![]() |
|
|
Реферат: Метрология и стандартизацияУлучшение качества работы, качества продукции и обеспечение его оптимального уровня; Обеспечение условий для развития специализации в области проектирования и производства продукции, снижения ее трудоемкости, металлоемкости и улучшения других показателей; Обеспечение увязки требований к продукции с потребностями обороны страны; Обеспечение условия для широкого развития экспорта товаров высокого качества, отвечающих требованиям мирового рынка; Рациональное использование производственных фондов и экономия материальных и трудовых ресурсов; Развитие международного экономического и технического сотрудничества; Обеспечение охраны здоровья населения, безопасности труда работающих, охраны природы и улучшения использования природных ресурсов. Для достижения указанных целей необходимо решить следующие задачи: установление прогрессивных систем стандартов на основе комплексных целевых программ, определяющих требования к конструкции изделий, технологии их производства, качеству сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, а также создающих условия для формирования требуемого качества конечной продукции на стадии ее проектирования, серийного производства и эффективного использования (эксплуатации); определение единой системы показателей качества продукции, методов и средств контроля и испытаний, а также необходимого уровня надежности в зависимости от назначения изделий и условий их эксплуатации; установление норм, требований и методов в области проектирования и производства продукции с целью обеспечения ее оптимального качества и исключения нерационального многообразия видов, марок и типоразмеров продукции; развитие унификации промышленной продукции и агрегатирования машин как важнейшего условия специализации, повышения экономичности производства, производительности труда, уровня взаимозаменяемости, эффективности эксплуатации и ремонта изделий; обеспечение единства и достоверности измерений в стране, создание и совершенствование государственных эталонов единиц физических величин, а также методов и средств измерений высшей точности; Рис. 2. Принципиальные методические и научно-технические основы Государственной системы стандартизации в СССР установление единых систем документации, в том числе унифицированных систем документации, используемых в автоматизированных системах управления, установление систем классификации и кодирования технико-экономической информации, форм и систем организации производства и технических средств научной организации труда; установление единых терминов и обозначений в важнейших областях науки и техники, а также в отраслях народного хозяйства и др. Для достижения поставленных целей работы по стандартизации планируют, придавая им народнохозяйственное значение, постоянно обновляют стандарты на основе достижений науки, техники и производства с учетом комплексности и системности решений задач стандартизации. 2.2. Категории стандартов. В зависимости от сферы действия ГСС предусматривает следующие категории стандартов: государственные (ГОСТ), отраслевые (ОСТ), республиканские (РСТ) и стандарты предприятий (объединений) (СТП). Государственные стандарты обязательны для всех предприятий, организаций и учреждений страны в пределах сферы их действия. Отраслевые стандарты используют все предприятия и организации данной отрасли (например, станкостроительной. Автотракторной и т. д.), а также другие предприятия и организации (независимо от их ведомственной принадлежности), разрабатывающие, изготовляющие и применяющие изделия, которые относятся к номенклатуре, закрепленной за соответствующим министерством. Республиканские стандарты обязательны для всех предприятий и организаций республиканского и местного подчинения Данной союзной республики независимо от их ведомственной принадлежности. Стандарты предприятий (объединений) действуют только на предприятии, утвердившем данный стандарт. Стандарты утверждают соответствующие организации: ГОСТ — Госстандарт СССР; ОСТ — министерство (ведомство), являющееся ведущим в производстве данного вида продукции; РСТ — советы министров союзных республик или их Госпланы; СТП — руководство предприятий. Особо важные ГОСТы утверждает СМ СССР и Госстрой СССР. Порядок разработки, согласования, утверждения, оформления, регистрации и издания стандартов установлен ГОСТ 1.2—68, ГОСТ 1.3—68 и ГОСТ 1.4-68. Государственные стандарты устанавливают требования преимущественно к продукции массового и крупносерийного производства широкого и межотраслевого применения, к изделиям, прошедшим государственную аттестацию, экспортным товарам; они устанавливают также общие нормы, термины и т. п. Исходя из этого, можно указать на следующие объекты государственной стандартизации: общетехнические и организационно-методические правила и нормы (ряды нормальных линейных размеров, нормы точности зубчатых передач, допуски и посадки, размеры и допуски резьбы, предпочтительные числа и др.); нормы точности изделий межотраслевого применения; требования к продукции, поставляемой для эксплуатации в различных климатических условиях, методы их контроля; межотраслевые требования и нормы техники безопасности и производственной санитарии; научно-технические термины, определения и обозначения; единицы физических величин; государственные эталоны единиц физических величин и общесоюзные поверочные схемы; методы и средства поверки средств измерений; государственные испытания средств измерений; допускаемые погрешности измерений; системы конструкторской, технологической, эксплуатационной и ремонтной документации; системы классификации и кодирования технико-экономической информации и т. д. Отраслевые стандарты устанавливают требования к продукции, не относящейся к объектам государственной стандартизации, к технологической оснастке, инструменту, специфическим для отрасли, а также на нормы, правила, термины и обозначения, регламентация которых необходима для обеспечения взаимосвязи в производственно-технической деятельности предприятий и организаций отрасли и для достижения оптимального уровня качества продукции. Объектами отраслевой стандартизации могут быть машины, оборудование, приборы и другие изделия серийного производства, детали и составные части этих изделий; сырье, материалы, топливо, полуфабрикаты, применяемые в отрасли; типовые технологические процессы внутриотраслевого применения и др. ОСТы разрабатывают также для ограничения, например, типоразмеров крепежных деталей, полей допусков и посадок и др. Республиканские стандарты устанавливают требования к продукции, выпускаемой предприятиями союзно-республиканского и местного подчинения союзной республики. Номенклатура продукции, на которую утверждают республиканские стандарты, должна быть согласована с Госстандартом СССР и соответствующими ведущими министерствами и ведомствами СССР по закрепленным группам продукции. Объектами республиканской стандартизации могут быть сырье, материалы, топливо и полезные ископаемые внутри-республиканского производства и применения; отдельные типы изделий массового или серийного производства, относящиеся к профилю республиканских министерств, товары народного потребления и др. Стандарты предприятий (объединений) распространяются на нормы, правила, методы, составные части изделий и другие объекты, имеющие применение только на данном предприятии; на нормы в области организации и управления производством; на технологические нормы и требования, типовые технологические процессы. Оснастку, инструмент и т. п. Стандарты предприятий могут также устанавливать ограничения по применяемой номенклатуре деталей, составных частей, материалов, предусмотренные государственными, отраслевыми или республиканскими стандартами. В последние годы стандарты предприятий стали фундаментом комплексной системы управления качеством продукции; они охватывают все сферы деятельности предприятия и позволяют доводить требования государственных стандартов до каждого рабочего места, до каждого исполнителя. Стандарты предприятий (объединений) оказывают существенное влияние на все сферы деятельности заводов. Они влияют на развитие унификации технологической и контрольной оснастки, нестандартного оборудования, обеспечивают более рациональное использование сырья, материалов, энергии и т. д. Число стандартов предприятий непрерывно растет; например, в объединении ЗИЛ их насчитывается свыше 5500. 2.3. Виды стандартов.
В зависимости от объектов и содержания стандарты делят на стандарты: технических условий (общих технических условий); параметров (размеров); типов, марок, сортамента; конструкции; правил приемки, методов испытаний (контроля, анализа, измерений); методов и средств поверки мер и измерительных приборов; правил эксплуатации и ремонта; типовых технологических процессов и др. В настоящее время установлен новый, более совершенный порядок разработки стандартов всех категорий и видов. Он предусматривает переход от разработки отдельных нормативно-технических документов на конкретную продукцию к созданию в отраслях народного хозяйства взаимосвязанных комплексов стандартов и технических условий, охватывающих продукцию на всех этапах ее жизненного цикла. При этом государственные (ГОСТы), отраслевые (ОСТы) и республиканские (РСТы) стандарты должны разрабатываться на группы однородной продукции по результатам научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ с учетом перспектив развития этой продукции; на конкретную продукцию должны разрабатываться технические условия (ТУ) и при необходимости ОСТы и РСТы, фиксирующие результаты разработки и постановки продукции на производство. 2.4 Планирование работ по стандартизации Планирование работ по стандартизации является составной частью системы государственного планирования. Так, задания по стандартизации входят специальным разделом в долгосрочный (на 10—15 лет) и пятилетний планы развития народного хозяйства СССР. Существуют годовые планы государственной стандартизации, утверждаемые Госстандартом СССР по согласованию с Госпланом СССР. Соответствующие планы отраслевой стандартизации являются составной частью плановых заданий министерства (ведомства). Естественно, что все эти задания плюс собственные потребности в области стандартизации отражаются в перспективных и годовых планах предприятий. В планы стандартизации включают вопросы разработки новых и пересмотра действующих стандартов всех категорий, научно-исследовательские, опытно-конструкторские и другие работы, необходимые для создания стандартов. В них учитывают также задания по разработке проектов стандартов СЭВ и ИСО, мероприятия по надзору за мерами и измерительными приборами и т. д. Особое внимание уделяется межотраслевым планам разработки программ комплексной стандартизации сырья, материала, заготовок, кооперируемых изделий и конечного изделия (станка, автомобиля, телевизора и т. п.) с взаимной увязкой требований к их качеству. Контроль за выполнением планов стандартизации осуществляет Госстандарт СССР. Планирование работ по стандартизации является важным экономическим фактором, посредством которого осуществляется координация деятельности всех организаций страны, занимающихся вопросами стандартизации, и обеспечивается максимальная эффективность и комплексность в работах по стандартизации.
2.5. Патентная чистота стандартов. Целесообразность разработки каждого стандарта обосновывается потребностями народного хозяйства и ожидаемым техническим и экономическим эффектом. Для этого предварительно подбирают и анализируют литературные и производственные данные, устанавливают тенденции развития и перспективные потребности промышленности по стандартизуемым объектам или параметрам. Обязательным этапом является анализ зарубежного опыта и достигнутого там уровня качественных показателей стандартизуемых объектов. Номенклатура показателей качества должна быть достаточной, чтобы всесторонне и полно характеризовать изделие не только с точки зрения изготовителя, но и с точки зрения потребителя. Например, для покупателя телевизора важны размеры экрана, четкость изображения, гарантийный срок, внешний вид и его ремонтопригодность, т. е. Возможность быстрого обнаружения повреждений и замены неисправных элементов. Для завода-изготовителя, кроме указанного, важное значение имеют совершенство конструкции и технологичность составных частей телевизора, определяющих трудоемкость и экономичность его производства, и т. д. ГСС устанавливает шесть стадий разработки стандартов: 1) организация разработки стандарта, составление и утверждение технического задания; 2) разработка проекта стандарта (первой редакции) и рассылка его на отзыв; 3) анализ отзывов и разработка окончательной (второй и последующих) редакций проекта стандарта; 4) подготовка, согласование и представление стандарта на утверждение; 5) рассмотрение, утверждение и регистрация стандарта; 6) издание стандарта и информация о нем. Многие стандартные агрегаты широко применяют в машинах, приборах и оборудовании, поставляемых на экспорт. Для обеспечения конкурентоспособности, кроме соответствия качества изделий мировому уровню, они не должны нарушать действующие в странах ввоза патенты (свидетельства) на изобретения, модели и промышленные образцы, представляющие владельцам исключительное право на использование запатентованного объекта в течение определенного срока. Нарушение этих прав влечет за собой наложение ареста на экспортируемые изделия и штрафы, возмещающие убытки патентодержателя, поэтому стандартизуемая продукция должна обладать патентной чистотой. Это требование относится к технологическим процессам, методам и средствам измерения и испытания изделий и т. д. 2.6. Внедрение и пересмотр стандартов. При утверждении государственных стандартов устанавливают срок их введения. Одновременно намечают планы основных мероприятий, в которых предусматривают материально-техническую и организационную подготовку предприятий (организаций), обеспечивающую своевременное внедрение стандартов. Эти мероприятия включают в соответствующие планы по новой технике, капитального строительства, материально-технического снабжения министерств (ведомств), предприятий и организаций. Выполнение их контролирует Госстандарт СССР. Стандарт считается внедренным на предприятии (в организации), если установленные им нормы, показатели и требования применяют в соответствии с областью его распространения и если выпускаемая продукция соответствует всем требованиям этого стандарта. Надзор за внедрением и соблюдением стандартов и технических условий осуществляет Госстандарт СССР, его республиканские, областные, городские лаборатории государственного надзора за стандартами и измерительной техникой, а также научно-исследовательские институты или организации. Если стандарты и технические условия внедрены несвоевременно, руководители предприятий и организаций несут дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством о труде. За поставку продукции, не соответствующей требованиям стандартов и технических условий, некомплектной, в ненадлежащей таре и упаковке, с нарушением требований к маркировке, с конструктивными недостатками и другими дефектами, поставщик (изготовитель) несет ответственность, предусмотренную основами гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик. При этом должностных лиц промышленных предприятий могут привлекать к уголовной ответственности. Только обязательное соблюдение стандартов может дать ожидаемый эффект от стандартизации, поэтому стандарты имеют силу закона, и их выполнение достигается не только методами убеждения, но и методами государственного принуждения. Министерства (ведомства) СССР и союзных республик, их головные и базовые организации по стандартизации должны систематически (как правило, не реже 1 раза в 5 лет) проверять соответствие установленных в стандартах требований современным достижениям науки, техники и производства, а также запросам народного хозяйства (отрасли). Стандарты, не отвечающие указанным требованиям, включают в планы стандартизации для пересмотра. На основании этих проверок и планов стандартизации Госстандарт СССР пересматривает совместно с министерствами и ведомствами действующие государственные стандарты, заменяет в них устаревшие показатели или вводит новые стандарты. Можно привести такой пример, характеризующий динамизм стандартов: ГОСТ 533—76 «Турбогенераторы. Технические требования» пересматривался в 1955, 1968, 1975 гг. Предельная мощность турбогенераторов увеличилась от 200 до 800 мВт в 1968 г. и до 1200 мВт — в 1975 г. Гарантийный срок службы с одного года увеличился в 1968 г. до двух лет, а в 1975 г. — до 25 лет. III.КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О МЕЖДУНАРОДНОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ При разработке отечественных стандартов учитывают рекомендации международных организаций по стандартизации. Это необходимо для обеспечения взаимозаменяемости деталей и стандартных узлов машин, изготовленных в разных странах, а также для упрощения их эксплуатации, что способствует расширению научно-технических и торговых связей между государствами. Крупнейшей международной организацией в области стандартизации является ИСО (до 1941 г. называлась ИСА, организована в 1926 г.). Одновременно с рекомендациями ИСО выпускает международные стандарты, на которых должны основываться национальные стандарты; их используют также для международных экономических связей. Основная цель ИСО, как сказано в ее Уставе, «содействовать благоприятному развитию стандартизации во всем мире для того, чтобы облегчить международный обмен товарами и развивать взаимное сотрудничество в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности». Высшим органом ИСО является Генеральная Ассамблея, которая собирается раз в 3 года, принимает решения по наиболее важным вопросам и избирает Президента организации. В ИСО имеются: Исполнительный Комитет (ИСО/Исполком), Комитет по изучению научных принципов стандартизации (ИСО/СТАКО), Комитет помощи развивающимся странам (ИСО/ДЕВКО), Аттестационный Комитет (ИСО/СЕРТИКО) и свыше 150 технических комитетов, которые разрабатывают рекомендации и стандарты (ТК-1 «Резьбы», ТК-2 «Болты, гайки и детали крепления»; ТК-3 «Допуски и посадки», ТК-29 «Инструменты», ТК-39 «Станки» и др.). Членами ИСО являются в настоящее время свыше 70 стран. Работой каждого технического комитета руководит одна из национальных организаций по стандартизации. СССР выполняет функции секретаря в более чем двадцати технических комитетах, подкомитетах и рабочих группах (например, ТК-57 «Качество обработанных поверхностей», ТК-123 «Подшипники скольжения» и др.). Кроме того, имеются члены-корреспонденты ИСО, которыми могут являться развивающиеся страны, не имеющие национальных организаций по стандартизации; им предоставлено право бесплатного получения рекомендаций и стандартов ИСО и другой информационной литературы. В ИСО в качестве ее электротехнического отдела входит Международная электротехническая комиссия (МЭК). Ее назначение — содействовать унификации стандартов в области электротехники. Радиотехники и электроники. Представители нашей страны активно участвуют в работе технических комитетов, подкомитетов и рабочих групп МЭК в части подготовки ее рекомендаций. В области метрологии имеется Международная организация мер и весов, созданная в 1875 г. Комитет этой организации разработал единую Международную систему единиц (СИ), приемлемую для всех стран, присоединившихся к Метрической конвенции. В 1956 г. по предложению Советского Союза создана Международная организация законодательной метрологии (МОЗМ). Она ведет работу по общим вопросам метрологии, системе единиц измерений, регламентам по метрологии и др. С того же года функционирует Европейская организация по контролю качества продукции (ЕОКК). Она рассматривает в кругу специалистов различных стран комплекс научно-технических проблем качества, методы его обеспечения и контроля, а также снижения стоимости продукции и увеличения производительности труда. ЕОКК проводит ежегодные международные конференции по качеству, издает труды и журналы, организует консультации и дискуссии. Наряду с международными существуют региональные организации по стандартизации, включающие ограниченное число стран. 3.1. Стандартизация, проводимая в рамках СЭВ. Главная экономическая задача СЭВ — содействовать планомерному развитию народного хозяйства, ускорению экономического и технического прогресса в странах — членах СЭВ, повышению уровня индустриализации стран с менее развитой промышленностью, непрерывному росту производительности труда и неуклонному подъему благосостояния народов этих стран. Основой экономического сотрудничества стран — членов СЭВ является международное социалистическое взаимовыгодное разделение труда, специализация и кооперирование производства, обеспечивающие значительное повышение производительности и экономичности производства. Для проведения необходимых работ по стандартизации в рамках СЭВ созданы Постоянная Комиссия СЭВ по стандартизации (ПКС). Институт СЭВ по стандартизации, а также Отдел стандартизации Секретариата СЭВ. Основные направления деятельности органов СЭВ по стандартизации заключаются в установлении и унификации: национальных стандартов и другой нормативной документации; рационального ассортимента продукции, ее параметров и показателей качества на базе научно-обоснованных рядов; технических условий на изготовление, испытания, приемку, упаковку, маркировку, транспортирование и хранение продукции; унифицированных понятий, определений, терминов, правил оформления технической документации, обозначений и др. Органы по стандартизации СЭВ и все национальные органы стран — членов СЭВ успешно проводят большую работу по созданию и внедрению стандартов и рекомендаций СЭВ, при этом они обязательно учитывают рекомендации и стандарты международных организаций. Например, с участием большинства стран — членов СЭВ создана Единая система допусков и посадок для гладких элементов деталей и установлены основные нормы взаимозаменяемости, включающие несколько десятков взаимосвязанных стандартов СЭВ. В настоящее время уже разработано свыше 5000 стандартов и рекомендаций СЭВ. В целях ускорения внедрения в народное хозяйство новейших достижений научно-технического прогресса и в соответствии с постановлениями ЦК КПСС и СМ СССР от 18.08.1983 г. будут разрабатываться ГОСТы на группы однородной продукции, типажи и системы машин и оборудования с установлением трех ступеней их технического уровня и качества. Перечень групп однородной продукции уже издан. Изданы также Методические указания РД-50-435—83 по разработке указанных ГОСТов и Методические указания РД-64—84, устанавливающие •номенклатуру показателей качества групп однородной продукции. ГОСТы с перспективными требованиями к техническому уровню и качеству продукции должны относиться к стандартам вида «Общие технические требования (ГОСТ ОТТ)». В ГОСТах ОТТ первая ступень технического уровня и качества продукции должна соответствовать требованиям основного потребителя (заказчика); вторая — высшему мировому уровню; третья должна сама устанавливать высший мировой уровень. Сроки введения в стандарт и выпуска продукции второй и третьей степеней технического уровня и качества устанавливают на основе сроков обновления продукции. При проведении таких работ должны быть использованы мировые достижения в области новых материалов (композиционных материалов, пластмасс, покрытий), а также в области применения лазерных лучей, вибрационной и ультразвуковой технологии и др. Процесс проектирования машин необходимо проводить в виде диалога между конструктором и ЭВМ с целью выбора наиболее оптимального варианта конструкции машины и входящих в нее сборочных единиц и деталей с точки зрения производительности, надежности, точности и экономичности изделий. При проведении экспериментально-поисковых работ необходимо непосредственно с дисплея передавать программу изготовления опытных деталей на станок без чертежа. Для обеспечения гибкости производства необходимо создавать автоматизированные модули, состоящие из станка, стола для размещения обрабатываемых заготовок, механизмов для смены инструмента и подачи заготовок для обработки и снятия их после обработки. Должны быть также механизмы для автоматического контроля размеров, формы и качества поверхностей деталей. Транспортирование деталей на склад должно осуществляться с помощью робото-кары. Из таких модулей можно будет строить любые производственные линии. Работы в области создания гибких производств проводятся, например, в станкостроительной промышленности. Примером группового стандарта является ГОСТ 25554—82 «Аппараты телефонные с кнопочным номеронабирателем». Наработка этих аппаратов на отказ должна быть не менее 6000 ч до 1.1.1984 г. и не менее 10000 ч до 1.1.1986 г. В дальнейшем наработка на отказ должна быть не менее 14 000 ч. Эти показатели должны достигаться совершенствованием конструкции и электронной схемы аппаратов. Список использованной литературы1. Коротков В. П., Тайц Б. А. «Основы метрологии и теории точности измерительных устройств». М.: Изд-во стандартов, 1978. 351 с. 2. А. И. Якушев, Л. Н. Воронцов, Н. М. Федотов. «Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения»: – 6-е изд., перераб. и дополн. – М.: Машиностроение, 1986. – 352 с., ил. 3. В. В. Бойцова «Основы стандартизации в машиностроении». М.: Изд-во стандартов. 1983. 263 с. |
Страницы: 1, 2
![]() |
||
НОВОСТИ | ![]() |
![]() |
||
ВХОД | ![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |