рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Национально-культурное развитие Исилькульского района на современном этапе

    В мероприятиях МНСКО «Сибирь» по результатам 2002 года участвовали 118 творческих коллективов, 102 отдельных исполнителя из 30 муниципальных образований города Омска и Омской области. [38]

    Над реализацией целевой программы «Культура Омской области на 2002 г.»; подпрограммы «Культурные основы федерализма, региональной и национальной политики» работали 12 культурно - досуговых формирований МНКСО «Сибирь», и 53 культурно - досуговых формирований национально-культурных автономий и Центров.

    ГУК МНКСО «Сибирь» плодотворно сотрудничает с Омской областной общественной организацией «Региональный центр русской культуры», общественным объединением «Русский клуб», «Центром славянских традиций», «Сибирским центром казачьей культуры», «Белорусским культурным центром», «Украинским культурным центром имени Т.Г. Шевченко», «Сибирским центром казахской культуры «Молдир», «Региональной татарской национально – культурной автономией», «Мусульманским культурным центром «Ак - Калфак», «Региональной немецкой культурной автономией, союзов немцев Сибири», «Финской сибирской ассоциацией», «Еврейской общественной организацией», «Центром индийской культуры» и т.д.; национально культурными центрами на базе учреждений культуры районов Омской области.[39]

    Дом Дружбы поддерживает и налаживает контакты с общественными организациями, национальными Центрами и государственными учреждениями культуры и искусства стран Ближнего и Дальнего зарубежья.[40]

    Все вышеперечисленные организации строят свою работу и подчиняются

нормативно – правовым документам Р.Ф., Омской области.

1.   Основной закон «Конституция Р.Ф.»

2.   Концепция государственной национальной политики Р.Ф. № 909 от 15 июля 1996г.

3.   «Закон о культуре Р.Ф.» (1996)

4.   Федеральный закон «О национально – культурной автономии» № 74 от 17.06.1996г.

5.   Губернатора Омской области № 512-р от 30 октября 2002 г. «О проведении ежегодного областного фестиваля национальных культур «Единение» и др.

     Разработаны пакеты документов:

·     «Предложение по реализации национальной политики и оказания государственной поддержки НКА и О на территории Омской области»;

·     «О проведении конкурса социально – значимых программ НКА и О на соискание грантов Главного управления культуры и искусства Омской области», направленных на стабилизацию этнографической ситуации, укрепления межнационального сотрудничества народов Омского Прииртышья через диалог культур;

·     «Средства массовой информации и гражданское и гражданское общество» – принятие целевой программы;

·      разработка научно исследовательского проекта «Решение национально – культурных проблем Омской области».

    Реализация этих предложений поможет решению комплекса накопленных национальных проблем в единой системе взаимоотношений органов государственной и муниципальной власти, государственных учреждений культуры и образования, научных сообществ и общественных организаций, и новой системы управления процессами государственной национальной политики в Омском районе. Правами проводника государственной политики в сфере реализации  национально – культурных целевых программ Главного управления культуры и искусства наделено Государственное учреждение культуры Межрегиональное национально культурное спортивное объединение Сибирь (Дом Дружбы).[41]

    Работу по сохранению и восстановлению местных славянских традиций народной духовной и материальной культуры ведет Сибирский культурный центр Главного управления культуры и искусства Администрации Омской области.

    Сибирский культурный центр Главного управления культуры и искусства Администрации Омской области одновременно с разработкой концепции сохранение и развитие народной культуры и художественных ремесел Омской области. Он ведет разнонаправленную деятельность по:

·     изучению состояния народных традиций области, определению возможностей их восстановления в сфере современной социокультурной практики, сбору, фиксации памятников культуры;

·     воссоздание и пропаганде народных традиций в системных связях её значимых компонентов (воспитание и образование, обычаев и обрядов, фольклора, ремесел, и промыслов и т.п.), развитию традиций в новых условиях;

·     методическому обеспечению процесса, подготовки кадрового состава специалистов, способных организовать и содержательно обеспечит в области комплекса программных мероприятий. Комплексные фольклорно этнографические экспедиции Сибирского культурного центра показывают с одной стороны особую сохранность фольклорно – этнографических данных отдельными носителями традиций на фоне общего обмельчания и разрушения народной русской культуры, с другой – повсеместный интерес к традиционной культуре, возрождение народных праздников, основанных на православном календаре.

    Ежегодное проведение фестивалей представляющих в комплексе фольклор ремесла, бытовую хореографию, отечественные боевые искусства, этнографический опыт позволяет эффективно вырабатывать общероссийскую стратегию в деле актуализации традиционной культуры, как системы смыслов и ценностных ориентаций, необходимых для формирований у подрастающего поколения патриотизма и иммунитета к агрессивному влиянию западной массы культуры.

    Сотрудники Сибирского культурного центра активно участвуют во Всероссийских и Международных конференциях, симпозиумах по вопросам сохранения и развития культурного национального наследия.

Глава II. Проблемы сохранения и развития национально -культурного наследия в Исилькульском  районе.

§ 1. Национально-культурный облик Исилькульского района.    Освоение юга Западной Сибири началось давно и шло по разным направлениям. По рекам Иртышу, Оби и их притокам селились выходцы из Европейской России: русские, украинцы, немцы, поляки, эстонцы, латыши. По берегам рек создавались казачьи посёлки. Между ними селились выходцы из различных религиозных сект: староверы, лютеране, менониты, баптисты и другие. Из степей Казахстана продвигались кочевые роды казахов. В конце XIX - начале XXв.в. происходит переход их к осёдлому образу жизни. В 1822 году была учреждена Омская губерния (позже с 1860г. – Акмолинская). Это вытекало из необходимости упорядочить управление населением степной полосы.[42]

    В 1895 году в Западной части Омского уезда Акмолинской области произошли важнейшие события: завершилось строительство отрезка железной дороги и станции Исилькуль. Участок от Челябинска до Омска был сдан в эксплуатацию, и здесь пошли пассажирские и грузовые поезда. В этом же году в Исилькуль стали прибывать и разгружаться эшелоны, перевозившие переселенцев из Центральных губерний России и Украины. Началось заселение и земледельческое освоение лесостепного и степного пространства Прииртышья. В этом процессе были основаны Полтавка, Украинка, Орловка, Рославка (Украинские поселения); Городище, Павловка и Берёзовка слились со станционным посёлком и составили основу будущего города.[43]

    В 1920 году Исилькуль стал именоваться городом. В 1920 – 1922 годах Исилькуль некоторое время включался в состав Киргизской республики, которая была создана в составе РСФСР в сентябре 1921 года. Сибирская администрация предлагала территорию бывшей Акмолинской области и весь Степной край, где преобладало русско-украинское  население, оставить частью РСФСР. Но кто-то из националов настоял включить в Киргизскую (позже переименованную в Казахскую республику) все  территории, где стоят казахские аулы. Определив по карте, что рядом с Петропавловским уездом находится город Исилькуль с иноязычным названием, включили этот город в состав Киркрая, как в народе называли новое административное образование. Лишь после многочисленных жалоб и прошений постановлением ВЦИК от 28 мая 1922 года Исилькуль вновь был причислен к Омскому округу.[44]

    Однако, если говорить об истории Исилькульского района в целом, в ней есть более ранние даты основания. В 1752 году казаками и пришлыми крестьянами началось строительство редута Лосевского и основание деревни Лукерьено, создаются форпосты по Иртышу и Ишиму для обороны слобод и деревень от нападений степных воинских людей. Позже обширные земельные площади были закреплены за Сибирским казачьим войском. Из них нарезались участки для поощрения за службу офицерам, а с конца XIX в. Стали сдаваться в аренду

прибывающим переселенцам. Именно в этой полосе возникает множество немецких посёлков. В 1902 году из Бесарабии, из местечка Маргенау, прибыла группа состоятельных немцев, они арендовали участок земли у казачьего офицера Ляпина. Образовавшийся позже посёлок назвали Маргенау. В 1903 году группы немецких переселенцев из Поволжья арендовали большие участки восточной части района вблизи железной дороги, там образовались немецкие посёлки: Пучково, Гофнунгсталь, Николай – Поль. Вторая группа немецких посёлков возникла в центральной части железной дороги: Солнцевка, Петровка, Фот, хутор Гаак.[45]

    С постройкой крепостей и редутов частыми становятся контакты русских с кочевыми казахами, с которыми поддерживается меновая торговля по указу Екатерины II.

    В 1831 году казахское население Омского уезда увеличилось до 80 тысяч человек. А так как наша территория нынешнего Исилькульского района граничит с Казахстаном, и является Западными воротами Омской области, то и само название города Исилькуль – казахского происхождения. На территории района можно и сейчас отыскать немало и других казахских топонимов – Улендыкуль, аулы Омар, Каскат, Макен, Какабас и другие.[46]

    Таким образом многонациональность населения, проживающего на территории Исилькульского района обусловлена целым рядом географических, геополитических, культурных, религиозных, социально-экономических обстоятельств. Исторически сложившись она определяет особенности культуры и менталитета местного населения.

    По статистическим данным подразделения отдела сбора и обработки статистической информации Омского областного комитета государственной статистики на 1 января 2000 года в 42 сёлах Исилькульского района население составляло около 52 тысяч человек. Самая большая национальная группа в районе русские – 34015 человек, немцы – 8578 человек, украинцы – 4300 человек, казахи – 3350 человек и другие. Компактно проживают: русские в 22 сёлах района, немцы в 8 сёлах, казахи в 10 сёлах, украинцы в 2 сёлах.[47]

    Русское население проживает на территории всего Исилькульского района (посёлок Лесной, Рославка, Баррикада, Медвежье и др.) Ранее считавшиеся немецкими поселения: Солнцево, Маргенау, Пучково, Гофнунгсталь и другие. В связи с большим оттоком немцев в Германию заселяются мигрантами из стран Ближнего зарубежья: Казахстана, Таджикистана, Узбекистана, Киргизии и Закавказья.[48]

    В данное время сельское немецкое население проживает в смешанных по этническому составу населённых пунктах. Постоянными партнёрами немцев в производственной и культурно-бытовой сфере являются русские, украинцы, казаки и другие представители. Активное взаимодействие, прежде всего, немецкого и русского населения на протяжении второй половины XXв.

    Появилось в распространении русского языка, заключении межнациональных браков и развитии экономических отношений между носителями различных культурных традиций. Однако к настоящему времени сибирские немцы не утратили своей этнокультурной самобытности, соблюдая унаследованные от предков законы, традиции и принципы устройства семейной и общественной жизни.[49]

    В 10 сёлах района компактно проживают представители казахской национальности. Гранича с Северо – Казахстанской областью исторически сложились аулы: Омар, Каскат, Кромы, Культжугут, Евсюки и другие. Население этих аулов пополняется мигрантами из Казахстана.

    Компактное расселение казахов в нашем районе, их многочисленность, особенности хозяйственного и культурно-бытового уклада, возникшие в условиях проживания в лесостепном районе, а так же в условиях активного культурного взаимодействия с осёдлыми народами, способствовали формированию особой этнографической группы казахского народа – Омских казахов. Их называют «сыбыр казак», «омбы казак». Казахи Исилькульского района поддерживают давние контакты с казахами Казахстана, в первую очередь с соседней Северо – Казахстанской областью, прежде всего в социально-культурной сфере.[50]

    2003 год указом президента Российской Федерации В.В. Путиным объявлен Годом Казахстана в России.

    Из значительной части населения района, которую составляют славянские народы более 4 тысяч – украинцы. Намного меньше жители белорусской национальности. Малороссы прижились в богатых сибирских краях. Они основали и проживают в сёлах: Украинка, Ночки Исилькульского района, которые граничат с густонаселённым украинцами Полтавским районом.

    Сибирские украинцы сохранили много национальных обычаев и традиций. Но в результате интенсивных контактов с русским населением, многое изменилось в быте переселенцев из Малороссии. Сложился тип культуры, который нельзя назвать ни чисто украинским, ни чисто сибирским.

    Изменился даже язык – теперь это скорее русско-украинский говор. Нынешние сибирские украинцы уже с трудом понимают своих соплеменников из Ближнего зарубежья, например, с Приднепровщины. И всё же в сфере семейного общения украинский язык «в сибирском варианте» не утратил своего значения. Отсюда – оригинальность самосознания местных сибирских украинцев. Своей родиной они считают Сибирь, а Украину представляют больше по средствам массовой информации.[51]

    2002 год указом президента Российской Федерации В.В. Путиным был объявлен Годом Украины в России, в рамках которого на территории Исилькульского района прошли обменные концерты коллективов художественной самодеятельности Полтавского, Одесского районов.

    В связи с военными действиями на Кавказе большое число представителей кавказской национальности проживают в Исилькульском районе с 1992 года: армяне, азербайджане,  изиты, чеченцы и другие.[52]

    Таким образом, из распада СССР оказалось, что на современном этапе более четверти населения бывших советских республик живут за пределами своих национальных государственных образований. Этнодемократическая ситуация в районе постоянно меняется. В основном это связано с оттоком населения на исторические родины, в связи с улучшением в них политической и социально-экономической ситуации и замещением его вынужденными или добровольными переселенцами из СНГ и областей России, что неблагоприятно влияет на этнополитическую ситуацию.[53]

    Результаты социологических исследований, проведённых в районе, дают основание для построения системы работы, адекватной основным социокультурным потребностям и направленной на достижение управленческих целей.

    На протяжении длительного времени властями Федерации, региона, областных и районных органов муниципальной власти прослеживалось отсутствие внимания к национальным процессам, нивелировались культурные особенности народов, людей любых национальностей переводили на обучение и общении только на русском языке, уничтожались неперспективные населённые пункты, что привело к подрыву устоев традиционного быта многих

национальных групп, нравственных норм их жизни, к потере национальных языков и многих явлений народной и профессиональной культуры. Все эти проблемы в наименьшей степени относятся к муниципальной власти администрации Исилькульского района. На протяжении последних 13 лет перед администрацией и отделом культуры Исилькульского МО стоит вопрос возрождения, сохранения и развития национальных традиций, обычаев и использование культурного наследия, национальностей, представители которых проживают на территории района.[54]

 

           

        

§2. Деятельность учреждений Исилькульского муниципального образования по сохранению и развитию  национальной культуры

        

    В структуре администрации Исилькульского Муниципального образования  входят  отделы  и их  структурные  подразделения.

Администрация Исилькульского Муниципального образования

 

 

Отдел культуры:

Городской отдел народного образования

(ГОРОНО):

Средства массовой информации (СМИ):

 

Комитет по молодежной политике:

Районный отдел культуры (РДК)

Кино - досуговый центр (КДЦ)

Музей

16 Сельских домов культуры (ДК)

19 Сельских клубов

Детская музыкальная школа (ДМШ)

Детская школа искусств (ДШИ)

Исилькульский центр немецкой культуры

Солнцевский немецкий центр встреч

Маргенауский немецкий центр встреч

 

Центральная библиотечная сеть (ЦБС)

Центральная

районная библиотека

Центральная

детская библиотека

4 городских филиала

библиотеки

10 сельских филиалов библиотеки.

Школы города и района

Детские сады города и района

Станция юных техников (СЮТ)

Станция юных натуралистов (СЮН)

Дом детского творчества

Детский дом (Интернат)

Исильку-льское радио.

Телевидение

(ИТВ)

Районная газета «Знамя».

Молодежное объединение «Квартал».

   

    В 2002 году совместно со всеми вышеуказанными отделами, структурными подразделениями была разработана «Программа возрождения, сохранения и развития национальных культур Исилькульского района на 2002 – 2005гг.», которая была принята и утверждены на заседание районного Совета.

    Основной целью программы является улучшение международных отношений в районе, сохранение традиций и развитие национального творчества отдельных культур, имеющих на территории района места компактного проживания.

         Главными задачами программы являются:

·     приостановление процесса ассимиляции;

·     определение основных опорных точек для развития национального творчества;

·     сохранение этноса и межнационального общения в пределах района и области.

    Ведущим центром в продвижении и реализации данной программы является отдел культуры Исилькульского Муниципального образования.[55] Вопрос о сохранении традиций, восстановление обрядов и использование культурного наследия национальностей, для отдела культуры актуален ни первый год. Возрождение, развитие и сохранения национальной культуры является одним из основных направлений работы. Вся работа администрации Исилькульского муниципального образования Омской области совместно со всеми администрациями и структурными подразделениями направлена на дальнейшее улучшение деятельности культурно – досуговых учреждений района, на развитие художественно – творческих способностей, удовлетворение досуговых, образовательных потребностей различных групп населения, возрождение, сохранение и дальнейшее развитие государственных, гражданских, национальных праздников, обычаев обрядов народов, населяющих район, организацию отдыха населения, работу с детьми и подростками.

    При формировании программы учитывались требования, предложения, рекомендации вышестоящих органов государственной власти. Отражались интересы государственных структур в культурно – образовательной сфере, в налаживании и гармонизации национально культурной жизни. Программа основана на интересах партнеров: общественных, религиозных и других негосударственных организаций, которые являются заказчиками или соисполнителями многих проектов. С ними поддерживаются постоянные контакты, развиваются деловые и творческие контакты.[56]

    Работа  по реализации целевой программы строится по следующим направлениям.

1.   Культурно – организационная деятельность, направленная на вовлечение инициативных и творческих людей, тяготеющих к той или другой культуре.

2.   Культурно – прикладная, предполагающая создание новых творческих коллективов, клубов по интересам, любительских объединений, организацию праздников, выставок, концертов.

3.   Культурно – информационная, предполагающая сбор, обработку и распространение информации по национальным вопросам, публикации статей и заметок в районной газете «Знамя», передачи по местному телевидению, распространение информации о народных праздниках, сценарные разработки, создание базы данных.

4.   Культурно – педагогическая, включающая в себя изучение языков, работу с детьми и подростками по формированию национального достоинства и нравственного воспитания на примере старшего поколения, уважению и дружескому отношению к представителям других народов и их культурам.

    Каждое направление деятельности реализуется посредствам разнообразных массовых, групповых и индивидуальных форм работы, проведение конкретных мероприятий.[57]

    В плане развития и возрождения истоков русского народа на базе Лесного центрального сельского дома культуры к концу 2003 г., в рамках целевой программы, планируется открытие Центра славянской культуры. На протяжении последних лет популяризируется православные праздники: Троица, Пасха, Рождество, Крещение, Яблочный Спас и т.д.

    Набор форм традиционных славянских праздников достаточно обширен: посиделки, колядки и святочные гадания. В Лесном СДК работают крепкие коллективы художественной самостоятельности, специализирующиеся на русской культуре – фольклорный ансамбль «Горлица», фольклорно – обрядовая группа «Исток», которая проводит свадебные обряды с использованием этнографического материала.[58]

    Традиционно проводится районный праздник «Играй, гармонь! Звени, частушка!», победители которого, принимают участие в областных конкурсах гармонистов и частушечников.[59] В 2000 г. финалист районного праздника Василий Коморов с оригинальным номером «художественный свист в сопровождении гармони», занял первое место на областном празднике «Играй, гармонь! Звени, частушка!».[60]

    С 1997 года Исилькульский РДК является организатором проведения ежегодной Декады славянской культуры и письменности, которая включает в себя массу интересных,  познавательных  и  зрелищных  мероприятий: конкретные программы, выставки народно – прикладного творчества и др. в Исилькульском историко – краеведческом музее, вечера духовной музыки, встречи с настоятелем Исилькульской православной церкви Николаем Гурник, конференции совместно с филологами «Русская культура и словесность» и другие мероприятия.

Страницы: 1, 2, 3, 4


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.