рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Шпаргалки (биология) для выпускных экзаменов в 11 классе

2. Хромосома – важная составная часть ядра, состоящая из одной молекулы ДНК в соединении с молекулами белка. Следовательно, хромосомы – носители наследственной информации. Число, форма и размеры хромосом – главный признак, генетический критерий вида. Изменение числа, формы или размера хромосом – причина мутаций, которые часто вредны для организма.

3. Высокая активность деспи-рализованных хромосом в период интерфазы. Самоудвоение молекул ДНК, их участие в синтезе иРНК, белка.

4. Ген (отрезок молекулы ДНК} матрица для синтеза иРНК, а иРНК – матрица для синтеза белка. Матричный характер реакций самоудвоения молекул ДНК, синтеза иРНК, белка – основа передачи наследственной информации от гена к признаку, который определяется молекулами белка. Многообразие белков, их специфичность, многофункциональность – основа формирования различных признаков у организма, реализации заложенной в генах наследственной информации.

5. Самоудвоение хромосом, спи-рализация, четкий механизм их

распределения между дочерними клетками в процессе митоза – путь передачи наследственной информации от материнской к дочерним клеткам.

6. Путь передачи наследственной информации от родителей потомству: образование половых клеток с гаплоидным набором хромосом, оплодотворение, образование зиготы – первой клетки дочернего организма с диплоидньш набором хромосом.

2.

1. Многообразие видов растений, животных и других организмов, их закономерное расселение в природе, возникновение в процессе эволюции относительно постоянных природных комплексов.

2. Биогеоценоз (экосистема) – совокупность взаимосвязанных видов (популяций разных видов), длительное время обитающих на определенной территории с относительно однородными условиями. Лес, луг, водоем, степь – примеры экосистем.

3. Автотрофный и гетеротрофный способы питания организмов, получения ими энергии. Характер питания – основа связей между особями разных популяций в биогеоценозе. Использование автотрофами (в основном растениями) неорганических веществ и солнечной энергии, создание из них органических веществ. Использование гетеротрофами (животными, грибами, большинством бактерий) готовых органических

веществ, синтезированных автотрофами, и заключенной в них энергии.

4. Организмы – производители органического вещества, потребители и разрушители – основные звенья биогеоценоза. 1) Организмы-производители – ав-тотрофы, в основном растения, создающие органические вещества из неорганических с использованием энергии света; 2) организмы-потребители – гетеротрофы, питаются готовыми органическими веществами и используют заключенную в них энергию (животные, грибы, большинство бактерий); 3) организмы-разрушители – гетеротрофы, питаются остатками растений и животных, разрушают органические вещества до неорганических (бактерии, грибы).

5. Взаимосвязь организмов производителей, потребителей, разрушителей в биогеоценозе. Пищевые связи – основа круговорота веществ и превращения энергии в биогеоценозе. Цепи питания – пути передачи вещества и энергии в биогеоценозе. Пример: растения –> растительноядное животное (заяц) –> хищник (волк). Звенья в цепи питания (трофические уровни): первое – растения, второе – растительноядные животные, третьи – хищники.

6. Растения – начальное звено цепей питания благодаря их способности создавать органические вещества из неорганических с использованием солнечной энергии. Разветвленность цепей питания:

особи одного трофического уровня

(производители) служат пищей для организмов нескольких видов другого трофического уровня (потребителей).

7. Саморегуляция в биогеоце-нозах – поддержание численности особей каждого вида на определенном, относительно постоянном уровне. Саморегуляция – причина устойчивости биогеоценоза. Его зависимость от разнообразия обитающих видов, многообразия цепей питания, полноты круговорота веществ и превращения энергии.

3.

Надо учитывать, что наследование признаков, контролируемых генами, расположенными в Х-хро-мосоме, будет происходить иначе, чем контролируемых генами, находящимися в аутосомах. Например, наследование гена гемофилии связано с Х-хромосомой, в которой он расположен. Доминантный ген Н обеспечивает свертываемость крови, а рецессивный ген h – несвертываемость. Если женщина имеет в клетках два гена hh, то у нее проявляется болезнь, если Hh – болезнь не проявляется, но она является носителем гена гемофилии. У мужчин гемофилия проявляется при наличии одного гена h, так как у него всего одна Х-хромо-сома.


Билет № 17

1. Закон независимого наследования признаков. Причины расщепления признаков у гетеро-зигот.

2. Биогеоценоз дубравы, его биотические и абиотические факторы. Цепи питания в дубраве.

3. Рассмотреть под микроскопом микропрепарат митоза в клетках корешка лука, найти клетку в состоянии интерфазы, зарисовать ее и назвать признаки интерфазы.

1.

1. Г. Мендель – основоположник генетики, которая изучает наследственность и изменчивость организмов, их материальные основы.

2. Открытие Г. Менделем правила единообразия, законов расщепления и независимого наследования. Проявление правила единообразия и закона расщепления во всех видах скрещивания, а закона независимого наследования – при дигибридном и полигибридном скрещивании.

3. Закон независимого наследования – каждая пара признаков наследуется независимо от других пар и дает расщепление 3:1 по каждой паре (как и при моногибридном скрещивании). Пример:

при скрещивании растений гороха с желтыми и гладкими семенами (доминантные признаки) с растениями с зелеными и морщинистыми семенами (рецессивные признаки) во втором поколении происходит расщепление в соотношении 3:1 (три части желтых и одна часть зеленых семян) и 3:1 (три части гладких и одна часть морщинистых семян). Расщепление по одному признаку идет независимо от расщепления по другому.

4. Причины независимого наследования признаков – расположение одной пары генов (Ad) в одной паре гомологичных хромосом, а другой пары (ВЬ) – в другой паре гомологичных хромосом. Поведение одной пары негомологичных хромосом в митозе, мейозе и при оплодотворении не зависит от другой пары. Пример: гены, определяющие цвет семян гороха, наследуются независимо от генов, определяющих форму семян.

2.

1. Дубрава – устойчивый био-геоценоз, существует сотни лет, заселен многими видами растений (около сотни) и животных (несколько тысяч), грибов, лишайников и др., длительное время занимает определенную территорию с относительно однородными абиотическими факторами (влажностью, температурой и др.).

2. Причины устойчивости дубравы – большое разнообразие видов, тесные связи между ними (пищевые, генетические), разнообразные приспособления к совместному обитанию, сложившийся механизм саморегуляции – поддержания численности особей на относительно постоянном уровне.

3. Наличие в дубраве трех звеньев: организмов – производителей, потребителей и разрушителей органического вещества. Различный характер питания, способов получения энергии организмами этих звеньев – основа пищевых связей, круговорота веществ и потока энергии. Живое население дубравы – биотические факторы,

факторы неживой природы – абиотические.

4. Организмы – производители дубравы. Многолетние древесные широколиственные и мелколиственные растения – основные производители органического вещества. Ярусное расположение растений, наличие 4–5 ярусов – приспособленность к эффективному использованию света, влаги, территории.

5. Высокая продуктивность организмов-производителей (растений) – причина заселения дубравы множеством видов животных от простейших до млекопитающих. Наибольшее разнообразие видов членистоногих в дубраве:

растительноядных, хищных, паразитов.

6. Особенности цепей питания дубравы – их разнообразие, большое число звеньев, разветвлен-ность (сети питания – один вид служит пищей для нескольких видов). Эффективное использование органического вещества и энергии, полный круговорот веществ.

7. Жуки-мертвоеды, кожееды, личинки падальных мух, грибы, гнилостные бактерии – организмы-разрушители, расщепление ими отмерших частей растений, остатков животных и продуктов их жизнедеятельности до минеральных веществ. Использование растениями в процессе почвенного питания минеральных веществ.

8. Саморегуляция в дубраве – совместное существование различных видов с разными способами питания. Численность особей каждого вида ограничивается определенным уровнем, а полйого

уничтожения их не происходит. Пример: зайцы, лоси, насекомые не уничтожают полностью растения, которыми они питаются;

лисы, волки ограничивают численность популяций зайцев, полевок.

9. Ярусное расположение растений, теневыносливость трав, ранневесеннее цветение луковичных растений – примеры приспособленности организмов к биотическим и абиотическим факторам среды.

3.

Надо приготовить микроскоп к работе: осветить поле зрения, с помощью винтов найти четкое изображение, рассмотреть клетку, в которой ядро обособлено от цитоплазмы оболочкой, хромосомы имеют вид тонких нитей и тесно переплетены.


Билет № 18

1. Закон сцепленного наследования, его материальные основы, группы сцепления. Значение кроссинговера.

2. Биогеоценоз хвойного леса. Биотические и абиотические факторы, цепи питания в нем. Значение ярусности в распределении организмов в биогеоценозе.

3. Рассмотреть под микроскопом микропрепарат митоза в клетках кончика корешка лука, найти клетку в состоянии профазы, зарисовать ее и назвать признаки профазы.

1.

1. Десятки и сотни тысяч генов в клетке – основа формирования большого разнообразия признаков в организме. Несоответствие числа хромосом (единицы, десятки) числу генов (тысячи, сотни тысяч) – доказательство расположения в каждой хромосоме множества генов.

2. Группа сцепления – хромосома, в которой расположено большое число генов. Соответствие групп сцепления числу хромосом.

3. Неприменимость закона независимого наследования к признакам, формирование которых определяется генами, расположенными в одной группе сцепления – хромосоме. Закон сцепленного наследования, открытый Т. Морганом, – сцепление генов, локализованных в одной хромосоме. Совместное наследование генов одной группы сцепления (при мейозе хромосомы со всей группой генов попадают в одну гамету, а не расходятся в разные гаметы).

4. Кроссинговер – перекрест хромосом и обмен участками генов между гомологичными хромосомами – причина нарушения сцепленного наследования, появления в потомстве особей с перекомбинированными признаками. Пример:

при скрещивании дрозофил с серым телом и нормальными крыльями и дрозофил с темным телом и зачаточными крыльями появляется потомство с родительскими фенотипами и небольшое число особей с перекомбинацией признаков:

серое тело – зачаточные крылья и темное тело – нормальные крылья.

5. Зависимость частоты перекреста, перекомбинации генов от расстояния между ними: чем больше расстояние между генами, тем больше вероятность обмена участками генов. Использование этой зависимости для составления генетических карт. Отражение в генетических картах места расположения генов в хромосоме, расстояния между ними. Значение перекреста хромосом – возникновение новых комбинаций генов, повышение наследственной изменчивости, играющей большую роль в эволюции и селекции.

2.

1. Хвойный лес – биогеоценоз,

который занимает длительное время определенную территорию с относительно однородными условиями, в нем обитает совокупность популяций разных видов, происходит круговорот веществ.

2. Наличие в биогеоценозе хвойного леса трех звеньев: производителей органического вещества, его потребителей и разрушителей.

1) Организмы-производители – в основном виды хвойных, а также некоторые виды мелко- и широколиственных древесных растений, лишайники и мхи, небольшое число видов кустарников и трав. Ярусное расположение растений и животных – приспособление к более полному использованию света, питательных веществ, территории. Причина небольшого числа ярусов в лесу – недостаток света;

2) организмы-потребители – разные виды членистоногих, земноводных, пресмыкающихся, птиц и

млекопитающих, среди них одни – растительноядные, другие – хищные, третьи – паразиты;

3) организмы-разрушители – черви, грибы, бактерии.

3. Биотические факторы среды – все взаимодействующие между собой живые обитатели хвойного леса. Абиотические факторы – свет, влажность, температура, воздух и др.

4. Небольшое число видов по сравнению с дубравой, недостаток света, бедный опад, малоплодородная почва обусловили короткие цепи питания в хвойном лесу. Пример: растения (хвойные и др.) –> растительноядные животные (белка) –> хищные (лисица).

5. Саморегуляция – механизм поддержания численности популяций на определенном уровне (особи одного вида не уничтожают полностью особей другого вида, а лишь ограничивают их численность). Значение саморегуляции для сохранения устойчивости экосистемы.

3.

Надо приготовить микроскоп к работе: положить микропрепарат на предметный столик, осветить поле зрения микроскопа, с помощью винтов добиться четкого изображения, найти клетку со следующими признаками профазы: ядро имеет оболочку, в нем расположены компактные тельца – хромосомы, каждая из них состоит из двух хроматид (хотя хроматиды не видны в световой микроскоп).


Билет № 19

1. Половые хромосомы и аутосомы. Сцепленное с полом наследование. Причины наследования гемофилии по материнской линии. Причины более частого заболевания гемофилией мужчин.

2. Биогеоценоз водоема, его биотические и абиотические факторы. Цепи питания. Организмы – продуценты, консументы, реду-центы в этом биогеоценозе.

3. Рассмотреть под микроскопом микропрепарат митоза в клетках кончика корешка лука, найти клетку в состоянии метафа-зы, зарисовать ее и назвать признаки метафазы.

1.

1. Наличие в клетках аутосом –

парных хромосом, одинаковых для мужского и женского организмов, и половых хромосом, определяющих пол организма.

2. Наборы хромосом: наличие в клетках тела человека 44 аутосом (различий в строении аутосом в мужском и женском организмах нет) и двух половых хромосом, одинаковых у женщин (XX) и разных у мужчин (ХУ). Особенности набора хромосом в половых клетках: 22 аутосомы и 1 половая хромосома (у мужчин: 22А + Х и 22А + Y, у женщин – 22А + X).

3. Зависимость формирования пола организма от сочетания половых хромосом при оплодотворении. Одинаковая вероятность объединения в зиготе как двух Х-хро-мосом, так и ХУ. Формирование из зиготы с XX хромосомами девоч

ки, а с ХУ – мальчика (у птиц и пресмыкающихся сочетание ХУ определяет женский пол).

4. Наследование, сцепленное с полом. Наличие в половых хромосомах генов, отвечающих за формирование неполовых признаков. Например, рецессивный ген гемофилии (несвертываемости крови) – h, локализованный в двух Х-хро-мосомах, – причина заболевания женщины. Наибольшая вероятность заболевания гемофилией мужчины – из-за наличия всего одной Х-хромосомы в его клетках.

2.

1. Водоем, как и дубрава, – биогеоценоз, в котором длительное время на определенной территории обитают организмы – продуценты, консументы и реду центы, связанные между собой и с абиотическими факторами. Все живое население водоема – биотические факторы, жизнедеятельность одних организмов оказывает существенное влияние на другие, на биогеоценоз, круговорот веществ в нем.

2. Особенности абиотических факторов водоема – высокая плотность среды, низкое содержание в ней кислорода, незначительные колебания температуры. Воз-духоносные полости в стебле и листьях – приспособленность водных растений к недостатку кислорода.

3. Прибрежная зона в водоеме, причины наибольшего скопления организмов в ней: обилие света, необходимого для жизни растений, много пищи для животных. Недостаток света, кислорода, теп-

ла, пищи – причина бедности видового состава в глубинах водоема.

4. Продуценты – автотрофы (водоросли и высшие травянистые растения), их роль в биогеоценозе водоема: создание органических веществ из неорганических в процессе фотосинтеза и обогащение воды кислородом – основа обеспечения животных и других гетеротро-фов пищей, энергией, кислородом.

5. Консументы – гетеротрофы, разные виды животных (рыбы, моллюски, насекомые, черви, дафнии и др.), их роль в водоеме: расщепление органических веществ, обогащение воды углекислым газом – исходный продукт фотосинтеза.

6. Редуценты – чаще всего ор-ганизмы-сапрофиты (грибы, бактерии), а также жуки-мертвоеды и др., их пища – органические вещества мертвых остатков растений и животных, продукты жизнедеятельности животных. Разрушение сапрофитами органических веществ до неорганических, использование их растениями в процессе минерального питания.

7. Движение вещества и энергии в цепях питания, значительные потери энергии от звена к звену – причина коротких цепей питания. Растения или органические остатки (результат жизнедеятельности растений) – начальное звено цепей питания, включение ими солнечной энергии в круговорот веществ. Растения –> растите-льноядные животные –> хищные животные (цепь питания).

8. Водоем – устойчивый биоге-оценоз, зависимость его стабильности от видового разнообразия,

саморегуляции, полноты круговорота веществ. Жизнедеятельность обитателей водоема, изменение абиотических факторов, влияние деятельности человека – причины изменения биогеоценоза.

3.

Надо осветить поле зрения микроскопа, с помощью винтов добиться четкого изображения объекта, найти и рассмотреть клетку со следующими признаками мета-фазы: отсутствие ядерной оболочки, хромосомы расположены в ряд в плоскости экватора, от цент-риолей к хромосомам подходят нити веретена деления, наметилось расхождение хроматид к полюсам клетки.


Билет № 20

1. Взаимодействие и множественное действие генов как основа целостности генотипа.

2. Соотношение организмов – продуцентов, консументов, реду-центов в биогеоценозе (экосистеме). Экологическая пирамида, необходимость ее учета в практической деятельности.

3. С помощью опыта доказать, что фермент в клетках клубня картофеля, расщепляющий перекись водорода, имеет белковую природу. Какова химическая природа всех ферментов?

1.

1. Ген – материальная единица наследственности, относительная самостоятельность его дейст-

вия (гены окраски семян действуют независимо от генов, определяющих форму семян).

Ошибочность утверждения, что генотип – сумма не связанных между собой генов. Генотип – целостная система благодаря взаимодействию генов в клетке. Пример взаимодействия аллельных генов:

полное и неполное доминирование. Аллельные гены – парные, определяющие развитие взаимоисключающих признаков (высокий и низкий рост, курчавые и гладкие волосы, голубые и черные глаза у человека).

2. Взаимодействие неаллель-ных генов: развитие какого-либо признака под контролем нескольких генов – основа новообразования при скрещивании Пример:

появление серых кроликов (АаВЪ) при скрещивании черного (ААЬЬ) и белого (ааВВ) Причина новообразования: за окраску шерсти отвечают гены Аа (А – черная шерсть, а – белая), за распределение пигмента по длине волос – гены ВЬ (В – пигмент скапливается у корня волоса, b – пигмент равномерно распределяется по длине волоса)

3. Множественное действие генов – влияние одного гена на формирование ряда признаков Пример ген, отвечающий за образование красного пигмента в цветке, способствует его появлению в стебле, листьях, вызывает удлинение стебля, увеличение массы семян Широкое распространение в природе явления множественного дей ствия генов Взаимодействие и множественное действие генов – основа целостности генотипа.

2.

1. Цепи питания – основной вид связи организмов разных видов в биогеоценозе. Зависимость жизни консументов и редуцентов от продуцентов, которые синтезируют органические вещества в процессе фотосинтеза.

2. Зависимость длины цепей питания от эффективности использования и превращения энергии в процессе питания, от числа организмов и их размера. Использование растениями в процессе фотосинтеза лишь 1% солнечной энергии. Причина однократного использования энергии – расходование организмами каждого звена в цепи питания значительной части энергии на процессы жизнедеятельности, частичное рассеивание ее в виде тепла Многократное использование вещества в биогеоценозе благодаря его круговороту

3. Правила экологической пирамиды. Потеря энергии (около 90%) при переходе вещества и заключенной в нем энергии от звена к звену в пищевой цепи – причина коротких цепей питания в био-геоценозах (3–5 звеньев). Экологическая пирамида энергии – отображение потери энергии при переходе с одного трофического уровня на другой Правило экологической пирамиды численности – уменьшение численности видов при переходе с одного трофического уровня (растения) на другой (растительноядные животные, затем хищники).

4. Необходимость учета правила экологической пирамиды при использовании человеком растительной и животной продукции (вы-

рубке леса для получения древесины, отстреле промысловых животных, ловле рыбы и др.).

3.

Надо взять два кусочка картофеля: один сырой, другой вареный, нанести на них по капле перекиси водорода. «Вскипание» перекиси на сыром картофеле указывает на ее расщепление в клетках картофеля ферментом перок-сидазой и выделение кислорода. Отсутствие «вскипания» на кусочке вареного картофеля связано с тем, что при его варке фермент разрушился. Известно, что при высокой температуре разрушаются молекулы белка. Значит, данный фермент, как и другие ферменты, имеет белковую природу.


Билет № 21

1. Генетика человека. Методы изучения наследственности человека, наследственные заболевания, их профилактика.

2. Саморегуляция в биогеоце-нозе. Многообразие видов, их приспособленность к совместному обитанию, колебание численности популяций.

3. Рассмотреть в аквариуме рыб, найти разные виды и объяснить, почему особи разных видов не скрещиваются между собой.

1.

1. Применимость законов наследственности к человеку. Материальные основы наследственности человека: 46 хромосом, из них 44 аутосомы и 2 половые хромосо

мы, много тысяч расположенных в них генов.

2. Цель изучения наследственности человека – выявление генетических основ заболеваний, поведения, способностей, таланта. Результаты генетических исследований: установлена природа ряда заболеваний (наличие лишней хромосомы у людей с синдромом Дау-на, замена одной аминокислоты на другую в молекуле белка у больных серповидноклеточной анемией; обусловленность доминантными генами карликовости, близорукости).

3. Методы изучения генетики человека, зависимость их использования от биологических, психологических и социальных особенностей (позднее появление потомства, его малочисленность, неприменимость метода гибридологического анализа).

4. Генеалогический метод изучения наследственности человека – изучение родословной семьи с целью выявления особенностей наследования признака в ряду поколений. Выявлено: доминантный и рецессивный характер ряда признаков, генетическая обусловленность развития музыкальных и других способностей, наследственный характер заболеваний диабетом, шизофренией, предрасположенности к туберкулезу.

5. Цитогенетический метод – изучение структуры и числа хромосом в клетках, выявление свыше 100 изменений в структуре хромосом, изменение числа хромосом (болезнь Дауна).

6. Близнецовый метод – изучение наследования признаков у

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.