рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Оценка уровня технико-тактической подготовленности баскетболисток спортивно-оздоровительной группы

считанные минуты, а порой и секунды перед стартом или в ходе спортивной

борьбы. Поэтому следует помнить, что психологическая подготовка спортсмена

к соревнованиям есть важный и обязательный элемент обучения и тренировки.

[6]

Психика, сознание и личностные качества человека не только

проявляются, но и формируются в деятельности. Соревновательная деятельность

– это особый вид деятельности человека, который может осуществляться только

при определенных условиях: соревнования должны быть соревнованиями.

Естественно, что лучшей школой психологической подготовки является

участие спортсмена в соревнованиях. Соревновательный опыт в спорте –

важнейший элемент подготовки спортсмена. Но каждое соревнование – это и

разрядка накопленного нервно-психологического потенциала и не редко причина

значительных физических и духовных травм. К тому же, участие в

соревнованиях это получение определенных результатов, подведение итогов

конкретного этапа тренировок, и приобретение спортивного мастерства

спортсмена. [8]

Психологическую подготовку спортсменов делят на две части: общая

психологическая подготовка и психологическая подготовка непосредственно к

соревнованию, и матчу.

Общая психологическая подготовка тесно связана с воспитательной и

идейной работой со спортсменами. Особенно это относится к формированию

идейной убежденности, воспитанию свойств личности. В программу

психологической подготовки должны быть включены мероприятия, направленные

на формирование спортивного характера. Спортивный характер – это важный

элемент успешного выступления в соревнованиях, где он по настоящему

проявляется и закрепляется, но формируется он в тренировочном процессе.

[12]

Психологическая готовность спортсмена к соревнованиям

определяется:

- спокойствием (хладнокровием) спортсмена в экстремальных

ситуациях, что является характерной чертой его отношения к

окружающей среде;

- уверенность спортсмена в себе, в своих силах как одной из сторон

отношения к себе, обеспечивающей активность, подготовленность

действий, помехоустойчивость;

- боевым духом спортсмена, как и отношение к процессу и результату

деятельности, боевой дух обеспечивает стремление к победе, то

есть к достижению соревновательной цели, что способствует

раскрытию резервных возможностей.

Единство этих черт спортивного характера осуществляет состояние

спокойной боевой уверенности.

Психологическая подготовленность юных баскетболистов особенно ярко

проявляется в соревнованиях. Официальный матч – это пробный камень

достижений тренера в психологической подготовке команды. В календарной игре

спортсмены испытывают предельные напряжения и полностью раскрывают как свои

волевые достоинства, так и недостатки. В напряженном матче довольно быстро

формируются ценные психологические качества баскетболиста. Учитывая эти

особенности соревновательных игр, нужно воспитывать сильных духом игроков в

учебных, контрольных, календарных играх.

О психологической готовности игроков к матчу особенно необходимо

заботиться во время сообщения им установки на игру. Никогда не заострять

внимание баскетболистов на сильных сторонах игры противника. Только

рассказать об особенностях игры соперников и предложить план нейтрализации

их действий. [12]

Самой важной и трудной борьбой спортсмена является его борьба с самим

собой, за преодоление своих психологических недостатков. Один из лозунгов,

стимулирующий психологическую подготовку глоссит: «Единственная схватка

первостепенного значения – это схватка с самим собой!». Победив собственную

слабость, баскетболист больше выиграет в соревновании, чем, если даже

одержит победу над несильным противником. И проигрыши сильнейшему может

обернуться психологической победой. [5]

Выводы:

Организация психологической подготовки к соревнованиям должна быть

направлена на формирование средств и качеств личности и психологических

состояний, которыми всегда обусловлена успешность и стабильность

соревновательной деятельности.

В условиях равной спортивной борьбы лучшая психологическая

подготовленность игроков является решающим фактором, так как дает

возможность наиболее эффективно показать физическую, техническую,

тактическую и теоретическую подготовленность игроков.

Психическая подготовка осуществляется на всем протяжении многолетней

подготовки на тренировочных занятиях, учебно-тренировочных сборах,

соревнованиях.

Глава 2. Задачи, методы, организация и содержание исследования

2.1. Задачи исследования

В дипломной работе нами определены следующие задачи исследования:

1. Проанализировать различные литературные источники, необходимые для

изучения технико-тактической подготовленности юных баскетболисток.

2. Оценить значимость элементов технико-тактических приемов при

подготовке юных баскетболисток; выделить ряд характерных

особенностей, отличающих игру женских и мужских команд.

3. Оценить и проанализировать уровень технико-тактической

подготовленности баскетболисток СДЮШОР-4, спортивно-оздоровительной

группы (13-15 лет).

4. Предложить методические рекомендации по повышению уровня технико-

тактической подготовленности баскетболистов.

2.2. Методы исследования

Основными методами исследования являются:

1. Анализ и изучение литературных данных, анализ документальных

материалов.

2. Контрольные испытания.

3. Метод педагогического наблюдения.

4. Анкетирование.

5. Метод математической обработки.

6. Сравнительный анализ.

Анализ и изучение литературных данных.

Анализ литературных источников позволил составить представление о

состоянии исследуемого вопроса, сообщить имеющиеся литературные данные и

мнения специалистов, тренеров, касающихся вопроса технико-тактической

подготовки.

Анализ документальных материалов

В качестве документальных источников были использованы: поурочная

учебная программа для ДЮСШ, журналы тренеров СДЮШОР – 4. анализ документов

позволил выявить различия в технико-тактической подготовленности по

результатам контрольных испытаний.

Контрольные испытания

Целью контрольных испытаний являлось: определить уровень технико-

тактической подготовленности юных баскетболисток на данном этапе,

проанализировать динамику роста результатов за два года обучения.

По результатам контрольных испытаний выявить претенденток на перевод в

учебно-тренировочную группу (УТГ) соответствующего возраста.

Метод педагогического наблюдения

Задачей педагогического наблюдения являлось: изучить организацию

проведения контрольных испытаний, которые проводились на баскетболистках

спортивно-оздоровительной группы.

Анкетирование

Целью проведения анкетного опроса являлось: определить приоритет

значимости технико-тактических приемов баскетболисток; выделить характерные

особенности, отличающие игру женских и мужских команд.

Сравнительный анализ

Данный метод использовался при сравнении результатов анкетирования

тренеров-преподавателей, студентов ФФК и спортсменов; результатов

тестирования баскетболисток спортивно-оздоровительной группы.

Метод математической обработки результатов

Данный метод применялся для обработки результатов, полученных в ходе

тестирования и анкетирования.

2.3. Организация исследования

Наше исследование заключалось в проведении контрольных испытаний по

определению уровня технико-тактической подготовленности баскетболисток

спортивно-оздоровительной группы. Исследование проводилось для того, чтобы

по результатам контрольных испытаний определить динамику роста показателей

уровня технико-тактической подготовленности баскетболисток; выделить

претенденток на перевод в УТГ соответствующего возраста.

Исследование проводилось на девушках 13-15 лет. В исследовании

принимало участие 18 учащихся ДЮСШ-4 (списки находятся в приложении).

Контрольные испытания проводились в 2002-2003 учебных годах и

проходили в три этапа.

На первом этапе исследование позволило выявить начальный уровень

технико-тактической подготовленности баскетболисток спортивно-

оздоровительной группы, степень владения двигательными навыками.

Тестирование проводилось в апреле 2002 года.

Второй этап исследования проводился в октябре 2002 года на тех же

испытуемых. Исследование на данном этапе позволило определить динамику

роста спортивных результатов и уровень технико-тактической подготовленности

испытуемых. В результате исследований проведенных в 2002 году учитывалась

разница между результатами и общие оценки по технико-тактической

подготовке.

Третий этап исследования состоялся в апреле 2003 года (состав

испытуемых тот же, что и на предыдущих этапах). Исследование на данном

этапе позволило проанализировать уровень развития технико-тактической

подготовленности баскетболисток спортивно-оздоровительной группы.

Определить контингент занимающихся, которые справились с переводными

нормативами по технико-тактической подготовке.

Условия проведения испытаний для всех испытуемых одинаковы. Все

контрольные нормативы проводились в спортивном зале школы № 42. Каждое

испытание девочки выполняли по очереди, в порядке, котором они выбирались

тренером. При выполнении любого теста на всей площадке должен находиться

только испытуемый. Каждое испытание вначале объяснялось, а затем

показывалось испытуемым. Это делалось для более точного воспроизведения

предлагающегося задания.

Результаты каждого теста протоколировались и окончательные оценки

представлены в приложении.

Для организации анкетирования была предложена единая форма анкеты для

всех опрашиваемых (Приложение 1, 2). Анкетирование проводилось среди

студентов ФФК (5 человек), тренеров-преподавателей (5 человек), действующих

спортсменов-баскетболистов (5 человек).

2.4. Содержание исследования

В качестве контрольных испытаний нами были использованы следующие

тесты:

а) Перемещение 6х5.

Тест служит для оценки перемещения разными способами.

На площадке чертится квадрат со стороной 5м. На конце одной из сторон

ставится отметка (чертится линия) – место старта и финиша. На

противоположной линии ставится другая отметка, от которой движение

начинается в обратном направлении.

Передвижение начинается с наружной стороны ограничительных линий.

Баскетболист становится лицом по ходу движения у места старта (квадрат

остается впереди слева). По сигналу он передвигается лицом вперед (5м.),

затем по другой стороне квадрата приставными шагами левым боком в защитной

стойке (5м.) и спиной вперед (5м.), заступает одной нагой за

ограничительную линию и проделывает весь путь в обратном направлении: лицом

вперед, приставным шагом правым боком, в защитной стойке и спиной вперед. В

момент пересечения игроком линии финиша секундомер останавливается.

Каждый испытуемый выполняет по две попытки, лучший результат

записывается, округляется с точностью до десятых секунд.

б) Комбинированное упражнение.

Тест позволяет определить у детей степень владения технико-

тактическими приемами, точность бросков в движении и в прыжке; оценить

быстроту передвижения, технику ведения правой и левой рукой.

В правой ближней половине площадки (ели стоять на середине лицевой

линии лицом к площадке) располагаются 4-е набивных мяча. Первый в середине

площадки в трех метрах от средней линии, второй на боковой линии в 6-ти

метрах от линии; третий в середине площадки в 6-ти метрах от первого мяча и

четвертый – в правом ближнем углу площадки. С левой стороны площадки, вдоль

боковой линии на расстоянии 2-х метров от нее, стоят три стойки. Одна

стойка – на средней линии площадки, две другие – впереди и сзади от нее на

расстоянии 2-х м. Игрок начинает движение с места пересечения боковой и

средней линии в правой стороне площадки. Он передвигается левым боком в

защитной стойке к первому мячу, касается его левой рукой, затем

передвигается правым боком по направлению ко второму мячу, касается его

правой рукой, продолжает движение левым боком к третьему мячу, касается его

рукой и правым боком направляется к 4-му мячу. Коснувшись его правой рукой,

игрок делает рывок к средней линии, на которой лежит баскетбольный мяч

(расстояние от мяча до правой боковой линии 1м.), берет его и ведет его на

противоположную половину площадки. Затем игрок входит в 3-х секундную зону

и выполняет бросок в движении правой рукой, ловит мяч и ведением левой

рукой выводит его к области штрафного броска с правого края, если смотреть

на кольцо. Далее игрок обходит зону штрафного броска слева на право, входит

в область штрафного броска и выполняет бросок в движении уже левой рукой.

Подобрав мяч после броска, игрок ведет его сильной рукой к стойкам,

попеременно обводит их правой, затем левой; правой рукой ведет мяч к

противоположному щиту и завершает упражнение броском мяча в прыжке после

остановки в области линии штрафного броска. Время останавливается при

касании мячом кольца. Оценивается время выполнения упражнения с точностью

до десятой доли секунды. (Рисунок 1)

- набивные мячи - перемещение без мяча

- стойки - бросок мяча в кольцо

- баскетбольный мяч - ведение мяча

Рисунок 1.

в) Броски с точек

Тест позволяет определить у баскетболистов точность попадания мяча в

корзину с разного расстояния и под разным углом. Вокруг трехсекундной зоны

(трапеции) с обеих сторон площадки расположены 4-е отметки для бросков.

Первые две точки расположены на расстоянии 4-х метров по обе стороны от

бокового края щита, перпендикулярно кольцу, две другие расположены на

дальних от щита углах трапеции, в районе линии штрафных бросков. С каждой

отметки выполняется по 5-ть бросков любым способом с места. Броски мяча в

корзину выполняются в любой последовательности, с начала на одной стороне

площадки, затем на другой. В общей сложности выполняется 40 бросков с

точек. Учитывается количество попаданий мяча в корзину.

г) Штрафной бросок.

Тест позволяет определить точность попадания штрафных бросков.

Штрафной бросок выполняется в 4-х метрах от баскетбольного щита с линии

штрафных бросков. Оценивается количество попаданий в корзину из 30 бросков.

Глава 3. Исследование уровня технико-тактической подготовленности

баскетболисток спортивно-оздоровительной группы

3.1. Оценка значимости компонентов технико-тактической подготовленности

юных баскетболисток

Анкетный опрос проводился с целью:

1. Выявления приоритета значимости технико-тактических приемов юных

баскетболисток (13-15 лет).

2. Выделения характерных особенностей, отличающих игру женских и

мужских команд.

Анкетирование проводилось среди тренеров-преподавателей по баскетболу,

спортсменов, баскетболистов разного возраста и студентов ФФК специализации

спортивные игры. Опрос проводился по специально разработанным анкетам,

содержание которых одинаково для всех опрашиваемых (Приложение 1,2).

В анкетировании приняло участие 15 человек (5 тренеров-преподавателей,

5 спортсменов, 5 студентов ФФК).

В таблице 1 представлены результаты первого анкетирования, где

респондентам предлагалось оценить значимость технико-тактических приемов по

десятибалльной шкале.

Таблица 1

Значимость технико-тактических приемов юных баскетболисток (13-15 лет) в

баллах

|№ |Технико-тактические приемы |Баллы |

|п.п.| | |

| | |Тренеры |Спортсмен|студенты |

| | | |ы | |

|1 |Техника нападения |43 |34 |40 |

|2 |Техника владения мячом |50 |40 |43 |

|3 |Техника защиты |36 |37 |40 |

|4 |Техника овладения мячом |40 |39 |38 |

|5 |Индивидуальные действия в нападении|41 |45 |42 |

|6 |Групповые действия в нападении |42 |50 |46 |

|7 |Командные действия в нападении |38 |41 |48 |

|8 |Индивидуальные действия в защите |43 |46 |48 |

|9 |Групповые действия в защите |35 |47 |44 |

|10 |Командные действия в защите |32 |42 |41 |

Выводы:

Проанализировав результаты первого анкетирования можно сделать

следующие выводы:

- По мнению тренеров-преподавателей при обучении баскетболисток

особое внимание в этом возрасте (13-15 лет) необходимо уделять

внимание технике нападения (передвижениям и технике владения

мячом) и тактике защиты (индивидуальным действиям);

- Спортсмены – баскетболисты считают важным при обучении особое

внимание уделять групповым действиям в нападении, а так же

индивидуальным и групповым действиям в защите;

- Студенты ФФК специализации спортивные игры наиболее значимым

считают обучение командным и групповым действиям в нападении и

индивидуальным действиям в защите.

При обучении сразу большому числу различных технико-тактических

приемов невозможно достичь удовлетворительного уровня владения элементами

техники и тактики и особенно невозможно достичь удовлетворительного

качества их применения. Из этого следует, что единственно правильным

методом работы тренера, занимающегося с юными возрастными категориями

игроков, будут параллельные и равные по интенсивности занятия техникой

нападения и техникой защиты. Надо на ранних ступенях увязывать обучение

технике и индивидуальной тактике. Перенесение центра тяжести работы на

коллективную тактику осуществляется в более поздней фазе тренировок, после

того, как уже достигнут необходимый уровень технической подготовленности и

индивидуальной тактики.

Данные, полученные в ходе анкетирования, совпадают с данными учебно-

методических пособий.

Во втором вопросе анкеты предлагалось выделить особенности отличающие

игру женских и мужских команд. Ответы представлены в таблице 2. Ниже

построена диаграмма результатов опроса (Рисунок 2).

Таблица 2

Приемы, используемые в игре мужскими и женскими командами.

|№ |Технико-тактические приемы |в % |

|п.п.| | |

| | |Мужчины |Женщины |

|1 |Передачи одной рукой |100 |26 |

|2 |Передачи двумя руками |20 |100 |

|3 |Дальние броски в прыжке |100 |7 |

|4 |Броски крюком |93 |13 |

|5 |Дриблинг |100 |20 |

|6 |Личная зашита |100 |73 |

|7 |Зонная защита |73 |86 |

|8 |Добивание мяча |100 |13 |

|9 |Перехват мяча |80 |66 |

|10 |Быстрый прорыв |66 |80 |

|Свои варианты |

|11 |Броски сверху |13 |0 |

|12 |Бросок с двух шагов |7 |7 |

|13 |Заслоны |13 |13 |

[pic]

Рисунок 2. Технико-тактические приемы, используемые в игре мужскими и

женскими командами в процентном соотношении

Выводы:

Из проведенного анкетирования видно, что по мнению опрашиваемых,

мужчины применяют более разнообразные технико-тактические приемы по

сравнению с женщинами. Так, женщины, в меньшей степени чем мужчины

используют такие элементы как: передачи одной рукой, дальние броски в

прыжке, броски крюком, разнообразные способы ведения мяча и добивание мяча

в кольцо. Это можно объяснить тем, что у женщин в сравнении с мужчинами

менее развиты двигательные способности. Но, не смотря на это, есть технико-

тактические приемы, в которых женщины превосходят или находятся на одном

уровне с мужчинами. Это такие приемы как: перехват мяча, быстрый прорыв,

личная защита.

Проанализировав данные, полученные в ходе анкетирования, можно сделать

вывод, что тренерам, работающим с женскими командами, необходимо особое

внимание уделять развитию физических качеств. Это необходимо для того,

чтобы разнообразить применение в игре различных технико-тактических

приемов, способствующих большей эффективности и результативности игры.

3.2. Оценка динамики изменения уровня технико-тактической

подготовленности юных баскетболисток спортивно-оздоровительной группы

Контрольные испытания проводились с целью определения уровня технико-

Страницы: 1, 2, 3, 4


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.