![]() |
|
|
Взаимосвязь физики и химии в процессе преподавания физики в полной средней школеp> Проблемное обучение, как и межпредметные связи, усложняют содержание и процесс познавательной деятельности учащихся. Поэтому необходимо постепенное введение как элементов проблемности, так и объема и сложности межпредметных связей. Важно обеспечить рост познавательных умений и учебных успехов, укрепляющих самостоятельность и интерес учащихся к познанию связей между знаниями из разных предметов. Методика организации процесса обучения осуществляется следующими этапами:1) односторонние межпредметные связи на уроках по смежным предметам на основе репродуктивного обучения и элементов проблемности; 2) усложнение межпредметных познавательных задач и усиление самостоятельности учащихся в поиске их решения; 3) включение двусторонних, а затем и многосторонних связей между предметами путем координации деятельности учителей (выдвижение общих учебных проблем, их поэтапное решение в системе уроков); 4) разработка широкой системы в работе учителей, осуществляющих межпредметные связи как в содержании и методах, так и в формах организации обучения (комплексные домашние задания, уроки, семинары, экскурсии, конференции), включая внеклассную работу и расширяя рамки учебной программы. Для тех учеников, которые не имеют прочной системы знаний, решение
межпредметных задач может оказаться непосильным, а их интерес к обучению
снизится. Для учащихся с высоким уровнем знаний по предметам опора на
межпредметные связи является необходимым условием их дальнейшего развития в
процессе обучения. Поэтому в организации творческой деятельности учащихся
на основе межпредметных связей ведущее место занимает учебная работа,
направленная на усвоение системы предметных знаний и овладение способами их
переноса и обобщения. «Научение» учащихся достигается с помощью системы
тренировочных самостоятельных работ, отрабатывающих отдельные элементы
умений комплексного применения знаний: распознавание межпредметных связей в
учебных текстах, в отрывках из научных статей, в первоисточниках отбор
фактического предметного материала для подтверждения, доказательства
законов диалектики, общенаучных идей, понятий; анализ конкретных примеров Взаимодействие интереса и умений в процессе решения межпредметных задач. Развитие познавательных интересов зависит от овладения учащимися
обобщенными умениями поисковой деятельности и умениями осуществлять
межпредметные связи. Изучение психологии мышления доказало, что в качестве
внутреннего побудителя поисковой деятельности, действующего сопряженно со
знаниями и способами, выступает осознание цели, познавательной потребности,
которая регулирует процесс поиска, отражаясь и на его эмоциональной
насыщенности. Принятие межпредметной задачи в значительной мере зависит от
теоретической направленности познавательных интересов ученика, его
стремления к познанию философских, мировоззренческих аспектов в предметных
знаниях. Так, при выполнении межпредметных заданий на уроках
обществоведения наблюдалась тесная корреляция (0,75) между высоким
интересом учащихся к данному предмету, который носит мировоззренческий
характер, и осознанным вычленением ими обобщенных познавательных задач. В процесс решения межпредметной познавательной задачи учащиеся включают предметные умения, их активность зависит и от мотива интереса к соответствующим учебным дисциплинам. Здесь также наблюдается тесная связь между уровнем интереса к предмету, широтой и успешностью использования знаний из него. Учащиеся привлекают новые сведения из дополнительных источников информации, находят оригинальные способы их анализа и связи с программным материалом. Отсутствие устойчивых предметных интересов и знаний лишает ученика основы в «межпредметной» деятельности, вызывая подчас негативное отношение к ней. Межпредметные связи на первых этапах включения в познавательную деятельность изменяют соответствие уровней умений и интересов учащихся по предметам. Умения, проявляемые при решении межпред- мегных задач, начинают в большей степени зависеть от опыта переноса, овладения его способами, чем от ранее сложившегося, но тем не менее подвижного интереса к тому или иному предмету. У одних учащихся под влиянием межпредметных связей повышается интерес к ранее не интересовавшим их предметам, а уровень знаний и умений еще остается невысоким. У других, наоборот, значительно возрастают умения межпредметного переноса, но заметных изменений в развитии предметных интересов не наблюдается. Они сохраняют устойчивость. Это объясняется тем, что межпредметные связи не являются единственным фактором, формирующим познавательные интересы учащихся. Познавательный опыт, ограниченный узкопредметными рамками, мешает
увидеть хорошо известное в новом, необычном аспекте, необходимом для
творческого решения межпредметной задачи. В таких ситуациях мешает привычка
мыслить по-старому. Возникающее на первых этапах познавательной Формирование мировоззренческой направленности познавательных интересов старшеклассников. Включение в процесс обучения межпредметных связей как стимула познавательного интереса качественно преобразует другие его стимулы. Это происходит в силу того, что учебный процесс представляет собой систему, в которой все компоненты находятся в структурно-функциональной связи и изменение одного из них нарушает эти связи и вызывает необходимость системного подхода к организации всего процесса. Включаемые в содержание урока межпредметные связи усиливают его новизну, вызывают обновление уже известного материала, объединяют новые и прежние знания в систему. Связи смежных курсов позволяют глубже проникнуть в сущность предметов, раскрыть, например, причинно-следственные, физико-химические связи в биологических процессах. Это дает возможность полнее показать историю науки, методы и достижения современной науки, в которой усиливаются интеграция знаний и системный подход к познанию. Укрепляя стимулирующее содержание уроков, межпредметные связи активизируют и процесс усвоения знаний, основанный на их постоянном применении. Становится наглядной практическая нужность и полезность знаний по всем предметам. Осознание нужности знаний надежно укрепляет интерес к их углублению и расширению. Сам процесс познания, обогащенный межпредметными связями, активизируя мыслительные процессы, служит источником устойчивого' интереса школьников. Межпредметные связи усиливают обобщающий характер содержания учебного материала, который требует изменения и методов обучения. Межпредметные связи приводят в действие все стимулы познавательного интереса, связанные с учебной деятельностью: вносят проблемность, элементы исследования и творчества, разнообразят формы самостоятельной работы, побуждают к овладению новыми умениями. Преобразуя методы обучения, межпредметные связи оказывают влияние на изменение и его организационных форм. Возникает потребность в коллективных формах организации учебной работы, которые наилучшим образом обеспечивают решение межпредметных проблем, создавая условия для проявления знаний и интересов учащихся по другим предметам. При этом возможен успех для каждого. Успешность деятельности, как известно, важнейший побудитель активности и интереса к ней. В коллективных формах учебной работы активно действуют стимулы познавательного интереса, связанные с отношениями между участниками учебного процесса: эмоциональный тонус, доверие к познавательным возможностям учащихся, взаимная поддержка в деятельности, элементы соревнования, поощрение и другие (Г. И. Щукина). В процессе формирования познавательных интересов учащихся межпредметные
связи (содержательные, операционно-деятельностные, организационно-
методические) выполняют многоплановые функции. Прежде всего, они выступают
как стимул интересов учащихся к урокам, преломляясь во всех других
положительных стимулах, идущих от содержания, деятельности и отношений. Итак, обучение на основе разносторонних межпредметных связей активно
формирует устойчивые широкие мировоззренческие познавательные интересы, что
особенно ценно для всестороннего развития личности старшеклассника. I. пробуждение интереса и желания опираться на межпредметные связи при усвоении общепредметных мировоззренческих идей с помощью элементов проблемности; II. развитие и расширение интереса к усвоению мировоззренческих идей, формирование познавательной самостоятельности при решении межпредметных задач; III. укрепление и углубление интереса к мировоззренческим проблемам в процессе постоянно развиваемой активности и самостоятельной деятельности учащихся (система творческих работ и внеклассной работы межпредметного содержания). Развитие познавательной самостоятельности старшеклассников в деятельности на основе межпредметных связей происходит в тесной взаимосвязи с формированием мировоззренческих, ценностных ориентации личности, регулирующих ее социальную активность. §3 ПРИНЦИП ОТБОРА УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ХИМИИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА МОЛЕКУЛЯРНОЙ ФИЗИКИ. В основе молекулярной физики лежит представление об атомно-молекулярном строении материи, которое позволяет объяснить макроскопические свойства вещества в различных агрегатных состояниях и закономерности перехода веществ из одного состояния в другое. Химия - это наука, исследующая состав, строение и превращение одних веществ в другие. Иначе говоря и в молекулярной физике, и химии за основу взяты строение и свойства вещества, хотя в химии преимущественно внимание уделяется влиянию состава «строения вещества на его химические свойства, а в молекулярной физике - на физические свойства вещества. В связи с этим возникает необходимость рассмотрения вопроса взаимосвязи молекулярной физики и химии в курсе средней школы. При изучении молекулярной физики взаимосвязь ее с химией проявляется в двух главных направлениях. Первое из них заключаются в использовании знаний учащихся, полученных ими в процессе изучения химии в качестве материала для доказательства основных положений молекулярной физики. Второе направление заключается в дополнении знаний о молекулярной физике рядом фактических сведений, изучаемых на уроках химии. Характерно, что по ныне действующим программам учебникам, начиная с VII Важным звеном в организации межпредметной связи является наглядное сопоставление взаимосвязанных тем с указанием времени их прохождения, глубина изучения вопросов в смежных курсах и перечнем демонстраций, практических лабораторных работ, предусмотренных программами этих предметов. Практика работы показала, что наиболее удобным в этом отношении является план межпредметной связи, составленный нами по теме «Молекулярная физика», изучаемое в X классе по новым программам и новому учебному пособию. |Физика |Химия |
Следует заметить, что такого рода план не в состоянии полностью удовлетворить требования реализации межпредметной связи в преподавании физики и химии, т.к. он не отражает особенностей изложений взаимосвязанных тем в учебниках и других учебных пособиях, не включает вопросов комплексного характера, совершенно обходит вопросы межпредметной связи при решении задач в смежных курсах. Анализ ныне действующих задачников по физике и химии показал, что имеется целый ряд задач и упражнений, развивающих у учащихся представления, одинаково ценные как для молекулярной физики, так и для химии, и что осуществление межпредметной связи при решении позволит в значительной степени дополнит, и углубить взаимосвязанные разделы смежный курсов. Предварительное знакомство учителя физики с содержанием используемых задач смежного курса дает в одних случаях богатый иллюстративный материал для разъяснения сущности физико-химических процессов, а в других - позволяет при изложении определенной темы полностью базироваться на этом материале. Прежде чем приступить к изучению молекулярной физики, следует иметь в виду, что этой теме предшествует ряд разделов физики и химии, описывающих различные стороны строения вещества и представляющих достаточную теоретическую и экспериментальную основу для изложения молекулярно- кинетической теории на более высоком уровне. Учитывая разбросанность пропедевтического материала молекулярной физики смежных курсах по времени изучения в VIII-X классах, следует внимательно продумать методику его повторения и систематизации с тем, чтобы учащиеся в момент ссылки учители на известные факты могли быстро воспроизвести их в памяти и установить взаимосвязь с изучаемой темой. Перед научением основных положений кинетической теорий газов мы готовили учащихся к восприятию этой темы. Всему классу предлагалось повторить те разделы смежных курсов, которые могли быть использованы при изложении настоящей темы. Так, по физике нужно было повторить следующие вопросы: первоначальные
сведения о строении вещества, хаотическое (тепловое) движение молекул и
внутренняя энергия (из раздела «Тепловые явления»), вес воздуха и
атмосферное давление, строение атома; из химии: молекулы и атомы, атомно-
молекулярное учение, роль М.В. Ломоносова и Д. Дальтона в создании основ
атомно-молекулярного учении атомный и молекулярный вес; кислород и водород,
их физические свойства; состав воздуха; грамм-атом, грамм-молекула и закон Практика показала, что нельзя ограничиваться одним только повторением, необходимо обобщать и систематизировать накопленные сведения об атомно- молекулярной структуре вещества и характере движения частиц в различных агрегатных состояниях. Для этого некоторым (более подготовленным) ученикам было предложено подготовить 7-12 минутные сообщения по отдельным темам смежных курсов, а другая группа учеников готовила экспериментальное обоснование изученные теоретическим вопросам. Нами были даны задания сделать сообщения по следующим разделам: а) роль М.В. Ломоносова и Д. Дальтона в создании основ атомно- молекулярного учения; б) опытное обоснование строения вещества из атомов и молекул; в) факты, подтверждающие непрерывность движения и взаимодействие частиц, из которые состоит вещество в различных агрегатных состояниях; г) воздух, его состав и физические свойства; д) постоянство состава сложных веществ и установление атомарного состава молекул; е) закон Авогадро и способы определения атомных и молекулярных масс. Помимо этого, классу предлагалось выборочно решить несколько несложных
задач из химии, подобранных таким образом, чтобы учащиеся могли закрепить
полученные по теме знания из смежных курсов. Решение одних задач требовало
знания основных положений молекулярно-кинетической теории, другие
закрепляли понятия: «атомная масса», «молекулярная масса», «грамм-атом», Проведя таким образом подготовку учащихся к восприятию газовых законов
и молекулярно-кинетической теории, мы приступили к изучению этих вопросов. Использование знаний учащихся из химии при изложении коренных вопросов молекулярно-кинетической теории дало возможность не только сделать доступными восприятию многие вопросы курса физики, но и значительно дополнить часть из них. Знание строения одного-, двух- и многоатомных молекул позволило выяснить характер движения этих молекул и внести поправку, поясняющую зависимость физических свойства от атомного состава его молекул. Воспользовавшись методами определения состава воздуха и законом Все газы, заполняющие определенный объем, распределены в нем равномерно. Поэтому общее давление газа на стенки, сосуда является следствием ударов молекул газовой смеси. Очевидно, последовательное удаление компонентов смеси должно сопровождаться уменьшением давления в сосуде. Воспользовавшись опытом определения состава воздуха методом сжигания красного фосфора в сосуде соединенном с манометром, можно определить, какую часть, объема воздуха в сосуде занимал кислород, и какое давление он создавал в данном сосуде, т.е. парциальное давление кислорода. Дав формулировку закона Дальтона (это удобнее сделать после изучения закона Авогадро) можно его пояснить на основе молекулярной теории, взяв за основу закон, Авогадро. Так как давление газа при неизменной температуре зависит только от числа молекул в единице объема, то при удалении части молекул из данного объема давление газа должно уменьшиться. Но такое же уменьшение давления может быть получено за счет удаления такого же числа молекул другого, газа, что подтверждается законом Авогадро. В этом, собственно, и заключена суть связи закона Авогадро с законом Дальтона. Независимо от способа вывода основного уравнения кинетической теории газов и уравнения Менделеева–Клапейрона, учащимся необходимо хорошо знать закон Авогадро, число Авогадро, иметь представление о молекулярной массе и методах его определения, знать соотношения между объемом, массой и молекулярным весом газа при нормальных условиях. Предварительное повторение этих понятий в определенной степени облегчит вывод основных соотношение молекулярной физики. Использование этих данных из химии и физики позволяет раскрыть
физическую сущность универсальной газовой постоянной (R), постоянной В теме «Основные положения молекулярно-кинетической теории» при изучении методов определения массы и размеров молекул нужно полнее опираться на знания, полученные учащимися в курсе химии. Это позволяет сократить время, предусмотренное на изучение этих вопросов программой по физике и соответственно увеличить время на изучение принципиально новых вопросов и решение задач творческого характера. При изучении в X классе взаимодействия атомов и молекул, а также физических свойств твердых тел и жидкостей следует уделить особое внимание видам химической связи, известным учащимся из курса химии VIII классе, т.к. этот материал в дальнейшем используется при изучении проводников и диэлектриков, электрического тока в газах, жидкостях и металлах при изучении электрических свойств полупроводников и других вопросов курса физики. Причем изложение видов химической связи на уроках физики должно быть не простым повторением изученного в химии, а определенным дополнением и углублением знаний учащихся в этой области. Практика работы показала, что понятие Ван-дер-Ваальсовой, ионной и
металлической связи можно дать учащийся VIII класса при изучении
взаимодействия молекул и на основе полученных представлений о видах связи Для уточнения понятия об энергии взаимодействия молекул желательно
вернуться к вопросу об ионной связи при изучении закона Кулона в IX классе. [pic] где l - заряд электрона. При уменьшении расстояния r между ионами сила взаимодействия возрастает по абсолютной величине, и при этом должна также возрастать энергия притяжения, но при определенное значении r начинают действовать силы отталкивания, причина которых заключается в электростатическом взаимодействии следующих электронных оболочек атомов. Эти силы быстро возрастают, и при некотором значении r0 устанавливается равновесное состояние ионов. Энергия взаимодействия в этом случае минимальна, что соответствует устойчивому состоянию образовавшейся молекулы. Это легко поясняется графиком на рисунке. На основе понятия об ионной связи можно познакомить учащихся со строением ионных кристаллов, объяснить их физические свойства. Достаточно глубокое объяснение причин возникновения ковалентной связи является трудной задачей, так как для этого необходимо знание квантовой теории строения атома. Однако, учитывая важность этого вида связи, целесообразно использовать имеющиеся в учебнике химии VIII класса объяснение ковалентной связи на основе моделей электронных облаков в атомах. Здесь же в параграфе «Атомные и молекулярные решетки» преподаватель физики найдет ценный иллюстративный материал для объяснения физических свойств веществ с атомными кристаллическими решетками. Помимо названных видов связи, желательно познакомить учащихся, хотя бы в общих чертах, с металлической связью. В металлических телах существует связь, отличная от ионной и
ковалентной, получившая название металлической. Учащимся известно, что
валентные электроны в атомах металла связаны с ядром относительно слабо. А
атомы металла в твердом состоянии тела располагаются настолько близко, что
валентные электроны приобретают способность покидать атом и свободно
перемещаться, распределяясь равномерно по всему объему металла. В заключение полезно познакомить учащихся с таблицей зависимости физических свойств вещества от типа кристаллической решетки. Таблица 2 Изложение видов химической связи на уроках физики на основе сведений, известных учащимся из химии, позволяет значительно расширить знания учащихся о внутреннем строении физического тела, объяснить зависимость физическая свойств от его структуры. Помимо использования данных химии на уроках физики мы также вводим такую форму межъядерной связи, при которой учитель химии обращает особое внимание на те вопросы своего курса, которые имеют непосредственное отношение к молекулярной физике. Задача заключалась в том, чтобы на уроках химии была отражена физическая сущность ряда предусмотренных программой физико-химических процессов. Не говоря о значении такой взаимосвязи для курса химии она позволяет в известной мере дополнить знания учащихся по молекулярной физике. Так, например, проведение разнообразных химико-технологических процессов связано с переходом вещества из одного агрегатного состояния в другое. Поэтому многие разделы химии могут содействовать расширению и углублению знаний учащихся по молекулярной физике разъяснением механизма агрегатных превращений, установлением влияния примесных компонентов в смесях на точку кипения, плавления и температуру кристаллизации различных веществ и т.п. Такие темы, как «Металлы», «Теория химического строения органических соединений», «Строение и свойства высокомолекулярных соединений» и др. способствуют развитию представлений о внутренней структуре твердого тела и характеризуют его физические свойства на основе атомно-молекулярной теории. Таким образом, приведенные примеры взаимосвязи физики и химии при изложении основ молекулярной физики убедительно демонстрируют одностороннюю связь, применяемую для усиления глубины изложения и доказательности отдельных разделов молекулярной физики, и дополняющую связь, характеризующую возможности расширения кругозора учащихся по молекулярной физике при изучении взаимосвязанных с нею тем химии. ЛИТЕРАТУРА 1. Максимова В. Н. «Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения» Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |