![]() |
|
|
Доклад: Балканское измерение пространства и времени· территории за Дунаем эпизодически захватывались римлянами на не очень продолжительное время. Таким образом, сложился стандарт весьма сложной и противоречивой организации социо-культурного пространства региона. В целом, процесс формирования подобной структуры пространства связан с тем, что часть территорий реально перерабатывалась в социо-культурном отношении, а часть только контролировалась в военно-политическом отношении. Речь не шла о римской колонии. Римский контроль в реальности не решал экономические задачи. Он был необходим, чтобы не допустить непосредственного контакта социо-культурно обрабатываемой прибрежной территории с варварско-кочевой СКС. Проявилась стандартная модель расширения пространства СКС и формирования естественно зависимых вассалов. Период № 3. Датировка периода. С 370 годов до начала 9 века. Сущность периода: Долгий период абсолютного доминирования варварско-кочевой СКС на Балканах и многочисленных переселений ее народов через данный регион. Период начинается с того, что очень слабое военно-политическое влияние Римской империи на Балканах было разрушено. Некоторые местные народы исчезли (из научного оборота), уйдя на запад и ассимилировавшись на просторах западной СКС. Некоторые новые народы пришли из пределов варварско-кочевой СКС. Согласно легенде российской Начальной летописи на Балканы переместились и отдельные славянские племена. Несмотря на то, что территория Балкан была в непосредственной близости от западной СКС и Византийской империи, склонных к регистрации своей истории в письменных источниках, о данном районе и в рамках третьего его периода освоения, исторические данные крайне скудны. Это говорит об отсутствии устойчивых контактов Балкан с Византийской империей и западной СКС. Особого интереса к Балканам с их стороны скорее не было и не могло быть. На исторических картах, опубликованных в XIX – XX веках, указывается, что район Балкан этого времени был под контролем Византийской империи. Это весьма сомнительно. Византийская империя была не очень сильна и имела массу внутренних и внешних проблем. География ее государственного контроля, побед и поражений во многом следовала за унаследованной географией Римской империи. Нет оснований, считать, что Византия была успешной в контроле столь сложного и неопределенно района как Балканы. Этого не смог добиться даже могучий Рим. Многочисленные переселения в этом районе и историческая молчаливость о нем византийских источников есть косвенный и очень важный показатель бесконтрольности Балкан со стороны как западной СКС, так и Византийской империи. По-прежнему район был частью варварско-кочевой СКС. Для данного периода можно отметить, что народы, заселявшие Балканы, не были преобразованы в социо-культурном отношении. Иначе говоря, они не были никем ассимилированы, не получили четкой социо-культурной идентификации. При этом давность проживания в регионе не играла существенной роли. Это были либо давно проживающее в регионе народы, либо недавние пришельцы из восточных районов варварско-кочевой СКС. Среди них были и некоторые славянские племена, определяемые на Балканах весьма сомнительными историческими источниками с 6 - 7 веков. Процесс устойчивого проживания и относительно систематического хозяйственного освоения территории народом не имеет прямой связи с процессом социо-культурной переработки данной территории. Основной фактор социо-культурных процессов связан с контактами и ассимиляционными процессами. Балканские славяне не были христианами, не породили своего социо-культурного стандарта. Это был тип варварско-кочевых народов, который начинал постепенно оседать на той территории, на которой его застало социо-культурное преобразование формирующейся европейской буферной зоны. Балканские региональные позиционные характеристики, относительно существующих СКС оказывались таковыми, что данные народы оказывались вне досягаемости каких бы то ни было социо-культурных инноваций. Может быть самое важное, было в том, что эти новации могли здесь закрепляться только лишь под определенным внешним давлением и с большими трудностями. Итогом стало то, что они сформировали на Балканах особый реликтовый тип варварско-кочевой СКС, сохранившийся на последующие времена. Позднее местными народами была усвоена мировая религия и государственность, но не было социо-культурной определенности. Формирование балканского реликтового варварско-кочевого социо-культурного типа начинается именно с данного периода времени. Для понимания третьего периода освоения территории Балкан важно учесть, что этнические факторы не были определяющими в принадлежности к варварско-кочевой СКС. В пользу такого вывода есть ряд оснований. Она могла включать самые различные народы в этническом и даже расовом отношении. Балканские славяне также были частью этой СКС. Они были славянами, но в социо-культурном отношении они были частью варварско-кочевой СКС. Славянский мир не имеет единой социо-культурной идентификации. Восточные славяне стали русскими и частью российской СКС. Западные славяне стали частью европейской буферной зоны как особого социо-культурного образования. Балканские славяне, наряду с остальными неславянскими народами этого региона, сформировали реликтовый варварско-кочевой социо-культурный вариант освоения территории. Аналоги такого рода реликтов встречаются по всей конкретной зоне варварско-кочевой СКС. Они могут быть большей или меньшей численности, но это принципиальной роли не играет, для определения социо-культурного типа и является скорее практической проблемой[xiv]. Примером малочисленного народа варварско-кочевой СКС могут быть караимы. В современном мире их менее тысячи[xv]. Примером более многочисленного реликтового народа варварско-кочевой СКС могут быть сербы. ОСОБЕННОСТИ ОСВОЕНИЯ СОСЕДНИХ ТЕРРИТОРИЙ Малая Азия Период № 6 (с 380 года по 610 год) - происходит социо-культурная интеграция западной и варварско-кочевой СКС. На время этого болезненного социо-культурного процесса западная СКС надежно защищена от мусульманской СКС малоазиатским внешним буфером. Территория буфера была организована в соответствии с западными стандартами. Восточная Римская империя удерживала важный участок пространства, и западная СКС могла провести свои социо-культурные реформы. Именно поэтому, Восточная римская империя была ориентирована на сохранение контроля всех прежних внутренних буферных зон западной СКС. Фактически, всего побережья Средиземного моря. Восточная Римская империя - в рамках этого периода была сильным государством. Оно унаследовало от Римской империи ареалы контроля в различных регионах мира, в том числе и территории, далеко за пределами Малой Азии. В основном, контролируются регионы, связанные с буферными зонами, где происходят наиболее интенсивные контакты мусульманской и западной СКС. Многочисленные внутренние противоречия проявились много позднее. Восточная Римская империя унаследовала от Рима очень многое в экономическом, социальном, военном, политическом и иных отношениях. Но прошлый римский имперский опыт нуждался в адаптации к новым условиям. Ко времени правления императора Юстиниана (527 - 565), были проведены необходимые реформы и определены новые формы организации единого государства в Малой Азии. Возникает "цезаре папизм" как форма сочетания светской и церковной власти. Пересматриваются и систематизируются римские законы. Ведется систематическая работа по переосмыслению прошлого римского имперского опыта. Идет восстановление границ прежнего доминирования Римской империи. Это удалось сделать на краткое время. Успешные реформы в Восточной Римской империи стали отчасти возможными и благодаря заключению "вечного мира" между Юстинианом и мусульманами. "Вечный мир" во многом был итогом того, что мусульманская СКС входила в этап своего социо-культурного конкурса и - в соответствии со спецификой этого этапа - не ориентировалась на распространение. Проведение социо-культурного конкурса в СКС всегда предполагает категорическое исключение экспансии. Теоретически обосновано, сложно сказать, почему это происходит, но это происходит всегда. Западная СКС не могла распространяться в силу того, что переживала процесс социо-культурной интеграции с варварско-кочевой СКС. То есть, обе СКС имели внутренние и в высшей степени важные причины для резкого снижения активности в районе малоазиатского внешнего буфера. Итогом стало то, что малоазиатская внешняя буферная зона чрезвычайно усилилась, и ее текущее конкретное государство перешло к активной пространственной экспансии. Это был чисто ситуативный (хотя и весьма долговременный) рост могущества буферной зоны. Подобная ситуация порой случается благодаря особенностям взаимоотношений СКС, конкурирующих в регионе (при временном ослаблении интереса соседствующих СКС к разделяющей их внешней буферной зоне). Такое явление периодически имеет место во всех СКС и зонах их контактов. Смутное время СКС - это время расцвета соседствующей с ней внешней буферной зоны. Период № 7 (с 610 по 870-е годы) - к 610 году в Малой Азии проведены важные реформы, и она по праву стала называться не Восточной Римской, а Византийской империей. Это уже иное государство. Постепенно начинается процесс превращения Византийской империи в социо-культурное образование, чуждое как мусульманской, так и западной СКС. Превращение становится не только и не столько итогом процессов, идущих в Малой Азии, сколько преобразований в конкурирующих западной и мусульманской СКС и изменений в варварско-кочевой СКС. Внешняя буферная зона остается самостоятельной. Это весьма редкий случай, когда внешняя буферная зона не является вассалом в текущий момент ни одной из соседних СКС. Но на нее начинают оказывать давление обе СКС, которые проводят свои новые стандарты, отработанные в итоге происшедших внутренних перемен. Восточная Римская империя играла роль буфера и дала возможность провести реформы двум конкурирующим СКС, без излишних сухопутных контактов друг с другом. Но Византийская империя седьмого периода раздражает обе СКС. Что позволено Юпитеру, не позволено быку. Начинается постепенное ее вытеснение в пределы пространства собственно Малой Азии. Мусульманская и западная СКС делят между собой освобождающиеся от ее контроля территории. Вялость соседних СКС прошлого периода, сменилась их агрессией против Византийской империи, и победы последней обернулись устойчивыми поражениями. Малая Азия этого времени была почти одинаково чуждой и западной и мусульманской СКС. Она была ничья. Тем не менее, Византийская империя этого периода была весьма сильна и богата. В особенности ее богатство очевидно на контрасте с обедневшими, в ходе реформ, соседними СКС. Однако она не проводила серьезных социо-культурных преобразований: все было ориентировано на сепаратизацию от западной СКС и сохранение пространства контроля в противостоянии мусульманской СКС – пассивная, сугубо временная тактика. Богатство Малой Азии этого времени может быть связано и с пассивностью в проведении социо-культурных реформ. Нормой является то, что социо-культурные преобразования требуют гигантских инвестиций при мизерной экономической отдаче в ближайшей перспективе. Но, как бы то ни было, к концу периода Малая Азия оказалась вполне независимой от соседних СКС. Византийская империя имела свое государство и церковь, она стала всем чужой и осталась сама по себе между двумя СКС. Византийской империей предпринимались попытки удержания территорий контроля. Однако этот контроль, скорее, ограничивался военно-политическим уровнем: социо-культурная переработка территорий за пределами Малой Азии была невозможна в принципе. Внешняя буферная зона не способна на такого рода деятельность по своей сути. Регион Болгарии - Румынии Период № 3 (с 370 годов до конца 7 века) - время безусловного доминирования варварско-кочевой СКС. Именно по этой причине его в высшей степени сложно описывать. Началась социо-культурная интеграция западной и варварско-кочевой СКС. Начались и естественные для такого рода процессов миграции народов варварско-кочевой СКС в западном направлении. Через район переваливает большое количество различных народов. Жестко доминировал варварско-кочевой стандарт. Шло активное перемешивание населения. Оно частично стабилизировалось только к VII веку. Болгары, валахи и другие народы заняли территории проживания, на которых остались на последующие времена. В дальнейшем, менялись конкретные границы проживания этих народов, но определились их основные ареалы. По сравнению с прошлым периодом, произошла практически полное замещение населения региона. При этом сохранился варварско-кочевой социо-культурный стандарт. Интеграция варварско-кочевой и западной СКС произошла много западнее. Она не затронула данную территорию с ее новым населением. Исключительно важно, что западная и варварско-кочевая СКС перешли на новые этапы в своей эволюции. Следствием этого стала и новая история региона Болгарии - Румынии. Над регионом периодически устанавливалась слабая и кратковременная власть Восточной Римской / Византийской империи. Это касается южных районов. Византийский контроль перешел по наследству от Римской империи и, скорее, сводился к сбору формальной дани (по сути, периодическому грабежу данной территории) и периодическим войнам с местным населением. Аборигены, данного района, также были весьма агрессивны в отношении Восточной Римской / Византийском империи. Письменных памятников они оставили мало, но, в практическом плане, скорее были хорошие специалисты по перераспределению византийских богатств. Об этом много говорят византийские источники. Укрепляется двойственная пространственная структура освоения региона. "Столица мира" (Константинополь) оказалась расположенной в непосредственной близости от района Болгарии - Румынии. Сохраняется социо-культурная преемственность контроля территории региона. Важно следующее: · Наиболее южные территории региона Румынии - Болгарии, зона уверенного контроля и социо-культурной переработки Восточной Римской империи. Это, в полной мере, касается приморских территорий Мраморного моря и значительной части приморских территорий Эгейского моря; · территории современной Болгарии есть зона весьма уверенного византийского контроля и ее соответствующего социо-культурного давления. Отношения с местным населением весьма сложные, но в целом оно находится под контролем империи; · территории за Дунаем, Византией практически не контролируются. Они есть пространство постоянной угрозы для империи, со стороны варварско-кочевой СКС. · Пролетарская идея передела “несметных богатств” Константинополя стала нормой у местного населения, начиная именно с этого периода. Эта идея была, своего рода, нереализованным варварско-кочевым идеалом, призывающим к перемещениям и завоеваниям. Идея несметных сокровищ Константинополя есть несомненная социо-культурная легенда. Вероятно, одна из причин ее столь большой популярности и устойчивости в том, что таким образом притягивалось население к непосредственно примыкающим к Восточной Римской и затем Византийской империй территориям. Оно стремилось к богатству. Стимул понятный и вдохновляющий, хотя, к сожалению, трудно достижимый. Вероятно, население той давней поры не знало о трудностях реализации высокого идеала, поэтому и было столь устойчиво ориентировано на грабеж империи в ее различных вариантах. Это формировало определенную направленность миграций и активности в целом. Итогом становилась социо-культурная переработка населения определенного района. То есть, богатство Восточной Римской и затем Византийской империи были своего рода приманкой для социо-культурной переработки определенной части территории и населения. В пользу такой гипотезы говорит то, что идеи безмерного богатства Константинополя были популярны везде, но только не в мусульманском мире, который в данный период времени, не особенно интересовался Малой Азией, в силу своих внутренних причин. Устойчивое распространение такого рода идей, идеологических миграционных приманок, возможно только в том случае, если есть социо-культурная потребность в строго определенной ориентации миграционных потоков. Идеологические гипотезы С данным периодом в регионе Румынии - Болгарии и отчасти Балкан связано большое количество легенд и идеологических штампов, порожденных в более поздние времена российской и западной СКС. Истоки и смысл этих легенд лежат в области борьбы двух СКС и, скорее, не имеют ничего общего с реальным процессом освоения территорий. Первое. Предполагается, что славяне весьма распространились в Восточной Европе как раз в данное время. До этого, они проживали компактно, на не большой территории и никого не трогали. А в данное время стали расширять ареал своего проживания. Это априорное допущение. Второе. Предполагается, что славяне стали распространяться под влиянием того, что германские племена переместились на запад и соответственно освободились территории, ранее ими занимаемые. Первый и второй тезисы явно и неявно присутствуют во множестве исторических работ. Сложно понять, откуда черпается данная информация (именно информация), кроме сомнительных текстов, якобы очень древнего происхождения. Но не сложно понять социо-культурный идеологический смысл такого рода идей. Легенда относительно славянской миграции есть объяснение-обоснование того, что германские племена, после соответствующей западной социо-культурной переработки, стали продвигаться на восток, в пределы восточного европейского внешнего буфера. Соответственно велись прозападные преобразования территории и населения внешнего буфера. Получается, что это была не экспансия, а возврат "исконных германских" территорий. Для российской СКС, легенда относительно миграции славян, также была очень важна в начале ее западного продвижения (с начала XVIII века). Из аналогичного необоснованного "факта" делался неявный идеологический вывод о "возврате исконных славянских территорий". В обоих случаях, речь идет только об идеологии позднего времени. Под нее генерируются любые "научные" исторические данные. История податливая дама. С точки зрения теории СКС, более логично предположить, что южные славяне, были людьми варварско-кочевой СКС. Модель их поведения данного периода времени (насколько о ней можно судить) весьма соответствует стандартам этой СКС. Важен не столько кочевой образ жизни, сколько готовность к длительным миграциям, пусть и раз в несколько столетий и готовность к собственной социо-культурной ассимиляции в рамках соседней СКС. Кочевой образ жизни был не вполне обязательным делом народов варварско-кочевой СКС и мог активироваться очень редко. Например, германские племена не имели устойчивого кочевого стандарта. Во всяком случае, они реализовывали его очень редко. Они появились в том районе, в котором жили, с незапамятных времен. Примерно аналогично вели себя и южные славяне. Если не ставить себе идеологических задач, то можно не утруждаться в размышлениях о ранних миграциях славян. Высказанная гипотеза не может быть ничем подтверждена, кроме последовательных рассуждений в терминах теории СКС. В равной мере безосновательны и существующие гипотезы, относительно миграции славян, со ссылками на высшей степени сомнительные тексты Начальной летописи. Разница только в том, что они: · излагаются в форме аксиом; · вплетены в систему государственной идеологии, Соответственно, подкрепляются весомыми "теоретическими" аргументами идеологических органов "промывания мозгов" и карательных органов; · стали привычными, в виду того, что повторяются бесконечное количество раз. Даже странно думать иначе, хотя основания для общепринятых мнений обескураживающе убогие. Период № 4 (с конца 7 века до конца 10 века) - После бурных миграций недавнего прошлого начинается оседание населения и его постепенное обустройство на новой территории. Сложно описать этот процесс детально. Причина в том, что источники информации о регионе носят в основном внешний (византийский) и очень тенденциозный характер. При осмыслении этого периода мы исходим не только из византийских источников, нуждающихся в историографической проверке с позиций теории СКС. Важен и тезис теории о формировании буферных зон между варварско-кочевой и иными СКС в данный период времени[xvi]. Это фундаментальный процесс, затронувший колоссальные территории и большое количество народов, в полной мере проявился в данном районе. Буферные зоны формировались в регионах контактов варварско-кочевой СКС со всеми соседними для нее социо-культурными образованиями. В том числе они должны были формироваться и в контактах с Малой Азией, как внешней буферной зоной, представленной в это время Византийской империей. Данный процесс связан с постепенным оседанием народов варварско-кочевой СКС на той территории, на которой их застал период прекращения миграций. В районе Румынии важным естественным природным рубежом был Дунай. Он отделил варварско-кочевую СКС от народов данного региона. На левом берегу Дуная, продолжали жить по стандартам варварско-кочевой СКС. На правом берегу Дуная, стали постепенно ассимилироваться под влиянием Византийской империи. В такие периоды, народы варварско-кочевой СКС приобщаются к мировым религиям и начинают генерировать государства. Подобный процесс характерен для четвертого этапа эволюции варварско-кочевой СКС. Происходит отрыв ассимилируемого народа от варварско-кочевой СКС. Народ оседает, потребность в контактах со своей СКС утрачивается. Соседнее социо-культурное образование становится желанным идеалом. При этом набор конкретных экономических, политических, социальных и прочих характеристик соседнего социо-культурного образования не играет никакой роли. Материнская варварско-кочевая СКС становилась символом “дикости”. Начинается отделение народа варварско-кочевой СКС и ее постепенная ассимиляция на основании иных стандартов. Важная специфика рассматриваемого региона варварско-кочевой СКС проявилась в том, что он оказался расположенным не на окраине одной из СКС, а на окраине малоазиатской внешней буферной зоны. Она выглядела великолепно. Это была роскошная Византийская империя (“2/3 всех богатств мира!”). Но это не была СКС и она в принципе не могла последовательно преобразовать расположенные на ее границах варварско-кочевые народы. Они не могли пройти социо-культурную переработку, ни под каким видом. В этом принципиальное отличие данного региона от остальных буферных зон четвертого этапа эволюции варварско-кочевой СКС. Дальнейшая история региона Румынии - Болгарии во многом определяется именно в этот период времени. Начинает интенсивно формироваться внешняя буферная зона в Восточной Европе и на Балканах. Это общий процесс. Буферная зона представлена различными в социо-культурном отношении народами и территориями. Они активно перерабатываются западной СКС, превращаются в ее естественно зависимых западных вассалов. Регион Румынии - Молдавии был слишком удален от западной СКС. Она единственная, в данный период времени среди СКС, вела активную переработку территорий за пределами своего хоумленда. Контакты, у народов региона, были только с вассалами западных вассалов и Византийской империей. От последней шло усвоение христианства. Появляется собственная государственность. Имеются все признаки того, что должно быть в процессе ассимиляции, кроме социо-культурной переработки со стороны СКС. Народы региона никого не завоевали. Соответственно не работала традиционная варварско-кочевая модель ассимиляции. Этот регион также никто не стремился преобразить. Контакты с ними были в высшей степени сложны. Он сформировался как особый реликтовый тип варварско-кочевой СКС. Это стало во многом следствием позиционных характеристик региона Румынии - Болгарии. Период № 4. Датировка периода. С начала 9 века до конца 12 века Сущность периода: На Балканах начинается усвоение христианства и постепенное генерирование государственности. Это происходит под доминирующим влиянием соседей. Они представлены государствами западной СКС и Византийской империей, которая есть внешняя буферная зона и, следовательно, не может вести глубокого социо-культурного преобразования иных территорий по своему определению. На Балканах активность Византийской империи, скорее, ограничилась формированием мало обременительных вассальных военно-политических отношений между империей и местными народами. Они были частью варварско-кочевой СКС, но связь со своей СКС начинают терять. Причины этого обусловлены интенсивными процессами формирования внешней буферной зоны в Восточной Европе и радикальными преобразованиями самой варварско-кочевой СКС. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |