рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Формирование экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста в процессе наблюдения за объектами живой природы

Следующий период в развитии млекопитающих - ювенальный подросшие детеныши много играют под присмотром родителей активно обучаются навыкам взрослого поведения. Внешние уело вия остаются прежними: взрослые животные, как и раньше, опекают малышей-, кормят, заботятся. В отличие от предыдущего периода с детенышами можно общаться, играть.

Заключительная стадия онтогенеза - половозрелость и полно самостоятельное поведение.

Таким образом, цикл наблюдений за ростом и развитием животных на примере декоративной птицы или пушистого зверька позволяет показать детям интересный экологический аспект: ста дни развития животного организма и его взаимосвязь с меняющейся средой обитания. Такой цикл наблюдений имеет особое воспитательное значение: педагог учит дошкольников с большим вниманием, бережно и осторожно обращаться с потомством животных, учит создавать для них благоприятную среду, учитывать хрупкость молодой жизни.


Глава 4. Организация наблюдения за объектами живой природы с целью формирования экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста

4.1 Выбор метода наблюдения за объектами природы с детьми среднего дошкольного возраста

Проблемные наблюдения ведутся по многим показателям, охватывают большое количество исследуемых и, как правило, осуществляются коллективно несколькими лицами. Они могут быть использованы и при изучении кратковременных педагогических процессов (например, при изучении структуры и содержания урока).

При всей сложности организации проблемных наблюдений трудно переоценить их значение в решении сложных задач педагогического исследования. С помощью проблемных наблюдений можно выявить не только" общую направленность развития физического воспитания, но и оценить его частные проявления. Предположим, показатели различных наблюдений говорят о том, что с введением новых программ повысился уровень теоретической подготовленности школьников общеобразовательных школ в области физического воспитания, однако некоторые из этих наблюдений свидетельствуют о том, что повышение этого уровня не является следствием улучшения межпредметных связей.

Тематическое наблюдение характеризуется более узкими рамками объекта наблюдения, минимумом педагогических явлений, подлежащих изучению. Из целостного учебно-воспитательного процесса как бы вычленяется то или иное явление и подвергается наблюдению. Все это создает возможности для более глубокого, хотя и локального, изучения педагогического явления.

Следует иметь в виду, что вычленение изучаемого явления ни в коем случае не должно сводиться к его изолированию. Наблюдая, например, за методикой использования подводящих упражнений, нельзя оценивать ее эффективность без учета знаний и умений занимающихся.

Тематическое наблюдение наиболее широко представлено в практике научных исследований. Объясняется это его относительной доступностью для индивидуальных исследований.

По степени определенности программы наблюдения могут быть разведывательными и основными.

Разведывательные наблюдения, или предварительные, не имеют четкой программы. Она может уточняться и видоизменяться по ходу самих наблюдений. Применяются наблюдения этого вида с целью более глубокой разработки гипотезы и методики всего исследования, Они могут предварять постановку эксперимента и основного наблюдения. В частности, во время разведывательных наблюдений может отрабатываться техника, процедура наблюдения (выбор места для наблюдения, форма записи наблюдаемого и т.п.).

Отсутствие предварительно разработанной программы и техники наблюдения делает его сравнительно сложным и требует от исполнителя высокой методологической подготовки.

Разведывательные наблюдения могут вестись двояко: или, как принято говорить, широкой полосой захвата, или узконаправленно. В первом случае наблюдают педагогический процесс в целом и на этом фоне анализируют тот или иной круг интересующих исследователя вопросов. Так поступают в тех ситуациях, когда окончательно еще не сформулирована тема исследования или нет четкой гипотезы. Во втором случае имеется совершенно точный "адрес" наблюдения. Задача наблюдения сводится к тому, чтобы уточнить подход к изучению конкретного явления, некоторые аспекты методики наблюдения.

Следует помнить, что, в ходе наблюдений могут встретиться непредвиденные осложнения, возникнуть самые заманчивые перспективы нового в изучении учебно-воспитательного процесса.

Основное наблюдение (его еще называют стандартизированным) имеет четко разработанную программу наблюдения и технику фиксирования результатов в уже опробованных протоколах, таблицах и т.п. Такая жесткая регламентация всех действий исследователя позволяет в некоторых случаях привлекать к наблюдению помощников (например, для того, чтобы фиксировать в специальном протоколе число бросков по баскетбольному кольцу и число попаданий).

Наблюдения, которые проводятся с помощниками, иногда называются опосредованными. Ими можно пользоваться только в тех случаях, когда, во-первых, подлежат регистрации четко видимые факты, позволяющие зафиксировать "да" или "нет"; во-вторых, имеется настолько точная методика регистрации, что помощнику не придется уточнять ее; в-третьих, когда помощники имеют хорошую теоретическую подготовку и практические умения, полученные при пробных наблюдениях.

Опосредованные наблюдения обладают тем неоспоримым преимуществом, что с их помощью можно собрать большее количество данных, сделав выборку более репрезентативной. Значительную роль эти наблюдения могут сыграть в корректировке данных, собранных самим исследователем, при одновременном фиксировании им вместе с помощниками элементов педагогического процесса.

По стилю (форме) наблюдения делятся на включенные и невключенные.

Включенные наблюдения, или наблюдения "изнутри", предусматривают активное участие самого исследователя в том учебно-воспитательном процессе, который он должен анализировать и оценивать. Разумеется, подобные наблюдения осуществимы только в тех случаях, когда физические возможности исследователя позволяют ему выполнять все требования педагогического процесса. Наиболее вероятная сфера применения включенных наблюдений - анализ в группах здоровья, в туристских походах и т.п. "Действующие" спортсмены-исследователи могут использовать их при анализе тренировочных занятий. Совершенно исключаются эти наблюдения при исследовании детей.

Положительные стороны включенного наблюдения трудно переоценить. С его помощью можно вскрыть те глубинные особенности педагогического процесса, которые наблюдению "со стороны" просто неподвластны.

Тем не менее включенное наблюдение имеет и недостатки: во-первых, в ходе его невозможна текущая регистрация всех событий, так как исследователь вынужден все фиксировать после занятий, на память (правда, этот недостаток может быть снят при использовании видеозаписи, киносъемки, магнитофонной записи или, наконец, анализа занятия помощником); во-вторых, при длительном участии в занятиях у исследователя может наступить привыкание, которое невольно заставит его мыслить категориями занимающихся и преподавателя, другими словами, он утратит ту свежесть восприятия, которая обычно характерна для постороннего наблюдателя; в-третьих, требуется определенное время привыкания коллектива занимающихся и преподавателя к исследователю.

Невключенное наблюдение является прямой противоположностью наблюдению предыдущего вида: исследователь наблюдает со стороны, не принимая личного участия в занятиях, он является лишь свидетелем происходящего. Этот вид наблюдения встречается в исследованиях гораздо чаще, чем первый.

Преимущество невключенного наблюдения состоит в том, что оно не имеет тех ограничений в сфере применения, которые присущи включенным наблюдениям. В этом же смысле можно говорить о его большей доступности для исследователей. Наконец, при использовании его упрощается проблема текущего анализа занятий, так как его выполняет сам исследователь.

Слабой стороной невключенного наблюдения является более поверхностное, чем при включенном наблюдении, восприятие педагогической действительности. Надо сказать, что подобный недостаток скорее является теоретическим, так как на практике он может нейтрализоваться высоким мастерством исследователя. Между этими двумя полярными видами наблюдения могут существовать промежуточные, с различным соотношением признаков того и другого видов.

По степени осведомленности занимающихся и преподавателя о том, что за ними осуществляется наблюдение, выделяются открытые наблюдения и скрытые.

Открытыми наблюдениями называются такие, при которых и занимающиеся, и преподаватель знают, что за ними ведется наблюдение. Наблюдения этого вида наиболее широко распространены, так как не требуют каких-либо дополнительных организационных мероприятий. Это, пожалуй, их единственное, преимущество. Дело в том, что даже самые безразличные занимающиеся и самый опытный педагог не останутся безучастными к тому, что за ними наблюдают. Это может выразиться в тех же реакциях, о которых говорилось при характеристике открытого эксперимента.

Стоит или не стоит говорить занимающимся и преподавателю о задачах и содержании предполагаемых наблюдений, зависит от конкретных условий, и прежде всего от такта исследователя, от его умения расположить к себе занимающихся и преподавателя, раскрыть перед ними практическую значимость наблюдений, быть "незаметным". Как выражаются некоторые исследователи, надо стремиться "все видеть и быть невидимым". Большую роль тут может сыграть так называемое "вживание" исследователя в коллектив, привыкание участников объекта наблюдения к постороннему лицу, создание у них нейтральной установки на задачи наблюдения. Однако, как показывают социологи (Л.А. Петровская, 1972), и в подобной ситуации проблема неестественного поведения людей, за которыми наблюдают, полностью не снимается. Каждый исследователь должен это иметь в виду при анализе результатов наблюдения.

Допустимо ли исследователю появляться без предупреждения для педагогического наблюдения? Мнение, что в этих случаях можно добиться большей естественности в поведении занимающихся и преподавателя, чаще всего не оправдывается. Подобная внезапность нередко вызывает растерянность у наблюдаемых и, следовательно, дает извращенное представление о характере педагогического процесса.

Проводя открытое наблюдение, исследователь обязан дать заверения, что результаты будут достоянием только научной работы, а публикации с упоминанием фамилий будут допущены лишь с разрешения самих занимающихся и преподавателя.

Скрытое наблюдение (или наблюдение "инкогнито"), наоборот, предполагает, что ни занимающиеся, ни преподаватель не знают о том, что за их действиями ведется наблюдение. Основное преимущество скрытого наблюдения состоит в том, что поведение занимающихся и преподавателя остается естественным.

Однако при использовании скрытого наблюдения исследователь должен решить две проблемы: одну этического плана, другую - организационного.

Вопрос об этической стороне дела не является праздным, так как в итоге речь идет об оценке деятельности людей. Даже если она будет положительной и люди никогда не узнают, что за ними велось наблюдение, то и тогда исследователь должен иметь моральное основание для этого. Не случайно некоторые социологи, особенно зарубежные, ставят под сомнение правомочность скрытого наблюдения. Однако вряд ли эти опасения имеют существенные основания для советской науки. В конечном итоге все зависит от цели, которую преследует наблюдатель. Цель любого скрытого наблюдения в нашей действительности определяется общественными интересами, стремлением повысить уровень физической подготовленности населения нашей страны. Подобная установка в равной мере отвечает интересам и наблюдателя, и наблюдаемых. С этих позиций скрытое наблюдение может расцениваться как полноправный вид педагогического наблюдения.

Что касается второй проблемы, то по поводу организации скрытого наблюдения нельзя дать однозначных рекомендаций. Все зависит от задач и конкретных условий учебно-воспитательного процесса. Можно только заметить, что лучшим, но и наиболее трудным в организационном отношении способом скрытого наблюдения является способ одностороннего видения. Для этого создаются специальные комнаты, из которых через стекло наблюдатель может видеть весь зал. Наблюдателя же не будет видеть никто. Подобные комнаты используются в исследованиях социологов и преподавателей общей педагогики. Наиболее доступным способом скрытого наблюдения является наблюдение из окна школы за работой на спортивной площадке.

По временному признаку педагогические наблюдения делятся на непрерывные и прерывистые.

Непрерывное наблюдение характеризуется продолжительностью, которая свойственна изучаемому педагогическому явлению. Проводя такое наблюдение, исследователь имеет возможность проследить развитие явления от начала до конца. В итоге о нем создается целостное представление и повышается достоверность полученных результатов.

Простейшим случаем непрерывного наблюдения является наблюдение, проведенное на одном уроке, с его начала и до конца.

Однако понятие о непрерывности наблюдения не тождественно представлению б непрерывности времени, в течение которого исследователь ведет наблюдение.

Например, наблюдение за явлением, которое развивалось на протяжении нескольких уроков (предположим, за ходом обучения какому-либо двигательному действию), также является непрерывным. Следовательно, определяющим признаком непрерывного наблюдения является не отсутствие временных перерывов в деятельности исследователя, а прослеживание всех этапов развития того или иного педагогического явления, включая подготовку и последствия определенного периода работы. По времени непрерывное наблюдение может длиться и несколько минут, и несколько месяцев.

Прерывистое наблюдение (по иной терминологии - дискретное, или частичное) характеризуется тем, что изучается не все педагогическое явление в целом, а лишь его главные этапы.

В этом случае, разумеется, не удается проследить за динамикой явления, увидеть многие детали, однако общий ход развития его, начальные и конечные признаки остаются в поле зрения исследователя и позволяют понять общую закономерность.

С помощью прерывистых наблюдений изучаются следующие педагогические явления: во-первых, те, которые обладают большой инертностью к действию педагогических факторов, а потому требуют длительного их воздействия, после чего только можно ожидать изменений наблюдаемых явлений (например, отношение к физическому воспитанию учеников различных классов); во-вторых, интересные своими отдаленным последствиями (например, влияние нового содержания физического воспитания на профессиональную подготовку выпускников общеобразовательных школ); в-третьих, те задачи, исследования которых требуют длительных перерывов между наблюдениями (например, изменение техники исполнения одного и того же двигательного действия под влиянием роста квалификации спортсмена).

Десять перечисленных разновидностей педагогических наблюдений сгруппированы по парам на основании какого-либо одного ведущего признака.

Каждая разновидность в паре обладает своими преимуществами и недостатками и может применяться только в конкретной ситуации в соответствии с поставленными задачами исследования; с другой стороны, она может характеризоваться всеми пятью признаками.

Например, проблемное наблюдение может быть разведывательным (или основным), включенным (или невключенным) и т.д.

4.2 Диагностика экологической культуры детей среднего дошкольного возраста

4.2.1 Выявление уровня экологической культуры

у детей среднего дошкольного возраста

Целью констатирующего эксперимента являлось определение уровня экологической культуры детей среднего дошкольного возраста.

Задачи констатирующего эксперимента:

1) определить критерии уровня экологической культуры детей;

2) подобрать диагностический материал и оборудование;

3) провести диагностику детей в экспериментальной и контрольной группах.

Методы исследования:

1) наблюдение за деятельностью детей;

2) беседа с детьми.

Контрольные задания для определения уровня экологической культуры детей среднего дошкольного возраста:

Задание[22]. Определение характерных особенностей представителей мира животных, мира растений.

Цель. Определить уровень знания характерных особенностей представителей мира животных, мира растений

1. Знают ли дети животных основных классов (звери, насекомые, рыбы, земноводные)? 2. Знают ли особенности поведения, среду обитания, чем питаются, где и как находят корм, как передвигаются, приспосабливаются к сезонным изменениям, спасаются от врагов?

3. Знают ли, как обеспечить уход за животными (растениями)?

4. Могут ли определить стадии роста и развития животных (растений)?

5. Относят ли животных к живым существам и по каким признакам?

6. Умеют ли устанавливать связи между средой обитания и внешним видом, средой обитания и образом жизни?

7. Сформированность понятий «звери», «птицы», «рыбы», «насекомые», «растения».

Методика диагностики: приготовить картинки с изображением животных разных классов.

Беседа по картинкам.

1. Кто это? Что это?

2. Как ты думаешь, что нужно животным (растениям), чтобы жить и хорошо себя чувствовать?

3. Как нужно ухаживать за животными (за растениями)?

Затем ребенку предлагаются цветные изображения основных сред обитания живого (воздушной, водной, наземной), силуэтные картинки. Задаются вопросы:

1. Правильно ли «расселили» животных? Почему ты так думаешь? 2. Помоги животным и посели их так, чтобы им хорошо жилось. Почему (называется конкретное животное) удобно жить (называется среда обитания)?

3. Хорошо ли разным животным и растениям жить вместе (в лесу, в водоеме, на лугу)? Почему?

4. Правильно ли посажено растение? Почему ты так думаешь?

5. Правильно ли дети ухаживают за растением? Почему?

Оценка результатов деятельности

Высокий уровень (15 - 20 баллов)

• Ребенок без особого труда распределяет представителей животного мира по видам; аргументирует свой выбор.

• Соотносит представителей фауны со средой обитания.

• Знает характерные признаки.

• Без особого труда, связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы.

• Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

Средний уровень (9 - 14 баллов)

• Ребенок иногда допускает незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам.

• Не всегда аргументирует свой выбор.

• В основном соотносит представителей фауны со средой обитания.

• Знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах.

• На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.

• Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

Низкий уровень (3 - 8 баллов)

• Ребенок часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам.

• Не всегда аргументирует свой выбор.

• Не всегда соотносит представителей фауны со средой обитания.

• Затрудняется назвать характерные признаки.

• На поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если и отвечает, то в основном неверно.

• Не проявляет интереса и не выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

В констатирующем эксперименте принимало участие две группы детей по 7 человек, это контрольная группа и экспериментальная. Результаты эксперимента сведены в общий график по двум группам, который представлен ниже:


Из приведенного графика можно сделать следующие выводы:

·  Воспитанники экспериментальной и контрольной группы в целом показали средний уровень экологической культуры.

·  Показатели дошкольников из экспериментальной группы значительно ниже, чем в группе контрольной.

4.2.2 Формирование экологической культуры детей средствами наблюдения за объектами живой природы

Формирование экологической культуры представляет собой совокупность экологических идей, народных и нравственно-экологических понятий, интеллектуальных и практических умений и навыков, опыта творческой природоохранительной деятельности.

Самоанализ занятия по экологическому воспитанию «Что цветет на нашем участке в начале сентября?» проведенного в ДОУ№9 города Пикалево

Тема: «Что цветет на нашем участке в начале сентября?»[23]

Цель: Учить детей находить и правильно называть цветущие растения на участке.

Структура занятия – наблюдения:

1. Вводная беседа (организационный момент).

2. Наблюдение за растениями участка.

3. Беседа.

4. Итоги занятия. На данном занятии было использовано наблюдение за живой природой – растениями на участке. Наблюдение было организованно как разведывательное, детям было предложено найти цветущие растения на участке, описать их. Для обобщения увиденного воспитателем было выбрана беседа с детьми, где каждый ребенок принимал активное участие, высказывал свое мнение. Беседа показала уровень и заинтересованность всех воспитанников в наблюдении за осенними цветущими растениями, что на данном занятии – наблюдении было результативным и успешным.

Самоанализ занятия по экологическому воспитанию «Наблюдаем за насекомыми осенью»

проведенного в ДОУ№9 города Пикалево

Тема: «Наблюдаем за насекомыми осенью»

Цель: Систематизировать представление детей о поведении насекомых осенью.

Структура занятия:

1. Организационный момент.

2. Беседа о насекомых.

3. Наблюдение за насекомыми.

4. Итоги занятия.

Для достижения поставленной цели наблюдения было проведено занятие о жизни насекомых, знакомстве с ними. Представленное занятие является закрепляющим при знакомстве детей с насекомыми.

Беседа о насекомых организованна в форме фронтального опроса для совершенствования знаний детей о насекомых.

Процесс наблюдения предложен детям как разведывательный, ребятам необходимо найти и пронаблюдать за насекомыми, которые приготовились к зиме, пронаблюдать за ними, сделать определенные выводы.

Результаты наблюдения показали заинтересованность детей жизнью насекомых.

Самоанализ занятия по экологическому воспитанию «Наблюдаем за жителями живого уголка. Рыбка»

проведенного в ДОУ№9 города Пикалево

Тема: «Жители живого уголка. Рыбка»

Цель: Пронаблюдать за жизнью аквариумных рыбок.

Структура наблюдения:

1. Организационный момент.

2. Наблюдение за аквариумной рыбкой.

3. Беседа о жизни рыбки в аквариуме.

4. Итоги занятия.

Данное занятие строилось по нескольким этапам:

- Выбор объекта наблюдения.

- Наблюдение за выбранным объектом.

- Описание объекта наблюдения.

- Забота о рыбке.

Данное занятие организованно необычно, разбито на насколько этапов. Наблюдение за рыбкой сопровождается беседой с воспитателем и другими детьми, где каждый ребенок хочет похвастаться выбранной им рыбкой, рассказать о ее движениях, ее красоте. В конце занятия дети формулируют правила заботы и ухода за аквариумными рыбками.

Занятие строится в непринужденной форме, но все без исключения дети принимают в нем активное участие.

Как результат наблюдения дети нарисовали свои рыбки, что говорит о заинтересованностью детей жизнью аквариумных рыбок.

4.2.3 Анализ экологической культуры детей среднего дошкольного возраста в ходе проведения занятий

Цель контрольного эксперимента - проверка необходимости в проведении занятий наблюдений за объектами живой природы в повышении уровня экологической культуры детей среднего дошкольного возраста.

В качестве методики по повышению уровня экологической культуры нами была выбрана методика констатирующего эксперимента. В данном эксперименте принимали участия те же дети.

Группа детей Уровень экологической культуры детей
Общее кол-во баллов Общий уровень
Экспериментальная группа (7 чел.) 108 Средний
Контрольная группа (7 чел.) 133 Высокий

Дети контрольной и экспериментальной группы значительно повысили уровень экологической культуры, о чем свидетельствуют представленные выше графики и таблицы.

·  Воспитанники контрольной группы показали на контрольном эксперименте высокий уровень экологической культуры, что говорить об эффективности проведенных нами занятий – наблюдений.

В процессе непосредственных наблюдений за природой в сознание детей заложилось ясное и точное представление о предметах и явлениях природы, что в живой природе все связано между собой, что отдельные предметы и явления взаимообусловливают друг друга, что организм и среда - неразрывное целое, что любая особенность в строении растений, в поведении животных подчинена определенным законам, что человек, как часть природы, наделенная сознанием, своим трудом активно воздействует на природу. Следовательно, разработанные нами занятий - наблюдения по повышению уровня экологической культуры в процессе наблюдения за объектами живой природы на занятиях по экологическому воспитанию средних дошкольников достаточно эффективны.


Заключение

 Изучив литературу по теме «Формирование экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста в процессе наблюдения за объектами живой природы» мы пришли к выводу, что воспитанники дошкольных учреждений не в полной мере овладевают знаниями экологической культуры. Следовательно, организация наблюдения за объектами живой природы наиболее эффективно повышает уровень экологической культуры, как дошкольника среднего возраста, так и группы в целом, о чем свидетельствуют проведенные нами эксперименты. Изучение методической литературы помогло нам составить наиболее эффективные мероприятия по наблюдению за объектами живой природы (рыбка, насекомые, растения). Эффективность данных занятий так же подтверждена нами контрольным экспериментом. Следовательно, нами в ходе работы, были достигнуты поставленные цели и задачи, гипотеза подтверждена.


Список используемой литературы

1.  Методика ознакомления с природой в детском саду/под ред. П.Г.Саморуковой.- М."Просвещение",1992

2.  Методика экологического воспитания дошкольников Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2001

3.  Лихачев Б.Т. Экология личности//Педагогика.-1993.-№2.

4.  Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000.

5.  Рыжова Н.А. Экологическое воспитание дошкольников с позиции новой парадигмы. Дошкольное воспитание № 7, 2001.

6.  [1] Бобылева Л., Дупленко О. О программах экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. N 7

7.  "Мы" - Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. - СПб: Детство-пресс, 2003. - 240 с.

8.  Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб.: детство-пресс, 2003. - 319 с.

9.  Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 1999.

10.  Рыжова Н. "Наш дом - природа". Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. N 7. С. 26-34.

11.  Ашиков В. И., Ашикова С. Г. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. М., 1997.

12.  Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу. - Мн.: Нар. асвета, 1972.

13.  Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр "Академия", 2002. - 336 с.

14.  Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим: // Дошкольное воспитание. 2003. N 7. С. 31-34.

15.  Марковская М. М. Уголок природы в детском саду / Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1984. - 160 с

16.  Иванова Г., Курашова В. Об организации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. N 7. С. 10-12.

17.  Соломенникова О. Диагностика экологических знаний дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2002


[1] Методика ознакомления с природой в детском саду/под ред. П.Г.Саморуковой.- М."Просвещение",1992.

[2] Методика экологического воспитания дошкольников Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.— 184 с.

[3] Лихачев Б.Т. Экология личности//Педагогика.-1993.-№2.

[4] Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000.

[5] Рыжова Н.А. Экологическое воспитание дошкольников с позиции новой парадигмы. Дошкольное воспитание № 7, 2001.

[6] Бобылева Л., Дупленко О. О программах  экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. N 7

[7] Бобылева Л., Дупленко О. О программах  экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. N 7

[8] "Мы" - Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. - СПб: Детство-пресс, 2003. - 240 с.

[9] Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб.: детство-пресс, 2003. - 319 с.

[10] Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 1999.

[11] Рыжова Н. "Наш дом - природа". Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. N 7. С. 26-34.

[12] Ашиков В. И., Ашикова С. Г. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. М., 1997.

[13] Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу. - Мн.: Нар. асвета, 1972.

[14] Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр "Академия", 2002. - 336 с.

[15] Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу. - Мн.: Нар. асвета, 1972.

[16] Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим: // Дошкольное воспитание. 2003. N 7. С. 31-34.

[17] Марковская М. М. Уголок природы в детском саду / Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1984. - 160 с

[18] См. Приложение 1.

[19] Иванова Г., Курашова В. Об организации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. N 7. С. 10-12.

[20] Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим: // Дошкольное воспитание. 2003. N 7. С. 31-34.

[21] Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим: // Дошкольное воспитание. 2003. N 7. С. 31-34.

[22] Соломенникова О. Диагностика экологических знаний дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2002

[23] См. приложение 2


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.