рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Лекции по физкультуре (ОГУ)

Врачебный контроль призван исключить все условия, при которых могут

появляться отрицательные воздействия от занятий физическими упражнениями и

спортом на организм занимающихся. Врачебный контроль является обязательным

условием предупреждения травматизма в процессе физического воспитания

студентов и осуществляется в соответствии с

"Положением о врачебном контроле за физическим воспитанием в вузе".

Врачебный контроль в вузе проводится в следующих формах:

* регулярные медицинские обследования и контроль занимающихся

физическими упражнениями и спортом;

* врачебно-педагогические наблюдения за занимающимися во время

занятий и соревнований

* санитарно-гигиенический контроль за местами, условиями занятий

и соревнований;

* сани гарно-просветительская работа, пропаганда физической куль

туры и спорта, здорового образа жизни;

* профилактика спортивного травматизма и заболеваний;

* проведение комплексных и восстановительных мероприятий

Для студентов медицинское обследование проводят перед началом учебного

года один раз в год. Для лиц, имеющих отклонение в здоровье - 2 раза в год,

а для лиц, активно занимающихся спортом -3-4 раза в год.

Ежегодные врачебные осмотры студентов позволяют изучить состояние

здоровья, физическое развитие и функциональные способности важнейших систем

организма, а также установить медицинскую группу занимающихся студентов

Установленное многолетней практикой врачебного контроля распределение

занимающихся происходит на группы:

- основную (без отклонений в состоянии здоровья);

* подготовительную (без отклонений, но с недостаточным физи

ческим развитием и подготовленностью);

* специальную (имеют отклонения в состоянии здоровья и требую!

ограничения физических нагрузок).

Это позволяет правильно дозировать физические нагрузки в процессе

занятий по физическому воспитанию в соответствии с состоянием здоровья

занимающихся.

7. 3 Педагогический контроль

Педагогический контроль - процесс получения информации о влиянии

занятий физическими упражнениями и спортом на организм занимающихся с целью

повышения эффективности учебно-тренировочного процесса.

Практическая реализация педагогического контроля осуществляется в

системе специально реализуемых проверок, включаемых в содержание занятий по

физическому воспитанию. Такие проверки позволяют вести систематический учет

по двум наиболее важным направлениям:

* степень усвоения техники двигательных действий;

* уровень развития физических качеств.

В системе контроля за усвоением техники двигательных действий,

осуществляемого преподавателем физического воспитания, принято различать

три вида проверок:

* предварительную (контрольные нормативы);

* текущую (отмечается в журнале);

* итоговую (прием государственных тестов).

К методам педагогического контроля относятся:

* анкетирование занимающихся;

* анализ рабочей документации учебно-тренировочного процесса;

* педагогические наблюдения во время занятий;

* регистрацию функциональных и других показателей;

* тестирование различных сторон подготовки.

7.4 Самоконтроль

Самоконтроль - это метод самонаблюдения за состоянием своего организма

в процессе занятий физическими упражнениями и спортом.

Самоконтроль необходим для того, чтобы занятия оказывали тренирующий

эффект и не вызывали нарушения в состоянии здоровья. Самоконтроль состоит

из простых общедоступных приемов наблюдения и складывается из учета

субъективных показателей (самочувствия, сна, аппетита, желания

тренироваться, переносимости нагрузок и т.д.) и объективных показателей

(веса, пульса, спирометрии, частоты дыхания, артериального давления,

динамометрии). Самоконтроль необходимо вести во все периоды тренировки и

даже во время отдыха. Самоконтроль имеет не только воспитательное значение,

но и приучает более сознательно относиться к занятиям, соблюдать правила

личной и общественной гигиены, режима учебы, фуда, быта и отдыха.

Результаты самоконтроля должны регулярно регистрироваться в специальном

дневнике самоконтроля.

7.4.1 Субъективные показатели самоконтроля

Настроение. Очень существенный показатель, отражающий психическое

состояние занимающихся. Занятия всегда должны доставлять удовольствие.

Настроение можно считать хорошим, когда человек уверен в себе, спокоен,

жизнерадостен; удовлетворительным - при неустойчивом эмоциональном

состоянии и неудовлетворительным, когда человек расстроен, растерян,

подавлен.

Самочувствие. Является одним из важных показателей оценки фи-шческого

состояния, влияния физических упражнений на организм. У занимающихся плохое

самочувствие, как правило, бывает при заболеваниях или при несоответствии

функциональных возможностей организма уровню выполняемой физической

нагрузки. Самочувствие может быть хорошее (ощущение силы и бодрости,

желание заниматься), удовлетворительным (вялость, упадок сил),

неудовлетворительное (заметная слабость, утомление, головные боли,

повышение ЧСС и артериального давления в покое и

др.).

Утомление. Утомление - это физиологическое состояние организма,

проявляющееся в снижении работоспособности в результате проведенной работы.

Оно является средством тренировки и повышения работоспособности. В норме

утомление должно проходить через 2-3 часа после занятий. Если оно держится

дольше, это говорит о неадекватности подобранной физической нагрузки. С

утомлением следует бороться тогда, когда оно начинает переходить в

переутомление, те. когда утомление не исчезает на следующее утро после

тренировки. Примерная схема внешних признаков утомления приведена в таблице

7.1.

Таблица 7.1 - Внешние признаки утомления при занятиях физическими

упражнениями (по И.Б. Танбиану)

|Признак |Степень утомляемости |

|усталости| |

|1 |2 |3 |4 |

| |небольшая|значительная |резкая |

| | | |(большая) |

|Окраска |Небольшое|Значительное |Резкое |

|кожи |покраснен|покраснение |покраснение|

| |ие | |или |

| | | |поблед-нени|

| | | |е, синюш- |

|Потливост|Небольшая|Большая |Очень |

|ь | |(плечевой |большая |

| | |пояс) |(все |

| | | |туловище), |

| | | |появление |

| | | |соли на |

| | | |висках, на |

| | | |ру- |

|Движение |Быстрая |Неуверенный |Резкие |

| |походка |шаг, |покачивания|

| | |покачивание |, |

| | | |отставание |

| | | |при ходьбе,|

| | | |беге, в |

| | | |альпинистки|

| | | |х по-холах.|

| | | |на мапше |

|Внимание |Хорошее, |Неточность в |Замедленное|

| |безошибоч|выполнении |выполнение |

| |ное |команды, |команд, |

| |выполнени|ошибки при |воспринимаю|

| |е |перемене |тся только |

| |указаний |направлений |громкие |

| | | |команды |

|Самочувст|Никаких |Жалобы на |Жалобы на |

|вие |жалоб |усталость, |усталость, |

|1 | |боли в ногах,|боли в |

|| | |одышку, |ногах, |

| | |сердцебиение |одышку, |

| | | |головную |

| | | |боль, |

| | | |"жжение" в |

| | | |груди, |

| | | |тошноту, и |

| | | |даже рвоту.|

| | | |Такое |

| | | |состояние |

| | | |держится |

| | | |долго |

Сон. Наиболее эффективным средством восстановления работоспособности

организма после занятий физическими упражнениями является сон. Сон имеет

решающее значение для восстановления нервной системы. Сон глубокий,

крепкий, наступающий сразу - вызывает чувство бодрости, прилив сил. При

характеристике сна отмечается продолжительность и глубина сна, его

нарушения (трудное засыпание, беспокойный сон, бессонница, недосыпание и

т.д.).

Аппетит. Чем больше человек двигается, занимается физическими

упражнениями, тем лучше он должен питаться, так как потребность организма в

энергетических веществах увеличивается. Аппетит, как известно, неустойчив,

он легко нарушается при недомоганиях и болезнях, при переутомлении. При

большой интенсивной нагрузке аппетит может резко снизиться. Следовательно,

на основании аппетита, студент может судить о соответствии физических

нагрузок индивидуальным возможностям организма. Аппетит может быть оценен

как хороший, удовлетворительный, пониженный и плохой.

Работоспособность. Оценивается как повышенная, нормальная и пониженная.

При правильной организации учебно-тренировочного процесса в динамике

работоспособность должна увеличиваться.

7.4.2 Объективные показатели самоконтроля

Пульс. В настоящее время ЧСС рассматривается одним из главных и самых

доступных показателей, характеризующих состояние сердечнососудистой системы

и ее реакции на физическую нагрузку. Частота пульса здорового

нетренированного человека в состоянии покоя обычно колеблется у женщин в

пределах 75-80 уд/мин, у мужчин - 65-70 уд/мин. У спортсменов частота

пульса уменьшается до 50-60 уд/мин, причем это уменьшение наблюдается с

ростом тренированности. ЧСС определяется пальпатор-ным методом на сонной

или лучевой артериях после 3 минут отдыха, за 10, 15 или 30 секунд, после

чего производят пересчет полученных величин в минуту. Измерение ЧСС

проводится сразу же в первые 10 сек. после работы. Для контроля важно, как

реагирует пульс на нагрузку и быстро ли снижается после нагрузки. Вот за

этим показателем занимающийся должен следить, сравнивая ЧСС в покое и после

нагрузки. При малых и средних нагрузках нормальным считается восстановление

ЧСС через 10-15 минут.

Если ЧСС в покое утром или перед каждым занятием у студента постоянна,

то можно говорить о хорошем восстановлении организма после предыдущего

занятия. Если показатели ЧСС выше, то организм не восстановился.

Значительное учащение или замедление пульса на фоне ухудшения

самочувствия - один из симптомов утомления, переутомления или нарушения

состояния здоровья.

Вес. Для определения нормального веса используются различные весо-

ростовые индексы. В практике широко используют индекс Брока.

Нормальный вес тела для людей ростом

от 155 до 165 см = длина тела -100

165 - 175 см = длина тела -105

175 и выше см = длина тела -110

Более точную информацию о соотношении физического веса и конституции

тела дает метод, который кроме роста учитывает и окружность грудной клетки

рост(см) х объем грудной клетки (см) Вес в кг =^~

240

И. наконец, для определения веса можно предложить таблицу примерного

веса для мужчин и женщин (табл.7.2).

Таблица 7.2. - Примерный вес мужчин и женщин (в кг) в зависимости от

роста и возраста

|1 ,|Женщины |Мужчины |

|Рост |18-25 |2 5 - 40|18-25 лет|25-40 лет|

|в см |лет |лет | | |

| |вес в кг|вес в кг|вес в кг |вес в кг |

|152 |50,7 |49,9 | |— |

|154 |52,2 |51,6 | | |

|156 |53,8 |53,4 | | |

|158 |55,3 |55,1 | | |

|160 |56,9 |56,8 | | |

|162 |58,5 |58,5 |53,6 |59,8 |

|164 |60,0 |60,2 |56,1 |62,2 |

|166 |61,6 |62,0 |58,5 |64,6 |

|168 |63,1 |63,7 |61,0 |67,0 |

|170 |64,7 |65,4 |63,4 |69,4 |

|172 |66,3 |67,1 |65,9 |71,8 |

|174 |67,8 |68,8 |68,4 |74,2 |

|176 | | |70,8 |76,6 |

|178 | | |73,3 |79,0 |

|180 | | |75,8 |81,4 |

|182 | | |78,3 |83,9 |

|184 | | |80,8 |86,4 |

|186 | | |83,3 |88,8 |

|188 | | |85,9 |91,2 |

г_, „ к> быть рит

мичным и глубоким. В норме частота дыхания у взрослого человека 14-18

раз в минуту. При нагрузке увеличивается в 2-2,5 раза. Важным показате-

лем функции дыхания является жизненная емкость легких (Ж1:Л) - объем

воздуха, полученный при максимальном выдохе, сделанном после максимального

вдоха. В норме у женщин 2, 5 - 4 л, у мужчин равна 3, 5-5 л.

Артериальное давление (АД). Систолическое давление (макс) - это

давление в период систолы (сокращения) сердца, когда оно достигает

наибольшей величины на протяжении сердечного цикла. Диастол и чес кое

давление (мин) - определяется к концу диастолы (расслабления) сердца, когда

оно на протяжении сердечного цикла достигает минимальной величины.

Формула идеального давления для каждого возраста:

макс. АД = 102+ (0,6 х кол-во лет)

мин. АД = 63+ (0,5 х кол-во лет)

Всемирная организация здравоохранения предлагает считать нормальными

цифрами артериальное давление для систолического (макс.) -100 - 140 мм

рт.ст.; для диастолического 80-90 мм рт.ст.

7.5 Функциональные пробы и тесты

Уровень функционального состояния организма можно определить с помощью

функциональных проб и тестов.

Оргпостатическая проба. Подсчитывается пульс в положении лежа после 5-

10 минут отдыха, далее надо встать и измерить пульс в положении стоя. По

разнице пульса лежа и стоя судят о функциональном состоянии сердечно-

сосудистой и нервной систем. Разница до 12 уд/мин - хорошее состояние

физической тренированности, от 13 до 18 уд/мин - удовлетворительное, 19-25

уд/мин -неудовлетворительное, т.е. отсутствие физической тренированности,

более 25 уд/мин - свидетельствует о переутомлении или заболевании.

Проба Штанге (задержка дыхания на вдохе). После 5-ти минут отдыха сидя

сделать 2-3 глубоких вдоха и выдоха, а затем, сделав полный вдох

задерживают дыхание, время отмечается от момента задержки дыхания до ее

прекращения.

Средним показателем является способность задержать дыхание на вдохе для

нетренированных людей на 40-55 секунд, для тренированных -на 60-90 сек и

более. С нарастанием тренированности время задержки дыхания возрастает, при

заболевании или переутомлении это время снижается до 30-35 секунд.

Эта проба характеризует устойчивость организма к недостатку кислорода.

Проба Генчи (задержка дыхания на выдохе). Выполняется так же, как и

проба Штанге, только задержка дыхания производится после полного выдоха.

Здесь средним показателем является способность задержать дыхание на выдохе

для нетренированных людей на 25-30 сек., для тренированных на 40-60 сек. и

более.

86

Одномоментная проба. Перед выполнением одномоментной пробы отдыхают

стоя, без движений в течение 3 минут. Затем замеряют ЧСС за одну минуту.

Далее выполняют 20 глубоких приседаний за 30 секунд из исходного положения

ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. При приседании руки выносят

вперед, а при выпрямлении возращают в исходное положение. После выполнения

приседаний посчитывают ЧСС в течение одной минуты.

При оценке определяется величина учащения ЧСС после нагрузки в

процентах. Величина до 20% означает отличную реакцию сердечнососудистой

системы на нагрузку, от 21 до 40 % - хорошую,

от 4] до 65% - удовлетворительную,

от 66 до 75% - плохую,

от 76 и более - очень плохую.

Проба Рюффье. Для оценки деятельности сердечно-сосудистой системы

можно пользоваться пробой Рюффье. После 5-минутного спокойного состояния в

положении сидя подсчитать пульс за 10с (Р1), затем в течение 45 с

выполнить 30 приседаний. Сразу после приседаний подсчитать пульс за первые

10 с (Р2) и через минуту (РЗ) после нагрузки. Результаты оцениваются по

индексу, который определяется по формуле:

6х(Р1+ Р2+РЗ)-200

Индекс Рюффье =

10

Оценка работоспособности сердца: индекс Рюффье О - атлетическое сердце

0,1 - 5 - "отлично" (очень хорошее сердце) 5,1 - 10 - "хорошо"

(хорошее сердце)

10,1 - 15 - "удовлетворительно" (сердечная недостаточность) 15,1 - 20 -

"плохо" (сердечная недостаточность сильной степени) Тест не рекомендуется

выполнять людям с заболеваниями сердечно-сосудистой системы.

Тест на проверку* и оценку общей выносливости. Осуществляется с

помощью контрольных упражнений 2-х типов: преодоления средней, длинной

дистанции или преодоления возможно большего расстояния за определенное

время. Примерами этих упражнений являются:

1) бег и кросс на 1000, 2000, 2500, 3000, 5000м;

плавание на 200. 400, 500 м,

2) бег 12 мин.

Наиболее обоснованны оценки общей выносливости по тесту К.Купера. Это

12-ти минутный бег с преодолением максимального расстояния (км) (таблица

7.3):

Таблица 7.3 - Оценка физической работоспособности разных возрастных групп

по результатам 12-минутного теста в беге

|Оценка |Расстояние (км), преодолеваемое за 12|

|физическ|минут |

|ой | |

|подготов| |

|ленности| |

| |Возраст (лет) |

| |Незначитель|Значительно|Резкое |

| |ное |е | |

|Внимание |Редкие |Рассеянное,|Ослабленное|

| |отвлечения |частые |; реакции |

| | |отвлечения |на новые |

| | | |раздражител|

| | | |и |

| | | |(словесные |

| | | |указания) |

| | | |отсутствуют|

|Поза |Непостоянна|Частая |Стремление |

| |я, |смена поз, |положить |

| |потягивания|повороты |голову на |

| |ног и |головы в |стол, |

| |выпрямление|разные |вытянуться,|

| |туловища |стороны, |откинуться |

| | |обло-качива|на спинку |

| | |ние, |стула |

| | |поддержание| |

| | |головы | |

| | |руками | |

|Движения |Точные |Неуверенные|Суетливые |

| | |, |движения |

| | |замедленные|рук и |

| | | |пальцев |

| | | |(ухудшение |

| | | |подчерка) |

|Интерес к |Живой |Слабый |Полное |

|новому |интерес, |интерес, |отсутствие |

|материалу |задавание |отсутствие |интереса, |

| |вопросов |во-просов |апатия |

93

К ним относятся бледность кожных покровов и слизистой оболочки,

особенно заметная на лице, расслабленность и вялость движений,

сгорбленность позы или «развалка» в позе сидя, неуверенность и

нерешительность в действиях, повышенный тремор (дрожание) конечностей и др.

В учебной работе утомление проявляется в замедленном темпе выполнения

учебных заданий, в увеличении количества ошибок, в росте числа отвлечений

от дела.

Внешние психофизические симптомы поведения при утомлении проявляются в

виде общей заторможенности и угнетенности.

Умственное утомление в подавляющем случаев дает картину угрюмости,

отчужденности и флегматичности.

Таблица 8.2 - Краткая характеристика степеней переутомления (по К.К.

Платонову)

|Симптом |Степень переутомления |

| |I- |II - |III - |IV - |

| |начинающ|легкое |выраженн|тяжелое |

| |ееся | |ое | |

|Снижение |Малое |Заметное|Выраженн|Резкое |

|ра-ботоспос| | |ое | |

|об ности | | | | |

|Проявление |При |При |При |Без |

|ранее |усиленно|обычной |облегчен|видимой |

|отсутствова|й |нагрузке|ной |нагрузки|

|вшей |нагрузке| |нагрузке| |

|усталости | | | | |

|при | | | | |

|умственной | | | | |

|нагрузке | | | | |

|Компенсация|Не |Полность|Не |Незначит|

|понижения |требуетс|ю |полность|ельно |

|работоспосо|я | |ю | |

|бности | | | | |

|волевым | | | | |

|путем | | | | |

|Эмоциональн|Временно|Временам|Раздражи|Угнетени|

|ые сдвиги |е |и |тельност|е, |

| |снижение|неустойч|ь |резкая |

| |интереса|ивость | |раздражи|

| |к работе|настроен| |тельност|

| | |ия | |ь |

|Расстройств|Трудно |Труднее |Сонливос|Бессонни|

|а сна |засыпать|засыпать|ть днем |ца |

| |и |, | | |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.