рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Возникновение и распространение ислама

  Сначала пророческие откровения передавались в общине изустно, по памяти. Некоторые из них верующие записывали по собственной инициативе пока, наконец, в Медине по указанию Мухаммада не стали вестись систематические записи. Канонизирование содержания Корана и составление окончательной редакции произошло при халифе Олифе (644-656г.г.). Коран предписывает арабам покинуть "обычаи отцов" в пользу правил, установленных исламом. В самом Коране его правовая значимость определяется следующим образом: "Итак, мы ниспослали его как арабский судебник".

Основатель ислама Мухаммед изрекал свои суждения и решения, произносил проповеди, выступал с речами в связи с различными событиями общественной и религиозной борьбы, которую он вел. В некоторых случаях слушатели записывали (по преданию, при Мухаммеде состояли даже специальные писцы) эти откровения на пальмовых листах, плоских костях и камнях, на обрывках папируса или кожи. Определенного же текста Корана ко времени смерти Мухаммеда в 632 г. еще не было.

Когда в сражении против Мусейлимы (633 г.) погибли те из последних «хранителей Корана», которые помнили наизусть отдельные его суры, один из руководителей мусульманства обратил внимание халифа Абу на опасность того, что со временем поучения пророка вообще окажутся стертыми из памяти людей. Тогда Абу счел необходимым обобщить Коран в одном документе и поручил это дело Сабиту, состоявшему писцом еще при Мухаммеде. При содействии властей Сабит собрал отдельные фрагменты Корана у всех, у кого они хранились, записал многое из того, что помнили оставшиеся в живых «хранители», присоединил к ним и собственные записи и создал первый общий свод Корана.

Говоря о подлинности текста Корана, надо иметь в виду, что его элементы могли вносить в его исправления, вытекавшие из менявшейся обстановки и из требований тез общественных слоев, которые в данный момент занимали господствующее положение. Известно, например, что после первого исправления Корана некто Абдалла, занимавший при жизни Мухаммеда высокое положение, заявлял, что из свода Корана исчезли многие тексты, в которых подверглись критике верхние слои Мекки.

При всем этом Коран следует считать основным источником, по которому можно судить о первоначальном исламе. Сказанное выше должно только предостерегать от некритического отношения к этому источнику.

Коран состоит из 14 глав (сур), расчлененных на 6219 стихов стихов (аята). Большая часть этих стихов имеет мифологический характер, и лишь около 500 стихов содержит предписания, относящиеся к правилам поведения мусульман. При этом не более чем 80 из них можно рассматривать как собственно правовые (в основном это правила, относящиеся к браку и семье), остальные касаются религиозного ритуала и обязанностей.

Большая часть положений Корана носит казуальный характер и представляет собой конкретные толкования, данные пророком в связи с частными случаями. Но многие установления имеют весьма неопределенный вид и могут приобретать разный смысл в зависимости от того. какое содержание в них вкладывается. В последующей судебно-богословской практике и в правовой доктрине в результате достаточно свободного толкования они получили свое выражение в противоречивых, а нередко и во взаимоисключающих правовых предписаниях.

Людям внушали, что в Коране все мудро и ясно. За два столетия разные авторы редактировали Коран так, как указывали господа. По законам Корана и шариата строжайше запрещалось даже изображать живое существо. Скульптор или художник мог изобразить лишь веточку дерева, стебелек растения, цветок, но не человека. Нарушителей жестоко преследовали и грозили, что Аллах сожжет их в вечном огне. Музыка и пение считались греховными, забавой дьявола. Правоверных учили, что там, где поют, танцуют, играет музыка, - обитает дьявол. Ислам душил таланты и радости, даже разговаривать громко запрещалось. Ислам делал человека смирным, безвольным, живущем в постоянном страхе перед вымышленным Аллахом. Покорным, обездоленным оставалось только мечтать о райской жизни… после смерти, а стремление обрести человеческую жизнь на земле считалось нарушением шариата и Корана. Они с надеждой на облегчение тянулись к своим богатеям, а те не упускали возможности нажиться, фабриканты скупали конину у них за бесценок и продавали по повышенной цене. Фабриканты-мусульмане вдвое больше эксплуатировали людей, не знающих русского языка и грамоты, но забитые, религиозные люди оставались послушными рабами. Все свои страдания они объясняли волей божьей, не случайно слово мусульманин в переводе с арабского означает покорный, в этом то и заключается вся суть ислама и его законов. В доказательство всего этого я хочу зачитать стихотворение, которое  написал народный певец Казахстана Джамбул:

Много законов я в жизни знал,

От этих законов согнулась спина,

От этих законов слезы текли,

Глубокие складки на лбу залегли.

Законы Аллаха, законы Аблая.

Законы кровавого Николая.

По этим законам людей убивали,

Девушек наших, как скот, продавали...

По этим законам баи жирели,

И крепко на шее народа сидели.

По этим законам гуляли, как смерч,

Бесправие, голод и смерть.

 Фабриканты- татары, как и русские промышленники, выжимали пот и кровь из рабочих. Нанимали только татар из Поволжья, большинство татар было неграмотные, нужды, горя и обиды не убавлялось, но они говорили, что такова воля Аллаха, покорялись судьбе и были смирными, ведь они следовали предписанию Корана, где написано: «Аллах дает пропитание, кому желает», или вот еще - «Умирайте не иначе, как покорными».  Для всех случаев жизни мусульманин не нуждался в помощи опыта, критики и науки, все это заменяет Коран с ответами на все вопросы жизни и смерти. Мусульманин тратил на молитву 6 часов в сутки , 180 часов в месяц, 2160 часов в год, после работы да после молитвы он и пошевелиться не мог. Спал как убитый. Со слов бывших правоверных у меня сложилось впечатление, что мусульманское братство по Корану - это полгода лежки в тюремной больнице от побоев розгами и палками. Правоверные мусульмане считают, что то или иное явление предопределено Аллахом, но я считаю, что это заблуждение, такое же, как и мысль о существовании самого Аллаха, а те люди просто не осмыслили, почему они и их семьи одеты, обуты, живут  в квартире, по их мнению это просто милость божья, но если бы Аллах существовал на самом деле, то зачем ему понадобилось одних за счет чужого труда сделать богачами, а тех, кто трудится, бедняками? Где же справедливость?  И что же делать- утешаться тем, что после смерти будет братство и равенство? Но даже по Корану в рай могут попасть лишь те, кто на земле был покорным, не бунтовал, не восставал против сильных мира сего. В старое время угнетение, рабство, нужда, обиды, слезы служили почвой для существования религии. Люди или пили с горя, или молились Аллаху, чтобы как- то утешить себя, одним словом они занимались самообманом. Ну, а богачам это на руку. За тысячелетия религия вошла в быт, в обычай, передавалось по наследству. Современные люди строят свое будущее сознательно, преднамеренно, а не по воле вымышленного Аллаха. Ведь если следовать Корану, то человек должен сидеть сложа руки и ждать милостей от Аллаха- он и накормит, и оденет, и обует, и построит  квартиру со всеми удобствами, излечит от болезней и т.д. Зачем строить защиту, если Аллах спасет! И я не сомневаюсь, что наступит время, когда сознание  людей будет освобождено от всего ненужного.

По Корану нет родины на земле, родина по Корану на небе, а на земле люди вроде странников. По Корану - «Трудиться- значит молиться», но молиться- значит отказаться от собственной жизни, но и от жизни ближних и дальних, тем более, если они иной веры. Где ж тут место доброте, гуманности, человеколюбию? Подавляет их Коран. Доброта, гуманность, человеколюбие выражаются прежде всего в том, что он преобразует жизнь в интересах человека независимо от их языка, цвета кожи, национальности. Покорность Аллаху  или иному богу сковывает силы человека, его способности, будущее не построишь с Аллахом и молитвами. Для земной жизни, а она одна у человека, молитва не принесла ни зернышка. Эксплуататоры издревле использовали болтовню о судьбе в своих целях, они просто нуждались в охране своего государства. Духовенство утешало горемык, рисуя им райские картины после смерти, но ведь обещать блага после смерти легко. Я, вы и другие труженики  живут на земле только один раз и хотят жить по- человечески, но это зависит только от нас самих, мы должны устранять причины, которые мешают строить подлинное счастье. Одна пословица гласит: «Коран и шариат, что паутина, слабых мух ловят» я полностью с ней согласна, более того, я вообще думаю, что любая религия- заблуждение. И не только я одна так думаю, ученые к  примеру тоже так считают, но они не могут ответить на вопрос: почему же это заблуждение столь долговечно, почему многие люди на протяжении тысячелетий предпочитали это заблуждение истине? Но опять же верующие говорят, что религия не может быть заблуждением именно потому, что она существует очень долгое время и пользуется огромным влиянием в обществе.Первые по времени своего появления суры (главы Корана) – 96-я и 74-я – призывают людей признать Мухаммеда пророком Аллаха. Имя бога  Аллаха  не было новым для мекканцев, ибо оно обозначало племенного бога мекканских курейшитов. Новым вначале было лишь требование признания Мухаммеда посланцем, пророком Аллаха. У мекканцев не было никаких оснований к такому признанию. Сам Мухаммед происходил из рода, не пользовавшегося особым уважением среди своих земляков. Чудес или «знамений» он показать не мог. Единственное, на что он ссылался, - его видения и «откровения», но мекканские купцы были деловыми людьми, не склонными верить богословским рассказам. Что же касается социальных низов мекканского общества, то и для них первоначальная проповедь Мухаммеда не содержала в себе ничего соблазнительного и мобилизующего.

На самой ранней ступени развития откровения появляется идея единобожия, играющая в дальнейшем центральную роль во всем мусульманском вероучении: «…нет божества, кроме Него…», «…нет божества, кроме Меня!», - говорит Коран об Аллахе, и он сам о себе. Особо уделялся в Коране вопрос о том, какое должно быть поведение верующих в отношении тех, которые отказывались верить в единого бога. В этом вопросе Мухаммед тогда еще не выработал какой-либо позиции.

Более жизненное значение имели требования, обращенные к торговцам: не обманывать и не обвешивать. «Горе обвешивающим», - грозит пророк мекканским торговцам. Было бы ошибкой считать это требование Корана только выражением претензии бедняков к обманывающим их мекканским торговцам. В то же время вряд ли эта проповедь практически затрагивала интересы торговцев, ибо каждый из них, обманывая других, был против того, чтобы его самого обманывали. Робость Мухаммеда в отношении установившихся к его времени социальных порядков и отношений была настолько ярко выражена, что он не посягал даже на кровную месть. «…если кто был убит несправедливо, - гласит Коран, - то Мы его близкому дали власть…»; он только советует некоторую умеренность в применении этой власти: «…но пусть он не излишествует в убиении».

2.2. Сунна

Другим авторитетным и обзательным для всех мусульман источником права была Сунна ("священное предание"), состоящая из многочисленных рассказов (хадисов) о суждениях и поступках самого Мухаммада. В хадисах также можно встьретить различные правовые напластования, отражающие развитие социальных отношений в арабском обществе. Окончательное редактирование хадисов было осуществлено в 9 веке, когда были составлены в ортодоксальных сборниках сунны, наибольшую известность из которых получил Бухари (умер в 870 г.). Из сунны также выводятся нормы брачного и наследственного, доказательственного и судебного права, правила о рабах и т.д. Хадисы сунны, несмотря на их обработку, содержали много противоречащих положений, и выбор наиболее "достоверных" всецело относился к усмотрению богословов-правоведов и судей. Считалось, что имеют силу лишь те хадисы, которые были пересказаны сподвижниками Мухаммада, причем. в отличие от суннитов, шииты признавали действительными лишь те хадисы, которые восходили к халифу Али и к его сторонникам.

Таким образом, "Сунна посланника Аллаха" (полное название Сунны) - свод текстов, описывающих жизнь Мухаммада, его слова и дела, а в широком смысле - сборник благих обычаев, традиционных установлений, дополняющий Коран и почитаемый наравне с ним как источник сведений о том, какое поведение или мнение является богоугодным, правоверным. Обучение Сунне - важная часть религиозного воспитания и образования, а знание Сунны и следование ей - один из главных критериев авторитетных предводителей верующих.

2.3. Иджма

Третье место в иерархии источников мусульманского права занимала иджма, которая рассматривалась как "общее согласие мусульманской общины". Наряду с Кораном и Сунной она относилась к группе авторитетных источников шариата. Практически иджма складывалась из совпадающих мнений по религиозным и правовым вопросам, которые были высказаны сподвижниками Мухаммада или впоследствии наиболее влиятельными мусульманскими теологами-правоведами (имамами, муфтиями, муджатахидами). Иджма развивалась как в виде интерпретаций текста Корана или Сунны, так и путем формирования новых норм, которые уже не связывались с Мухаммадом. Они предусматривали самостоятельные правила поведения и становились обязательными в силу единодушной поддержки муфтиев и муджатахидов.

Такой способ развития норм мусульманского права получил название "иджтихад". Правомерность иджмы как одного из основных источников шариата выводилась из указания Мухаммада : "Если вы сами не знаете, спросите тех, кто знает".

Болшая роль иджмы в развитии шариата состояла в том, что она позволяла правящей религиозной верхушке Арабского халифата создавать новые правовые нормы, приспособленные к меняющимся условиям феодального общества, учитывающие специфику завоеванных стран. К иджме в качестве источника права, дополняющего шариат, примыкала и фетва- решения и мнения отдельных муфтиев по правовым вопросам.

2.4. Кияс

Одним из наиболее спорных источников мусульманского права, вызывающим острые разногласия между разными направлениями, был кияс- решение правовых дел по аналогии. Согласно киясу правило, установленное в Коране, Сунне или иджме, может быть применено к делу, которое прямо не предусмотрено в этих источниках права. Кияс не только позволял быстро урегулировать новые общественные отношения, но и способствовал оссвобождению шариата в целом ряде моментов от теологического налета.

Но вруках мусульманских судей кияс часто становился и оружием откровенного произвола. Наиболее широко данный метод был обоснован Абу Ханифа и его последователями- ханифатами.

В качестве дополнительного источника права шариат допускал и местные обычаи, не вошедшие непосредственно в само мусульманское право в период его становления, но не противоречившие прямо его принципам и нормам. При этом признавались правовые обычаи, сложившиеся в самом арабском обществе (урф), а также у многочисленных народов, покоренных в результате арабских завоеваний завоеваний или же подвергшихся в более позднее время влиянию мусульманского права (араты), в частности у народов, населяющих нашу страну.

2.5. Фирманы, кануны

И наконец, призводным от шариата источником мусульманского права были указы и распоряжения халифов-фирманы. В последующем в других мусульманских государствах с развитием законодательной деятельности в качестве источника права стали рассматриваться и играть все возрастающую роль законы- кануны. Фирманы и кануны тоже не должны были противоречить принципам шариата и дополняли его прежде всего нормами, регламентирующими деятельность государственной власти с населением.

3. Различные течения в мусульманстве

Хотя ислам в какой-то степени и сплачивал людей на основе общности религии, но национальные противоречия в странах ислама отнюдь не исчезли, напротив, они постепенно все обострялись. Это нашло отражение в разных течениях в мусульманской религии, в расколах и сектах.

3.1. Шиизм

Самый крупный (и один из самых ранних) раскол был вызван появлением шиизма ("шия" по-арабски — партия, секта). Считают, что в шиитском движении проявилось недовольство и борьба персов против завоевателей — арабов, то есть что это была своего рода религиозная оболочка национального антиарабского движения в Иране. Это отчасти верно, но такой характер шиизм принял не сразу, а лишь впоследствии. Началось дело с внутренней борьбы среди арабов — с борьбы за власть между преемниками Мухаммеда. Четвертый халиф Али был кровным родственником пророка, его двоюродным братом и зятем; приверженцы Али не признавали законности предыдущих халифов, так как они были не из рода пророка, а были "избраны" религиозной общиной, то есть попросту узурпировали власть. Борьба за власть приняла форму спора о преемственности власти в халифате. Сторонники Али потерпели поражение, Али был убит, но его последователи укрепились в Иране и Ираке, и там шиизм широко распространился как выражение протеста против власти Арабского халифата. По шиитскому преданию, Али и его сыновья Хасан и Хусейн пали мучениками за веру. В память этого шииты ежегодно справляют траурный праздник шахсей-вахсей, при котором фанатично настроенные верующие наносят себе раны холодным оружием, выражая свою религиозную преданность памяти мучеников.

Главная черта шиизма — вера в то, что законными преемниками пророка Мухаммеда — имамами — могут быть только его сородичи-потомки, а "избранные" общиной халифы незаконны. В связи с этим шииты отвергают сунну, составленную при первых халифах из преданий о пророке. Но шиизм не остался единым, внутри него возникли различные течения. Господствующим стало течение, признающее одиннадцать законных имамов — потомков Али; двенадцатый имам будто бы еще в IX веке таинственно скрылся и где-то пребывает невидимо, однако должен в конце времен объявиться как спаситель — махди. Это наиболее распространенное в шиизме течение особенно укрепилось в Иране и с начала XVI века (при династии Сефевидов) стало там официальной государственной религией.

Другие ответвления шиизма насчитывают гораздо меньше последователей и составляют скорее секты. Такова секта исмаилитов (по имени Исмаила, ее основателя в VII веке), распространенная ныне в горных районах Афганистана, Бадахшана и др. Исмаилиты верят в то, что в их имамов последовательно воплощается "мировая душа". Эти имамы образуют наследственную династию Агаханов, ведущих светскую, роскошную жизнь и собирающих отовсюду дань с членов секты. В учение исмаилитов влилось много идей из домусульманских религиозно-философских систем Азии и из местных народных верований.

От исмаилитской секты отделилась в IX веке группа карматов — демократическая секта, члены которой, преимущественно крестьяне и бедуины Аравии, устанавливали общность имущества. Секта карматов просуществовала до XI века.

От того же исмаилизма отпочковалась секта ассасинов, соединявшая мистицизм с фанатической борьбой против немусульман. В годы крестовых походов ассасины были самыми ярыми врагами крестоносцев (кстати, от названия секты происходит французское слово "assassin" - убийца.

Наконец в XI веке от того же корня отделилась группа последователей халифа Хакима. По имени видного предводителя секты Исмаила ад Дарази последователи секты до сих пор известны как друзы (в Ливане).

3.2. Суннизм

В отличие от шиитского направления, ортодоксальный ислам, охвативший большинство мусульман мира, называется суннизмом: сторонники его признают законность сунн. Суннизм тоже не остался вполне единым. В VIII-IX вв. в нем возникло мутазилитское течение. Мутазилиты старались истолковать мусульманское вероучение в рациональном духе, доказывали "справедливость" бога, наличие свободной воли у человека, признавали Коран книгой, написанной людьми, а не созданной богом. Мутазилитов поддерживали некоторые халифы, искавшие в этой секте опору для своей власти. Но вскоре (конец IX века) реакционное фанатическое духовенство взяло верх в халифате, мутазилитов стали преследовать. Укрепилось учение о вечности, "несотворенности" Корана. Однако идеи мутазилитов оставили след на дальнейшем развитии мусульманского богословия.

В VIII-IX вв. в правоверном мусульманском богословии сложились четыре школы: ханифитов, шафиитов, маликитов и ханбалитов (по именам их основателей). Последняя из этих школ была проникнута духом крайнего фанатизма, буквального толкования религиозных догматов; она укрепилась среди отсталого бедуинского населения Аравии; близка к ней была и школа маликитов, получившая господство в Северной Африке. Другие две школы, распространившиеся в более культурных областях мусульманского мира, допускали более свободное толкование учения. Особой взаимной отчужденности и вражды между приверженцами этих четырех богословских школ нет.

3.3. Суфизм

В тех же VIII-X вв. в исламе возникло мистическое, полумонашеское течение суфизма (от слова "суфи" — грубая шерстяная ткань). Оно зародилось в недрах шиизма, но проникло и в среду суннитов. В суфийском вероучении сказалось влияние идей маздеизма, буддизма и даже неоплатонизма. Суфии не придавали большого значения внешней обрядности, а искали истинного богопознания, мистического слияния с божеством. Некоторые суфии доходили до пантеистического мировоззрения (бог — во всем мире, весь мир — проявление или эмансипация бога) и тем самым удалялись от грубо антропоморфного представления об Аллахе, какое дано в Коране. Суфии придавали особое значение именам божьим, встречаемым в Коране. Мистико-пантеистическое течение суфизма сначала подверглось гонениям со стороны мусульманских фанатиков-ортодоксов, но постепенно обе стороны пошли на уступки. Последователи суфийского учения стали образовывать ордена странствующих монахов — дервишей — во главе с шейхами, или ишанами. Эти ордена были признаны законными и у суннитов, и у шиитов. Дервиши, хотя они и давали монашеский обет бедности, на деле вскоре превратились в шарлатанов, обирающих и обманывающих народ; руководители же дервишей, ишаны, в свою очередь обирают своих послушников — мюридов. Некоторые дервишские ордена применяют в своих молебствиях так называемые крзиы — экстатические пляски и другие чисто шаманские способы общения с божеством. Придается большое значение мистическому возгласу: "Ху!".

3.4. Движение тариката

С суфизмом было исторически связано движение тариката. Это понятие первоначально означало благочестивый путь жизни для общения с богом (слово "тарикат" по-арабски путь). Но впоследствии тарикатом стали называть учение фанатиков, проповедовавших "священную войну" против христиан и других неверных. Под знаменем тариката вели, например, войну имамы на Кавказе (Кази-Мулла, Шамиль) против русских. Боевую силу тариката составляли мюриды — послушники, слепо повинующиеся своему мюршиду — духовному наставнику. Отсюда движение Шамиля иногда называли мюридизмом.

Заключение

Несмотря на наличие разных направлений, течений и сект, ислам в целом являет собой достаточно цельную религиозную систему. Сложившаяся на стыке древних европейской и ближневосточной цивилизаций, впитавшая в себя элементы христианства и иудаизма, эта система оказалась сложным итогом многостороннего синтеза. Основой этого синтеза были бедуинская арабская культура, арабский этнос и его очень слабо развитая государственность.

Итак, подводя итоги проделанной работы, хочу обобщить: подробно рассмотрен процесс возникновения и формирования ислама. После падения колониализма на политической карте появилось много  новых исламских государств. В основном это страны Северной Африки, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, и, хотя, эти страны часто враждуют между собой (Ирак – Кувейт), Ислам по-прежнему является знамением этих стран. За последние десятилетия Ислам очень изменился: стал образованнее, цивилизованнее. Но по-прежнему большое влияние имеют духовные наставники, Ислам продолжает давить на поступательное движение общества. Словом, из всех религиозных систем современного мира ислам остается одной из наиболее значительных сил. Сила ислама не в количестве его адептов (число христиан или буддистов в мире вполне сопоставимо с числом мусульман), но, прежде всего в той идейно-институциональной структурной слитности вселенской мусульманской общины (уммы), основы которой были заложены еще Мухаммедом. Для ислама в наибольшей степени характерна интегрирующая большое внимание отцу «религии покорных пророку Мухаммаду», представлена общая характеристика шариата и рассмотрены основные его источники. В любом случае представляю то, что получилось.

Ислам, развиваясь первоначально на Аравийском полуострове в среде разрозненных арабских племен, сумел объединить их и дал мощный толчок развитию арабской цивилизации. После принятия Ислама арабы захватили огромные территории, где главной религией стал Ислам. В другие страны Ислам пришел мирным путем и завоевал сердца миллионов людей. Арабская культура интегрировала многие народы: арабов, персов, египтян и др. Она также являлась фактическим рубежом, разделяющим Европу и Азию, Европу и Африку. Главное отличие Ислама от других религий то, что в нем полностью слилась духовная и светская власть и не существует сплоченной религиозной организации, как в христианстве или буддизме. Став составной частью жизни человека, он направлял его действия, не давал опуститься. Но никакая религия не может существовать такой же, как и была создана. Начал трансформироваться и Ислам. Начали появляться новые пророки, говорившие, что они заново пришедшие Мухаммеды. В некоторых регионах такие «пророки» получали поддержку (бабисты, бехаисты). Эти движения помогли осознать необходимость модернизации Ислама. Многие мыслители призывали к объединению всех исламских государств и сохранению закрытости от стран Европы, другие призывали к сотрудничеству с европейскими странами.

Список литературы

1. «Жизнь Мухаммеда» /Под ред. Панова В.Ф. – М.: Просвещение, 1990

2. Ислам. Проблемы идеологии, права, политики и экономики. /Под ред. Ким Г.Ф. – М.: Наука, 1985

3. История государства и права зарубежных стран. /Под ред..Жидкова О.П. – М.: Норма, 1996

Религии мира. Энциклопедия. т.6. – М.: «Аванта +», 1996

Ислам. Проблемы идеологии, права, политики и экономики. Под ред. Г.Ф. Ким. Москва. Наука, 1985. – 113с.

История государства и права зарубежных стран. Под ред. О.П.Жидкова. Москва. Норма, 1996. – 429с.

Тайна беззакония. А. Мацейка. 1990. – 78с.

К.Маркс и Ф.Энгельс. О религии. 1955. – 236с.

У истоков религии. В.Чертихин. 1977. – 115с.

Секты: досье страха. Кирилл Привалов. 1987. – 58с.

Голубая бездна ан медной ладони. М.Родионов. 1988. – 118с.

Юридическая энциклопедия под ред. М.Ю.Тихомирова. М. 1997.


Страницы: 1, 2


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.