Поставленный
митрополитом русским ещё в 1375году, т. е. Уже 15 лет назад (с 1390 года),
митр. Киприан провёл почти всё это время вне Москвы. Но ему суждено было
прослужить ещё 16 лет (до 1406 года) уже в прочном положении московского
митрополита. Своей выдающейся разносторонней деятельностью в духе возвеличения
Москвы и русской церкви, он вошёл в серию её святителей, прославленных и
канонизованных. Память его празднуется 16 сентября.
Митр.
Киприан прибыл в Москву через Киев в начале 1390 года. Вступив в союз с
московским князем, митр. Киприан, как и его предшественники, намеренно или
ненамеренно своей иерархической деятельностью содействовал Москве в её
собирании земли русской. Такова, например, его борьба (хотя и неудачная) с
Новгородом из-за месячного суда.
В
борьбе новгородцев с московскими митрополитами по церковным вопросам всегда
сказывались мотивы политические. Время церковной смуты давало благоприятные
условия для выражения сепаратистских стремлений новгородцев в церковной сфере.
И вот, в 1385 году все духовные и мирские люди Новгорода единодушно постановили
на вече и целовали крест в том, чтобы впредь им не являться на суд в Москву к
митрополиту, и не давать ему месячного суда в Новгороде, а судиться
окончательно у своего владыки. Здесь разумелся суд апелляционный, который
митрополиты производили в Новгороде или сами лично, или через своих
уполномоченных каждые три года на четвёртый в течение одного месяца. В то время
иметь право на суд значило иметь право на получение судебных пошлин. Суд
апелляционный оплачивался двойными пошлинами и поэтому был вдвойне дорог для
митрополитов. За сам приезд в Новгород митрополиты брали поголовную дань со
всего духовенства епархии, известную под именем «подъезда»; дань эта взималась даже
в том случае, если митрополиты не сами приезжали для месячного суда. Содержание
митрополиту и его свите во время суда также полагалось за счёт новгородцев и
было подобно современным «командировочным» настолько богатым, что превращалось
в особую кормовую дань, превышавшую действительные потребности месячного
содержания. Отсюда понятна потребность в возникшем споре с той и другой
стороны.
Устроившись
в Москве, новый митрополит сам отправился в Новгород в феврале 1392 года. Там
встретили его с честью и торжеством. Митрополит отслужил три парадных литургии,
но когда по окончании третьей в Софийском соборе, он с амвона с крестом в руке
попросил новгородцев дать ему суд по старине, то все они в один голос отвечали:
«господине! О суду есмя крест целовали и грамоту списали промежи себя крестную,
что к митрополиту не зватися». Все просьбы митрополита остались напрасными, и
он на третий день уехал в Москву, наложив отлучение на всех новгородцев во
главе с архиепископом.
Митрополит
Киприан, как проведший первые 15 лет своего управления русской церковью в
Литве, не был узким москвичом в своей церковной политике и не забывал своих
юго-западных епархий. После занятия всероссийской кафедры, он дважды уезжал из
Москвы в Литовскую Русь (в 1396 и 1404 годах) и оба раза оставался там
приблизительно по полтора года. В Литве к этому времени судьба православной
веры изменилась в худшую сторону…
1386
год – брак литовского князя Ягайло с польской королевой Ядвигой. Этот брак
соединил Польшу и Литву под одной короной. Польша – католичество.
Митр.
Киприан не вступил в столкновения с новыми веяниями и старался поддерживать с
Ягайло дружеские отношения. Ягайло, сделавшись королём польским, под влиянием
латинского духовенства, сразу же занялся мыслью об объединении своих
православных литовских подданных с подданными королевства польского и завёл об
этом разговор с митр. Киприаном в первый же его литовский визит в 1396 году. В
то время думали об унии не столь уродливой и насильственной, какая была принята
в последствии. Надеялись ещё устроить дело со всей восточной церковностью в
лице константинопольского патриарха. В таком смысле и был предложен план унии
митр. Киприану. Последний, как натурализовавшийся грек, охотно принял его к
сердцу потому, что тогдашние греки горячо мечтали о соединении церквей, как
единственном средстве привлечь силы европейских государей для спасения
погибающей византийской империи, и, нужно заметить, хотели верить в возможность
действительного воссоединения, а не беспрекословного подчинения папе. Король и
митрополит вступили в переговоры с Константинополем. В следующем же году
патриарх ответил тому и другому посланиями. Королю он отвечал: «ты пишешь о
соединении церквей: и мы усердно желаем этого, только это не есть дело
настоящего времени, потому что у нас идёт война с нечестивыми (турками), пути
нам заперты, дела наши находятся в стеснённом положении; при таких
обстоятельствах возможно ли, чтобы пошёл кто-нибудь от нас на составление там
(на Руси) собора? Если бог пошлёт мир, и пути станут свободными, мы готовы к
этому и по собственноручному побуждению. А, чтобы это случилось, усердно просим
твоё благородие соединиться с благороднейшим королём венгерским и выступить с
твоим войском на сокрушение нечестивых; тогда, по освобождении путей, удобно
может и состояться и соединение церквей, как желает этого твоё благородие, и
как желаем этого мы». В послании к митр. Киприану также просит его привлечь
короля Ягайло к помощи грекам. Реальных последствий эта переписка не имела.
Митрополит
Киприан, довольный объединением в своём лице обеих половин русской митрополии –
московской и литовской, имел все желания воссоединить с ними и остальную
юго-западную часть русской церкви – митрополию Галицкую, которой управлял
Антоний, поставленный благодаря стараниям польского короля Казимира в 1371
году. Смерть Антония (в 1391-2 годах) приблизительно совпала с окончательным
утверждением Киприана на кафедре русской митрополии, и Киприан нашёл в ней
повод простереть своё влияние на дела небольшой митрополии Галицкой. При
учреждении этой митрополии во власти польского короля, кроме Галичины
находилась часть Волыни. Поэтому, помимо епархии Галицкой и Перемышльской,
Галицкому митрополиту подчинялись также и епархии Холмская и Владимирская. Ко
времени митр. Киприана Волынь подчинялась уже Литве, хотя и соединённой с
Польшей, и пределы Галицкой митрополии ограничивались двумя первыми епископиями.
Когда умер митр. Антоний, то, с согласия короля Ягайла, управление делами
Галицкой митрополии захватил в свои руки соседний Луцкий епископ Иоанн, подчинённый
ведению митр. Киприана. Опираясь на своего коронованного покровителя, смелый и
властолюбивый Иоанн не только без благословения патриарха распоряжался Галицкой
митрополией, но, продолжая оставаться в то же время Луцким епархиальным
епископом, отважился каким-то образом очень грубо нарушить права смежного с ним
по епархии Владимирского епископа. Митр. Киприан, как верховный начальник и
Луцкой и Владимирской епархии, воспользовался этим случаем, чтобы сместить
самозваного управителя митрополии. Он делал о нём доклад патриарху. Между тем
Иоанн, заручившись рекомендацией Ягайла, отправился в КПль в 1393 году за
посвящением в митрополичий сан. Но здесь его озадачили предстоящим ему
предварительным разбирательством по делу с Владимирским епископом, который также
должен был вскоре прибыть в КПль. Предчувствуя неблагоприятный для себя оборот
дела, Иоанн, не долго думая, решил бежать из КПля и «сел на корабль, готовый к
отплытию». Напрасно патриаршие послы хотели задержать его до соборных
рассуждений. Иоанн отвечал им: «Галич дан мне королём, который есть местный
государь и властитель, мне не доставало только благословения патриарха, но я
получил его и больше ни в чём не нуждаюсь: что мне делать на соборе? пойду в
Галич, в свою церковь». В трудных обстоятельствах Иоанн, как видно, хватался за
соломинку и сознательно лгал, придавая какое-то особенное значение простому
благословению патриарха, полученному им наряду с другими членами своей свиты при
первом представлении. Этим ничтожным аргументом он хотел обеспечить за собой
митрополию в надежде, конечно, на силу расположенного к нему короля. Патриарх
за такое самовольство предал епископа отлучению, о чём написал Ягайлу и
Киприану. Первому патриарх писал, что он посылает для управления митрополией своего
экзарха, Виелеемского архиепископа Михаила, но может простить и поставить
митрополитом и Иоанна, только под условием его покорности и раскаяния пред его
митрополитом. А Киприану предлагалось поставить для Луцкой епархии другого
епископа, что и было им исполнено. Несмотря на всё это, король продолжал
поддерживать Иоанна, и тот фактически управлял Галицкой митрополией. Даже
дружественное сближение с Ягайлом митрополита Киприана во время его приезда в
Литву в 1396 году не поправило дела. Король, видимо, упорно не желал, чтобы на
его собственные польские владения простиралась власть всероссийского
митрополита. А настойчивый Иоанн всё ещё не отчаивался стать настоящим
митрополитом. Сохранилась от 1398 года его обязательственная грамота королю, в
которой он обещается дать королю двести русских гривен и тридцать коней, если
тот поможет ему поставиться на митрополию, разумеется властью КПльского
патриарха. Таким образом митр. Киприану почти до самой своей смерти (в 1406
году) не удалось столкнуть Иоанна и вообще не удалось подчинить своей власти
митрополию Галицкую. Ему в этом препятствовал и сам патриарх. Киприан пытался
было присоединить к себе епископию Перемышльскую, но получил за это у патриарха
выговор. По соизволению КПльской патриархии Галичина была воссоединена с
митрополией всея Руси, и, таким образом, единство русской митрополии, после
столетнего перерыва, было восстановлено только при приемнике Киприана – Фотие.
НОВОСТИ
ВХОД
ТЕГИ
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.