|
Курсовая работа: Особенности развития активного и пассивного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речигрузовик, автобус, вертолет, самолет, корабль, поезд. Учебные вещи: портфель, тетрадь, ручка, карандаш, книга. Фрукты: яблоко, груша, лимон, слива, банан, апельсин, виноград. Цветы: ромашка, роза, тюльпан, колокольчик, ландыш, астра. Части головы: лоб, брови, глаза, нос, рот. Части руки: плечо, локоть, ладонь, пальцы. Части тела: голова, ноги, руки, туловище. Явления природы: солнце, луна, туча, гроза, снег, дождь. Ягоды: клубника, малина, смородина. Оценка состояния пассивного словаря существительных: Б. Исследование словаря имен прилагательных. Величина: большой, маленький. Высота: высокий, низкий. Длина: длинный, короткий. Обозначения цветов: красный, синий, зеленый, желтый, голубой, белый, черный, коричневый, оранжевый, розовый. Сила: сильный, слабый. Толщина: толстый, тонкий. Форма: круглый, овальный, прямоугольный, треугольный, квадратный. Ширина: широкий, узкий. Вес: тяжелый, легкий. Температура: горячий, холодный. В. Исследование словаря глаголов. Кто что делает: мальчик рисует, умывается, играет, обувается; девочка ест, причесывается, стирает, помогает, чистит зубы, кормит щенка, одевается, моет посуду, застегивает, покупает, продает; строитель строит, кошка спит, доктор лечит, учитель читает, дворник подметает, повар варит. Кто как передвигается: едет, плавает, летит, ползет, идет, бежит, прыгает, стоит, сидит, лежит, скачет. Что чем делают: ножом режут, топором рубят, молотком забивают гвозди, пилой пилят, лопатой копают, ручкой пишут, кистью красят, метлой подметают, утюгом гладят, иглой шьют, удочкой ловят рыбу. Оценка пассивного словаря: 5 баллов - правильно показывает от 219 до 265 слов 4 балла - правильно показывает от 172 до 218 слов 3 балла - правильно показывает от 125 до 171слова 2 балла - правильно показывает от 78 до 124 слов 1 балл - правильно показывает от 31 до 77 слов 2. Исследование активного словаря. Цель: Исследовать объем и качество активного словаря. Процедура: Ребенку предлагается из ряда картинок выбрать ту или иную картинку. В связи с этим, выясняется наличие соответствия между словом и образом предмета, действия и признака. Инструкция: "Я буду показывать картинки, а ты постарайся их правильно называть". При исследовании словаря прилагательных задается вопрос: "Какой цвет, размер, вкус, форма, величина…?" При исследовании словаря глаголов задаются вопросы: "Что делает…?", "Как кричит…?", "Как передвигается…?" Материал: предметные и сюжетные картинки. А. Исследование словаря имен существительных. Времена года: лето, осень, зима, весна. Время суток: день, ночь, утро, вечер. Головные уборы: платок, шапка, шляпа, кепка, панама. Деревья: сосна, ель, береза, дуб, клен, тополь. Дикие животные: волк, медведь, олень, белка, заяц, еж, лиса, жираф, лев, слон, рысь, носорог, лось, зебра. Дикие птицы: грач, голубь, ворона, сова, сорока, ласточка, лебедь, снегирь, воробей, скворец, дятел, цапля. Домашние животные: лошадь, собака, корова, коза, кошка, овца, свинья. Домашние птицы: курица, индюк, гусь, петух. Игрушки: машинка, мяч, кукла, мишка, кораблик, зайчик, лошадка, пирамидка, коляска. Инструменты: топор, молоток, пила, игла, клещи, ножницы. Мебель: диван, шкаф, стол, стул, кровать, кресло. Насекомые: оса, муха, бабочка, комар, муравей, стрекоза. Обувь: ботинки, сапоги, туфли, сандалии, тапки, валенки. Овощи: картофель, морковь, капуста, помидор, огурец, тыква, свекла, лук, перец, редиска, репа. Одежда: майка, штаны, пальто, юбка, кофта, носки, рубашка, халат, платье, варежки. Посуда: ложка, вилка, нож, тарелка, чашка, чайник, блюдце, сковорода, кастрюля. Профессии: врач, повар, парикмахер, дворник, учитель, продавец, милиционер, швея, пожарный. Рыбы: щука, лещ, сом, окунь, акула. Средства транспорта: трамвай, троллейбус, автомобиль, грузовик, автобус, вертолет, самолет, корабль, поезд. Учебные вещи: портфель, тетрадь, ручка, карандаш, книга. Фрукты: яблоко, груша, лимон, слива, банан, апельсин, виноград. Цветы: ромашка, роза, тюльпан, колокольчик, ландыш, астра. Части головы: лоб, брови, глаза, нос, рот. Части руки: плечо, локоть, ладонь, пальцы. Части тела: голова, ноги, руки, туловище. Явления природы: солнце, луна, туча, гроза, снег, дождь. Ягоды: клубника, малина, смородина. Б. Исследование словаря имен прилагательных Величина: большой, маленький. Высота: высокий, низкий. Длина: длинный, короткий. Обозначения цветов: красный, розовый, зеленый, желтый, голубой, белый, сиреневый, коричневый, оранжевый, черный. Сила: сильный, слабый. Тактильные ощущения: твердый, мягкий Температура: горячий, холодный. Толщина: толстый, тонкий. Форма: круглый, овальный, квадратный, прямоугольный, треугольный. Ширина: широкий, узкий. В. Исследование словаря глаголов. Кто что делает: мальчик рисует, умывается, играет, обувается; девочка ест, причесывается, стирает, помогает, чистит зубы, кормит щенка, одевается, моет посуду, застегивает, покупает, продает; строитель строит, кошка спит, доктор лечит, учитель читает, дворник подметает, повар варит. Кто как передвигается: едет, плавает, летит, ползет, идет, бежит, прыгает, стоит, сидит, лежит, скачет. Что чем делают: ножом режут, топором рубят, молотком забивают гвозди, пилой пилят, лопатой копают, ручкой пишут, кистью красят, метлой подметают, утюгом гладят, иглой шьют, удочкой ловят рыбу. Оценка активного словаря: 5 баллов - правильно называет от 227 до 274 слова 4 балла - правильно называет от 179 до 226 слов 3 балла - правильно называет от 131 до 178 слов 2 балла - правильно называет от 83 до 130 слов 1 балл - правильно называет от 35 до 82 слова II Исследование словаря синонимов и антонимов 1. Исследование словаря синонимов Цель: Исследовать словарь синонимов. Процедура: Логопед называет словосочетания, ребенку предлагается заменить их близкими по значению. Инструкция: "Послушай внимательно и подбери слово, близкое по значению". Материалом исследования являются слова: Огромный, радостно, сообразительный, печалиться, смелый, горе, доктор, глядеть, плясать, скакать. Оценка называния синонимов: 5 баллов - подобрал синонимы к 9 - 10 словам 4 балла - подобрал синонимы к 7 - 8 слов 3 балла - подобрал синонимы к 5 - 6 словам 2 балла - подобрал синонимы к 3 - 4 словам 1 балл - подобрал синонимы к 1 - 2 словам 2 Исследование словаря антонимов Цель: Исследовать словарь антонимов. Процедура: Логопед называет слова, ребенку предлагается заменить их словами, противоположными по значению. Инструкция: "Послушай слова и подбери слово-"неприятель"". Материалом исследования являются слова: большой, слабый, хороший, грустный, узкий, день, бежать, радость, громко, низко. Оценка называния антонимов: 5 баллов - подобрал антонимы к 9 - 10 словам 4 балла - подобрал антонимы к 7 - 8 словам 3 балла - подобрал антонимы к 5 - 6 словам 2 балла - подобрал антонимы к 3 - 4 словам 1 балл - подобрал антонимы к 1 - 2 словам III Исследования семантической структуры слова и лексической системности Источник: методика Архиповой Е.Ф. [2] Цель методики: исследование семантической структуры слова. Классификация предметов Цель: Исследовать умение классифицировать предметы по группам. Процедура: Логопед называет слова, ребенку предлагается заменить их словами, противоположными по значению. Инструкция: "Разложи картинки на две группы и назови их". Материалом исследования являются группы предметных картинок с изображением: 1 гр.: мебель - насекомые; 2 гр.: посуда - звери; 3 гр. дикие животные-домашние животные; 4 гр. птицы-насекомые 1 гр. стол, бабочка, шкаф, диван, паук, жук 2 гр. тигр, тарелка, заяц, волк, чашка, кастрюля 3 гр. лиса, заяц, кошка, медведь, собака, корова 4 гр. бабочка, пчела, воробей, синица, стрекоза, снегирь 1 балл - знает значения отдельных слов, обозначающие предметы, с которыми часто встречается 2 балла - знает значения небольшого количества слов, обозначающий предмет, действие, с которыми часто встречается или имел опыт действия, использует при активизирующем воздействие небольшое количество слов 3 балла - знает значения многих слов, связывает их с конкретными значениями, явлениями, в активной речи использует их малоактивно, преимущественно под влиянием взрослого 4 балла - знает значения довольно большого количества слов, связывает их с конкретными объектами и явлениями 5 баллов - обладает довольно большим словарным запасом, выводящим за пределы непосредственного жизненного опыта, в активной речи использует довольно много слов Уровень сформированности пассивного и активного словаря, словаря синонимов и антонимов, семантической структуры слова определяется на основе полученных баллов за задания на исследование данной функции. Уровни выполнения заданий: I уровень (высокий) - набрал 5 баллов II уровень (выше среднего) - набрал 4 балла III уровень (средний) - набрал 3 балла IV уровень (ниже среднего) - набрал 2 балла V уровень (низкий) - набрал от 0 до 1 балла Вывод: данные методики позволят достаточно тщательно исследовать состояние активного и пассивного словаря, состояние семантических полей у дошкольников с ОНР. 3.3 Анализ результатов констатирующего эксперимента Таблица 1 Результаты выполнения детьми экспериментальной и контрольной групп заданий на исследование состояния словаря.
По результатам выполненных заданий по исследованию состояния активного и пассивного словаря у дошкольников в экспериментальной и контрольной группе были высчитаны средние баллы, которые представлены в таблице 1. У дошкольников с общим недоразвитием речи наблюдаются снижения объема активного и пассивного словаря. Но пассивный словарь не так снижен по сравнению с активным, хуже всего сформирован активный атрибутивный словарь, средне групповой балл 2,8, что говорит о низкой границе среднего уровня. Это можно объяснить тем, что в нормальном онтогенезе словарь прилагательных формируется позже, чем словарь существительных и глаголов, что выявлено исследованиями А.Н. Гвоздева [9]. А при нарушенном речевом развитии эта особенность еще более выражена, что подтверждено исследованиями В.А. Гончаровой [10]. Проведя сравнительный анализ результатов исследования синонимии-антонимии дошкольников с нормой речевого развития и дошкольников с ОНР, можно сделать следующие выводы: процесс формирования лексической системности и структурирование антонимических и синонимических полей у дошкольников с ОНР и у детей с нормальным речевым развитием протекает неравномерно и отстает по времени. Об этом свидетельствуют количественные данные. Наличие большего количества неточных ассоциаций у детей с ОНР, в сравнении с детьми без речевой патологии, указывает на ограниченность объема словаря, что затрудняет выбор нужного слова и на трудности выделения существенных дифференциальных семантических признаков. Это объясняется недостаточной активностью процесса поиска слова. В свою очередь это приводит к использованию слов более общего значения. Однако задание на подбор синонимов вызывали трудности у детей обеих групп, что характеризуется более поздним формированием синонимии в онтогенезе. Но дети экспериментальной группы (средний балл группы 2,8) при подборе синонимов часто давали ассоциации, не свойственные детям контрольной группы (средний балл группы 4). Например, были даны ассоциации по типу "часть-целое", по фонетическому сходству, а так же много повторов и отказов, что связано с несформированностью ядра и большой связью с периферией семантического поля. Все это отличает реакции на подбор синонимов от реакций на подбор антонимов. При исследовании системно-смысловых связей между словами было выявлено, что эта функция хорошо развита у детей с нормальным речевым развитием и хуже у детей ОНР. Мы объясняем низкие результаты группы детей с ОНР, тем, что семантическое поле структурно недостаточно организовано, процесс выделения его ядра и периферии еще только начался. Однако у детей без речевой патологии проявляются потенциальные возможности этой дифференциации, у детей же с ОНР признаки дифференциации семантического поля отсутствуют. Это подтверждается наличием большого количества ассоциаций широкого поля выбора и значительным превышением отказов, что объясняет ограниченность словарного запаса, неточное употреблением слов и трудности актуализации словаря. На основе проведенного исследования лексической системы у школьников с нормальным речевым развитием, детей можно распределить по группам в зависимости от уровня успешности выполнения заданий. Как видно из таблицы 1, все дети справились с заданием. К 1 группе с высоким уровнем сформированности словаря отнесены 12 человек. Эти дети давали правильные ответы быстро, без дополнительных инструкций. Ко 2 группе со средним уровнем (3 - 4 балла) отнесены 8 детей - они допустили легкие неточности в ответах или допустили ошибки, но сами исправились. Нами был проанализирован словарный запас детей по таким частям речи, как: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Результаты данного эксперимента выявили ряд недостатков в состоянии лексики у детей с ОНР. Несовершенства лексики проявлялись в недостаточном объёме словаря: у обследованных детей экспериментальной группы словарь ограничивался элементарными знаниями (бытовой тематикой). Дети с ОНР испытывали затруднения при ответе, не понимали значения многих слов, не знали названия многих предметов. Первым заданием методики является исследование пассивного словаря (задание I) у дошкольников с речевым дефектом и у дошкольников без нарушения речи. Подсчет балльной оценки этого задания показал, что знания у дошкольников ЭГ намного ниже, чем у дошкольников КГ. Результаты выполнения детьми экспериментальной и контрольной групп заданий на выявление состояния пассивного номинативного словаря Диаграмма 1
Дети получили средний групповой балл 4,9, что говорит о высоком уровне развития номинативного словаря. В этом задании дети с нормальным речевым развитием назвали наибольшее количество слов, задание выполняли достаточно быстро и с интересом. Дети с общим недоразвитием речи справились с заданием менее успешно. Им потребовалось больше времени на обдумывание задания. Больше всего затруднений было при показе слов на лексические темы: дикие и домашние птицы ("воробей", "сорока", "снегирь"), ягоды ("смородина", "малина"), деревья ("клен", "дуб", "сосна"), транспорт ("трамвай", "троллейбус", "поезд"), времена года, рыбы. Большинство испытуемых путали картинки со сходными чертами, как например: вместо редиски показывали свёклу, вместо малины - клубнику, вместо блюдца - тарелку, вместо стула - кресло, вместо кровати - диван, вместо осени - весну, вместо платья - юбку, вместо сосны - елку и т.д. Мы определили, что у дошкольников с общим недоразвитием речи номинативный словарь развит на уровне выше среднего, средний групповой балл 4. Было отмечено, что никто из детей обеих групп не набрал менее 2 баллов за данное задание (см. диаграмму 1). У дошкольников экспериментальной группы встречались такие трудности при обследовании существительных, как отказ от ответа или ошибочный показ картинки, чаще всего это были картинки доступные их восприятию, но не связанные с их повседневной деятельностью. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |