рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Татарский танец

Ансамбль всегда был не только носителем традиций, но и пропагандистом идей современности. Всегда сочетал лабораторную исследовательскую работу с практикой активной концертной деятельности.

За свой полувековой творческий путь ансамбль проехал с гастролями сотни тысяч километров. Где только не проходил этот путь! Коллектив выступал на сценах знаменитых театров и дворцов и на сколоченных из грубых досок подмостках, на лугах и полевых станах, на маленьких сценах деревенских клубов и на огромных городских площадях.

В годы Великой Отечественной войны концертные бригады ансамбля в числе первых выезжали на передовые позиции фронта, обслуживали воинские части, госпитали.

Государственный ансамбль песни и танца Республики Татарстан ведет широкую гастрольную деятельность по России, странам СНГ и дальнему зарубежью. Выступая за пределами нашей Родины, ансамбль выполняет благородную миссию представляя национальное искусство разным народам мира. Ансамбль побывал с концертами в Китае, Корее, Монголии, Тунисе, Турции, Италии, Мальте, Чехии и Словакии, Англии, Германии, Японии, Йемене, Финляндии, Югославии, Франции, Сенегале, Бенине, Нигерии. По единодушному признанию прессы, коллектив Государственного ансамбля песни и танца РТ был признан лучшим из 37 стран участниц на Международном Карфагенском фестивале фольклорных коллективов в Тунисе в 1977г. На Втором Всероссийском смотре ансамблей песни и танца, который проходил в Москве под председательством выдающегося советского хореографа Игоря Александровича Моисеева, Государственный ансамбль песни и танца РТ был признан лучшим и удостоен диплома первой степени и звания лауреата. В связи с этим газеты писали:

"Естественность и простота сценического поведения артистов, яркая эмоциональность, необыкновенная слаженность и танцевальной, и особенно хоровой группы, динамичное построение концертных номеров - все говорило о том, что на сцену вышли мастера".

(Н. Шадрина, Гр. Гогоберидзе. Из народных истоков. "Советская культура", 19 апреля 1986г.)

"Достоинство программ Государственного ансамбля песни и танца РТ в целом - в высоком идейном содержании, воплощенном в народном песенно-танцевальном искусстве, одухотворенности, поэтичности исполнителя и их высоком, в лучшем смысле слова, академическом мастерстве, в единстве песни, танца и музыки, единстве режиссерского решения программ". (Игорь Смирнов, народный артист РСФСР, профессор. Храня наследие народа. "Советская Татария", 11 мая 1986г.)

В 2000г. коллектив Гос. Ансамбля принимал участие в 43-ем Интернациональном фестивале, который проводился во Франции. А в 2001г. участвовал в 39-ом Интернациональном фестивале Пиренеев, который проходил в городах Франции и Испании. И конечно мастерство коллектива Государственного ансамбля песни и танца РТ не оставило равнодушным французского зрителя и в 2004г. коллектив был приглашен на фестиваль "Российского искусства и кинематографии", проходивший в г. Ницце: (Культура/Российское искусство. "Эксперт" № 47, 2004г.)

". большой успех имели танцоры и певцы из Татарстана - они-то как раз выкладывались на всю катушку, пели и танцевали, что называется, от всей души, не уставали менять в течение всего концерта яркие костюмы, и были вознаграждены многочисленными "бисами" и финальной авацией. После каждого номера публика визжала от восторга и порывалась танцевать в проходах. "

Что же может предложить этот коллектив на суд зрителей сегодня?

На основе татарских народных песен и танцев, сказаний и легенд созданы яркие высокохудожественные, вокально-хореографические композиции, которые в полной мере представляют традиции и эстетический идеал татарского народа: "Аулак ой" ("На посиделках") и "Сабантуй".

Одной из последних программ репертуара Ансамбля стала театрализованная постановка "Сказ о Казани", посвященная 1000-летию столицы Республики Татарстан г. Казани. Эта оригинальная постановка знакомит зрителя с историческими фрагментами из жизни древних булгар.

Работая над этой программой, ее создатели обратились к фольклорному материалу татар, и строго опирались на исторические и научные документы.

А также в репертуаре коллектива представлена разнообразная - палитра песен и танцев многих народов мира: "Ирландский народный танец", "Боливийские вечера", греческий танец "Фрески Эллады", испанская "Фламенко", танец аргентинских пастухов "Гаучо", американский народный танец, перекликающийся с мелодиями негритянского спиричуэлса. Гостями программы стали итальянские, японские и мексиканские мотивы, которые передают жизнерадостное, праздничное настроение и дают возможность зрителям почувствовать себя частью мировой культуры. Творчество Ансамбля молодо по духу, пронизано светлым и жизнеутверждающим мироощущением. Истоки этого в богатейшей, неисчерпаемой сокровищнице национальной культуры, которую коллектив, словно родниковую воду, боясь расплескать, бережно несет людям.

Пример композиции татарского танца

В танце участвуют восемь девушек и восемь юношей, но число исполнителей можно увеличить или уменьшить, оставляя четным.

Построен в форме перепляса группы девушек и группы юношей. Имеет игровой характер. Исполняется в быстром темпе, легко и весело.

Для более точной передачи национальной манеры танца желательно использование деталей татарского народного костюма (фартук, легкий цветной платок). Во время движения можно придерживать край фартука или уголки платка. Юноша может надеть камзол, а на голову тубэтэй (тюбетейку).

Музыкальный размер 2/4.

Описание композиции (см. схему 15)

Перед началом танца четыре девушки становятся у точки 6, одна - у точки 4 и три - у точки 2. Все юноши становятся у точки 6.

Проигрывается музыкальное вступление - 4 такта.

Первая фигура. Выход девушек (48 тактов)

А (16 тактов)

Такты 1-8: от группы девушек, стоящих у точки 6, отделяется одна и "первым ходом" (движение 1) продвигается по кругу (схема 15.1), держа в руках уголки головного платка (рис.110).

Такты 9-12: остановившись в центре зала, девушка "припаданием" (движение 2) на правую ногу быстро вращается на месте вправо (схема 15.2).

Такты 13-15: развернувшись через правое плечо, направляется "первым ходом" (движение 1) к точке 4 (схема 15.3).

Такт 16: исполняет "притоп" (движение 3), легким поклоном приглашая на танец вторую девушку. А (16 тактов, проигрывается второй раз)

Такты 1 - 4: вторая девушка выходит навстречу первой, исполняя "первый ход" (движение 1). Она также держит в руках уголки платка. Первая девушка отступает к центру зала (схема 15.4), исполняя "второй ход" (движение 4).

Такты 5-8: обе девушки, исполняя "первый ход" (движение 1), делают "до-за-до".

Такты 9-12: соединив правые руки, согнутые в локтях, и зацепившись правыми мизинцами, девушки вращаются в паре по часовой стрелке. Корпус немного наклонен вперед, головы повернуты лицом друг к другу.

Такты 13-15: обе девушки "первым ходом" (движение 1) направляются в разные стороны - первая к точке 6, вторая к точке 2 (схема 15.5).

Такт 16: исполняют "притоп" (движение 3), поклоном приглашая на танец остальных.

А (16 тактов, проигрывается третий раз) Такты 1-7: первая и вторая девушки разворачиваются и "первым ходом" (движение 1) стремительно бегут по кругу. За каждой из них двигаются еще три девушки (схема 15.6), держа в руках уголки головного платка. Корпус во время движениянаклонен вперед. В конце 7-го такта девушки встречаются в центре зала.

Такт 8: исполняют "притоп" (движение 3), образуя прямую линию, причем четыре девушки поворачиваются к точке 1, а остальные - к точке 5. Такты 9-15: все тем же движением продвигаются шеренгой по часовой стрелке (схема 15.7). Такт 16: останавливаются по диагонали. Четыре девушки, стоящие спиной, делают пол поворота вправо, и все исполняют "притоп".

Вторая фигура. Выход юношей (16 тактов)

Б (16 тактов)

Такты 1-8: юноши выстраиваются друг за другом и продвигаются по диагонали впереди девушек (схема 15.8), исполняя "второй ход" (движение 4). Девушки убегают к левой стороне зала, собираются в кружок, затем быстро выстраиваются в прямую линию (схема 15.9). Такты 9-15: юноши "вторым ходом" (движение 4) направляются к девушкам (схема 15.9). Такт 16: исполняют "притоп" (движение 3), легким поклоном приглашая девушек на танец.

Третья фигура. Первый общий танец (32 такта)

В (16 тактов)

Такты 1-4: девушки и юноши парами продвигаются по кругу (схема 15.10). Юноши исполняют "второй ход", девушки - "первый ход".

Такты 5-8: девушки продолжают движение вперед, а юноши исполняют "боковые шаги" (движение 6), заглядывая девушкам в лицо то справа, то слева.

Такты 9-16: повторяются движения 1-8-го тактов.

В (16 тактов, проигрывается второй раз)

Такты 1-4: повернувшись лицом друг к другу (схема 15.11), девушки и юноши исполняют "хлопки в ладоши" (движение 7).

Такты 5-8: все попарно подхватывают друг друга под правые руки и вращаются на месте по часовой стрелке, исполняя "первый ход" (движение 1).

Такты 9-12: повторяют движения 1-4-го тактов. Такты 13-16: исполняют то же, что на 5-8-й такты, вращаясь в другую сторону и подхватив друг друга под левые руки.

Четвертая фигура. Первый танец девушек (16 тактов)

А (16 тактов)

Такты 1-4: девушки "первым ходом" (движение 1) сбегаются к центру зала и продвигаются по кругу против часовой стрелки (схема 15.12).

Такты 5-8: раскрывают круг на две линии лицом к точке 1 и исполняют "притоп" (движение 3).

Такты 9-14: исполняют "вращение на припадании" (движение 2) вправо и "притоп" (движение 3, схема 15.13).

Такты 15-16: "первым ходом" (движение 1) девушки разбегаются на полукруг (схема 15.14). Во время танца девушек юноши на 1 - 4-й такты выходят из круга, выполняя "второй ход" (движение 4): четверо идут к правой стороне зала, четверо - к левой. Затем они меняются местами, продвигаясь по полукругу (схема 15.12).

На 5-8-й такты юноши исполняют на месте "поворот с подскоком на одной ноге" (движение 8).

На 9-12-й такты "вторым ходом" (движение 4) они вновь меняются местами, двигаясь по полукругу (схема 15.13).

На 13 - 14-й такты исполняют "поворот с подскоком на одной ноге" (движение 8), а вместо "притопа" на 15-16-й такты выбегают на середину зала (схема 15.14).

Пятая фигура. Первый танец юношей (16 тактов)

Б (16 тактов)

Такты 1-8: юноши исполняют "первую комбинацию" (движение 9) в двух линиях лицом к точке 1 (схема 15.15).

Такты 9-16: исполняют "первую комбинацию" еще раз, заканчивая ее "подскоками на одной ноге" в другую сторону.

Девушки на 1-4-й такты "припаданием накрест" (движение 11) продвигаются по полукругу (схема 15.15), одной рукой держа уголок платка, другой - край фартука.

На 5-8-й такты продвигаются в обратном направлении до своих мест. На 9-14 такты исполняют "вращение на припадании" (движение 2) на месте. На 15-16 такты девушки выбегают на середину зала. (схема 15.16).

Шестая фигура. Второй общий танец (16 тактов)

Б (16 тактов)

Такты 1-4: все исполнители парами (девушки справа) продвигаются по кругу (схема 15.19). Девушки идут "первым ходом" (движение 1), в левой руке - уголок платка, в правой - край фартука. Юноши идут "вторым ходом" (движение 4), руки отведены за спину и лежат тыльной стороной ладони на поясе под камзолом.

Такты 5-8: юноши на месте выполняют "присядку" (движение 13), а девушки "первым ходом" (движение 1) обходят их (рис.119). Такты 9-16: повторяются движения 1-8-го тактов 8-й фигуры.

Седьмая фигура. Уход (16 тактов)

В (16 тактов)

Такты 1 - 16: пара, находящаяся у точки 4, начинает уход по диагонали в сторону точки 8 (схема 15.20). Девушки

2 такта идут "первым ходом" (движение 1), 2 такта "вторым ходом" (движение 4), делая при этом полный поворот вправо и т.д. Юноши 2 такта продвигаются "вторым ходом" (движение 4), 2 такта "боковой дорожкой" (см.2-й такт движения 10 - исполнить два раза), повернувшись лицом к девушкам и раскрыв руки в стороны и т.д.

Описание движений

Движение 1 (первый ход)

Исходное положение: встать в I прямую позицию. Затакт:

и - опуститься в небольшое-приседание, приподнимая правую ногу невысоко вперед. Такт 1:

раз - сделать небольшой прыжок на правую ногу вперед, отделяя левую от пола;

и - переступить на полупальцы левой ноги чуть впереди правой; два - небольшой шаг правой ногой вперед;

и - провести левую ногу невысоко вперед.

Такт 2: движение исполнить с левой ноги.

Ход выполняется легко, с быстрым продвижением вперед.

Движение 2 (припадание)

Исходное положение: встать в III открытую позицию, правая нога впереди.

3атакт:

и - приподнять правую ногу невысоко вправо.

Такт 1:

раз - встать на правую ногу, подводя левую ступню сзади к щиколотке опорной ноги. Обе ноги согнуть в коленях;

и - встать на полупальцы левой ноги, приподнимая правую ногу невысоко вправо. Ноги в коленях вытянуть;

два-и - то же, что на "раз-и".

Движение исполнять мягко, без рывков, с продвижением с правой ноги вправо, с левой - влево, а также на месте с вращением (два "припадания" на один поворот).

Движение 3 (притоп)

Исходное положение: встать в I прямую позицию. Затакт:

и - приподнять правую ногу рядом с левой. Такт 1:

раз - притопнуть правой ногой, приподнимая левую ногу рядом с правой; и - притопнуть левой ногой, приподнимая правую ногу рядом с левой; два - притопнуть правой ногой; и - пауза.

"Притоп" можно исполнять с правой или с левой ноги.

Движение 4 (второй ход)

Исходное положение: встать в I прямую позицию, слегка согнув ноги в коленях. Затакт:

и - приподнять левую ногу рядом с правой. Такт 1:

раз - сделать легкий прыжок на левую ногу, приподнимая правую ногу рядом с левой. Правую руку согнуть в локте, левую опустить вниз и отвести немного назад. Кисти рук собрать в кулак. Корпус и голову повернуть вправо;

и - поставить правую ногу на ребро каблука вперед, чуть приподнимая левую ногу;

два - встать на всю ступню левой ноги;

и - приподнять правую ногу рядом с левой. Такт 2:

раз - легко перескочить на правую ногу, чуть приподнимая левую рядом с правой. Левую руку согнуть в локте. Правую руку опустить вниз и отвести немного назад. Кисти рук собрать в кулак. Корпус повернуть влево;

и - поставить левую ногу на ребро каблука вперед, приподнимая правую ногу;

два - встать на всю ступню правой ноги;

и - пауза.

Движение можно исполнять на месте и с продвижением вперед или назад.

Движение 5

(переступания на каблук и полупальцы)

Исходное положение: встать в I прямую позицию, слегка согнув ноги в коленях. Такт 1:

раз - поставить правую ногу на ребро каблука вперед; и - отделить ступню левой ноги от пола, переводя тяжесть корпуса на правую ногу;

два - переступить на всю ступню левой ноги;

и - приподнять правую ногу рядом с левой. Такт 2:

раз - поставить правую ногу на низкие полупальцы рядом с левой ногой; и - отделить ступню левой ноги от пола, переводя тяжесть корпуса на правую ногу;

два - переступить на всю ступню левой ноги;

и - приподнять правую ногу рядом с левой.

Такт 3: то же, что на 1-й такт. Такт 4:

раз - притопнуть правой ногой рядом с левой;

и - приподнять левую ногу рядом с правой;

два - ударить левой ногой рядом с правой; и - пауза.

Движение можно исполнять с правой ноги с продвижением вправо, с левой - влево.

Движение 6 (боковые шаги)

Исходное положение: встать в I прямую позицию, слегка согнув ноги в коленях.

Такт 1:

раз-и - шаг правой ногой вперед-вправо;

два-и - шаг левой ногой вперед-вправо. Такт 2:

раз-и - поставить правую ногу на ребро каблука вперед-вправо; два-и - исполнить соскок с каблука на всю ступню правой ноги, приседая на ней. Колено отвести влево. Корпус наклонить вправо. Голову повернуть влево, заглядывая девушке в лицо.

Такты 3-4: движение исполнить с левой ноги влево.

Движение 7 (хлопки в ладоши)

Исходное положение: встать попарно лицом друг к другу. Ноги в I прямой позиции. Руки согнуть в локтях.

Такт 1:

раз-и - хлопок в свои ладоши;

два-и - хлопок правой рукой по правой руке партнера.

Такт 2:

раз-и - хлопок в свои ладоши; -

два-и - хлопок левой рукой по левой

руке партнера.

Такт 3:

раз-и - хлопок в свои ладоши.

два-и - хлопок в ладоши друг друга.

Такт 4:

раз-и-два - три хлопка в свои ладоши;

и - пауза.

Движение 8

(поворот с подскоком на одной ноге)

Исходное положение: встать в I прямую позицию.

Такт 1:

раз-и - исполнить соскок во II открытую позицию, опускаясь в полуприседание. Руки раскрыть в стороны ладонями вверх;

два-и - перескочить на правую ногу, приподнимая левую, согнутую в колене, вперед. Колено отвести влево. Руки положить за спину. Корпус слегка отклонить на зад.

Такт 2:

раз-и - подскочить на правой ноге, делая полповорота вправо. Положение левой ноги не менять;

два-и - подскочить на правой ноге, заканчивая полный поворот вправо. Положение левой ноги то же. Такт 3:

раз - перескочить на левую ногу, приподнимая правую ногу рядом с левой. Колени направлены вперед; и - поставить правую ногу на ребро каблука вперед, отделяя левую ногу от пола;

два - переступить на всю ступню левой ноги;

и - приподнять правую ногу рядом с левой.

Такт 4:

раз-и-два - "притоп";

и - пауза.

Движение 9

(первая комбинация юношей)

Исходное положение: встать в I открытую позицию.

Такт 1:

раз-и - исполнить соскок во II открытую позицию, опускаясь в полуприседание. Руки раскрыть в стороны ладонями вверх;

два-и - перескочить на правую ногу, исполняя хлопок над головой. Левую ногу приподнять назад-влево. Колено направить влево. Корпус и голову повернуть вправо.

Такт 2:

раз-и - то же, что на "раз-и" 1-го такта;

два-и - перескочить на левую ногу, исполняя хлопок над головой. Правую ногу приподнять назад - вправо. Корпус и голову повернуть влево.

Такты 3-4: повторить движения 1 - 2-го тактов.

Такт 5:

раз - встать на правую ногу, сгибая ее в колене. Руки раскрыть в стороны;

и - поставить левую ногу на ребро каблука вперед-влево и вытянуть в колене. Руки, слегка согнутые в локтях, отвести вправо-вверх. Голову повернуть влево;

два - переступить правой ногой на месте;

и - поставить левую ногу на полупальцы к середине ступни правой ноги и чуть согнуть ноги в коленях.

Такт 6:

раз - переступить правой ногой на месте;

и - поставить левую ногу на ребро каблука вперед-влево; два - переступить правой ногой на месте;

и - поставить левую ногу на полупальцы к середине ступни правой ноги.

Такты 7-8: повторить движения 5-6-го тактов. Корпус во время пе-реступаний постепенно наклонять влево.

Движение 10

(вторая комбинация для юношей)

Исходное положение: встать в I свободную позицию. Руки раскрыть в стороны. Ладони повернуть вниз и чуть приподнять.

Такт 1:

раз-и - исполнить легкий прыжок на левую ногу влево, сгибая правую в колене. Левую ногу также согнуть в колене. Колено правой ноги сильно повернуть влево. Ступня правой ноги - у колена левой;

два - подскочить на левой ноге, поворачивая колено правой ноги вправо; и - вытянуть правую ногу вправо.

Такт 2:

раз-и - сделать беглый шаг правой ногой вправо, подводя левую ступню к щиколотке опорной сзади. Колени в выворотном положении; два-и - встать на левую ногу, открывая правую ногу невысоко вправо.

Такт 3:

раз - перескочить на правую ногу вправо, подводя левую ногу к правой. Колени направлены вперед. Руки - за спиной;

и - поставить левую ногу на ребро каблука вперед - вправо, начиная поворот вправо;

два - переступить правой ногой; и - приподнять левую ногу рядом с правой. Такт 4:

раз - перескочить на левую ногу, приподнимая правую рядом с левой и заканчивая поворот вправо; и - поставить правую ногу на ребро каблука вперед;

два - переступить левой ногой на месте;

и - пауза.

Такты 5-8: исполнить движения 1-4-го тактов с другой ноги.

Движение 11 (припадание накрест)

Исходное положение: встать в III открытую позицию, правая нога впереди.3 а т а к т:

и - приподнять правую ногу невысоко вправо.

Такт 1:

раз - встать на правую ногу впереди левой, приседая на ней. Левую ногу слегка отделить от пола. Корпус и голову наклонить влево;

и - переступить на полупальцы левой ноги сзади правой, слегка отделяя правую от пола;

два-и - то же, что на "раз-и".

Движение исполнять с правой ноги влево, с левой - вправо.

Движение 12 (гармошка)

Исходное положение: встать в I свободную позицию.

Затакт:

и - слегка отделить от пола пятку правой и носок левой ноги.

Такт 1:

раз - соединить носки, отводя правую

пятку вправо и подводя левый носок к

правому;

и - отделить от пола левую пятку и

правый носок;

два - соединить пятки, отводя правый

носок вправо и подводя левую пятку к

правой;

и - пауза.

"Гармошка" исполняется с продвижением вправо или влево.

Движение 13 (присядка)

Исходное положение: встать в I прямую позицию. Руки свободно опустить вдоль корпуса.

Такт 1: раз-и - с легкого подскока опуститься в полное приседание на полупальцы обеих ног. Правую руку согнуть в локте, левую опустить вниз и отвести немного назаддва-и - подскочить на обеих ногах. Левую руку согнуть в локте, правую опустить вниз и отвести немного назад.


Литература

1." Исторический ежегодник" 1977 год. Н.Л. Левочкина - ОмГУ.

2. Н. Шадрина, Гр. Гогоберидзе "Советская культура". 19 апреля 1986г.

3. Российское искусство "Эксперт N 47 2004г.

4. Фуад Валеев "Татарский народный орнамент" Казань 2902г.

5. Смирнов, народный артист РСФСР, профессор. Храня наследие. "Советская Татария". 1986г.


Страницы: 1, 2


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.