рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Вопросы и ответы к междисциплинарному экзамену (государственное и муниципальное управление)

Показатели динамики экономического развития многочисленны, не всегда поддаются количественной оценке и могут быть сведены примерно в такие группы:

- показатели экономического роста (ВВП/ВНП, отдельных от­раслей, товаров и услуг);

- показатели развития и качества жизни.

Исходя из этих показателей, можем ли мы сказать, что в первой половине 90-х гг. в России идет процесс экономического развития? Ответом будет «да». Во-первых, даже не анализируя отдельные по­казатели, можно твердо говорить об огромной эволюции производст­венных отношений в стране за этот период. Во-вторых, несмотря на ухудшение большинства показателей динамики экономического раз­вития, некоторые из них улучшились. Из показателей макроэконо­мической эффективности — это материалоемкость, из показателей экономического роста — это производство некоторых потребитель­ских товаров длительного пользования, из показателей уровня и качества жизни — это, прежде всего резкое уменьшение дефицита потребительских товаров. В-третьих, надо учитывать, что идущая с 1992 г. экономическая реформа, приведя на первых порах к резкому ухудшению многих показателей экономического развития, одновре­менно закладывает предпосылки для их улучшения в ближайшем будущем.

Измерение   экономического      роста. В связи с трудностями измерения процесса экономического развития в макроэкономике чаще  всего реализируют экономический рост, т.е. из­менение объема производимых в стране товаров и услуг, хотя это лишь один из критериев экономического развития.

Быстрый или, наоборот, нулевой и даже отрицательный экономи­ческий рост не всегда говорят о быстром экономическом развитии, топтании на месте или экономической деградации. Приведем не­сколько примеров.

Структурные изменения в экономике страны могут привести к такой ситуации, когда стагнация или сокращение выпуска одних видов продукции из-за падающего или неизменного спроса на них сопровождается быстрым ростом других видов продук­ции. Так, в США в 80-х гг. не росло потребление стали, сельхозпро­дукции, легковых автомобилей, но одновременно увеличивался вы­пуск сложных изделий, например персональных компьютеров. Но и в выпуске компьютеров количественный рост недостаточно отражает другие аспекты их производства: продажи персональных компьютеров США за 1981—1988 гг. выросли с 1,1 до 9,5 млн шт., по стоимо­сти — с 3,1 до 27,7 млрд долл., а доллар за это время обесценился на 25%. Таким образом, персональные компьютеры дешевели, хотя их технические характеристики и качество росли. При подсчете комп­лексного показателя экономического роста ВВП - вышеуказан­ные моменты привели к тому, что он не до конца отражал динамику экономического развития США за 80-е гг.

Тем не менее, при всех его недостатках, экономический рост оста­ется наиболее употребимым критерием экономического развития. Экономический рост может измеряться в физическом выражении (физический рост) и стоимостном (стоимостной рост). Первый способ более надежен (так как позволяет исключить воздействие инфля­ции), но не универсален: при расчете темпов экономического роста трудно вывести общий показатель для производства разных изделий. Второй способ употребляется чаще, однако не всегда возможно до конца «очистить» его от инфляции. Правда, в статистике ряда стран измеряют макроэкономический рост на базе роста производства на­иболее важных для этих экономик товаров, используя при этом их удельные веса в общем объеме производства.

На макроэкономическом уровне ведущими показателями динами­ки экономического роста являются:

— рост объема ВВП/ВНП или НД;

— темпы роста ВВП/ВНП и НД в расчете на душу населения;

— темпы роста промышленного производства в целом, по основным отраслям и на душу населения.


*Вопрос 66. Инфляция: причины, следствия, пути преодоления. Характеристика инфляционных процессов в России.

Инфляция – общее повышение уровня товарных цен.  Выделяют две причины инфляции:  инфляция спроса и инфляция предложения.

А) Инфляция спроса – увеличение спроса при неизменном или снижающемся количестве предложения. Большое количество денег охотиться за малым количеством товаров. Государство вызывает дефицит госбюджета и покрытием является дополнительная эмиссия денег.

Б) Инфляция издержек  – сокращается предложение  при неизменном спросе. Предложение снижается под воздействием роста издержек производства по причинам: роста зарплаты и роста стоимости ресурсов. Налицо спираль –рост зарплаты ведет к повышению цен, это ведет в свою очередь к росту зарплаты.

Темпы Инфляции, динамика ее процессов различная:

-     Умеренная, ползучая  до 10% в год;

-     галопирующая до 200 % в год;

-     гиперинфляция – свыше 200 %.

Следствия инфляции. Уменьшение реальных доходов. Страдают в первую очередь люди имеющие фиксированные доходы (бюджетники), и те кто отдает деньги (банки). В результате происходит перераспределение доходов. Снижаются стимулы к трудовой деятельности. Ограничивается инвестиционная деятельность.

Как преодолеть инфляцию? 

1.   Принять меры к снижению денежной массы;

2.   принять меры к стимулированию производства, постараться совместить объемы производства и потребления.

Характеристика инфляционных процессов в России.

Россия пережила одновременно все типы и темпы инфляций.

                                                                                                                   

*Вопрос 67.  Финансовая система и государственный бюджет. Проблема бюджетного дефицита и государственного долга в РФ.

 

Финансы – денежные взаимосвязи по поводу образования, распределения и перераспределения денежных средств и фондов. Это кровеносная система.

Финансовая система – совокупность финансовых явлений и институтов, или система финансовых учреждений.

Выделяют: а) государственные финансы – бюджетная система, внебюджетные фонды, финансы госпредприятий, государственный кредит;

б) финансы хозяйствующих субъектов; в) страхование.

Главным средством перераспределения ВВП служат государствен­ные финансы, которые состоят из государственного бюджета и вне­бюджетных фондов. Через государственные финансы перераспре­деляется значительная часть ВВП.

Структура государственного бюджета. Бюджет и внебюджетные фонды.

Государственный бюджет это годовой план государственных расходов и источников их фи­нансового покрытия. Проект бюджета ежегод­но обсуждается и принимается законодатель­ным органом - парламентом страны, штата или муниципальным собранием. По завершении финансового года полномочные предста­вители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии с принятым в предыдущем году законом о бюджете.

Государственный бюджет всегда представляет собой компромисс, отражающий соотношение сил основных групп носителей различ­ных социально-экономических интересов в стране. Каждый такой компро­мисс сопровождается политической борьбой, предвыборной и в сте­нах парламента, фракционной внутри партий и на страницах печати.

Основная часть государственных доходов и расходов проходит через государственный бюджет, включающий в себя бюджет центрального пра­вительства и местных властей. В зависимости от административно-территориального устройства той или иной страны (двухступенчатого -центральное правительство и местные органы власти или трехступенчатого -центральное правительство; прави­тельства республик, краев, областей, земель, провинций, штатов; местные органы власти) бюджеты соответственно бывают централь­ными; областными, земельными, провинциальными и т.д.; местными.

В России бюджетная система устроена по принципу фискального федерализма: бюджета относительно независимы, т.е. имеют собственную налоговую базу, бюджеты могут взаимодействовать на договорной основе, за федеральным бюджетом финансирование общенациональных программ.

К бюджету тесно примыкают внебюджетные фонды (средства) — денежные средства государства, имеющие целевое назначение и не включенные в государственный бюджет. Внебюджетные средства на­ходятся в распоряжении центральных или местных органов власти и концентрируются в специальных фондах, каждый из которых пред­назначен для определенных нужд. Примером может быть Пенсион­ный фонд РФ. Внебюджетные фонды создаются за счет специальных (целевых) налогов, займов, субсидий из бюджета.

Внебюджетные фонды расширяют возможности вмешательства го­сударства в экономику, минуя бюджет, и, следовательно, парламент­ский контроль. Кроме того, создается видимость уменьшения дефи­цитности бюджета.     

Бюджет государства состоит из доходов и расходов. Доходная часть формируется за счет налоговых поступлений - 80%, неналоговые поступления – 6-7% и целевые бюджетные фонды – 8-7%. Расходы подразделяются на функциональные и по экономическому образованию (капитальные и текущие затраты).

Превышение расходов над доходами ведет к образованию бюд­жетного дефицита, который покрывается государственными зай­мами — внутренними и внешними. Они осуществляются в виде про­дажи государственных ценных бумаг, займов у внебюджетных фон­дов (например, у фонда страхования по безработице или пенсионного фонда) и в порядке получения кредитов у банков (эта форма финан­сирования бюджетного дефицита часто практикуется местными вла­стями) .

Государственные займы — не единственный путь покрытия дефи­цита государственного бюджета. У большинства развитых стран со времен перехода от золотого к бумажно-денежному обращению на­коплен значительный опыт покрытия бюджетного дефицита путем дополнительной эмиссии денег.

Задолженность правительственных органов накапливается и превращается в государствен­ный долг. Его приходится выплачивать с про­центами. Говорят, что сегодняшние государственные займы — это завтрашние налоги. Некоторые налогоплательщики являются вла­дельцами государственных ценных бумаг. Они получают проценты по этим бумагам и одновременно платят налоги, которые частично идут на выплату государственных займов и кредитов. Как правило, из текущих бюджетных доходов не удается выплачивать полностью проценты и в срок погашать государственные займы. Постоянно нуждаясь в средствах, правительства прибегают ко все новым займам покрывая старые долги, они делают еще большие новые.

Государственный долг растет в разных странах разными темпами. Превышение государственного долга над ВВП более чем в 2,5 раза считается опасным для стабильности экономики, особенно для устой­чивого денежного обращения.

Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний, а также на краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный (свыше 5 лет). Наиболее тяжелыми являются краткосрочные долги. По ним вскоре приходится выплачивать основ­ную сумму с высокими процентами. Такую задолженность можно пролонгировать, но это связано с выплатой процентов на проценты.


*Вопрос 68. Фискальная политика государства и проблемы реформирования налоговой системы в РФ.

Фискальная политика государства (ФПГ) – политика манипулирования доходами и расходами государства с целью воздействия на занятость, уровень цен и обеспечение экономического роста.

Различают:

- дискретную (изменяемая ФПГ) и недискретную ФПГ (встроенная, автоматическая ФПГ). Дискретная ФП – изменение доходов и расходов в ходе экономического цикла. Недискретная ФП – государство не принимает никаких действий в сфере налоговой политики, само наличие налоговой системы и расходов государства уже влияет стабилизирующе на экономику..   

- сдерживающую и стимулирующую ФП. Сдерживающая ФП  в трех вариантах – увеличение налогов, снижение госрасходов, первое и втрое одновременно. Стимулирующая ФП (на фазе кризиса, спада) – снижение налогов, увеличение госрасходов, первое и второе вместе.  

Основной инструмент ФПГ являются налоги и государственные расходы..

Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом налога и     понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на услови­ях, определенных законодательными актами.

Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей (далее — налоги), а также форм и методов их по­строения образует налоговую систему. Объектами налогообложе­ния являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с цен­ными бумагами, пользование природными ресурсами, имуществом юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты, установлен­ные законодательными актами.

Налоги бывают двух видов. Первый вид — налоги налогов        на доходы и имущество: подоходный налог с граж­дан и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимуще­ственные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налоги на перевод прибыли и капи­талов за рубеж и др. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.

Второй вид — налоги на товары и услуги: налог с оборота — в большинстве развитых стран в настоящее время заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и др. Это налоги косвенные. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

1. Индивидуальный подоходный налог (налог на личные доходы) является вычетом из доходов (обычно годовых) налогоплательщика — физического лица. Платежи осуществляются в течение года, но окончательный расчет делается в конце года.

2. Налог на прибыль корпораций (фирм, предприятий) взимается в случае, если корпорация (фирма) признается юридическим лицом. Однако для некоторых корпораций в мелком бизнесе делается исклю­чение: они признаются юридическими лицами, но налоги платят не они, а их владельцы через индивидуальный подоходный налог. Налог на прибыль корпораций (корпоративный налог) составляет основную часть налоговых выплат фирм. Обложению налогом подле­жит чистая прибыль фирмы (валовая выручка за вычетом всех рас­ходов и убытков).

3. Социальные взносы (социальные налоги) охватывают взносы предприятий на социальное обеспечение и налоги на заработную плату и рабочую силу. Они представляют собой выплаты, которые осуществляются частично самими работающими, частично их рабо­тодателями. Они направляются в различные внебюджетные фонды: по безработице, пенсионный и т.д. Государство также принимает участие в финансировании этих фондов. Налоги на фонд заработной платы и рабочую силу выплачиваются только работодателями.

4. Поимущественные налоги, прежде всего налоги на имущество, дарения и наследство. Размер этих налогов определяется задачей перераспределения богатства. В некоторых странах налоги на иму­щество, дарения и наследство включаются в акцизные сборы, взима­емые при совершении сделок.

5. Налоги на товары и услуги, прежде всего таможенные пошлины, акцизы, и налог на добавленную стоимость (НДС). Он схож с налогом с оборота, при котором всю его тяжесть несет конечный потребитель. Налогоплательщики, которые в процессе работы добавляют стои­мость к поступившим в их распоряжение предметам труда, облага­ются налогом с этой добавленной стоимости. Но каждый налогопла­тельщик включает эту сумму в цену своего товара, который движется по цепочке вплоть до конечного потребителя.

Местные налоги. Налоговые платежи поступают в центральный и и центральные   местные бюджета. Существует определенный порядок распределения поступающих средств. Как правило, в местные бюджета целиком поступают акцизные сборы (акцизы), налоги на недвижимость и некоторые незначительные налоги. Поступления от налогов на прибыль, на индивидуальные доходы делятся между центральными и местными бюджетами в заранее согласованных пропорциях. Местные бюджета в случае необходимости получают из центрального бюджета суб­сидии.


*Вопрос 70. Собственность: экономический и правовой аспекты. Реформирование собственности в ходе становления и развития рыночных отношений.

         Собственность – отношение по поводу присвоения, отчуждения вещей, экономических ресурсов, каких либо жизненных благ. Различают экономическое и правовое  содержание собственности.

Экономическое содержание собственности  - это отношение по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических ресурсов общества.

Правовой аспект собственности. Отношения собственности, всегда останутся голой абстракцией, если их не сопоставлять с отношениями присвоения. Присвоение – это конкретный общественный способ овладения вещью. Различают способ присвоения и формы присвоения:

 - изначальный способ присвоения – труд, он создает собственность и цену.

-     товарное обращение и распределение доходов.

Присвоение через обращение вместо присвоения посредством труда превращает частную собственность, возникшую как собственность работающих индивидов, в собственность созданную капиталом.

В товарном производстве обращение становится основной, но не единственной формой присвоения. Это определяется  наличием индивидуальной и общей частной собственности.  Субъекты общей  собственности относятся друг к другу как совладельцы. В этих условиях основной формой присвоения становится распределение.

Выделяют три типа собственников: собственник потенциальный (наследник), собственник как потребитель вещи (владелец), полный собственник (он собственник и ценности вещи, и ее потребления, он обладает правом отчуждения).

Виды собственности: государственная (федеральная и региональная), муниципальная, частная, смешанная.

Необходимость реформирования отношений собственности в ходе перехода от централизованно-плановой к рыночной экономики диктуется потребностью формирования необходимых условий функционирования рыночного хозяйства. Как известно оно покоится на двух китах: экономической свободе производителей и потребителей – с одной стороны, конкуренции цен – с другой. Эти необходимые условия не могут быть реализованы в рамках монополии государственной собственности на основные условия хозяйственной деятельности – средства производства, финансовые ресурсы, землю. Поэтому переход к рыночной экономике выдвигает объективное требование разгосударствление собственности на условия и на результаты хозяйственной деятельности. Более того, разгосударствление собственности объективно необходимо и в силу других причин. Функцию удовлетворения материальных потребностей профессиональнее и лучше выполнят субъекты хозяйственной деятельности – предприниматели. Поэтому разгосударствление экономики в целом и собственности в частности, т.е. приватизация значительной части объектов государственной собственности есть объективный процесс возвращения функций их законным носителям. Государство может сохранить свои позиции собственника лишь в той мере, насколько это необходимо для эффективного решения социально-экономических и политических функций.


*Вопрос 71.  Денежно-кредитная система и ее роль в государственном регулировании экономики.

Денежно-кредитная система РФ включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.

Денежно-кредитная политика – целенаправленное, сознательное воздействие на систему кредитных учреждений. Ее главная цель — регулирование хо­зяйственной конъюнктуры путем воздействия на состояние кредита и денежного обращения.

Применяются три инструмента ДКП – операции на открытом рынке, изменение учетной ставки, изменение нормы обязательных резервов.

Операции на открытом рынке – это купля-продажа ценных бумаг. При покупке ЦБ у коммерческих банков растут ресурсы, возрастает способность к кредитованию, т.е. снижается банковский процент. А это рост инвестиций.

Изменение учетной ставки –влияет также на ресурсы банков.

Изменение нормы обязательных резервов влияет на размер ресурсов коммерческих банков.

Денежно-кредитная политика направлена либо на стимулирова­ние кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция). В условиях падения производства и увлечения безработицы центральные банки пытаются оживить конъюнктуру путем расширения кредита и сни­жения нормы процента. Напротив, экономический подъем часто со­провождается «биржевой горячкой», спекуляцией, ростом цен, нарастанием диспропорций в экономике. В таких условиях центральные банки стремятся предотвратить перегрев конъюнктуры при помощи ограничения кредита, повышения процента, сдерживания эмиссии платежных средств и т.д.

Государственное регулирование денеж­но-кредитной сферы может осущест­вляться сколько-нибудь успешно лишь в том случае, если государство через цен­тральный банк способно воздействовать на масштабы и характер частных институтов, так как в развитой рыночной экономике именно они являются базой всей денежно-кредитной системы. Это регулиро­вание осуществляется в нескольких взаимосвязанных направлениях.

Государственный контроль над банковской системой имеет целью укрепление ликвидности кредитно-финансовых институтов, т.е. их способности своевременно покрывать требования вкладчиков (преж­де всего за счет учетной (дисконтной) политики), операций на откры­том рынке, установления норм обязательных ресурсов.

Управление государственным долгом является направлением госу­дарственного регулирования в условиях хронических бюджетных дефицитов и огромного роста государственной задолженности, когда резко возрастает влияние государственного кредита на рынок ссуд­ных капиталов. Для этого центральный банк использует различные методы управления государственным долгом: покупает или продает государственные обязательства; изменяет цену облигаций, условия их продажи; различными способами повышает их привлекательность для частных инвесторов.

Регулирование объема кредитных операций и денежной эмиссии применяется прежде всего для воздействия на хозяйственную актив­ность. Это направление денежно-кредитного регулирования тесно связано с первым и вторым направлениями. Регулирование банков­ской ликвидности оказывает влияние на структуру банковских ссуд и депозитов, величину денежной массы, уровень рыночной нормы процента. Регулирование государственного долга воздействует на распределение ссудных капиталов между частным и государствен­ным секторами, уровень процентных ставок, банковскую ликвид­ность. Размещение государственных долговых обязательств в бан­ковской системе приводит к увеличению денежной эмиссии, вне бан­ковской системы — к ее сокращению.


*Вопрос 72. Сущность, особенности и методы государственного регулирования экономики в условиях рыночной трансформации.

Во всех экономических системах государство регулирует экономи­ку. Ясно также, что подобное регулирование в современной рыноч­ной экономике осуществляется в намного меньших масштабах, чем в административно-командной системе. Тем не менее, и здесь эконо­мическая роль государства велика, особенно по сравнению с системой свободной конкуренции.

         Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законода­тельного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными уч­реждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической систе­мы к изменяющимся условиям.

По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть ре­шены автоматически на базе частной собственности. Появилась не­обходимость значительных инвестиций, малорентабельных или не­рентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальных масштабах; отрасле­вые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, наруше­ния в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики (ГЭП).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.