Доклад: Религия и философия в истории Российского государства
Доклад: Религия и философия в истории Российского государства
До принятия
христианства на территории Древней Руси проживали племена полян, древлян,
кривичей, вятичей, радимичей и других славян, которые исповедовали язычество.
Суть языческого мировоззрения связана с признанием добра и зла как двух
равнозначных и самостоятельных начал бытия мира. Нетрудно представить, каким
образом эти «истины» влияли на бытовую жизнь во всех ее проявлениях. Ведь если
добро и зло равноправны и естественны для человека, то он вправе
руководствоваться ими в своей жизни. И народы, которые исповедовали язычество,
не отличались «дружелюбием» не только к другим племенам, но и к своим
соплеменникам. Исторические хроники дают немало примеров «дикой жесткости»,
проявленной язычниками. Так, после победоносных походов, на земле побежденных
оставались в буквальном смысле горы трупов, далеко не всегаа появлявшиеся в
результате только военных сражений. Достаточно вспомнить завоевательные походы
чужеземного для России язычника Александра Македонского. Не опличались
милосердием и русские князья-язычники. В быту язычников также царили жестокие
обычаи. Так, вместе с умершим воином на погребальном костре должны были быть
сожжены и его жена или жены (славяне, например, признавали многоженство).
Крещение Руси и
принятие в 988 г. христианства способствовали не только объединению на основе
исповедывования одной веры различных племен в один русский народ (разумеется, с
учетом других факторов и в течение многих десятилетий), но и внесли в
мировоззрение и повседневный быт новые принципы, в основе которых находится
нравственный идеал, соборность народа и державность государственного устройства.
Первым проявлением
нового религиозного мировоззрения на Руси и одновременно философского видения
мира является «Слово о законе и благодати» русского митрополита Илариона.
Условно содержание этого произведения можно разделить на три раздела. В первом
акцент сделан на религиозной трактовке мира, мировой истории, объясняемых как
переход от ветхозаветного закона, которым руководствуется один иудейский народ,
до новой благодати, заключенной в Новом завете, открытой и доступной всему
человечеству. Второй и третий разделы — это в известной степени светская
философская трактовка событий в принявшей христианство Руси, а также
восхваление деятельности князей Владимира, Святослава и Ярослава на благо Руси.
Как видим, уже в первом из дошедших до нас произведений крещенной Руси, дано
религиозное и философское видение мира. В дальнейшем эта тенденция, вплоть до
конца XIX века, постоянно присутствует и ползает
дальнейшее развитие. Приведем лишь два примера. Это, прежде всего,
подтверждается религиозными и философскими яцеями игумена Иосифа Волоикого
(1439—1515) и царя Иоанна Васильевича Грозного (1530—1584), чаще всего
известного под именем Иван IV, или Иван Грозный.
Иосиф Волоцкий,
мирское имя которого было Иван Санин, «стал русским выразителем древнего православного
учения о «симфонии властей» — церковной и государственной, об их взаимном
гармоничном отношении и дополняющих друг друга обязанностях». В своих трудах
церковный мыслитель последовательно проводил идею об общественном служении
Церкви, Пропагандируемая им идея осознания жизни народа как общего ^Божия
тягла» закономерно включала в себя царя и выступала своеобразным выражением
единства религиозного мышления и светской власти. Согласно религиозному
мыслителю, единство религии и ее церковных институтов со светской властью
получает подтверждение в деятельности монастырей на Руси, которые являлись не
только средоточием просвещения, книгоиздания, религиозной культуры в целом, но
и своеобразными экономическими центрами, которые в неурожайные и бедственные для
русского государства годы оказывали ее гражданам продовольственную помощь.
Фигура царя Иоанна
Грозного в истории России отмечена явными чертами судьбоносности. При нем
произошло окончательное становление русского государства. Его правление также
венчает период формирования русского религиозного самосознания. Именно при нем,
и не в последнюю очередь благодаря вышеперечисленным обстоятельствам, произошло
окончательное оформление русского народа как этнически однородного, завершилось
формирование его взглядов на свою сущность, свою роль в истории, на народные и
государственные формы своего бытия.
Известно, что на
Руси, как, впрочем, и в большинстве других стран мира того времени, считалось,
что царская власть имеет божественное происхождение и поэтому изначально
русские православные князья короновались сначала на княжение, а затем на.
царствование. Иван IV стал первым русским царем, над которым было
совершенно высшее церковное таинство) он стал первым Помазанником Божьим на
царском троне. Тем самым единение светского и религиозных начал достигло своего
высшего уровня. Соборность народа, его державность и святость как бы слетись
воедино. Вся деятельность Ивана Грозного была направлена на укрепление
самодержавия, то есть силы и мощи русского государства и усиление позиций
Православия. Благодаря этой деятельности Россия при Грозном значительно
расширила свои территориальные границы и превратилась в мощное государство.
В последующие
столетия взаимодействие религии и философии продолжало укрепляться, что в свою
очередь способствовало развитию и укреплению русского государства, его
превращению в мощную державу. Своеобразным подтверждением этого единства
являются слова графа Уварова, царского министра просвещения, сказанные им в
1855 г. о том, что сущность и будущее российского государства можно определить
тремя словами; православие, самодержавие, народность.
В советский период
развития нашего общества позиции религии были серьезно ослаблены, в том числе и
административными мерами. В последние несколько лет, судя по всему, церковь
получила некоторые возможности для своей деятельности, проводятся, хотя и
нечасто, встречи за «круглым столом» философов и богословов. Имеются основания
считать, что в будущем контакты теологов и философов станут более частыми, а
это в целом может привести к позитивным результатам.
При подготовке данной работы были использованы материалы с
сайта http://www.studentu.ru
НОВОСТИ
ВХОД
ТЕГИ
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.