рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Исполнение уголовных наказаний

стремлении позитивно изменить личность преступника, отбывающего уголовное

наказание, то это означает, что к самому понятию «исполнение наказания»

следует применять в известном смысле расширительное толкование. То есть к

его пониманию нужно подходить не только с юридических, социальных,

политических, экономических позиций, но и с позиций социально-нравственных,

охватывающих психологические и педагогические аспекты, выходящие за рамки

сугубо исполнительных функций»[31].

В.А. Никонов разделяет цели наказания на цели-результаты (общая и

частная превенция) и цели-средства (исправление осужденных). «Нам кажется,

- пишет он, - было бы более логичным назвать в статье закона сначала цели-

результаты , и уже затем наиболее желаемые средства их достижения»[32].

Цель-исправление осужденных в УК РСФСР 1960 года звучала как

«исправление и перевоспитание осужденных в духе честного отношения к труду,

точного исполнения законов, уважения к правилам социалистического

общежития».

«Исполнение наказания, дополненное мерами исправительно-трудового

воздействия и специального принуждения, направлено на осуществление целей

исправления и перевоспитания осужденных, а также специального (частного)

предупреждения»[33] - пишет Н.А. Стручков. По его мнению, «карательно-

воспитательный процесс представляет собой разновидность социально-

воспитательного процесса, применяемого по отношению к гражданам, ставшим

правонарушителями и потому нуждающимся в особом воздействии»[34].

Против целей исправления, как правило, высказываются два аргумента:

первый - исправление осужденного - это средство достижения частно-

предупредительной цели; второй аргумент - труднопознаваемость критериев

исправления[35].

Такие возражения, как нам кажется, не принципиальны. «Исправить

преступника - пишет Н.А. Стручков, - значит подвергнуть изменению к лучшему

отдельные его взгляды, привычки, навыки»[36]. При этом, воздержание от

совершения новых преступлений может и не предполагать таких изменений, а,

например, действовать под угрозой наказания. А цель исправления, это цель-

стимул (ориентир), к которому должна стремиться уголовно-исполнительная

система, стратегия ее деятельности. Она оправдывает существование

государственных органов и учреждений, также как и совокупности всех мер,

применямых к осужденным. Иными словами, исправление осужденных - это основа

пенитенциарной доктрины. «Воспитательная функция наказания, закрепленная в

уголовно-исполнительном законодательстве в соответствующей отрасли права, в

целом, должна иметь первостепенное значение. Только при этих условиях мы

будем говорить о правовых гарантиях, обеспечивающих основное гуманное

требование: при отбывании наказания, главным фактором должна быть личность

осужденного, сам человек, совершивший преступление»[37].

Избирая методологическую основу концепции наказания, мы остановились

на синтезе классической и социологической школ. Признавая свободную волю

субъекта, мы признаем рациональность теории наказуемости, а, следовательно,

презумируем возможность исправления.

Совершенно справедливо высказывание Г.П. Байдакова, о том, что

«сохранение в законодательстве целей исправления не может ставится под

сомнение тем фактом, что существует рецидивная преступность. Во-первых,

недостижение этой цели свидетельствует не о ее принципиальной

несостоятельности, а лишь о сегодняшней ограниченности средств ее

достижения. Во-вторых, признание неисправимости преступника не

соответствует ни принципу гуманизма, ни возможностям человека выбирать

определенное поведение»[38].

Поднимая проблему соотношения наказания и исправления, следует

согласиться с мнением А.В. Шамис: «именно при исполнении наказания

происходит наибольшее влияние на правовое и нравственное обоснование

наказания, социально-правового положения личности в обществе, характера,

устойчивости общественного строя, экономических и политических полномочий

государства. Все эти социальные и правовые категории имеют определенную

нравственно-воспитательную окраску и сами по себе влияют на формирование

исправительных функций по исполнению уголовных наказаний, учреждений, его

исполняющих»[39].

2. Политика государства в области исполнения уголовных наказаний и

исправления осужденных на различных этапах развития российского

государства, проблемы ее развития и совершенствования.

Вопрос любого исследования надлежит считать нераскрытым, если при

рассмотрении проблемы не были освещены исторические аспекты исследуемого

явления. Проследить исторические связи объекта изучения - это означает не

только охарактеризовать совокупность детерминированных историческим

развитием преобразований, но и определить, что способствовало этому

развитию, благоприятствовало его становлению.

Задачей данной главы настоящего исследования является систематизация

изменений в осуществлении функций государства по исполнению уголовных

наказаний и исправлению осужденных, в период с 70-х по 2000 гг. Используя

методологию исторического и сравнительного анализа, автор предпринял

попытку обобщения тех изменений в функционировании пенитенциарной системы,

которые стали возможными вследствии глобальных политико-экономических и

идеологических перемен в социальном укладе нашего государства.

Хронологические границы автор определил исходя из соотношения

состояния исправительной системы в период с 70-х по 2000 гг. В первой части

настоящей главы будет рассмотрен период с 70-х по начало 90-х гг. Во второй

части - период с начала 90-х по 2000 гг.

1. Период с 70-х по начало 90-х гг.

Вопрос о новой кодификации исправительно-трудового законодательства

был поставлен на шестой сессии Верховного Совета СССР четвертого созыва в

1957 году, а затем на второй сессии Верховного Совета СССР пятого созыва в

декабре 1958 года. Тогда же были определены и формы новых законодательных

актов - Основы исправительно-трудового законодательство Союза ССР и союзных

республик и исправительно-трудовые кодексы союзных республик. Однако в

отличии от уголовного законодательства и законодательства об уголовном

судопроизводстве подготовка третьей кодификации исправительно-трудового

законодательства затянулось более чем на десятилетие. В этот период

деятельность исправительно-трудовых учреждений не регламентировалась

законами в собственном смысле слова. Она регулировалась подзаконными, в

основном ведомственными нормативными актами. Так, деятельность одних мест

лишения свободы регламентировалась утвержденным Указом Президиума

Верховного Совета РСФСР от 20 августа 1961 года; Положением об

исправительно-трудовых колониях и тюрьмах[40]; трудовых колоний для

несовершеннолетних - Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июня

1968 года[41], отбывание лишение свободы в ИТК - поселениях - Указом

Президиума Верховного Совета РСФСР от 26 июня 1963 года[42]. Порядок

исполнения исправительных работ, ссылки и высылки регулировался

ведомственными инструкциями МВД СССР.

Вопрос о принятии Основ обсуждался на шестой сессии Верховного Совета

СССР седьмого созыва 11 июля 1969 года. Для их принятия потребовалось

внести соответствующее дополнение в Конституции СССР 1936 года: Верховный

Совет принял Закон «О дополнении статьи 14 Конституции (Основного Закона)

СССР»[43]. Одновременно был принят Закон «Об утверждении Основ

исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных

республик»[44].

Вслед за утверждением Основ в союзных республиках активизировалась

работа по подготовке проектов исправительно-трудовых кодексов. ИТК РСФСР

был утвержден восьмой сессией Верховного Совета РСФСР седьмого созыва 18

декабря 1970 года введен в действие с 1 июня 1971 года[45].

Принятие нового исправительно-трудового законодательства потребовало

пересмотра целого комплекса ведомственных нормативных актов в области

исполнения наказаний. Практика применения нового законодательства выявила

целый ряд его недостатков, а происшедшие в конце 80-х гг. существенные

социально-политические, экономические и правовые изменения в обществе

поставили на повестку дня вопрос о реформе законодательства в области

исполнения уголовных наказаний[46].

В законодательстве, теории и практике превалировал явно выраженный

«пенитенциарный» уклон, что вело к недооценке мер, не связанных с лишением

свободы, препятствовало поиску и реализации действенных альтернатив этому

наказанию. Отсутствие эффективной системы альтернативных мер, в числе

прочих причин, несомненно, побуждало судебные органы неоправданно широко

применять реальное лишение свободы.

В середине 80-х годов законодатель пошел по пути создания единого

законодательного акта об исполнении всех уголовных наказаний. Главные

усилия в тот период были сосредоточены на проекте общесоюзных Основ

уголовно-исполнительного законодательства. Но его подготовка в 1983 году по

решению бывшего руководства МВД СССР была прекращена. Между тем с каждым

годом становилось все более острой необходимость нового

законодательства[47].

В 1985-86 гг. проводилась подготовительная работа, анализ и

систематизация законодательных и подзаконных актов, предложений,

высказанных в печати. Возобновилась работа над проектом общесоюзных Основ в

1986 году во ВНИИ СЗ под руководством профессора Н.А. Стручкова. В 1987

году авторский коллектив в составе Н.А. Стручкова, А.С. Михлина, И.И.

Шмарова подготовил концепцию Основ уголовно-исполнительного Союза ССР и

союзных республик; она обсуждалась в институте Прокуратуры СССР и во ВНИИ

МВД СССР. После 1990 года новое исправительно-трудовое (уголовно-

исполнительное) законодательство разрабатывалось в рамках российской

системе права.

Помимо становления правовой базы, представляется интересным

рассмотрение изменений пенитенциарной системы.

Исправительно-трудовые колонии признавались основным видом ИТУ для

содержания несовершеннолетних осужденных к лишению свободы. Это отражало

фактически сложившееся к тому времени положение. Так, в 1968 году в

колониях отбывали наказание 99,7% осужденных к лишению свободы[48]. Вид

исправительно-трудового учреждения с соответствующим режимом, в котором

осужденный отбывал наказание, определялся судом на основании ст. 24 УК

РСФСР. Порядок направления осужденных в ИТУ устанавливался МВД СССР.

Исправительно-трудовые колонии подразделялись по видам режима. В числе

охраняемых колоний выделялись колонии общего, усиленного, строго и особого

режима[49].

В соответствии с ч.1 ст.62 ИТК РСФСР (ст.24 УК РСФСР) в колониях

общего режима должны были отбывать наказания мужчины, впервые осужденные к

лишению свободы за преступления, не являющиеся тяжкими, а также женщины,

осужденные к лишению свободы, кроме признанных особо опасными

рецидивистками, и женщин, которым наказание в виде смертной казни заменено

лишением свободы в порядке амнистии или помиловании.

ИТК усиленного режима предназначались для содержания мужчин, впервые

осужденных за тяжкие преступления (ч.1 ст.63 ИТК РСФСР). В них по решению

суда могли направляться другие осужденные к лишению свободы мужчины, за

исключением признанных особо опасными рецидивистами и осужденных, которым

наказание в виде смертной казни было заменено лишением свободы в порядке

амнистии или помиловании.

В колонии строго режима направлялись не признанные особо опасными

рецидивистами мужчины, ранее отбывавшие наказание в виде лишения свободы

(независимо от наличия судимости), мужчины, совершившие особо опасные

государственные преступления, а также женщины, совершившие особо опасные

государственные преступления либо признанные особо опасными рецидивистками,

и женщины, которым наказание в виде смертной казни заменено лишением

свободы в порядке помилования или амнистии[50].

Колонии особого режима предназначались для осужденных мужчин - особо

опасных рецидивистов, мужчин, которым наказание в виде смертной казни

заменено лишением свободы в порядке помилования или амнистии (ст.65 ИТК

РСФСР).

Изменения произошли и с системой исправительно-трудовых колоний -

поселений. В период принятия Основ исправительно-трудового законодательства

и ИТК РСФСР они предназначались для содержания лиц, «твердо вставших на

путь исправления», переведенных туда из колоний общего, усиленного и строго

режимов в порядке, предусмотренном ст.51 ИТК.

В 1985 году появляется новый вид исправительно-трудовых колоний-

поселений. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2

апреля 1985 года и Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 сентября

1985 года[51], в колонии - поселения направлялись также лица, осужденные

впервые за умышленные преступления, указанные в абзаце ч.4 ст.24 УК РСФСР.

Воспитательно-трудовые колонии (ВТК) подразделялись на колонии общего

и усиленного режима. Согласно ст.75 ИТК РСФСР 1970 года ВТК общего режима

предназначались для содержания всех осужденных и несовершеннолетних

женского пола и несовершеннолетних мужского пола, осужденных впервые за

преступления, не являющиеся тяжкими. В ВТК усиленного режима ранее отбывали

наказания несовершеннолетние мужского пола, а также осужденные за тяжкие

преступления, а после Указа от 18 сентября 1985 года последняя категория в

ВТК усиленного режима уже не направлялась[52].

Режим исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы с 70-х

по 90-е гг. в своей основе был определен Положением об ИТК и тюрьмах 1961

года, установившим все основные его содержательные характеристики. В

Положении был определен правовой статус помещений камерного типа, порядок и

условия перевода туда осужденных. Положение закрепило основные права и

обязанности осужденных, установило четко определенные нормы питания для

различных категорий лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы.

Основы исправительно-трудового законодательства и ИТК РСФСР относили

режим отбывания наказания к основным средствам исправления и перевоспитания

осужденных. Понятие режима законодателем не определялось.

Основные требования режима определялись в ст.22 ИТК РСФСР:

обязательная изоляция осужденных и постоянный надзор над ними с тем, чтобы

исключить возможность совершению ими новых преступлений или других

антиобщественных поступков; точное и неуклонное выполнение ими своих

обязанностей; различные условия содержания в зависимости от характера и

степени общественной опасности совершенного преступления, личности и

поведения осужденных.

Правовые основы режима исполнения лишения свободы складывались не

только из норм Основ и ИТК РСФСР, но и из широкого комплекса подзаконных

(ведомственных) актов.

К числу средств обеспечения режима в местах лишения свободы в период

70-х по начало 90-х гг. можно отнести меры предупреждения и пресечения

правонарушений, которые могли применяться как к осужденным, так и к иным

лицам, вступающим в контакт с осужденными; меры поощрения; меры взыскания;

изменение условий содержания в пределах одного ИТУ; изменение условий

содержания в результате перевода осужденного из одного ИТУ в другое.

Следует согласиться с мнением А.И. Зубкова, который пишет, что

«пожалуй, не одна из мировых пенитенциарных систем не была столь жестко

ориентирована на использование труда осужденных, как советская»[53].

В 80-е годы труд осужденных применялся в производстве, относящемся

более чем к тридцати отраслям и подотраслям народного хозяйства, среди

которых ведущее место занимала лесозаготовительная промышленность,

машиностроение, металлобработка, швейная промышленность.

Согласно ч.1 ст.39 ИТК РСФСР труд лиц лишенных свободы, должен был

оплачиваться в соответствии с его количеством и качеством по нормам и

расценкам, существующим в народном хозяйстве. Вместе с тем действовало

правило, по которому начисление заработка осужденным осуществлялась «с

учетом частичного возмещения ими расходов по содержанию исправительно-

трудовых учреждений». Практически это означало введение так называемых

понижающих коэффициентов, при применении которых, заработная плата,

начисляемая осужденным, оказывалась значительно меньше той, которую

получали за соответствующую работу свободные граждане.

Вопросы политико-воспитательной работы регулировались ст.44 ИТК РСФСР

которая закрепляла основные формы политико-воспитательной работы: трудовое

соревнование, разъяснение советского законодательства; агитационную и

пропагандистскую работу; культурно-массовую и физкультурно-спортивную

работу; индивидуальную работу.

Подводя итог характеристике исполнения уголовных наказаний и

исправления осужденных, следует подчеркнуть закрытый тип пенитенциарной

системы того времени. «Тюремный организм» представлял собой изолированное

образование, к работе которого не допускались средства массовой информации,

представители общественности и международные правозащитные организации.

Объективные условия того времени определили природу всех общественных

отношения, в пределах которых исполнялось (отбывалось) уголовное наказание.

Своего рода «оттепель» пенитенциарная система СССР стала претерпевать с

демократизацией общественных отношений, признанием ценностью прав и свобод

человека, либерализацией уголовно-исполнительной политики и гуманизацией

процедуры назначения и исполнения наказаний.

2. Период 90-х - 2000 гг.

Нормотворческая деятельность, касающаяся реорганизации уголовно-

исполнительной системы, условий ее функционирования и обращения с

осужденными, была весьма активной: за время 1991 по 1999 гг. было принято

свыше сорока различных нормативных актов (законов, указов Президента и

постановлений Правительства РФ). Это был, пожалуй, самый насыщенный по

уровню нормотворческой работы период, что обуславливалось потребностями

гуманизации и приведения порядка и условий содержания осужденных в

соответствие с требованиями международных стандартов, перехода к рыночным

отношениям и стабилизации уголовно-исполнительной системы.

Первыми в ряду нормативных актов, направленных на реорганизацию

уголовно-исполнительной системы были Указы Президента России: от 30 ноября

1991 года «Об изменениях в системе оплаты труда осужденных и лиц,

содержащихся в лечебно-трудовых профилакториях МВД РСФСР», от 12 октября

1992 года «О приватизации в органов внутренних дел Российской Федерации».

Эти нормативные акты отменили 50-ти процентные удержания из заработка

осужденных и запретили к приватизацию предприятий, учреждений и организаций

ОВД[54].

22 апреля 1994 года Указом Президента «О сокращении численности

внутренних войск Министерства Внутренних Дел Российской Федерации» функции

охраны учреждений исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и

их объектов от внутренних войск МВД РФ переданы учреждениям и органам

уголовно-исполнительной системы.

Существенные изменения произошли с принятием Закона Российской

Федерации от 12 июня 1992 года «О внесении изменений и дополнений в

Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-

процессуальный кодекс РСФСР». Закон привел российское исправительно-

трудовое законодательство в соответствие с нормами международного права.

Впервые осужденным была гарантирована свобода совести и вероисповедания,

разрешено посещать места лишения свободы служителям культа различных

конфессий для отправления религиозных обрядов, ряд других нововведений[55].

Законом Российской Федерации от 17 декабря 1993 года «О внесении

изменений в ст.24 Уголовного кодекса РСФСР» было введено положение,

согласно которому при замене в порядке помилования смертной казни лишением

свободы оно могло быть назначено пожизненно; этим Законом было положено

начало функционирования учреждений, предназначенных для содержания лиц,

отбывающих лишение свободы пожизненно.

Закон Российской Федерации от 18 февраля 1993 года «О внесении

изменений в Уголовный кодекс РСФСР, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР,

Исправительно-трудовой кодекс РСФСР и Закон РСФСР «О милиции» отменил такие

виды наказаний, как ссылка, высылка, условное осуждение (условное

освобождение) с обязательным привлечением к труду.

Изменения, внесенные Законом к Российской Федерации от 6 июля 1993

года «О внесении изменений в Уголовный кодекс РСФСР и Исправительно-

трудовой кодекс РСФСР», были также достаточно существенными. Им были

ликвидированы исправительно-трудовые колонии усиленного режима, а

осужденные, в них содержащиеся, были переведены в колонии с более легким

режимом.

Особенно значимым для развития уголовно-исполнительной системы в

новых условиях ее функционирования был Закон Российской Федерации от 21

июля 1993 года «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в

виде лишения свободы». Этот нормативный акт определил организационно-

структурное построение уголовно-исполнительной системы, деятельности ее

звеньев[56].

21 декабря 1996 года был принят Федеральный закон «О внесении

изменений и дополнений Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР и Исправительно-

трудовой кодекс РСФСР в связи с принятием Уголовного кодекса Российской

Федерации». В связи с тем, что новый УК РФ вступал в действия с 1 января

1997 года, для его успешного применения необходимы были соответствующие

изменения сферах процессуальной и уголовно-исполнительной деятельности.

Страницы: 1, 2, 3


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.