.

Кроме того, Франция закупает в России различные химические продукты, лесные и целлюлозно-бумажные товары, черные и цветные металлы.

Доля машин и оборудования в российском экспорте незначительна (2%). Из машинотехнических изделий относительно устойчивым спросом на рынке Франции пользуются легковые автомобили и запасные части к ним, отдельные виды металлообрабатывающего и электротехнического оборудования.

В товарной структуре российского импорта сократилась доля сельскохозяйственной продукции и продовольствия, и возрос объем импорта потребительских товаров. Так, увеличились закупки парфюмерных и косметических товаров, медикаментов, одежды, обуви, мебели.

В российском импорте несколько возросла доля машин и оборудования. В дальнейшем рост импорта французских машин и оборудования во многом будет зависеть от решения вопросов использования французского кредита. Франция является одним из крупных инвесторов в экономику России. В 1995 г. (данные Госкомстата РФ) фирмы Франции вложили в экономику России форме прямых и портфельных инвестиций 95,9 млн. долл. Приоритеты отдаются тем конкретным проектам инвестиционного сотрудничества, которые могут дать ощутимую отдачу в короткие сроки. Это прежде всего модернизация нефте - и газодобывающей промышленности и внедрение современных технологий в агропромышленном комплексе. Кроме того, французский капитал участвует в конверсии ряда предприятий оборонной промышленности России, на рынке торгово - посреднических, информационно - консультационных и других услуг. Активизируется деятельность французских инвесторов в банковской сфере в осуществлении совместных проектов по управлению воздушным движением, создании сети спутниковой связи, модернизации алюминиевых заводов и предприятий черной металлургии РФ.

Особую заинтересованность французские фирмы проявляют в сфере разведки и освоения нефтегазовых месторождений. Развивается сотрудничество в деревообрабатывающей промышленности. С участием французских фирм модернизируются российские предприятия пищевой промышленности, сахарные заводы. Имеются проекты сотрудничества в области железнодорожного транспорта.

В атомной энергетике совместно с Францией осуществляется разработка новых поколений реакторов для АЭС, систем повышения безопасности действующих станций. Решается проблема захоронения радиоактивных отходов.

Между российским космическим агентством и Национальным центром космических исследований Франции развивается сотрудничество в области спускаемых аппаратов и пилотируемых полетов, наблюдения за поверхностью Земли.

Интересы Франции в России связаны, прежде всего, с Московским регионом, а также с центрами атомной промышленности и регионами, имеющими запасы нефти и газа, - в Нижнем Поволжье и Ненецком автономном округе. 

        

                                                                                                                         Приложение 1

Крупнейшие промышленные компании Франции

                                         Базовая        Объем      Чистая      Число          Экспортные         Доля

Название                   отрасль         продаж,   прибыль,  занятых,       продажи,          экспорта в

                                   промыш-      1991 г.,     1991 г.,     1991 г.,        1991 г.,           общем объеме  

                                   ленности      млрд. фр.  млрд. фр.  тыс.             млрд. фр.          продаж, %

«Эльф-Акитен»            нефтеперера-

                                       батывающая      200,7        9,8            86,9            126,2                   62,9

«Рено»                           автомобильная  166,0        3,1            147,2          71,9                     43,3

«Пежо-Ситроэн»          автомобильная  160,2        5,5            156,8          89,1                     55,7

«Алькатель-Альстом»  электронная      160,1        6,2            213,1          109,0                   68,1

«Тоталь»                       нефтехим.          143,0        5,8             46,0            93,8                     67,0

«Женераль дез`О»        строительство   

                                       водопроводов   134,9         2,6            198,6          35,1                     27,0

«Юзинор-Сасилор»     черная метал-     

                                       лургия                97,2          -3,0           97,8            59,3                     65,9

«Рон-Пуленк»               химическая       83,8          2,0             89,1            62,0                     77,5

«Сен-Гобэн»                 стекольное        

                                       производство    75,1          2,5             104,7          50,8                     72,5

«Пешинэ»                     цветная метал-

                                       лургия                74,4          0,8             70,7           42,8                      61,2

«Томсон»                      электронная       71,3          -0,7           105,2          48,0                     68,6

«Мишлэн»                    резинотехни-

                                       ческая                67,6           -0,6           135,6          54,0                     80,5

БСН                               пищевая            66,1           3,9             59,2            31,8                     48,2

«Шнейдер»                   электронная      59,0           0,3            101,0          29,5                      50,0

«Аэроспасьяль»            аэрокосми-

                                       ческая                48,6           0,2            43,4            31,8                     64,8

«Ай-Би-Эм Франс»      электронная      39,5           0,8            19,3            18,2                     45,6

«СЭА индюстри»         атомная             38,9           1,3            37,3            11,0                     28,3

«Бюлль»                        электроника      33,5           -3,3           39,9            21,8                     65,0

«Л`Ореаль»                   парфюмерно-

                                       косметическая  33,4           2,2            29,9            21,5                     65,3

«Эр ликид»                   газовая               31,8           2,1            28,0            21,1                     66,0

«Лафарж-Коппе»         цементная          31,6          1,2             30,8           18,5                      57,8

«Ашэтт»                        издательская     30,4          -1,9            28,5           15,5                      51,7

«Нестле-Франс»           пищевая            24,3           0,7             17,0           3,1                       12,8

«Снекма»                      авиатехни-

                                       ческая                23,9           0,0            26,7            11,4                     57,2

«БП-Франс»                  нефтяная           23,3           0,7            6,4              4,8                       24,2

«Матра»                        оборонная         22,7           0,3            21,3             8,7                       43,4

«Валео»                         машиностро-

                                       ение                   19,9           0,5            27,0            10,7                     56,1

«Симан Франсе»           цементная        16,4           0,4            18,2            7,7                        48,0

«Дассо-Авиасьон»        авиационная    15,9           0,1             14,1           7,4                        46,4

ЕМС                               химическая      15,9           -0,4           13,6            7,4                        46,5

«Руссель-Юклаф»        фармацевтика   14,3           0,6            16,4            9,0                        64,1

«Фраматом»                  атомная             14,2           1,0            14,4            3,7                        26,4

                                                                                                                      

  Приложение 2

 основные экономические показатели

1991-1993 гг. 1993 г. 1994 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г.

Валовый внутренний      3587,8       3566,2     3667,0      3747,9    3792,9    3880,1

продукт, млрд. фр., в

ценах 1980 г.

Прирост (в ценах 1980 г., %)

Ресурсы

Валовый внутренний        -0,1          -1,3          -2,8          2,2          1,2          2,3

продукт

Импорт товаров и услуг   -0,8          -3,5          6,7           5,0           1,9          5,7

Использование ресурсов

Личное потребление         0,5           0,2           1,4           1,9            2,6         1,6

Государственное               3,4           2,8           0,9            0,6           0.6         0,4

потребление[2]

Валовые инвестиции,       -3,0          -6,7          1,3           2,8           1,5          3,3

всего

   в том числе       

   производственные[3]        -6,1          -8,4          1,1           3,6           1,9          3,8

   жилищные[4]                     -5,1          -7,8          2,0           3,0            0,6         2,0

Изменение запасов           -12,6        -55,7         4,9          13,6         -25,0

(млрд., фр.)

Экспорт товаров и услуг  1,5           -0,4          6,0           5,9            1,6         6,6

1990 г. = 100

Промышленное                 98,0         94,8          98,7         99,3         100,2     103,0

производство (без

строительства)

   полуфабрикаты и           95,8         92,0          99,3        100,3        100,3

   комплектующие узлы

   предметы                        97,6         96,1          100,3       97,8          97,4

   потребления

   промышленное               93,9         88,1         92,0          85,3         85,6

   оборудование

Строительство и               100,2        96,7         97,0         92,8          88,9

общественные работы

Индекс розничных цен    105,6        107,9       109,7       111,6       113,6      115,9

Млрд. фр., в текущих ценах

Сальдо торгового            84,0           88,1         81,6         98,3         122,0

баланса

Сальдо платежного         11,8           49,5         35,9         81,4          91,2

баланса по текущим

операциям

Численность                    2,9              3,0           3,1           3,0           3,1

безработных (млн.

человек)

Доля безработных (%)    10,5           11,7         12,3         11,8         12,4       12,6

Загрузка мощностей (%) 83,0           80,5         82,4         84,5         83,5       84,3

Краткосрочные ставки    9,5             8,6           5,8           6,6           3,8         3,5

(%)

Долгосрочные ставки      8,2            7,0            7,5           7,6           6,3         6,2

 (%)

Валовой госдолг              42,5           52,5         54,7          57,9        60,6        61,5

 (% ВВП)

Курс фр./ долл.                5,53           5,66          5,55         4,99         5,12       5,15

Курс фр./ нем. марка       3,40           3,42         3, 42         3,48         3,40       3,40

Рассчитано по: «Annuaire statistique de la France»,1994; «Les Collections de l`INSEE», ser. C; «Eropean Economy»; «Quauterly National Accounts», «Main Economic Indicators», «Sith Barney» за соответствующие годы.

  

Список литературы

Франция / отв. ред. В.Ю. Пресняков. - М.: Межд. отношения, 1993. 

Шардонне, Жак. Экономика Франции. - М.: Издательство иностранной литературы, 1961.

Бирюлев В. Франция: вялое оживление // МЭМО. - 1997. -№6.

Бирюлев В. Франция: кризис позади // МЭМО. - 1995. - №2.

Внешняя торговля Франции // Коринф. - 1997. - №42

Мальков Э.Д. Торгово - экономические отношения России с Францией // Бюллетень иностранной коммерческой информации. - 1997. - №49.

Опыт государственной поддержки АПК во Франции // АПК: экономика, управление. - 1994. - №11

Экономическое положение Франции. // Бюллетень иностранной коммерческой информации. - 1997. - №105.

Экономика Франция и экономическая политика правительства // Коринф. - 1997. - №42.

 

 


[1] Данные 1996 года.

[2] Потребление государственных и частных организаций.

[3] Валовые инвестиции компаний (включая расходы на жилищное строительство).

[4] Расходы домашних хозяйств на жилищное строительство и общие расходы индивидуальных  предпринимателей.


Страницы: 1, 2


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.