рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Философско-педагогические взгляды Иоанна Златоустого

 Начиная с первых веков распространения христианской веры целомудрие признавалось общехристианской добродетелью. "Девство и брак не для всех, а целомудрие для всех" [Высказывание митр. Филарета (Дроздова). Цветник духовный. - Ч.2. - С.30]. Целомудрие это черта как брака, так и девства.

 Довольно подробно вопрос, касающийся целомудрия: его определение, значение, специфика проявления, степени, воспитание в нем ребенка освещен в трудах Иоанна Златоустого. Собственно, именно его творения, его мысли по этому поводу представляют наш непосредственный интерес и определяют тему дипломной работы.

 Творения святителя, на наш взгляд, являются вершиной святоотеческой педагогики по вопросу целомудрия. Оценка целомудрия, его места в жизни православного человека были даны Иоанном Златоустым в ряде его творений: "Пять слов об Анне"; "К верующему отцу"; "Целуйте Прискиллу и Акиллу"; "Беседах на Евангелие святого апостола Иоанна Богослова", "Беседах на послание к Титу", Тимофею, Коринфянам, к Фессалоникийцам"; в его учении о браке и т.д. С чем же было связано обращение Иоанна Златоустого к теме целомудрия.

 В IV-V веках, когда жил Иоанн Златоуст, нравственное состояние общества находилось примерно в таком же виде, как и сейчас, в наше время, тогда чувствовалось сильное влияние язычества, где разврат считался только удовлетворением законов человеческой природы, наблюдалось всеобщее увлечение театром, модой. Целомудрие было явлением непонятным и ненужным. Понятия красоты, морали сместились совсем не в лучшую сторону. Чтобы оградить христианство от пагубного влияния языческих пороков, Иоанн Златоуст в своих беседах, посланиях, сочинениях выступает с проповедью целомудрия.

 Термин целомудрия употребляется им как в широком, так и в узком смысле. Употребляя его в широком значении, он пишет: "Целомудрие состоит не только в том, чтобы воздерживаться от прелюбодеяния, но и в том, чтобы быть свободным от прочих страстей.

 Следовательно, и любостяжательный - не целомудрен; как тот (прелюбодей) пристрастен к телесному наслаждению, так этот (любостяжательный) - к богатству; даже последний невоздержание первого" [свт. Иоанн Златоуст. Беседа 5-я на послание к Титу. Творения. - Т.11. - С.869]. "Целомудренный человек отличается воздержанием, терпением и мужеством в скорбях и напастях". В этом значении целомудрие есть "здравие ума и души" (из Беседы 4-й на послание к Титу), свобода от греха, будь то грех в области полового чувства или грех корыстолюбия, или гордость, или тщеславия. То есть все, что нарушает связь с Богом - есть потеря целомудрия. Не случайно Иоанн Златоуст приравнивает целомудрие к святости в творении ["Пять слов об Анне". свт. Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия. - С.783].

 Здесь же показан и пример целомудрия как совершенства, святости. Это пример - целомудрие Анны, женщины, которая гармонично сочетала в себе все нравственные черты, которая обрела полную мудрость, поднялась на недоступную многим ступень нравственной чистоты. Анна была иудеянкой и долго страдала неплодием, в то время как соперница ее имела детей. Святитель возвращает нас к событиям древности, тогда нередким, или даже обычным явлением было многоженство, только позднее, с пришествием Иисуса Христа был установлен моногомный брак. Возвращаясь к событиям тех далеких времен, он знакомит нас с обычаями, укладом еврейской семьи. Воспитание было великим делом и, следовательно, рождение детей почиталось за великую радость и заслуживало уважения среди людей. Бесплодие же "по природе и само по себе было невыносимо для женщин". Анна оказывается в таком незавидном, положении когда переносятся незаслуженные мучения, скорбь, обиды, оскорбления. Что делает человек в подобной ситуации? Как поступает женщина, даже независимо от того, когда, в какое время она живет? Дети - бесценный дар, то к чему стремится каждая семья, это цель и смысл жизни. Но когда их нет, совершенно естественно, что человек впадает в отчаяние и сомнение, чувствуя свою отверженность и несовершенство.

 Однако, Анна - совсем иной пример. "Она великодушно переносит несчастье", показывая тем самым образец "высокого благоразумия". Отметим, что целомудрие и благоразумие имеют в греческом одно и то же значение - здравомыслие, премудрость в жизни и слове. Иными словами, Анна - пример высокого целомудрия. Подвергнувшись испытанию, она не жалуется, не скорбит выше меры, не считает бедствие невыносимым, не падает духом, но терпеливо ждет. В этом "перед нами открывается премудрость этой жены", богатство ее веры, величие духа. Терпение, кротость, вера, любомудрие, любовь к Богу, благогвение, красота души и сердца - вот те великие добродетели, которые как лепестки сложились в бутон ее цельной личности. Что позволяет говорить о целомудрии Анны, то, что "...пришедши к Богу с этими дарами (молитвой и верой) она (Анна) сделала все, чего хотела, и испорченную природу исправила, восстановила целостность. А это и есть истинное целомудрие, когда духовность становится выше чувственности, взращивается "луг добродетелей" [С.825,826].

 Трактовка целомудрия в его широком смысле встречается и в ряде других творений, но большее внимание Иоанн Златоуст акцентирует на целомудрии как чистоте, характеризуя его как "чистое и нерастленное тело", и советует воспитывать в нем детей. "О целомудрии их мы особенно должны заботится, к этому мы особенно должны быть внимательны". "Сие стяжание, - пишет он, - ценней всех прочих и ради его приходят остальные блага".

 Не случайно и Анна, мать пророка Самуила, начинает воспитание сына с самого главного, берется за суть, за зернышко, за основу - за целомудрие, "Ей подражайте, жены, ей будем подражать мужья и такое же будем иметь попечение о детях, будем так же воспитывать их, как во всем прочем, так и в отношении целомудрия [свт. Иоанн Златоуст. Пять слов об Анне. - С.783]. Здесь святитель дает понятие о целомудрии в его узком смысле. Он обращается к психологическим особенностям юношеского возраста, которому свойственны стремительность, неуравновешенность в делах и поступках, причем как в добрых, так и в злых. "Юность неукротима и имеет нужду во многих наставниках, учителях, руководителях, надсмотрщиках. Что конь необузданный, что зверь неукротимый, то самое есть и юность" [Иоанн Златоуст. О воспитании. /Под ред. Воронежской епархии. - С.22-23].

 Поступки молодежи зачастую непредсказуемы, отсутствуют твердые и крепкие нравственные устои, сильная воля, способная согласовать свои действия с требованиями долга, морали. Целомудрие представлено святителем как одна из важных, серьезных и высоких целей. "Ничто у юношей не требует такого старания и забот, как целомудрие и чистота, потому что именно эта страсть обуревает этот возраст" [свт. Иоанн Златоуст. Пять слов об Анне. Беседы на Книгу Бытия //Творения. - Т.2. - С.788]. "Ни о чем не нужно столько пещись и заботиться юношам, как о целомудрии и чистоте..." 

Воспитание детей в целомудрии, внушение им четких понятий о нравственности и безнравственности, ясных и несомненных убеждений о необходимости сохранения внутренней и внешней чистоты - главный долг родителей-христиан, "...будем удерживать порывы наших детей и то страхом, то убеждениями, будем обуздывать юность. Будем заботиться о целомудрии их; все будем делать и устроять так, чтобы юношеский возраст мог избегнуть неуместных пожеланий. Не будем оставлять юношей без попечения; но зная горящий в них огонь, позаботимся сочетать их браком по закону Божию, прежде, чем они предадутся невоздержанию; пусть и чувства целомудрия у них сохраняются и не потерпят они вреда от необузданности, имея достаточное утешение и будучи в состоянии обуздывать плотские похоти... [Азбука православного воспитания: сборник по творениям святителей. - М., 1997. - С.94].

 Но брак - не единственное основание целомудрия. Иоанн Златоуст предлагает и другие пути решения проблемы. "Оградим их со всех сторон советами, увещаниями, страхом и угрозами." Он советует ограждать детей от неприличного общества, разговоров зрелищ. "...Не станем допускать обращать их взоры туда, где нескромные служанки, невоздержанные девицы. Будем удалять их (детей) не только от зрелищ, но и от слушания соблазнительных и развратных песен, чтобы ими не прельстилась душа их. Не будем водить их в театры, на пиры и попойки. Ничто не украшает юного возраста, как венец целомудрия" [свт. Иоанн Златоуст. Свт. Беседы на книгу Бытия. Пять слов об Анне. - Т.2. - С.788-789].

 Особое место в творениях Иоанна Златоустого отводится вопросу целомудрия в браке. Целомудрие является необходимым нравственно-психологическим условием для прочного и счастливого брака.

"Человек порочный и распутный, - говорит святой Златоуст, - не может (чисто) любить свою жену" [свт.Иоанн Златоуст, Творения. Т.3. - С.211]. "...И жены будут им любезны, когда душа их наперед не узнает блуда и не будет растленна, когда юноша будет знать одну женщину, с которой он вступил в брак. Тогда и любовь бывает пламеннее, и расположение искреннее. И дружба надежнее (и жена милее), когда юноши вступают в брак с соблюдением этого (правила). Если же юноша и прежде брака растлился, то и после брака опять будет смотреть на чужих жен и бегать к любовницам"[Иоанн Златоуст. Творения. - Т.4. - С.789]. "Кто был целомудренным до брака, то тем более остался таким после брака. Напротив, кто до брака научился любодействовать, тот и после брака станет делать то же самое" [Иоанн Златоуст. Св. Беседа 9-я на Первое послание к Тимофею //Творения. - Т.11. - С.681].

 Церковь, в том числе и в лице Иоанна Златоуста, в качестве важного требования выдвигала добрачную чистоту и целомудрие брачующихся. В древней Церкви существовал следующий обычай, неделю после венчания новообрачные носили церковные венцы и жили как брат и сестра. Это делало их брак целомудренным, в основу его закладывалось духовное, молитвенное начало. На восьмой день венцы снимались. Такой подход, безусловно, помогал глубокому осмыслению брачной жизни и любви. Брак - это не только телесное соответствие, но и полная духовная и душевная близость. Не случайно христианский брак сравнивается с отношениями Христа и Церкви.

 Пример целомудрия в браке дан Иоанном Златоустым в одной и его бесед, где он говорит об Акилле и Прикилле. Это были муж и жена, управляли мастерской, занимались ремеслом и показали любомудрие гораздо лучшее, нежели многие живущие в монастыре [свт. Иоанн Златоуст. Беседа 1-я на слова: "целуйте Прикиллу и Акиллу и пр." // Беседы на разные места Священного писания. - Т.". С.419].

 Если говорить о степенях целомудрия, то конкретно святитель их нигде не выделяет, однако можно предположить, что высшая степень чистоты относится к лицам, находящимся в безбрачии: монахам и монахиням, занимающимся пустынножительством или живущим в монастыре, девственникам и девственницам, ведущим жизнь в миру, середина - это христианские юноши и девушки, хранящие добрачное целомудрие и начало, основание целомудрия - это ­­чистое христианское супружество.

 Монашество - высшая степень целомудрия, обозначим причины: это призвание, а не закон, обязательный для всех, что подчеркивает святитель Иоанн, ссылаясь на Евангелие: "Говоря о девстве, Он присовокупил: могий вместить да вместит [Матф XIX,12]; не сказал: всяк, не преподал этого в качестве заповеди"[свт. Иоанн Златоуст. Творения. - Т.1. - Кн.1. - С.110]; монашество - дар, "не все вмещают слово сие, но кому дано", то есть "Кому содействует Бог" [Святое Евангелие от Матфея с толкованием блаженного Феофилакта.

М.: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой ЛАвры; "Новая книга", 1996. - С.309], монашество - подчинение только законам духа, искажение природы, естества ради Бога, "ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сами себя сделали скопцами для Царства Небесного", то есть есть люди, в которых генетически заложено стремление к целомудрию или, которые приходят к целомудрию вследствие наставления других людей или склоняются к нему по собственному желанию.

Если говорить о браке, то святитель отмечает, что "сохранение целомудрия легко для человека женатого, как пользующегося великой утехой" [Т.1. - Кн.1. - С.110]. Брак - это совмещение физического и духовного, его цель - "единство двух существ, их внутреннее срастание в процессе взаимообусловленного внутреннего роста, духовное единосущее при сохранении личной самобытности" [прот.Б.Николаев Нравственные основы семьи в свете Священного Писания и учения Святой Православной церкви // К свету. - 1993. N9,10].

 Признаки целомудрия могут быть внешними и внутренними. Внутренние - соблюдение в чистоте ума, сердца, молитва (хотя она может быть и внешней). "Возлюбил ли кто девство, или ревностно чтит брачное целомудрие - легко и удобно может совершить путь благочестивой добродетельной жизни, если примет в руководительницы молитву" [свт.Иоанн Златоуст. О молитвах// Творения. - Т.2. С.850]. Кроме того, внутренние признаки целомудрия - это умение направлять свою волю в нужное русло, "целомудрие - плод борьбы и подвига" [свт. Иоанн Златоуст. О посте // Творения. - Т.11. С.932]. Внешние признаки - ограничение или, точнее, воздержание в пище, пост, поведение, одежда. Иоанн Златоуст к признакам целомудрия относит и непозволение воззрения на лица другого пола, если конечно оно делается орудием греха. В резкой форме он обличает посещения театров, считая подобного рода занятие недостойным христиан. "Развращаясь на театральных зрелищах, - говорит святитель, - муж, придя домой, не будет ценить целомудренной жены, подруги своей жизни, будучи очарован, пленен чужим обольстительным лицом, виданным на сцене, и на всей блестящей обстановке театра... Слова о целомудрии и чистоте он будет слышать с неудовольствием"[Беседа 3-я о Давиде и Сауле // Творения. - Т.4. С.856-857].

 Таким образом, Иоанн Златоуст разделял два значения целомудрия: как совершенство, святость, свободу от любого порока, приоритет духовного над чувственным, целостность, здравый ум, неповрежденность души, единство, духовную устроенность внутреннего человека, и как чистоту, то есть добродетель, противоположную разврату. Святитель рассмотрел "целомудрие" с трех позиций: первое: "чистое и нерастленное тело", второе - нравственная добродетель, третье - духовное совершенство. Знание психологических особенностей юношеского возраста позволило ему дать своего рода методические рекомендации родителям по воспитанию целомудрия у детей. В обязанности родителей-христиан входят: организация бесед о необходимости физической и нравственной чистоты как основы брака, о целях брака - объединении двух личностей, ради избежания блуда и конечной цели христианской жизни - спасения; рождения и воспитания детей; ограждение ребенка от низкопотребной литературы, музыки, зрелищ, наблюдение за кругом общения детей, создание целомудренной атмосфере в семье, формирование представления о нравственном идеале на примере жизнеописаний Спасителя, Богородицы, святых.

 На основе вышеизложенного можно сказать, что святоотеческая педагогика, в частности творения Иоанна Златоустого, дают полное представление о целомудрии. Различные позиции, с которых святитель рассматривает целомудрие в конечном итоге, фокусируются на христианском понимании о душевно-телесной природе человека, на приоритете потребностей души над потребностями тела. Отсюда вытекает суть главной задачи родителей - научить детей одерживать победу над низменным и безнравственным, формировать уважение к своему телу, как к личному, индивидуальному, способствовать осознанию детьми необходимости целомудрия как условия связи с целым, с Богом. Таким образом, освоение трудов Иоанна Златоустого и других отцов Церкви по данной теме - хороший базис для создания программ по нравственно-половому воспитанию в сфере светского и православного образования.

5.РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ.

Прежде чем перейти к рассмотрению особенностей православного педагога, начнем с того, что попытаемся дать определение понятию­- "учитель". Из курса истории педагогики известно, что сначала существовало понятие "воспитатель" от основы слова питать, его синоним- кормить, откуда произошло - вскармливание. Таким образом, воспитателем назывался человек, который занимался воспитанием кого-либо, отвечал за условия жизни и развития личности ребенка.Чаще всего это были люди опытные и уважаемые, в их обязанности входили забота о духовно-нравственном становлении личности, подготовка детей к условиям жизни.

 Слово "учитель" появилось позже, когда знание и необходимость его передачи стали одной из ценностей общества. В словаре В.И. Даля мы встречаем следующее определение: учитель-наставник, преподаватель, обучатель. Аналогичное определение и у Ожегова: учитель- лицо, которое обучает чему-либо, преподаватель, человек, который учит чему-либо.

 Известно, что на разных этапах развития общества задачи образования менялись. Упор делался то на воспитание, то на обучение. Но большинство педагогов придерживались мнения рассматривать учителя как воспитателя. Педагогическая энциклопедия дает следующую характеристику учителю. Это специалист, ведущий учебную и воспитательную работу с учащимися, он передает общественный опыт новым поколениям, подготавливает к жизни и трудовой деятельности. Современные педагоги также стараются не разграничивать понятия "учитель, наставник, воспитатель". Учитель- это человек, который не только передает знания, но и воспитывает, его главная функция, как отмечает В.А.Сластенин, - "сотворение личности", утверждение "человека в человеке".

 Как и любая другая, православная педагогика берет свое начало с учителя. Само понятие "учитель" в христианском понимании имеет широкое значение. Существует несколько ступеней учительства. Святитель Иоанн Златоуст выделяет следующие: первая - это творение и совесть; познавая творения и прислушиваясь к внутреннему голосу совести, ребенок приобретает первые знания о мире, о себе, об окружающих людях. "От начала, - свидетельствует святитель Иоанн, - были эти два учителя - творение и совесть, и оба они, не произнося слов, учили людей безмолвно. Творение возбуждает удивление к ея Создателю, а совесть, путем внутреннего внушения, научает всему, что должно делать". Вторая ступень - это родители"учитель, уже не безмолвный, как первые, но такой, который действует на душу словом, увещеванием и советом. Это - родной отец каждого. Для того Бог и вложил в родителей любовь к нам, чтобы в них мы имели наставников в добродетели. Не одно рождение делает отцом, но и хорошее образование, и не ношение во чреве делает матерью, но доброе воспитание" [Святитель Иоанн Златоустый, Т.2 Беседы на книгу Бытия, 1993. - С.791]. И, наконец, третья группа учителей - один из видов духовной власти в Церкви "старцы", домашние и школьные христианские учителя [Т.3. - С.78; Т.4.

С.832; Т.5. - С.810]. Такое объединение пастырей церкви - священнослужителей, старцев-монахов и христианских учителей, обучавших детей на дому и в школе не случайно. Следует отметить, что в период становления христианской педагогики и во время написания работ Иоанном Златоустым обучение и воспитание детей являлось преимущественно сферой деятельности священников и монахов. 

В данном параграфе наш непосредственный интерес будет представлять третья группа учителей, когда учительство приобретает более профессиональный характер. Обратимся к истокам православного учительства.

 Понятия "учитель", "ученик" мы встречаем еще в Евангелии и Апостольских писаниях, прочтение которых делает очевидным следующий факт: образец учительской деятельности был дан в образе Иисуса Христа - Бога и человека, пришедшего в мир для спасения людей через добровольное страдание на кресте. Именно он является истинным Педагогом, утверждает в своей работе "Педагог" один из учителей Древней Церкви св. Климент Александрийский. Справедливость этого положения подтверждают и творения святителя Иоанна Златоустого "Беседы на книгу Бытия" и "Толкование на Евангелие от Иоанна Богослова". "Бог,- пишет святитель, - от начала промышлял о нашем роде, как научал полезному, когда не было письмен и не дано было Писания... [Т.2 Беседы на Книгу Бытия, с.779]. Евангелие повествует о пришествии Бога на землю, где он продолжил свое обучение, суть которого заключалась в передаче нового знания - откровения о Царствии Небесном. Впоследствии его восприемниками стали апостолы и ученики, посвятившие жизнь проповеди Евангелия и распространению христианской веры, в соответствии со словами Спасителя "...идите, научите все народы учению Моему, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, поучайте их соблюдать все, что я заповедал вам" [Евангелие от Матфея гл. 28 16-20, от Марка гл.16 15-16].

 Таким образом, Бог является первым и главным учителем. Пытаясь дать определение качествам Бога, богословы, Отцы Церкви, христианские писатели останавливаются на одном ведущем: Бог есть любовь. Следовательно и православного педагога должны характеризовать любовь, самопожертвование, самоотречение ради своей профессии и детей, которых он обучает.

 Главный принцип, на котором строится педагогическая деятельность православного учителя, заключается в искусстве сперва спуститься до понимания воспитываемого, а потом уже возвышать его, cчитает Иоанн Златоустый. К этому способу прибегал и сам Учитель­- Иисус Христос, который снизошел до человечества, чтобы возвести его до Божества. Он снисходил и до своих учеников-апостолов, вплоть до омовения ног. Даже свое Божество Иисус Христос раскрыл не сразу, но был сначала признан только пророком или святым человеком, а потом словом и делом явил то, чем Он был. "Смотри, - пишет святитель, - как Христос всегда раскрывал не все вдруг, но сначала ставил своего слушателя в затруднение, чтобы он сам доискивался смысла сказанного и затем, не умея помочь себе, тщетно напрягая свой разум, он с гораздо большим рвением принимал искомое, когда оно раскрывалось ему, и тем более возбуждался к внимательному слушанию" [Творения св. Иоанна Златоустого. - Т.4.С.2]. Аналогичным образом поступали и апостолы, когда после появления Христа постепенно подходили к проповеди о самых высоких предметах.

 Учитель как бы живет в ученике, старается прочувствовать его душу, подвести его к знанию, осторожно, ненавязчиво раскрыть его творческий потенциал. Педагог спускается до уровня питомцев, чтобы поднять их до своего уровня. Понимая мир ребенка, он помогает ребенку подойти к истине, к догадке, к открытию. "Наставники не все говорят так, как хотели бы сами, но как требует состояние немощных" [Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова М, Из-во Моск. Патриархата, 1993. - С.194]. В этом направлении немаловажную роль играет умение учителя вести сократическую беседу. Учитель заставляет учеников "рождать собственную мысль". Сам Иоанн Златоуст, как отмечает один из современных педагогов, владел в совершенстве сократической беседой Л.В. Сурова пишет: "Все его толкования на Евангелие - это живые сократические уроки. Он сам себе задает вопросы, но эти вопросы как бы "сняты с языка" слушателей, подслушаны у них. Он их просто опережает. Он сам - первый спрашивающий, за ним в действие втягиваются все присутствующие" [Сурова Л.В. Православная школа сегодня. Книга для учащихся и учащих. - М.1996. - С.43]. Суть эвристического метода как нельзя лучше отражается в словах священника Александра Ельчанинова: "В эвристическом методе Сократа поразительны смирение и кротость. Вместо того, чтобы сразить собеседника-оппонента одним резким ударом - терпение матери, ведущей ребенка, подымающей его много раз и опять направляющей... Сократ по душевному своему складу православен; одна из существенных черт православия - "озаренные благодатью сердца в глиняных сосудах" [2 Кор.4,7]. То же пленяет и у Сократа" [Свящ. Александр Ельчанинов. Записи. М.,1992.- с.101].

 В непосредственной связи с основополагающим принципом "сперва снисходить, а потом возвышать" находится цепочка следующих принципов: любви- умения видеть в каждом ребенке образ и подобие Бога, ненасилия - стремление не навредить детской душе, своевременности, суть которого - cообщать знание тогда, когда ребенок готов его воспринять, ответственности, смирения, меры. Последние три принципа святитель Иоанн описывает в слове третьем "К верующему отцу", характеризуя деятельность христианского педагога. Принцип ответственности заключается в "заботе не о маловажном", в беспокойстве за бессмертную душу ребенка. Принцип смирения. Смирение - одна из главных христианских добродетелей: смирение педагога - это осознание себя как проводника воли Божией. Учитель - соработник Бога, "призывающий Бога в посредники" между собой и учеником. И, наконец, принцип меры. Учитель не сразу сообщает совершенное знание, но предлагает "заниматься науками, приносить пользу сверстникам. Педагог старается не "потрясти ростки любомудрия, еще нежные, только насаженные, но ожидает, пока они укоренятся" [Свт. Иоанн, Т.1 кн.1 К верующему отцу, сл.3, 1898.- С.105].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.