рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Доклад: Финансовые ведомства Римской империи в IV веке

Названы также «магистры льняной одежды» (magistri), «магистры частной» (magistri privatae – возможно, также одежды – vestis, строчка не вполне ясна), «прокураторы женских прядильных мастерских» (gynaecaeorum), прокураторы «bafiorum» – видимо, красильных мастерских, прокураторы монетных дворов (monetarum), «бастаг» (транспорта для перевозки собранных податей), ткачей (linyfiorum).

 Несмотря на значительное количество видов различных сборов, доходы «священных щедрот» были не очень значительны, особенно в сравнении с преторианской префектурой. Все налоги, относившиеся к этому ведомству, собирались, как правило, раз в пять лет, и их удельный вес в бюджете империи не мог быть очень велик. Главное достижение, придающее важность «священным щедротам» – производство золотых монет, качество которых поддерживалось постоянной переплавкой собранного в качестве налогов золота. Создание качественной золотой монеты в значительной степени облегчило работу всей финансовой системы империи.

Глава вторая. «Res privata».

С начала Принципата, существовали различия между общественными доходами, которые контролировал император, и его частным доходом, получаемым от его личной собственности, «patrimonium»[35]. Специальное ведомство, предназначенное для управления собственностью императора, возникло при Септимии Севере. Называлось оно «res privata» – «личное имущество».

Значение этого ведомства всегда было несколько ниже, чем «священных щедрот». Тем не менее, в IV веке его глава, в прошлом называвшийся «magister», стал также именоваться комитом и получил титул «светлейшего мужа» (vir illustris).

Комит управлял личными землями императора по всей империи и собирал с них ренту, а также от имени императора заявлял права на собственность короны, которая увеличивалась за счет конфискаций или иным путем[36].

Существовало много способов увеличения имперских земель. Личные земли каждого нового императора вливались в это ведомство. Также по традиции богатые люди считали своим долгом упомянуть императора в завещании, что приносило казне дополнительные богатства.

Также отходили государству земли осужденных преступников (bona damnatorum), земли людей, умерших без наследников, или оставивших не вполне законное завещание (bona caduca и bona vacantia). Были люди, зарабатывавшие себе на жизнь розыском для казны подобных земель – delatores.

Земли сдавались в аренду, чаще пожизненную или долгосрочную, причем для удобства контроля стремились заключить договор с крупным арендатором[37].

Штат ведомства был, видимо, значительно меньше, чем у «священных щедрот». Notitia dignitatum называет только четыре скриния: «благодеяний» (beneficiorum), canonum, securitatum и «частных щедрот» (privatarum largitionum).

Как считает Джонс, основным в этом ведомстве, как и в «священных щедротах», являлся скриний делопроизводителей (exceptorum)[38]. Скриний этот упоминается в законе от 383 года (CTh 6.30.5), но более поздний источник – Notitia dignitatum по непонятной причине вообще не упоминает этот скриний, как для Востока, так и для Запада.

Названия скриниев, по словам Джонса, говорят не очень много. Canones должно означать ренты, а securitates – расписки, и трудно определить, как функции этих скриниев различались. Возможно, один отвечал за предоставление имений и за установку арендной платы, а другой выдавал расписки об арендной плате и таким образом следил, чтобы она регулярно собиралась. «Личные щедроты» должны были заведовать денежными подарками, а «благодеяния» – земельными[39]. Примерно также определяет роль этих скриниев и Дельмер[40].

Закон от 379 года упоминает для этого ведомства также миттендариев, функции которых, очевидно, мало отличались от функций миттендариев «священных щедрот» (CTh VI,30,2).

Помимо центрального штата, входящего в комитат, у ведомства имелись представительства на местах. Сюда относятся, согласно Notitia dignitatum, «божественные дома» (domus divinae) – традиционное название императорских имений, «казначеи личных имуществ» (rationales rerum privatarum), личная «бастага» – транспортная служба. Также названы «препозиты стад и хлевов» (praepositi gregum et stabulorum), и «прокураторы имений» (procuratores saltuum) – эти лица контролировали различные категории императорской собственности.

На Западе дается большой список представителей ведомства разного ранга и для разных областей – «счетоводы» (rationales), прокураторы, препозиты. Два названия вызывают удивление, так как практически дублируют друг друга – «счетовод частных имуществ для Италии» (rationalis rerum privfatarum per Italiam) и «счетовод частного имущества для Италии»(rationalis rei privatae per Italiam).

Первоначально ренту с императорских земель собирали сами представители ведомства, но Валент и Валентиниан предприняли попытку передать эти функции местной администрации, как это было с государственными доходами. Однако местные власти не проявили должного рвения в сборе ренты, задолженности росли до огромных размеров, и в 382 г. указом Феодосия полномочия вновь вернулись к res privata[41].

Собиралась рента ежегодно, а иногда делилась на три части. Платили во времена Константина либо в зерне, либо в золоте и серебре. Позднее, когда появилась качественная золотая монета, это ведомство, как и два других, окончательно перешло на золото[42].

«Частное имущество» сохраняло свое значение долгое время, хотя никогда не являлось основным в общей структуре финансовых ведомств.

Глава третья. Преторианский префект.

Ведомство преторианского префекта занимает в финансовой системе империи особое место. Однако финансовым оно стало далеко не сразу. Первоначально, в эпоху принципата, должность преторианского префекта была чисто военной он командовал преторианской гвардией. К IV веку с ним произошла странная трансформация: сначала префекта наделили некоторыми несвойственными ему юридическими и финансовыми функциями, в том числе снабжением армии и гражданских служащих продовольствием, а позднее, после упразднения Константином преторианской гвардии, преторианский префект окончательно превратился в гражданского чиновника[43].

Как указывает Джонс, в то время, когда основные доходы были натуральными, преторианский префект практически превратился в министра финансов. Позднее натуральное налогообложение постепенно сменилось золотым. Это должно было усилить роль «священных щедрот», бывшей res summa, тем не менее, более высокое положение преторианского префекта сохранилось[44].

В отличии от двух других ведомств, ведомство преторианского префекта в комитат не входило, то есть было стационарным. В IV веке империя делилась на три, позднее на четыре префектуры. Notitia dignitatum называет две префектуры в восточной части – Восток и Иллирик, и две в западной – Италия и Галлии.

Основной заботой префекта был сбор и распределение особого налога – анноны, собиравшейся в рассматриваемый период преимущественно натурой, как это было и раньше.  Аннона составляла основу содержания армии и гражданской службы, включая дворцовые министерства, начиная с высших чинов, magistri militum и самих префектов, вплоть до простых солдат и самых мелких чиновников и слуг.

В ходе финансовых реформ Диоклетиана аннона претерпела серьезные изменения. Этот натуральный налог, прежде собиравшийся по мере необходимости, теперь стал регулярным. Для удобства налогообложения пользовались специальными единицами – jugum для земли и caput для населения.

Кроме анноны, ведомством собирался корм для лошадей офицеров и чиновников – capitus. Префект также отвечал за общественные работы и общественную почту.

Возникали неизбежные сложности с транспортировкой и хранением собранных продуктов, особенно скоропортящихся. Преторианским префектам приходилось выполнять более сложную работу, чем другим финансовым министрам. Необходимо было каждый год составлять своего рода государственный бюджет – высчитывать, сколько и каких продуктов надо собрать. Эту работу выполняли многочисленные чиновники ведомства преторианского префекта.

С IV века появилась тенденция собирать часть военных налогов золотом. Первоначально это было связано лишь с дорожными расходами по перевозке собранной анноны, однако к концу века практически вся аннона собиралась уже в золоте[45]. Возможно, закон Валента о переплавке собранного золота, обращенный к преторианскому префекту, должен был касаться и этих денег.

Доходы от анноны в несколько раз превосходили все остальные налоги, вместе взятые. По словам М. Гранта, более девяноста процентов всех поступлений государство получало за счет земельного налога[46], то есть прежде всего от анноны.

О финансовой стороне деятельности преторианской префектуры в IV веке известно мало, имеются данные только для V и VI веков в префектуре Востока. Здесь имелся скриний для каждой провинции, а также для каждого города[47]. Службы преторианской префектуры тесно сотрудничали с местной администрацией.

Деятельность префектуры косвенно соприкасалась и с деятельностью «священных щедрот». Префект давал местным властям в провинциях распоряжения о сборе «титулов», которые затем поступали в ведение комита «священных щедрот»[48].

Как видно из источников, главы ведомств могли сотрудничать и по другим вопросам. Аммиан Марцеллин рассказывает, как комит «священных щедрот» Урсул участвовал совместно с префектом претория Маворцием в расследовании по делу Руфина, «старшего в канцелярии префекта претория» (16. 8. 3). В другом месте Аммиан упоминает преторианского префекта Домициана, бывшего прежде комитом «священных щедрот». Следовательно, должность префекта могла быть следующим шагом в карьере комита.

Формально префект носил то же звание, что и комиты – vir illustris, но на практике его значение было намного выше и приближалось по важности к цезарю.

Префект мог, как видно из источников, пытаться оказывать давление на цезарей. Тот же Домициан выполняет поручение Констанция в отношении цезаря Галла: «А Домициану, бывшему комиту финансов, а тогда префекту, он поручил, по прибытии в Сирию, деликатно и вежливо уговорить Галла спешно приехать в Италию, куда он сам уже не раз звал его. Во исполнение этого приказания Домициан поспешил в Антиохию. По прибытии туда он проехал мимо дворца, не оказав внимания Цезарю, к которому ему надлежало явиться, и направился в торжественном шествии в преторий. Отговариваясь болезнями, он долго не являлся во дворец и не показывался на улицах. Скрываясь у себя в доме, он стремился погубить Галла и к донесениям, которые время от времени посылал императору, делал разные лишние добавления. Когда наконец Галл сам позвал его во дворец, и он был введен в консисторий, то без всяких околичностей сказал ему с легкомысленной неосторожностью: «Поезжай, Цезарь, как тебе приказано, и знай, что если ты станешь медлить, то я тотчас прикажу задержать отпуск сумм[49] как на твое содержание, так и на твой дворец» (Amm. 14. 7. 9-11).

Угроза была действительно серьезной, ведь речь здесь идет об анноне – основном содержании цезаря и его людей, а не о стипендиях и донативах, как в похожей ситуации с комитом «священных щедрот», упомянутой выше. Попытки цезаря уничтожить префекта могли быть, по мнению приближенных, небезопасны для самого цезаря: «Монций, бывший тогда квестором... прибавил, что, если уж на то пошло, безопаснее покушаться на жизнь префекта, предварительно низвергнув статуи Констанция» (14.7.12). Тем не менее, Домициан был взят под стражу, и вскоре растерзан солдатами Галла.

Другой преторианский префект, Флоренций, «бывал недостаточно вежлив» с Юлианом, когда тот был цезарем, и впоследствии был заочно приговорен к смертной казни (Amm. 20.8.20; 22.3.4).

Значение ведомства преторианского префекта оставалась чрезвычайно высоким на всем протяжении истории поздней империи. Если роль «министра финансов» в IV веке, возможно, в какой-то степени перешла к комиту «священных щедрот», то за префектом осталась роль премьер-министра, осуществляющего общий контроль над финансовой системой государства.

Заключение.

Из финансовых ведомств поздней империи самым значительным по объему получаемых доходов было, несомненно, ведомство преторианского префекта. Реформа Диоклетиана, превратившая аннону в регулярный налог, особенно способствовала усилению этого ведомства.

Тем не менее, последующие важные финансовые реформы проводились через другое ведомство – «священные щедроты». Императорам этого периода так и не удалось создать стабильную денежную систему на основе трех металлов – золота, серебра и меди. Медные монеты постоянно обесценивались, серебряные также, хотя и с меньшей скоростью. Возможно, сами правители, отказываясь принимать медь в качестве налогов, способствовали падению ее престижа.

Все же финансовую политику поздних императоров можно считать достаточно удачной. Важнейшим достижением IV века в области финансов, несомненно, явилось создание надежных золотых монет – солида, semissis и tremissis. Реформу закрепили последующие меры, направленные на обеспечение высокого качества новой монеты – законы о переплавке собранного в виде налогов золота в очищенные слитки.

Империя наконец получила универсальную платежную единицу, пригодную как для сбора налогов, так и для оплаты государственных служащих и солдат, для других государственных нужд. Правда, простому населению эти реформы дали мало – оно продолжало пользоваться медной монетой, а золото использовало почти исключительно для уплаты налогов.

Повышение роли золотых монет должно было отразиться и на роли ведомства, руководившего их чеканкой, а также сбором денежных налогов – «священных щедрот». Сбор налогов в золоте оказался столь удобен, что два других ведомства, преторианского префекта и «res privata», вскоре последовали примеру «священных щедрот» и с середины IV века также стали постепенно переводить свои  сборы на золотую основу.

В результате преторианская префектура и «священные щедроты», собирающие государственные налоги, стали в значительной степени дублировать друг друга. В конце концов, после отмены императором Анастасием «хрисаргира», основного налога «священных щедрот», роль этого ведомства упала и вскоре преторианская префектура просто поглотила его. Третье финансовое ведомство, «res privata», продолжало существовать, принося доход казне императоров.

Таким образом, предпринятые императорами меры позволили в значительной степени преодолеть последствия кризиса третьего века и вернуть финансовую систему империи с натуральной на денежную основу.

Литература

I. Источники.

1.   Аммиан Марцеллин. Римская история / Пер. Ю. А. Кулаковского и А. И. Сонни. СПб., 1996.

2.   Ammiani Marcellini rerum gestarum / Ed. W. Seyfart. Leipzig, 1978.

3.   Corpus iuris civilis V. II. Codex repetitae praelectionis / Ed. P. Kruger B. 1905.

4.   Notitia dignitatum omnium tam civilium qam militarium utriusque imperii / Ed. O. Seek. B. 1876.

5.   Theodosiani libri XVI cum constitutionibus sermondianis / Ed. P. Kruger,       Th. Mommsen. B. 1905.

II. Литература.

6.   Грант М. Крушение Римской империи. М. 1998.

7.   Джонс А. Х. М. Гибель античного мира. Ростов-на-Дону, 1997.

8.    Delmaire R. Largesses sacrée et la res privata. L’aerarium impérial et son administration du IV au VIe siècle. Ècole française de Rome. Palais Farnèse 1989.

9.   Hendy M. F. Studies in the Byzantine monetary economy. c 300-1456. Cambridge, 1985.

10.Jones A.H.M. The Later Roman Empire. 284-602. Oxford, 1964.


[1] Jones A.H.M. The Later Roman Empire. 284-602. Oxford, 1964, vol. 1,  p. 411.

[2] Delmaire. R. Largesses sacrée et la res privata. L’aerarium impérial et son administration du IV au VIe siècle. Ècole française de Rome. Palais Farnèse 1989. p. 125.

[3] Hendy M. F. Studies in the Byzantine monetary economy. c 300-1456. Cambridge, 1985. P. 383

[4] Jones A. H. M. LRE.

[5] Джонс А. Х. М. Гибель античного мира. Ростов-на-Дону, 1997.

[6] Delmaire R. Largesses sacrée...

[7] Джонс, Гибель античного мира, с. 237.

[8] Грант М. Крушение Римской империи. М. 1998.  с. 51-63.

[9] Jones A.H.M. The Later Roman Empire. 284-602. Oxford, 1964. Vol. 1, p. 367.

[10] Ibid., p. 370.

[11] Ibid., p. 107.

[12] Джонс, Гибель античного мира, с. 228.

[13] Jones, LRE, vol. 1, p. 441.

[14] Ibid., p. 459.

[15] Грант М. Крушение Римской империи. М. 1998.  с. 56.

[16] Jones, LRE, vol. 1, p. 442.

[17] Delmaire R. Largesses sacrée et la res privata. L’aerarium impérial et son administration du IV au VIe siècle. Ècole française de Rome. Palais Farnèse 1989. pp. 459-500.

[18] Ibid., p. 501.

[19] Hendy M. F. Studies in the Byzantine monetary economy. c 300-1456. Cambridge, 1985, p. 380.

[20] Delmaire, Largesses sacrée..., pp. 504-505.

[21] Hendy, Studies in the Byzantine monetary economy, p 383.

[22] Delmaire, Largesses sacrée..., p. 505.

[23] Джонс, Гибель античного мира, с. 222.

[24] Jones, LRE, vol. 1, p. 432.

[25] Ibid., p 435

[26] nulla debet esse causatio, quin solidi ex quocumque titulo congregati, sicut iam pridem praecepimus, in massam obryzae soliditatemque redintegrentur. et ita fiat omnis illatio, ut largitionalium et prosecutorum allectorumque fraudibus aditus obstruatur.

[27] Delmaire, Largesses sacrée..., p. 257.

[28] Ibid., pp. 265-267.

[29] Ibid., p. 258.

[30] Ibid., p. 161.

[31] Ursuli vero necem largitionum comitis ipsa mihi videtur flesse Iustitia, imperatorem arguens ut ingratum. cum enim Caesar in partes mitteretur occiduas omni tenacitate stringendus, nullaque potestate militi quicquam donandi delata, ut pateret ad motus asperior exercitus, hic idem Vrsulus datis litteris ad eum, qui Gallicanos tuebatur thesauros, quicquid posceret Caesar procul dubio iusserat dari.

[32] Delmaire, Largesses sacrée..., p 158.

[33] Ibid., p. 152.

[34] Ibid., p. 151.

[35] Jones A.H.M. The Later Roman Empire. 284-602. Oxford, 1964. p. 411.

[36] Ibid., p. 370.

[37] Ibid., p. 417.

[38] Ibid., p. 412.

[39] Ibid., p. 412.

[40] Delmaire R. Largesses sacrée et la res privata. L’aerarium impérial et son administration du IV au VIe siècle. Ècole française de Rome. Palais Farnèse 1989. P. 159.

[41] Jones, LRE, p. 414.

[42] Ibid., p. 419.

[43] Джонс А. Х. М. Гибель античного мира. С. 191-192.

[44] Jones A.H.M. The Later Roman Empire. 284-602. Oxford, 1964. p. 412.

[45] Delmaire R. Largesses sacrée et la res privata. L’aerarium impérial et son administration du IV au VIe siècle. Ècole française de Rome. Palais Farnèse 1989. P. 242.

[46] М. Грант. Крушение Римской империи. М. 1998. с. 59.

[47] Jones, LRE, p. 449.

[48] Delmaire, Largesses sacrée..., p. 242.

[49] Перевод не совсем точен. В оригинале – et tuas et palatii tui auferri iubebo prope diem annonas. Из слова «аннона» не ясно, идет ли речь о денежных суммах (в приведенном выше фрагменте о комите SL – thesauros, более подходящее слово для денежных сумм) или, что для данного периода, 353-354 г., более вероятно, о натуральном пайке для служителей двора. «Annonas tuas» может, по нашему мнению, означать не только содержание лично цезаря, но и его войск, в отличии от подчиненных ему гражданских чиновников-палатинов – «palatii tui».


Страницы: 1, 2


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.