рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Учреждения лишения свободы по новому уголовно-исполнительному законодательству

им лагерях необходимых жилищно-бытовых и режимных условий и правильного

трудового использования заключенных.

При министерствах внутренних дел республик и управления внутренних

дел краев и областей в 1951 г. были созданы отделы исправительно-трудовых

лагерей. В связи с этим на МВД республик, УМВД краев и областей было

возложено непосредственное руководство и ответственность за работу

исправительно-трудовых лагерей, дислоцирующихся на территориях республик,

краев, областей по вопросам охраны, режима содержания и размещения

заключенных, оперативной работы, трудового использования осужденных.[30]

Эти функции отделы исправительно-трудовых лагерей осуществляли через

управления исправительно-трудовых лагерей и управления исправительно-

трудовых лагерей и колоний.

На территории некоторых областей сосредотачивалось несколько лагерей,

находившихся в подчинении различных центральных органов.

В исправительно-трудовых лагерях того времени было два вида режима:

общий и усиленный.

Исправительно-трудовой лагерь имел следующую структуру: управление

лагеря, лагерные отделения, лагерные пункты, участки и командировки, а

также центральные штрафные лагерные пункты. Внутри этих мест заключенные

разбивались на колонны (400-600 заключенных) и бригады.[31]

Условия содержания на общем и усиленном режимах мало чем отличались

друг от друга. Рабочий день для всех был установлен 9 часов. Осужденные

имели право на получение общих и личных свиданий, на получение передач и

посылок, а также на неограниченную переписку с родственниками. За труд они

получали премиальное вознаграждение в размере до 100 рублей. При этом 15 %

из этой суммы зачислялись на лицевой счет и выдавались при освобождении.

Раз в году осужденному предоставлялся рабочий отпуск продолжительностью в

десять дней, без выходя из лагеря или колонии. Разрешалось ношение

гражданской одежды и хранение наличных денег, а также получение денежных

переводов на неограниченную сумму.

Право назначения вида режима принадлежало администрации исправительно-

трудового учреждения. На усиленный режим направлялись осужденные за особо

опасные государственные преступления, бандитизм, разбой, побеги и

рецидивисты.

Общий режим предоставлялся всем остальным осужденным. После отбытия

одной трети срока наказания по постановлению, утвержденному начальником

лагеря, заключенные с усиленного режима могли быть переведены на общий

режим. В отдельных случаях начальнику лагеря предоставлялось право

досрочного перевода с усиленного на общий режим.

Нарушители дисциплины с общего и усиленного режимов подлежали

переводу в штрафные лагерные пункты на срок до 3 месяцев.

В штрафные лагерные пункты направлялись также осужденные в лагере за

бандитизм, разбой и грабежи на срок до одного года, а осужденные за прочие

преступления – до 6 месяцев. Основанием для перевода в штрафной лагерный

пункт являлся приказ начальника лагеря.

За систематические отказы от работы заключенные могли привлекаться

как за контрреволюционный саботаж по ст. 58/14 УК РСФСР 1926 г.

10 июля 1954 г. Совет Министров ССР утвердил «Положение об

исправительно-трудовых лагерях и колониях МВД СССР», которое закрепило

основные принципы советской исполнительно-трудовой политики.

На ИТУ были возложены задачи обеспечения отбытия осужденными

наказаний по приговорам судов, охраны и надзора за ними, предупреждения

новых преступлений, исправления их на основе приобщения к общественно

полезному труду и проведения политико-воспитательной работы.

Положение ввело более отчетливую классификацию осужденных, согласно

которой в ИТК должны были содержаться :

1) лица, осужденные к лишению свободы на срок до 3 лет;

2) лица, впервые осужденные за должностные, хозяйственные и другие не особо

опасные преступления,

3) лица, переводимые из детских трудовых колоний для дальнейшего отбывания

наказания.

В исправительно-трудовых колониях – все остальные осужденные.

Если в ИТК был предусмотрен только один вид режима содержания, то в

лагерях – четыре: общий, облегченный, строгий и специальный строгий.

В подразделениях общего режима содержались осужденные впервые за

менее опасные преступления, а также за тяжкие преступления, как впервые,

так и неоднократно, переводимые из колоний строгого режима. Однако

осужденные за особо опасные государственные преступления, осужденные два

раза и более за мене опасные преступления должны были содержаться в разных

подразделениях.

В подразделениях строгого режима содержались независимо от количества

судимостей, осужденные за тяжкие преступления – бандитизм, умышленное

убийство, разбой, грабежи, воры-рецидивисты, а также переведенные с общего

и облегченного режимов за злостные нарушения дисциплины.

При условии хорошего отношения к труду и примерного поведения, после

отбытия не менее шести месяцев на строгом режиме, осужденные могли быть

переведены на общий режим.

В специальных подразделениях строгого режима содержались осужденные

за тяжкие преступления, совершенные в места лишения свободы, а также

переведенные со строгого режима за злостные нарушения дисциплины.

В подразделениях облегченного режима содержались осужденные на срок

до 3 лет, осужденные впервые за должностные, хозяйственные и другие не

особо опасные преступления, а также переведенные из детских трудовых

колоний по достижении ими совершеннолетия для дальнейшего отбывания

наказания. Кроме того, на облегченный режим переводились осужденные с

общего режима после отбытия ими одной трети срока наказания.

Как подмечают специалисты, одним из недостатков работы ИТУ являлась

существовавшая в то время система зачетов рабочих дней, которая подрывала

стабильность приговора и отрицательно сказывалась на задачах специального и

общего предупреждения преступлений.[32]

1.5.ВИДЫ УЧРЕЖДЕНИЙ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ ПОСЛЕ

1956 Г.

В 1956 г. было признано нецелесообразным дальнейшее существование

исправительно-трудовых лагерей, как не обеспечивающих выполнение важнейшей

государственной задачи – перевоспитание заключенных в труде. В связи с этим

исправительно-трудовые лагеря были преобразованы в исправительно-трудовые

колонии. В 1961 г. было принято новое Положение об исправительно-трудовых

колониях и тюрьмах МВД РСФСР. В исправительно-трудовых колониях было

установлено четыре вида режима: общий, усиленный, строгий и особый.

В колониях общего режима могли содержаться:

1) лица, осужденные к реальному наказанию в виде лишения свободы впервые за

менее тяжкое преступление;

2) лица, осужденные за тяжкие преступления на срок до 3 лет;

3) лица, ранее судимые к лишению свободы условно и вновь осужденные за

менее опасные преступления к отбытию лишения свободы реально;

4) лица, ранее судимые к другим видам наказания и вновь осужденные за менее

опасные преступления к реальному отбыванию лишения свободы;

5) лица, ранее судимые и реально отбывавшие лишение свободы, но в колониях

для несовершеннолетних и вновь осужденные за менее опасные преступления

к реальному отбыванию наказания в виде лишения свободы;

6) лица, ранее судимые и отбывавшие реальное лишение свободы, которое им

впоследствии было заменено другим видом наказания или назначено условно;

7) лица, ранее судимые к реальному отбыванию наказания в виде лишения

свободы, которым судом в порядке исключения определили общий режим за

совершенные вновь менее опасные преступления.

В колониях усиленного режима содержались:

1) лица, осужденные впервые за тяжкие преступления к реальному отбытию

лишения свободы сроком свыше трех лет;

2) лица, ранее судимые и отбывавшие срок лишения свободы условно и вновь

осужденные за тяжкие преступления к реальному отбытию наказания в виде

лишения свободы на срок свыше трех лет;

3) лица, ранее судимые и отбывавшие наказание, не связанное с лишением

свободы, и вновь осужденные за тяжкие преступления к реальному отбытию

наказания в виде лишения свободы на срок свыше трех лет;

4) лица, ранее судимые к отбыванию лишения свободы, но в колониях для

несовершеннолетних и осужденные вновь, за тяжкие преступления сроком

свыше трех лет;

5) лица, ране судимые и реально отбывавшие лишение свободы, которое им

впоследствии было заменено другим видом наказания или назначено условно,

и вновь осужденные за тяжкие преступления сроком свыше трех лет;

6) лица, ранее судимые к реальному отбытию лишения свободы, которым суды в

порядке исключения определили усиленный режим за совершенные вновь

тяжкие преступления.

В исправительно-трудовых колониях строгого режима могли содержаться:

1) лица, осужденные два и более раза, независимо от тяжести преступления, к

реальному отбыванию наказания в виде лишения свободы;

2) особо опасные рецидивисты, переведенные после отбытия половины срока

наказания из колоний особого режима;

3) лица, которым смертная казнь в порядке амнистии или помилования заменена

лишением свободы, переведенные после отбывания половины срока наказания

из колонии особого режима;

4) лица, осужденные впервые к реальному отбытию срока наказания в виде

лишения свободы, которым суд в порядке исключения назначил строгий

режим;

5) осужденные женщины, признанные судами особо опасными рецидивистками;

6) мужчины и женщины, осужденные за особо опасные государственные

преступления.

В ИТК особого режима отбывали наказания как неоднократно судимые, так

и осужденные впервые, но за особо тяжкие преступления. Если рассматривать

состав заключенных с точки зрения тяжести совершенных преступлений, то

нетрудно заметить, что в этих колониях могли находиться заключенные,

осужденные как за тяжкие преступления, так и за менее опасные.[33]

Нужно отметить, что одним из важнейших мероприятий по

искоренению преступности явилась организация в ИТК отрядной структуры. В

конце 1957 г. во всех колониях осужденные были разбиты на отряды по 85-120

человек. Начальником отряда назначался офицер-воспитатель, имевший

специальную юридическую или педагогическую подготовку. Структура ИТК стала

выглядеть следующим образом: колония – отряд – бригада – звено. Колонию

возглавлял начальник колонии, у которого было два заместителя: по режиму и

оперативной работе и по политико-воспитательной работе среди заключенных.

Соответственно у первого заместителя в подчинении были: оперативная часть,

специальная часть, медицинская часть, дежурные помощники начальника

колонии, надзирательская служба и цензор; у второго – инспектора по

общеобразовательной и профилактической подготовке заключенных, начальники

отрядов, советы воспитателей, бригадиры и звеньевые. Непосредственно

начальнику колонии подчинялись: методический совет, канцелярия,

бухгалтерия, часть интендантского снабжения и коммунально-эксплуатационная

часть.[34]

Помимо ИТК действовали еще и тюрьмы и ВТК.

Тюрьмы были предназначены для содержания осужденных к лишению свободы

в виде тюремного заключения: особо опасных рецидивистов; лиц, совершивших

особо опасные государственные преступления по достижении

восемнадцатилетнего возраста; лиц, по достижению восемнадцатилетнего

возраста совершивших тяжкие преступления и осужденных за них к лишению

свободы на срок свыше пяти лет, а также для злостных нарушителей,

переводимых из ИТК на срок до трех лет.

Что же касается воспитательно-трудовых колоний, то они делились на

ВТК общего и усиленного режимов.

В воспитательно-трудовых колониях общего режима содержались:

1) несовершеннолетние мужского пола, осужденные впервые к лишению свободы

за менее тяжкие преступления;

2) несовершеннолетние мужского пола, осужденные впервые к лишению свободы

за тяжкие преступления на срок до трех лет включительно;

3) осужденные к лишению свободы несовершеннолетние женского пола.

В воспитательно-трудовых колониях усиленного режима содержались:

1) несовершеннолетние мужского пола, осужденные впервые к лишению

свободы на срок свыше трех лет за тяжкие преступления, а также ранее

отбывавшие срок наказания в виде лишения свободы;

2) несовершеннолетние мужского пола, осужденные за умышленные

преступления в период отбывания наказания в виде лишения свободы;

3) систематически либо злостно нарушающие режим отбывания наказания и

переведенные за это из ВТК общего режима.

В структуре мест лишения свободы появились новые виды, а именно:

1) колонии-поселения для лиц, совершивших преступления по неосторожности,

осужденных за них впервые к лишению свободы на срок не более 5 лет (как

исключение – до 10 лет);

2) колонии-поселения для лиц, переводимых в порядке поощрения из колоний

общего, усиленного и строгого режимов.

18 декабря 1970 г. был принят новый ИТК РСФСР, вступивший в действие с

1 июля 1971 г. Считаю более целесообразным провести сравнительную

характеристику положений ИТК РСФСР 1970 г. и действующего в настоящее время

УИК РФ 1997 г.

2.ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВОЙ КОДЕКС РСФСР 1970 Г. И УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ

КОДЕКС РФ 1997 Г. ЭВОЛЮЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

2.1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩЕГО

ПОРЯДОК ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

Проводя сравнительную характеристику действующего ныне пенитенциарного

законодательства и предшествующего ему необходимо в первую очередь

остановиться на тех целях которые ставило и ставит перед собой это

законодательство.

Исправительно - трудовой кодекс Российской Советской Федеративной

Социалистической Республики имел своей задачей обеспечение исполнения

уголовного наказания с тем, чтобы оно не только являлось карой за

совершенное преступление, но исправляло и перевоспитывало осужденных в духе

честного отношения к труду, точного исполнения законов и уважения к

правилам социалистического общежития, предупреждало совершение новых

преступлений как осужденными, так и иными лицами, а также способствовало

искоренению преступности. Ст.1 ИТК РСФСР 1970 г.

Уголовно - исполнительное законодательство Российской Федерации имеет

своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых

преступлений как осужденными, так и иными лицами. Цели же перевоспитания

осужденных, существующие ранее в исправительно-трудовом законодательстве и

теории исправительно-трудового права[35] оно не ставит (ст.1 УИК РФ 1996

г.).

Ныне действующий УИК РФ предусматривает приоритет норм международного

права над национальным, чего естественно не было в ИТК РСФСР 1970 г. Ст.3

УИК РФ гласит: «Если международным договором Российской Федерации

установлены иные правила исполнения наказаний и обращения с осужденными,

чем предусмотренные уголовно - исполнительным законодательством Российской

Федерации, то применяются правила международного договора».

Уголовно-исполнительный кодекс разработан с учетом рекомендаций

международно-правовых актов. В том числе российскими законодателями были

проанализированы и учтены положения: Минимальных стандартных правил

обращения с заключенными, 1955 год; Декларации о защите всех лиц от пыток и

других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и

наказания, 1975 год; Концепции против пыток и других жестоких,

бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, 1984

год; Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, 1979

год; Принципов медицинской этики, относящихся к роли работников

здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или задержанных

лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство

видов обращения и наказания, 1982 год; Мер, гарантирующих защиту прав тех,

кто приговорен к смертной казни, 1984 год; Минимальных стандартных правила

ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних

(Пекинские правила), 1985 год; Свода принципов защиты всех лиц,

подвергнутых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, 1989

год; Минимальных стандартных правил ООН в отношении мер, не связанных с

тюремным заключением (Токийские правила), 1990 год; Правил ООН, касающихся

защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, 1990 год; Руководящих

принципов ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-

Риядские руководящие принципы), 1990 год.

Доктор юридических наук, заслуженный деятель науки России А. Михлин

подчеркивает, что эти документы содержат нормы как обязательные, так и

рекомендательные. Например, запрещение пыток является обязательным, а

правило о содержании каждого осужденного в отдельной комнате (камере),

предусмотренное ст. 9 Минимальных стандартных правил обращения с

заключенными, должно быть отнесено к числу норм-рекомендаций, поскольку

далеко не все государства в силу своего экономического положения могут

позволить себе такое размещение осужденных к лишению свободы.[36]

Хотелось бы подчеркнуть, что принятие прогрессивного международного

опыта не означает восторженного копирования изобретений и традиций западных

правотворцев. Рекомендации (декларации) международных организаций по

вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными реализуются в

уголовно - исполнительном законодательстве Российской Федерации при наличии

необходимых экономических и социальных возможностей (п.4 ст.3 УИК РФ 1996

г.).

Как ранее действующий ИТК РСФСР 1970 г., так и ныне действующий УИК РФ

предусматривают, что исполнение наказания не имеет целью причинение

физических страданий или унижение человеческого достоинства (ст.1).

В УИК РФ 1996 г более совершенно, чем в ИТК РСФСР 1970 г.

определяется основание отбывания уголовного наказания. Так, если в ИТК

РСФСР говорилось о том, что основанием отбывания уголовного наказания и

применения к осужденным мер исправительно - трудового воздействия является

только приговор суда, вступивший в законную силу (ст. 4), то в УИК РФ

указывается, что Основаниями исполнения наказаний и применения иных мер

уголовно - правового характера являются приговор либо изменяющие его

определение или постановление суда, вступившие в законную силу, а также акт

помилования или акт об амнистии (ст. 7).

Впервые в уголовно-исполнительном законодательстве закреплены

принципы этой отрасли права. ИТК 1970 г. лишь декларировал то, что

исправительно-трудовое законодательство определяет принципы исполнения и

отбывания наказания. Однако система принципов не была установлена и только

следовала из некоторых норм ИТК. Аналогичная норма сформулирована в ч. 2

ст. 2 УИК, но она одновременно получила развитие в ст. 8 этого кодекса, в

которой была определена система принципов уголовно-исполнительного

законодательства. В то же время в отличие от нового УК РФ (ст. ст. 3-7 УК)

содержание принципов не раскрыто. Представляется, что такое решение вполне

обоснованно, так как в процессе разработки УИК у членов рабочей комиссии

возникли расхождения в трактовке их содержания. Поэтому было принято

компромиссное решение и предоставлена возможность для доктринального

толкования ст. 8 УИК.[37]

Принципы уголовно-исполнительного законодательства не являются, как

нередко представляют, застывшими, декларативными, лишенными нормативной

силы положениями. Принципы, закрепленные в ст. 8 УИК, определяют построение

и содержание Особенной части кодекса, где регулируется исполнение

конкретных видов уголовных наказаний. Они влияют на содержание институтов и

норм УИК, а также создают ориентиры для иных законодательных и подзаконных

нормативно-правовых актов, регулирующих исполнение различных видов

наказания.

В УИК РФ законодатель счел необходимым указать на то, что Уголовно -

исполнительное законодательство Российской Федерации основывается на

принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед

законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний,

рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и

стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с

исправительным воздействием (ст.8).

В УИК РФ дается (в отличии от ИТК РСФСР)определение исправления

осужденных: исправление осужденных - это формирование у них уважительного

отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям

человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения (п.1 ст.

9).

Основными средствами исправления осужденных в соответствии с п.2. ст.9

УИК РФ являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания

(режим) (как и ранее), воспитательная работа (ране была политико-

воспитательная работа ст.7. ИТК РСФСР), общественно полезный труд,

получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное

воздействие (общественное воздействие отдельно не выделялось).

В соответствии с п. 3 ст. 9 УИК РФ средства исправления осужденных

применяются с учетом вида наказания (кажется довольно странным, что вид

наказания не являлся одним из критериев применения средств исправления по

ИТК 1970 г. - ст.7), характера и степени общественной опасности

совершенного преступления, личности осужденных и их поведения ( в ранее

действовавшем ИТК РСФСР отдельно выделялось и отношение осужденного к труду

- ст.7).

Уголовно-исполнительный кодекс уделил серьезное внимание регламентации

правового статуса осужденных, значительно расширив его и углубив. Этому

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.