рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Преступления против мира и безопасности человечества

Преступления против мира и безопасности человечества

Оглавление

Введение 2

Преступления против мира. 5

Военные преступления. Применение запрещенных средств и методов ведения

войны. 12

Преступления против человечества. 18

Заключение 21

Литература 23

Введение

Глава 34 УК «Преступления против мира и безопасности человечества»

впервые включена в уголовное законодательство России. Необходимость в этом

вытекает из тяжкого опыта человечества, столкнувшегося с такими

международными преступлениями, которые - например, крупномасштабные

агрессивные войны, геноцид, экоцид и т.д. - ставили под угрозу само его

существование или по крайней мере существование наций (народов).

Напоминанием об этом явился Устав Нюрнбергского трибунала, определивший

понятие преступлений против человечества и их отдельных видов.

Этот Устав, как и Устав Токийского трибунала, документы ООН, принятые

в конце второй мировой войны и в первые послевоенные годы с активным

участием СССР, дали толчок созданию разветвленной системы международно-

правовых договоров, призванных противодействовать новым агрессивным войнам,

уничтожению населения и природы, другим международным преступлениям.

Включение данной главы в УК вытекает из требований ст. 15 Конституции РФ,

предусматривающей, что общепризнанные положения международного права,

международно-правовые договоры РФ являются частью внутреннего права. Это,

конечно не означает необходимость дословной их ретрансляции, но смысл

должен быть воспроизведен во внутреннем законодательстве, с учетом

отечественной традиции законодательной техники. Внутреннее законодательство

может также расширить объем соответствующих уголовно-правовых запретов, так

как международные договоры обычно ориентированы на консенсус на основе

минимума. Самостоятельно определяет внутреннее законодательство и санкции

за международные преступления.

Таким образом, характерным признаком рассматриваемой главы является

то, что преступления, описанные в ней носят конвенциальный характер:

соответствующие уголовно-правовые запреты вытекают из международно-правовых

обязательств страны. Упомянем также о том, что наиболее тяжкие из этих

преступлений, а именно предусмотренные ст.ст. 353, 356, 357, 358 УК влекут

ответственность и наказание, независимо от давности их совершения (ст. 78

УК).

Необходимо отметить большой вклад отечественных ученых в разработку

концепции уголовной ответственности за преступления против мира и

безопасности человечества (международные преступления) и их классификацию.

В том числе в период выработки международных соглашений о законах и обычаях

войны и основополагающих международно-правовых документов о наказании

главных военных преступников. В частности, академик А.Н. Трайнин

сформулировал понятие преступлений против человечества и указал на их

основные группы (против мира, военные, против человечности)[1].

Разработанные им положения почти буквально вошли в Устав Нюрнбергского

трибунала.

В настоящее время, когда еще не завершена кодификация международного

уголовного права относительно преступлений, родовым объектом которых

является мирная жизнь и безопасность человечества и входящих в него

народов, основы существования и сотрудничества государств, мирное

разрешение межгосударственных конфликтов, определенные трудности при

усвоении материала может вызвать рядоположенное использование в литературе

двух сходных терминов: "международные преступления" и "преступления

международного характера". Для того, чтобы избежать эти трудности, надо

руководствоваться следующим:

. международные преступления - это деяния такого масштаба и такой

тяжести наступивших или возможных последствий, что они

представляют реальную угрозу для судеб человечества в целом либо

народов, других значительных групп людей, входящих в его состав:

субъектами этих преступлений являются в большинстве случаев

высшие представители государственной власти или лица,

действующие по их указаниям, либо в созданной государственной

властью обстановке, поощряющей конкретные преступные действия;

. преступления международного характера - это общеуголовные

преступления, но охватывающие территорию двух или нескольких

государств и угрожающие не только внутренней безопасности и

правопорядку в них, но и нормальным межгосударственным

отношениям (экономическим, туристским и т.д.). Но при всей

опасности, например, преступлений международного характера,

связанных с терроризмом, международным оборотом наркотиков и

оружия и т.д., эти преступления обычно не достигают масштаба,

При котором делается возможной угроза безопасности человечества

в целом . Эти преступления обычно не инициируются и не

поддерживаются государственной властью, которая ведет борьбу с

ними. Имеется и формальный разграничительный признак: наличие

или отсутствие квалификации соответствующих деяний, как

преступлений против мира и безопасности человечества в

международно-правовых документах.

Конечно, разграничение названных групп преступлений не носит

абсолютного характера в международной практике борьбы с преступностью мы

встречаемся с фактами обвинения некоторых стран в государственной поддержке

терроризма и незаконного оборота наркотиков. И в ряде других случаев

названные преступления представляют при их выходе на международный уровень

серьезную непосредственную угрозу миру и безопасности, Вот почему не

исключено появление в рассматриваемой главе новых составов преступлений в

соответствии с международно-правовыми документами о борьбе с терроризмом и

незаконным оборотом наркотиков.

Преступления против мира.

Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны

(ст. 353 УК). Наличие двух частей рассматриваемой статьи не означает,

вопреки мнению некоторых авторов, что налицо основной и квалифицированный

составы. В рамках одной нормы УК фактически объединены два состава,

объективная сторона одного из которых состоит в

подготовительных действиях к агрессивной войне, а второй - в ведении этой

войны. Различия в санкциях (ч.1 предусматривает лишение свободы на срок от

7 до 15 лет, а ч.2 - на срок от 20 до 30 лет) понятны. Они связаны с

различием тяжести наступивших или возможных последствий.

Ключевое слово при характеристике рассматриваемых составов

-агрессивная война. Речь таким образом идет не о любой войне, как

вооруженной борьбе между государствами для достижения определенных целей, а

о применении государством вооруженной силы первым в нарушение Устава

ООН[2]. Имеется ввиду применение вооруженной силы против суверенитета,

территориальной неприкосновенности, политической независимости другого

государства. Предполагается, что оценку действий государства как

развязывания и ведения агрессивной войны (акта агрессии) дает Совет

Безопасности ООН, если достигнуто единогласие его постоянных членов.

Оборонительная война, когда государство защищается от агрессора, очевидно

не создает ситуаций, предусмотренных в ст. 353 УК.

Непосредственный объект деяний, предусмотренных рассматриваемой

статьей, - состояние мира между государствами и безопасность человечества.

Применение вооруженной силы для подавления внутреннего мятежа, попыток

незаконных вооруженных формирований установить контроль над определенной

территорией, даже, если это связано с самопровозглашением независимости, не

влечет для государства применившего в соответствии с Конституцией силу

защиты своей целостности, оценки его действий как акта агрессии. Такая

оценка применима только к вооруженной борьбе двух или нескольких

государств.

Не охватываются понятием агрессии и действия вооруженных сил,

выделяемых государствами по решению ООН или региональной международной

организации для миротворческих действий.

Объективная сторона деяний, предусмотренных ст. 353 УК, четко

определена в ней.

Планирование агрессивной войны, уже факт которого является оконченным

преступлением - это разработка ее политических и стратегических целей,

расчеты необходимых людских и материальных ресурсов для осуществления и

закрепления результатов агрессии, разработка планов военных операций,

перевода народного хозяйства на военные рельсы, мобилизации людей и

технических средств; разработка планов управления оккупированными

территориями, дипломатического и пропагандистского обеспечения

агрессии, создания повода для нее и т.д. Подчеркнем вместе с тем, что

нельзя отождествлять деятельность Генерального штаба и других органов,

отвечающих за военную безопасность страны, по планированию операций и их

обеспечению в случае нападения на страну с планированием агрессивной войны.

Последнее имеет место лишь при осознании, что речь идет именно о подготовке

и в (нападения на другую страну) и стремлении добиться этого.

Подготовка агрессивной войны - другой вариант объективной стороны

состава, предусмотренного ч.1 ст. 353 УК - включает в широком смысле и ее

планирование. "Разведение" этих понятий означает, что в качестве

самостоятельного варианта выделяются уже не "кабинетные" действия, а

реальные - в воинских частях, соединениях и объединениях, в народном

хозяйстве, в средствах массовой информации, в дипломатии, на местности,

прилегающей к будущему театру военных действий и т.д. Речь идет, в

частности, о фортификационном и коммуникационном оборудовании исходных

позиций, о сосредоточении войск в районах, из которых начнется вторжение, о

приведении их в повышенную боевую готовность, об интенсивной разведке

сопредельной территории, об "обработке" общественного мнения и т.д.

Наконец, развязывание агрессивной войны также упомянутое в ч. 1 ст.

353 УК - это предъявление ультиматума, блокада сухопутных, водных,

воздушных коммуникаций страны, в отношении которой развязывается война,

вторжение ограниченного контингента для разведки боем и захвата опорных

пунктов, захват дипломатических представителей, интернирование других

граждан страны, на которую осуществляется нападение, захват ее имущества и

т.д. Если планирование и подготовка агрессивной войны обычно отделены от ее

развязывания достаточно значительным промежутком времени, то действия по

развязыванию агрессии немедленно переходят в полномасштабное ведение

агрессивной войны (ч. 2 статьи). Речь идет о бомбардировке территории или

масштабном применении иного оружия, военном вторжении, оккупации всей или

части страны, подвергнувшейся нападению. Агрессивной войной являются и

боевые действия, которые развертывают вооруженные силы страны агрессора,

уже ранее введенные на территорию какой-либо страны по соглашению с ней для

выполнения каких-либо совместных задач (например, по договору о

взаимопомощи) если они предпринимают военные операции, вопреки условиям

соглашения.

Рассматриваемое деяние является длящемся: составы. охватываемые

ст. 353 УК, в принципе носят формальный характер, но фактически всегда

налицо особо тяжкие последствия или их реальная угроза. Субъективная

сторона составов ст. 353 УК предполагает для подготовки, развязывания и

ведения агрессивной войны прямой умысел. Для планирования возможен и

косвенный умысел в виде безразличия к возможным результатам действий

виновного-Субъект рассматриваемых деяний, хотя это и не оговорено в тексте

ст. 353 УК, является специальным, поскольку перечисленные в ней действия

могут осуществлять только высшие государственные должностные лица, высшие

военные руководители, наделенные полномочиями принятия и осуществления

соответствующих решений. В круг исполнителей или соучастников входят и

разработчики агрессивных планов, командующие объединениями (соединениями),

ведущими агрессивную войну. Ссылка, на отданные приказы их не оправдывает,

так как с точки зрения международного уголовного права эти приказы заведомо

незаконны. Что же касается рядовых участников агрессивных войн, то они

отвечают за совершенные в их ходе конкретные военные преступления и

преступления против человечества.

Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны (ст. 354 УК).

Расположение данной статьи указывает, что законодатель по существу

рассматривает описанное в ней преступление как элемент подготовки

агрессивной войны. Выделение этого состава из общего определения подготовки

войны связано, по видимому со спецификой объективной стороны и субъекта

деяния.

Основной состав, описанный в ст. 354 УК, предполагает обращение в

любой форме (устной, письменной, графической и т.д.) к достаточно

значительной аудитории (на митинге, собрании, в общественном месте, где

находится много людей и т.д.) для того, чтобы убедить ее в необходимости

начать агрессивную войну для разрешения возникшего или прогнозируемого

межгосударственного конфликта. Таким образом, непосредственный объект здесь

-состояние мира между государствами и - хотя в более отдаленной перспективе

" безопасность человечества.

Но, говоря об объективной стороне деяния, подчеркнем, что призыв

должен быть конкретизирован: указывать на конкретную страну и формировать у

аудитории из нее "образ врага". Абстрактно-ностальгические рассуждения типа

"хорошо бы вымыть сапоги в Индийском океане" преступления в смысле ст. 354

УК не образуют. Важно также установить в конкретном случае пределы

возможностей лица, выступающего с призывами, реально воздействовать на

общественное мнение значительной группы населения. Конечно, используемое

нами понятие носит оценочный характер, но без его использования. исходя из

условий места, времени и т.д. нельзя придти к обоснованному выводу о

реальности 'воздействия призывов, а следовательно и об общественной

опасности действий лица (лиц). Должна учитываться грань между брюзжанием в

бытовой среде и целенаправленной масштабной деятельностью по навязыванию

населению убеждения В необходимости агрессивной войны.

Одним из условий ответственности по ст. 354 УК является

неоднократность, так как закон говорит о "призывах". Вместе с тем,

изменение терминологии УК 1996 г., по сравнению с предыдущим УК, в котором

говорилось q пропаганде войны свидетельствует о том, что теперь не

требуется ни обращения к одной и той же аудитории, ни специальной

подготовки выступлений, ни их систематичности, Достаточно повторности и

конкретности,

Квалифицированный состав (ч. 2) предусматривает усиление наказания в

случаях использования средств массовой информации, либо, если субъект

деяния занимает государственную должность РФ или субъекта федерации. Эти

понятия рассматривались в предыдущих лекциях.

За обозначенным исключением субъект преступления - любое лицо,

достигшее 16 лет. Субъективная сторона - прямой умысел.

Производство или распространение оружия массового поражения (ст.

355 УК). Ключевое слово при характеристике данного состава преступления -

массовое поражение. Речь идет не об обычном стрелковом оружии, не об

артиллерийских снарядах или авиабомбах даже большой мощности или снабженных

устройствами для особо точного прицеливания, а об оружии (боеприпасах к

нему), применение которого влечет массовую гибель людей или уничтожение

природной среды, не ограниченное полем боя, а охватывающее значительную

территорию и не имеющее избирательного характера. Владение и подготовка к

использованию оружия массового поражения имеет важное значение для

планирования и подготовки агрессивной войны, создавая у виновных

психологическую уверенность в результативности нападения ; в свою

очередь применение такого оружия агрессором (оно находится за рамками

данного состава и предусмотрено ст. 356 УК) может явиться - как, например,

применение химического оружия германской армией в первой Мировой войне -

предпосылкой успеха наступления и создания паники среди мирного населения,

масштабы поражающего воздействия на которое оказываются еще большими,

нежели на вооруженные силы.

С учетом изложенного, непосредственным объектом рассматриваемого

преступления, так же как и деяний, описанных в предыдущих статьях, является

состояние мира между государствами и безопасность человечества.

Объективная сторона предполагает производство оружия массового

поражения, начиная с создания экспериментальных образцов м кончая серийным

производством; приобретение или сбыт в любой форме.

Иными словами, речь идет о торговле, поставках, иных формах передачи

во владение, пользование и распоряжение (в том числе, безвозмездно, в

кредит и т.д.), как на межгосударственном, так и на внутригосударственном

уровне. Причем, не только государственными структурами, но и частными

предприятиями, организациями, учреждениями, отдельными лицами.

Существенный признак объективной стороны запрещенность производства,

приобретения или сбыта оружия массового поражения международным договором

России. В настоящее время этот запрет существует в отношении химического,

биологического; установлен ряд договорных ограничений на оборот ядерного

оружия, поражающее действие которого связано с ударным действием взрыва,

проникающей радиацией и радиоактивным заражением (ядерное, термоядерное и

нейтронное оружие). В документах ООН содержится общее определение оружия

массового уничтожения (1984 г.), которое идет не от нереальной попытки дать

заранее исчерпывающий перечень видов такого оружия, могущих появиться в

будущем, а из их качественной характеристики; сравнимости с атомной бомбой

по поражающему действию,

Субъективная сторона деяния характеризуется прямым умыслом. Виновный

сознает, что его действия нарушают международно-правовые запреты и желает

этого. Ссылка на незнание международно-правовых договоров здесь

неприемлема. Конвенция 1972 г. о запрещении биологического

(бактериологического и токсичного) оружия, и Конвенция 1993 г. о запрещении

химического оружия, как и договоры об ограничении производства и

распространения ядерного оружия общеизвестны. Вместе с тем, по ст. 355 УК

не могут быть квалифицированы действия внешне сходные по объективной

стороне с запрещенным оборотом оружия массового поражения, но обслуживающие

реализацию требований международных договоров по уничтожению запасов

такого оружия или его приспособление для мирных целей. Нельзя

квалифицировать как преступление также оборот биологических и химически

активных веществ, представляющих в принципе повышенную опасность, если

речь идет о деятельности медицинской или химической промышленности,

преследующей народно-хозяйственные цели и осуществляемой с соблюдением

необходимых мер безопасности.

Субъект деяния, предусмотренного ст. 355 УК - общий. Но в большинстве

случаев речь идет - за исключением сравнительно немногочисленных попыток

изготовления или похищения оружия массового поражения террористами, лицами,

действующими из корысти и т.д. - о лицах, связанных с оборотом такого

оружия профессионально.

Нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной

защитой (ст. 360 УК). С некоторой долей условности, можно включить данный

состав в группу преступных деяний против мира. Несмотря на гораздо более

локальный характер, по сравнению с деяниями, предусмотренными ст.ст. 353 и

355 УК (но не ст. 354 УК), непосредственный объект деяния - по существу тот

же. Ведь нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной

защитой всегда нарушает или создает угрозу нарушения нормальных отношений

между государствами; в ряде случаев такое нападение может явиться

провокацией вооруженного конфликта. Рассматриваемая норма включена в УК в

соответствии с конвенцией ООН "О предотвращении и наказании преступлений

против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических

агентов" (1973 г.).

Объективная сторона рассматриваемого преступления заключается в

нападении на таких лиц или учреждения, то есть в применении силы или ее

угрозы для захвата людей, помещения, транспортного средства, для причинения

вреда здоровью, имуществу, чести и достоинству лиц, пользующихся

международной защитой. Поскольку преступление является законченным в момент

нападения, причинение существенного, а тем более тяжкого вреда

рассматриваемым составом не охватывается. Иными словами, в ряде случаев

имеет место и второй объект посягательства - общественные отношения,

защищающие личность и имущество - и необходима квалификация по совокупности

деяний.

Круг лиц, защищаемый рассматриваемым составом, достаточно широк. Это

дипломатические, консульские, торговые, специальные представители

иностранных государств, члены их семей; представители международных (в том

числе, региональных) организаций, статус которых предусматривает

специальную защиту их прав и законных интересов в государстве пребывания.

Речь идет, конечно, и о главах и членах государственных делегаций.

Субъективная сторона рассматриваемого деяния выражается в прямом

умысле; лицо нападает, зная, что потерпевший (помещение, транспортное

средство) пользуется международно-правовой зашитой. Вместе с тем, спорным

Страницы: 1, 2


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.