рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Нарушение авторских и смежных прав в области интеллектуальной собственности

Нарушение авторских и смежных прав в области интеллектуальной собственности

Министерство внутренних дел

Российской Федерации

Краснодарский юридический институт

(Представительство в г. Армавире Краснодарского края)

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине:

«Уголовное право»

Тема: «Нарушение авторских и смежных прав в области

интеллектуальной собственности»

Студента 4 курса

Группа ОЗО-3/2001

Анисимова Сергея Александровича

Преподаватель

кандидат юридических наук

Меликян Александр Максимович

Армавир 2002 г.

ПЛАН

Введение.

1. Авторское право.

2. Способы незаконного использования объектов авторского права (аудио-

видеопрограмм).

3. Уголовно-правовая характеристика преступлений, связанных с

нарушением права интеллектуальной собственности.

4. О крупном ущербе в уголовном праве применительно к ч.1. ст. 146 УК

РФ.

5. Другие вопросы объективной стороны преступления.

6. Уголовно-правовая характеристика диспозиции ч.2 ст. 146 УК РФ.

Заключение.

Введение

История видеобизнеса в нашей стране сравнительно

немолода. Время 70-х годов - эпохи нелегального и

запрещенного кино на видеокассетах сменилось торжеством

дикого пиратского рынка. С начала 80-х годов были заложены

основы очередного специфического российского кризиса:

«пиратское» видео медленно, но уверенно «убивало»

кинопрокат. Третий, современный этап (середина 90-х годов)

ознаменован началом легального, лицензионного видео.

Интересно, что инициатором перевода пиратского видео рынка

на легальный, стали сами видеопираты. В настоящее время в

нашей стране существует несколько десятков фирм и компаний,

выпускающих только лицензионную видеопродукцию.

Компания борьбы с видеопиратством под условным лозунгом

«Видео – территория закона», начавшаяся после принятия

Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля

1993 года, нанесла мощный удар по видеопиратству,

вследствие чего с торговых точек исчезли 3-х часовые

видеокассеты с двумя фильмами. Однако отечественные

видеопираты быстро научились подделывать обложки легальных

видеокассет.

Россия характеризуется высоким уровнем распространения

кинопиратской продукции – порядка 70%, по сравнению со

средним показателем 18% для большинства западных стран и 33%

- стран Восточной Европы.

Пиратский видеобизнес в России приносит большие убытки

киноиндустрии зарубежных стран, отечественному

кинематографу, российским правообладателям.

Правонарушения в сфере видеобизнеса часто носят

организованный характер, совершая их «пираты» используют

транснациональные связи, контрабандным путем ввозя

«пиратские» копии фильмов в Россию.

Как правило, следственные действия по ст. 146 УК РФ,

связанные с фактами видеопиратства в большинстве случаев

прекращаются на основании малой социальной значимости

последних. Поэтому по сотням и даже тысячам выявленных

правонарушений выносятся лишь несколько обвинительных

заключений. А приговоры видеопиратам выносятся, как правило,

не связанные с наказанием в виде лишения свободы или с

отсрочкой его применения. Так в ноябре 2001 года суд г.

Армавира Краснодарского края обвинил одного видеопирата в

нарушении авторских прав по ч.2 146 УК РФ и приговорил к

двум годам лишения свободы с отсрочкой исполнения приговора.

Расследование же преступлений, связанных с

видеопиратством, сопряжено со значительными трудностями.

Это связано прежде всего, с тем, что данный вид

правонарушений сравнительно новый. У следователей нет не

только навыков расследования этой категории дел, но даже и

соответствующего умения правильной квалификации содеянного.

Следующая трудность заключается в том, что российский

видеобизнес имеет сложные разветвленные связи,

сконцентрированные в столице. Поэтому, если несколько

крупных акций против продавцов нелегальной видеопродукции,

предпринятых в Москве правоохранительными органами в

сотрудничестве фирмами-правообладателями, нанесли серьезный

удар по «пиратам», то в провинции немногочисленные продавцы

легального видео либо свертывают свою деятельность, либо

переключаются на продажу пиратской продукции.

При расследовании таких преступлений следователи должны

использовать помощь сотрудников эксперто-криминалистических

подразделений. Других специалистов.

Столичные же фирмы-правообладатели не имеют возможности в

полном объеме обеспечить информацией и консультациями

сотрудников правоохранительных органов по фактам

видеопиратства. Не зная соответствующей методики нельзя

отличить контрафактную видеопродукцию по внешним признакам от

подлинных видеокассет правообладателя.

Предпринимателям, в сфере видеобизнеса кроме

экономических законов – законов «рынка» необходимо знать

основы права интеллектуальной собственности, хотя бы с тем,

чтобы не стать жертвами мошенничества со стороны

видеопиратов.

Адвокатам, осуществляющим защиту обвиняемых,

потерпевших по делам о видеопиратстве также следует иметь

представление об особенностях видеобизнеса в России и

признаках квалификации подобных преступлений.

Потребителям – любителям «важнейшего из искусств»,

стремящимся приобрести видеофильм с хорошим звуком,

идеальной картинкой и приличным переводом, также необходимо

уметь отличать лицензионное видео от «пиратской» подделки.

Цель данной курсовой работы помочь понять особенности

видеобизнеса и видеопиратства всем тем, кто обеспечивает

охрану и защиту авторского права в данной сфере.

1. Авторское право

Российский законодатель счел целесообразным включить

норму, устанавливающую уголовную ответственность за нарушения

авторских и смежных прав (ст. 146) в главу 19 «Преступления

против конституционных прав и свобод человека и гражданина»

УК РФ.

Необходимо отметить, что отношения, возникающие в связи с

созданием и использованием произведений науки, литературы и

искусства, образующих авторское право, а также фонограмм,

исполнений,

постановок, передач организаций эфирного и кабельного

вещания,

составляющих смежные права, регулирует специальный Закон

Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах»

1993 г. (далее «Закон») Авторское право распространяется:

1) на произведения, обнародованные либо необнародованные,

находящиеся в какой-либо объективной форме на территории

Российской Федерации, независимо от гражданства авторов и их

правопреемников;

2) на произведения, обнародованные либо необнародованные,

но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами

Российской Федерации, и признается за авторами — гражданами

Российской Федерации и их правопреемниками;

3) на произведения, обнародованные либо необнародованные,

но

находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами

Российской Федерации, и признается за авторами (их

правопреемниками) —

гражданами других государств в соответствии с

международными договорами Российской Федерации;

4) существующие в какой-либо объективной форме:

- письменной (рукопись, машинопись, нотная запись

и т. д.);

- устной (публичное произнесение, публичное

исполнение и т. д.);

- звуко- или видеозаписи (механической, магнитной,

цифровой,

оптической и т. д.);

- изображения (рисунок, эскиз, картина, план,

чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и т. д.);

- объемно-пространственной (скульптура, модель,

макет, сооружение и т. д.);

- в других формах.

Под охраной уголовного закона в сфере видеобизнеса

находятся также следующие имущественные права автора

(правообладателя): воспроизводить видеопрограммы,

распространять экземпляры видеопрограмм, публично

демонстрировать фильмы в кинозалах и по кабельному

телевидению.

2. Способы незаконного использования объектов авторского

права (аудио- видеопрограмм)

В рассматриваемой нами сфере существует два наиболее

распространенных способа незаконного использования объектов

авторского права.

Первый - закупка заведомо контрафактной продукции у

тиражирующих фирм. Иногда «пираты-продавцы» выискивают своих

клиентов у прилавков магазинов или на расположенных

неподалеку остановках транспорта. В других случаях

предпринимателям предлагают готовые контрафактные кассеты на

их же торговых точках. Часто сам «пират» их туда и

поставляет. Иногда студии, тиражирующие «пиратскую»

продукцию, дают объявления в местных газетах. Так, в октябре

1999 г. в г. Владивостоке правоохранительными органами была

пресечена деятельность такого «подпольного» цеха,

руководители которого несколько лет открыто через местные СМИ

предлагали свои «пиратские» услуги.

Второй способ — изготовление контрафактных видеокассет.

Это связано с дополнительными расходами по приобретению1:

а) видеомагнитофонов;

б) «пиратских» обложек на видеокассеты (то есть,

необходим канал их поставок);

в) специального упаковочного материала (термоусадочный

целлофан), а также приспособлений для «закатки»

видеокассет (может быть использован и простой утюг!);

г) «балок» - чистых видеокассет различного метража;

д) оригиналов видеопрограмм (мастер - кассеты) для их

последующего тиражирования. Кроме того «бизнесмену» придется

искать помещение для тиражирования (используется собственная

квартира или квартира родственников) и нанимать рабочих

(часто их роль выполняют родственники предпринимателя).

3. Уголовно-правовая характеристика преступлений,

связанных с нарушением права

интеллектуальной собственности

В силу ст. 48 «Закона», за нарушение авторских и смежных

прав наступает гражданская, административная и уголовная

ответственность. Последний вид ответственности вытекает из

диспозиции ст. 146 УК РФ: «Незаконное использование объектов

авторского права и смежных прав, а равно присвоение

авторства, если эти деяния причинили крупный ущерб...».

Поскольку каждый состав преступления представляет собой

четыре элемента: объект, объективная сторона, субъект и

субъективная сторона, то и данное исследование уголовно-

правовой характеристики диспозиции ст. 146 УК РФ будет

осуществляться согласно этой классификации преступлений,

установившейся в отечественной уголовно-правовой доктрине.

Объект преступления — авторские и смежные права.

Напомним, что к объектам авторских прав относят произведения

науки, литературы и искусства. К произведениям искусства

относят и видеофильмы, созданные творческим трудом автора

(авторов) и (или) соавторов, с участием исполнителей

(артистов). В понятие «автор» входят и другие термины,

упоминаемые в «Законе»: «составитель», «переводчик»,

«режиссер-постановщик», «художник-постановщик» , причем

автором по законодательству России может быть только

физическое, но не юридическое лицо. Разграничение авторских и

смежных прав дается и ст. 1 «Закона».

«Смежные права» — фонограммы (аудиокассеты и компакт-

диски), исполнения, постановки, передачи эфирного или

кабельного вещания (ст. I «Закона»).

Мы отметим два обстоятельства разграничения «авторских» и

«смежных» прав.

Первое. Субъектом авторских прав является только

физическое лицо, именуемое словом «автор».

Второе. Субъектом смежных прав может быть физическое и

юридическое лицо. Однако для категории «смежных прав» не

используется слово «автор». Субъектами смежных прав

признаются: исполнители, производители фонограмм, организации

эфирного или кабельного вещания.

Несмотря на указанные различия «авторских» и «смежных»

прав гражданско-правовом смысле, ст. 146 УК РФ в одинаковой

степени защищает права авторов (авторское право) и права

субъектов смежных прав (смежные права). Именно поэтому ст.

146 УК РФ и имеет название «Нарушение авторских и смежных

прав».

Объективная сторона преступления, предусмотренная ч. 1

ст. 146 УК РФ, включает и себя:

а) незаконное использование объектов авторских и смежных

прав;

б) присвоение авторства;

но в том случае, если:

в) противоправное деяние причинило крупный ущерб.

Как усматривается из диспозиции ч. 1 ст. 146 УК РФ,

законодатель дает лишь «общий перечень» способов преступных

посягательств на авторские (смежные) права, уходя при этом от

детального либо исчерпывающего перечисления таких способов.

Это объясняется тем, что в тексте закона, конечно, невозможно

перечислить все те действия, которые могут так или иначе

привести к преступному нарушению авторских и смежных прав.

Оценку «незаконного использования объектов авторских

(смежных) прав», «присвоение авторства», а также факт

причинения «крупного ущерба» — производит дознаватель и (или)

следователь, а затем и суд.

В силу ст. 73 УПК РФ, следствие (дознание) обязано

доказать, помимо события преступления, виновности обвиняемого

и мотивов совершенного им преступления, также и другие

обстоятельства, влияющие на степень и характер его

ответственности, включая и обстоятельства, характеризующие

его личность, в том числе характер и размер ущерба,

причиненного преступлением. Кроме того, органы дознания и

следствия обязаны выявить причины и условия, способствовавшие

преступлению.

Уяснение всех указанных выше обстоятельств входит в

уголовно-правовую характеристику данного преступного деяния.

Кроме того, дознаватель, следователь и прокурор,

осуществляющий надзор за следствием (дознанием), должны

учитывать специфику ч. 1 ст. 146 УК РФ: знание четырех

элементов состава преступления и, в особенности, его объекта

и объективной стороны. Это играет предопределяющую роль в

расследовании данного вида преступления.

Рассмотрим первый признак объективной стороны:

«незаконное использование объектов авторских и смежных прав».

Под незаконным использованием объектов авторского, права

понимается их использование без согласия автора:

опубликование, воспроизведение и распространение

произведения; «переработка», внесение каких-либо изменений в

само произведение, в его название или обозначение имени

автора; снабжение произведения иллюстрациями, предисловиями,

послесловиями или пояснениями; использование произведения

автора другими лицами, включая перевод на другой язык;

принудительное соавторство. Это также и незаконное

распространение чужого произведения, как-то: реализация,

публичное исполнение, представление, причем вопреки воле

автора.

Применительно к видеокассетам, авторство, то есть право

авторов на имя, в некотором смысле этого слова, как правило,

не нарушается, ибо сами авторы, включая и исполнителей ролей

в видеофильмах, режиссеров-постановщиков и др.

(видеоконцерты, видеоклипы и т.д.), получили свое авторское

вознаграждение по соответствующему авторскому договору,

передав на определенное время свои исключительные авторские

права видеокомпаниям, а последние передают права на

распространение своим полномочным представителям, например,

таким, как: ТОО «Дрим», ЗАО «ВЕСТ-ВИДЕО», ЗАО «ВЕСТ», ЗАО

«Премьер-Фильм», ООО «Премьер-Видео-Фильм» и многим другим.

Указанные общества либо организации (предприятия),

охватываемые единым понятием «юридические лица» именуются

правообладателями.

Однако авторские права (права авторов видеофильмов,

видеоклипов т.д.) все-таки могут нарушаться и при указанных

выше обстоятельствах, исходя только из условий текста

авторского договора. Так, например, согласно авторскому

договору, автор (авторы) передал исключительные права на

изготовление и тиражирование видеопроизведений на условиях

получения авторского вознаграждения за каждый единичный

случай выпуска такой видеокассеты в свет. В этом случае как

раз автор и будет недополучать вознаграждение за выпуск в

свет каждого произведения. Ущерб при этом наносится,

естественно, и правообладателю.

В данном конкретном случае, с учетом специфики создания

видеопроизведений, под незаконным использованием объектов

авторского права понимается незаконное использование

физическим лицом, в т.ч. даже под эгидой любого юридического

лица, права на изготовление, тиражирование и распространение

той или иной записи на видеокассете, как видеопродукции,

принадлежащей конкретному правообладателю.

Тиражирование указанной видеопродукции или ее сбыт, а

равно то и другое действие одновременно без соответствующей

лицензии либо без особой доверенности правообладателя

означает нарушение авторских прав. Сказанное подпадает под

прямое понятие «нарушитель авторских и смежных прав»,

изложенное в п. 2 ст. 48 «Закона». Так, физическое или

юридическое лицо, которое не выполняет требований Закона «Об

авторских и смежных правах», является нарушителем авторских и

смежных прав.

Итак, лицо, изготавливающее (выпускающее, тиражирующее) и

(или) распространяющее видеопродукцию путем «перезаписи»

(копирование с подлинника в копию) без разрешения автора либо

правообладателя, выпускает «контрафактную продукцию». «Закон»

(ст. 48, и. 4 ст. 49, ст. 50) не раскрывает понятия

«контрафактная продукция», а лишь указывает, что

контрафактными являются экземпляры произведения и фонограммы,

изготовление или распространение которых влечет за собой

нарушение авторских и смежных прав (п. 3 ст. 48 «Закона»).

Под незаконным «воспроизведением» либо «изготовлением»

понимается изготовление с помощью имеющейся записи

«контрафактных» повторов этой записи, т.е. экземпляров

(копий) записи на материальных носителях.

Слово «контрафактная», «контрафактный» (contrefacon —

фр.) означает нарушение прав интеллектуальной собственности,

и в правоприменительной практике России употребляется, как

«нарушающий авторские или смежные права». В последнее время

под термином «контрафактный» подразумевают «пиратский», как

производное от английского неологизма «piracu» — также

нарушение прав интеллектуальной собственности.

В то же время следует иметь в виду, что «Закон»

употребляет слово «контрафактный» лишь по отношению к

экземплярам произведений (и т.ч. видеокассетам) и фонограмм

(аудиокассетам и компакт-дискам, в т.ч. и грампластинкам), а

также к экземплярам видеозаписей исполнений и телевизионных

передач. Следовательно, понятие «контрафактности» в «Законе»

находит несколько суженное применение2 .

И последнее о «контрафактности» произведений и фонограмм.

Контрафактная продукция произведений (фонограмм) может быть

не обязательно изготовлена в России. Так, согласно п. 4 ст.

48 «Закона» контрафактными экземплярами произведений и

фонограмм признаются:

импортируемые и Россию без согласия обладателей авторских и

смежных прав из другого государства, но в том случае, если;

они в соответствующей зарубежной стране «никогда не

охранялись или перестали охраняться». Последнее выражение

следует понимать так, что произведения (фонограммы) являются

общественным достоянием, а их

импорт в Россию осуществлен без согласия правообладателя.

Указанный контрафактный товар, как правило, ввозится

контрабандным путем. Поэтому квалифицировать такие преступные

действия необходимо не только по ст. 146 УК РФ (ч. 1 или ч.

2), но и по ст. 188 УК РФ «Контрабанда».

Вернемся вновь к дальнейшему анализу объективной стороны

диспозиции ч. 1 ст. 146 УК РФ.

Рассмотрим незаконное использование объектов смежных

прав применительно к аудиокассетам и компакт-дискам. Как мы

отметили выше, понятие «контрафактность» относится и к

фонограммам, коими, разумеется, и являются указанные объекты:

аудиокассеты и компакт-диски. Напомним, что «Закон»

подразделяет сферу действия смежных прав за «исполнителем» и

«производителем» фонограммы. Исполнитель — всегда физическое

лицо, тогда как производителем может быть как физическое, так

и юридическое лицо. Однако у исполнителей отсутствует право

на распространение воспроизведенной записи.

Под незаконным использованием объектов смежных прав в

использовании фонограмм следует понимать нарушение

исключительных прав исполнителей (п. 2 ст. 37 «Закона»):

запись ранее не записанного исполнения или постановки;

воспроизведение записи исполнения (постановки) без согласия

исполнителя (за исключением п. 3 ст. 37 «Закона).

Под незаконным использованием объектов исключительных

прав производителей фонограмм понимается использование

следующих действий без разрешения производителя фонограмм:

воспроизведение фонограммы;

переделывание или переработка иным другим способом

фонограммы;

* распространение экземпляров фонограммы: продажа,

Страницы: 1, 2


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.