|
Курсовая работа: Расчет и проектирование привода тяговой лебедки для транспортирования ЛА на стартовой площадкеВращающий момент на валу колеса: . Таким образом, . Из конструктивных соображений принимаем . 2.1.6 Определение модуля зацепления . Округляя это значение до ближайшего стандартного по ГОСТ9563-60, получаем . Межосевое расстояние . Тогда , . 2.2 Проверочный расчет 2.2.1 Проверка передачи на контактную выносливость , где - коэффициент, учитывающий форму сопряженных поверхностей зубьев; - коэффициент, учитывающий механические свойства материалов сопряженных колес; - коэффициент, учитывающий суммарную длину контактных линий. Уточняем окружную скорость: . Уточняем коэффициент расчётной нагрузки: , где - удельная окружная динамическая сила; - коэффициент, учитывающий влияние вида зубчатой передачи и модификации профиля зубьев; - коэффициент, учитывающий влияние разности основных шагов зацепления зубьев шестерни и колеса; - удельная расчётная окружная сила в зоне наибольшей концентрации; - полезная окружная сила; - радиальная сила; - ширина зубчатого венца. Cледовательно, ; ; . Определю удельную расчётную окружную силу: , , таким образом, недогрузка 3,9%. 2.2.2 Проверка зубьев передачи на изгибную выносливость Определю коэффициенты формы зубьев шестерни и колеса: для для , , так как 80,8<84 проверяем зуб шестерни: . , где - коэффициент, учитывающий перекрытие зубьев, при 5-й степени точности ; ; - коэффициент, учитывающий наклон зубьев . 2.2.3 Проверка на контактную и изгибную прочность при действии максимальной нагрузки Проверка на перегрузку, на предотвращение пластической деформации или хрупкого излома. , . 2.2.4 Определение геометрических и других размеров колеса и шестерни - диаметр вершин зубьев: , , - диаметр впадины зубьев: , . , . Определяем диаметр отверстия под вал в колесе: , , где . Принимаем из конструктивных соображений . 3. Расчет планетарной прямозубой цилиндрической передачи II-ой ступени Привод от электродвигателя . Мощность, подводимая к валу шестерни . Частота вращения шестерни . Срок службы . Принимаем число зубьев шестерни равное . По заданному передаточному отношению вычисляем число зубьев шестерни: . Определяем частоты вращения и угловые скорости валов: —ведущего:
—ведомого: . 3.1 Проектировочный расчет 3.1.1 Определение числа циклов перемены напряжений колеса и шестерни Числа циклов перемены напряжений шестерни и колеса:
где и - количество контактов зубьев шестерни и колеса соответственно за один оборот (принимаем их равными 1). 3.1.2 Определение начального (делительного) диаметра шестерни где по- коэффициент ширины шестерни относительно ее диаметра; - для стальных колес при 20-градусном зацеплении без смещения рекомендуется принимать при расчете прямозубых цилиндрических передач. Вращающий момент на валу колеса: . Таким образом, . Из конструктивных соображений принимаем . 3.1.3 Определение модуля зацепления . Округляя это значение до ближайшего стандартного по ГОСТ9563-60, получаем . Тогда , . Межосевое расстояние . 3.2 Проверочный расчет 3.2.1 Проверка передачи на контактную выносливость , где - коэффициент, учитывающий форму сопряженных поверхностей зубьев; - коэффициент, учитывающий механические свойства материалов сопряженных колес; - коэффициент, учитывающий суммарную длину контактных линий. Уточняем окружную скорость: . Уточняем коэффициент расчётной нагрузки: , где - удельная окружная динамическая сила; - коэффициент, учитывающий влияние вида зубчатой передачи и модификации профиля зубьев; - коэффициент, учитывающий влияние разности основных шагов зацепления зубьев шестерни и колеса; - удельная расчётная окружная сила в зоне наибольшей концентрации; - полезная окружная сила; - радиальная сила; - ширина зубчатого венца. Cледовательно, ; ; . Определю удельную расчётную окружную силу: , , таким образом, недогрузка 8,6%. 3.2.2 Проверка зубьев передачи на изгибную выносливость Определю коэффициенты формы зубьев шестерни и колеса: для для , , так как 76,5<82,9 проверяем зуб шестерни: . , где - коэффициент, учитывающий перекрытие зубьев, при 5-й степени точности ;
; - коэффициент, учитывающий наклон зубьев . 3.2.3 Проверка на контактную и изгибную прочность при действии максимальной нагрузки Проверка на перегрузку, на предотвращение пластической деформации или хрупкого излома. , . 3.2.4 Определение геометрических и других размеров колеса и шестерни - диаметр вершин зубьев: , , - диаметр впадины зубьев: , . , ; . Определяем диаметр отверстия под вал в колесе: , , где . Принимаем из конструктивных соображений . 4. Расчет барабана Барабаны изготавливаем в виде цилиндра из стали 15Л. Как орган навивки гибкого элемента – троса, барабан нарезается по винтовой линии и содержит желоб, соответствующий виду гибкого органа. Срок службы каната значительно увеличивается, если он укладывается на барабан в один слой в специально предназначенный для него желоб полукруглого профиля радиусом , где - диаметр каната. Шаг нарезки канавки определяется по формуле:Длина нарезанной части барабана при однослойной навивке одного троса , где - число витков, определяемое по формуле ; - длина троса; - число несматываемых витков, равное двум. Из конструктивных соображений общую длину барабана принимаем , так как трос можно наматывать на барабан в несколько слоев. Максимальное напряжение в опасном сечении барабана получается в результате совместного действия изгиба, кручения и сжатия. Трос, навитый при постоянном натяжении на барабан, сжимает его стенки радиальными силами давления. Максимальная величина напряжения сжатия , где - максимальное натяжение каната; - минимальная толщина стенки барабана. При предварительных расчетах часто пользуются эмпирическими формулами для определения : . Так как , то принимаем . Допускаемые напряжения сжатия для стали 15Л . Таким образом . Для крепления используются планки, прижимаемые болтами. Наличие в планке продольного трапециидального выреза с углом увеличивает силу трения. Сила трения на поверхности соприкосновения каната с барабаном и планками должна равняться или превышать силу натяжения в закрепленном его конце . Так как , , , , , где - коэффициент трения; - наименьший угол обхвата барабана в радианах ( при ); - принимаем из конструктивных соображений. Таким образом, получаем . Осевое усилие, нагружающее болт, равно , где - число болтов. Напряжение в сечении по внутреннему диаметру болта , где - изгибающий момент; - коэффициент, учитывающий скручивание тела болта моментом. Для Ст. 4 принимаю . В приближенном расчете принимаем . Тогда . Так как мы не учитывали действие нагрузки , то из конструктивных соображений принимаем и делаем проверку: . По ГОСТ 7798-70 принимаем . Подбор шпонки: принимаю призматическую шпонку с размерами ГОСТ 23360-78 потребная длина шпонки определяется из условия прочности шпоночного соединения на смятие: . Из конструктивных соображений принимаем . 5. Проектировочный и проверочный расчет некоторых деталей и узлов 5.1 Тепловой расчет Необходимо провести проверку температуры масла в редукторе, которая не должна превышать допускаемую . Температура воздуха вне корпуса редуктора . Температура масла в корпусе цилиндрической передачи при непрерывной работе без искусственного охлаждения определяется по формуле: , где - площадь теплоотдающей поверхности корпуса редуктора; =9…17Вт/()- коэффициент теплопередачи. <. Принимаем масло И-40А ГОСТ 20799-75. 5.2 Проверка по критерию "теплостойкость"Определение количества тепла, образующегося вследствие потерь мощности. , где h=0,87% – КПД редуктора; – мощность на ведущем вале: . Таким образом, . 5.3 Расчет валов [6]Основными условиями, которым должна отвечать конструкция вала являются достаточная прочность, обеспечивающая нормальную работу зацеплений и подшипников; технологичность конструкции и экономию материала. В качестве материала для валов используют углеродистые и легированные стали. Расчет вала выполняется в четыре этапа: · Ориентировочный расчет на кручение (было проведено выше); · Расчет на сложное сопротивление (кручение, изгиб); · Расчет на выносливость. За материал валов принимаем сталь 12ХН3А, с характеристикой: - временное сопротивление разрыву; - предел выносливости при симметричном цикле напряжений изгиба; - предел выносливости при симметричном цикле напряжений кручения; -коэффициенты чувствительности материала к асимметрии цикла напряжений соответственно при изгибе и кручении. 5.3.1 Расчет валов на сложное сопротивлениеДля расчета вала на сложное сопротивление необходимо составить его расчетную схему: - разметить точки, в которых расположены условные опоры; - определить величину и направление действующих на вал сил: окружной , радиальной , осевой . А также точки их приложения. Поскольку на валы не действуют осевые силы, то . Расчет тихоходного вала: Рис.4 – Расчетная схема тихоходного вала на сложное сопротивление Длины расчетных участков находятся после предварительного проектирования: Реакции опор для входного вала: Определим реакции опор: . . . Построим эпюры моментов для тихоходного вала: Изгибающие моменты в горизонтальной плоскости: . . Рис.5 – Эпюра изгибающего момента в горизонтальной плоскости для тихоходного вала Максимальный изгибающий момент действует в сечении III – . Изгибающие моменты в вертикальной плоскости . . Максимальный изгибающий момент действует в сечении II –. Рис.6 – Эпюра изгибающего момента в вертикальной плоскости для тихоходного вала Построим эпюру крутящего момента для быстроходного вала Рис.7 – Эпюра крутящего момента для тихоходного вала Приведенный момент
Максимальный приведенный момент ; . Наиболее опасным является третье сечение Рис.8 – Эпюра приведенного момента для тихоходного вала Расчет промежуточного вала: Рис.9 – Расчетная схема промежуточного вала на сложное сопротивление Длины расчетных участков находятся после предварительного проектирования: Реакции опор для промежуточного вала:
Определим реакции в опорах: . . . Построим эпюры моментов для тихоходного вала: Изгибающие моменты в горизонтальной плоскости: . Рис.10 – Эпюра изгибающего момента в горизонтальной плоскости для промежуточного вала Максимальный изгибающий момент действует в сечении III – . Изгибающие моменты в вертикальной плоскости . . Максимальный изгибающий момент действует в сечении III – Рис.11 – Эпюра изгибающего момента в вертикальной плоскости для промежуточного вала Построим эпюру крутящего момента для быстроходного вала. Рис.12 – Эпюра крутящего момента для промежуточного вала Приведенный момент
Максимальный приведенный момент ; . Наиболее опасным является третье сечение Рис.13 – Эпюра приведенного момента для промежуточного вала 5.3.2 Расчет валов на выносливость[1] Для примера будем рассчитывать быстроходный и тихоходный вал. 5.3.2.1 Расчет быстроходного вала на выносливость Определим коэффициент запаса прочности быстроходного (рис.14) вала двухступенчатого цилиндрического редуктора Рис.14 – Расчетная схема быстроходного вала на выносливость 1. а) Проверяем запас прочности по пределу выносливости в сечении I-I. Концентрация напряжений в этом сечении обусловлена наличием шестерни. Находим эффективные коэффициенты концентрации напряжений при изгибе и кручении от шестерни. При , ; масштабный коэффициент для вала ; коэффициент состояния поверхности при шероховатости . Эффективный коэффициент концентрации напряжений для данного сечения вала при изгибе и кручении в случае отсутствия технологического упрочнения: б) Находим запас прочности для касательных напряжений. Напряжение кручения Амплитуда и среднее значение номинальных напряжений кручения . Запас прочности для касательных напряжений 2. Определяем эффективные коэффициенты концентрации напряжений при изгибе и кручении вала в сечении II-II, вызванные посадкой внутреннего кольца подшипника на вал. Для вала с , . Определяем запас прочности для касательных напряжений: , здесь напряжение кручения:,амплитуда и среднее значение номинальных напряжений кручения5.3.2.2 Расчет тихоходного вала на выносливостьОпределим коэффициент запаса прочности тихоходного (рис.15) вала двухступенчатого цилиндрического редуктора. Рис.15 – Расчетная схема тихоходного вала на выносливость 1.а) Проверяем запас прочности по пределу выносливости в сечении I-I. Концентрация напряжений в этом сечении обусловлена наличием шпоночного паза. Находим эффективные коэффициенты концентрации напряжений при изгибе и кручении от шпоночного паза. При , ; масштабный коэффициент для вала ; коэффициент состояния поверхности при шероховатости . Эффективный коэффициент концентрации напряжений для данного сечения вала при изгибе и кручении в случае отсутствия технологического упрочнения: б) Находим запас прочности для касательных напряжений. Напряжение кручения . Амплитуда и среднее значение номинальных напряжений кручения . Запас прочности для касательных напряжений . 2. Определяем эффективные коэффициенты концентрации напряжений при изгибе и кручении вала в сечении II-II, вызванные посадкой внутреннего кольца подшипника на вал. Для вала с , . Определяем запас прочности для касательных напряжений: , здесь напряжение кручения:,амплитуда и среднее значение номинальных напряжений кручения.5.4 Расчет подшипников на долговечностьОсновные критерии работоспособности подшипников качения – его динамическая и статическая грузоподъемности. Метод подбора по динамической грузоподъемности применяют в случаях, когда частота вращения кольца превышает . Исходя из конструкции механизма, подбираем: 1) шариковый радиальный однорядный подшипник (дет.32) номер 206 ГОСТ 8338-75: Необходимо обеспечить номинальную долговечность при условии, что а) Выбираем коэффициенты X и Y. Отношение этому соответствует [7, табл. 12.26] . Поскольку , то . б) Определяем эквивалентную нагрузку . в) Определяем расчетную долговечность по формуле: , где - показатель степени: - для шарикоподшипников; - для роликоподшипников. Такая расчетная долговечность приемлема 2) шариковый радиальный однорядный подшипник (дет.33) номер 210 ГОСТ 8338-75: Необходимо обеспечить номинальную долговечность при условии, что а) Выбираем коэффициенты X и Y. Отношение этому соответствует [7, табл. 12.26] . Поскольку , то . б) Определяем эквивалентную нагрузку . в) Определяем расчетную долговечность по формуле: , где - показатель степени: - для шарикоподшипников; - для роликоподшипников. Такая расчетная долговечность приемлема 5.5 Расчет шпоночного соединения Принимаем на быстроходном валу призматическую шпонку с размерами , длина шпонки по ГОСТ 23360-78 (дет.39). Выбранную шпонку проверяем на смятие: , где - передаваемый момент; - диаметр вала; - допускаемое напряжение на смятие: при стальной ступице и спокойной нагрузке ; при чугунной – вдвое меньше. В случае неравномерной или ударной нагрузки на 25-40% ниже. Проверим на смятие призматические шпонки на промежуточном валу. а) призматическая шпонка с размерами , длина шпонки по ГОСТ 23360-78 (дет.36): . Проверим на смятие призматические шпонки на тихоходном валу. а) призматическая шпонка с размерами , длина шпонки по ГОСТ 23360-78 (дет.37): . б) призматическая шпонка с размерами , длина шпонки по ГОСТ 23360-78 (дет.38): . 5.6 Проверочный расчет предварительно затянутого болтового соединения фланцев крышек редуктораРис.16 – Схема болтового соединения корпуса редуктора Исходя из конструктивных соображений, выбираем: - резьба: ; - болт: ; - гайка: . Для болта выбираем материал сталь 45 – ,, соединяемые детали изготовлены из СЧ 15-32 – . Определяем гибкость болта и детали по следующим зависимостям: , где
деформированная длина болта , Где - площадь поперечного сечения эквивалентного цилиндра с наружным диаметром , и внутренним . Определяем ряд вспомогательных коэффициентов: - коэффициент основной нагрузки - коэффициент запаса усталостной прочности. ;; (резьба болта со срезом впадин по прямой). - амплитудное напряжение в болте; ; , ; Прочность болтового соединения обеспечена. 5.7 Расчет корпуса редуктора Толщина стенок корпуса редуктора: для редукторов с силовой крышкой . Принимаем . Толщина ребер жесткости в сопряжении со стенкой корпуса редуктора: . Диаметр фундаментных болтов крепления редуктора к раме: . Принимаем . Толщина фундаментальных лап: . Количество фундаментальных болтов: , но не менее 4, где - длина редуктора, - ширина редуктора. Диаметр болтов (соединяющих крышки редуктора): . Принимаем . Толщина фланцев корпуса редуктора: . Расстояние от стенки корпуса до края фланца фундаментальных лап . Расстояние от края фланца до оси болта . Расстояние между осями болтов для крепления крышки редуктора к корпусу . Толщина подъемных ушей корпуса: . 6. Компоновка и разработка чертежа редуктора Размеры валов и подшипников в значительной мере определяются компоновочными размерами прямозубых цилиндрических передач, взаимным расположением агрегатов привода, заданными габаритными размерами привода. Поэтому после расчета передач и установленных размеров их основных деталей приступают к составлению компоновочных чертежей узлов, агрегатов и всего привода. Компоновка привода определяется его назначением, предъявленными к нему требованиями, зависит от компоновки отдельных агрегатов. Заключение В данной курсовой работе в соответствии с полученным заданием спроектирован двухступенчатый цилиндрический редуктор как составная часть привода тяговой лебедки для транспортирования ЛА по стартовой площадке. В результате проектировочных расчетов получены конкретные параметры деталей механизма, участвующих в передаче движения, таких как: колесо, шестерня, тихоходный, промежуточный и быстроходный валы, крышки редуктора и т.д. Детали корпуса изделия, крепления и другие элементы разработаны конструктивно. Произведен подбор стандартных деталей крепежа. Список используемой литературы 1. Киркач Н.Ф., Баласанян Р.А. Расчет и проектирование деталей машин, Х.: Основа, 1991, 276с. 2. Анурьев В.И. «Справочник конструктора-машиностроителя» (3 тома). М.,1980. 3. Бейзедьман Р.Д., Цыпкин Б.В., Перель Л.Я. ”Подшипники качения” (справочник),М. “Машиностроение”,1975, 574с. 4. Иванов М.Н. Детали машин. Учебн.М.: Высшая школа, 1984, 336с. 5. Чернин И.М., Кузьмин А.В., Ицкович Г.М. «Расчеты деталей машин» (справочное пособие). Издание 2-е, переработанное и дополненное. – Минск: «Высшая школа», 1978 – 472с. 6. Чернавский С.А., Снесарев Г.А., Боков К.Н. «Проектирование механических передач». Учебно-справочное пособие по курсовому проектированию механических передач. Издание пятое, переработанное и дополненное. – Москва: «Машиностроение», 1984 – 560с. |
Страницы: 1, 2
НОВОСТИ |
ВХОД |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |