рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Вопросы экологии на уроках физики

p> Именно первая ориентация в экологическом образовании (на «природу как среду») получила наибольшее развитие в мире и поддержку на международном уровне. Тем не менее, в последнее время все больше специалистов приходят к пониманию того, что без акцентирования экологического образования на «мире природы» невозможно комплексное решение проблемы экологического кризиса:
«Нам никогда «не перепрыгнуть» через такие, казалось бы, простые вещи, как деревья, птицы, трава, жуки. Мы должны ввести в этот мир маленьких детей, научить их культуре обращения с растениями и животными».

Биология

Значение этого курса в экологическом образовании определяется, в первую очередь, содержанием научных знаний о живых системах различного уровня.
Особое внимание уделяется надорганизменным уровням организации: популяция, биоценоз, биогеоценоз, биосфера. Раскрывается многоступенчатый характер организации живого: каждая ступень — система, свойства которой несводимы к свойствам составляющих ее элементов. Подчеркивается, что только на уровне биосферы происходит глобальный биотический круговорот веществ, который принципиально невозможен на уровне экосистем более низкого уровня, чем обусловливается необходимость охраны целостности биосферы и всех ее подсистем.

В курсе биологии дается представление о ключевых экологических понятиях:
«среда», «экологические факторы» (абиотические, биотические, антропогенные).

На уроках биологии учащиеся приходят к выводу, что богатство отношений между видами является условием целостности мира природы. Сокращение количества этих связей в результате вмешательства человека ставит под угрозу нормальное функционирование экосистемы.

В курсе биологии осуществляется ценностная ориентация школьников.
Демонстрируется значение мира природы в жизни каждого человека и всего общества, формируется осознание целей и последствий взаимодействия с природой.

Особое значение имеет осмысление антропогенных факторов как факторов, обусловивших глобальный экологический кризис. При этом следует уделять внимание не только воздействиям человека на природу техногенного характера, но и персонального характера, например в ситуациях рекреации.

Биологические дисциплины занимают ведущее место в раскрытии научных основ природоохранной деятельности, в частности, принципа комплексной охраны природы. В курсах ботаники, зоологии и общей биологии дается представление об охраняемых территориях: история заповедного дела, статус различных заповедных территорий, их география, функции, биосферное значение, перспективы развития и т. д.

Химия

В курсе химии необходимо уделить внимание экологическим проблемам, возникающим в результате мощного химического воздействия человечества на биосферу.

Рассматривая химические элементы, их соединения и характеризуя их роль в природе, учащиеся узнают о химических составах воды, воздуха, почвы как об абиотических факторах среды. Формируется понятие о естественном динамическом равновесии между химическими показателями различных элементов экосистемы.

Именно в курсе химических дисциплин наиболее четко раскрывается проблема загрязнения природы отходами человеческой деятельности, в частности, высокоактивными химическими соединениями, синтезированными человеком, к переработке которых природа оказывается совершенно «неготовой». Дается представление об использовании природных, а также синтезированных веществ в качестве удобрений и ядохимикатов.

На занятиях по химии углубляются знания о химической сущности круговорота веществ в биосфере, показываются стратегии борьбы с химическим загрязнением в биосфере, дается представление о безотходном, «экологически чистом» производстве.

Современные условия предъявляют к педагогам-химикам требования уделять большее внимание химико-технологическим компонентам процессов очистки производственных выбросов, а также вооружению школьников практическими умениями, позволяющими самим анализировать степень химического загрязнения продуктов питания (например, определение количества нитратов во фруктах и овощах, сопоставление с допустимыми нормами; анализ водопроводной воды и т. д.).

Физика

Экологический аспект школьного курса физики, в принципе, заключается в сообщении учащимся технических и технологических основ минимального отрицательного воздействия на экосистему.

Большое значение имеет представление об экологически чистых источниках энергии (реки, ветер, солнечное излучение, морские приливы, геотермальные источники и др.), а также о замкнутых производственных циклах.

В курсе физики у школьников можно формировать экологически ориентированные инженерно-конструкторские стратегии на основе энергосберегающих изобретений (повышение КПД двигателей, использование вторичных ресурсов, уменьшение сырьевых и энергетических потерь в технологических процессах и т. д.).

Особое внимание необходимо уделять вопросам защитно-аварийных (бетонные саркофаги и стальные оболочки, контейнеры для ядерных отходов), а также очистных сооружений (электрофильтры, инерционные фильтры, аэрозольные фильтры, тканевые фильтры, адсорбционные фильтры, диффузионные мембраны и т. д.).

Чернобыльская авария актуализировала рассмотрение в курсе физики таких проблем, как радиационное загрязнение, радиационный фон и его допустимые параметры, приборы для измерения уровня радиации, их индивидуальное использование.

Таким образом, биологические науки формируют, прежде всего, представления об уровнях организации живого и системном характере взаимосвязей в биосфере, география — о целостности мира природы, химия — о загрязнении природной среды, физика — об энергетическом взаимодействии с природой. Во всех научных дисциплинах необходимо анализировать систему «природа — общество — человек», демонстрировать пути гармонизации взаимодействия элементов этой системы.

|Тема |Понятия |Учебные дисциплины и структурные элементы знаний, при |
|курса |и законы|изучении которых возникают межпредметные связи: |
|физики|использу| |
|. |емые при| |
| |изучении| |
| |физики. | |
| | |предшествующие |сопутствующие |перспективные |
|Давлен|Давление|Биология | |Биология |
|ие |. |Корневое | |Легочной и тканевой |
|тверды|Атмосфер|давление | |газообмен. |
|х тел,|ное | | |Работа плавательного |
|жидкос|давление| | |пузыря рыб. |
|тей и |. | | |Кровяное давление. |
|газов.|Закон | | |Химия |
| |Паскаля.| | |Влияние давления на |
| | | | |равновесие реакции. |
| |Давление| | |Экология |
| |в | | |Химическое и |
| |жидкости| | |биологическое загрязнение|
| |и газе. | | |атмосферы и здоровье |
| |Архимедо| | |человека. |
| |ва сила | | |Влияние погоды на |
| | | | |самочувствие человека. |
|Теплов|Количест|Биология | |Биология |
|ые |во |Защитная функция| |Защитная функция покрова |
|явлени|теплоты |коры (защита от | |птиц и млекопитающих, |
|я |Удельная|переохлаждения).| |подкожного жира у водных |
|(тепло|теплоемк| | |млекопитающих. |
|вое |ость |Испарение воды | |Роль кожи человека в |
|движен|Удельная|листьями. | |теплорегуляции. |
|ие |теплота |Листопад. | |Химия |
|теплоп|плавлени|Экология | |Горение предельных и |
|ередач|я |Круговорот воды | |непредельных |
|а, |Удельная|на планете. | |углеводородов. |
|плавле|теплота |Круговорот | |Фракционная перегонка |
|ние и |парообра|веществ и потока| |нефти. |
|отверд|зования |энергии в | |Тепловой эффект реакции. |
|евание| |экосистемах. | |Экология |
|, | |Последствия | |Естественные и |
|испаре| |нарушения | |искусственные источники |
|ние и | |круговорот | |загрязнения атмосферы. |
|конден| |веществ и потока| |Тепличный эффект. |
|сация)| |энергии в | |Проблема озонового |
|. | |экосистемах. | |экрана. |
|Законы|Импульс |Биология |Биология |Биология |
|сохран|тела |Движение |Общая |Круговорот веществ и |
|ения |Механиче|кальмара, |характеристика|превращение энергии в |
| |ская |осьминога, |обмена веществ|биосфере |
| |работа |каракатицы. |и энергии. |Энергетический обмен в |
| |Кинетиче|Экология |Взаимосвязь |клетке. фотосинтез. |
| |ская и |Круговорот воды |пластического |Химия |
| |потенциа|на планете |и |Законы сохранения и |
| |льная | |энергетическог|превращении энергии при |
| |энергия | |о обменов. |химических реакциях. |
| |Законы | |Расход энергии| |
| |сохранен| |организмом | |
| |ия | |Экология | |
| |импульса| |Состав и | |
| |и | |баланс газов в| |
| |механиче| |атмосфере и их| |
| |ской | |нарушение.. | |
| |энергии | | | |
|Основы|Температ|Химия | |Экология |
|молеку|ура, |Количество | |Влияние загрязнения и |
|лярно |давление|вещества. | |состава атмосферы на |
|кинети|, |Моль – единица | |состояние и жизнь |
|ческой|влажност|количество | |человека и живых |
|теории|ь |вещества | |организмов. |
| |воздуха.|Число Авогадро. | |Тепличный эффект. |
| | |Молярная масса. | |Проблема озонового экрана|
| |Основное|Относительная | | |
| |уравнени|молярная масса. | | |
| |е |Кристаллическая | | |
| |молекуля|решетка. | | |
| |рно–кине|Производств и о | | |
| |тической|применение | | |
| |теории. |химических | | |
| |Уравнени|веществ в | | |
| |е |технике. | | |
| |Менделее|Биология | | |
| |ва–Клапе|Дыхание растений| | |
| |йрона. |животных и | | |
| |Законы |человека | | |
| |Бойля–Ма| | | |
| |риотта, | | | |
| |Гей–Люсс| | | |
| |ака, | | | |
| |Шарля. | | | |
|Электр|Сила |Химия |Химия |Химия |
|ически|тока, |Разложение воды |Гидролиз |Гидролиз белков. |
|й ток |сопротив|электролитически|сахарозы, |Положение металлов в |
|в |ление. |м способом. |крахмала и |периодической системе |
|различ|Закон |Электролиты и |глюкозы. |Д.И. Менделеева, |
|ных |электрол|неэлектролиты. | |особенности электронного |
|средах|иза. |Электролитическа| |строения атомов. |
| | |я диссоциация. | |Электрохимические способы|
| | |Электрохимически| |получения металлов. |
| | |е процессы. | | |
| | |Электролиз. | | |
| | |Особенности | | |
| | |строения | | |
| | |металлов. | | |
| | |Металлическая | | |
| | |связь. | | |
| | |Характерные | | |
| | |физические и | | |
| | |химические | | |
| | |свойства | | |
| | |металлов. | | |
| | |Биология | | |
| | |Электрический | | |
| | |орган некоторых | | |
| | |видов рыб. | | |
| | |Первая помощь | | |
| | |при электрошоке.| | |
|Атом и|Дефект |Химия |Химия | |
|атомно|массы |Молекулы и |Строение | |
|е ядро|ядра, |атомы, знаки |электронных | |
| |энергия |химических |оболочек | |
| |связи |элементов, |атомов | |
| |ядра, |относительная |элементов | |
| |энергети|атомная масса. |малых и | |
| |ческий |Химические |больших | |
| |выход |реакции. |периодов: s–, | |
| |ядерной |Закон Авогадро |p–, d– | |
| |реакции.|Периодический |электроны. | |
| | |закон и | | |
| |Постулат|периодическая | | |
| |ы Бора. |система | | |
| |Закон |химических | | |
| |радиоакт|элементов. | | |
| |ивного |Состав атомных | | |
| |распада |ядер. Изотопы. | | |
| | |Строение атомов | | |
| | |элементов | | |
| | |подгрупп | | |
| | |кислорода, | | |
| | |азота, углерода,| | |
| | |металлов. | | |
| | |Тепловой эффект | | |
| | |реакции. | | |
| | |Биология | | |
| | |Радиоизотопный | | |
| | |метод измерения | | |
| | |интервалов | | |
| | |времени | | |
| | |Экология | | |
| | |Минеральные и | | |
| | |энергетические | | |
| | |ресурсы и | | |
| | |использование их| | |
| | |человеком. | | |
| | |Рациональное | | |
| | |использование и | | |
| | |охрана недр. | | |
| | |Использование | | |
| | |новых источников| | |
| | |энергии. Охрана | | |
| | |окружающей среды| | |
| | |при разработке | | |
| | |полезных | | |
| | |ископаемых. | | |

Необходимость охраны окружающей среды обусловлена действием ряда факторов. Остановимся на важнейших из них:

1. Известно, что численность населения на земном шаре очень быстро увеличивается. Около 200 тыс. лет назад на Земле было приблизительно

1 млн. человек. Сейчас численность населения на планете уже превысила 5 млрд. человек; к 2000 г. она достигнет 6-7 млрд. человек. Такой быстрый рост населения, безусловно, усиливает воздействие человека на природу, причем в крупных городах наблюдается ухудшение окружающей среды. Между тем характерной чертой современного развития общества является урбанизация - процесс сосредоточения промышленности и населения в крупных городах. С 1920 по 1960 г. городское население мира увеличилось втрое; предполагается, что к 2000 г. оно достигнет 5 млрд. человек.

2. В связи с развитием производства резко возрастает потребление топлива и энергии. Так, только за последние 100 лет выработка энергии на душу населения увеличилась в 20 раз. Значительно возросла добыча полезных ископаемых. Многие из них, ранее казавшиеся неисчерпаемыми, теперь стали дефицитными. Ведь ежегодно добывается почти 100 млрд. т. руды, горючих ископаемых и строительных материалов. Общество вынуждено переходить к использованию менее богатых их запасов, расширять территории, где ведутся разработки.

3. Значительно увеличивается распашка земель. Раньше большие площади земли находились в природном обороте; все воспроизводство на них регулировалось самой природой. Теперь таких земель остается все меньше; они вовлекаются в хозяйственный оборот. Большое влияние оказывает человек и на водные ресурсы, являющиеся частью природной среды: создает многочисленных крупных водохранилища, каналы, выемки горных пород в связи с расширением добычи полезных ископаемых и пр.

4. Реальной стала угроза повышения температуры поверхности Земли на 2-

3°С в первой четверти XXI в. вследствие усиления «парникового эффекта», создаваемого атмосферой планеты и зависящего от содержания в ней углекислого газа и других веществ. Ухудшается прозрачность воздушной оболочки Земли, а также чистота вод; например, около в поверхности Мирового океана покрыто нефтяной пленкой, в воздух ежегодно выбрасывается около 1 млрд. т. различных взвесей, среди которых есть неизвестные природе канцерогенные вещества. Главное же

- человечество столкнулось с возможностью потери равновесия в природе: так, темп увеличения безвозвратного забора воды на промышленные и бытовые нужды достиг 4 - 5% в год; каждые 15 лет удваивается площадь отчуждаемых у природы земель и др.

5. Сферу вторжения человека в природу сильно расширяют наука и техника вследствие роста масштабов использования традиционных и новых природных ресурсов, а также производственной деятельности человека, которая имеет разнообразные направления. Среди этих направлений можно выделить следующие: физические (в том числе термодинамические, механические, электромагнитные), химические и биологические.

До недавнего времени биологический аспект деятельности человека был самым угрожающим: люди заводили, например, коз и овец, которые буквально съедали растительность целых стран; уничтожали крупных животных; вырубали леса, вызывая тем самым деградацию почвенного покрова, и т.д. Этот аспект существует и сейчас, однако наряду с ним возник и теперь уже стал главенствующим химический, который вызывает в наши дни наибольшие опасения, ибо продукция именно химической промышленности оказывает разрушительное влияние на природу.

Химическая деятельность человека в природе складывается из потребления химических веществ, массированного «перевода» их из земных недр на поверхность, в атмосферу и даже в космос, загрязнения окружающей среды отходами, насыщения биосферы новыми, нехарактерными для нее высокоактивными химическими соединениями. В результате могут создаваться такие интенсивные, катастрофические изменения условий существования организмов, их сообществ и целых экосистем, которые грозят им разрушением - вплоть до невозможности восстановления первоначальной структуры и функций.

Для создания современной атмосферы природе понадобились миллионы лет, человеку, по-видимому, теперь достаточно нескольких десятилетий, чтобы вернуть ее к тому состоянию, которое она имела в третичный период. Биосфера не в состоянии сама справиться с нагрузкой, приспособиться к ней, нейтрализовать ее отрицательное воздействие при помощи саморегуляции и самоочищения. Увеличивающееся загрязнение приобрело глобальный характер, угрожающий здоровью человека и среде его обитания необратимыми изменениями.

Вследствие этого насущно необходимыми стали: всестороннее изучение влияния человеческой деятельности на природу, выяснение способов сохранения оптимального функционирования природных процессов в условиях НТП, глубокое и всеобъемлющее исследование взаимной зависимости изменений природной среды и развития промышленности, энергетики, разнообразных транспортных средств, роста интенсификации использования природных богатств, а также научно прогнозируемое преобразование природы и управление ею в интересах общества.
Проблемы охраны окружающей среды, рационального природопользования и воспроизводства природных ресурсов требуют глубокого знания законов природы и умелого их использования человеком в интересах нынешних и будущих поколений.

Отражая многовековой опыт взаимодействия человека с окружающей средой, экологические знания прошли путь развития от эмпирического уровня до теоретического. Совершенствуясь в процессе общественной деятельности людей, они в свою очередь влияют на отношения общества к природе, определяя и регулируя эти отношения. При этом созидательной и преобразующей силой в творческом общении человека с природой выступает трудовая деятельность.
Воздействие на естественную среду совершается людьми внутри конкретного общественного организма, поэтому оно всегда имеет характер общественного отношения, содержание которого определяется соответствующим социально- экономическим строем общества. Как объективная реальность, природа не может сама по себе быть капиталистической или социалистической, но использование людьми ее ресурсов и ее охрана осуществляются в рамках общественных отношений, отражающих социально-экономическую и классово-политическую структуру общества. Поэтому характер и сущность взаимодействия общества с природой определяются конкретной общественно-экономической формацией.
Воспитание молодежи в духе бережного отношения к природе, экологическое образование учащихся должны стать неотъемлемыми компонентами учебного процесса.

Основные показатели экологической культуры таковы:

. знание общих закономерностей развития природы и общества;

. понимание взаимосвязи их существования и истории, того, что природа составляет первооснову становления и эволюции человечества;

. осознание социальной обусловленности взаимоотношений человека с природной средой;

. отсутствие потребительского отношения к природе только как к источнику материальной выгоды;

. умение предвидеть последствия влияния деятельности людей на биосферу

Земли;

. подчинение своей деятельности требованиям рационального природопользования, забота об окружающей среде;

. умение сохранять благоприятные природные условия и конкретный труд в этом направлении.

«Экологическая культура личности, таким образом, предполагает наличие у человека определенных знаний и убеждений, готовности к деятельности, а также его практических действий, согласующихся с требованием бережно относиться к природе

В нашей стране сложилась и эффективно развивается система государственных и общественных форм экологического образования и воспитания молодежи. Общеобразовательная средняя школа занимает в ней особое, главенствующее место, потому что:

1) введение всеобщего среднего образования и изучение в школе основ охраны природы позволяют овладеть экологической культурой всему подрастающему поколению страны;

2) экологическое образование и воспитание молодежи может быть осуществлено в школе повсеместно, непрерывно и последовательно;

3) дает возможность вести экологическое просвещение наиболее эффективным образом: на межпредметной основе, комплексно, постепенно углубляя и обогащая экологические знания учеников и формируя у них соответствующие умения и навыки;

4) поскольку все ученики привлечены к общественно полезному труду, и после окончания школы большинство из них будет работать на производстве и в сфере обслуживания, они смогут успешно реализовать полученные экологические знания и навыки;

5) экологические знания необходимы для совершенствования самого учебно- воспитательного процесса: для формирования целостной картины мира, представлений о взаимодействии общества и природы в условиях НТП, глубокого и прочного усвоения программного материала, полноценной политехнической подготовки учащихся и их профессиональной ориентации.

Таким образом, экологическое образование можно рассматривать как необходимый элемент общего среднего образования молодежи, связанный с овладением ею научными основами взаимодействия природы и общества. При этом экологические знания выступают в качестве связующего звена между теоретическими сведениями, приобретаемыми в школе, и практикой, жизнью.

Экологическое образование и воспитание учащихся - сложный педагогический процесс. В конечном счете, он должен обеспечить понимание важности правильного поведения в природной среде, умение предвидеть и оценить последствия своей деятельности, осознание природы как национального общественного достояния, приумножать которое - долг каждого гражданина страны. Ведь экологические знания выступают в роли теоретической основы рационального поведения человека (и общества в целом) в природе и одного из важных аспектов научной картины мира. Поэтому под экологическим образованием и воспитанием следует понимать психолого-педагогический процесс, направленный на формирование у учащихся знаний о научных основах природопользования, убеждений в необходимости действовать в соответствии с ними, практических навыков и активной жизненной позиции в области охраны природы, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Экологическое образование и воспитание включает также формирование у человека сознания, отражающего различные стороны материального единства мира и взаимоотношений человека и природы, экологического стиля мышления, юридических, политических, нравственных и эстетических взглядов на окружающий мир и место в нем человека. Поэтому в содержание школьного образования должны быть включены следующие элементы: системы знаний о взаимодействии общества и природы, ценностной экологической ориентации, системы норм и правил отношения к природе, умений и навыков по ее изучению и охране. Чтобы обеспечить полноценное экологическое образование и воспитание учащихся, необходима «экологизация» всего учебно-воспитательного процесса в школе и прежде всего по предметам естественнонаучного цикла.
Ведь в формировании экологического сознания важную роль играют идеи целостности природы, взаимосвязи и взаимообусловленности ее явлений и процессов, изменения и развития окружающей среды, наиболее полно выраженные в современном учении о биосфере (основоположником которого является В. И.
Вернадский), а также в учении о географической оболочке как комплексе природных факторов, в условиях действия которых протекает многообразная деятельность человека. Знания об эволюции природы, законах развития ее многообразных и усложняющихся форм, о взаимодействиях и взаимообусловленности природных процессов составляют физическую, химическую и биологическую картины природы в их единстве. Раскрыть эту взаимосвязь и составить целостную картину природы необходимо при изучении всех естественнонаучных дисциплин, в том числе физики.

В соответствии с вышесказанным современное экологическое образование молодежи в нашей стране можно охарактеризовать так:

1. Охрана природы трактуется как охрана единого целого, а не отдельных компонентов - воды, почвы, воздуха, растительности, животного мира, космоса.

2. В содержание общего среднего образования включаются вопросы экологии и задача развития экологического мышления учащихся.

3. Основы экологии изучаются не в курсе специального предмета (такой предмет не может, в каком бы классе он ни вводился, дать целостного представления о взаимодействии общества и природы), а в процессе преподавания школьных учебных дисциплин, причем не только биологии, но и других - физики, химии, географии и т.д.

Страницы: 1, 2, 3


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.