![]() |
|
|
Доклад: Евхаристическая общинаВ рамках этой работы невозможно сделать даже краткий анализ этого круга проблем. Однако, очевидно, что как и в апостольской церкви и в ранние века христианства, так и до сегодняшних дней - в евхаристическом собрании - Христа представляет священнослужитель, предстоятель общины. Но что мы имеем ввиду, когда говорим, что священнослужитель должен быть поставлен на служение должным образом?[31] Этот вопрос актуален также и в контексте спора о количестве Таинств и в вопросе “кто может совершать Таинства?”. Строго говоря, в соответствии с лютеранским вероучением - Таинства в узком смысле - это только Крещение и Причастие[32]. Однако, в широком смысле, в соответствии с Апологией, рукоположение, т.е. ординацию мы можем назвать таинством, в силу того, что в этом церковном обряде осуществляется служение Слова. А там, где Слово - там говорит Сам Господь. “...слово Мое, которое исходит из уст Моих, - оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал Его”.[33] 5. Служение и служения “Он признал меня верным, определив на служение”[34] Итак, мы говорим о евхаристической общине, в которой проповедуется Слово и совершаются Таинства, служителями, призванными к этому должным образом[35]. В контексте утверждений предыдущей главы, закономерно возникает вопрос: кто служит в церкви? И более широко: что такое христианское служение? В этой теме вновь переплетаются вопросы и литургического характера, и о жизни в христианской общине, и о личном благочестии, и о миссионерском призвании. Интересно, как в одной современной энциклопедии приводятся три основных типа понимания служения в христианстве. Католическое учение о служении, прежде всего говорит об иерархиях в церкви и об институтах ее управления. Реформатские[36] теории учат о различных служениях, имея ввиду, прежде всего, христианскую этику вообще и проявление разного вида личного благочестия в христианской общине. И только Лютеранство говорит о служении догматически, подчеркивая, что по сути - это одно служение - Служение Христа. Церковное служение, по существу - это Служение Христа, Который и сегодня несёт Евангелие в мир, Который даёт Себя верующим, Который Духом Святым утешает нас, научает, воспитывает и сохраняет нас в истинной вере. Это совершает Он Сам. Термин “служение” используется в богословии и в узком и в широком смысле. В широком смысле это слово означает любое провозглашение Евангелия или преподавание средств благодати, так, как это может быть осуществлено любым верующим христианином. Христианское служение, в узком смысле[37], предполагает существование поместных церквей, ибо оно осуществляется там, где существует община и предстоятель. “Шмалькальденские артикулы” так раскрывают библейское учение по этому вопросу: Когда Апостол Павел основал христианские общины на острове Крит, он велел Титу[38] в каждом городе[39] рукополагать пресвитеров, которых он также называет епископами[40]. Опять же, после того как Павел и Варнава основали поместные церкви в Малой Азии, они рукоположили там “пресвитеров к каждой церкви...”[41]. Рукоположенным пресвитерам было заповедано заботиться о Церкви Божией[42], внимать “себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь”, “бодрствовать”[43], “подавать пример..”[44] и т.д. Эти пресвитеры, предстоятели церквей должны были служить в своих общинах как верные священнослужители, призванные Самим Господом. Следовательно, у нас есть все основания говорить, что церковное служение пресвитера[45] осуществляется по Божьему установлению, по Божьей заповеди. “Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении”. (1 Тимофею 5:17) Рассуждая о церковном служении, по существу, мы говорим о Служении Слова. Именно поэтому Апология, цитируя Августина, утверждает, что Таинство - это “видимое слово”, обозначающее и дарующее тоже самое что и само Слово. Таким образом, действие обоих едино[46]. “Апология”[47] также говорит: “Служение Слова совершается по заповеди Божьей и содержит в себе славные обетования”. Герхард[48] пишет: “Служение Церкви является священным публичным служением, осуществляемым по Божию установлению”. Гуттер говорит о служении так: “Служение Церкви было установлено... Самим Богом”[49]. Христианское служение названо “публичным” не по месту, где оно совершается, но скорее, ввиду того, что оно осуществляется открыто, от имени Церкви, от Имени Христа. А там, где Церковь, там, по воле Божией, должны быть и официально поставлены, призваны на служение пресвитеры, которые от имени Церкви проповедуют Евангелие, отправляют Таинства, и осуществляют Служение Ключей[50]. Так, постепенно, раскрывается более объемное и подробное определение христианской церкви, в котором уже есть и евхаристический характер общины, и особая роль служителей, предстоятелей в евхаристическом собрании. Итак, служение одно - это Служение Слова, которое мы слышим[51] и которое мы видим в Таинстве[52]. Это Служение Христа для Церкви, в Церкви и через Церковь. Важно сказать также несколько слов и о лютеранском понимании священства. Действительно, слова о всеобщем священстве: “Но вы - род избранный, царственное священство, народ святый, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет”[53]- относятся к каждому верующему. Но, все ли Апостолы[54]? Все ли учителя? Все ли пророки? Все ли епископы и пресвитеры? Нет. Один Бог, производящий все во всех, но служения различны... [55] Не разделяя Служение Слова, мы видим различия в служениях. У каждого из нас есть свое призвание в жизни, свой индивидуальный путь. У каждого есть и свое положение в Церкви, в Теле Христовом, в живой христианской общине. При всём этом многообразии - мы едины во Христе. Это не только абстрактное единство в идеях и в общих целях, но и конкретное сакраментальное со-причастие Телу Христа. Это единство - и в Таинствах и во всем церковном священнослужении. Кто же служит в Церкви? Предстоятель? Христос? Община? - Это единое служение. Кто является совершителем Таинств? Может ли епископ или пресвитер совершать священнодействия без народа Божьего? Может ли христианская община быть без предстоятеля? Нет, и не было, и не может быть церкви без священника и священника без церкви. Есть одна “Церковь Божия во Христе”, как единое целое. Невозможно разделить на части тело Христово. “Да будут все едино: как Ты, Отче во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня”.[56] Отвечая на поставленный выше вопрос, кто является совершителем священнодействия в Церкви, важно не смешивать и не отождествлять служение предстоятеля и общины[57]. Хотя это служение и нераздельно, но все-таки различно, согласно Писанию[58]. На евхаристическом собрании, как мы видим, каждый верный народа Божьего стоит перед Богом в своем священническом достоинстве. Таинства и священнодействия совершаются Церковью и в Церкви, т.е. это тоже Служение Христа, в котором открывается и Его сакраментальное действие и наше причастие к этому Служению, наше благодарение и жертва[59]. Воспринимая догматически христианское Служение, как единое действие, как единое Со-бытие во Христе, становятся на должное место учения о иерархиях и о наших различных призваниях. Становятся на должное место все внутрицерковные структуры и функции и все признаки внешней церковной деятельности в мире. “Для сего преклоняю колени мои перед Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле, да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божею. А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем, Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь.” (Ефесянам 3:14-20) 6. Миссия Служение Церкви - это Служение Слова, это Служение Христа. Однажды, в воскресной проповеди я услышал историю о том, как в одной церкви был крест с изображением распятия Христа, но ...у Христа не было рук. На вопрос об этом странном изображении, священник ответил, что это распятие было найдено после войны в руинах разрушенной церкви. Сначала хотели отреставрировать его, но позже решили оставить так. Священник сказал, что в современном мире мы, как призванная Господом Церковь, являемся руками Христа. Мы – Его руки. Поэтому такое распятие, пострадавшее во время войны, теперь напоминает общине о христианском миссионерском призвании - идти в мир, осуществлять Христово служение Благовестия, служение Примирения.[60] Так, мы подошли к заключительной части определения церкви. Мы говорили о церкви, как о евхаристическом собрании верующих, как о Теле Христа, как о единстве предстоятеля и общины, как о церкви Слова и Таинства. Теперь же, продолжая тему Служение - важно сказать о христианской миссии. Христианская миссия начинается в Богослужении. Мы приходим в Церковь для Причастия Телу Христа, для исцеления нашей жизни, для возрастания[61] в познании[62] и в учении[63], но для себя ли только мы обретаем эту благодать Евангелия? Нет. Наше призвание - идти к людям, совершать Служение Слова во спасение мира[64]. В богословском понимании “субъект” Богослужения - Сам Бог, а всякий приходящий становится “объектом” Божественной милости. При этом происходит не только утоление личной духовной жажды, не только удовлетворение личной “религиозной нужды”. Господь посылает нас в мир. Мы получаем призвание нести Благую Весть дальше - в свою семью, к своим соседям и друзьям, по всей Земле. Это и называется - “литургия после литургии”. Таким образом, богослужение не уводит человека на время от мира, но посылает в мир с Евангелием и миссией. Богослужение - это проповедь Христа Распятого и Воскресшего, это свидетельство о Царстве Божием, о Благой Вести, о спасении и о новой жизни. В таком понимании, оно само уже является присутствием и откровением Христа, откровением Спасения. Христианская миссия - это служение Церкви в мире, это служение Христа, Который, как и две тысячи лет назад идет в города, в дома к людям, приходит в жизнь общества и в жизнь каждого человека и приносит Евангелие, несет прощение грехов и Жизнь Вечную. Слово Божие растет и распространяется[65] - в Книге Деяний Апостолов трижды упоминается эта фраза. Так характеризуется миссия апостольской церкви. Так мы говорим и о миссии современной церкви, потому что, по существу - как во времена Апостолов, так и сегодня - это Деяния Христа, это Служение Его Слова. “И церкви утверждались верою и ежедневно увеличивались числом” (Деяния.16:5) Заключение Исследуя вопросы евхаристической экклесиологии мы посмотрели на Церковь и богословски, с догматической стороны, - и с практической, так сказать - “снизу”. Мы видим, что евхаристическая община - это и собрание верующих и Тело Христово, здесь и общение святых и миссионерское призвание, и единство Служения и различение служений. Мы видим в церкви и паству, т.е. верующих, собранных во Имя Христа, - и пастыря, в лице предстоятеля евхаристического собрания. Хотя и не полагается в заключении начинать новую тему, все-таки, я хотел бы сказать о эсхатологической перспективе христианской общины. Евхаристия - это Небо на земле, но при этом, Евхаристия - это и вознесение к Престолу благодати, к Небесному Алтарю. Здесь соединяется действие божественной благодати и человеческий отклик, молитвенный, жертвенный ответ. Церковь - это осуществление эсхатологии здесь и теперь. Хотя и отчасти, но уже в этой жизни в Церкви нам доступны вечные дары благодати и спасения. Богочеловечество Христа не было лишь историческим событием, свершившимся две тысячи лет назад, но Он - в Евхаристии, в Своей Церкви - остался с нами во все дни до скончания века[66]. В этом наша жизнь в настоящем, в этом наша надежда - в будущее. В этом - наша вера, как осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом[67]. Так, в Церкви Христовой, совершается наше спасение[68]... [1] Аугсбургское Вероисповедание, Артикул VII [2] Ефесянам 1:23, Римлянам 12:15, 1 Коринфянам 12:27 и др. [3] 2 Тимофею 1:12 [4] “Книга Согласия”. Фонд “Лютеранское Наследие”, Некоторые фрагменты из Книги Согласия были даны на лекциях в уточненном русском переводе. [5] Секулярный - т.е. мирской, светский. Секуляризация - это стирание грани между миром и Церковью. Этот процесс иногда вызван внешними факторами, например со стороны государства или когда мирские традиции влияют на Церковь. Внутренние факторы можно обнаружить в слабости церкви перед миром, в либеральности учений, в ложной открытости - когда богословы сами стремятся привнести в Церковь популярные философские, психологические или социально-политические идеи. [6] Период лютеранской ортодоксии - это 16-й - 17-й века. Важнейшие имена: Хемниц, Герхард и др. Завершение этого периода исторически связано с появлением пиетизма (Шпенер), который был своеобразной реакцией на сухую схоластику, повторяющую ошибки католической школы. [7] Важно пояснить, что мы верим в не просто абстрактно “в Церковь”, но под такой краткой фразой в этой работе всегда подразумевается третий артикул Символа Веры, с полным определением, где мы исповедуем, что Церковь - единая святая кафолическая. [8] Краткий Катехизис Мартина Лютера. [9] С 1991-го года, семь лет я был членом “Библейской церкви”, похожей на “свободную евангелическую”. [10] Сначала я хотел вычеркнуть эту фразу, но - это честно, мне на самом деле стало не интересно. Сегодня в постротестантских общинах заинтересованность, полезность - один из основных критериев. [11] Послание Ефесянам 4:1-5 “Единство веры и Церкви”. [12] Ефесянам 5:32 и др. [13] Книга Песнь Песней. Подобно “святая святых” Ветхого Завета, об отношении Бога и его народа. Эту книгу отцы Церкви часто цитировали, говоря об отношениях Христа и Церкви. [14] В данном контексте выражение “единство верующих” и “единство крещеных” имеет то же значение [15] Василий Великий [16] Апология Аугсбургского Вероисповедания, Артикулы VII - VIII “О Церкви” [17] Ефесянам 1:15-23. - именно это послание Апостола Павла цитируется и в Апологии. Мы вновь видим, что отцы реформации не говорили о Церкви ни чего принципиально нового. [18] Аугсбургское Вероисповедание. Артикулы VII - VIII. 1530 г. Дополнительно: Апология А.В. [19] Здесь имеется ввиду крайние проявления - на примере анабаптистов и др. [20] Никео-Цареградский Символ Веры. Первый и Второй Вселенские Соборы - 325, 381 г.г. от Р.Х. [21] В этом случае имеются ввиду постротестантские общины. [22] Иоанн.10:10, и далее: Втор.30:4,9 “Хотя бы ты был рассеян от края неба и до края неба, и от туда соберет тебя Господь... А ты обратишься и будешь слушать гласа Господа... С избытком даст тебе Господь...” [23] Апология Аугсбургского Вероисповедания, Артикулы VII - VIII [24] В основание этой главы положена моя работа в семинарии по курсу “Лютеранское Богослужение” [25] “Евхаристия”. Архимандрит Киприан. Профессор православной богословской семинарии в Париже [26] О евхаристической общине говорят такие православные богословы, как Шмеман, Афанасьев и др. [27] Значит - таинственным, в таинстве. [28] Псевдо-Дионисий Ареопагит. [29] 1 Коринфянам 12:27 [30] Деяния 2:42 и 1 Кор.10:16 [31] Аугсбургское Вероисповедание. Артикул XIV [32] О количестве и употреблении Таинств говорит Артикул XIII А.В. и, сответственно - Апология [33] Исаия 55:11 [34] 1Тим.1:12 Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение.. [35] Уместно сделать замечание, что об ординации особо говорится в “Шмалькальденских артикулах”. [36] Под “реформатаством” я имею ввиду кальвинизм и множество его современных разновидностей. [37] Вместо слов “в узком смысле” и “в широком смысле”– можно сказать -“конкретно” и “абстрактно”. [38] Тит.1:5 [39] Вероятно, там где образовывались поместные церкви [40] Тит.1:7 [41] Деяния.14:23 [42] 1Тим.3:5 [43] Деяния.20:28-31 [44] 1Петр.5:3 [45] В протестантской терминологии, уместно говорить о служении пастора, служение епископа. [46] Апология, Артикул XIII [47] Апология, Артикул XIII [48] Герхард - один из крупнейших богословов периода лютеранской ортодоксии. [49] Эти цитаты из Герхарда и Гуттера приводятся в “Христианской Догматике”. Мюллер. [50] Имеется ввиду власть отпускать грехи и отлучать от церкви. См. Иоанн.20 [51] “Вера от слышания, а слышание от Сова Божьего” - Римлянам.10:17 [52] Апология, Артикул XIII [53] 1Петра 2:9 [54] См. 1Коринфянам.12:27-31 [55] См. 1Коринфянам.12:4-11 [56] Иоанн 17:21 [57] “Каждому из нас дана благодать по мере дара Христова” - Ефесянам 4:7 [58] Римлянам.12:3-8, Ефесянам.4:1-7, Евреям.2:4, 1Коринфянам.12 гл. [59] Римлянам.12:1 [60] 2Коринфянам.5:16-20 [61] 2 Коринфянам 10:15 [62] Филимону 1:6, 1Тимофею.2:4, Колосянам 3:10 [63] 1 Тимофею 4-я, 6-я главы [64] “Ибо явилась благодать Божия спасительная для всех человеков, научающая нас...” - Тит.2:11-12 [65] Деяния.6:7, 12:24, 19:20, дополнительно: 9:31, 16:5 и 28:31 [66] Матфей 28:20 б [67] Евреям 11:1 [68] См. Филиппийцам 2:12-13 Стр: 1 |
Страницы: 1, 2
![]() |
||
НОВОСТИ | ![]() |
![]() |
||
ВХОД | ![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |