рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Этногенез и этнические процессы на территории Казахстана

Поданным системы резус-фактора среди казахов исключительно преобладают лица с резус-положительной реакцией над резус-отри­цательной. Для них характерно относительно высокое содержание аллеля D. На всей изученной территории показателя встречаемости резус отрицательности стабильны, так как изменчивость генных час­тот по данному локусу у казахов невелика, и они представляют собой однородную естественноисторическую общность. В масштабе общей казахской популяции уровень концентрации гена d не достигает распространенности этого аллеля у населения Восточной Европы, но она несколько больше, чем у жителей Центральной Азии. В общем по данному генетическому маркеру результаты определенно свидетель­ствуют о смешанном происхождении казахов между европеоидами и монголоидами. Здесь в качестве краткой иллюстрации можно при­вести процентное содержание резус-отрицательного фактора у наро­дов Евразии. Правда, при этом проценты предварительно переводят­ся в баллы. С учетом полярности генетической структуры сравнитель­ных популяций казахи стоят на четыре балла дальше от современных монголов, на пять баллов — от коренных народов Средней Азии и на десять баллов от восточных славян. Обобщенные генетические величины по изученным локусам позволяют заключить, что на попу-ляционном уровне у казахов вполне реально существует свой гено­фонд. Его специфическая особенность наиболее ярко проявляется при межэтнических сопоставлениях, где в серологическом отноше­нии наиболее типичные представители как европеоидного, так и монголоидного расовых типов существенно отличаются от обобщен­ного генетического показателя у казахов (рис. 4). Таким обоазом-

Рис. 4. Суммарные генетические расстояния казахов от некоторых народов Евразии.

проведенный серологический анализ отражает один из путей микро­эволюционного развития современных казахов и одновременно де­монстрирует, в каком соотношении у них сохранились исходные генетические особенности, а также показывает их условное расстоя­ние в этноантропологическом развитии от популяций сопредельных территорий.

Как известно, специфическое сочетание полиморфных призна­ков кожного рельефа пальцев и ладони обладают высокой таксоно­мической ценностью. Эти дерматоглифические данные по современ­ным этническим группам сейчас широко используются в антрополо­гической науке. В полученных материалах весь комплекс признаков дерматоглифики свидетельствует об однородности локальных групп казахов и ее гомогенности как популяций в целом. По основным свойствам кожных узоров казахи находятся на стыке монголоидно-европеоидных групп", т. е. относятся к популяциям метисного проис­хождения (рис.5).

Рис. 5. Обобщенные дерматоглифические расстояния казахов (К) от некоторых народов Евразии.

В современной антропологии наряду с данными по расовой сома­тологии, серологии, дерматоглифике также изучаются особенности зубной морфологии человека в этногенетических аспектах. Как из-вестно, морфологическое строение зубной системы является одним из важнейших источников биологической и исторической информа-v ции, так как ряд важных черт зубного рельефа указывает на присут-, ствие древних особенностей. Одонтологический анализ позволяет

• заключить, что по основным фенам-маркерам зубного рельефа казах-", екая популяция обнаруживает реальное внутриэтническое единство и укладывается в пределы вариации переходных расовых типов Евра­зии.14

В целом, одонтологические особенности у казахов выявляют в

• основном те же закономерности, что и по другим системам антропо-,' логических признаков, т. е. по расовой соматологии, серологии, , особенно дерматоглифике (рис. 6). Об этом свидетельствует, прежде ' всего то, что в зубной морфологии казахов черты «восточной» ориентации превалируют над особенностями «западной». Вместе с тем показатели некоторых фенов зубного рельефа «западного» ствола в известной мере убывают по мере продвижения с западной в восточ­ную часть республики. Выявленный «западный» стабильный компонент у современных казахов генетически уходит своими корнями к древнему местному субстрату.

Таким образом, масштабные комплексные антропологические исследования современных казахов содержат достаточно познава­тельную информацию, которая в полной мере соотносится сданными междисциплинарных изысканий при разработке проблем этногене­за, и, все это, вместе взятое, неопровержимо демонстрирует общность генетического процесса и пути формирования этнокультурной осно­вы у древнего и современного населения Казахстана. Имея древние истоки становления, казахский народ обретает свое реальное сущес­твование как самостоятельное этническое образование с середины II тыс. н. э., что признается большинством исследователей. Именно с этого времени, о чем свидетельствует весь комплекс источников,

местные популяции образовали единый этнический массив со всеми специфическими особенностями генетического фонда и фенотипи-ческого облика, с самобытными культурными чертами и основами современного языка на всей территории Казахстана.

В этом антропологическом, этническом и лингвистическом ка­честве казахский народ предстает перед новым историческим разви­тием в кругу современного разнообразия культурных контактов в единой системе человеческих цивилизаций.

§ 2. Этнические процессы на территории Казахстана

Этническая история Казахстана, как и всего региона Централь­ной Азии, крайне сложна. На протяжении веков здесь перекрещива­лись судьбы множества племен и народов. Сведения о них разбросаны

130

Itв большом количестве источников на многих языках, восточных и ||. европейских. Исследователями нескольких поколений востоковедов |? осуществлена большая работа по их изучению.

г|   В научной литературе утвердилось понимание этноса (т. е. народа Ц — племени, народности, нации), как исторически сложившейся, Г устойчивой совокупности людей, обладающей не только общими у внешними физическими чертами, но и относительно стабильными •;, особенностями культуры (включая язык) и психики, а также сознани-1 ем своего единства и 'обособленности от других этнических групп (т. е. самосознанием), закрепленным в самоназвании (этнониме). Для формирования этноса и дальнейшего сохранения его целостнос-ти важнейшее значение имеет единство территории его расселения. v Чтобы у людей появились общие черты, выделяющие их из числа

•других этносов, они должны непрерывно, длительно общаться друг с другом, а это возможно лишь при условии их расселения, по крайней мере в период формирования, консолидации этноса, в пределах единой, постоянной территории15.

В XV—XVI вв. в основном завершился многовековой процесс формирования казахской народности и ее этнической территории, фактически в тех же пределах, в которых размещались казахи и в последующие, века.

Этническую основу казахской народности, как и ряда других тюр-

•кских народностей региона Центральной Азии, также сложившихся к XV—XVI вв., составили многочисленные разноязыкие в прошлом племена и народы, от саков, усуней, кангюев, гуннов, тюрков, тюрге-шей, карлуков, огузов, кимаков, кыпчаков до найманов, аргынов, киреев, конгратов, джалаиров, дулатов и многих других, обитавших в разное время на территории Казахстана'6. Некоторые из них в разные . эпохи имели свои государства. Многие древние тюркские родовые и племенные названия сохраняются у казахов и в позднее время.

Истоки этногенетических процессов, обусловивших образование казахской народности, восходят к глубокой древности — эпохе разло­жения первобытнообщинного строя. В начальной стадии эти про­цессы были связаны с автохтонным населением. Но в последующем развитии они все более зависели от этнических процессов на обшир­ных пространствах Центральной Азии. Движение этнической исто­рии на территории Казахстана, сложение в разные периоды крупных этнических и этнополитических общностей и в конечном итоге — казахской народности органически обусловлены эволюцией и взаи­мосвязью хозяйственных форм кочевого скотоводства и оседлого земледелия, а также городской культуры, прогрессивными изменени­ями в общественных отношениях. Во многом этнические процессы определялись важнейшими политическими событиями древности и средневековья, происходившими в целом в казахстанско-среднеази-атском регионе и за его пределами.

В развитии этногенетических процессов на территории Казахста­на выделяются несколько этапов. По антропологическим данным, в процессе этнического развития устойчиво сохранялся на протяже­нии длительного времени европеоидный тип населения, подверг­шийся со временем более или менее сильному (в разных зонах) изменению в сторону монголоидности. Не оставалась неизменной и языковая ситуация, ираноязычность древних племен постепенно уступала место тюркоязычности более поздних обитателей данной территории. Андроновским племенам индоиранцев, европеоидного облика, занимавшимся скотоводством и земледелием в эпоху бронзы, наследовали в период раннего железа родственные скифам кочевые скотоводческие племена саков в южных и восточных областях, савро-матов — в северных и западных17.

Решающий этап в этнических процессах в Казахстане и в целом в регионе степныхтерриторий Евразии связан с массовым расселением тюрков в западном направлении с середины I тыс. н. э. Все более определенной, моноэтничной, а именно — тюркской, становилась этнодсмографи ческая обстановка в степной части территории Казах­стана и сопредельных стран. На огромной территории в южном, юго-западном направлении, от Северной Монголии до Амударьи, вклю­чая Семиречье, также постепенно расселяются тюркские племена. На землях Казахстана тюрки, среди которых источники называют племена бугу, байырку, бекли, кыбыр, тюргеш, булак, карлук и др., смешивались с потомками древних его обитателей саков, сарматов, усуней, кангюев.

Формирование новых социальных (раннсфеодальных) отноше­ний и образование древнетюркской государственности в VI в.—Тюр­кского каганата, затем Западно-Тюркского каганата— содействова­ли интенсивномупритокутюркоязычныхплемен назаладные земли, тюркизации местного населения Казахстана, постепенной монголи-зации антропологического типа, закреплению тюркских племен на определенных территориях"'.

В эпоху возникновения целого ряда тюркских государств интегра­ционные тенденции в этнических процессах на территории Казахста­на усилились. Эти государства обеспечили возможность политичес­кой консолидации местного и пришлого населения, его этнокультур­ного обособления в отдельных регионах, стабилизацию условий для хозяйственного освоения территорий.

На юго-востоке Казахстана Тюргешский каганат (VII—VIiI вв.) объединил племена большой территории Чу-Илийского междуречья, с центрами на Таласе и в Суябе. Тюрки приобщались к оседлоземле-дельческой и городской жизни (до того носителями этой культуры были в основном согдийцы).

В Карлукскую федерацию племен (VIII—Х вв.), переместившихся на территорию Семиречья из области между Западным Алтаем и Тарбагатаем, кроме собственно карлуков, входили кочевые и полуко­чевые тюркоязычные племена, объединявшиеся единым термином «карлук»: тухси, чигили, азкиши,дулу, халаджи, чаруки, аргу, барсха-ны и другие (часть из них ранее входили в Тюргешский племенной союз). В нее вошли также группы огузов, уйгуров, ссмиреченских согдийцев. Основная часть огузов ушла в Приаралье. В карлукской этнополитической общности преобладал европеоидный расовый тип с незначительной примесью монголоидности19. Значительная масса карлуков мигрировала в Мавераннахр, составив существенную часть формировавшейся узбекской народности.

На территории Южного Казахстана государство огузов (IX—XI вв.) объединило кангюйские (канглы) и кангаро-печенежские племена и этнические группыдолины Сырдарьи, асов и аланов из арало-каспий-ских областей, а также тюркские кочевые племена, продвинувшиеся на запад из Семиречья, в их числе — этнические группы карлуков, халаджей, чагра, чаруков. В антропологическом облике огузов преоб­ладали монголоидные черты20. Впоследствии большая часть огузов передвинулась в Среднюю Азию, другая вошла в состав нового этно-политического объединения на территории Казахстана в государство кыпчаков.

В северных, восточных и центральных районах Казахстана в VIII—XI вв. обитали кимакские и кыпчакские племена, также создав­шие свою раннефеодальную государственность. В состав кимакского политического объединения входили кочевые и полукочевые тюрк­ские племена кыпчак, эймур, имак, татар, байандур и др.21 Преемни­ками кимакской государственности стали кыпчаки, одно из наиболее крупных племен кимакского объединения.

Становление и укрепление раннефеодальных общественных от­ношений, общие формы хозяйственной жизни, материальной культу­ры, утверждение тюркского языка как основного среди обитателей обширных пространств Казахстана, хозяйственные и политические взаимосвязи населения упомянутых выше государственных образо­ваний содействовали объединительным тенденциям в этнических процессах. Однако удревнихи раннесредневековых племен Казахста­на в силу естественногеографических, хозяйственных условий их обитания, исторически складывавшихся обстоятельств их полити­ческой обособленности, а именно вхождения их в разные племенные союзы и раннефеодальные государства, все отчетливее выявлялись тенденции формирования их в несколько этнокультурных групп с территориальными центрами: в Семиречье и Туркестане (район Ка-ратау и долина Сырдарьи), в Центральном, Северном и Восточном Казахстане, а также в Западном, конкретнее в Прикаспии и При-аралье, в междуречье Урала и Волги. Дальнейшие исторические судьбы населения средневекового Казахстана постепенно закрепля­ли такое разделение, хотя в целом общение отдельных его частей не прекращалось. Все более сильное воздействие на этнические процес­сы оказывал политический фактор.

Усилились хозяйственное и культурное взаимодействие и этнопо-литическая консолидация племен и народов юга и юго-востока Ка­захстана между собой, а также политическая ориентация тех и других на взаимосвязи с населением Средней Азии, чему во многом способ­ствовало длительное вхождение их в состав Караханидского феодаль­ного государства (X—XII вв.), занимавшего огромную территорию Средней Азии, Восточного Туркестана, часть Южного и Юго-Восточ­ного Казахстана22. В образовании государства Караханидов, объеди­нившего оседлых земледельцев и кочевых скотоводов, большую роль играли обитавшие в Семиречье племена карлуков, чигилей и ягма. Консолидация этих племен вместе с местным населением в Средней Азии явилась существенным этапом на пути формирования узбек­ской народности, в Восточном Туркестане — уйгурской. Формирова­нию их в условиях сравнительно развитых общественных отношений в этом государстве в более прочный этносоциальный ооганилм —

К народность мешали политические судьбы Караханидов, постспсн-"I ный распад его на Восточный и Западный каганаты. ;   Государственное объединение кыпчакских племен (XI—XII вв.) ) содействовало этнополитическим и хозяйственно-культурным кон-. тактам массы тюркских племен обширных территорий"от Иртыша до Урала и Волги и далее на запад. В составе племен кыпчакской конфедерации были кимаки (йемаки), байандуры, баяуты, канглы, уран, югуры, токсоба, олбурлик (ильбари), йета, буржоглы, анджоглы. дурут и многие другие. Восточно-кыпчакские племена взаимодей­ствовали на территории Восточного Дешт- и Кыпчака («Кыпчакская 'степь»), т. е. степной территории Казахстана с другими тюркоязыч-ными племенами соседних государственных образований, они вобра­ли в себя часть огузских родов и племен. Многие племена и этничес-' кие группы региона (включая и Южный Казахстан), объединенные : хозяйственно-территориальными и политическими связями, прини­мали этноним «кыпчак» и именовали себя кыпчаками23. В XII— начале XIII вв. кыпчаки, как и карлуки, также были на пути сложения народности раннефеодального типа. Но события последующих столе­тий раздробили и эту крупную этнополитическую общность, сделали восточных кыпчаков участниками сложения казахской, а также кир­гизской, узбекской, каракалпакской, ногайской и целого ряда других народностей.

В начале XIII в. в Восточный и Юго-Восточный Казахстан пере­местились из Монголии и Алтая под давлением монголов Чингисха­на тюркоязычные (по другим сведениям монголоязычные) найманы и киреиты, имевшие свои государственно-политические объедине­ния и достигшие уровня раннеклассовых этнических общностей. Вовлеченные в орбиту монгольских завоеваний, они расселились в разных областях Монгольской империи и приняли участие в форми­ровании многих тюркских народов.

К началу XIII в. в условиях тесного экономического взаимодейст­вия населения обширных зон многоукладного хозяйства, кочевого и полукочевого скотоводства и оседлого земледелия и городской куль­туры, в ходе упрочения самостоятельных общественно-политических структур, упомянутых выше государственных образований с большей или меньшей степенью стабильности, в процессе сложения языковой и культурно-бытовой общности определились основные узлы этноге­неза, этнической консолидации населения. Складывались условия для формирования по меньшей мере двух народностей: на кыпчакс-ко-огузской этнической основе — на обширной территории Восточ­ного Дешт- и Кыпчака и карлукской основе — в Семиречье. Дальней­шее общение между ними, продвижение кыпчаков (и входивших в их политический союз родов и племен) на юг и юго-восток, а семиречен-ских племен (карлуков, киреитов и др.) на запад формировало исто­рические предпосылки для сложения более крупной тюркоязычной народности. Однако дальнейшее поступательное развитие этничес­кой консолидации населения было задержано монгольским нашес­твием.

Отрицательных воздействий на этническую ситуацию в регионе было слишком много. Была истреблена, уведена в рабство, втянута в завоевательные походы Чингизидов и перемещена за пределы Казах стана значительная часть населения. Оставшаяся часть тюркских племен Казахстана оказалась разъединенной между новыми полити­ческими образованиями — улусами Джучи, Чагатая, Угэдэя, хотя при разграничении территорий между ними в определенной степени учитывались сложившиеся в прошлом этнические границы. Улус Джучи (затем Золотая Орда) занимал кыпчакские земли от Иртыша и Алтая до Дуная. В Казахстане он охватывал обширные территории центральных, северных и северо-восточных, западных его земель. Улус Чагатая занимал Южный и Юго-Восточный Казахстан, т. е. земли кыпчаков, караханидских тюрков, карлуков. В улус Угэдэя из территорий Казахстана отошла северо-восточная часть Семиречья, куда перед тем передвинулись с востока разбитые монголами найма-ны и киреиты (киреи).

Добавился новый этнический компонент— монгольские роды и племена, передвинувшиеся на территорию Казахстана — жалаиры, конграты, мангыты, барласы, байрины и др. Захват монгольскими феодалами пастбищ вел к вытеснению, перемещению местного насе­ления. Феодальные войны и междоусобицы, политическое дробление улусов усилили процесс измельчания, разъединения, перемещения тюркских родов и племен. Монгольское завоевание территории Ка­захстана привело к усилению монголоидных черт в антропологичес­ком типе местного тюркского населения, но сами монгольские этни­ческие группы в виду их относительной немногочисленности и распы­ленности на огромных территориях были постепенно поглощены, ассимилированы преобладающей тюркской средой.

§ 3. Завершение формирования казахской народности

Монгольское завоевание оказало в целом большое влияние на ход этнических процессов на территории Казахстана. Оно явилось важ­нейшим политическим фактором, качественно изменившим ход раз­вития этносов в регионе, открыло пути к сложению новых этносоци-альных общностей. Прежний эволюционный путь сложения упомя­нутых выше крупных раннефеодальных народностей на территории Казахстана был прерван. Изменились в этническом плане многие стороны жизнедеятельности местного населения, в частности, пре­терпели изменения этнический состав населения, формы его этносо-циальной организации, социально-экономические условия его жиз­ни и т. д.

Выше были упомянуты новые этнические группы, тюркские и монгольские племена, появившиеся на территории Казахстана в эпоху монгольских завоеваний. Численность монголов была относи­тельно невелика по сравнению с покоренными народами, но они составляли правящий слой и ядро военных сил в каждом из образо­ванных ими улусов — государств. В Золотой Орде монголы составляли лишь четверть войска, от 40 тыс. в первые годы до 100 тыс. к рубежу XIV в. Войско Бату-хана названо в источниках кыпчакским, так как на 3/4 оно состояло из кыпчаков и других тюркских племен. На территории степной зоны Казахстана, где получил улус Орда-Ичен, было примерно столько же монгольского войска: «Из войск Джучи-хана,— сообщил Рашид ад-Дин,— половиной ведал он, а другой поло-

136

виной — Бату»24. До 200 тыс. кочевников из монголов и тюркских племен с Алтая и Южной Сибири (кунгратов, барласов, бааринов. джалаиров и др.) переселилось в Семиречье и Притяньшанье до середины ХШ в.2'

Но постепенно монголы растворились среди подавляющего числа тюркского населения, приняли их язык и обычаи. На огромной территории Золотой Орды кроме кылчаков, составлявших подавля­ющую часть населения, проживали канглы, найманы, ксрситы, уйсу-ны,кенсгесы,аргыныимногиедругие. Арабский географ и путешест­венник Ал-Омари весьма образно отразил в XIV веке процесс асси­миляции в Золотой Орде: «В древности это государство было страной кыпчаков, но, когда им завладели татары, то кыпчаки сделались их подданными. Потом они смешались и породнились с ними и земля одержала верх над природными и расовыми качествами их, и все они стали точно кыпчаки, как будто они одного |с ними] рода, от того, что монголы поселились на земле кыпчаков, вступили в брак с ними и остались жить на земле их (кыпчаков)»211. Это наблюдение относится и к восточной части Золотой Орды — территории Казахстана.

Вовлеченные в завоевательные походы, кочевники из восточной части Дешт-и Кыпчака не всегда возвращались на прежние места обитания, они оставались в новых завоеванных краях (Поволжье, Булгария, Южная Русь). Часть кыпчаков под давлением монголов переместилась в другие районы, в пределы Северного Казахстана, Западной Сибири. Туда же ушли найманы, ксреиты. Это вело к уменьшению численности населения в их коренных.землях, ослабле­нию хозяйственного потенциала. Особенно сильно монгольское за­воевание нарушило сложившуюся этнополитичсскую структуру в Семиречье. Бывшее городское и сельское население частью рассея­лось, ушло в другие места, частью изменило тип хозяйства. Захват монголами лучших пастбищ, особенно в Восточном Казахстане и Семиречье, неизбежно вел к вытеснению с них коренного населения, а раздел монгольской знатью захваченной ими территории на улусы разобщал этнически родственные группы. Выше были отмечены аналогичные изменения в Южном Казахстане.

С образованием Монгольской империи и формированием улусов ускорился процесс интеграции племен и народов, как ранее обитав­ших на этой территории, так и мигрировавших с востока. Новые общественные структуры, феодальныедержания, улусы также сушест-венно изменили этническую карту региона. Распределив местное население по «тысячам» и «туменам», раздробив кочевые племена между уделами и улусами, монголы смешали население, переместили крупные его массивы на новые места обитания. Замена близкород­ственных связей территориальными содействовала ускорению про­цесса консолидации кочевого населения в народность. В западной части Золотой Орды этот процесс протекал быстрее, чем в восточной, на территории Казахстана, в связи с более благоприятными экономи­ческими условиями — в части соотношения оседлых и кочевых зон, сохранения старых и строительства новых городов — и более интен­сивным социальным развитием золотоордынского общества27.

С установлением монгольского господства на территории Казах­стана сложились особо трудные условия для этнополитического развития местного населения, из-за исключительно неблагоприят­ных социально-экономических его последствий. Сокращение ареала городской и земледельческой культуры в монгольскую эпоху в силу сложившихся экономичсскихусловии, неспособствовавшихсе выжи­ванию, усиление удельного веса кочевого скотоводческого сектора хозяйства, замедление социального развития, одним из основных проявлений которого было закрепление пережиточныхформ общест­венной организации,— все это сильно повлияло на ход этнических процессов. Разрушение экономики привело к разрыву хозяйственных связей, что тормозило этническое сплочение.

Но постепенно восстанавливалась хозяйственная жизнь. Стали возрождаться города на юге Казахстана, очаги земледелия в былых зонах оседлой культуры, расширялся товарообмен, восстанавлива­лись хозяйственные контакты населения различных областей, что обеспечивало взаимообщение племен, племенных объединений, дру­гих этнополитических групп. Эти процессы связаны с историей обра­зования и укрепления государств Ак-Орды, ханства Абулхайр-хана, Ногайской Орды и Могулистана. В рамках этих государств появились более благоприятные, чем то было в монгольских улусах, условия для политического, хозяйственного и социального развития населения Восточного Дешт- и Кыпчака и Семиречья, взаимообщения и взаи­модействия его во всех формах общественной жизни. Политически объединив этнические территории племен, небольшие улусы и владе­ния, возникавшие в результате усобиц и войн в Золотой Орде и Чагатаидском государстве, упомянутые государства явили собой бо­лее прочную, этнически обособленную государственную организа­цию, обеспечившую входившим в него племенам и племенным объ­единениям территориальное и политическое единство, возможность развития экономики, культуры, мирных контактов населения раз­личных районов Казахстана.

Известно, что важным условием слияния племен в народность является само развитие хозяйства, хозяйственных связей. Именно при кочевом и полукочевом скотоводстве с особой необходимостью устанавливались хозяйственные связи со смежными территориями оседло-земледельческой и городской культуры в силу самой природы разноотраслевой экономики этих территорий. Создавался единый экономический регион с устойчивыми связями населения как в хозяйственном плане, так и в этнокультурном, этнополитическом, устанавливались бытовые контакты не только между представителя­ми близкородственных этносов, но и других этнических групп.

В XIV— первой половине XV вв., в период Ак-Орды, государства кочевых узбеков, стабилизируется этнический состав племен на тер­ритории Казахстана, сглаживаются различия множества местных и Переместившихся тюркских, монгольских племен, устанавливается общность этнических черт разных племенных объединений. Эти государства были по существу полиэтничными по составу населения. Этнический состав населения Ак-Орды, Ханства Абулхайра (Госу­дарства кочевых узбеков^, Ногайской Орды был в основном идентич­ным. Их населяли тюркоязычные племена, известные в письменных источниках того времени под собирательным этнополитическим термином (этнополитонимом) «узбек»: кыпчаки, уйсуны, конграты,

киреиты, мангыты, аргыны, карлуки, канглы, найманы. Кроме них источники называют племена и роды буркутов, кыятов, утарчи, джа-тов, чимбасв, кенегссов, дурманов, карлаутов, таймасов,. шадбаклы, маджаров, уйратов и др." Многие из этих племен известны в составе казахских Среднего и Младшего жузов. Другая часть на рубеже XV—XVI вв. ушла в Среднюю Азию и унесла туда имя «узбек». В Ногайской Орде племена кыпчаков, канглы, найманов, уйшун и кунгратов вошли в состав ногайской народности, наряду с мангытами, алшинами, ктай, тама, ас и другими-1'. Все это были тюркские и тюркизированные племена и роды, общие для целого ряда тюркских народов Средней Азии и Казахстана, разбросанные и перемешанные на огромной территории региона бурными событиями XIII—XIV столетий. Эти народы формировались в эпоху развитого средневе­ковья практически одновременно. Формирование это происходило не изолировано, а в тесных контактах этнических групп, в политичес­ких связях государственных объединений, хозяйственном и культур­ном взаимообщении населения. В рамках упомянутых государств процессы этнополитического развития были в определенной степе­ни общими для узбеков, ногайцев, каракалпаков, сибирских татар, казахов.

Семиречье, входившее в состав Могулистана, населяли племена, известные в средневековых источниках под собирательным этнопо­литическим термином «могулы»: дуглаты (дулаты), киреиты (киреи), канглы (бекчики), карлуки, курлауты, барласы, чорасы, джалаиры, уйсуни, кушчи, кончи, калучи, булгачи и другие, числом более 30 наименований. Основная часть этих родов и племен вошла в состав другой ветви казахов — Старшего жуза. Другая часть могулов ушла в Восточный Туркестан, где стала составной частью уйгуров, а третья часть — в Прйтяньшанье, войдя в состав киргизов30.

Возникнув на территории древних историк о-этнографических об­ластей — в районе расселения племен Кыпчакского и Усуньского союзов, и Ак-Орда, и Могулистан в XIV—XV вв. сохраняли преем­ственность основного этнического ядра местных племен древнего Казахстана. Этнической основой этих государств и казахских Средне­го и Старшего жузов были соответственно одни и те же местные тюркские племена — ядра, занимавшие определенную этническую территорию, вокруг которых в течение многовекового хода этничес­кого становления народности сгруппировались местные и пришлые, родственные и неродственные, целые и осколочные, тюркские и тюркизированные (ассимилированные) племена, роды и их подраз­деления. Это подчеркивает неслучайность возникновения Ак-Орды и Могулистана имен но на отмеченн ых выше территори ях Казахстана, подчеркивает, что этнической основой этих государств было местное население.

Пребывание названных племен в государствах Ак-Орда, Ногай­ский Улус (Орда), Ханство Абулхайра, Могулистан, их общие истори­ческие судьбы, как, например, общая борьба против власти золотоор-дынских ханов, необходимость сплочения для отпора завоевательной политики правителей соседних феодальных государств (в частности, Тимуридов Мавераннахра, ойратов), способствовали этнической кон­солидации населения. Сплачивающим фактором является также общность культуры в самом широком смысле, включая духовную и материальную культуру. Входя в разные государственные образова­ния, население Казахстана в XIV- XV вв. пользовалось одним язы­ком; в то же время исследователями отмечается преемственность языка у большинства племенных групп и племен в до- и послемон-гольских государствах на этой территории. Характерные особеннос­ти языка закрепились на протяжении этого времени и вполне соот­носятся исследователями с языком памятников кыпчакскои литера­туры XIV—XV вв. Историческая память народа концентрировалась в фольклоре — эпосе, песнях, легендах. Продолжали развиваться осо­бенности хозяйственного и общественного быта, материальной и духовной культуры складывавшейся народности. Антропологи­ческий материал, относящийся к этому времени, говорит о единстве в основном антропологического типа населения, идентичного каза­хам последующего времени"

Длительное вхождение населения в систему отдельных государств в XIV—XV вв., как и прежде в монгольские улусы, усилило воздейст­вие отмеченных выше факторов, в силу которых на территории Казахстана возникло несколько узлов этнической консолидации в форме трех жузов. Племена каждого из казахских жузов были связа­ны общими маршрутами кочевания, имели общую этническую терри­торию, совпадавшую с основной частью территорий упомянутых государств. Старший жуз занимал территорию от Сырдарьи до Семи­речья включительно; в его состав входили уйсуны, канглы, дулаты (дуглаты), албаны, суаны, сргели, ысты, ошакты, шапрашты, жалаиры и др. Средний жуз занимал районы Центрального и часть Северо-Восточного Казахстана; в его составе — кыпчаки, аргыны, найманы, конграты, киреиты, карлукские роды и др. Младший жуз занимал низовья Сырдарьи, берега Аральского моря, северную часть Прикас­пийской низменности. В его составе племенное объединение алшын и такие племена, как адай, алаш, байбакты, жаппас, тазлар, кара-сакал, каракесек и др.''2 Время н механизм образования жузов оста­ются неисследованными. Отведения источников относятся к поздне­му времени, однако появление составных частей жузов, т. е. наиболее крупных из упомянутых племен, на территории Казахстана было зафиксировано выше при изложении многих исторических событий в древности и средневековье.

Основное содержание этнической истории Казахстана того вре­мени заключается в завершении формирования народности, вычле­нении состава племен казахских жузов, продвижении племен и родов, дополнивших древние автохтонные этнические ядра, на их поздней-шиетерритории, зафиксированные источниками XVII—Х1Хвв. Мож­но сказать, что к рубежу XV—XVI вв. жузы пришли уже сложившими­ся, но их формирование и перераспределение, поляризация племен происходили в предшествующие столетия вместе с длительным про­цессом сложения народности, через этнополитические общности кыпчаков, узбеков, ногайцев, могулов и одновременно с вхождением отдельных родов и племен в другие формировавшиеся тюркские народности. Окончательное завершение процесса этнической консо­лидации казахской народности замедлялось разобщенностью от­дельных, исторически складывавшихся ее частей, входивших в состав

нескольких государственных образований. Следует отметить, что в XIV—XV вв. продолжались многочисленные миграции. Так, во время войн Тимура переместились могульские группы из Семиречья в Среднюю Азию' При Абулхайр-ханс откочевали к нему из Могули-стана племена калучи ибулгачи, на каком-то этапе переместились из Семиречья киреи в Средний жуз, мангыты-ногайцы переместились с запада на Сырдарью; на исходе XV в. ушли в Среднюю Азию с Мухаммедом Шайбани-ханом многие роды и племена из восточного Дешт-и Кыпчака. Все это дестабилизировало политическое положе­ние и затрудняло этническую консолидацию .населения обширной территории Казахстана.

Государственное объединение во второй половине XV—XVI вв. основных этнических групп казахской народности и ее этнической территории ускорило процесс завершения формирования народнос­ти. В отличие от ханства Абулхайра и Ак-Орды, а также Могулистана, Казахское ханство имело более широкую и прочную этническую основу — уже сложившуюся казахскую народность. Впервые после монгольского завоевания были объединены в одно государство почти все тюркские роды и племена восточного Дешт-и Кыпчака, Турке­стана и Семиречья.

Следует особо остановиться на проблеме этнической общности населения юга Казахстана и остальной территории расселения казах­ского этноса. Письменные и археологические материалы подтвер­ждают связь населения этого района с обитателями восточного Дешт-и Кыпчака и Семиречья не только традициями хозяйственно-политического и культурного развития, но и этногенетическим род­ством, общими этнополитическими судьбами. На территории Южно­го Казахстана и Юго-Западного Семиречья издавна был стык двух главных этнических узлов формирования казахской народности, двух крупных этнополитичсских общностей древнего Казахстана — Кип­чакского союза племен в Центральном, Северном и Южном Казах-' стане и Усуньского союза племен в Юго-Восточном Казахстане, ставших основой Среднего и Старшего жузов казахов. Их этнические территории простирались к северу и северо-востоку от бассейна средней Сырдарьи и Каратау. От низовий Сырдарьи на северо-запад и на север простирались земли казахского Младшего жуза. Факти­чески все три жуза выходили на территорию средневекового Туркес­тана, т. е. на значительную часть современной Шымкентской облас­ти33. В Туркестане (области присырдарьинских городов и ареала Каратау) в XIV—XV вв. жили кыпчаки, канглы, конграты, аргыны, дуглаты, мангыты, джалаиры, представители других казахских и уз­бекских родов и племен. Одни из них (кыпчаки, канглы) жили на этой территории с древних времен; другие (конграты, джалаиры) пересе­лились при монгольском завоевании, хотя и включили в себя массу местных родов и осколков племен, передав им свое имя; третьи (дуглаты, аргыны, мангыты и др.) попали сюда в период войн и миграций при Тимуре и Бараке, Абулхайрс и Джаныбске, могульском хане Юнусе и Мухаммаде Шайбани. Источники фиксируют и совмест­ное проживание казахов, узбеков, каракалпаков на территории Тур­кестана в это время. В вакфной грамоте конца XVI в. в составе жителей Сыгнака и его округи названы казахи, тюрки (узбеки), арабы (потомки древних завоевателей), каракалпаки34. Длительное пребы­вание на территории Туркестана различных родов и племен, входив­ших в состав казахов и узбеков, мангытов и могулов, приводили к этнической пестроте местного населения, появлению особого этни­ческого компонента в составе казахской народности, характерного только для Южного Казахстана. Вместе с укреплением Казахского ханства и ускорением процесса консолидации народности в ее состав вошли казахские роды и племена, находившиеся в подчинении пра­вителей Могулистана, Сибирского ханства, Ногайской Орды. Распад Ногайской Орды, территориальная и этническая близость ногайцев к казахам послужили предпосылками присоединения восточной груп-пы ногайских улусов к Казахскому ханству и вхождения этой части ногайцев в казахский этнос в составе Младшего жуза.

Сложившаяся народность со второй половины XV в. известна среди соседей и в письменных источниках, отражавших современные события, под именем «казахи» (казак). Происхождение этнонима казах долгое время являлось предметом дискуссий исследователей, отражено в многочисленных легендах народа, сложенных им относи­тельно своего происхождения". В источниках этот термин употреб­лялся сначала асоциальном смысле и означал «человека, отделивше­гося от своего госудаства, племени, рода и вынужденного вести жизнь искателя приключений» (В. В. Бартольд). По «Та' рих- и Рашиди» и другим источникам термин «казахи» применялся для обозначения политической группировки во главе с Джаныбеком и Гиреем, отко­чевавшей в Семиречье, сначала в форме «узбек-казахи» (узбек-ка­зак), затем «казахи» (казак). В XV в. термины «узбеки» и «казахи» не имели четкого этнического значения. Так, Ибн Рузбихан в начале XVI в. писал: «Три племени относят к узбекам, кои суть славнейшие во владениях Чингиз-хана. Ныне одно [из них] — шибаниты и его ханское величество после ряда предков был и есть их повелитель. Второе племя — казахи, которые славны во всем мире силою и неустрашимостью; и третье племя — мангыты, а [из] них цари астра­ханские»16. С укреплением ханства Джаныбека и Гирея казахами стало называться все подвластное им население. Постепенно термин «казахи» приобрел этнический смысл и стал употребляться как этно­ним для обозначения уже сложившейся тюркской народности Вос­точного Дешт- и Кыпчака, Семиречья и Южного Казахстана. Одна из последних и наиболее полных сводок сведений из письменных восточных источников о термине казах и его социальной и этнической интерпретации представлена в книге С. Г. Кляштор-ного и Т. И. Султанова37.

Реальным историческим следствием жизнедеятельности Казах­ского ханства, длительного развития казахской государственности в его политических рамках явилась единая казахская народность. Со­знание своего этнического единства народ отразил в эпических про­изведениях; в упорной борьбе с Шайбанидами и Аштарханидами Мавераннахра, сибирскими и русскими властями в Прииртышье и на Алтае, джунгарскими тайшами в Семиречье и на землях Восточного Казахстана отстаивал казахский народ свои коренные этнические территории, еще в XVI в. названные в письменных источниках терми­ном «Казахстан»38.


Страницы: 1, 2


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.