рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Состояние звукослоговой структуры слов у дошкольников с дизартрией

Курсовая работа: Состояние звукослоговой структуры слов у дошкольников с дизартрией

Курсовая работа

Состояние звукослоговой структуры слов у дошкольников с дизартрией


Введение

В старшем дошкольном возрасте многие дети имеют выраженные отклонения в речевом развитии. В большинстве случаев у детей не сформирована звуковая сторона речи. Это проявляется в неправильном произношении одной или нескольких групп звуков, в их искажении и заменах.

Часто несформированность звукопроизношения происходит в результате не правильного восприятия фонем на слух.

В силу того, что звукослоговая структура речи формируется поэтапно в течение длительного времени под влиянием всё более полного овладения родного языка, недостаточное внимание к своевременному устранению этого нарушения в дошкольном возрасте приводит к значительным трудностям его коррекции.

В старше дошкольном возрасте распространена форма стёртой дизартрии. При нехватке коррекционных мероприятий происходит замедление интеллектуального развития, в силу дефекта речи дети мало общаются с окружающими, круг представлений в связи с этим значительно ограничивается и темп развития мышления замедляется.

На наш взгляд, проблема изучения и преодоления нарушения звукослоговой структуры у детей со стёртой дизартрией в современной специальной литературе изучена недостаточно. Таким образом, выбранная тема является актуальной и значимой в настоящее время.

Целью - данной работы является изучение специфики нарушений звукослоговой структуры слов у дошкольников с дизартрией для определений логопедической работы по её коррекции.

Предмет исследования- особенности нарушения звукослоговой структуры у дошкольников с дизартрии.

Объект исследования - состояние звукослоговой структуры слов у дошкольников с дизартрии.

Задачи:

1)изучить существенные в литературе теоретические положения и научные взгляды на проблему исследования;

2)разработать методику экспериментального исследования звукослоговой структуры слов у дошкольников с дизартрии;

3)осуществить экспериментальное изучение звукослоговой структуры у дошкольников с дизартрией;

4)проанализировать результат экспериментальной работы.


1. Научно-теоретические основы изучения звукослоговой структуры слов у детей с дизартрией  

1.1 Лингвистические основы изучения звукослоговой структуры

Усвоение звуков родного языка и их сочетание происходит при посредстве усвоения слов: усваиваются только слова как цельные комплексы звуков; меньших звуковых целых, как материала для воспроизведения, ребёнок не имеет. Как показывает наблюдения, усвоение звуков идёт не одновременно во всяких положениях в слове, а наоборот – существующий или появившийся при одних условиях звук часто при других условиях последовательно отсутствует. С этой стороны имеет значение, находится ли звук в начале, в середине, в конце слова, каковы соседние, а иногда и не соседние звуки, каково место по отношению к ударению, каково количество звуков слова. [6].

Развитие связанной речи у ребёнка и тесно связанное с ним усвоение грамматического строя невозможны вне овладения звуковой системой родного языка. Последнее представляет собой ту основу, на которой строится всё задание усвоения языка ребёнком, становление его речи. Овладение звуковой стороной языка включает два взаимосвязанных процесса: формирование у ребёнка восприятия языка; или как его называют фонематического слуха, и формирование произнесения звуков речи. Оба процесса начинаются тогда, когда язык становится для ребёнка средством общения. С одной стороны ребёнок начинает понимать обращённые к нему слова взрослых, с другой - пытается сам произнести первые слова [15] .

Фонетическая система – это система восприятия, анализа и воспроизведения звуков речи.

Фонетическая система речи включает многообразие звуков, обладающих характерными фонематическими признаками, имеющими значение для определенной языковой системы. Кроме того, в фонетическую систему входят ритмико-интонационные (просодические) компоненты–слог, ударение, интонация [21].

Слог - это условие существования аллофонов фонем. Звуки, входящие в слог, характеризуются максимальной слитностью и взаимосвязанностью при произношении.

Слог минимальная произносительная единица, т.е. самый краткий отрезок, который можно выделить при анализе артикуляционных движений во время речи. Звуки речи, являющиеся реализацией фонем в речевом потоке, не произносятся по отдельности [ 3].

Звуки, входящие в один слог, характеризуются максимальной слитностью, взаимосвязанностью при произношении. Это слитность находит своё отражение и в акустических характеристиках. Обязательным элементом слога в русском языке является гласный, образующий центр, вершину слога, кроме гласного в слоге могут присутствовать и согласные.

Слог не простая комбинация гласного с согласным, а произносительная единица, это значит, что при артикулировании слога каждый человек не произносит по отдельности составляющий этот слог звуки (гласный и согласный), а определённым образом объединяет их.

В зависимости от расположения согласных к гласному различают следующие типы слогов:

-закрытые - это слоги в, которых за гласными следует один или несколько согласных (он, толст);

- открытые - это слоги, которые кончаются гласными (ты, для);

- полуоткрытые – слоги, которые кончаются сонорными согласными (это важно для понимания слогоразделения);

- неприкрытые – это слоги, начинающиеся с гласного (и, он);

- прикрытые - слоги, начинающиеся с согласного или группы согласных.

Многочисленные теории слога можно разбить на две большие группы акустические и артикуляционные. [4]

Акустические теории слога.

При таком подходе основная функция слога заключается в его особенности упорядочивать, организовывать те изменения громкости речевого потока, которые зависят от свойств согласных и гласных.

Звуки обладают собственной громкостью и всех их можно выстроить в следующий ряд: глухие взрывные-глухие аффрикаты-глухие щелевые - звонкие взрывные - звонкие аффрикаты – звонкие щелевые-носовые носовые сонанты - плавные сонанты - закрытые гласные- гласные среднего подъёма - открытые гласные. Организация, упорядочивающая функции слога заключается в том, что согласные, находящиеся между гласными, распределяются по слогам, так, что согласные, находящиеся между гласными; распределяются по слогам так, что образуют как бы склоны волны.

Тем самым обеспечивается постепенное нарастание звучности от начала слога к вершине и постепенный спад звучности, от вершины слога к его концу.

Артикуляторные теории слога.

Самая распространенная теория - дыхательная теория слога, согласно ей каждый слог соотносится с одним дыхательным толчком, соответственно выдох на котором, обычно произносится любое высказывание, содержит столько толчков, сколько в этом высказывание слогов.

Часто встречающаяся модель слога - согласный-гласный, т.е. открытый слог.

С.Н. Цейтлин [27] пишет о том, что в начальном детском лексиконе преобладают открытые слоги – обычно путём усечения конечного согласного. Закон открытого слога перестаёт действовать при накоплении в активном словаре 50 слов.

Попадая в лексикон, слово со стечением согласных обычно модифицируется. При этом в первую очередь выпадают смычные шумные, во вторую очередь выпадают щелевые, а сонорные являются самыми устойчивыми. Выпадение согласного зависит от его места в слове – группы звуков в начале слова сокращаются чаще, чем те же группы в середине слова. В то же время некоторые сочетания согласных не представляют сложности для детей: ск, нг, нк, пт и др.

С.Н. Цейтлин пишет о том, что для детей характерна метатеза- перестановка звуков или слогов в слове.

Существует понятие - слоговой контраст, означающее- различие согласного и гласного звука в слове, все открытые контрастнее, чем закрытые.

Такие авторы как Е.Н. Винарская и Г.М.Богомазова описывают пять контрастов слога [5].

1. Контраст по громкости - от минимума на глухом взрывном согласным к максимуму на гласном; ослабление контраста происходит за счёт увеличения громкости согласного (наиболее громкие сонанты), так и за счёт уменьшения громкости гласного (наименьшие громкие [и], [ы], [у]).

2.Контраст по форматной структуре – от полного её отсутствия на глухом взрывном к чётной форматной структуре гласного. Контраст этот ослабляет за счёт появления форманта в согласных (максимально формантные сонанты) и за счёт ослабления некоторых формант в гласных.

3. Контраст по длительности от мгновенного шума взрывных и длительному звучанию гласных. Контраст исчезает в слогах с любыми другими согласными.

4.Контраст по участию голосовых связок – от глухого согласного к гласному. Контраст исчезает в слогах со звонкими согласными.

5. Контраст по месту образования (локуса), связанной с начальной и конечной частотой второй форманты гласного.

Максимальный контраст - в [а] – слогах с мягкими согласными, минимальными [и] слогах. Контраст ослабляется по мере сближения согласного и гласного. При этом ослабление контраста максимально в заударных слогах : слоги с сонантами или звонкими щелевыми согласными часто бывает невозможно разделить на два элемента, соответствующие согласному и гласному; в результате полного исчезновения контраста между этими элементами.

С начало в речи детей не очень заметно выделения ударных слогов и кажется все равноударные. Выделение ударного слога происходит постепенно, характеризующегося большим напряжением, переферийного безударного слога.

Ударный слог в большинстве случаев занимает начальную позицию, то есть почти все двусложные слова хореичны. У ряда двухсложных слов звукоподражательного характера продолжает сохраняться равноударность в позднем лепете детей словоподобные звуковые комплексы хореического типа. Эти комплексы не имеют ещё никакого смысла, но их ритмическая структура как бы предсказывает ритмическую структуру первых детских слов[12].

Физические свойства выделения слога должны быть заложены в нём независимо от ударности, так как они обеспечивают его языковую специфику.

К материальным средствам выделения слога относятся все физические свойства звука: высота, долгота, тембр, сила. Слоги являются кратчайшими звеньями ритмической организации речи

Возникающий при этом мелодичный рисунок слога представляет собой фонетическое оформление синтагмы и предложение. Необходимым для образования слога условием является наличие тонального элемента.

Слоги разграничиваются слогоразделами. Слогораздел проходит обычно между наиболее контрастными по санорности соседними звуками, учитывая невозможность внутри слова закрытых слогов, например: тачка, делится по слогам на та-чка, так как слогораздел проходит между, а (максимально сонорный звук гласная) и ч (минимально сонорный звук мгновенно глухая согласная).

Слоги разделяются на звуки. Звуки речи - это часть слога, произнесённая за одну артикуляцию [1].

Звук наименьшая, далее не членимая единица речевого потока, которая является незначимой единицей, т.е. благозвучия. В языкознании данным термином называют приятное, звучание, характеризующее звукосочетание и целые слова.

Законы эвфонии реализуются на уровне языковой способности в частности – её фонапросодического компонента.

Основные результаты исследования Н.И. Жинкина [7] , что фонации принимают участие две основных физиологических системы, образующие "статический" и "динамический " компоненты речевого компонента.

"Динамический" компонент - это механизм слогообразующий, а, в конечном счёте - формирующий синтагматическую звуковую структуру слова, образование слова Н.И. Жинкин относит за счёт модуляции глоточной трубки.

"Статический" - обеспечивает семантическое тождество и различие звуковых структур слов. Это, фонемный артикуляционный механизм.

 

1.2 Формирование звукослоговой структуры слов в онтогенезе

лингвистический звукослоговой дизартрия метатеза

Дословесный период является своего рода, подготовительным к собственной речевой деятельности. Кроме того, что ребёнок практически в артикуляции отдельных звуков, слогов и слоговых комбинаций, происходит координация слуховых и речедвигательных образов, обрабатываются интонационные структуры родного языка, формируются предпосылки для развития фонематического слуха, без которого невозможно произношение самого простого слова. Особенно дети восприимчивы к просодической стороне языка, так как именно оно связано напрямую с эмоционально экспрессивным аспектом речи [24].

Формирование фонетико-фонематической системы начинается в конце первого года жизни. Поскольку фонетико-фонематическая система является продуктом интеграции функций речеслухового и речедвигательного анализаторов, процессу её формирования предшествует развитие слухового восприятия и способностей воспроизведения звуков.

Развитие способности слухового анализа звуков речи базируется, прежде всего, на общей способности слухового восприятия. По данным А.Н. Гвоздева, реакция на звуки наблюдаются у слышащего ребёнка сразу после рождения. Они выражаются во вздрагивании, мигании, изменения дыхания и пульса. На второй неделе жизни появляется "эффект погремушки"- слуховые раздражения приобретают такое значение, что ребёнок умолкает и сдерживает свои движения при их восприятии. Физиологи называют это явление слуховой доминантой. К концу четвёртой недели колыбельная песня начинает оказывать на младенца успокаивающие действие. На третьем месяце жизни ребёнок поворачивает голову в сторону источника звука, причём с начала таким значимым звуком становится человеческий голос.

Ребёнок начинает воспринимать интонационные различия в возрасте 4-6 месяцев, с 6 месяцев он начинает ориентироваться также на ритм речи, и это оказывает существенно влияние на развитие понимания речи. Но подлинное восприятие звукового состава речи становится доступным лишь после года, по сути, когда ребёнок сам начинает говорить [21] .

К концу первого месяца в состоянии удовлетворения возникают звуковые реакции, связанные с изменением дыхания при выражении радости. В предречевом развитии наступает стадия гуканья. Ребёнок издаёт звукосочетания наподобие гы, кхы, часто сопровождающиеся пусканием пузырей. Появляются кряхтение, улыбка, напевные звуки "а-а-а" в ответ на общение взрослого.

К концу второго-третьего месяцев издаваемые ребёнком звуковые комплексы уже заметно расчленены а-гу, а-гы, бум-бум и т.п.

На третьем-четвёртом ребёнок переходит к стадии гуления. Звуки гуления похожи на щёлканье, фырканье, бульканье с неустойчивыми артикуляциями.

А на пятом-шестом месяце начинается стадия лепета. На этой стадии ребёнок начинает произносить разнообразные звуки, в том числе артикуляционно-сложные, которые в дальнейшем исчезают при переходе к сознательной речи.

На седьмом-девятом месяце жизни появляется способность к эхолалии, и это отражает развитие имитационных механизмов, необходимых для овладения произношением.

Из всего вышесказанного становится ясным, что к концу первого года жизни у ребёнка формируются предпосылки к развитию фонетической системы.

По А.Н. Гвоздеву 1 год 3 месяца- 1 год 8 месяцев - ребёнок воспроизводит в слове один слог (ударный или два одинаковых: "ту-ту", "да-да").

В это же время воспроизводит двухсложные слова (муха), в трёхсложных словах один слог опускается.

Слова, произносимые малышами второго года жизни, несовершенны, в фонетическом отношении, отличаются пропусками звуков: машина - "атина". Особенно заметны они в словах, где есть слоги со стечением согласных в начале слова" много-"наго", где-"де", спать-" петь".Встречается замена одного звука другим" беги -"беда".

Значительная ограниченность словарного запаса проявляется в том, что одним и тем же лепетным словом или звукосочетанием ребёнок обозначает несколько разных понятий ( "би-би"- самолёт, пароход; "бобо"- болит, смазывать, делать укол). Отмечается тек же замена названий ,действий , названиями предметов и наоборот ( "адас" -рисовать, писать; "туй"- сидеть, стул) [13].

Дети усваивают произношение звуков в разной последовательности, но для всех детей можно отметить общие закономерности: губные усваиваются раньше, чем язычные, взрывные раньше, чем щелевые.

Когда звуки становятся материалом первых усваиваемых ребёнком слов, они приобретают функцию, для которой предназначены в человеческом языке, становятся фонемами. Перед ребёнком теперь стоит задача - произнести их, так как принято, чтобы быть понятым. Он должен говорить, как говорят окружающие, его взрослые, речь которых является для него эталоном [6].

Процесс овладения слоговым составом слова может быть понят только в его связи с общим и речевым развитием ребёнка, а в частности его слухового восприятия, уровня его артикуляционных возможностей, развитием мотивационной стороны деятельности и т. д.[16].

Внешние дефекты в произношении звуков речи могут проявляться в одном из следующих трёх вариантов:

1.  В полном отсутствии того или иного звука (например, Р или Л). В этом случае ребёнок говорит ЫБА вместо РЫБА и АМПА вместо ЛАМПА.

2.  В полной замене одного звука речи другим: обычно более простым по артикуляции (например, замена Р. и Н или Ш и С). В этом случае ребёнок говорит ЛЫБА вместо РЫБА и СУБА вместо ШУБА.

3.  В искажённом произношении звука, классическим примером чего является так называемое "картавое Р". В этом случае ребёнок не упускает Р. и не заменяет его каким-то другим звуком - он произносит его деффективно [18].

На протяжении 2го-3го годов жизни у ребёнка происходит значительное накопление словарного запаса. К началу 3-го года жизни начинает формироваться грамматический строй речи.

С 3 до 7 лет у ребёнка всё более развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умением исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами формировать фонематическое восприятие.

В 4 года дети используют в речи простые и сложные предложения. Наиболее распространённое предложение ( " Я стану большим и сильным дядей".)

При нормальном речевом развитие дети к 5 годам свободно пользуются развёрнутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу [8].

Дети с 7 лет овладевают звуковым анализом, усваивают, грамматические правила построения высказывания. Ведущая роль принадлежит новому виду речи - письменной речи.

Для того чтобы процесс развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определённые условия, так ребёнок должен:

-быть психически и соматически здоров;

- иметь нормальные умственные способности;

- иметь нормальный слух и зрение;

- обладать достаточной психической активностью;

- обладать потребностью в речевом общении.

 

1.3 Современные научные представления о дизартрии

Дизартрия - это расстройство фонетико-фонематической системы речи, обусловленное органическими поражениями двигательных отделов центральной нервной системы.

Дизартрия может быть врождённого и приобретённого характера. У детей дизартрия, как правило, обусловлена причинами врождённого характера, что существенно влияет на симптоматику, так и на структуру данной патологии речи [21].

Основные проявления дизартрии состоят в расстройстве артикуляции звуков, нарушениях голосообразования, а так же в изменениях темпа речи, ритма и интонации. Названные нарушения проявляются в разной степени и в различных комбинациях в зависимости от локализации поражения в центральной и периферической нервной системе, от тяжести нарушения. От времени возникновения дефекта. Нарушение артикуляции и фонации, затрудняющие, а иногда и полностью препятствующие членораздельной звучной речи, составляют так называемый первичный дефект, который может привести к возникновению вторичных проявлений, составляющих его структуру.

Клиническое и психологическое изучение детей с дизартрией показывает, что это категория детей очень неоднародная с точки зрения двигательных, психических и речевых нарушений. Причинами дизартрий являются органические поражения ЦНС, в результате воздействия различных неблагоприятных факторов на развивающийся мозг ребёнка во внутриутробном и раннем периодах его развития. Чаще всего, эти внутриутробные поражения, являющиеся результатом различных острых и хронических инфекций, гипоксии, интоксикации, токсикоз беременности и ряда других факторов, которые создают условия для возникновения родовой травмы . Причиной дизартрии может быть несовместимость по группе крови резус фактору. Несколько реже дизартрия возникает под воздействием инфекционных заболеваний нервной системы в первые годы жизни ребёнка.

Дизартрия, как правило, наблюдается у детей, страдающих детским церебральным параличом.

Существует несколько форм дизартрий: бульбарная, псевдобульбарная, экстрапирамидная, мозжечковая, корковая.

Классификация клинических форм дизартрии основывается на выделение различной локализации поражения мозга. Дети с различными формами дизартрии отличаются друг от друга специфическими дефектами звукопроизношения, голоса, артикуляционной моторики, нуждаются в различных приёмах логопедического воздействия и в разной степени поддаются коррекции [23].

Бульбарная форма - обусловлена поражением ядер, корешков или периферических стволов черепно-мозговых нервов, находящихся в продолговатом мозге. При таких поражениях развиваются вялые параличи в мышцах речевых органов, приводящие к потере любых движений – произвольных и непроизвольных. В связи с тем, что поражение может носить очаговый характер, соответственно из акта произношения исключаются действия тех или иных мышц. Такие поражения могут носить односторонний или двусторонний характер. Ограничение движений мышц приводят к стойким расстройствам произношения. (Смирнова)

Псевдобульбарная форма - возникает при поражении пирамидных путей на участке от коры до продолговатого мозга. Для такой локализации поражения характерны спастические параличи с нарушением управления произвольными движениями. Высокоавтоматизированные движения, регулируемые на подкорковом уровне, сохраняются. В связи с этим в речи избирательно страдают сложные в артикуляционном отношении звуки, требующие более точной дифференциации мышечных движений.

Нередко проявления легкой степени дизартрии называют "стертой" дизартрией, имея в виду негрубые ("стертые") парезы отдельных мышц артикуляционного аппарата, нарушающих процесс произношения. В последнее время отмечается большая распространенность этой категории детей в связи с увеличением случаев ранней энцефалопатии [11].

"Стёртые" формы встречаются при псевдобульбарной форме дизартрии. Степень нарушения речевой или артикуляционной моторики может быть различна. Условно выделяются 3 степени псевдобульбарной дизартрии: легкая, средняя, тяжелая.

Легкая степень псевдобульбарной дизартрии характеризуется отсутствием грубых нарушений моторики артикуляционного аппарата. Трудности артикуляции заключаются в медленных, недостаточно точных движениях языка, губ. Расстройство жевания и глотания выявляется неярко, в редких поперхиваниях. Произношение этих детей нарушено вследствие недостаточно четкой работы артикуляционной моторики, речь несколько замедленна, характерна смазанность при произнесении звуков.

Страницы: 1, 2, 3


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.