рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Контрольная работа: Классическая музыка как средство приобщения детей к мировой музыкальной культуре

Белорусские композиторы в своем творчестве также широко использовали народные мелодии. Они звучат в произведениях П. Подковырова, Д. Каминского, Е. Глебова. Большое значение народной песне в вопросах музыкально-эстетического воспитания детей придавал выдающийся белорусский музыкальный деятель Г.Р. Ширма. Говоря о художественных достоинствах музыкального фольклора, необходимо отметить белорусские народные песни “Ой, рана на Івана”, “Рэчанька”, “Скрыпяць маі лапці”, “Чаму ж мне не пець” и многие другие в исполнении ансамбля “Песняры”. Прекрасные аранжировки этих песен, неповторимое по своей красоте “мулявинское” звучание ансамбля сделало эти песни подлинными музыкальными шедеврами.

Третье направление в использовании репертуара для развития музыкального восприятия детей – песни, написанные композиторами для детей. Некоторые из современных композиторов ошибочно считают, что написать песню для детей не представляет особого труда. На самом деле, дети очень взыскательные слушатели и далеко не каждая песня находит свой путь к сердцу ребенка. Немало песен, написанных для детей, не отвечают высоким требованиям художественности. Эти песни написаны упрощенным музыкальным языком, примитивны по своей мелодике и гармонизации. Подбирая песни для слушания и разучивания детьми, педагоги должны опираться на яркие образцы высокохудожественных детских песен, которые проверены временем и представляют большую воспитательную ценность: песни о дружбе, бережном отношении к природе, любви к животным и т.д. Это песни из мультфильмов и радиопередач, написанные композиторами А. Островским, В. Шаинским, Ю. Чичковым, Г. Гладковым, Е. Крылатовым, А.Рыбниковым, А. Струве, А. Пахмутовой, И. Лученком, Л. Захлевным, и другими композиторами, которые составляют золотой фонд детских песен.

Доступность музыкального репертуара.

Рассмотрим еще одно требование, которое предъявляется к музыкальному репертуару – требование доступности для детей. Его можно рассматривать в двух аспектах: доступность содержания музыкальных произведений и доступность для исполнения их детьми.

Важным критерием доступности являются знакомые детям музыкальные жанры. При осмыслении жанровых особенностей музыки следует опираться на “три кита” – песню, танец и марш, используя концепцию музыкального воспитания детей Д.Б. Кабалевского. Эти жанры дошкольники определяют без особого труда. Давая детям примеры различных музыкальных жанров, педагог должен стремиться, чтобы они не только почувствовали их характер, но и осознали особенности каждого жанра.

Особенно близки и доступны для восприятия дошкольниками песни. Развитию восприятия музыки способствует не только слушание песен, но и их исполнение. В пении ребенок может активно проявить свое отношение к музыке. В пении совершенствуются восприятие, память, мышление, воображение, приобретаются знания и развиваются способности. “Пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, - отмечала Н.А. Ветлугина[3], - обогащаются переживания ребенка; активно формируются музыкально-сенсорные способности и особенно музыкально-слуховые представления звуковысотных отношений”. В пении развиваются эстетические и нравственные представления, развиваются умственные способности. Пение как один из важных видов детского исполнительства имеет особенности, ограничивающие привлечение для этой цели репертуара. Песни должны удовлетворять следующим требованиям доступности: иметь небольшой диапазон мелодии, удобный для исполнения ее детьми, несложный ритм, понятный и несложный для произношения текст. Ранее уже отмечались высокие художественные достоинства популярных детских песен, написанных известными композиторами. Органическому сочетанию художественности и доступности песенного репертуара отвечает фольклор – народные песни и попевки, многие из которых отличаются художественной привлекательностью и яркой мелодикой. Использование классической вокальной литературы для занятий с детьми затруднено, поскольку для маленьких исполнителей композиторами-классиками написано не так уж много песен.

Эту нехватку репертуара можно компенсировать использованием двух других жанров, легко доступных дошкольникам – танцевальной и маршевой музыки. Эти жанры можно использовать для слушания детьми, постоянно связывая их с движениями. Идея использования движений для возможности развития музыкального восприятия и чувства ритма была выдвинута и подтверждена на практике швейцарским композитором и педагогом Э. Жак-Далькрозом. Чтобы выразительно передать музыкальный образ в танце, игре, пантомиме, дети должны усвоить музыкально-ритмические навыки и танцевальные движения. Для этой цели можно использовать репертуар народной, классической и современной музыки. Основная цель музыкально-ритмических движений в работе с детьми – развитие музыкального восприятия, чувства ритма и приобщения их к музыкальной культуре. В этом виде деятельности имеются большие возможности использования не только народных танцев, но и высокохудожественных произведений классической музыки всех эпох. В работе с детьми по выработке музыкально-ритмических движений может быть использована самая разнообразная танцевальная музыкальная классика: танцевальные пьесы И.С. Баха и В.А. Моцарта (гавоты, менуэты, бурре, экоссезы, полонезы, и т.д.), вальсы Ф. Шуберта, Ф. Шопена, и И. Штрауса, балетная музыка П.И. Чайковского и т.д.

Необходимо вновь подчеркнуть, что давая детям примеры маршевой музыки, педагоги должны стремиться, чтобы они не только почувствовали характер, но и осознали особенности каждого из маршей. Например, предлагая для слушания “Турецкий марш” из увертюры “Афинские развалины” Л. Бетховена, “Военный марш” Ф. Шуберта, “Солдатский марш” Р. Шумана, “Марш” из оперы “Аида” Дж. Верди, “Марш Черномора” из оперы “Руслан и Людмила” М.И. Глинки, “Марш” из балета “Щелкунчик” П.И. Чайковского, “Марш” из оперы “Любовь к трем апельсинам” С. Прокофьева важно, чтобы дети поняли, что все перечисленные марши отличаются по своему настроению и связаны с разными жанрами музыкального искусства (увертюра, опера, балет и т.д.), но все они в одинаковой степени передают четкую ритмическую пульсацию и размеренное движение шага.

Жанровые особенности произведений с легкостью воспринимаются детьми в активной музыкальной деятельности. Предлагая маршевую музыку дошкольникам для углубления ее восприятия необходимо связать музыку с движением. Дошкольники должны уметь шагать под музыку марша, вслушиваясь в рисунок мелодии, ритма и передавая характер марша. На занятиях в детском саду ритм марша можно показать также хлопками рук или притопами.

Рассмотрим следующий критерий доступности музыки для восприятия детьми, который основывается на использовании программно-изобразительных образов, близких детям (образы природы, сказочные персонажи, образы животных и птиц и т.д.). Программно-изобразительная музыка “рисует” конкретные образы, которые особенно близко связаны с реальной жизнью окружающей детей. В связи с этим такой вид музыки очень привлекателен для детей и доступен для восприятия. Детям понятна музыка, воплощающая образы природы. Само название пьес раскрывает их содержание. Слушая такую музыку дети прекрасно чувствуют, что хотел выразить в ней композитор, рисуют в своем воображении картины природы (концертный цикл А. Вивальди “Времена года”, “Утро” из сюиты “Пер Гюнт” Э. Грига, “Подснежник” (апрель), “Белые ночи” (май), “Баркарола” (июнь), “Осенняя песня” (октябрь) из фортепианного цикла П.И. Чайковского “Времена года”, “Океан – море синее” вступление к опере “Садко” Н.А. Римского-Корсакова и т.д.

Прекрасно воспринимаются детьми музыкальные произведения, рисующие сказочных персонажей (“В пещере горного короля” и “Шествие гномов” из сюиты “Пер Гюнт” Э. Грига, музыкальные характеристики белочки, тридцати трех богатырей и царевны Лебедь из оперы “Сказка о царе Салтане” Н.А. Римского-Корсакова, “Гном” и “Избушка на курьих ножках” (“Баба Яга”) из цикла “Картинки с выставки” М. Мусоргского, “Кикимора” А. Лядова и т.д.).

Дети легко воспринимают музыку, рисующую образы животных и птиц (пьесы из цикла “Карнавал животных” К. Сен-Санса, “Песня и пляска птиц” из оперы “Снегурочка” и “Полет шмеля” из оперы “Сказка о царе Салтане”, “Песня жаворонка” (март) из фортепианного цикла П.И. Чайковского “Времена года” и т.д.).

Однако надо иметь в виду, что доля изобразительной музыки в музыкальном репертуаре невелика, поэтому детей не следует ориентировать на то, чтобы они при восприятии музыки постоянно искали опору в предметных образах. Нужно чтобы дети слушали непрограммную музыку, учились раскрывать ее выразительные возможности, различали эмоции и настроения, выраженные в произведении. При этом очень важен эмоциональный опыт детей – способность сопереживать чувствам, которые выражены в произведении. Уже с раннего возраста детям доступна для восприятия музыка, выражающая настроение, например, веселое (“Веселый крестьянин” Р. Шумана, Полька” М.И. Глинки), грустное (“Первая утрата” Р. Шумана, “Жалоба” А. Гречанинова), торжественное (“Свадебный марш” Ф. Мендельсона, “Патриотическая песня” М.И. Глинки, “Песня о Родине” И. Дунаевского).

Доступность музыкального репертуара непосредственно связана с возрастными особенностями детей и объемом их слухового внимания. В младшем дошкольном возрасте (от 3-х до 5-ти лет, группа “Почемучки”) объем слухового внимания невелик и дети еще не готовы для восприятия продолжительных по звучанию музыкальных произведений, поэтому для этого возраста следует выбирать музыкальный репертуар с продолжительностью звучания до 2-х минут. Для этой возрастной категории целесообразно выбирать небольшие произведения (музыкальный фольклор – народные песни и танцы, произведения классической музыки танцевального характера (менуэт, экоссез, полька, мазурка, вальс и т.д.)), постоянно связывая музыку с движением.

По мере взросления детей музыкальный репертуар для слушания постепенно усложняется. В старшем дошкольном возрасте (от 5-ти до 6-7 лет, группа “Фантазеры”) в репертуар для слушания музыки можно включать яркие произведения классической музыки – фрагменты из опер и балетов, известные фортепианные и симфонические произведения. При должной подготовке детей для слушания могут быть рекомендованы и фрагменты из произведений классической музыки крупных форм: популярные симфонические сюиты, отдельные части из концертов для фортепиано с оркестром, части фортепианных сонат и симфоний.

Время звучания музыки – от 1 до 3-х минут. При повторном слушании можно увеличить продолжительность звучания музыкальных произведений. При этом надо ориентироваться на желание детей, их заинтересованность, соблюдая чувство меры. Детей этой возрастной категории надо знакомить со звучанием различных музыкальных инструментов – представителями разных видов оркестров (симфонического, духового, оркестра народных инструментов). При этом важно обращать внимание детей на выразительные возможности каждого музыкального инструмента.

При проведении занятий по слушанию музыки для улучшения степени восприятия ее детьми необходимо синтезировать разные виды искусства (музыка и поэзия, музыка и живопись, музыка и танец). С этой целью рекомендуется проводить комплексные занятия по слушанию музыки, в которых одновременно могут участвовать два педагога: воспитатель - музыкальный руководитель, музыкальный руководитель - руководитель кружка изобразительной деятельности, музыкальный руководитель - инструктор по физкультуре.

4. Роль воспитателя в приобщении детей к мировой музыкальной культуре

Воспитатель располагает большими возможностями приобщения детей к музыке:

1. Активно участвует в процессе обучения детей. Например, в младших группах воспитатель поет вместе с детьми (не заглушая детского пения). В средней и старшей группах помогает разучиванию песен и вместе с музыкальным руководителем оценивает исполнение уже выученного произведения. Помимо этого (если воспитатель поет чисто и выразительно), может спеть новую песню с фортепианным сопровождением.

При обучении детей музыкально-ритмическим движениям в младших группах воспитатель участвует во всех видах движений тем самым активизируя малышей.

В средней, старшей и особенно подготовительной группах роль воспитателя иная: он действует по мере необходимости, показывая какое-либо движение, напоминая то или иное построение или давая детям отдельные указания в пляске, игре и т. д.

2. Воспитатель стимулирует творчество детей: подсказывает тему, распределяет роли, намечает в общих чертах развитие сюжета.

3. Направляет самостоятельную музыкальную деятельность детей, включает музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный с музыкальным руководителем материал.

4. Участвует в отборе музыкального материала, используя его на занятиях гимнастикой, изобразительной деятельностью, по развитию речи и ознакомлению с окружающим.

Совместная работа и взаимопомощь музыкального руководителя и воспитателя приводит к желаемым результатам в решении задач общего музыкального воспитания дошкольников.

Основываясь на исследованиях ученых (Н.А. Ветлугиной, А.Д. Войновой, И.В. Груздовой, И.Л. Дзержинской, А.В. Кенеман, А.И. Катинене, Л.Н. Комиссаровой, Н.А. Метлова, О.П. Радыновой, Б.М. Теплова, Н.А. Чичериной, В.Н. Шацкой, СТ. Щацкого и др.) можно утверждать, что воспитание дошкольника посредством музыки имеет крайне важное значение для его общего развития. "Не лучше ли начать с того, чтобы разбудить и укрепить потребность в искусстве... Искусство, как таковое, может чувствоваться детьми... оно им близко и необходимо..." .

Видные педагоги Н.А. Ветлугина, А.В. Кенеман, Н.А. Метлов, В.Н. Шацкая утверждали значимость музыкальной культуры для детей дошкольного возраста.

В исследованиях Н.А. Ветлугиной показана значимость восприятия музыки в музыкально-эстетическом воспитании и личностном развитии ребенка, подчеркивается, что его надо развивать еще в дошкольном возрасте, поскольку восприятие способствует развитию эмоциональной отзывчивости на музыку. Большое внимание Н.А. Ветлугина уделяла воспитанию эстетического отношения у детей к музыке. Она отмечала, что "эстетическое отношение выражает личный опыт ребенка и определяет его действия и переживания, связанные с музыкой". Не применяя термин "музыкально-эстетическое сознание", автор фактически оперирует понятиями, характеризующими компоненты музыкально-эстетического сознания. Эстетическое отношение к музыке формируется на основе эмоционального сопереживания музыке, музыкально-слухового опыта, развитой оценки, вкуса А.В. Кенеман полагала, что посредством музыки, физических упражнений, музыкальной игры в детском саду с самого раннего возраста формируются чувства, мышление ребенка, осознанное отношение к действительности, тем самым - основы музыкальной культуры.

В исследованиях Н.А. Метлова, В.Н. Шацкой уделялось значительное внимание развитию музыкального вкуса, интереса, любви к музыке у детей дошкольного возраста.

Именно в дошкольном возрасте ребенок накапливает опыт музыкальной деятельности, который впоследствии оказывает влияние на общее и музыкальное развитие. В исследованиях подчеркивается, что, чем больше ребенок приобщается к музыке, тем интенсивнее его общее развитие. Дети становятся более внимательными, выносливыми, быстрее сосредоточиваются, свободнее владеют речью, улучшается их координация. Вместе с тем дети в раннем возрасте более чувствительны и готовы к музыкальному развитию.

Поэтому формирование основ музыкальной культуры является основной задачей музыкального развития детей. Создана концепция, методически оформленная система, реализованная в программе "Музыкальные шедевры" (О.П. Радынова). Система формирования основ музыкальной культуры дошкольников включает в себя цель, содержание, принципы, методы и формы организации музыкальной деятельности детей.

В детском саду дети недостаточно слушают произведения классической музыки. Музыка звучит в основном на занятиях и используется сравнительно простой репертуар. Но ведь классическая музыка - это не элитарное искусство. Известный японский педагог Suzuki полагает, что слушание настоящей музыки с первых дней жизни ребенка, несомненно, благотворно влияет на его дальнейшее развитие. Экспериментально доказано, что ребенок раннего дошкольного возраста одинаково воспринимает и классическую, и развлекательную музыку. Поэтому важно воспитывать ребенка с раннего возраста на высокохудожественном репертуаре. В связи с этим О.П. Радынова в своей концепции подчеркивает значимость "накопления уже в раннем и младшем дошкольном возрасте музыкально-интонационного опыта восприятия высокого искусства в разных видах музыкальной деятельности". Отмечая важность применения гибких методов и форм работы с детьми, создания условий для творческих проявлений ребенка, автор подчеркивает необходимость формирования основ музыкальной культуры у детей с раннего возраста на основе прочувствованного и осмысленного восприятия музыки.

Важно подчеркнуть, что ребенку необходима помощь воспитателя дошкольного образовательного учреждения для постижения музыкального языка и, в конечном итоге, музыкальной культуры.

Путь присвоения музыкальной культуры лежит через интонацию. Музыкальная интонация может с особой силой передавать эмоциональные состояния, чувства, смену настроений. С помощью интонации музыка выражает связь с жизненными образами, воздействует на восприятие слушателя. Известный музыковед Б. Асафьев выдвинул идею музыкальности как "целостного мироощущения и мировосприятия", которая воплощает в себе идеал цельности самого человека, его внутренней духовной гармонии. Он указывал на то, что музыка есть искусство интонационное, иначе она "не слышима".

Переживание интонаций музыки являются личностными. Интонационные признаки, характерные для каждой эпохи музыкальной культуры общества, в процессе музыкального восприятия творчески переосмысливаются.

Ю. Кремлев подчеркивал, что глубокое восприятие музыки предполагает "интонационное слушание, постижение отражаемых музыкой эмоций, предметов, процессов" (87, с.38). Интонация объединяет в себе различные музыкально-выразительные средства и трансформируется в музыкальный образ, "именно с интонации начинается его правдивость или ложность, содержательность или модность". Интонация есть проявление мысли и чувства. Мысль человека, "чтобы стать звуково-выраженной, становится интонацией". Через интонацию выявляется сознание человека, его мышление, интеллект в познании музыки, поскольку "слышать так, чтобы ценить искусство - это значит, и умственный труд, умозрение". В.В. Медушевский полагает, что музыка способна перестроить систему ценностных ориентации человека через интонацию. Отметим, что музыкальная интонация есть особая форма эмоционального проявления, выразительно-смысловая единица, детерминирующая само содержание музыки.

Через накопление опыта восприятия музыки, полученные знания о ней и творческое ее переосмысление у будущих воспитателей детского сада формируется ценностное отношение к музыкальному искусству. Накопление знаний происходит через осмысление музыкальной интонации и выражении ее смысла в ярких, емких характеристиках музыкального образа. Это осмысление дает представление о структуре музыкальной ткани, о средствах выразительности, о стилевом и жанровом своеобразии произведения. Тем самым, будущие педагоги накапливают интонационный познавательно-ценностный опыт музыкального восприятия. Полученные знания и опыт восприятия музыки реализуются в творческой работе с детьми.

Музыкальные произведения, систематизированные в программе "Музыкальные шедевры", являются доступными для ребенка дошкольного возраста, благодаря "соответствию эмоционального содержания музыки эмоциональному опыту ребенка". "Творческое слышание музыки" помогает ребенку творчески проявлять себя в разных видах и формах музыкальной деятельности. Поэтому система, основанная на принципах: тематическом, концентрическом, контрастного сопоставления репертуара, адаптивности, синкретизма, способствует формированию эмоционально-оценочного отношения к музыке и нахождению личностного смысла в ней. Тематический принцип является основным в программе, так как раскрывает детям особенности музыки и поддерживает интерес к ней. Программу "Музыкальные шедевры" составляют шесть тем, повторяющихся при изучении новых произведений в каждой возрастной группе. Повторяемость тем позволяет выявить принцип цикличности или концентричности. Дети учатся применять усвоенные музыкальные знания в творческой деятельности, а также получают новые знания. Принцип контрастного сопоставления репертуара способствует развитию музыкального мышления, воображения, проявлениям творчества при познании, осмыслении и оценки музыки. Применяя принцип адаптивности, педагог варьирует подбор репертуара, методы и формы обучения детей. Взаимовлияние различных видов искусств обеспечивает принцип синкретизма. "Творческое слышание" музыки способствует проявлению эмоционально-оценочного отношения к музыке и творческой активности детей.

В процессе формирования основ музыкальной культуры в программе "Музыкальные шедевры" рекомендуются как традиционные методы (наглядные, словесные, практические) с усложнением, так и методы контрастных сопоставлений произведений и уподобления характеру звучания музыки (О.П. Радынова). Применение этих методов способствует развитию эмоциональной отзывчивости на музыку, интереса, мышления, воображения, всех компонентов музыкально-эстетического сознания, а также выявлению смысла музыки, средств музыкальной выразительности.

Исследуя проблему формирования основ музыкальной культуры дошкольников, О.П. Радынова отмечает эффективность применения разных форм организации музыкальной деятельности. Автор уделяет особое внимание вариативной структуре разных занятий и другим формам работы с детьми в повседневной жизни детского сада и в семье.

Особенно важным в рамках данного исследования является характеристика музыкальной культуры ребенка дошкольного возраста. Подчеркивается определяющая роль развития эмоциональной отзывчивости на музыку у ребенка как социально-психологического качества личности, итогом развития которого является проявление ценностного отношения к музыке. В процессе развития эмоций при восприятии высокохудожественных музыкальных произведений активизируется деятельность музыкально-образного мышления, воображения, накапливается интонационный познавательно-ценностный опыт. По мере развития у ребенка мышления и воображения появляются более осознанные оценки восприятия музыки. Через музыку, являющуюся, по мнению О.П. Радыновой, "эмоционально - оценочным стержнем", ребенок постигает основы музыкальной культуры.

Эффективность формирования музыкальной культуры ребенка дошкольного возраста будет зависеть от взаимодействия и развития всех компонентов музыкально-эстетического сознания: эстетических эмоций, чувств, потребностей, интересов, вкуса, мышления, воображения, представлений об идеале, проявляющихся в творчестве.

Таким образом, гармоничное сочетание деятельности и музыкально-эстетического сознания способствует развитию основ музыкальной культуры. Необходимо отметить, что понятие "музыкальная культура" вбирает проблему способностей (Р.А. Тельчарова). Наличие музыкально-слуховых способностей у ребенка и их развитие - предпосылка успешной музыкальной деятельности. Известный психолог Б.М. Теплов в своей концепции отмечал, что "музыкально-эстетические" способности помогают сформировать эмоционально-познавательное отношение к музыке. Тем самым они способствуют развитию музыкальной культуры.

В раннем дошкольном возрасте у ребенка преобладает эмоциональное восприятие музыки, а позднее - более осознанные эмоциональные оценки. В этом случае "эмоциональная отзывчивость, как личностное качество, предполагает единство переживания, познания и проявления положительного эмоционально-оценочного отношения к музыке, опосредованного музыкальным опытом ребенка" отмечает И.В.Груздова. С целью развития эмоциональной отзывчивости на музыку детей младшего дошкольного возраста применялась программа "Музыкальные шедевры" О.П.Радыновой, в процессе применения которой выявились положительные результаты. Исходя из этого, И.В.Груздова в своей работе утверждает, что начала музыкальной культуры важно развивать уже в младшем дошкольном возрасте на основе развития эмоциональной отзывчивости на музыку, музыкального мышления и воображения в различных видах музыкальной деятельности, доступных возрасту ребенка.

Е.В. Боякова, характеризуя сущность и педагогические условия развития интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста, выявила его особенности. Автор в своей работе указывает на интерес как предпосылку формирования основ музыкальной культуры дошкольников и называет его формируемым личностным качеством, "содержанием которого является в различной степени осознанное ценностное отношение к музыке" (24). Особенно важным в рамках данного исследования является то, что интерес к музыке у детей развивается в опоре на эмоциональную отзывчивость на музыку и музыкальное мышление. Основополагающим является эмоциональный компонент, который в процессе восприятия музыки у детей вытесняет волевой. Е.В. Боякова делает вывод, что интерес к музыке у детей старшего дошкольного возраста проявляется прежде всего через эмоциональную отзывчивость.

Исследуя процесс формирования оценочного отношения к музыке у детей старшего дошкольного возраста, С.А. Фадеева приходит в своей работе к важному выводу. Она доказывает, что оценочное отношение к музыке является личностным качеством ребенка, способным формироваться в опоре на эмоциональную отзывчивость на музыку. По мнению автора, оценочное отношение выступает как одномоментный эмоционально-интеллектуальный оценочный процесс, в котором эмоция характеризуется основой и условием для формирования музыкальной культуры ребенка.

Следует обратить внимание на диссертационное исследование В.В. Домогацих "Развитие цветомузыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста". По справедливому замечанию автора синтез искусств является эффективным средством формирования основ художественной культуры дошкольника. В исследовании рассматривается проблема комплексного применения музыкального и изобразительного искусства в целях эстетического развития дошкольников. В своей работе В.В. Домогацких цветомузыкальное восприятие характеризует как "способность соотнесения эмоционального содержания музыки с эмоциональной выразительностью цвета, проявляющееся в специфической художественной деятельности, в которой на базе всех компонентов эстетического сознания (эстетических эмоций, интереса, вкуса, идеальных представлений о красоте) осуществляется становление эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства, как основы художественной культуры". Автор отмечает, что в основе восприятия музыкальных и цветовых образов у детей старшего дошкольного возраста является эмоциональная отзывчивость на произведения искусства.

Анализ современных работ показывает, что проблема развития основ музыкальной культуры дошкольников является актуальной и своевременной. Исследуя различные компоненты музыкально-эстетического сознания, авторы относят их к формируемым личностным качествам ребенка и отмечают значимость эмоциональной отзывчивости на музыку в их структуре.

Экспериментально доказано, что система формирования основ музыкальной культуры дошкольников, созданная О.П. Радыновой, имеет огромный развивающий эффект. Чтобы сформировать основы музыкальной культуры у ребенка педагогам, воспитателям необходимо самим иметь достаточный уровень музыкальной культуры, в том числе профессиональной музыкальной компетентности. Большое внимание вопросам подготовки специалиста музыканта для работы в дошкольном учреждении уделено в исследованиях О.П. Радыновой. Изучая знания, умения, качества личности, необходимые музыкальному руководителю и воспитателю для работы с детьми, исследователь анализирует особенности функций их деятельности. Автор отмечает, что основополагающей функцией деятельности педагога-музыканта дошкольного учреждения является ориентационная, поскольку первостепенную значимость имеет развитие личности ребенка, его ценностных ориентации. О.П. Радынова выделяет важнейшие умения, необходимые музыканту-педагогу в работе с детьми. Это умение выбирать варианты интерпретации музыкальных произведений и умение пояснять эмоционально-образное содержание музыки. На наш взгляд, умение пояснять эмоционально-образное содержание музыки необходимо и в деятельности будущего воспитателя. Научившись применять образные сравнения, метафоры при анализе музыкального произведения, будущие педагоги смогут помочь детям чувствовать и понимать музыку.

Громакова, Е.А. Дубровская, Р.А. Егорова, Т.Н. Таранова).

Музыкальная культура будущего педагога дошкольного образования выступает как личностное качество, формирующееся в музыкальной деятельности в опоре на развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, музыкального мышления и воображения, всех компонентов музыкально - эстетического сознания (чувств, потребностей, интересов, вкусов, идеалов), проявляющихся в ценностном отношении к музыке и профессиональной музыкальной компетентности (накопленный слушательский опыт музыки, музыкальные знания и умения творчески применять их в профессиональной деятельности).

Развитие музыкальной культуры педагогов представляется нам необходимым условием для решения важнейших задач всего педагогического процесса дошкольных образовательных учреждений в целом.


Заключение

Занимаясь музыкальным воспитанием, важно помнить и об общем развитии детей.

Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни. Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков, может расширить эти представления. Помимо нравственного аспекта музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств. Приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Многократное восприятие произведений искусства постепенно ориентирует человека в выявлении важных для него мыслей, чувств, настроений, выраженных в художественных образах, в значимом для него содержании.

Музыка развивает ребенка и умственно. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания. Словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке.

Музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку — одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие музыки, но и посильное детям исполнительство, основанное на опыте восприятия,— пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения. С помощью пения, игры на музыкальных инструментах можно развить другую музыкальную способность—умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии. Развитие этой способности предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание—и, таким образом, влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.

Чувство ритма (третья музыкальная способность) формируется прежде всего в музыкально-ритмических движениях, которые позволяют детям глубже откликнуться на музыку, смену ее характера, как бы «пропустить ее через себя». Эти занятия требуют внимания, сосредоточенности, концентрации памяти, эмоций, что также важно не только для музыкальной деятельности, но и для общего развития ребенка.

В каждом виде исполнительства дети выполняют посильные самостоятельные и творческие задания, которые способствуют развитию их воображения, фантазии, уверенности в себе, в своих силах.

Основными задачами музыкального воспитания являются следующие:

-  развить музыкальные и творческие способности детей с учетом возможностей каждого ребенка с помощью различных видов музыкальной деятельности;

-  сформировать начала музыкальной культуры, способствовать формированию общей духовной культуры.

Их успешное решение зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от качества используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности, применяемых в работе с детьми и т. д.


Список литературы

1. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.,1947.

2. Белянва-Экземлярская С.Н. «Музыкальные переживания в дошкольном возрасте», вып. 1., – М.: Просвещение, 1961.

3. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. – М.: Просвещение,1961, - с. 231.

4. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка. – М.: Просвещение, 1968.

5. К.Орф Система музыкального воспитания. - М. –Л. 1970. с.21.

6. Форраи К. Влияние музыкального воспитания на развитие личности ребёнка дошкольного возраста // Музыкальное воспитание в современном мире //, 1973.

7.Комиссарова Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. – М.: Просвещение, 2000.

8.Журнал «Дошкольное воспитание» №5-1992 год. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре.

9.Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Издательство «Мозаика» - Синтез, Москва, 2005 г.


[1] В.Н. Шацкая, “Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества” - М., 1975.

[2] Аранжировать - обработать, переложить для определенного состава исполнителей.

[3] Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - с. 108.


Страницы: 1, 2, 3


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.