рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Шпаргалки по истории отечественного гос и права 18-19 века

Реферат: Шпаргалки по истории отечественного гос и права 18-19 века

 Кризис феод 1

Главное противоречие в развитии российского общества, родив­шееся еще в предыдущий век, вытекало из назревающих формацией-ных изменений: на смену феодализму надвигался капитализм. Уже в предыдущий период обнаружился кризис крепостнической системы хозяйства. Теперь он идет с нарастающей силой. Феодализм все боль­ше показывает свою экономическую несостоятельность. При этом кризис феодально-крепостнической системы становится всеобъемлю-шим, охватывая все важнейшие сферы экономики.

В промышленности крепостная мануфактура не может выдержать конкуренции с капиталистической мануфактурой, с буржуазной ор­ганизацией производства. Капитализм обеспечивает неизмеримо большую производительность труда и работает с необычайной гиб­костью и изворотливостью в сложных условиях, когда ему препят­ствуют все устои феодализма, прежде всего крепостничество, меша­ющее привлекать в производство рабочую силу и сужающее внутрен­ний рынок. Победа буржуазного производства обеспечивается при­менением наемного труда и введением машин. Наемный труд создавал стимул для повышения производитель­ности заинтересованного в результатах производства работника, а применение машин экономило рабочую силу, столь дефицитную в условиях феодализма, крепостничества.

Другие помещики пытаются повысить доходность своих имений путем нововведений, но и это не дает им успеха. Нововведения тер­пят крах из-за той же незаинтересованности крестьянина в своем труде.

Всесторонний нажим на крестьянина порождает лишь рост клас­сового сопротивления. После некоторого затишья в самом начале века растут крестьянские волнения, особенно усиливающиеся в определен­ные моменты. Так, после Отечественной войны 1812 г., породившей некоторые иллюзии в крестьянстве, разлилось широкое возмущение крестьян, когда их надежды на облегчение жизни не оправдались. Новая волна крестьянских выступлений прокатилась в связи с вступ­лением Николая 1 на престол. Только в 1826 г. было зарегистрирова­но 178 крестьянских выступлений. В конце царствования Николая I количество крестьянских волнений выросло в 1,5 раза.

Все большее развитие буржуазных отношений в экономике, кри­зис крепостнического хозяйства не могут не найти отражения в соци-альной структуре общества, где в недрах феодализма вызревает ка­питализм.

Расширение территорий

общим итогом внешнепо­литических усилий России явилось заметное расширение ее террито­рии не только по размерам, но и по характеру присоединенных рай­онов. В общем территория Российской империи увеличилась примерно на 20%, а население достигло 70 млн. человек. В первой половине XIX в. изменились западная, южная и юго-восточная границы России.

Начатая в 1808 г. война с давним соперником России Швецией завершилась в 1809 г. подписанием мира в Фридрихсгаме, по которо­му к России отошла Финляндия. Это существенно укрепило позиции России на Балтийском море, прикрыло ее столицу, на протяжении столетия стоявшую по существу на границе империи. Широкое самоуправление имела в составе Российской империи Финляндия. Став частью России, она не только ничего не потеряла, но и впервые в своей истории приобрела государственность, хотя и с определенными ограничениями. Эти льготы были обусловлены ис­торической обстановкой, в которой произошло присоединение и даль­нейшее ее развитие. Финляндия вошла в состав России не без поддер­жки определенных кругов финского общества, компенсацией за что и стало самоуправление. Самоуправление Фин­ляндии не было источником особого беспокойства для царизма, этот край не причинял царскому правительству столько хлопот, как, ска­жем, Польша или Кавказ. Существовало и определенное давление на царязападноевропейскихкругов.

Она официально именовалась Великим кня­жеством, имела органы власти, в том числе и сейм, правда, не соби­равшийся с 1809 по 1863 г. В Финляндии была независимая от России судебная и правовая системы. В 1813г. был выработан даже проект Конституции Финляндии, однако силу закона он не получил. Конеч­но, титул великого князя финляндского перешел к императору Рос­сии, а в Финляндии его особу представлял генерал-губернатор. Боль­ше всего взаимоотношения Финляндии с Российской империей походили на классически феодальную систему персональной унии. Финляндия получила даже особый таможенный статус. Она смогла с выгодой для себя торговать как с Западом, так и с Россией. Между Финляндией и Россией в 1811 г. была восстановлена таможенная гра­ница, создавшая льготный режим для финской буржуазии. Эти, как и другие, обстоятельства привели к тому, что акономика Финляндии, особенно ее отсталых восточных районов, в составе Российской им­перии резко пошла в гору.

Польша получившая после присоединения к России Герцогства Варшавского на­звание Царства Польского. Царство Польское получило конституцию, которой Александр I даже присягнул, что создало своеобразное положение, когда само­державный в империи монарх стал ограниченным в ее части. Консти­туция Царства Польского была более либеральной, чем конституция Герцогства Варшавского, дарованная ему Наполеоном. Она вообще была наиболее либеральной из конституций тогдашней Европы. В Центральной Европе Польша была единственным государством, обла­давшим парламентом, избираемым прямыми выборами всеми общест­венными классами, хотя и с незначительным участием крестьян. В Царстве Польском была сохранена своя армия, в качестве официаль­ного государственного языка выступал польский, органы власти фор­мировались, как правило, из поляков. Существовал герб Царства Польского, католическая религия была объявлена пользующейся «особым покровительством правительства». Сохранилось гражданс­кое законодательство, введенное в Герцогстве Варшавском в 1808 г., по образцу кодекса Наполеона.

Правда, на практике отнюдь не все положения польской консти­туции соблюдались, что явилось одной из причин восстания 1830 — 1831 гг. Однако восстание привело к потере и существовавших воль­ностей. Уния сменилась инкорпорацией. Был упразднен сейм. Пра­вовое положение края стало определяться Органическим статутом, изданным Николаем I в 1832 г. Из государства Царство Польское пре­вратилось в провинцию, даже ее административное деление было в конце концов изменено: вместо воеводств были учреждены губернии.

С завершением вхождения Закавказья в Российскую империю сущест­вовавшая здесь ранее государственность была постепенно упраздне­на. Уже в 1801 — 1802 гг. было упразднено Карталино- Кахетинское царство и из его территории образована Грузинская губерния. В 1810г. было упразднено Имеретинское царство, а в 1829 г. — Гурийское кня­жество. Некоторые мелкие феодальные владения в Грузии сохрани­лись, однако, до самого конца периода (до 1857 г. — Мегрелия, до 1858 г. — Сванетское княжество). Управление Грузией было вверено командиру отдельного Кавказского корпуса, который одновремен­но был «главноуправляющим Грузии». Непосредственное управле­ние Грузией было сосредоточено в Верховном грузинском правлении, во главе которого стоял царский генерал, он же — помощник главно­командующего по гражданскому управлению.

Государственность в Северном Азербайджане не сохранилась. Его территория после перехода в состав России была разделена на про­винции, а последние — на магалы. Однако магальное управление воз­главлялось чиновниками из местных феодалов (во главе провинции стояли русские чиновники). Правда, первоначально и в Азербайджа­не, подобно Грузии, сохранялись мелкие феодальные владения. Но уже в 1804 — 1806 гг., в ходе присоединения, были ликвидированы Ганджинское, Бакинское и Кубинское ханства. Позднее были упразд­нены ханства, признавшие сюзеренитет русского царя: в 1819 г. -Шекинское, в 1820 г.— Ширванское, в 1822 г.— Карабахское, в 1826 г.—Талышское.

Сходные процессы проходили и в Казахстане. Однако в силу зна­чительно меньшей развитости этого района они шли медленнее. Ска­зались, конечно, и необъятные просторы казахских степей, и их боль­шая отдаленность от центра империи.

Расширились пределы Российской империи и на Кавказе. Еще в 1783 г. по Георгиевскому трактату Восточная Грузия перешла под покровительство России. Однако Россия не смогла уберечь ее от пер­сидского завоевания в 1795г. В самом начале XIX в. карталино-кахе-тннский царь Георгий XII, подобно его отцу Ираклию Пробивается вновь включения Восточной Грузии в состав России. Вслед за тем к Российской империи была присоединена и Западная Грузия: в 1804г. — Мегрелия и Имеретия, а в 1810г. — Гурия.

Прибалтика была инкорпорирована еще в предыдущем веке. В данный период она делилась на три губернии — Эстляндскую, Лиф-ляндскую и Курляндскую, объединенные одним генерал-губернатор­ством. Управление Остзейским краем строилось на общеимперских началах, однако, здесь были и свои особенности, преимущественно в организации сословного управления и суда. Для Прибалтики был из­дан даже свод местных узаконений, гарантирующий древние приви­легии дворянству, мещанству, духовенству.

Процесс добровольного присоединения Казахстана к России, на­чатый еще в XVIII в., завершился в данный период переходом Стар­шего жуза под сюзеренитет русского царя. Уже в XVIII в. отношения Казахстана с Российской империей строились как типично феодаль­ные отношения сюзеренитета-вассалитет а. Правда, современные ка­захские исследователи видят здесь и протекторат1. Однако вряд ли в это время можно говорить о протекторате, свойственном более раз­витым, буржуазным империям.

Со временем власть казахских ханов все более слабеет. Устанав­ливается порядок, по которому ханы, избранные местными султана­ми, должны утверждаться российским правительством. А царь ут­верждает только угодных ему, т. е. более покорных лиц. В XIX в. ханская власть вообще упраздняется. Казахстан включается в общую систему управления империи, хотя сохраняет свои существенные осо­бенности, связанные с кочевым хозяйством и родоплеменной орга­низацией. При этом единого статуса для разных районов Казахстана установлено не было, западные и восточные его области управлялись на основе различных специальных законов (Устав о сибирских кир­гизах 1822 г., Положение об управлении оренбургскими казахами 1844 г. и др.).

Кризис ф-к система и революц сит

Экономика России неуклонно и закономерно развивалась по пути дальнейшего становления капиталистических отношений. К середи­не XIX в. кризис феодальных отношений стал очевидным. Посесси­онная промышленность окончательно показала свою экономическую несостоятельность, в силу чего по инициативе самих заводчиков была перестроена на новый лад. Владельцы посессионных предприятий по­лучили право увольнять крепостных, которые затем переводились в разряды государственных крестьян или городских жителей. Их же после увольнения охотно брали на предприятия по вольному найму.

Вотчинная промышленность, основанная на труде крепостных крестьян, также приходила в упадок.

В то же время активно развивалась капиталистическая промыш­ленность — купеческая и крестьянская. Однако феодализм мешал ее свободному росту, затруднял привлечение наемных работников, су­жал рынок сбыта.

В 30 — 50-е годы XIX в. в России произошел промышленный пе­реворот. Развитие капиталистической промышленности, тесно свя­занной с выработкой товаров на рынок, приводило к увеличению го­родского населения. Однако процесс расширения внутреннего рынка проходил значительно медленнее, чем развитие промышленности. Это объяснялось тем, что подавляющая часть населения страны вела на­туральное хозяйство. Крепостные крестьяне не могли быть полноцен­ными потребителями промышленной продукции.

Страна переживает кризис крепостнического хозяйства. Многие помещики разоряются. Растут нужда и обнищание крестьян. Положе­ние в еще большей мере обостряется в связи с тяжелой и неудачной для России Крымской войной. В. это время усиливаются рекрутские наборы, увеличиваются налоги. Сама же война показала всю гнилость экономики России, наглядно продемонстрировала отсталость стра­ны, что в конечном счете привело к возникновению в 1859— 1861 гг. революционной ситуации в стране.

Стихийные массовые выступления и восстания крестьян стано­вятся столь мощными и опасными для царизма, что царь и многие его приближенные понимают необходимость принять срочные меры для спасения самодержавия.Революционная ситуация 1859 — 1861 гг. дала непосредственный толчок, который ускорил решение вопроса об отмене крепостного права, обусловленное объективными закономерностями экономичес­кого развития.Отмена крепостного права произошла не мгновенно. Проведению крестьянской реформы предшествовала длительная работа по выработке проектов законодательных актов об отмене крепостного права. В начале января 1857 г. по указанию царя был образован Секрет­ный комитет, которому поручалась разработка основного проекта об отмене крепостного права. В январе 1858 г. Секретный комитет был переименован в Глав­ный комитет по устройству сельского населения. В его состав вошли двенадцать высших царских сановников под председательством царя. При комитете возникли две редакционные комиссии, на которые воз­лагалась обязанность собрать и систематизировать мнения губерн­ских комитетов. В их состав вошли представители министерств внут­ренних дел, юстиции, государственных имуществ и второго отделе­ния канцелярии царя.На содержание проекта крестьянской реформы значительное вли­яние оказало мнение губернских комитетов, которые выражали ин­тересы реакционных крепостников.

1861 г. царь подписал манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости и комплекс законов об отмене крепостного права.

С момента обнародования манифеста крестьяне получили личную свободу. Помещики потеряли право вмешиваться в личную жизнь крестьян, не могли переселять их в другие местности, тем более не могли продавать другим лицам с землей или без земли. За помещика­ми сохранялись лишь некоторые права по надзору за поведением вы­шедших из крепостной зависимости крестьян.

Изменились также и имущественные права крестьян, прежде все­го их право на землю. Однако в течение двух лет сохранялись по су­ществу прежние крепостнические порядки. За это время должен был совершиться переход крестьян во временнообязанное состояние. Наде­ление землей производилось в соответствии с местными положения­ми, в которых для различных районов страны

Одним из самых трудных и сложных вопросов в деле крестьянской реформы было определение размеров крестьянского полевого надела. Земледелие не везде было главным занятием крестьян. Только в южном черноземном районе крестьяне усиленно пахали и на себя, и на помещиков, отбывая на барское поле тяжелую "барщину". В центральных же областях, гд« земледелие не было прибыльно, крестьяне чаше "ходили на оброке", т.е. занимались промыслами на стороне и вместо барщинного труда платили ежегодно помещикам условленную сумму – оброк..

На юге помещику было выгодно отпустить крестьян на волю без земли, а землю удержать за собой, потому что именно земля там и представляла главную ценность. На севере же помещикам была невыгодна потеря крестьянского оброка, а не земли. Поэтому одни помещики старались по возможности уменьшить крестьянские земельные наделы, а другие были к этому равнодушны.

Размеры наделов определялись от 1 до 12 десятин на "душу", т.е. па лицо, записанное в крестьянах за помещиком по ревизии. Средний размер "душевого" надела помещичьих крестьян составлял 3,3 десятины, В общем, во владение крестьян поступили те земли, которые они обрабатывали при крепостном праве, и лишь в некоторых (многоземельных) губерниях крестьянские наделы были несколько уменьшены (так называемые "отрезки").

Дворовые люди, находившиеся в личном услужении помещикам и не пахавшие земли, освобождались без земельного надела, и по прошествии двух лет временно-обязанного состояния под властью помещиков могли приписаться к какому-нибудь сельскому или городскому обществу.

В 1863 г, основные положения крсаьянской реформы были распространены на "удельных крестьян", а в 1866 г, - на крестьян государственных, составлявших около 10 млн. душ мужского пола, т.е. около половины всего крестьянского населения России. Последние должны были вносить выкупные платежи за свои земельные наделы в казну.

Земельное обеспечение удельных и государственных крестьян было значительно лучше, чем у бывших помещичьих крестьян: средний рашер надела на душу мужского пола составлял у крестьян удельных 4,8 десятины, у государственных -около 6 десятин.

 Временнообязанный крестьянин получал землю не в собствен­ность, а только в пользование. За пользование он должен был рас­плачиваться повинностями — барщиной или оброком,.которые мало отличались от прежних его крепостных повинностей.

Следующим этапом освобождения крестьян был переход их в со­стояние собственников. Для этого крестьянин должен был выкупить усадебную и полевые земли. Цена выкупа значительно превышала действительную стоимость земли. Следовательно, крестьяне платили не только за землю, но и за свое личное освобождение.

Чтобы обеспечить реальность выкупа земли, правительство ор­ганизовало так называемую выкупную операцию. Оно заплатило за крестьян выкупную сумму, предоставив крестьянам, таким образом, кредит. Этот кредит должен был погашаться в течение 49 лет с вы­платой ежегодно 6% на ссуду.

После заключения выкупной сделки крестьянин именовался соб­ственником. Однако его собственность на землю была обставлена разного рода ограничениями. Полным собственником крестьянин ста­новился лишь после выплаты всех выкупных платежей.

Реформа предусматривала организацию крестьянского самоуправления. Крестьяне

освободились от власти помещиков и вотчинной полиции. Их место в большой мере

заняли сельские волостные органы самоуправления. Для выколачивания из крестьян

выкупных платежей был использован старинный институт — сельская община с ее

круговой порукой. Органом общинного самоуправления был сельский сход. Он решал вопросы, связанные с распределением земли среди членов общины на основе уравнительного землепользования. Староста следил главным образом за своевременным и точным выполнением крестьянами повинностей. Он мог подвергать аресту или принудительным общественным работам на срок до двух дней, штрафовать на сумму до одного рубля.

Главным органом в волости был волостной сход из выборных от сел — один выборный от десяти дворов. Волостной сход принимал решения, которые касались всей волости. На волостном сходе выбирали волостного старшину, который выполнял решения схода и различные полицейские функции (задерживал бродяг, дезертиров, принимал другие меры по охране порядка). Старшину избирали, как правило, из кулаков. Волостной сход избирал волостной суд для рассмотрения малозначительных уголовных и гражданских дел.                                                  

Крестьянское общественное самоуправление функционировало под контролем

полицейских органов. В контакте с ним действовали старосты и особенно волостные

старшины. Крестьяне и после выкупа земельных наделов относились к сословию с

существенными ограничениями прав по сравнению с другими слоями населения.

В 1862 г.была проведена полицейская реформа, которая внесла некоторые изменения в организацию местной полиции. В связи с тем что после освобождения крестьян произошло упразднение вотчинной полиции, потребовалось укрепить уездные полицейские органы. Вместо городских и земских исправников создавались уездные полицейские управления во главе с исправниками. Одновременно усиливалась полиция и в более мелких территориальных единицах — - (лакач. В помощь стсиюному приставу вводилась должность полицейского урядника.

В городах полицейские органы возглавляли градоначальники (более крупные города) и полицмейстеры. Они имели специальные канцелярии, которые и ведали полицейскими вопросами. Города делились на части или участки и околотки, а во главе этих территориальных единиц стояли участковые и околоточные надзиратели. Жандармские округа были упразднены. В каждой губернии появилось жандармское губернское управление.

Земская реформа 1864 г. была проведена на основе Положения о губернских и уездных земских учреждениях, принятого I января 1864 г. Необходимость введения местного самоуправления была обусловлена политическими (рост дворянского либерализма! и социально- 'экономическими причинами (упадок промышленности и торговли в первые пореформенные годы, слабость путей сообщения, плохая организация продовольственного дела, фактическое отсутствие медицинской помощи населению, неграмотность, отсутствие рациональной системы налогообложения). В ходе реформы создавались всесословные органы местного самоуправления: в губерниях и уездах избирались земские собрания и управы, призванные решать вышеуказанные проблемы. Избирательная система земств, строилась по буржуазному принципу имущественного ценза, по куриям: 1-я курия - уездных землевладельцев, независимо от их сословной принадлежности, владевших минимумом земли в пределах от 200 до 800 десятин, и крупных владельцев, имевших в сельской местности различную недвижимость стоимостью свыше 15 тыс. рублей.

2-я курия - городская. Собственники городских промышленных и торговых заведений с оборотом не ниже 6000 рублей в год, а также владельцы, располагавшие имуществом меньших размеров, в пределах 1/20 части ценза. 3-я курия - сельских крестьянских обществ. Выборы в ней были многоступенчатые: сельские общества выбирали представителей на волостные сходы, которые избирали выборщиков, а те в свою очередь участвовали в уездном съезде.

Выборы гласных я уездное земское собрание производилось на уездных съездах трех курий. Губернские гласные избирались на уездных земских собраниях.

В уездах и губерниях земские органы делились на распорядительные и исполнительные. Распорядительные органы - собрания гласных заседали один раз в год. Они решали хозяйственные вопросы, утверждали сметы, земские налоги, а также выбирали исполнительные органы - земские управы, состоявшие из председателя и нескольких членов. Выборы в земства производились каждые три года.

В компетенцию земств входили: местное хозяйство, распределение государственных податей и назначение честных сборов, устройство благотворительных заведений, здравоохранение и народпоеобразование. При этом в области народного образования земствам предоставлялось право заниматься только хозяйственными и организационными вопросами, но не содержанием обучения. Закон о земствах первоначально распространялся на 33 [уберНИИ. К концу 1870-х гг. земства были открыты в 35 губерниях (из 59 губерний и 16 областей). Законом от 13 марта 1867 г. порядке производства дед в сословиях и общественных собраниях" запрещалось обсуждать вопросы, не относящиеся непосредственно к делам земств, ограничивалась публичность их деятельности. Вводилась цензура со стороны губернатора.

Земская реформа положительно сказалась на развитии местного хозяйства, промышленности, средств связи, системы здравоохранения и народного просвещения. Земские органы способствовали становлению общественно-политической жизни в провинции. Недостатка реформы:

1)   не было сформировано централизованной системы управления земствами,

2) деятельность земских органов контролировалась губернаторами и министром   внутренних   дел,   которые могли   отменять   любые   их решения;

3)    отсутствие   достаточных   материальных   ресурсов   усиливало зависимость земств от правительственных органов,

.Проект городской реформы был подготовлен в 1864 г., однако Городовые положение было утверждено только 16 июля 1870 г.

Положение предусматривало создание- следующей системы органов городского самоуправления: городское

избирательное собрание, Городская дума и городская управа. Главой думы и управы был городской голова, утверждаемый в своей должности губернатором или министром внутренних дел.

Городская дума и управа избирались на срок в четыре года, причем половина состава управы должна была обновляться через каждые два года. Споры между думой и управой разрешал губернатор.

Компетенция Городской думы включала вопросы о назначении выборных должностных лиц, установлении городских, сборов (на правоI торговли, на содержание трактиров и т.п.), о приобретении городской

Страницы: 1, 2, 3


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.