рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Доклад: Балканское измерение пространства и времени

·     территории за Дунаем эпизодически захватывались римлянами на не очень продолжительное время.

Таким образом, сложился стандарт весьма сложной и противоречивой организации социо-культурного пространства региона. В целом, процесс формирования подобной структуры пространства связан с тем, что часть территорий реально перерабатывалась в социо-культурном отношении, а часть только контролировалась в военно-политическом отношении. Речь не шла о римской колонии. Римский контроль в реальности не решал экономические задачи. Он был необходим, чтобы не допустить непосредственного контакта социо-культурно обрабатываемой прибрежной территории с варварско-кочевой СКС. Проявилась стандартная модель расширения пространства СКС и формирования естественно зависимых вассалов.

Период № 3.

Датировка периода. С 370 годов до начала 9 века.

Сущность периода:

            Долгий период абсолютного доминирования варварско-кочевой СКС на Балканах и многочисленных переселений ее народов через данный регион. Период начинается с того, что очень слабое военно-политическое влияние Римской империи на Балканах было разрушено. Некоторые местные народы исчезли (из научного оборота), уйдя на запад и ассимилировавшись на просторах западной СКС. Некоторые новые народы пришли из пределов варварско-кочевой СКС. Согласно легенде российской Начальной летописи на Балканы переместились и отдельные славянские племена.

            Несмотря на то, что территория Балкан была в непосредственной близости от западной СКС и Византийской империи, склонных к регистрации своей истории в письменных источниках, о данном районе и в рамках третьего его периода освоения, исторические данные крайне скудны. Это говорит об отсутствии устойчивых контактов Балкан с Византийской империей и западной СКС. Особого интереса к Балканам с их стороны скорее не было и не могло быть.

            На исторических картах, опубликованных в XIX – XX веках, указывается, что район Балкан этого времени был под контролем Византийской империи. Это весьма сомнительно. Византийская империя была не очень сильна и имела массу внутренних и внешних проблем. География ее государственного контроля, побед и поражений во многом следовала за унаследованной географией Римской империи. Нет оснований, считать, что Византия была успешной в контроле столь сложного и неопределенно района как Балканы. Этого не смог добиться даже могучий Рим. Многочисленные переселения в этом районе и историческая молчаливость о нем византийских источников есть косвенный и очень важный показатель бесконтрольности Балкан со стороны как западной СКС, так и Византийской империи. По-прежнему район был частью варварско-кочевой СКС.

            Для данного периода можно отметить, что народы, заселявшие Балканы, не были преобразованы в социо-культурном отношении. Иначе говоря, они не были никем ассимилированы, не получили четкой социо-культурной идентификации. При этом давность проживания в регионе не играла существенной роли. Это были либо давно проживающее в регионе народы, либо недавние пришельцы из восточных районов варварско-кочевой СКС. Среди них были и некоторые славянские племена, определяемые на Балканах весьма сомнительными историческими источниками с 6 - 7 веков. Процесс устойчивого проживания и относительно систематического хозяйственного освоения территории народом не имеет прямой связи с процессом социо-культурной переработки данной территории. Основной фактор социо-культурных процессов связан с контактами и ассимиляционными процессами.

            Балканские славяне не были христианами, не породили своего социо-культурного стандарта. Это был тип варварско-кочевых народов, который начинал постепенно оседать на той территории, на которой его застало социо-культурное преобразование формирующейся европейской буферной зоны. Балканские региональные позиционные характеристики,  относительно существующих СКС оказывались таковыми, что данные народы оказывались вне досягаемости каких бы то ни было социо-культурных инноваций. Может быть самое важное, было в том, что эти новации могли здесь закрепляться только лишь под определенным внешним давлением и с большими трудностями.

Итогом стало то, что они сформировали  на Балканах особый реликтовый тип варварско-кочевой СКС, сохранившийся на последующие времена. Позднее местными народами была усвоена мировая религия и государственность, но не было социо-культурной определенности. Формирование балканского реликтового варварско-кочевого социо-культурного типа начинается именно с данного периода времени.

            Для понимания третьего периода освоения территории Балкан важно учесть,  что этнические факторы не были определяющими в принадлежности к варварско-кочевой СКС. В пользу такого вывода есть ряд оснований. Она могла включать самые различные народы в этническом и даже расовом отношении. Балканские славяне также были частью этой СКС. Они были славянами, но в социо-культурном отношении они были частью варварско-кочевой СКС. Славянский мир не имеет единой социо-культурной идентификации. Восточные славяне стали русскими и частью российской СКС. Западные славяне стали частью европейской буферной зоны как особого социо-культурного образования. Балканские славяне, наряду с остальными неславянскими народами этого региона, сформировали реликтовый варварско-кочевой социо-культурный вариант освоения территории.

Аналоги такого рода реликтов встречаются по всей конкретной зоне  варварско-кочевой СКС. Они могут быть большей или меньшей численности, но это принципиальной роли не играет, для определения социо-культурного типа и является скорее практической проблемой[xiv]. Примером малочисленного народа варварско-кочевой СКС могут быть караимы. В современном мире их менее тысячи[xv]. Примером более многочисленного реликтового народа варварско-кочевой СКС могут быть сербы.

ОСОБЕННОСТИ ОСВОЕНИЯ

СОСЕДНИХ ТЕРРИТОРИЙ

Малая Азия

Период № 6 (с 380 года по 610 год) - происходит социо-культурная интеграция западной и варварско-кочевой СКС. На время этого болезненного социо-культурного процесса западная СКС надежно защищена от мусульманской СКС малоазиатским внешним буфером. Территория буфера была организована в соответствии с западными стандартами. Восточная Римская империя удерживала важный участок пространства, и западная СКС могла провести свои социо-культурные реформы. Именно поэтому, Восточная римская империя была ориентирована на сохранение контроля всех прежних внутренних буферных зон западной СКС. Фактически, всего побережья Средиземного моря.

Восточная Римская империя - в рамках этого периода была сильным государством. Оно унаследовало от Римской империи ареалы контроля в различных регионах мира, в том числе и территории, далеко за пределами Малой Азии. В основном, контролируются регионы, связанные с буферными зонами, где происходят наиболее интенсивные контакты мусульманской и западной СКС. Многочисленные внутренние противоречия проявились много позднее.

Восточная Римская империя унаследовала от Рима очень многое в экономическом, социальном, военном, политическом и иных отношениях. Но прошлый римский имперский опыт нуждался в адаптации к новым условиям. Ко времени правления императора Юстиниана (527 - 565), были проведены необходимые реформы и определены новые формы организации единого государства в Малой Азии. Возникает "цезаре папизм" как форма сочетания светской и церковной власти. Пересматриваются и систематизируются римские законы. Ведется систематическая работа по переосмыслению прошлого римского имперского опыта. Идет восстановление границ прежнего доминирования Римской империи. Это удалось сделать на краткое время.

Успешные реформы в Восточной Римской империи стали отчасти возможными и благодаря заключению "вечного мира" между Юстинианом и мусульманами. "Вечный мир" во многом был итогом того, что мусульманская СКС входила в этап своего социо-культурного конкурса и - в соответствии со спецификой этого этапа - не ориентировалась на распространение. Проведение социо-культурного конкурса в СКС всегда предполагает категорическое исключение экспансии. Теоретически обосновано, сложно сказать, почему это происходит, но это происходит всегда. Западная СКС не могла распространяться в силу того, что переживала процесс социо-культурной интеграции с варварско-кочевой СКС.

То есть, обе СКС имели внутренние и в высшей степени важные причины для резкого снижения активности в районе малоазиатского внешнего буфера. Итогом стало то, что малоазиатская внешняя буферная зона чрезвычайно усилилась, и ее текущее конкретное государство перешло к активной пространственной экспансии. Это был чисто ситуативный (хотя и весьма долговременный) рост могущества буферной зоны. Подобная ситуация порой случается благодаря особенностям взаимоотношений СКС, конкурирующих в регионе (при временном ослаблении интереса соседствующих СКС к разделяющей их внешней буферной зоне). Такое явление периодически имеет место во всех СКС и зонах их контактов. Смутное время СКС - это время расцвета соседствующей с ней внешней буферной зоны.

Период № 7 (с 610 по 870-е годы) - к 610 году в Малой Азии проведены важные реформы, и она по праву стала называться не Восточной Римской, а Византийской империей. Это уже иное государство. Постепенно начинается процесс превращения Византийской империи в социо-культурное образование, чуждое как мусульманской, так и западной СКС. Превращение становится не только и не столько итогом процессов, идущих в Малой Азии, сколько преобразований в конкурирующих западной и мусульманской СКС и изменений в варварско-кочевой СКС. Внешняя буферная зона остается самостоятельной. Это весьма редкий случай, когда внешняя буферная зона не является вассалом в текущий момент ни одной из соседних СКС. Но на нее начинают оказывать давление обе СКС, которые проводят свои  новые стандарты, отработанные в итоге происшедших внутренних перемен.

Восточная Римская империя играла роль буфера и дала возможность провести реформы двум конкурирующим СКС, без излишних сухопутных контактов друг с другом. Но Византийская империя седьмого периода раздражает обе СКС. Что позволено Юпитеру, не позволено быку. Начинается постепенное ее вытеснение в пределы пространства собственно Малой Азии. Мусульманская и западная СКС делят между собой освобождающиеся от ее контроля территории. Вялость соседних СКС прошлого периода, сменилась их агрессией против Византийской империи, и победы последней обернулись устойчивыми поражениями. Малая Азия этого времени была почти одинаково чуждой и западной и мусульманской СКС. Она была ничья.

Тем не менее, Византийская империя этого периода была весьма сильна и богата. В особенности ее богатство очевидно на контрасте с обедневшими, в ходе реформ, соседними СКС. Однако она не проводила серьезных социо-культурных преобразований: все было ориентировано на сепаратизацию от западной СКС и сохранение пространства контроля в противостоянии мусульманской СКС – пассивная, сугубо временная тактика. Богатство Малой Азии этого времени может быть связано и с пассивностью в проведении социо-культурных реформ. Нормой является то, что социо-культурные преобразования требуют гигантских инвестиций при мизерной экономической отдаче в ближайшей перспективе. Но, как бы то ни было, к концу периода Малая Азия оказалась вполне независимой от соседних СКС. Византийская империя имела свое государство и церковь, она стала всем чужой и осталась сама по себе между двумя СКС.

Византийской империей предпринимались попытки удержания территорий контроля. Однако этот контроль, скорее, ограничивался военно-политическим уровнем: социо-культурная переработка территорий за пределами Малой Азии была невозможна в принципе. Внешняя буферная зона не способна на такого рода деятельность по своей сути.

Регион Болгарии - Румынии

Период № 3 (с 370 годов до конца 7 века) - время безусловного доминирования варварско-кочевой СКС. Именно по этой причине его в высшей степени сложно описывать. Началась социо-культурная интеграция западной и варварско-кочевой СКС. Начались и естественные для такого рода процессов миграции народов варварско-кочевой СКС в западном направлении. Через район переваливает большое количество различных народов. Жестко доминировал варварско-кочевой стандарт. Шло активное перемешивание населения. Оно частично стабилизировалось только к VII веку. Болгары, валахи и другие народы заняли территории проживания, на которых остались на последующие времена. В дальнейшем, менялись конкретные границы проживания этих народов, но определились их основные ареалы.

По сравнению с прошлым периодом, произошла практически полное замещение населения региона. При этом сохранился варварско-кочевой социо-культурный стандарт. Интеграция варварско-кочевой и западной СКС произошла много западнее. Она не затронула данную территорию с ее новым населением. Исключительно важно, что западная и варварско-кочевая СКС перешли на новые этапы в своей эволюции. Следствием этого стала и новая история региона Болгарии - Румынии.

Над регионом периодически устанавливалась слабая и кратковременная власть Восточной Римской / Византийской империи. Это касается южных районов. Византийский контроль перешел по наследству от Римской империи и, скорее, сводился к сбору формальной дани (по сути, периодическому грабежу данной территории) и периодическим войнам с местным населением. Аборигены, данного района, также были весьма агрессивны в отношении Восточной Римской / Византийском империи. Письменных памятников они оставили мало, но, в практическом плане, скорее были хорошие специалисты по перераспределению византийских богатств. Об этом много говорят византийские источники.

Укрепляется двойственная пространственная структура освоения региона. "Столица мира" (Константинополь) оказалась расположенной в непосредственной близости от района Болгарии - Румынии. Сохраняется социо-культурная преемственность контроля территории региона.

Важно следующее:

·     Наиболее южные территории региона Румынии - Болгарии, зона уверенного контроля и социо-культурной переработки Восточной Римской империи. Это, в полной мере, касается приморских территорий Мраморного моря и значительной части приморских территорий Эгейского моря;

·     территории современной Болгарии есть зона весьма уверенного византийского контроля и ее соответствующего социо-культурного давления. Отношения с местным населением весьма сложные, но в целом оно находится под контролем империи;

·     территории  за Дунаем, Византией практически не контролируются. Они есть пространство постоянной угрозы для империи, со стороны варварско-кочевой СКС.

·     Пролетарская идея передела “несметных богатств” Константинополя  стала нормой у местного населения, начиная именно с этого периода. Эта идея была, своего рода, нереализованным варварско-кочевым идеалом, призывающим к перемещениям и завоеваниям.

Идея несметных сокровищ Константинополя есть несомненная социо-культурная легенда. Вероятно, одна из причин ее столь большой популярности и устойчивости в том, что таким образом притягивалось население к непосредственно примыкающим к Восточной Римской и затем Византийской империй территориям. Оно стремилось к богатству. Стимул понятный и вдохновляющий, хотя, к сожалению, трудно достижимый. Вероятно, население той давней поры не знало о трудностях реализации высокого идеала, поэтому и было столь устойчиво ориентировано на грабеж империи в ее различных вариантах.

Это формировало определенную направленность миграций и активности в целом. Итогом становилась социо-культурная переработка населения определенного района. То есть, богатство Восточной Римской и затем Византийской империи были своего рода приманкой для социо-культурной переработки определенной части территории и населения.

В пользу такой гипотезы говорит то, что идеи безмерного богатства Константинополя были популярны везде, но только не в мусульманском мире, который в данный период времени, не особенно интересовался Малой Азией, в силу своих внутренних причин. Устойчивое распространение такого рода идей, идеологических миграционных приманок,  возможно только в том случае, если есть социо-культурная потребность в строго определенной ориентации миграционных потоков.

Идеологические гипотезы

С данным периодом в регионе Румынии - Болгарии и отчасти Балкан связано большое количество легенд и идеологических штампов, порожденных в более поздние времена российской и западной СКС. Истоки и смысл этих легенд лежат в области борьбы двух СКС и, скорее, не имеют ничего общего с реальным процессом освоения территорий.

Первое. Предполагается, что славяне весьма распространились в Восточной Европе как раз в данное время. До этого, они проживали компактно, на не большой территории и никого не трогали. А в данное время стали расширять ареал своего проживания. Это априорное допущение.

Второе. Предполагается, что славяне стали распространяться под влиянием того, что германские племена переместились на запад и соответственно  освободились территории, ранее ими занимаемые.

Первый и второй тезисы явно и неявно присутствуют во множестве исторических работ. Сложно понять, откуда черпается данная информация (именно информация), кроме  сомнительных текстов, якобы очень древнего происхождения. Но не сложно понять социо-культурный идеологический смысл такого рода идей. Легенда относительно славянской миграции есть объяснение-обоснование того, что германские племена, после соответствующей западной социо-культурной переработки, стали продвигаться на восток, в пределы восточного европейского внешнего буфера. Соответственно велись прозападные преобразования территории и населения внешнего буфера. Получается, что это была не экспансия, а возврат "исконных германских" территорий.

Для российской СКС, легенда относительно миграции славян, также была очень важна в начале ее западного продвижения (с начала XVIII века). Из аналогичного необоснованного "факта" делался неявный идеологический вывод о "возврате исконных славянских территорий". В обоих случаях, речь идет только об идеологии позднего времени. Под нее генерируются любые "научные" исторические данные. История податливая дама.

С точки зрения теории СКС, более логично предположить, что южные славяне, были людьми варварско-кочевой СКС. Модель их поведения данного периода времени (насколько о ней можно судить) весьма соответствует стандартам этой СКС. Важен не столько кочевой образ жизни, сколько готовность к длительным миграциям, пусть и раз в несколько столетий и готовность к собственной социо-культурной ассимиляции в рамках соседней СКС.

Кочевой образ жизни был не вполне обязательным делом народов варварско-кочевой СКС и мог активироваться очень редко. Например, германские племена не имели устойчивого кочевого стандарта. Во всяком случае, они реализовывали его очень редко. Они появились в том районе, в котором жили, с незапамятных времен. Примерно аналогично вели себя и южные славяне.

Если не ставить себе идеологических задач, то можно не утруждаться в размышлениях о ранних миграциях славян. Высказанная гипотеза не может быть ничем подтверждена, кроме последовательных рассуждений в терминах теории СКС. В равной мере безосновательны и существующие гипотезы, относительно миграции славян, со ссылками на высшей степени сомнительные тексты Начальной летописи. Разница только в том, что они:

·     излагаются в форме аксиом;

·     вплетены в систему государственной идеологии, Соответственно, подкрепляются весомыми "теоретическими" аргументами идеологических органов "промывания мозгов" и карательных органов;

·     стали привычными, в виду того, что повторяются бесконечное количество раз. Даже странно думать иначе, хотя основания для общепринятых мнений обескураживающе убогие.

Период № 4 (с конца 7 века до конца 10 века) - После бурных миграций недавнего прошлого начинается оседание населения и его постепенное обустройство на новой территории. Сложно описать этот процесс детально. Причина в том, что источники информации о регионе носят в основном внешний (византийский) и очень тенденциозный характер.

При осмыслении этого периода мы исходим не только из византийских источников, нуждающихся в историографической проверке с позиций теории СКС. Важен и тезис теории о формировании буферных зон между варварско-кочевой и иными СКС  в данный период времени[xvi]. Это фундаментальный процесс, затронувший колоссальные территории и большое количество народов, в полной мере проявился в данном районе. Буферные зоны формировались в регионах контактов варварско-кочевой СКС со всеми соседними для нее социо-культурными образованиями. В том числе они должны были формироваться и в контактах с Малой Азией, как внешней буферной зоной, представленной в это время Византийской империей.

Данный процесс связан с постепенным оседанием народов варварско-кочевой СКС на той территории, на которой их застал период прекращения миграций. В районе Румынии важным естественным природным рубежом был Дунай. Он отделил варварско-кочевую СКС от народов данного региона. На левом берегу Дуная, продолжали жить по стандартам варварско-кочевой СКС. На правом берегу Дуная, стали постепенно ассимилироваться под влиянием Византийской империи.

В такие периоды, народы варварско-кочевой СКС приобщаются к мировым религиям и начинают генерировать государства. Подобный процесс характерен для четвертого этапа эволюции варварско-кочевой СКС. Происходит отрыв ассимилируемого народа от варварско-кочевой СКС. Народ оседает, потребность в контактах со своей СКС утрачивается. Соседнее социо-культурное образование становится желанным идеалом. При этом набор конкретных экономических, политических, социальных и прочих характеристик соседнего социо-культурного образования не играет никакой роли. Материнская варварско-кочевая СКС становилась символом “дикости”. Начинается отделение народа варварско-кочевой СКС и ее постепенная ассимиляция на основании иных стандартов.

Важная специфика рассматриваемого региона варварско-кочевой СКС проявилась в том, что он оказался расположенным не на окраине одной из СКС, а на окраине малоазиатской внешней буферной зоны. Она выглядела великолепно. Это была роскошная Византийская империя (“2/3 всех богатств мира!”). Но это не была СКС и она в принципе не могла последовательно преобразовать расположенные на ее границах варварско-кочевые народы. Они не могли пройти социо-культурную переработку, ни под каким видом. В этом принципиальное отличие данного региона от остальных буферных зон четвертого этапа эволюции варварско-кочевой СКС. Дальнейшая история региона Румынии - Болгарии во многом определяется именно в этот период времени.

Начинает интенсивно формироваться внешняя буферная зона в Восточной Европе и на Балканах. Это общий процесс. Буферная зона представлена различными в социо-культурном отношении народами и территориями. Они активно перерабатываются западной СКС, превращаются в ее естественно зависимых западных вассалов. Регион Румынии - Молдавии был слишком удален от западной СКС. Она единственная, в данный период времени среди СКС, вела активную переработку территорий за пределами своего хоумленда. Контакты, у народов региона, были только с вассалами западных вассалов и Византийской империей. От последней шло усвоение христианства. Появляется  собственная государственность.

Имеются все признаки того, что должно быть в процессе ассимиляции, кроме социо-культурной переработки со стороны СКС. Народы региона никого не завоевали. Соответственно не работала традиционная варварско-кочевая модель ассимиляции. Этот регион также никто не стремился преобразить. Контакты с ними были в высшей степени сложны. Он сформировался как особый реликтовый тип варварско-кочевой СКС. Это стало во многом следствием позиционных характеристик региона Румынии - Болгарии.

Период № 4.

Датировка периода. С начала 9 века до конца 12 века

Сущность периода:

            На Балканах начинается усвоение христианства и постепенное генерирование государственности. Это происходит под доминирующим влиянием соседей. Они представлены государствами западной СКС и Византийской империей, которая есть внешняя буферная зона и, следовательно, не может вести глубокого социо-культурного преобразования иных территорий по своему определению. На Балканах активность Византийской империи, скорее,  ограничилась формированием мало обременительных вассальных военно-политических отношений между империей и местными народами.  Они были частью варварско-кочевой СКС, но связь со своей СКС начинают терять. Причины этого обусловлены интенсивными процессами формирования внешней буферной зоны в Восточной Европе и радикальными преобразованиями самой варварско-кочевой СКС.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.