рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Проблемы взаимодействия следователя и органа дознания

сведения о происшедших изменениях, а следователь до осмотра или в ходе него

может устно опросить потерпевших, свидетелей.

34

После завершение осмотра, взаимодействие следователя и оперативного

работника продолжается вплоть до момента, пока следователь, возглавивший

группу не сообщит, что необходимость в этом отпала. Следователь и

оперативный работник обязаны совместно обсудить и проанализировать

результаты осмотра и на основе полученных данных разработать согласованные

следственные и розыскные действия. При этом оперативный работник

самостоятельно определяет средства и методы производства оперативно-

розыскных действий, а следователь - если есть основания - немедленно

возбуждает уголовное дело и начинает производство необходимых следственный

действий.

Таким образом, взаимодействие следователя и органа дознания в стадии

возбуждения уголовного дела является важным этапом работы по раскрытию

преступлений. Центральным элементом этой работы является совместная

организованная деятельность дежурного по органу внутренних дел, следователя

и следственно-оперативной группы.

В большой степени результат этой работы зависит от инициативности и

активности дежурного при поступлении в дежурную часть сообщения о

совершенном или готовящемся преступлении, быстроты организации выезда

следственно-оперативной группы на место происшествия и его

квалифицированный осмотр, правильности и четкости взаимодействия членов

следственно-оперативной группы и принятия всех необходимых мер для

установления преступника.

Итогом взаимодействия следователя и органа дознания в стадии

возбуждения уголовного дела является принятие следователем одного из

следующих решений (ст. 109 УПК РСФСР): о возбуждении уголовного дела;

об отказе в возбуждении уголовного дела; о передаче заявления или

сообщения по посредственности или подсудности. О каждом принятом решении в

книгах учета делается соответствующая запись.

35

глава 3. Взаимодействие следователя и органа дознания в ходе

предварительного расследования.

За возбуждением уголовного дела следует такая стадия уголовного

процесса как предварительное расследование, в ходе которой тщательно

выясняются обстоятельства совершенного преступления. Для этого законодатель

и предоставляет право органам, осуществляющим предварительное следствие и

органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность одновременно

проводить следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия.

Дополнение следственных действий оперативно-розыскными мероприятиями

необходимо для прояснения события преступления, обстоятельств, влияющих на

степень и характер ответственности, определение размера причиненного

ущерба, выявление условий, способствовавших совершению преступления и т.д.

Как мы уже выяснили ранее, взаимодействие следователя и органов

дознания происходит в двух основных формах: процессуальной и

организационной47.

Процессуальными формами являются:

1. поручение следователя органу дознания о производстве розы-скных и

следственных действий (ч. 4 ст. 127 УПК РСФСР);

2. содействие органа дознания следователя в производстве от-дельных

следственных действий (ч. 4 ст. 127 УПК РСФСР);

3. уведомление следователя о результатах оперативно-розыскных мер

по делам, переданным ему органом дознания до установления преступника (ч. 4

ст. 127 УПК РСФСР).

Поручение следователя органу дознания о производстве розыскных

действий является наиболее важной процессуальной формой их взаимодействия

при проведении расследования преступлений. Именно в максимальном

использовании оперативно-розыскных возможностей

_________________________________________________________________

47 Дербенев А.П. Указ. работа. -С. 14.

36

этого органа в интересах следствия и состоит прежде всего сама идея

взаимодействия48.

В практической деятельности следователи часто прибегают к

поручениям о производстве розыскных действий. Например, в производстве

отдела по расследованию особо важных дел прокуратуры

Краснодарского края находится уголовное дело № 62900.

Расследованием, проведенным по данному делу установлено, что 12.02.98

г. около 21 часа в домовладении № 41 по ул. Чехова г. Сочи был обнаружен

труп гражданина Левшина С. В. со следами насильственной смерти

(огнестрельными ранениями).

Допрошенный по данному делу в качестве свидетеля Тамбиев С.М.

показал, что его родственник Левшин С. В. переехал в г. Сочи из г.

Краснодара летом 1997 года, для занятий коммерческой деятельностью. Левшин

занимался реализацией видеотехники совместно с жителем города Краснодар, по

имени Сергей.

В связи с изложенным прошу поручить подчиненным Вам оперативным

сотрудникам провести следующие оперативно-розыскные мероприятия:

1. Установить род занятий Левшина и цель его приезда в г. Сочи

2. Установить круг знакомых Левшина в г. Сочи и проверить указанных

лиц на причастность к убийству;

3. Установить личность парня по имени Сергей, совместно с которым

Левшин занимался коммерцией и проверить его причастность к убийству

Левшина49.

Необходимость дать рассматриваемые поручения может возникнуть на всех

этапах предварительного следствия, вплоть до его окончания. Все зависит от

характера уголовного дела, поводов и оснований к его возбуждению,

конкретной следственной и оперативной си-

____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________

48 Там же. -С. 14.

49Архив прокуратуры Краснодарского краевого суда уголовное дело № 62900/98

36

туации, тех задач, которые можно разрешить с помощью оперативно-розыскных

мер.

Если же преступление совершено в условиях полной очевидности, а

преступник застигнут на месте преступления или пойман с поличным, к тому же

является местным жителем, ранее ни в чем предосудительном замечен не был,

то в таких случаях, как правило, расследование производится без оперативно-

розыскных возможностей органов дознания50.

Основаниями проведения оперативно-розыскных мероприятий в соответствии

с Федеральным законом РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» от

12.08.95. является

1. Наличие возбужденного уголовного дела - основание проведения

оперативно-розыскных действий в интересах непосредственного разрешения

криминальных задач;

2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную

деятельность сведения:

а) о признаках подготавливаемого, совершенного или совершаемого

противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих или

совершающих, когда нет данных, достаточных для решения вопроса о

возбуждении уголовного дела;

б) о событиях или действиях, содержащих угрозу государству, экономике

или экологической безопасности РФ;

в) о лицах скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или

уклоняющиеся от уголовного наказания;

г) о лицах без вести пропавших и обнаружении неопознанных трупов.

Все эти основания делятся на 2 группы:

1. непосредственно направленные на разрешение криминальных задач (ч. 1

ст. 7 ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.95 г.) СЗРФ,

-1995. -№ 33. -Ст. 3349;

_________________________________________________________________

50 Архив Краснодарского краевого суда, уголовное дело № 62900/98

38

2. косвенно (ч. 2 ст. 7 Закона)

В следственной практике встречаются различные варианты оперативно-

розыскного сопровождения по уголовным делам. Так, взаимодействие

следователя и оперативного работника может быть начато с момента передачи

материалов, собранных в ходе производства по делу оперативного учета,

следовательно, и продолжается до полного разоблачения преступников,

противоправная деятельность которых была задокументирована оперативно-

розыскным путем.

Другим по характеру будет оперативно-розыскное сопровождение по

уголовному делу в тех случаях, когда имело место неочевидное преступление.

С учетом этого в деятельности оперативных подразделений

разведывательно-поискового сопровождения требуют дела51:

1. возбуждаемые по материалам оперативной проверки;

2. возбуждаемые по факту неочевидных преступлений, виновники которых

остались не установленными.

В первом случае оперативно-розыскные меры необходимы для восполнения

пробелов оперативной проверки, выявленных предварительным расследованием, а

также выявления фактов. Могущих стать доказательствами.

Во второй ситуации оперативно-розыскные мероприятия необходимы для

значительного повышения эффективности следственный действий, направленных

на собирание документов по возбужденному уголовному делу.

Если преступник сразу не установлен, то одновременно с возбуждением

уголовного дела заводится оперативно-поисковое дело и составляется план

оперативно-розыскных мероприятий, обеспечивающих установление лиц,

совершивших преступление, за счет максимального использования различных

источников информации при помощи которых

_________________________________________________________________

51 Горяинов К.К., Кваша Ю.Ф., Сурков К.В. Федеральный закон «Об оперативно-

розыскной деятельности». Комментарий -М-: Новый юрист. -1997. -С. 228.

39

можно узнать, кто совершил преступление.

В оперативно-поисковом деле сосредотачиваются материалы по

обнаружению и оперативной проверке лиц, подозреваемых в совершении данного

неочевидного преступления. Для этого оперативный работник на основании

собранных данных выносит согласованное со следователем. Осуществляющим

расследование по уголовному делу постановление о заведении дела. К нему

приобщается план следственно-оперативных мероприятий по раскрытию

преступления. Далее все документы согласовываются с непосредственным

начальником оперработника и докладываются руководителю, имеющему право

давать разрешение на заведение такого дела- Последний изучает и анализирует

представленные ему материалы, после чего утверждает либо не утверждает

постановление о заведении оперативно-поискового деда и план дальнейших

мероприятий.

Согласно ч. 1 ст. 118 УПК РСФСР, п.п.1, 3 ст. 7 ФЗ «Об оперативно-

розыскной деятельности» органы, ее осуществляющие. Правомочны проводить

разведовательно-поисковую работу, включающую добывание и оценку информации

о планируемых и осуществляемых объектами оперативно-розыскной деятельности

действиях, предпринимаемых для достижения преступных целей. Эти

противоправные акции создают реальную потенциальную угрозу правопорядку и

безопасности в стране. С учетом этого аналитическая и иные формы

разведывательно-поисковой работы призваны информационно обеспечивать

органы, осуществляющие оперативно-поисковую деятельность. Сведениями,

имеющими:

1. упреждающий, превентивный характер к подготавливаемым или

замышляемым преступлениям, что позволяет предотвращать и пресекать

последние еще на ранних стадиях;

2. имеющими предпосылки для подготовки оперативно-розыскных

мероприятий, обеспечивающих раскрытие совершенных иди совершаемых

преступлений в кратчайшие сроки52.

_________________________________________________________________

52 Там же.-С. 290.

40

В п.2 ч.1 ст. 7 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности»53

сказано, что в распоряжении органов, осуществляющих оперативно-розыскную

деятельность, в результате разведывательно-поисковой работы может оказаться

информация о криминальных фактах, допускающих двоякое толкование, т.е. не

являющаяся полной. Подобного рода данные не указывают на «разумно

обоснованные» признаки правонарушения, зафиксированного в уголовном или

административном законодательстве. Таким образом, в распоряжении

оперативного персонала оказываются данные, не свидетельствующие четко о

том, что имело место противоправное деяние, преследуемое по закону,

устанавливающему ответственность, адекватную содеянному. В этом случае нет

достаточной основы для проведения расследования, т.к. отсутствуют основания

привлечения объектов оперативно-розыскной деятельности к уголовной

ответственности и в итоге нет ясности по вопросу о том, есть ли в наличии

состав преступления, административного правонарушения или дисциплинарного

проступка. Так, состав преступления является уголовно-правовым основанием

привлечения лиц, оказавшихся в сфере оперативно-розыскной деятельности, к

уголовной ответственности.

В свою очередь, при отсутствии последнего подлежат добыванию сведения.

Которые послужили бы процессуальным основанием привлечения объектов

оперативно-розыскной деятельности в качестве обвиняемых. Эти доказательства

могут быть признаны достаточными для предъявления обвинения в соответствии

с УПК только в том случае, когда они характеризуют каждый из элементов

инкриминируемого указанным лицам состава преступления54.

В соответствии со ст. 3, 12 ФЗ «Об органах Федеральной службы

безопасности в РФ» от 22.02.95 г.55 на указанную спецслужбу возложена

обязанность добывать информацию о событиях или действиях, соз-

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

55 Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон РФ от 12 августа

1995 г.// Собрание законодательства РФ - -1995- №33 ст. 3349 (ст.11)

54 Бедняков Д.И. Непроцессуальная информация и расследование преступлений.

-М., Юрид. литература.-1991.-С. 79.

55 Об органах Федеральной службы безопасности в РФ: Федеральный закон РФ от

22 февраля 1995 г. // Собрание законодательства РФ – 1995 - №15 Ст 1269

41

дающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической

безопасности РФ. Однако данные сведения могут быть обнаружены и

оперативными подразделениями органов внутренних дел в процессе

осуществляемой ими разведывательно-поисковой работы. Оперативного

обслуживания различных объектов в пределах своей компетенции. В связи с

этим на основании ч. 4 ст. 13 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»56

эти данные должны быть переданы в соответствующие подразделения ФСБ.

Если результат разведывательно-поисковой работы в сфере и

инфраструктуре уголовных преступлений имеют форму криминальной информации.

То проводятся оперативно-розыскные мероприятия, направленные на

установление достоверности указанной информации, сбор дополнительных

сведений о лицах и фактах.

Как правило, получив в процессе оперативно-розыскной деятельности

информацию, сигнализирующую о лицах и фактах, представляющих оперативный

интерес, сотрудник оперативного подразделения проверяет ее, т.к. она может

быть минимальной, противоречивой, неточной, содержать сведения сомнительной

достоверности, поступать от лиц, со стороны которых вероятно ее искажение

(воображение, умысел). В итоге в распоряжении оперативного работника

оказываются сведения, в которых отсутствуют «разумно обоснованные» признаки

правонарушения, т.е. нет фактических обстоятельств, четко и ясно

указывающих на противоправное деяние, которое профессионально грамотной

оперативный работник принял во внимание. Решая вопрос о необходимости

проведения дознания, предварительного следствия, разбирательства по факту

административного правонарушения, а в ИУ - пенитенциарного проступка. В

связи с этим, все поступающие к оперперсоналу данные по ходу их обнаружения

перепроверяются за счет дублирования источников, а также соотносятся между

собой для определения взаимосвязи сведений, касающихся од-

42

ного и того же объекта57. Для этого необходимо:

а) выяснить, была ли деятельность проверяемого лица на самом деле или

же операппарат введен в заблуждение;

б) установить, является ли деятельность подозреваемого лица

противоправной и как она в правовом аспекте может быть квалифицирована;

в) не только подтвердить или опровергнуть первичные данные, но и

получить тот объем первичной информации. Который был бы достаточен для

правильного решения вопроса о дальнейших мерах, которые следует предпринять

в связи с поступлением этих сведение в оперативный аппарат применительно

как к основному объекту проверки, так и в иных целях (пополнение картотек,

совершенствование различных аспектов оперативной работы).

В зависимости от содержания информации, общественной опасности лиц и

фактов, а также необходимого объема работы оперативный работник определяет

виды оперативно-розыскных мероприятий. Подлежащих проведению в этом случае.

По общему правилу оперработник, осуществляющий предварительную

оперативную проверку, обязан в письменной форме зафиксировать информацию,

на основании которой начато производство по рассматриваемому деду, а также

излагать в соответствующих оперативно-служебных документах результаты

проведенных или проверочных мероприятий. Эти документы и иные материалы,

получаемые в ходе этой работы, подлежат сосредоточению в деле

предварительной оперативной проверки.

Производство по делу предварительной оперативной проверки сотрудник

завершает рапортом, где указывает, достигнута ли цель проверки

(предупревдено, пресечено или раскрыто преступление; задержан ли

скрывавшийся преступник или обнаружено ли лицо, без вес-

____________________________________________________________________________

_________________________

57Горянов К.К.. Кваша Ю.Ф-, Сурков К.В., ФЗ «Об оперативно-розыскной

деятельности». Комментарий. -М.: Новый юрист. -1997. -С. 228.

.

43

ти пропавшее; решены ли иные оперативно-тактические задачи). Если цель

достигнута и получено разрешение непосредственного руководителя

оперработника по прекращению рассматриваемого дела, то по письменному

указанию этого начальника оно сдается в архив58.

Предварительная оперативная проверка может завершаться использованием

собранных материалов для профилактики противоправного поведения объектов

ОРД, а также для нейтрализации преступных замыслов, подготовительных к

преступлению действий. Возможно использование собранных материалов,

отражающих реальные признаки правонарушения, путем их легализации в

интересах привлечения, например, виновных к ответственности,

соответствующей содеянному ими. Однако оперативно-розыскная практика

свидетельствует о том, «k что названный исход вероятен не всегда, так

как достоверная информация о преступной деятельности может быть не

засвидетельствована, не подтверждена определенными объектами - носителями

информации (предметами, документами и т.п.), определяемыми законом в

качестве доказательств. Поэтому возникает необходимость в подготовке

следующей системы оперативно-розыскных мер в рамках нового этапа

оперативной проверки59.

Здесь у оперативного работника единственным выходом из сложившейся

ситуации является решение о подготовке комплекса новых действий, которые

следует предпринять в связи с поступлением в опе- ративный аппарат уже не

вызывающей сомнений информации, подтверждающей наличие противоправной цели

не только в намерениях, но и в поведении проверяемых лиц, либо указывающей

на событие преступления однако недостаточной дяя дознания, расследования и

наказания виновных. Таким образом, сигнальная информация после ее уточнения

может послужить объективной и фактической основой для последующей

оперативной проверки, обозначаемой в ОРД термине

____________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

58 см. Указ. Работа – с. 228

59 Доля Е.А. Использование в доказывании результатов оперативно-

розыскной деятельности – М. “Спарк” – 1996 – С. 67

44

«оперативная разработка», представляющая собой негласное осуществление

комплекса оперативно-розыскных мероприятий, проводимых только при наличии

обоснованных данных и признании подготавливаемых преступлений, а также

указывающих на преступления, совершенные или совершаемые, для их пресечения

либо раскрытия^ .

Поручение следователя органу дознания о производстве следственных

действий также является важной процессуальной формой их взаимодействия при

расследовании преступлений. Возможности этой формы определяются:

1. пределами самих поручений;

2. кругом тех следственных действий, проведение которых может быть

поручено по делам, находящимся в производстве у следователя.

Начнем с первого. Прямых указаний об этих пределах уголовно-

процессуальный закон не содержит.

Совершенно очевидно, что наиболее эффективному комплексу использованию

возможностей следователя и органа дознания в процессе расследования

преступлений непосредственно выполняет все следственные действия по

находящемуся у него в производстве делу, а службы органа дознания заняты

только осуществлением своих функций. Практически такое положение

несущественно потому, что следователь физически не в состоянии выполнить в

один и тот же период времени всю совокупность следственный действий,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.