рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Общие вопросы методики преподавания физики

. Жизненный опыт (наблюдения, опыты, и т.д.)

. Целенаправленное формирование понятий учителем

. Попутные источники (на других предметах он дополняет это понятие)

. Стихийное (чтение научно – популярной литературы, тv)

Ошибки учащихся:

V Оперируют терминами, которые определяют это понятие, но не могут раскрыть

его содержание, отделить существенные от несущественных,

V не могут показать связи и отношения (отношение подчинения и

соподчинения),

V путают видовые признаки, относящиеся к общему роду (внутренняя энергия с

признаками кинетической и потенциальной энергии),

V не умеют классифицировать понятия.

Понятие – это первый этап формирования понятия, дальше идет его развитие

(углубляется содержание, объем, связи отношения с другими понятиями)

Основные способы формирования понятия:

1. Традиционный : от чувственно – конкретного восприятия (наблюдения,

опыты) к абстрактным (анализ, синтез) и далее от абстрактного к

конкретному, общему мышлению. Пример : понятие «атом».

2. В начале дается определение понятия , а потом осуществляется его

конкретизация и обобщение.

(первое используется на первой ступени обучения).

Этапы успешного формирования понятия на первой стадии обучения.

1. Выделение существенных признаков на основе работы с литературой, анализа

графиков и схем, и фотографий

2. Синтез существенных признаков.

3. Уточнение признаков понятия в специально подобранных заданиях.

4. Выделение общего и особенного.

5. Установление связи и отношения

6. Использование этого понятия в решении физических задач.

7. Классификация понятия и систематизация.

Критерии оценки усвоения понятия:

Полнота усвоения содержания понятия (количество усвоенных признаков

понятия)

Усвоение объема понятия

Полнота усвоения связи и отношений с другими понятиями

Умение оперировать этим понятием при решении задач.

Тема 4: Методы обучения физики.

4.1. Классификация методов обучения

Методы обучения – это способы деятельности учителя и учащихся в их

взаимосвязанной, совместной работе, направленной на достижение умений

обучения. Беседа, объяснение, рассказ, лекция, демонстрация опытов,

иллюстрация, телепередача, видеозапись, учебные кинофильмы, работа учащихся

с литературой : учебник, справочник, пособие; лабораторные опыты,

наблюдение жизни, решение задач, работа с раздаточным материалом,

фронтальный и индивидуальный опрос, письменные самостоятельная и

контрольная работы, программированный (тестовый) контроль.

Методы классифицируют по:

I. Способу передачи информации от учителя к ученику

1. Вербальный (словесный) – беседа, лекция, рассказ. Работа с

литературой.

2. Наглядный – демонстрации, модели, плакаты.

3. Практический – решение задач и лабораторные опыты.

II. По основным дидактическим задачам

1. метод приобретения знания

2. метод формирования умений

3. метод применения знаний

4. метод творческой деятельности

5. метод закрепления и контроля знаний, умений и навыков. Навык –

автоматизированное умение.

III. По характеру познавательной деятельности

1. объяснительно – иллюстративный

2. эвристический

3. репродуктивный

4. исследовательский

5. проблемное изложение

IV. По Юрию Бабанскому:

1. метод организации и осуществления познавательной деятельности

2. метод стимулирования и мотивации

3. методы контроля и самоконтроля в эффективности учебно-познавательной

деятельности.

V. В современной школе используется классификация по используемых

средствах обучения:

1. словесный

2. демонстрационный

3. лабораторный

4. работа с книгой

5. решение задач

6. иллюстративный

7. учет и контроль знаний

VI. если в основу положен метод изучаемой науки, тогда теоретические и

экспериментальные методы.

4.2 Словесные методы.

Специфическими особенностями является то, что на ряду с изложением

материала нужно использовать рисунки, графики, а также анализ полученных

результатов.

. Беседа. Используется на первой стадии учения физики.

Включается :

V Сообщение новых знаний

V Закрепление знаний

V Углубление знаний

V Обсуждение результатов лабораторных работ и опытов

V Проверка домашнего задания и знаний школьников

Наилучший способ – эвристическая беседа.

План беседы включает:

1. Составить группу вопросов, которые связаны единой логикой и

последовательностью.

2. Перечислить опыты и демонстрации и указать их место в ходе урока.

3. Перечислить записи, рисунки, которые необходимо выполнить на доске и

которые должны быть занесены в тетрадь учениками.

Требования к вопросам:

1. Четкость

2. Ясность

3. Краткость

4. Они должны стимулировать учащихся анализировать обучаемый материал,

доказывать и самостоятельно получать выводы

5. Они должны учить выделять главное, устанавливать связи, они могут быть

наводящими, но не должны содержать подсказку.

. Рассказ – это связное изложение, непрерываемое диалогами, проводится в

случае, если у учащихся отсутствуют знания, необходимые для беседы, а

также для сообщения историй открытия законов или явлений, биографии

ученых, перспективы развития науки и техники.

Рассказ полезно сочетать с беседой, при этом в начале выясняют, что знают

учащиеся об обучаемом явлении, затем систематизируют эти знания, дополняют

и углубляют рассказом.

. Объяснение – это разновидность рассказа. Используется для объяснения,

доказательства, обоснования.

. Школьная лекция: отличается от рассказов или объяснения большей глубиной,

логической последовательностью и длительностью. Используется на второй

ступени обучения в таких случаях: вступительная и заключительная лекции,

а также, когда необходимо объяснить большую группу явлений с единой точки

зрения и общих позиций.

Требования к изложению материала:

Не должны просто сообщать содержимое учебника (параграфа), его необходимо

объяснить, дополнить, углубить. Материал нужно оживить демонстрациями,

иллюстрациями, примерами из жизненного опыта и т.д.

Все словесные методы, как правило, сопровождаются экспериментом. При этом

темп изложения должен совпадать с темпом демонстрации. Когда излагаются

новые термины, то их надо записать на доске четким почерком, проставить

ударение, прочитать по слогам. Если дается определение, то темп нужно

уменьшить, интонацию повысить и повторить определение, речь должна быть

четкой, ясной и чистой и не должно быть жаргонов (физических).

LT-1 – размерность

м/с – единица скорости (единица измерения)

Очень часто дети запоминают слова, но не знают их значение, такое

запоминание называется вербальным. В психологии существуют понятия

представления памяти – то, что мы видим и воспроизводим, представление

воображения – то, что мы никогда не видели, а только представляли.

3. Записи и зарисовки на доске

Основные правила:

1. Учитель должен продумать последовательность записи и форму расположения

на доске.

2. Эти записи руководят вниманием учащихся, вовлекают зрение и слух,

мускульное напряжение.

Фиксировать на доске:

1. План урока

2. Схемы, рисунки, чертежи и т.д.

3. Формулы и их выводы

4. Примеры числовых данных

5. Решения задач

6. Фамилии ученых и даты их жизни

7. Даты наиболее важных открытий

8. Новые термины

9. План лабораторной работы

10. Задание для домашней работы

Рисунки делать карандашом от руки, линии четкие. Выполнять быстро.

Требования к записям:

. Буквы и математические знаки высотой от 4 до 6 см с учетом госта.

. Рисунки: вид спереди или сверху.

. Формулы взять в рамочку.

. Если нужно динамику рисунков, то можно воспользоваться пунктиром или

другим цветом мела.

4. Проблемное обучение физики

Цель проблемного обучения – это усвоение не только основ физики, но и

усвоение самого процесса получения знаний и научных фактов, где

используются познавательные и творческие способности. В основе проблемного

обучения лежит принцип «открытия». Однако проблемное обучение нельзя

представить как цепочку самостоятельных открытий учащимися. Здесь нужно

оптимальное сочетание репродуктивной и творческой деятельности.

Проблемное обучение начинается с создания проблемной ситуации. Проблемная

ситуация предполагает появление несоответствия между теми знаниями, которые

усвоили учащиеся, и явлениями, которые нужно объяснить.

Этапы, которые следуют за созданием проблемной ситуации:

1. Формирование проблемы.

2. Нахождение способов ее решения.

3. Решение проблемы наиболее оптимальным способом.

4. Формулирование выводов.

5. Подведение итогов.

Уровни проблемного обучения:

1. Проблемное изложение (учитель сам выдвигает проблему и сам ее решает,

либо показывает как она была решена в науке).

2. Эвристическая беседа, поисковое задание (учитель формулирует и совместно

с учащимися ее решает).

3. Учитель формулирует проблему, а учащиеся самостоятельно решают ее (без

учителя). (решение экспериментальных задач, какие-то опыты, наблюдения,

исследовательская работа).

4. Учитель предлагает учащимся самостоятельно сформулировать проблему и ее

самостоятельно решить.

Для создания проблемной ситуации используются:

1. Проблемные вопросы

2. Физические эксперименты (демонстрации)

3. Факты из истории открытия

4. Лабораторные работы

5. Экспериментальные задачи

Для постановки задачи важно:

1. Правильно сформулировать вопрос

2. Проблема должна устанавливать логическую связь между ранее изученным

материалом и новыми знаниями

3. Создавать видимые границы известного и неизвестного

4. Вызывать чувство удивления, когда сопоставляется новое с известным и

понимать о необходимости приобретении новых знаний.

Проблемные вопросы должны содержать противоречивость информации и побуждать

к поиску закономерностей. (плавание: гвоздь и корабль)

Опыт: 2 стакана с водой, комнатная

температура. Алюминиевые тела в t=100 0C

c разными массами. Где больше температура

? t1’>t2’, Q = f(m) – зависит от массы.

T1’>T2’ > Q1>Q2

> Q = f(C), C - теплоемкость.

ТЕМА5: Формы организации

учебных занятий по физике.

5.1 Типы и структура уроков по физике.

Цели уроков:

1. Сообщить новые знания.

2. Сформулировать новые понятия.

3. Сформулировать умения и навыки применения знаний на практике.

4. Углубить и закрепить знания.

5. Повторение, контроль и учет знаний.

При подготовке к уроку необходимо выделить цель (задачу) занятия и

определить методы для решения, а также формы организации учебного процесса

(лабораторные работы, практические, …).

Классификация уроков (их типы по решению дидактических задач):

1. Урок изучения нового материала

2. Урок формулирования практических умений и навыков.

3. Урок повторения и обобщения

4. Урок контроля и учета знаний.

5. Комбинированный урок.

Урок изучения нового материала.

Основной метод – беседа, рассказ, школьная лекция.

Структура:

I. Вступительная часть (беседа или упражнение). Повторение знаний,

которые знают учащиеся и подводят к новым знаниям. Письменный или

устный опрос, короткие упражнения, раздаточный материал.

II. Создание проблемной ситуации и организации ее решения. Выдвигается

учебная задача, анализирующая способы ее решения и выдвигается

гипотеза.

III. Гипотезы подтверждаются, в основном физическим экспериментом.

IV. Анализ полученных результатов и выводы.

V. Упражнения на закрепление.

VI. Домашнее задание.

На протяжении всего урока идет учет и оценивание учащихся. Урок должен

всегда быть законченным целым, он должен связывать предыдущие знания с теми

знаниями, которые будут получены далее.

Если проводится эвристическая беседа, то нужно ставить такие вопросы:

Почему? На основании чего? Как?

Урок формирования практических умений и навыков:

Умение:

. Решать задачи

. Выполнять расчеты

. Собирать схемы

. Проводить наблюдения и измерения.

Учитель должен показать образец выполнения любого задания, а потом обучать

этим навыкам и умениям.

Структурные элементы:

I. Выяснение цели работы

II. Теоретические обоснования и правила его выполнения.

III. Образец выполнения работы

IV. Упражнение или измерение

V. Подведение итогов и заключительная беседа.

VI. Домашнее задание.

Урок обобщения и повторения знаний:

Цель:

1. Привести знания в систему

2. Научить выделять существенные признаки изучаемого явления.

3. Установить связи между ранее изученными явлениями и подготовить к

изучению нового материала.

Формы работы:

1. Итоговая беседа

2. Обзорные лекции

3. Решение комбинированных задач

4. Просмотр учебных кинофильмов.

5. Телепередача.

Структура урока:

1. Беседа с целью анализа (повторения) физического явления

2. Решение задач и упражнений

3. Рефераты или сообщения учащихся и их обсуждения

4. Просмотр фильмов

5. Подведение итогов

6. Домашнее задание

Урок контроля и учета знаний:

Формы проведения:

1. Индивидуальный опрос (один у доски)

2. Фронтальный (все сразу)

3. Рефераты

4. Решение задач

5. Используются тесты и раздаточный материал

Специальные виды урока контроля и учета знаний:

1. Письменные и контрольные работы

2. Контрольные и лабораторные

работы – это 1) проведенная

работа без инструкции (для

слабых учащихся)

2) с

измененным заданием (ученики

это делали, но

нужно определить что-то

другое).

3. Зачеты (по большому разделу)

Структура работы:

1. Вступительный инструктаж

2. Выполнение работы

3. Итог (общие и индивидуальные ошибки)

Комбинированный урок: (чаще всего проводится)

- пик внимания учеников приходится на первые 25-30 мин.

Структура:

1. проверка д/з и повторение пройденного

2. изложение нового материала

3. упражнения и проверка усвоения нового материала

4. домашнее задание

Система учебных занятий:

Активность учащихся зависит от чередования видов учебной деятельности. В

систему входят: зачеты, семинары, учебные конференции, уроки повторения и

обобщения материала, лабораторные практикуму, факультативы, экзамены.

ТЕМА6: Методика и техника школьного

физического эксперимента.

6.1 Учебный физический эксперимент, его структура и задача.

Учебный эксперимент – это воспроизведение физического явления на уроке с

помощью специальных приборов в условиях наиболее доступных для его

проведения. Это отражение научного метода познания.

Цели:

1. служит источником знания

2. является методом обучения

3. это вид наглядности.

Классификация по организационному признаку:

1. демонстрационные опыты (эксперименты). (обязательные в программе: опыты

Кулона, Столетова (фотоэффект), опыты Герца, Максвелла, весы Камидеша)

2. Фронтальные лабораторные работы, опыты, наблюдения.

3. Физический практикум

4. Внеклассные опыты и наблюдения

. Количественные и качественные

. Экспериментальные задачи

. Творческие задания

6.2 Демонстрационный эксперимент и дидактические требования к нему.

Методика и техника подготовки и проведения демонстрационных опытов.

Демонстрация – это показ учителем физических явлений и связи между ними.

Цель:

Создание физических представлений, физических понятий, проиллюстрировать

явления и приучить учащихся искать источник знания в явлениях физического

мира и опытах.

Требования:

1. Темп изложения должен совпадать с темпом демонстрации

2. Должны быть на каждом уроке.

3. Должны логически соединять предшествующие опыты с последующими. Для

этого можно использовать одну и туже установку, но проводить измерения в

ней.

4. Не должен загромождать урок

5. Должна присутствовать новизна и заинтересованность.

Перед демонстрацией можно уяснить проведение ее с помощью схемы на доске. В

некоторых случаях полезно собирать схему перед учащимися. Можно

использовать проблемный подход, т.е. поставить проблему и решить с помощью

эксперимента. Установка должна быть простой, на столе не должно быть лишних

предметов, лучше использовать в вертикальной плоскости, использовать экраны

(для темных предметов светлый, для светлых - темный), использовать

подсветки, использовать индикаторы. Эксперимент готовить заранее, он должен

быть убедительным. Требования техники безопасности, запрещается работать

с ртутью, радиоактивными элементами, правила пожарной безопасности, сосуды

Дюара.

6.3 Фронтальные лабораторные работы и опыты.

Для фронтальных лабораторных работ:

1. Все работы выполняется на однотипном оборудовании и всеми учащимися,

непродолжительные (10-45 мин).

2. В конце урока обязательное коллективное обсуждение результатов.

На первой ступени: проверка физических закономерностей (например,

параллельное соединение), знакомят с методами измерений, тренируют по

составлению простейших схем.

На второй ступени: определение физических констант, закономерностей,

физических величин.

Встречаются качественные лабораторные работы (наблюдение физического

явления), количественные (измерение какой-то величины), кратковременные или

рассчитанные на один урок, творческие задания.

Классификация по дидактическим целям:

1. Наблюдение и изучение физических явлений

2. Знакомство с физическими приборами и измерениями по ним.

3. Знакомство с устройством и принципом действия некоторых приборов.

4. Проверка физических закономерностей (закон Бойля - Мариота)

5. Определение физических констант (g, Ридберга, больцмана)

Схема проведения лабораторной работы:

1. Вступительная беседа

2. Проведение эксперимента

3. Обработка результатов

4. Выводы

На вступительной беседе должно оговариваться: если есть приборы, то как их

использовать, объяснить шкалу измерений, техника безопасности, как оформить

работу, класс разделить на бригады, применять дифференцированный подход

т.е. если в классе есть передовики, то для того чтобы они не мешали им

нужно выдать дополнительное задание, при этом в начале нужно оговорить что

будет более высокая оценка за дополнительное задание.

Инструкция (есть ход выполнения работы)

Отчет (нет хода, должны быть таблицы, графики, выводы, вычисление

погрешности (средняя и относительная), учитель заранее должен знать какая

погрешность должна получится).

Критерии оценки:

1. Степень самостоятельности (по наблюдению)

2. Грамотность оформления

Для фронтальных опытов:

Отличаются от фронтальных лабораторных работ кратковременностью (3-10 мин),

выполняются на простом оборудовании, выполняется одно практическое действие

(наблюдение или измерение), вывод увязать с изложением материала.

6.4 Физический практикум.

Отличие:

Большая самостоятельность (длительность 1-2 урока), более сложное

оборудование, обработка результатов более объемная (систематическая

ошибка приборов, оценка полученного результата). Перед физическим

практикумом вводная беседа включает:

1. Задачу практикума

2. Его содержание

3. График выполнения

4. Анализ каждой работы и правила ее выполнения

5. Правила пользования измерительными приборами

6. Анализ

7. Форма отчета и время сдачи

8. Требования к допуску

Задача учителя:

1. Воспитывать самостоятельность

2. Развивать и закреплять практические навыки

3. Помогать отстающим

4. Давать дополнительные задания

5. Оценивать результаты работы

В отчете у школьников должны быть ответы на контрольные вопросы.

Д/з физический кабинет.

Тема 7 : Контроль знаний и умений

учащихся по физике.

7.1 Методы и формы контроля.

Проверка знаний позволяет выяснить уровень усвоения материала и на основе

этого управлять учебным процессом совершенствуя методы и формы работы

учащихся. Проверка знаний является связующим звеном между учителем и

учащимися.

Функции проверки :

1. Ориентирующая

2. Обучающая

3. Диагностирующая

4. Контролирующая

5. Развивающая

6. Воспитательная

Методы проверки:

1. Устный

2. Письменный

3. Графический

4. Практический

Виды проверки:

По объему:

1. Текущие

2. Итоговые

По количеству учащихся:

1. Индивидуальная

2. Групповая

3. Классная

4. Массовая

Формы проверки:

1. Устный опрос

2. Контрольная письменная работа

3. Контрольная лабораторная практическая работа

4. Зачет и диспуты

5. Решение задач

6. Физический диктант

Ориентирующая функция проверки ориентирует преподавателя на слабые и

сильные стороны усвоения материала. Передовые учителя при изложении нового

Страницы: 1, 2, 3


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.