рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Подростковый суицид как один из вариантов решения конфликтов вследствие нарушения воспитательной функции

Консультант должен знать специфику консультирования лиц, пытавшихся совершить самоубийство. Консультирование направляется на преодоление побуждений к самоубийству, которые еще остаются после неудавшейся попытки. Hamilton и Moss выделяют три этапа консультирования: в острой фазе, в фазе выздоровления и после выздоровления. Особенно значима работа консультанта в двух первых фазах.

Во время первого контакта после неудавшегося самоубийства на первый план выступают уникальность ситуации и самочувствие «самоубийцы-неудачника». Человек, испытавший максимальное напряжение духовных сил, понимает, что не умер, но обстоятельства, приведшие к попытке уйти из жизни, у него остались. Момент «пробуждения» – начало нового этапа жизни этого лица. Поэтому важно, какое «воздействие» будет вписано в «чистый лист» сознания клиента. Время первого контакта не должно ограничиваться, клиенту надо позволить выговориться. От консультанта, встречающегося с таким клиентом, требуется неподдельная искренность, сосредоточение и отдача всех своих духовных сил. Имеется в виду нечто большее, чем обязанность консультанта. После попытки самоубийства клиент максимально обнажен и очень раним, он ясно чувствует внутреннее состояние консультанта. В первой фазе не следует начинать обсуждение основного конфликта и лишь постепенно можно перейти к причинам и психосоматическому смыслу самоубийства. Само консультирование должно быть направлено на уменьшение тревоги и безнадежности.

Фаза выздоровления начинается, когда клиент может возвратиться в свое прежнее окружение. Во время второй фазы, как, кстати, и после полного восстановления, возможно повторение суицидных побуждений. Провоцирующее влияние оказывает именно окружение, непосредственно связанное с травмирующим фактором. Поэтому на втором этапе очень важна работа консультанта с семьей клиента. Помощь семье нередко разрешает проблематичные обстоятельства. Вообще попытка самоубийства – существенная причина для изменений в семейной жизни, точнее говоря, такие изменения становятся неизбежными. Только перемена условий жизни по-настоящему целебна.

Попытка клиента совершить самоубийство, а тем более осуществленное самоубийство представляют для консультанта очень тяжелую психическую травму. Collins описывает свои переживания после самоубийства пациента: «Вначале тяготило острое чувство вины и не осознавалась неприязнь к пациенту за совершенное самоубийство. Лишь постепенно пришло осознание озлобленности из-за утраченной перспективы. Озлобленность в свою очередь провоцировала вину. Одновременно довлело чувство стыда перед коллегами. Процесс скорби переплетался с повторяющимися воспоминаниями и снами. В первые дни после несчастья покончивший с собой пациент не выходил из головы, черты пациента виделись у большинства встреченных людей. Все это время ощущалась обязанность объясняться с коллегами – рассказывать им о своей последней беседе с пациентом и выражать сожаление, что не заметил признаков надвигающегося самоубийства. Collins так обобщает свой опыт: «Моей самой большой поддержкой был эмпатичный слушатель».

Руководитель известной в США клиники W. Menninger (1991) предлагает советы специалистам, работающим с потенциальными самоубийцами, и тем, кто страдает из-за самоубийства пациента.

1.       Мировоззренческие установки:

-  специалист не может нести ответственность за то, что говорит и делает пациент вне стен терапевтического кабинета;

-  самоубийство иногда происходит вопреки заботливому отношению;

-  нельзя предотвратить самоубийство, если пациент действительно принял решение;

2.       Тактика при консультировании пациентов с суицидными намерениями:

-  необходима бдительность и готовность к неудаче;

-  в рискованных случаях обязательно консультируйтесь с коллегами;

-  необходимо обсудить с коллегами самоубийство пациента как возможный вариант его выхода из кризиса. Следует помнить, что роль консультанта состоит в том, чтобы предостеречь пациента от самоубийства и помочь ему найти другие способы разрешения проблем.

3.       Как реагировать на самоубийство пациента:

-  исходите из того, что самоубийство всем причиняет боль;

-  вы обретаете потрясающий опыт;

-  не удивляйтесь подавленному настроению, чувствам вины и злобы.

4.       Преодоление последствий самоубийства пациента:

-  скорбь – естественная реакция, и все переживают одинаково;

-  говорите и переживайте, но без излишнего самообвинения;

-  позвольте себе выговориться с коллегами, друзьями, в семье;

-  помните годовщину горестного происшествия, чтобы не оказаться застигнутыми врасплох.

Jones (1987), вспоминая, что китайский иероглиф, означающий кризис, составляют символы «опасности» и «возможности», обобщает: «Когда пациент совершает самоубийство, над терапевтом нависает угроза. Помимо личных и профессиональных переживаний из-за утраты он может подвергнуться увольнению вследствие халатности. Однако трагедия самоубийства пациента предоставляет и возможность профессионального роста в смысле навыков преодоления суицидных кризисов. Расширяется и углубляется поддержка коллег и наша самоотдача, мы начинаем больше ценить дар жизни и помогать полноценно жить другим. Все работающие с людьми, отягощенными серьезными проблемами, должны быть готовы принять на себя ответственность за их самоубийство. Если случается такое несчастье, всегда легче перенести его с помощью других».

2.1 Социологическое исследование предрасположенности подростков к суицидным попыткам

В исследовательской части нашей курсовой работы, приняли участие подростки в возрасте от 13 до 16 лет, в количестве 24 человека: 12 мальчиков и 12 девочек. Для исследования подросткам была предложена анкета, предварительно составленная нами. В анкете всего 8 вопросов и несколько вариантов ответов, которым необходимо было выбрать. Часть составленных вопросов, направлены на выявление представлений подростка о суициде, а часть вопросов на предрасположенность к суицидальным намерениям. В результате чего у нас получилось (таб. №2)


Таблица №2. Результаты тестирования подростков

Вопрос и варианты ответов Мальчики, % Девочки, %
1 Удовлетворены ли вы тем, как складывается ваша жизнь?
«Да» 66,6 41,6
«Нет» 16,6 16,6
«Не совсем» 33,3 41,6
2 Какие чувства у вас вызывают мысли о будущем?
«С чувством надежды и оптимизма» 58,3 75
«Спокойно, хотя особых перемен для себя не жду» 33,3 8,3
«С тревогой и не уверенностью» 8,3 16,6
«Скорее со страхом и отчаянием» 0 0
3 Уверены ли вы в осуществление своих жизненных планов?
«Скорее, Да» 75 91,6
«Скорее, Нет» 0 0
«Затрудняюсь ответить» 25 8,3
4 Что в окружающей жизни вас больше всего беспокоит?
«Материальные трудности» 33,3 8,3
«Равнодушие / Жестокость» 25 8,3
«Вич и Спид, гепатит, др.» 16,6 0
«Личностные проблемы» 0 33,3
«Семейные проблемы» 25 50
5 Знакомы ли в с такой проблемой, как суицид (самоубийство)?
«Да» 58,3 83
«Нет» 41,6 16,6
6 Встречались ли вы с такой проблемой как суицид?
«Да» 8,3 58,3
«Нет» 91,6 41,6
7 Что может толкнуть человека на самоубийство?
«Личностные проблемы» 75 83,3
«Равнодушие со стороны окружающих» 8,3 8,3
«Другое» 16,6 8,3
8 Какие пути решения проблем вы видите?
«Разговор с другом» 25 8,3
«Разговор с родителями» 58,3 25
«Беседа с психологом» 0 41,6
«Употребление алкоголя и наркотиков» 0 0
«Другое» 16,6 25

Таким образом, из данной таблицы видно, что девочки подростки более подвержены суицидальным намерениям, нежели мальчики. Это стало ясно исходя из следующих шкал: №4 «Уверены ли вы в осуществление своих жизненных планов?», показатели расположились в следующем порядке значимости: (Девочки) «Семейные проблемы» – 50%, «Личностные проблемы» – 33,3%, «Материальные трудности» – 8,3%, «Равнодушие / Жестокость» – 8,3%. У мальчиков общие показатели более ровные: «Материальные трудности» – 33,3, «Равнодушие / Жестокость» – 25, «Семейные проблемы» – 25, «Вич и Спид, гепатит, др.» – 16,6. Шкала №5 «Знакомы ли в с такой проблемой, как суицид (самоубийство)?», девочки ответили положительно 83%, в то время как мальчики 58,3%, 6 шкала «Встречались ли вы с такой проблемой как суицид?», 58,3% девочек, ответили, что встречались, у мальчиков 8,3%. По 7 шкале «Что может толкнуть человека на самоубийство?» видно, что разница в показателях не велика, и на первом месте стоят «Личностные проблемы», у девочек – 83,3%, у мальчиков 75%, «Равнодушие со стороны окружающих», показатели одинаковы – 8,3%, «Другое» ответили 16,6% мальчиков и 8,3% девочек.

Данные, полученные в результате исследования нельзя считать репрезентативными, т. к. они не соответствуют статистической норме (50 чел. и более). Полученные данные дают возможность для дальнейшего и тщательного исследования настоящего вопроса.


Заключение

Рассмотренная нами тема «Подростковый суицид как один из вариантов решения конфликтов, вследствие нарушения воспитательной функции» дала возможность проследить, как нарушение воспитательной функции влечет за собой такие последствия как конфликты (между родителями и детьми), возникновение непонимания, а иногда и деструктивное разрешение конфликтной ситуации (впоследствии кризисной ситуации) – алкоголизм, наркомания, суицид и пр. среди детей и подростков. Изначально, следуя из определения семьи (семья – исторически сложившаяся система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, обусловлена общностью бытия, взаимной моральной ответственностью), обусловленная взаимной моральной ответственностью, к сожалению, на сегодняшний день постепенно угасает, в результате чего многие подростки становятся «сами себе предоставлены».

Так же мы выяснили, что причинами суицида у подростков являются; 1) сложная внутрисемейная ситуация; 2) ограниченный и не гибкий подход взрослых к решению проблем, встающих перед подростками; 3) депрессия, сопровождающаяся чувством безнадежности. Так же можно выделить следующую классификацию причин: 1) взаимоотношения с родителями, степень понимания ими своих детей, сопереживания, нормативность отношений; 2) проблемы в школе, связанные с личностью учителя и его социометрического статуса в классе и личностным отношением к успеваемости и факторам жизненных перспектив; 3) взаимоотношения со сверстниками, друзьями, представителями противоположного пола.

Таким образом, из многочисленных причин на первое место по всем классификациям выходит взаимоотношения в семье, т.е. нарушение воспитательной функции влечет за собой нарушение эмоциональной и т.д. В результате происходит «цепная реакция», результатом которой может оказаться любое действие со стороны подростка в силу его переходного (маргинального) периода.


Список используемой литературы

1.  Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. – М.: Академический проект, 1999. – 256 с.

2.  Шапарь В.Б. Словарь практического психолога. – М.: ООО «Изд-во АСТ», 2004. – 734 с.

3.  Осипова А.А. Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях. – Ростов-н/Д: Феникс, 2006. – 315 с.

4.  Демьянов Ю.Г. Основы психопрофилактики и психотерапии. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 128 с.

5.  Малкина-Пых И.Г. Экстремальные ситуации. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 960 с.

6.  Малкина-Пых И.Г. Виктимиология: психология поведения жертвы. – М.: Из-во Эксмо, 2007. – 1006 с.

7.  Кравченко А.И. Социология. – М.: ПЕРСЭ, Логос, 2002. – 640 с.

8.  Верб Л.Я. Под одним одеялом. Советы семейного психолога. – СПб: Питер, 2003. – 256 с.

9.  Ильин В. Археология детства. Психологические механизмы семейной жизни. – М.: НФ Класс, 2000. – 208 с.

10.  Андреева Т.В. Семейная психология: Учеб. пособие. – СПб.: Речь, 2004. – 244 с.

11.  Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: Академия, 1999. – 257 с.

12.  Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2000. – 178 с.

13.  Дюркгейм Э. Самообийство: Социологический этюд. – М.: Мысль, 1994. – 399 с.

14.  Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 2000. – 656 с.


Страницы: 1, 2, 3


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.