рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Методика изучения синтаксиса сложного предложения в школе

6.   В сложных предложениях, выражающих причинно-следственные от6ношения, также встречаются конструкции с опущенным модусным звеном, когда придаточное предложение, вводимое союзами потому что или так как, обозначает не причину события главного предложения, а наблюдаемый признак, на основании которого говорящий (или персонаж повествования) делает заключение, предположение о наблюдаемом признаке, высказываемое в главном.

7.   Условие можно рассматривать как возможную или необходимую причину события-следствия.

8.   В придаточном цели можно видеть проспективное и желательное или необходимое для агенса событие, мотивирующее (его собственным сознанием или всезнающим автором) действие.

9.   Уступительные придаточные выражают отрицание, опровержение либо пересиливание (волей действующего субъекта, объективными обстоятельствами, аналитической мыслью говорящего) возможной или причинно-следственной зависимости.

10.      Придаточные со значением места и времени замещают или возмещают соответствующие локативные и темпоративные компоненты.

<Все виды придаточных предложений рассмотренных выше соотносимы с компонентами простого предложения>

11.      Среди придаточных, трактуемых как несооносительные с компонентами простого предложения отметим придаточные, выражающие отношения непрямого следствия (отличаем от причинно-следственных, здесь следствие имеет оттенок события или состояния побочного, необязательного, может оказаться  неожиданным для наблюдатель), присоединительные (присоединительная часть высказывания предполагает регистровое переключение, реже на более низкую, чаще – на более высокую ступень обобщения), сопоставительные.

Сложные предложения – бессоюзные, в которых отношения между предикативными единицами недефференцированны, полисемантичны, могут быть восприняты и как временные, и как условные, и как прчинно-следственные.»1

Итак, было рассмотрено несколько точек зрения на вопросы синтаксиса в науке. Я не ставила своей задачей вникать в  лингвистические тонкости вопроса, и потому кратко привела некоторые классификации сложных предложений, различные у разных авторов. Теперь необходимо приступить непосредственно к методическим аспектам изучения темы, т.е. вопросам преподавания в школе.

Разнообразие взглядов в филологии делает задачу методистов, тем более, сложной: необходимо выбрать наиболее походящее  научное понятие (и современное, и общепризнанное), и применить его в курсе русского языка средней общеобразовательной школы. Поэтому, и по ряду некоторых других причин, которые будут оговорены ниже, существует несколько точек зрения на принцип преподавания темы «Сложное предложение» в школе и классификацию придаточных в сложноподчинённом предложении. Прежде, чем приступить к рассмотрению программ и учебных комплексов для общеобразовательной школы, следует разобраться в методических основах темы, т.е. как представлен вопрос исследования в научной методической литературе. В следующем пункте будут приведены методики Текучёва А.В., Баранова М.Т., Бабайцевой В.В. и др. 

 

3.   Методические основы.

A.  Исторический экскурс. Методика Федора Ивановича Буслаева.

Как уже было сказано, первый систематизированный опыт преподавания синтаксиса русского языка предложил Буслаев в методическом пособии «О преподавании отечественного языка». Там можно найти и программу, и  практические рекомендации. Считаю нужным рассмотреть опыт педагога прошлого, т.к. нет смысла отвергать свою историю, её нужно знать, какой бы она ни была, и любить. Это знание порой делает понятным многие современные вещи. В «Программе русского языка и словесности»1848 года представляет собой следующее:

  подготовительный курс (практическое изучение языка);

  1 класс общего курса (грамматика: части речи);

  2 класс общего курса (грамматика: синтаксис, пунктуация, орфография);

  3…(теоретическая и историческая грамматика);

  4…(теория слога, теория прозаических сочинений)

  1 специальный класс (теория поэзии);

  2 специальный класс (история русской и иностранной словестности).

Итак, синтаксис изучался во втором классе общего курса. Конкретно, синтаксис сложного предложения – во втором отделении. Темы:

«20. Способы сочетания предложений.

         А. Сочетание предложений по способу подчинения.

21.     Придаточные предложения определительные: согласование местоимений относительных. Согласование причастий. Придаточные предложения дополнительные.

22.      Придаточные предложения обстоятельственные: согласование деепричастий. Сокращённые придаточные предложения.

        Б. Синтаксис предложений по способу сочинения.

23.     Образование сложных предложений по способу соединения. Образование их по способу противоположения. Образование их по способу причинности (винословное сочетание предложений)»1.

 Приведём некоторые практические рекомендации из опыта преподавания начальной грамматики: «…Стало быть, одно предложение отделяется от другого знаком препинания, т.е. остановки, потому что, читая, мы несколько останавливаем голос при окончании предложения…

…Слова а, да, и называются союзами, потому что связывают слова и предложения…

…Здесь слова: куда, где, кто, который – связывают два предложения, и то предложение, в котором они находятся, называется придаточным, а к которому прибавляется придаточное называется главным. Когда вопросительные слова стоят в придаточном предложении, тогда называются относительными, потому что относятся к главному предложению…

…Для ясного понятия о придаточном предложении следует объяснить придаточные подлежащие, определительные, дополнительные и обстоятельственные предложения…

…Если союзы связывают два равных предложения, т.е. главное с главным или придаточное с придаточным, то называются сочиняющими; если же соединяют главное с придаточным или придаточное с подчинённым ему придаточным, то называются подчиняющими. В первом случае соединение предложений называется сочинением, во втором – подчинением… и т.п. »1.

Прежде, чем давать какой-либо термин, учитель рассматривает на примере, т.е. разбирается предложение из художественной литературы или из библии. Используются тексты Крылова, Пушкина и др., такие чтобы можно было из любого, даже небольшого предложения извлечь поучение, мораль, добродетельный пример.

Таким образом, мы видим, что некоторые принципы и методы из опыта прошлого не потеряли своего значения и сегодня, что-то пересмотрено, что-то добавлено принципиально нового. Но то, что сегодня мы вернулись к своей истории и не отвергаем работы дореволюционных педагогов и советских, в том числе, радует. Зачем изобретать колесо, если оно уже есть. Лучше его совершенствовать.

B.  ХХ век. Современные методики преподавания синтаксиса сложного предложения.

После Октябрьской революции 1917 года и последующее за тем советское время в методике  разрабатывались новые научные понятия, т.к. новая власть пролетариата не могла перенять буржуазную науку, культуру и т.д. Таким образом, сложилась определённая точка зрения, общепринятые научные суждения, методы и приёмы преподавания родного языка. Такой взгляд на методику отразился в стандартной (по сегодняшнему определению) программе. Эта практическая часть вопроса будет приведена ниже. Сейчас обратимся к теоретическим положениям стандартной методики.

Итак, «сложные предложения рассматриваются с точки зрения средств связи (союзные и бессоюзные); союзные сложные предложения описываются по характеру средств связи (сложносочинённые и сложноподчинённые); сложноподчинённые – по значениям придаточной части. При описании бессоюзных предложений учитывается смысловые отношения между частями. Сложные предложения описываются также с точки зрения количественного состава простых предложений, входящих в него (сложные синтаксические конструкции). <В методике синтаксиса применяются следующие принципы>интонационный (сопоставление структуры и интонации) и морфолого-синтаксический (сопоставление члена предложения и части речи).<При формировании учебно-языковых умений используют>синтаксические упражнения, которые включают в себя работу как по анализу синтаксических явлений, так и по их употреблению в речи учащихся, это:

  отграничение одних синтаксических структур от других;

  определение структуры данной синтаксической единицы;

  нахождение в предложениях тех или иных структурных частей;

  составление схем предложений;

  составление предложений по схемам;

  составление предложений указанной структуры;

  полный или частичный синтаксический разбор словосочетаний и предложений разных структур.

 Выполнение синтаксических упражнений готовит школьников к овладению пунктуацией, а также рядом речевых умений»1.

Основная цель по методике Баранова в преподавании русского языка – освоение учениками средней общеобразовательной школы грамотным письмом и речью, а так же развитие духовных способностей учащихся через преподавание родного языка. Почти все понятия синтаксиса используются при изучении пунктуации.

В методике Текучёва основной принцип изучения темы «Сложное предложение» такой же как и у Баранова, но первый в своём учебнике предлагает некоторые практические рекомендации по проведению уроков. Текучёв на примерах показывает, как вводиться понятие по теме, он пишет:

 «Повторение сведений о составе простого предложения осуществляется в связи с разбором нескольких простых предложений по членам предложения.

Следующая часть урока должна быть посвящена выяснению понятия «сложное предложение» как сложное целое, выяснению тех условий, при каких простые предложения могут образовывать сложное, и тех грамматических правил, которые необходимо при этом соблюдать».2

Далее выясняются те условия и правила, при которых образуются сложные предложения (об этом писалось выше, когда приводилось современное состояние лингвистической науки, поэтому я вправе пропустить некоторые примеры).

Текучёв показывает так же каким образом необходимо вводить понятия: интонация, место союзов и союзных слов в сложных союзных предложениях, бессоюзное сложное предложение, роль интонации в таких предложениях,  сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, сочинительные союзы (соединительные, разделительные, противительные), главное и придаточное предложения, сложноподчинённые с одним придаточным (определительные, изъяснительные, обстоятельственные), сложноподчинённые с несколькими придаточными (подчинение параллельное, последовательное, однородное).

На уроке изучения сложносочинённых предложений рекомендуется составление  сводной таблицы о сочинительных союзах и их значениях с примерами и определением смысловых отношений между простыми предложениями, входящими в состав сложного. Здесь можно использовать упражнения по составлению предложений с данным учителем началом и по придумыванию учащими предложений с использованием всех союзов приведённых в таблице.

Текучёв выделяет типичные ошибки, на которые учителю необходимо обратить внимание «а) пропуск запятой перед союзом и, когда сложносочинённое предложение  ошибочно принимает учащимися за простое с однородными членами; б) постановка запятой перед распространённым однородным членом, когда последний принимается учеником за целое простое предложение; в)речевая синтаксическая ошибка выражается в так называемом «многосоюзии», когда учащийся без видимой причины вводит в свою речь лишние союзы; г) а также в излишней (с точки зрения стиля и фактической необходимости) повторяемости наречий, употребляемых в роли союзов и обозначающих последовательность действий».1

Для устранения ошибок предлагаются различные приемы: синтаксический и пунктуационный разбор предложений списанных с различных источников (доска, карточка, учебник), творческие работы (составление новых или обработка вариантов), обучающие диктанты, грамматический анализ.

Знакомство с сложноподчиненными предложениями необходимо проводить в сравнении с сложносочинёнными и выявлении разницы между подчинительной и сочинительной связью, «путём анализа устанавливается, что каждое из придаточных поясняет какое-либо слово главного предложения».2

Далее необходимо выяснить характер подчинительных союзных слов.

При изучении темы происходит знакомство (в некоторых случаях повторение) пунктуационных правил: постановка запятой, тире, двоеточия в различных видах сложных предложений, но «на уроках, посвящённых сложному предложению, занятия пунктуацией должны вестись лишь попутно, носить подчинительный характер, чтобы не отвлекать внимание школьников от основной цели урока».3  Но при изучении сложноподчинённых предложений необходимо более уделить внимания правильной постановке знака препинания. Ученики должны понимать структурно-семантические особенности сложноподчинённых предложений и суть взаимоотношений между главным и придаточным, что подготовит почву для введения указанной выше классификацией типов придаточных предложений.

При изучении сложных синтаксических конструкций (Текучёв такого термина не вводит! Использует другое название «сложные предложения с различными видами связи») особое место уделяется интонации:

«Предложения такого типа представляют благодатный материал для анализа с точки зрения синтаксической и пунктуационной. Разнообразие конструктивных элементов даёт возможность на одном примере повторить материал, показать большое разнообразие возможных сочетаний синтаксических элементов в одной сложной конструкции, показать как в подобных условиях применяются основные пунктуационные правила.

Нельзя упустить такую важную возможность, предоставляемую анализом подобных предложений, как упражнения в выразительном чтении. Дело в том что, при чтении таких сложных конструкций по иному, чем в менее распространённых предложения распределяется и запас воздуха у читающего, и паузы (в отношении их длительности), меняется в ряде случаев и характер интонации. Потому учитель должен настойчиво добиваться от учащихся, чтобы каждое из даваемых для разбора предложений было бы прочитано учащимися выразительно.

Смысловой анализ сложных предложений с различными видами связей и составление к ним схем содействуют и развитию логического мышления.

На данных уроках полезно провести краткий объяснительный диктант и организовать работу по карточкам с написанными на них предложениями (последними обеспечивается индивидуализированный подход к учащимся).

В качестве материала для занятий по этой теме целесообразно использовать тексты сочинений самих учащихся, чтобы на примерах лучших из них показать умелое конструирование сложных предложений, а примере слабых работ – случаи ошибочного их использования»1. С последним приёмом работы я не вполне согласна, но об этом подробнее см. в «методических рекомендациях». Так же Текучёв даёт подробные описание методики проведения синтаксического разбора:

«Под разбором сложного предложения по его составу следует понимать разбор сложного предложения с выделением в нём простых предложений, входящих в его состав и являющихся по отношению к целому сложному его частью.

Как в простом предложении член предложения является такой единицей, которая не может делиться на более мелкие синтаксические единицы (распространённые члены предложения в особом положении), так и в сложном каждое простое предложение, входящее в его состав, является такой синтаксической единицей, такой его частью, которая не может члениться на более дробные части, представляющие собой тоже предложение.

В простых предложениях могут быть выделены члены предложения, потому такой разбор является по членам, а не по составу предложения».2 Наряду с различными видами разборов необходимо использовать приём грамматического конструирования (составление предложения по схеме).

Здесь приведены две основные точки зрения на вопрос методики преподавания сложного предложения в  средней школе.  Этим же в современной методике занимались русские учёные: Бабайцева В.В., Бархударов С.Г.,  Глебова Е.Ф., Ломизов А.Ф., Московкина Р.А., Озерская В.П., Панов Б.Т. и др.  Методические взгляды Бабайцевой В.В. будут рассмотрены на практическом материале, к чему сейчас и приступаем.


Глава 2. Система работы по изучению сложного предложения в школе.

1.   Современные программы для средней школы по русскому языку (Ладыженская Т.А., Бабайцева В.В., Разумовская М.М.).

              Тема «Сложное предложение» изучается в 9 классе в курсе русского языка по рассматриваемым и действующим в современной школе программам. При изучении темы по стабильной (под ред. Ладыженской Т.А.) – выделяется 34 часа из 68 отведённых на уроки русского языка в данном классе; по программе Бабайцевой В.В. – 27 часов из 51 (упор делается на развитие речи); по программе под ред. Разумовской М.М. – 34 часа из 68 (упор делается на культуру речи + выделяется 6 часов резервных).

Изучение темы идёт в следующем порядке:

Программа Ладыженской Т.А. и др.

С л о ж н о е   п р е д л о ж е н и е .

1.   Союзные сложные предложения.

a)   сложносочинённые (5 часов);

b)   сложноподчинённые (17 часов).

2.   Бессоюзные сложные предложения (6 часов)

3.   Сложные предложения с различными видами связи (5 часов).

  Программа Бабайцевой В.В. и др.

С л о ж н о е   п р е д л о ж е н и е .

1.   Сложносочинённые (5 часов).

2.   Сложноподчинённые (13 часов).

3.   Сложные бессоюзные (6 часов).

4.   Сложные предложения с различными видами связи (4 часа).

  Программа Разумовской М.М. и др.

С и н т а к с и с   с л о ж н о г о   п р е д л о ж е н и я .

1.   Сложное предложение (2 часа).

a)   сложносочинённое  (5 часов);

b)   сложноподчинённое (15 часов);

c)   бессоюзное сложное предложение (7 часов);

d)   сложное предложение с различными видами связи (5 часов)

+ 6 часов резервных.

              Что интересно отметить: по стабильной программе тема «Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь. » изучается до сложного предложения. Хотя, при передаче чужой речи, иногда используют сложные предложения. Конечно, в  начальной школе и 5 классе ученики уже сталкивались со сложным предложением, но подробно этой темы не касались. Тем более, в 9 классе ещё не было повторения сложного предложения. В программе Бабайцевой этому уделено более внимания. Тема «Предложения с чужой речью» изучают после темы «Сложное предложение». В программе Разумовской темы расположены как и по стабильной. Казалось бы, какое значение имеет расположение тем? Однако, не изучаем же мы сначала, например, правописание глаголов, а затем вводную тему об этой части речи. Программа Бабайцевой оказалось более систематизированной. И это не такая уж мелочь, в любой науке, как в точной так и в гуманитарной, не бывает мелочей.

              Умения и навыки, которые должны приобрести ученики при изучении темы по программе Ладыженской Т.А. и др.

1.   Умение интонационно правильно произносить сложносочинённые предложения.

2.   Умение использовать в речи сложноподчинённые предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.

3.   Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.

4.   Умение правильно употреблять в речи предложения с различными видами связи.

К концу 9 класса:

·     производить все виды разборов<…>синтаксический;

·     находить в предложения смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания;

·     обосновать выбор знаков препинания в соответствии с изученными в 5-9 классах пунктуационными правилами;

·     находить и исправлять пунктуационные ошибки;

·     производить пунктуационный разбор предложения.

Умения и навыки, которые должны приобрести ученики при изучении темы

по программе Бабайцевой  и др.

1.   Различать основные группы сложносочинённых предложений по союзам и значениям, заменять бессоюзные предложения сложносочинёнными, а сложносочинённые простыми предложениями с однородными членами.

2.   Различать главное и придаточное предложения, определяя их границы (с одними и несколькими придаточными); определять значение придаточных по сумме признаков: вопросу, союзу, союзному слову; заменять сложные бессоюзные и сложносочинённые предложения сложноподчинёнными предложениями с придаточными разного значения и выявлять различия в строении и значении; заменять сложные предложения простыми осложнёнными.

3.   Видеть границы частей сложного бессоюзного предложения, определять их смысловые значения; различать и воспроизводить интонацию перечисления, пояснения, противопоставления; производить замену бессоюзных предложений союзными, и наоборот; объяснять различия в их строении и значении.

4.   Разбирать сложные предложения с указанием количества частей и видов связи между ними; заменять сложные предложения с различными видами связи более простыми конструкциями, и наоборот.

Умения и навыки, которые должны приобрести ученики при изучении темы по программе Разумовской  и др.

1)   по синтаксису:

  различать изученные виды простых и сложных предложений;

  интонационно   выразительно произносить предложения изученных видов;        

2)  по пунктуации:

  правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях.

Знания, которые должны получить ученики 9 класса по теме «Сложное предложение» по программе Ладыженской и др.

1.   Сложносочинённые предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Запятая между частями сложносочинённого предложения.

2.   Главное и придаточное предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Запятая между главным и придаточным предложениями. Основные виды придаточных предложений. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными в них; знаки препинания.

3.   Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

4.   Различные виды предложений с союзной и бессоюзной связью; знаки препинания в них.

Знания, которые должны получить ученики 9 класса по теме «Сложное предложение» по программе Бабайцевой и др.

1.   Вводится термин синтаксис.

2.   Союзы и значения сложносочинённых предложений. Знаки препинания в сложносочинённых предложениях.

3.   Строение сложноподчинённых предложений. Подчинительные союзы и союзные слова. Роль указательных слов в подчинении предложений. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Виды придаточных предложений: подлежащные, сказуемные, определительные, дополнительные, обстоятельственные. Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными. Запятая в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными. Синонимия простых осложнённых и сложных союзных, сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.

Страницы: 1, 2, 3


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.