Курсовая работа: Расчет и проектирование привода тяговой лебедки для транспортирования ЛА на стартовой площадке
Вращающий момент на валу
колеса:
.
Таким образом,
.
Из конструктивных
соображений принимаем .
2.1.6 Определение
модуля зацепления
.
Округляя это значение до
ближайшего стандартного по ГОСТ9563-60, получаем .
Межосевое расстояние
.
Тогда
,
.
2.2 Проверочный расчет
2.2.1 Проверка
передачи на контактную выносливость
,
где
- коэффициент, учитывающий форму
сопряженных поверхностей зубьев;
- коэффициент, учитывающий
механические свойства материалов сопряженных колес;
- коэффициент, учитывающий
суммарную длину контактных линий.
Уточняем окружную
скорость:
.
Уточняем коэффициент
расчётной нагрузки:
,
где
- удельная окружная динамическая
сила;
- коэффициент, учитывающий
влияние вида зубчатой передачи и модификации профиля зубьев;
- коэффициент, учитывающий
влияние разности основных шагов зацепления зубьев шестерни и колеса;
- удельная расчётная окружная
сила в зоне наибольшей концентрации;
- полезная окружная сила;
- радиальная сила;
- ширина зубчатого венца.
Cледовательно,
;
;
.
Определю удельную
расчётную окружную силу:
,
,
таким образом, недогрузка
3,9%.
2.2.2 Проверка зубьев
передачи на изгибную выносливость

Определю коэффициенты
формы зубьев шестерни и колеса:
для 
для 
, ,
так как 80,8<84
проверяем зуб шестерни:
.
,
где - коэффициент,
учитывающий перекрытие зубьев, при 5-й степени точности
; ;
- коэффициент, учитывающий наклон
зубьев
 .
2.2.3
Проверка на контактную и изгибную прочность при действии максимальной нагрузки
Проверка
на перегрузку, на предотвращение пластической деформации или хрупкого излома.
,
.
2.2.4
Определение геометрических и других размеров колеса и шестерни
- диаметр вершин зубьев:
,
,
- диаметр впадины зубьев:
,
.
, .
Определяем диаметр
отверстия под вал в колесе:
,
,
где .
Принимаем из
конструктивных соображений .
3. Расчет планетарной
прямозубой цилиндрической передачи II-ой ступени
Привод от
электродвигателя
.
Мощность, подводимая к
валу шестерни .
Частота вращения шестерни
.
Срок службы .
Принимаем число зубьев
шестерни равное .
По заданному
передаточному отношению вычисляем число зубьев шестерни:
.
Определяем частоты
вращения и угловые скорости валов:
—ведущего:

—ведомого:
.
3.1 Проектировочный
расчет
3.1.1 Определение
числа циклов перемены напряжений колеса и шестерни
Числа циклов перемены напряжений шестерни и колеса:


где и - количество контактов зубьев
шестерни и колеса соответственно за один оборот (принимаем их равными 1).
3.1.2 Определение
начального (делительного) диаметра шестерни

где по - коэффициент ширины
шестерни относительно ее диаметра;
- для стальных колес при
20-градусном зацеплении без смещения рекомендуется принимать при расчете
прямозубых цилиндрических передач.
Вращающий момент на валу
колеса:
.
Таким образом,
.
Из конструктивных
соображений принимаем .
3.1.3 Определение
модуля зацепления
.
Округляя это значение до
ближайшего стандартного по ГОСТ9563-60, получаем .
Тогда
,
.
Межосевое расстояние
.
3.2 Проверочный расчет
3.2.1 Проверка
передачи на контактную выносливость
,
где
- коэффициент, учитывающий форму
сопряженных поверхностей зубьев;
- коэффициент, учитывающий
механические свойства материалов сопряженных колес;
- коэффициент, учитывающий
суммарную длину контактных линий.
Уточняем окружную
скорость:
.
Уточняем коэффициент
расчётной нагрузки:
,
где
- удельная окружная динамическая
сила;
- коэффициент, учитывающий
влияние вида зубчатой передачи и модификации профиля зубьев;
- коэффициент, учитывающий
влияние разности основных шагов зацепления зубьев шестерни и колеса;
- удельная расчётная окружная
сила в зоне наибольшей концентрации;
- полезная окружная сила;
- радиальная сила;
- ширина зубчатого венца.
Cледовательно,
;
;
.
Определю удельную
расчётную окружную силу:
,
,
таким образом, недогрузка
8,6%.
3.2.2 Проверка зубьев
передачи на изгибную выносливость

Определю коэффициенты
формы зубьев шестерни и колеса:
для 
для 
, ,
так как 76,5<82,9
проверяем зуб шестерни:
.
,
где
- коэффициент, учитывающий
перекрытие зубьев, при 5-й степени точности
;
;
- коэффициент, учитывающий наклон
зубьев
.
3.2.3
Проверка на контактную и изгибную прочность при действии максимальной нагрузки
Проверка
на перегрузку, на предотвращение пластической деформации или хрупкого излома.
,
.
3.2.4
Определение геометрических и других размеров колеса и шестерни
- диаметр вершин зубьев:
,
,
- диаметр впадины зубьев:
,
.
, ;
.
Определяем диаметр
отверстия под вал в колесе:
,
,
где
.
Принимаем из
конструктивных соображений .
4. Расчет барабана
Барабаны
изготавливаем в виде цилиндра из стали 15Л. Как орган навивки гибкого элемента
– троса, барабан нарезается по винтовой линии и содержит желоб, соответствующий
виду гибкого органа.


Срок
службы каната значительно увеличивается, если он укладывается на барабан в один
слой в специально предназначенный для него желоб полукруглого профиля радиусом
,
где - диаметр каната.
Шаг нарезки канавки
определяется по формуле:

Длина нарезанной части барабана при
однослойной навивке одного троса
,
где - число витков,
определяемое по формуле
;
- длина троса;
- число несматываемых витков,
равное двум.
Из конструктивных
соображений общую длину барабана принимаем , так как трос можно наматывать на
барабан в несколько слоев.
Максимальное напряжение в
опасном сечении барабана получается в результате совместного действия изгиба,
кручения и сжатия. Трос, навитый при постоянном натяжении на барабан, сжимает
его стенки радиальными силами давления. Максимальная величина напряжения сжатия
,
где - максимальное
натяжение каната;
- минимальная толщина стенки
барабана.
При предварительных
расчетах часто пользуются эмпирическими формулами для определения :
.
Так как , то принимаем .
Допускаемые напряжения
сжатия для стали 15Л .
Таким образом
.
Для крепления
используются планки, прижимаемые болтами. Наличие в планке продольного
трапециидального выреза с углом увеличивает силу трения.
Сила трения на поверхности
соприкосновения каната с барабаном и планками должна равняться или превышать
силу натяжения
в закрепленном его конце
.
Так как
,
,
,
,
,
где - коэффициент трения;
- наименьший угол обхвата барабана
в радианах (
при );
- принимаем из конструктивных
соображений.
Таким образом, получаем
.
Осевое усилие, нагружающее болт, равно
,
где - число болтов.
Напряжение в сечении по
внутреннему диаметру болта
,
где
- изгибающий момент;
- коэффициент, учитывающий
скручивание тела болта моментом.
Для Ст. 4 принимаю .
В приближенном расчете
принимаем .
Тогда
.
Так как мы не учитывали действие нагрузки , то из
конструктивных соображений принимаем и делаем проверку:
.
По ГОСТ 7798-70 принимаем
.
Подбор шпонки: принимаю
призматическую шпонку с размерами
ГОСТ 23360-78
потребная длина шпонки
определяется из условия прочности шпоночного соединения на смятие:
.
Из конструктивных
соображений принимаем .
5. Проектировочный и
проверочный расчет некоторых деталей и узлов
5.1 Тепловой расчет
Необходимо провести
проверку температуры масла в редукторе, которая не должна
превышать допускаемую . Температура воздуха вне корпуса
редуктора .
Температура масла в корпусе цилиндрической передачи
при непрерывной работе без искусственного охлаждения определяется по формуле:
,
где - площадь теплоотдающей
поверхности корпуса редуктора;
=9…17Вт/( )- коэффициент теплопередачи.
< .
Принимаем масло И-40А
ГОСТ 20799-75.
5.2 Проверка по критерию
"теплостойкость"
Определение количества
тепла, образующегося вследствие потерь мощности.
,
где h=0,87% – КПД редуктора;
– мощность на ведущем вале:
.
Таким образом,
.
5.3 Расчет валов [6]
Основными условиями,
которым должна отвечать конструкция вала являются достаточная прочность,
обеспечивающая нормальную работу зацеплений и подшипников; технологичность
конструкции и экономию материала. В качестве материала для валов используют
углеродистые и легированные стали.
Расчет вала выполняется в
четыре этапа:
· Ориентировочный расчет на кручение
(было проведено выше);
· Расчет на сложное сопротивление
(кручение, изгиб);
· Расчет на выносливость.
За материал валов
принимаем сталь 12ХН3А, с характеристикой:
- временное сопротивление разрыву;
- предел выносливости при
симметричном цикле напряжений изгиба;
- предел выносливости при
симметричном цикле напряжений кручения;
-коэффициенты чувствительности
материала к асимметрии цикла напряжений соответственно при изгибе и кручении.
5.3.1 Расчет валов на сложное сопротивление
Для расчета вала на
сложное сопротивление необходимо составить его расчетную схему:
- разметить точки, в
которых расположены условные опоры;
- определить величину и
направление действующих на вал сил: окружной , радиальной , осевой . А также точки их
приложения. Поскольку на валы не действуют осевые силы, то .
Расчет тихоходного вала:

Рис.4 – Расчетная схема тихоходного
вала на сложное сопротивление
Длины расчетных участков
находятся после предварительного проектирования:

Реакции опор для входного
вала:



Определим реакции опор:

.
.
.
Построим эпюры моментов
для тихоходного вала:
Изгибающие моменты в
горизонтальной плоскости:
.

.

Рис.5 – Эпюра изгибающего
момента в горизонтальной плоскости для тихоходного вала
Максимальный изгибающий
момент действует в сечении III –
.
Изгибающие моменты в
вертикальной плоскости
.
.
Максимальный изгибающий
момент действует в сечении II – .

Рис.6 – Эпюра изгибающего
момента в вертикальной плоскости для тихоходного вала
Построим эпюру крутящего
момента для быстроходного вала


Рис.7 – Эпюра крутящего
момента для тихоходного вала
Приведенный момент

Максимальный приведенный
момент
;
.
Наиболее опасным является
третье сечение

Рис.8 – Эпюра
приведенного момента для тихоходного вала
Расчет промежуточного
вала:

Рис.9 – Расчетная схема
промежуточного вала на сложное сопротивление
Длины расчетных участков
находятся после предварительного проектирования:

Реакции опор для
промежуточного вала:


Определим реакции в
опорах:

.
.
.
Построим эпюры моментов
для тихоходного вала:
Изгибающие моменты в
горизонтальной плоскости:
.



Рис.10 – Эпюра
изгибающего момента в горизонтальной плоскости для промежуточного вала
Максимальный изгибающий
момент действует в сечении III – .
Изгибающие моменты в
вертикальной плоскости
.

.
Максимальный изгибающий
момент действует в сечении III –

Рис.11 – Эпюра
изгибающего момента в вертикальной плоскости для промежуточного вала
Построим эпюру крутящего
момента для быстроходного вала.


Рис.12 – Эпюра крутящего
момента для промежуточного вала
Приведенный момент

Максимальный приведенный
момент
;
.
Наиболее опасным является
третье сечение

Рис.13 – Эпюра
приведенного момента для промежуточного вала
5.3.2 Расчет валов на
выносливость[1]
Для примера будем рассчитывать
быстроходный и тихоходный вал.
5.3.2.1 Расчет
быстроходного вала на выносливость
Определим коэффициент
запаса прочности быстроходного (рис.14) вала
двухступенчатого цилиндрического редуктора

Рис.14 – Расчетная схема
быстроходного вала на выносливость
1. а) Проверяем запас
прочности по пределу выносливости в сечении I-I. Концентрация
напряжений в этом сечении обусловлена наличием шестерни. Находим эффективные
коэффициенты концентрации напряжений при изгибе и кручении от шестерни. При
, ;
масштабный коэффициент
для вала ; коэффициент
состояния поверхности при шероховатости
.
Эффективный коэффициент
концентрации напряжений для данного сечения вала при изгибе и кручении в случае
отсутствия технологического упрочнения:

б) Находим запас
прочности для касательных напряжений.
Напряжение кручения

Амплитуда и среднее
значение номинальных напряжений кручения
.
Запас прочности для
касательных напряжений 

2. Определяем эффективные
коэффициенты концентрации напряжений при изгибе и кручении вала в сечении II-II, вызванные посадкой внутреннего кольца подшипника на вал.
Для вала с ,
.
Определяем запас
прочности для касательных напряжений:
,
здесь напряжение кручения:
,
амплитуда и среднее
значение номинальных напряжений кручения

5.3.2.2 Расчет тихоходного вала на выносливость
Определим коэффициент
запаса прочности тихоходного (рис.15) вала
двухступенчатого цилиндрического редуктора.

Рис.15 – Расчетная схема
тихоходного вала на выносливость
1.а) Проверяем запас
прочности по пределу выносливости в сечении I-I. Концентрация
напряжений в этом сечении обусловлена наличием шпоночного паза. Находим
эффективные коэффициенты концентрации напряжений при изгибе и кручении от
шпоночного паза.
При , ; масштабный коэффициент
для вала ; коэффициент
состояния поверхности при шероховатости . Эффективный коэффициент
концентрации напряжений для данного сечения вала при изгибе и кручении в случае
отсутствия технологического упрочнения:

б) Находим запас
прочности для касательных напряжений.
Напряжение кручения
.
Амплитуда и среднее
значение номинальных напряжений кручения
.
Запас прочности для
касательных напряжений 
.
2. Определяем эффективные
коэффициенты концентрации напряжений при изгибе и кручении вала в сечении II-II, вызванные посадкой внутреннего кольца подшипника на вал.
Для вала с ,
.
Определяем запас
прочности для касательных напряжений:
,
здесь напряжение кручения:
,
амплитуда и среднее значение номинальных напряжений
кручения
.
5.4 Расчет подшипников на
долговечность
Основные критерии
работоспособности подшипников качения – его динамическая и статическая
грузоподъемности. Метод подбора по динамической грузоподъемности применяют в
случаях, когда частота вращения кольца превышает .
Исходя из конструкции
механизма, подбираем:
1) шариковый радиальный
однорядный подшипник (дет.32) номер 206 ГОСТ 8338-75:

Необходимо обеспечить
номинальную долговечность при условии, что 
а) Выбираем коэффициенты X и Y. Отношение

этому соответствует [7, табл.
12.26] .
Поскольку , то .
б) Определяем
эквивалентную нагрузку
.
в) Определяем расчетную
долговечность по формуле:
,
где - показатель степени: - для
шарикоподшипников; - для роликоподшипников.
Такая расчетная
долговечность приемлема
2) шариковый радиальный
однорядный подшипник (дет.33) номер 210 ГОСТ 8338-75:

Необходимо обеспечить
номинальную долговечность при условии, что 
а) Выбираем коэффициенты X и Y.
Отношение этому соответствует [7,
табл. 12.26] . Поскольку , то .
б) Определяем
эквивалентную нагрузку
.
в) Определяем расчетную
долговечность по формуле:
,
где - показатель степени: - для
шарикоподшипников; - для роликоподшипников.
Такая расчетная
долговечность приемлема
5.5 Расчет шпоночного
соединения
Принимаем на быстроходном
валу призматическую шпонку с размерами , длина шпонки по ГОСТ 23360-78
(дет.39). Выбранную шпонку проверяем на смятие:
,
где - передаваемый момент;
- диаметр вала;
- допускаемое напряжение на
смятие: при стальной ступице и спокойной нагрузке ; при чугунной – вдвое меньше. В
случае неравномерной или ударной нагрузки на 25-40% ниже.
Проверим на смятие
призматические шпонки на промежуточном валу.
а) призматическая шпонка
с размерами , длина шпонки по ГОСТ 23360-78
(дет.36):
.
Проверим на смятие
призматические шпонки на тихоходном валу.
а) призматическая шпонка
с размерами , длина шпонки по ГОСТ 23360-78
(дет.37):
.
б) призматическая шпонка
с размерами , длина шпонки по ГОСТ 23360-78
(дет.38):
.
5.6 Проверочный расчет
предварительно затянутого болтового соединения фланцев
крышек редуктора

Рис.16 – Схема болтового
соединения корпуса редуктора
Исходя из конструктивных
соображений, выбираем:
- резьба: ;
- болт: ;
- гайка: .
Для болта выбираем материал
сталь 45 –
, ,
соединяемые детали
изготовлены из СЧ 15-32 –
.
Определяем гибкость болта
и детали по следующим зависимостям:
,
где
деформированная длина
болта
,
Где
- площадь поперечного сечения
эквивалентного цилиндра с наружным диаметром
,
и внутренним 
.
Определяем ряд
вспомогательных коэффициентов:
- коэффициент основной нагрузки
- коэффициент запаса усталостной
прочности.
; ;
(резьба болта со срезом
впадин по прямой).
- амплитудное напряжение в болте;
;
, ;


Прочность болтового
соединения обеспечена.
5.7 Расчет корпуса
редуктора
Толщина стенок корпуса
редуктора:
для редукторов с силовой
крышкой
.
Принимаем .
Толщина ребер жесткости в
сопряжении со стенкой корпуса редуктора:
.
Диаметр фундаментных
болтов крепления редуктора к раме:
.
Принимаем .
Толщина фундаментальных
лап:
.
Количество
фундаментальных болтов:
, но не менее 4,
где - длина редуктора,
- ширина редуктора.
Диаметр болтов
(соединяющих крышки редуктора):
.
Принимаем .
Толщина фланцев корпуса
редуктора: .
Расстояние от стенки
корпуса до края фланца фундаментальных лап
.
Расстояние от края фланца
до оси болта
.
Расстояние между осями
болтов для крепления крышки редуктора к корпусу
.
Толщина подъемных ушей
корпуса:
.
6. Компоновка и
разработка чертежа редуктора
Размеры валов и подшипников
в значительной мере определяются компоновочными размерами прямозубых
цилиндрических передач, взаимным расположением агрегатов привода, заданными
габаритными размерами привода.
Поэтому после расчета
передач и установленных размеров их основных деталей приступают к составлению
компоновочных чертежей узлов, агрегатов и всего привода.
Компоновка привода
определяется его назначением, предъявленными к нему требованиями, зависит от
компоновки отдельных агрегатов.
Заключение
В данной курсовой работе
в соответствии с полученным заданием спроектирован двухступенчатый
цилиндрический редуктор как составная часть привода тяговой лебедки для
транспортирования ЛА по стартовой площадке.
В результате
проектировочных расчетов получены конкретные параметры деталей механизма,
участвующих в передаче движения, таких как: колесо, шестерня, тихоходный,
промежуточный и быстроходный валы, крышки редуктора и т.д.
Детали корпуса изделия,
крепления и другие элементы разработаны конструктивно. Произведен подбор
стандартных деталей крепежа.
Список
используемой литературы
1. Киркач Н.Ф., Баласанян Р.А. Расчет
и проектирование деталей машин, Х.: Основа, 1991, 276с.
2. Анурьев В.И. «Справочник
конструктора-машиностроителя» (3 тома). М.,1980.
3. Бейзедьман Р.Д., Цыпкин Б.В.,
Перель Л.Я. ”Подшипники качения” (справочник),М. “Машиностроение”,1975, 574с.
4. Иванов М.Н. Детали машин.
Учебн.М.: Высшая школа, 1984, 336с.
5. Чернин И.М., Кузьмин А.В., Ицкович
Г.М. «Расчеты деталей машин» (справочное пособие). Издание 2-е, переработанное
и дополненное. – Минск: «Высшая школа», 1978 – 472с.
6. Чернавский С.А., Снесарев Г.А.,
Боков К.Н. «Проектирование механических передач». Учебно-справочное пособие по
курсовому проектированию механических передач. Издание пятое, переработанное и
дополненное. – Москва: «Машиностроение», 1984 – 560с.
|